НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРЕЕМСТВО ПО ЗАКОНУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (12.00.03 )
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРЕЕМСТВА 15
§ 1. Сущность преемства в наследственных отношениях 15
§ 2. Универсальность наследственного преемства 21
§ 3. Субъекты наследственного преемства 25
§ 4. Открытие наследства 33
§ 5. Наследство как объект наследственного преемства 40
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ КАТЕГОРИИ НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРЕЕМСТВА ПО ЗАКОНУ 55
§ 1. Условия наследования по закону 55
§ 2. Законные наследники 62
§ 3. Особенности правового положения некоторых субъектов наследственного преемства по закону 93
ГЛАВА 3. КОНКЛЮДЕНТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НАСЛЕДНИКОВ И ПОСЛЕДСТВИЯ ИХ СОВЕРШЕНИЯ ПРИ НАСЛЕДОВАНИИ ПО ЗАКОНУ 121
§ 1. Отказ от наследства 121
§ 2. Принятие наследства 126
§ 3. Публично-правовые аспекты наследственного преемства 147
ГЛАВА 4. НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЗАКОНУ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ИМУЩЕСТВА 158
§ 1. Наследование прав, связанных с участием в деятельности
хозяйствующих субъектов, наследование предприятия 158
§ 2. Наследование авторских и смежных прав 166
§ 3. Наследование земельных участков 173
§ 4. Наследование иных видов имущества 181
БИБЛИОГРАФИЯ 190
1. Список использованных нормативных правовых актов 190
2. Список использованной научной и учебной литературы 199
3. Материалы судебной практики 206
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРЕЕМСТВА 15
§ 1. Сущность преемства в наследственных отношениях 15
§ 2. Универсальность наследственного преемства 21
§ 3. Субъекты наследственного преемства 25
§ 4. Открытие наследства 33
§ 5. Наследство как объект наследственного преемства 40
ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ КАТЕГОРИИ НАСЛЕДСТВЕННОГО ПРЕЕМСТВА ПО ЗАКОНУ 55
§ 1. Условия наследования по закону 55
§ 2. Законные наследники 62
§ 3. Особенности правового положения некоторых субъектов наследственного преемства по закону 93
ГЛАВА 3. КОНКЛЮДЕНТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ НАСЛЕДНИКОВ И ПОСЛЕДСТВИЯ ИХ СОВЕРШЕНИЯ ПРИ НАСЛЕДОВАНИИ ПО ЗАКОНУ 121
§ 1. Отказ от наследства 121
§ 2. Принятие наследства 126
§ 3. Публично-правовые аспекты наследственного преемства 147
ГЛАВА 4. НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЗАКОНУ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ИМУЩЕСТВА 158
§ 1. Наследование прав, связанных с участием в деятельности
хозяйствующих субъектов, наследование предприятия 158
§ 2. Наследование авторских и смежных прав 166
§ 3. Наследование земельных участков 173
§ 4. Наследование иных видов имущества 181
БИБЛИОГРАФИЯ 190
1. Список использованных нормативных правовых актов 190
2. Список использованной научной и учебной литературы 199
3. Материалы судебной практики 206
Актуальность темы исследования обусловливается, прежде всего, качественным изменением в последнее время социально-экономической модели российского общества. Переход к конкурентно-рыночной экономике не мог не вызвать формирование принципиально новой идеологии наследственного преемства и его новых категорий, включая круг наследников по закону. Как известно, возникновение института наследования связано с появлением частной (индивидуальной, личной) собственности. Именно поэтому институт наследования является одним из самых древних правовых институтов. Развитие гражданского права в России, в том числе развитие наследственных отношений, как и в любом другом государстве, имеет свои особенности. В настоящее время в России они обусловлены, прежде всего, историческим фактором: гражданам более полувека навязывали специфический менталитет, не признающий право частной собственности, при котором получение наследства фактически считалось одним из видов нетрудового дохода. Следствием этого явилась общая юридическая безграмотность населения и, соответственно, множество наследственных дел в судах, потребность в их оптимальном разрешении на базе адекватного наследственного законодательства.
Традиционная актуальность данной темы обусловлена также тем, что с оформлением имущества, переходящего в порядке наследования, в жизни сталкивается каждый гражданин. При этом возможность наиболее эффективной и простой реализации возникающих при наследовании прав и обязанностей граждан и других субъектов связана непосредственно с нормами действующего гражданского законодательства, которые должны содержать точное и четкое закрепление правил такой реализации. Третья
4
часть Гражданского кодекса Российской Федерации1 (далее ГК РФ) вступила в силу 01 марта 2002 г., то есть действует немногим более трех лет. Действующие нормы наследственного права, безусловно, значительно полнее и «профессиональнее» регулируют рассматриваемую область отношений. Они во многом учитывают особенности изменившихся социально-экономических условий жизни общества.
Как и ранее, закон предусматривает необходимость прохождения гражданином определенной процедуры в целях надлежащего оформления наследственных прав, причем именно необходимость, так как без надлежащего закрепления за собой прав на имущество умершего наследник находится в некоем «подвешенном» состоянии, связанном с невозможностью дальнейшего распоряжения принадлежавшим наследодателю имуществом. При этом препятствия, которые приходится преодолевать гражданину при оформлении наследственных прав, различаются в зависимости от обстоятельств каждой отдельной ситуации.
Поэтому цель законотворческой деятельности должна сводиться к тому, чтобы закон содержал как можно меньше неточностей, расплывчатых выражений и разрешал по возможности все те вопросы, с которыми граждане сталкиваются в наследственных делах. При этом само понимание закона должно быть предельно доступным. В связи с недостаточностью прошедшего времени с момента принятия третьей части ГК РФ, не следует считать наследование оптимально урегулированной областью законодательства: в ней по-прежнему сохраняются многие пробелы, неточности, спорные положения. Это также служит одним из важных факторов, определяющих актуальность темы диссертационной работы.
1 Гражданский кодекс РФ. Часть первая ГК РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ//Российская газета. 1994. №№ 238- 239. Введена в действие Ф3 от 30.11.1994г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Часть вторая ГК РФ от 26.01.1996г. № 14-ФЗ // Российская газета. 1996. №№ 23,24,25. Введена в действие Ф3 от 26.01.1996г. № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации». Часть третья от 26.11.2001г. № 146-ФЗ. // Российская газета. 2001. № 233. Введена в действие Ф3 от 26.11.2001г. № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации».
5
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются отношения наследственного преемства по закону в Российской Федерации как составляющая часть объекта наследственного права - сверхбольшого института (или подотрасли) российского гражданского права. Предметом исследования являются гражданско-правовые проблемы, наследования по закону, характеризующие понятийный аппарат института наследственного преемства, основания наследования, субъектов наследственного преемства, наследственное имущество, открытие наследства, конклюдентные действия наследников, очередность наследования имущества, права пережившего супруга на обязательную долю, и на имущество, находившееся в общей собственности, а также наследование выморочного имущества и правовую природу наследования имущества, установленного главой 65 ГК РФ.
Источники исследования. Источниками исследования являются материалы судебной и другой правоприменительной практики по делам о наследовании, законодательные и другие нормативные правовые акты, содержащие нормы наследственного права, гражданско-правовая литература, в том числе литература о наследовании.
Эмпирическую базу исследования образуют, в частности, разъяснения Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, Пленума Верховного Суда СССР, Пленума Верховного Суда РСФСР, а также определения Конституционного Суда Российской Федерации по делам о наследовании и другим вопросам, имеющим прямое отношение к наследственному преемству по закону.
Нормативную основу исследования составляют: Конституция РФ, гражданское, гражданское процессуальное, пенсионное, семейное, трудовое и иное законодательство Российской Федерации, СССР, РСФСР и подзаконные нормативные правовые акты по предмету исследования (Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти).
6
Из числа литературных источников использовались диссертации и авторефераты диссертаций на соискание ученой степени кандидата юридических наук, монографии, статьи в юридических журналах, комментарии к законам, учебники и учебные пособия по гражданскому праву, смежным отраслям частного права современного российского, досоветского и советского права в части, относящейся к наследственному преемству по закону.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является всестороннее исследование отношений наследственного преемства по закону как урегулированных, так и не урегулированных нормами гражданского права, включающее сравнение ранее действовавшего и действующего законодательства России, анализ сложившейся судебной практики, а также поиск, разработку и обоснование путей решения выявленных проблем, как с теоретической, так и особенно с практической точки зрения. Именно практическая сторона исследования играет главную роль в дальнейшем развитии исследуемого правового института. Кроме того, для объективной оценки исследуемого института поставлена цель, проанализировав действующее законодательство в рассматриваемой области, выявить причины формирования именно такого правового института, каким он является на сегодняшний день.
В соответствии с изложенными целями в диссертации ставятся и решаются следующие задачи:
1. исследования правовой природы наследственного преемства по закону, раскрытия его сущности и специфики;
2. сравнительного анализа современного и ранее действовавшего отечественного законодательства в рассматриваемой области;
3. систематизации действующего в настоящее время законодательства о наследовании, а также судебной практики;
7
4. анализа и оценки правового механизма реализации института наследования по закону на практике, в том числе выявления имеющих место положительных и негативных моментов;
5. выявления пробелов в законодательстве, а также норм, требующих изменения или дополнения; внесения практических предложений по усовершенствованию законодательства о наследовании по закону.
Методологической основой исследования является комплексный метод, включающий в себя общенаучные методы познания (анализ, синтез, исследование причинных связей, описание), так и методы познания, присущие юридической науке (формально-логической и лингвистической интерпретации права, историко-правовой).
Теоретической базой исследования явились работы известных авторов: М.Ю. Барщевского, В.А. Белова, А.В. Бегичева, С.А. Боголюбова, Е.С. Болтановой, Ю.Н. Власова, В.Н. Гаврилова, Д.М. Генкина, М.В. Гордона, В.П. Грибанова, С.П. Гришаева, Л.Ю. Грудцыной, А.Н. Гуева, Е.П. Данилова, В.А. Дозорцева, В.В. Доменской, А.Ф. Ефимова, Г.А. Жилина, Т.И. Зайцевой, И.А. Зенина, А.Ю. Ильковой, О .С. Иоффе, И.А. Исаева, Н.А. Кречет, М. Липовенко, Е.П. Михайловой, И.Б. Новицкого, Ю.П. Орловского,
О.Н. Садикова, В.Н. Серебровского, Т.В. Соломатовой, И.В. Тараниной, М.В. Телюкиной, Ю.Г. Ткаченко, Ю.К. Толстого, П.Я. Трубникова, P.O. Халфиной, З.М. Черниловского, О.И. Чистякова, В.В. Чубарова, Г.Ф. Шершеневича, Э.Б. Эйдиновой, А.М. Эрделевского, К.Б. Ярошенко и других.
Степень научной разработанности темы исследования. Институт наследования традиционно является одной из главных областей, исследуемых и разрабатываемых отечественными учеными-цивилистами. Рассмотренные диссертационные работы многих авторов, научные статьи, публикации и комментарии качественно характеризуют институт наследования в целом, а также уделяют большое внимание практике применения законодательства о наследовании по закону, как неотъемлемой
8
части рассматриваемого института. В силу перманентно меняющегося российского законодательства, модернизации старых понятий, требований и условий практического применения рассматриваемой тематики перечень опубликованных трудов непрерывно пополняется. На основании изученного материала можно сделать вывод о научной обоснованности и степени исследованности рассматриваемой темы.
Научная новизна исследования. Научная новизна диссертационной работы выражается в том, что она является первым комплексным монографическим исследованием наследственного преемства по закону, проведенным в новых социально-экономических условиях на базе современного российского наследственного законодательства и материалов практики его применения.
На защиту выносятся следующие научные положения.
1. Заключение о целесообразности замены термина «правопреемство» термином «преемство прав и обязанностей», точно отражающим его смысловое значение. В силу того, что ст. 1110 ГК РФ, раскрывая сущность наследования, устанавливает объект такого преемства - имущество умершего (наследство, наследственное имущество), включающее в себя вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст. 1112 ГК РФ), представляется возможным и необходимым заменить понятие «универсальное правопреемство» понятием «наследственное преемство», в целом сохраняющим признаки универсальности, но и обозначающим также переход прав и обязанностей умершего к наследнику, не всегда тождественных по своему объему (содержанию).
2. Аргументация необходимости дополнения ст. 1141 ГК РФ положением о том, что в основе определения родственных отношений при наследовании по закону в порядке ст. ст. 1142-1144, п. п. 1,2 ст. 1145 ГК РФ лежит принцип родства по происхождению (кровного родства) или супружеского родства. Такая позиция законодателя прослеживается на
9
протяжении всей истории развития отечественного права и вытекает также из смысла ст. 1147 ГК РФ.
3. Вывод о том, что в современных условиях реализовать нормы нового наследственного законодательства, направленные на уменьшение случаев перехода наследства государству путем значительного увеличения количества очередей наследников по закону, в полном объеме не представляется возможным.
4. Оценка как некорректной формулировки п. 1 ст. 1117 ГК РФ, предусматривающего возможность отстранения граждан от наследования как недостойных наследников. Закон устанавливает возможность такого отстранения лишь за совершение наследниками противоправных действий, направленных на определенные оговоренные законом цели. В связи с тем, что в некоторых случаях именно умышленное бездействие может способствовать увеличению доли наследника по закону или других лиц в наследственном имуществе, призванию его или других лиц к наследованию, необходимо установить, что бездействие, так же как и действие, должно являться основанием для признания наследника недостойным при оговоренных в ст. 1117 ГК РФ условиях.
5. Обоснование необходимости создания единого нормативного акта (закона) о порядке наследования, учета и передачи выморочного имущества в собственность Российской Федерации или муниципальных образований, которым также будут определены условия и порядок возврата такого имущества наследникам, урегулированы вопросы о гарантиях и компенсациях при невозможности возврата имущества в натуре, а также лицам, которым уже передано данное имущество в пользование, собственность, предусмотрена ответственность должностных лиц и другие юридически значимые обстоятельства.
6. Вывод о неполноте нормы ст. 1115 ГК РФ. Согласно ст. 1112 ГК РФ наследство могут составлять лишь некоторые имущественные права и
10
обязанности наследодателя. В связи с тем, что такие права и обязанности могут явиться единственным наследственным имуществом, вопрос о месте открытия наследства в подобной ситуации при невозможности установить последнее место жительства наследодателя или нахождении его за пределами Российской Федерации законом недостаточно урегулирован. В связи с этим диссертантом сформулировано предложение № 6 в перечне предложений по совершенствованию законодательства.
7. Обоснование законодательного уточнения и закрепления критерия «уважительности» причин пропуска срока принятия наследства. Положение обусловлено желанием диссертанта ограничить суд определенными рамками в оценке указанного критерия, в связи с чем сформулировано предложение №7 в перечне предложений по совершенствованию законодательства.
В соответствии с теоретическими выводами и заключениями, а также проведенным исследованием в диссертации обосновывается ряд предложений по совершенствованию наследственного законодательства. В частности, предлагается:
1. внести поправку в п. 1 ст. 1110 ГК РФ, изменив понятие «универсальное правопреемство» на понятие «наследственное преемство»;
2. дополнить п. 1 ст. 1141 ГК РФ следующим положением: «При этом в основе определения родственных отношений при наследовании по закону в порядке ст. ст. 1142-1144, п. п. 1,2 ст. 1145 ГК РФ лежит принцип родства по происхождению (кровного родства) или супружеского родства»;
3. поручить Управлению записи актов гражданского состояния г.Москвы обязанности по ведению родословных российских граждан и оповещению в случае смерти гражданина его наследников всех очередей,
- создав полную архивную базу по всем гражданам Российской Федерации;
4. в п. 1 ст. 1117 ГК РФ внести дополнение, в соответствии с которым наследники будут признаваться недостойными по основаниям п. 1 ст. 1117 ГК РФ не только за умышленные противоправные действия, но и за
11
умышленное противоправное бездействие; а также дополнить название ст.1117 ГК РФ словосочетанием: «и отказополучатели»;
5. создать единый нормативный акт (закон) о порядке наследования, учете выморочного имущества и передачи его в собственность Российской Федерации;
6. внести в ст. 1115 ГК РФ следующее дополнение: «место нахождения имущественных прав определяется местом нахождения физического или юридического лица, либо государственного органа, к которым надлежит обращаться гражданам для их реализации. Ценность имущественных прав определяется исходя из рыночной стоимости имущества, на которое переходят имущественные права, на день открытия наследства»;
7. в целях ограничения суда определенными рамками в оценке критерия «уважительности» причин пропуска срока для принятия наследства, в п. 1 ст. 1155 ГК РФ понятие «другие уважительные причины» определить как уважительные причины, обусловленные отсутствием действительной возможности наследника принять наследство, то есть невозможностью совершить каждое из следующих действий:
- лично явиться в нотариальную контору (иной уполномоченный орган) для подписания заявления о принятии наследства (заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство);
- направить вышеуказанное заявление в нотариальную контору (иной уполномоченный орган) по почте;
- оформить доверенность на право представлять интересы наследника в нотариальной конторе (ином уполномоченном органе) при принятии наследства на иное лицо;
8. установить фиксированный размер пошлин и налогов при наследовании имущественных прав, не подлежащих оценке;
9. дополнить абз. 1 п. 1 ст. 1161 ГК РФ следующим предложением: «В том случае, если указанный выше наследник является единственным
12
наследником по закону, то его доля переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации»;
10. в целях упорядочения и координации работы нотариусов, занимающихся наследственными делами, законодательно увеличить их число, а также утвердить обязательное количество помощников нотариуса: 5-
6 человек.
11. внести в Федеральный закон от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» дополнение и изложить ч. 4 п.
7 ст. 21 Закона следующим образом: «До принятия наследником доли в уставном капитале общества права и обязанности умершего участника общества осуществляются и, соответственно, исполняются указанным в завещании лицом или назначенным нотариусом управляющим из числа наследников по закону, имеющим преимущественное право на получение в счет своей наследственной доли указанного в п. 7 настоящей статьи имущества. Если отсутствуют наследники по завещанию, и никто из наследников по закону не имеет преимущественного права на получение в счет своей наследственной доли указанного в п. 7 настоящей статьи имущества, нотариус назначает управляющего по своему усмотрению».
12. утвердить перечни государственных наград, почетных и памятных знаков, на которые распространяется законодательство о государственных наградах и на которые указанное законодательство не распространяется; привести законодательство о государственных наградах в соответствие с нормами ГК РФ.
13. в связи с тем, что ст. 1183 ГК РФ, п. 3 ст. 23 Федерального закона от «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими
л
изменениями и дополнениями), ст. 63 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах
2 Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЭ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Российская газета. 2001. № 247.
13
внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (с
л
последующими изменениями и дополнениями), п. 2.7. Методического указания о порядке выплаты пособий и компенсаций расходов на погребение, изготовление и установку надгробных памятников умершим пенсионерам уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (с последующими изменениями и дополнениями)4 содержат противоречия относительно порядка получения неполученных наследодателем сумм трудовой пенсии, следует привести вышеуказанные Законы и Методическое указание в соответствие с нормами ГК РФ.
Практическая значимость исследования. Содержащиеся в работе теоретические выводы и практические предложения могут быть учтены при подготовке соответствующих нормативных и ненормативных правовых актов и изменений к ним. Опубликованные автором диссертационной работы научные статьи по рассматриваемой теме, касающиеся принятия наследства и дальнейшего оформления наследственных прав, представляют собой практическое руководство для каждого гражданина, желающего приобрести наследство. Работа может быть использована в процессе преподавания студентам спецкурсов «Наследственное право», «Нотариат» и др.
Структура и объем работы. Структура диссертационной работы определена действующим законодательством, а также отражает концептуальный подход диссертанта. Работа состоит из введения, четырех
3 Закон РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно¬исполнительной системы, и их семей» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. №9.
4 Методическое указание о порядке выплаты пособий и компенсаций расходов на погребение, изготовление и установку надгробных памятников умершим пенсионерам уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утв. письмом Главного управления исполнения наказаний Минюста РФ от 15.12.2002г. № 18/16/4-590 «О выплате пособий и компенсаций расходов на погребение, изготовление и установку надгробных памятников умершим пенсионерам УИС Минюста России» // Ведомости уголовно-исполнительной системы, 2003. № 5.
14
глав, объединяющих пятнадцать параграфов, списка использованных нормативных правовых актов, научной и учебной литературы, материалов судебной практики (библиографии). Содержание изложено на 175 страницах.
В главе 1 рассматриваются общие особенности правового института наследственного преемства, аргументируется тезис правильности применения термина «преемство прав и обязанностей», замены понятия «универсальное правопреемство» понятием «наследственное преемство», раскрывается сущность понятий, признаки универсальности, рассматриваются особенности правового положения субъектов наследственного преемства в целом, раскрывается и анализируется существо общих положений об открытии наследства и самого наследства. В главе 2 дается анализ существующих очередей наследования по закону, раскрываются особенности правового положения отдельных субъектов наследственного преемства по закону. В главе 3 приводятся имеющие юридическое значение действия наследников, рассматриваются последствия совершения таких конклюдентных действий, в том числе с точки зрения налогообложения. Глава 4 посвящена особенностям наследования отдельных видов имущества. В каждой главе диссертационной работы проводится сравнительный анализ прежнего и действующего законодательства, анализируется судебная практика, а также содержатся практические предложения автора по поводу устранения имеющихся пробелов.
Традиционная актуальность данной темы обусловлена также тем, что с оформлением имущества, переходящего в порядке наследования, в жизни сталкивается каждый гражданин. При этом возможность наиболее эффективной и простой реализации возникающих при наследовании прав и обязанностей граждан и других субъектов связана непосредственно с нормами действующего гражданского законодательства, которые должны содержать точное и четкое закрепление правил такой реализации. Третья
4
часть Гражданского кодекса Российской Федерации1 (далее ГК РФ) вступила в силу 01 марта 2002 г., то есть действует немногим более трех лет. Действующие нормы наследственного права, безусловно, значительно полнее и «профессиональнее» регулируют рассматриваемую область отношений. Они во многом учитывают особенности изменившихся социально-экономических условий жизни общества.
Как и ранее, закон предусматривает необходимость прохождения гражданином определенной процедуры в целях надлежащего оформления наследственных прав, причем именно необходимость, так как без надлежащего закрепления за собой прав на имущество умершего наследник находится в некоем «подвешенном» состоянии, связанном с невозможностью дальнейшего распоряжения принадлежавшим наследодателю имуществом. При этом препятствия, которые приходится преодолевать гражданину при оформлении наследственных прав, различаются в зависимости от обстоятельств каждой отдельной ситуации.
Поэтому цель законотворческой деятельности должна сводиться к тому, чтобы закон содержал как можно меньше неточностей, расплывчатых выражений и разрешал по возможности все те вопросы, с которыми граждане сталкиваются в наследственных делах. При этом само понимание закона должно быть предельно доступным. В связи с недостаточностью прошедшего времени с момента принятия третьей части ГК РФ, не следует считать наследование оптимально урегулированной областью законодательства: в ней по-прежнему сохраняются многие пробелы, неточности, спорные положения. Это также служит одним из важных факторов, определяющих актуальность темы диссертационной работы.
1 Гражданский кодекс РФ. Часть первая ГК РФ от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ//Российская газета. 1994. №№ 238- 239. Введена в действие Ф3 от 30.11.1994г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Часть вторая ГК РФ от 26.01.1996г. № 14-ФЗ // Российская газета. 1996. №№ 23,24,25. Введена в действие Ф3 от 26.01.1996г. № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации». Часть третья от 26.11.2001г. № 146-ФЗ. // Российская газета. 2001. № 233. Введена в действие Ф3 от 26.11.2001г. № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации».
5
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются отношения наследственного преемства по закону в Российской Федерации как составляющая часть объекта наследственного права - сверхбольшого института (или подотрасли) российского гражданского права. Предметом исследования являются гражданско-правовые проблемы, наследования по закону, характеризующие понятийный аппарат института наследственного преемства, основания наследования, субъектов наследственного преемства, наследственное имущество, открытие наследства, конклюдентные действия наследников, очередность наследования имущества, права пережившего супруга на обязательную долю, и на имущество, находившееся в общей собственности, а также наследование выморочного имущества и правовую природу наследования имущества, установленного главой 65 ГК РФ.
Источники исследования. Источниками исследования являются материалы судебной и другой правоприменительной практики по делам о наследовании, законодательные и другие нормативные правовые акты, содержащие нормы наследственного права, гражданско-правовая литература, в том числе литература о наследовании.
Эмпирическую базу исследования образуют, в частности, разъяснения Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, Пленума Верховного Суда СССР, Пленума Верховного Суда РСФСР, а также определения Конституционного Суда Российской Федерации по делам о наследовании и другим вопросам, имеющим прямое отношение к наследственному преемству по закону.
Нормативную основу исследования составляют: Конституция РФ, гражданское, гражданское процессуальное, пенсионное, семейное, трудовое и иное законодательство Российской Федерации, СССР, РСФСР и подзаконные нормативные правовые акты по предмету исследования (Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти).
6
Из числа литературных источников использовались диссертации и авторефераты диссертаций на соискание ученой степени кандидата юридических наук, монографии, статьи в юридических журналах, комментарии к законам, учебники и учебные пособия по гражданскому праву, смежным отраслям частного права современного российского, досоветского и советского права в части, относящейся к наследственному преемству по закону.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является всестороннее исследование отношений наследственного преемства по закону как урегулированных, так и не урегулированных нормами гражданского права, включающее сравнение ранее действовавшего и действующего законодательства России, анализ сложившейся судебной практики, а также поиск, разработку и обоснование путей решения выявленных проблем, как с теоретической, так и особенно с практической точки зрения. Именно практическая сторона исследования играет главную роль в дальнейшем развитии исследуемого правового института. Кроме того, для объективной оценки исследуемого института поставлена цель, проанализировав действующее законодательство в рассматриваемой области, выявить причины формирования именно такого правового института, каким он является на сегодняшний день.
В соответствии с изложенными целями в диссертации ставятся и решаются следующие задачи:
1. исследования правовой природы наследственного преемства по закону, раскрытия его сущности и специфики;
2. сравнительного анализа современного и ранее действовавшего отечественного законодательства в рассматриваемой области;
3. систематизации действующего в настоящее время законодательства о наследовании, а также судебной практики;
7
4. анализа и оценки правового механизма реализации института наследования по закону на практике, в том числе выявления имеющих место положительных и негативных моментов;
5. выявления пробелов в законодательстве, а также норм, требующих изменения или дополнения; внесения практических предложений по усовершенствованию законодательства о наследовании по закону.
Методологической основой исследования является комплексный метод, включающий в себя общенаучные методы познания (анализ, синтез, исследование причинных связей, описание), так и методы познания, присущие юридической науке (формально-логической и лингвистической интерпретации права, историко-правовой).
Теоретической базой исследования явились работы известных авторов: М.Ю. Барщевского, В.А. Белова, А.В. Бегичева, С.А. Боголюбова, Е.С. Болтановой, Ю.Н. Власова, В.Н. Гаврилова, Д.М. Генкина, М.В. Гордона, В.П. Грибанова, С.П. Гришаева, Л.Ю. Грудцыной, А.Н. Гуева, Е.П. Данилова, В.А. Дозорцева, В.В. Доменской, А.Ф. Ефимова, Г.А. Жилина, Т.И. Зайцевой, И.А. Зенина, А.Ю. Ильковой, О .С. Иоффе, И.А. Исаева, Н.А. Кречет, М. Липовенко, Е.П. Михайловой, И.Б. Новицкого, Ю.П. Орловского,
О.Н. Садикова, В.Н. Серебровского, Т.В. Соломатовой, И.В. Тараниной, М.В. Телюкиной, Ю.Г. Ткаченко, Ю.К. Толстого, П.Я. Трубникова, P.O. Халфиной, З.М. Черниловского, О.И. Чистякова, В.В. Чубарова, Г.Ф. Шершеневича, Э.Б. Эйдиновой, А.М. Эрделевского, К.Б. Ярошенко и других.
Степень научной разработанности темы исследования. Институт наследования традиционно является одной из главных областей, исследуемых и разрабатываемых отечественными учеными-цивилистами. Рассмотренные диссертационные работы многих авторов, научные статьи, публикации и комментарии качественно характеризуют институт наследования в целом, а также уделяют большое внимание практике применения законодательства о наследовании по закону, как неотъемлемой
8
части рассматриваемого института. В силу перманентно меняющегося российского законодательства, модернизации старых понятий, требований и условий практического применения рассматриваемой тематики перечень опубликованных трудов непрерывно пополняется. На основании изученного материала можно сделать вывод о научной обоснованности и степени исследованности рассматриваемой темы.
Научная новизна исследования. Научная новизна диссертационной работы выражается в том, что она является первым комплексным монографическим исследованием наследственного преемства по закону, проведенным в новых социально-экономических условиях на базе современного российского наследственного законодательства и материалов практики его применения.
На защиту выносятся следующие научные положения.
1. Заключение о целесообразности замены термина «правопреемство» термином «преемство прав и обязанностей», точно отражающим его смысловое значение. В силу того, что ст. 1110 ГК РФ, раскрывая сущность наследования, устанавливает объект такого преемства - имущество умершего (наследство, наследственное имущество), включающее в себя вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст. 1112 ГК РФ), представляется возможным и необходимым заменить понятие «универсальное правопреемство» понятием «наследственное преемство», в целом сохраняющим признаки универсальности, но и обозначающим также переход прав и обязанностей умершего к наследнику, не всегда тождественных по своему объему (содержанию).
2. Аргументация необходимости дополнения ст. 1141 ГК РФ положением о том, что в основе определения родственных отношений при наследовании по закону в порядке ст. ст. 1142-1144, п. п. 1,2 ст. 1145 ГК РФ лежит принцип родства по происхождению (кровного родства) или супружеского родства. Такая позиция законодателя прослеживается на
9
протяжении всей истории развития отечественного права и вытекает также из смысла ст. 1147 ГК РФ.
3. Вывод о том, что в современных условиях реализовать нормы нового наследственного законодательства, направленные на уменьшение случаев перехода наследства государству путем значительного увеличения количества очередей наследников по закону, в полном объеме не представляется возможным.
4. Оценка как некорректной формулировки п. 1 ст. 1117 ГК РФ, предусматривающего возможность отстранения граждан от наследования как недостойных наследников. Закон устанавливает возможность такого отстранения лишь за совершение наследниками противоправных действий, направленных на определенные оговоренные законом цели. В связи с тем, что в некоторых случаях именно умышленное бездействие может способствовать увеличению доли наследника по закону или других лиц в наследственном имуществе, призванию его или других лиц к наследованию, необходимо установить, что бездействие, так же как и действие, должно являться основанием для признания наследника недостойным при оговоренных в ст. 1117 ГК РФ условиях.
5. Обоснование необходимости создания единого нормативного акта (закона) о порядке наследования, учета и передачи выморочного имущества в собственность Российской Федерации или муниципальных образований, которым также будут определены условия и порядок возврата такого имущества наследникам, урегулированы вопросы о гарантиях и компенсациях при невозможности возврата имущества в натуре, а также лицам, которым уже передано данное имущество в пользование, собственность, предусмотрена ответственность должностных лиц и другие юридически значимые обстоятельства.
6. Вывод о неполноте нормы ст. 1115 ГК РФ. Согласно ст. 1112 ГК РФ наследство могут составлять лишь некоторые имущественные права и
10
обязанности наследодателя. В связи с тем, что такие права и обязанности могут явиться единственным наследственным имуществом, вопрос о месте открытия наследства в подобной ситуации при невозможности установить последнее место жительства наследодателя или нахождении его за пределами Российской Федерации законом недостаточно урегулирован. В связи с этим диссертантом сформулировано предложение № 6 в перечне предложений по совершенствованию законодательства.
7. Обоснование законодательного уточнения и закрепления критерия «уважительности» причин пропуска срока принятия наследства. Положение обусловлено желанием диссертанта ограничить суд определенными рамками в оценке указанного критерия, в связи с чем сформулировано предложение №7 в перечне предложений по совершенствованию законодательства.
В соответствии с теоретическими выводами и заключениями, а также проведенным исследованием в диссертации обосновывается ряд предложений по совершенствованию наследственного законодательства. В частности, предлагается:
1. внести поправку в п. 1 ст. 1110 ГК РФ, изменив понятие «универсальное правопреемство» на понятие «наследственное преемство»;
2. дополнить п. 1 ст. 1141 ГК РФ следующим положением: «При этом в основе определения родственных отношений при наследовании по закону в порядке ст. ст. 1142-1144, п. п. 1,2 ст. 1145 ГК РФ лежит принцип родства по происхождению (кровного родства) или супружеского родства»;
3. поручить Управлению записи актов гражданского состояния г.Москвы обязанности по ведению родословных российских граждан и оповещению в случае смерти гражданина его наследников всех очередей,
- создав полную архивную базу по всем гражданам Российской Федерации;
4. в п. 1 ст. 1117 ГК РФ внести дополнение, в соответствии с которым наследники будут признаваться недостойными по основаниям п. 1 ст. 1117 ГК РФ не только за умышленные противоправные действия, но и за
11
умышленное противоправное бездействие; а также дополнить название ст.1117 ГК РФ словосочетанием: «и отказополучатели»;
5. создать единый нормативный акт (закон) о порядке наследования, учете выморочного имущества и передачи его в собственность Российской Федерации;
6. внести в ст. 1115 ГК РФ следующее дополнение: «место нахождения имущественных прав определяется местом нахождения физического или юридического лица, либо государственного органа, к которым надлежит обращаться гражданам для их реализации. Ценность имущественных прав определяется исходя из рыночной стоимости имущества, на которое переходят имущественные права, на день открытия наследства»;
7. в целях ограничения суда определенными рамками в оценке критерия «уважительности» причин пропуска срока для принятия наследства, в п. 1 ст. 1155 ГК РФ понятие «другие уважительные причины» определить как уважительные причины, обусловленные отсутствием действительной возможности наследника принять наследство, то есть невозможностью совершить каждое из следующих действий:
- лично явиться в нотариальную контору (иной уполномоченный орган) для подписания заявления о принятии наследства (заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство);
- направить вышеуказанное заявление в нотариальную контору (иной уполномоченный орган) по почте;
- оформить доверенность на право представлять интересы наследника в нотариальной конторе (ином уполномоченном органе) при принятии наследства на иное лицо;
8. установить фиксированный размер пошлин и налогов при наследовании имущественных прав, не подлежащих оценке;
9. дополнить абз. 1 п. 1 ст. 1161 ГК РФ следующим предложением: «В том случае, если указанный выше наследник является единственным
12
наследником по закону, то его доля переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации»;
10. в целях упорядочения и координации работы нотариусов, занимающихся наследственными делами, законодательно увеличить их число, а также утвердить обязательное количество помощников нотариуса: 5-
6 человек.
11. внести в Федеральный закон от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» дополнение и изложить ч. 4 п.
7 ст. 21 Закона следующим образом: «До принятия наследником доли в уставном капитале общества права и обязанности умершего участника общества осуществляются и, соответственно, исполняются указанным в завещании лицом или назначенным нотариусом управляющим из числа наследников по закону, имеющим преимущественное право на получение в счет своей наследственной доли указанного в п. 7 настоящей статьи имущества. Если отсутствуют наследники по завещанию, и никто из наследников по закону не имеет преимущественного права на получение в счет своей наследственной доли указанного в п. 7 настоящей статьи имущества, нотариус назначает управляющего по своему усмотрению».
12. утвердить перечни государственных наград, почетных и памятных знаков, на которые распространяется законодательство о государственных наградах и на которые указанное законодательство не распространяется; привести законодательство о государственных наградах в соответствие с нормами ГК РФ.
13. в связи с тем, что ст. 1183 ГК РФ, п. 3 ст. 23 Федерального закона от «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими
л
изменениями и дополнениями), ст. 63 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах
2 Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЭ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Российская газета. 2001. № 247.
13
внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (с
л
последующими изменениями и дополнениями), п. 2.7. Методического указания о порядке выплаты пособий и компенсаций расходов на погребение, изготовление и установку надгробных памятников умершим пенсионерам уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (с последующими изменениями и дополнениями)4 содержат противоречия относительно порядка получения неполученных наследодателем сумм трудовой пенсии, следует привести вышеуказанные Законы и Методическое указание в соответствие с нормами ГК РФ.
Практическая значимость исследования. Содержащиеся в работе теоретические выводы и практические предложения могут быть учтены при подготовке соответствующих нормативных и ненормативных правовых актов и изменений к ним. Опубликованные автором диссертационной работы научные статьи по рассматриваемой теме, касающиеся принятия наследства и дальнейшего оформления наследственных прав, представляют собой практическое руководство для каждого гражданина, желающего приобрести наследство. Работа может быть использована в процессе преподавания студентам спецкурсов «Наследственное право», «Нотариат» и др.
Структура и объем работы. Структура диссертационной работы определена действующим законодательством, а также отражает концептуальный подход диссертанта. Работа состоит из введения, четырех
3 Закон РФ от 12.02.1993г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно¬исполнительной системы, и их семей» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. №9.
4 Методическое указание о порядке выплаты пособий и компенсаций расходов на погребение, изготовление и установку надгробных памятников умершим пенсионерам уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утв. письмом Главного управления исполнения наказаний Минюста РФ от 15.12.2002г. № 18/16/4-590 «О выплате пособий и компенсаций расходов на погребение, изготовление и установку надгробных памятников умершим пенсионерам УИС Минюста России» // Ведомости уголовно-исполнительной системы, 2003. № 5.
14
глав, объединяющих пятнадцать параграфов, списка использованных нормативных правовых актов, научной и учебной литературы, материалов судебной практики (библиографии). Содержание изложено на 175 страницах.
В главе 1 рассматриваются общие особенности правового института наследственного преемства, аргументируется тезис правильности применения термина «преемство прав и обязанностей», замены понятия «универсальное правопреемство» понятием «наследственное преемство», раскрывается сущность понятий, признаки универсальности, рассматриваются особенности правового положения субъектов наследственного преемства в целом, раскрывается и анализируется существо общих положений об открытии наследства и самого наследства. В главе 2 дается анализ существующих очередей наследования по закону, раскрываются особенности правового положения отдельных субъектов наследственного преемства по закону. В главе 3 приводятся имеющие юридическое значение действия наследников, рассматриваются последствия совершения таких конклюдентных действий, в том числе с точки зрения налогообложения. Глава 4 посвящена особенностям наследования отдельных видов имущества. В каждой главе диссертационной работы проводится сравнительный анализ прежнего и действующего законодательства, анализируется судебная практика, а также содержатся практические предложения автора по поводу устранения имеющихся пробелов.
Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской
161 Указ Президента России от 22.02.1992 г. № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» (с изменениями и дополнениями от 30.11.1992 г.,
15.07.1998 г., 30.12.2000 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 05.03.1992 г., № 10.
182
Федерации»162. Наследование гражданского оружия, зарегистрированного в органах внутренних дел, осуществляется в порядке, определяемом законодательством РФ при обязательном наличии у наследника лицензии на приобретение гражданского оружия. В случае смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества и получения лицензии на приобретение гражданского оружия указанное оружие незамедлительно изымается для ответственного хранения зарегистрировавшими его органами внутренних дел163. При этом наследование боевого короткоствольного ручного стрелкового наградного оружия не допускается.
Закон устанавливает обязанность наследников при получении в порядке наследования гражданского оружия или патронов представить в органы внутренних дел по месту учета этого оружия заявление установленной формы, а также иметь лицензию на приобретение соответствующего оружия, его коллекционирование или экспонирование, либо разрешение на хранение, либо хранение и ношение такого оружия164. На основании поданного заявления и других документов, подтверждающих законность вступления в права наследования, органы внутренних дел производят перерегистрацию входящего в состав наследства оружия.
Преимущественное право на получение в счет своей наследственной доли предметов обычной домашней обстановки и обихода имеет наследник,
165
проживавший на день открытия наследства совместно с наследодателем . Интересно отметить, что ГК РСФСР предусматривал, что такое имущество
162 Постановление Правительства РФ от 21.07.1998 г. № 8М «о мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 05.06.2000 г., 11.03.2002 г., 06.02.2004 г.) // С3 РФ от 10.08.1998 г., № 32.
163 Ст. 20 Федерального закона от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (с изменениями и дополнениями от
21.07.1998 г., 31.07.1998 г., 17.12.1998 г., 19.11.1999 г., 10.04.2000 г., 26.07.2001 г., 08.08.2001 г., 27.11.2001 г., 25.06.2002 г., 25.07.2002 г., 10.01.2003 г., 30.06.2003 г., 08.12.2003 г., 26.04.2004 г., 29.06.2004 г.) // С3 РФ от 16.12.1996 г., №51.
164 П. 29 постановления Правительства РФ «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».
165 Ст. 1169 ГК РФ.
183
переходит к наследникам по закону, проживавшим с наследодателем не менее одного года до его смерти, независимо от их очередности и наследственной доли166. Таким образом, ГК РСФСР устанавливал неравенство наследственных прав наследников, некоторые из которых получали наследственное имущество в виде предметов домашней обстановки и обихода сверх другого наследуемого на общих основаниях имущества. При этом ГК РСФСР не определял перечня предметов домашней обстановки и обихода и предметов роскоши, часто имеющих высокую стоимость. В настоящее время закон также не устанавливает перечней указанных вещей, вместе с тем, ГК РФ решил указанную проблему по-другому. Ст. 1169 ГК РФ определяет правило наследования предметов домашней обстановки и обихода на общих основаниях, предоставляя при этом лишь право на их преимущественное получение в счет своей наследственной доли, которое нередко следует доказывать в суде. При этом срок проживания наследника совместно с наследодателем, а также основание призвания его к наследованию значения не имеют.
Согласно п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов по делам о наследовании» «Спор между наследниками по вопросу о том, какое имущество следует включить в состав предметов обычной домашней обстановки и обихода, разрешается судом с учетом конкретных обстоятельств дела, а также местных обычаев. При этом необходимо иметь в виду, что антикварные предметы, а также представляющие художественную, историческую или иную ценность, не могут рассматриваться в качестве предметов обычной домашней обстановки и обихода, независимо от их целевого назначения. Для выяснения вопроса о художественной, исторической либо иной ценности предмета, по поводу которого возник спор, суд может назначить экспертизу».
166 Ст. 533 ГК РСФСР.
184
Особенностью наследования невыплаченных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, является то, что правом на их получение обладают проживавшие совместно с умершим члены его семьи, а также его нетрудоспособные иждивенцы независимо от того, проживали они совместно с наследодателем или нет. К таким суммам закон относит неполученные умершим начисленные ему пенсии, заработную плату и приравненные к ней платежи, стипендии, пособия по социальному страхованию и т.д. Данный список не является исчерпывающим. ГК РФ устанавливает срок, в течение которого такие требования могут быть предъявлены соответствующим лицам: в течение четырех месяцев с момента открытия наследства. Если же указанные требования не заявлены, либо отсутствуют граждане, имеющие право на получение рассматриваемых сумм, то последние наследуются на общих основаниях. Данная норма ст. 1183 ГК РФ не соответствует п. 3 ст. 23 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»167, согласно которому правом на причитавшиеся пенсионеру в текущем месяце, но не полученные им в связи со смертью, суммы трудовой пенсии, обладают лишь проживавшие совместно с ним на момент смерти нетрудоспособные члены его семьи. Кроме того, указанный Закон устанавливает иной по сравнению с установленным ГК РФ срок для предъявления рассматриваемых требований: обращение за неполученными суммами пенсии должно последовать не позднее шести месяцев с момента смерти пенсионера. Очевидно, что в данном случае подлежит применению ГК РФ. Ст. 63 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно¬
167 Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 25.07.2002 г., 31.12.2002 г., 29.11.2003 г., 29.06.2004 г.) // Российская газета от 20.12.2001 г., №247.
185
исполнительной системы, и их семей»168 также не соответствует ГК РФ. В ней, в частности, установлено, что сумма неполученной пенсионером в связи со смертью пенсии выплачивается членам его семьи только в том случае, если они производили его похороны, без включения этих сумм в состав наследства. В других случаях сумма пенсии, недополученная пенсионером в связи со смертью, выплачивается его наследникам на общих основаниях. Это подтверждается также в п. 2.7. Методического указания о порядке выплаты пособий и компенсаций расходов на погребение, изготовление и установку надгробных памятников умершим пенсионерам уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденном письмом Главного управления исполнения наказаний Минюста РФ «О выплате пособий и компенсаций расходов на погребение, изготовление и установку надгробных памятников умершим пенсионерам УИС Минюста России»169.
В связи с тем, что ст. 1183 ГК РФ, п. 3 ст. 23 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. 63 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», п. 2.7. Методического указания о порядке выплаты пособий и компенсаций расходов на погребение, изготовление и установку надгробных памятников умершим пенсионерам уголовно-исполнительной системы Министерства
168 Закон РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно¬исполнительной системы, и их семей» (с изменениями и дополнениями от 28.11.1995 г., 27.12.1995 г., 19.12.1997 г., 21.07.1998 г., 01.06.1999 г., 06.12.2000 г., 17.04.2001 г., 30.12.2001 г., 10.01.2002 г., 04.03.2002 г., 29.05.2002 г., 12.06.2002 г., 30.06.2002 г., 25.07.2002 г., 10.01.2003 г., 30.06.2003 г., 29.06.2004 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 04.03.1993 г., № 9.
169 Письмо Главного управления исполнения наказаний Минюста РФ от 15.12.2002 г. № 18/16/4-590 «О выплате пособий и компенсаций расходов на погребение, изготовление и установку надгробных памятников умершим пенсионерам УИС Минюста России» // Ведомости уголовно-исполнительной системы, 2003, № 5.
186
юстиции Российской Федерации, утвержденном письмом Главного управления исполнения наказаний Минюста РФ от 15 декабря 2002 г. № 18/16/4-590 «О выплате пособий и компенсаций расходов на погребение, изготовление и установку надгробных памятников умершим пенсионерам УИС Минюста России» содержат противоречия относительно порядка получения неполученных наследодателем сумм трудовой пенсии, считаю необходимым привести вышеуказанные Законы и Методическое указание в соответствие с нормами ГК РФ.
Выдача заработной платы, не полученной ко дню смерти работника, выдается членам его семьи или лицу, находившемуся на иждивении умершего на день его смерти, не позднее недельного срока со дня подачи работодателю соответствующих документов170.
Суммы ежемесячных компенсационных выплат, в том числе до «социальной нормы», причитающиеся пенсионеру и недополученные им в связи со смертью, не входят в состав наследственной массы и,
171
соответственно, наследникам умершего не выплачиваются .
Имущество, предоставленное гражданам государством или муниципалитетом на льготных условиях, наследуется на общих основаниях. В данной норме имеется в виду только то имущество, которое предоставлено гражданам в собственность на льготных условиях, но не в пользование. Обычно это - транспортные средства, инвалидные коляски и т.д. При этом льготный порядок может подразумевать как бесплатное, так и платное получение имущества. Порядок предоставления такого имущества закреплен Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской
170 Ст. 141 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 24.07.2002 г., 25.07.2002 г., 30.06.2003 г., 27.04.2004 г.) // Российская газета от 31.01.2002 г. № 256; ранее также было закреплено в постановлении СМ СССР от 19.11.1984 г. № 1153 «О порядке выдачи заработной платы, не полученной ко дню смерти рабочего или служащего» // СП СССР, 1985, № I.
171 П.п. 32, 54, 67 постановления Правительства Москвы от 14.11.2000 г. № 891 «О состоянии и путях решения проблем пенсионного обеспечения в г. Москве» (с изменениями и дополнениями от 22.01.2002 г.,
28.05.2002 г., 13.01.2004 г., 27.04.2004 г.)// Вестник мэрии Москвы, январь 2001 г., №2.
187
Федерации»172, постановлением СМ РФ «Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Министров РСФСР по вопросам обеспечения инвалидов специальными транспортными средствами»173 и другими актами. Из этого следует, что далеко не все имущество, предоставленное гражданам государством или муниципальным образованием, наследуется.
Государственные награды, почетные и памятные знаки наследуются только в том случае, если на них не распространяется законодательство о государственных наградах РФ. Таким образом, ст. 1185 ГК РФ разделяет государственные награды, почетные и памятные знаки на две категории: на которые распространяется законодательство о государственных наградах РФ и на которые указанное законодательство не распространяется. Действующие списки орденов и медалей СССР174 и РФ разнятся. Вместе с тем, в соответствии с п. 20 Положения о государственных наградах Российской Федерации175 на граждан РФ, удостоенных государственных наград СССР, распространяются правила, предусмотренные законодательством РФ.
Однако в настоящее время ни в одном правовом акте не содержится полного перечня наград и знаков, относимых к той или другой категории. Законом установлены лишь перечни существующих наград, правила их ношения, статуты, перечни почетных званий, условия их присвоения и получения. Таким образом, неизвестно, какие государственные награды могут передаваться по наследству на общих основаниях. В связи с этим
172 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 24.07.1998 г., 04.01.1999 г., 17.07.1999 г., 27.05.2000 г.,
09.06.2001 г., 08.08.2001 г., 29.12.2001 г., 30.12.2001 г., 29.05.2002 г., 10.01.2003 г., 23.10.2003 г.) // СЗ РФ от 27.11.1995 г. №48.
173 Постановление СМ РФ от 22.02.1993 г. № 156 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Министров РСФСР по вопросам обеспечения инвалидов специальными транспортными средствами» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 г., № 9.
' Перечень содержится в Указе Президиума ВС СССР от 03.07.1979 г. № 360-Х «Об утверждении общего положения об орденах, медалях и почетных звания СССР» // Свод законов СССР, том 1.
175 Утверждено Указом Президента РФ от 02.03.1994 г. № 442 «О государственных наградах Российской Федерации» (с изменениями от 01.06.1995 г., 06.01.1999 г., 27.06.2000 г., 17.04.2003 г., 19.11.2003 г.,
25.11.2003 г.) // Российская газета от 10.03.1994 г., № 46.
188
диссертант приходит к выводу о необходимости утверждения указанных перечней.
Согласно п. 12 указанного Положения «государственные награды и документы к ним лиц, награжденных посмертно, передаются для хранения как память одному из супругов, отцу, матери, сыну или дочери (далее именуются - наследники)». Положением также установлено, что государственные награды и документы к ним остаются у наследников умершего, при их отсутствии подлежат возврату в Управление Президента Российской Федерации по государственным наградам. С согласия наследников, по решению Комиссии по государственным наградам при Президенте РФ вышеуказанное имущество может быть передано для хранения и экспонирования государственным музеям. В случае такой передачи оно не подлежит в дальнейшем возврату наследникам. Положение не устанавливает получение наград умершего наследниками в собственность. Факт принятия имущества на хранение не является актом наследования, следовательно, данное имущество не учитывается при расчете обязательной доли, а наследники, принявшие его на хранение, не отвечают по долгам наследодателя.
Из этого следует, что приведенное выше Положение относит к наследникам умершего его пережившего супруга, отца, мать, сына и дочь умершего. Остальных лиц, указанных в ст.ст. 1142-1145 ГК РФ, Положение не относит к числу наследников и права хранения наград умершего не предоставляет. В связи с тем, что ст. 1185 ГК РФ делает отсылку к указанному Положению, при определении судьбы рассматриваемого имущества, по мнению диссертанта, нарушаются права и законные интересы других наследников, признанных таковыми в соответствии с ГК РФ. Нередко случается, что у умершего нет упомянутых в Положении родственников, вместе с тем, есть другие указанные в ГК РФ наследники, которым его награды дороги как память. По мнению диссертанта, в целях устранения
189
выявленной несправедливости, необходимо приравнять в правах всех остальных наследников.
В заключении хотелось бы отметить, что нормативно-правовая база, регулирующая в настоящее время наследственные отношения, во многом не совершенна, а иногда даже противоречива, поэтому требует дальнейшей корректировки. Производство по наследственным делам в судах в силу своей специфики обычно является очень длительным по времени, поэтому судебная практика во многих случаях еще не определила, по какому пути пойдет в рамках рассмотрения того или иного вопроса. Имеющаяся же судебная практика разъясняет, в основном, прежнее законодательство. Хотя до сих пор допустимо ссылаться на старые обзоры законодательства, пленумы, разъяснения и т.д., если закрепленные в них обстоятельства не противоречат настоящему законодательству или схожи с ним по своей сути. Третья часть Гражданского кодекса внесла большие изменения в существовавшую ранее систему наследования по закону, поэтому в настоящее время возникло много вопросов, ответы на которые закон не содержит, а судебная практика еще не успела разъяснить.
161 Указ Президента России от 22.02.1992 г. № 179 «О видах продукции (работ, услуг) и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» (с изменениями и дополнениями от 30.11.1992 г.,
15.07.1998 г., 30.12.2000 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 05.03.1992 г., № 10.
182
Федерации»162. Наследование гражданского оружия, зарегистрированного в органах внутренних дел, осуществляется в порядке, определяемом законодательством РФ при обязательном наличии у наследника лицензии на приобретение гражданского оружия. В случае смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества и получения лицензии на приобретение гражданского оружия указанное оружие незамедлительно изымается для ответственного хранения зарегистрировавшими его органами внутренних дел163. При этом наследование боевого короткоствольного ручного стрелкового наградного оружия не допускается.
Закон устанавливает обязанность наследников при получении в порядке наследования гражданского оружия или патронов представить в органы внутренних дел по месту учета этого оружия заявление установленной формы, а также иметь лицензию на приобретение соответствующего оружия, его коллекционирование или экспонирование, либо разрешение на хранение, либо хранение и ношение такого оружия164. На основании поданного заявления и других документов, подтверждающих законность вступления в права наследования, органы внутренних дел производят перерегистрацию входящего в состав наследства оружия.
Преимущественное право на получение в счет своей наследственной доли предметов обычной домашней обстановки и обихода имеет наследник,
165
проживавший на день открытия наследства совместно с наследодателем . Интересно отметить, что ГК РСФСР предусматривал, что такое имущество
162 Постановление Правительства РФ от 21.07.1998 г. № 8М «о мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 05.06.2000 г., 11.03.2002 г., 06.02.2004 г.) // С3 РФ от 10.08.1998 г., № 32.
163 Ст. 20 Федерального закона от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (с изменениями и дополнениями от
21.07.1998 г., 31.07.1998 г., 17.12.1998 г., 19.11.1999 г., 10.04.2000 г., 26.07.2001 г., 08.08.2001 г., 27.11.2001 г., 25.06.2002 г., 25.07.2002 г., 10.01.2003 г., 30.06.2003 г., 08.12.2003 г., 26.04.2004 г., 29.06.2004 г.) // С3 РФ от 16.12.1996 г., №51.
164 П. 29 постановления Правительства РФ «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации».
165 Ст. 1169 ГК РФ.
183
переходит к наследникам по закону, проживавшим с наследодателем не менее одного года до его смерти, независимо от их очередности и наследственной доли166. Таким образом, ГК РСФСР устанавливал неравенство наследственных прав наследников, некоторые из которых получали наследственное имущество в виде предметов домашней обстановки и обихода сверх другого наследуемого на общих основаниях имущества. При этом ГК РСФСР не определял перечня предметов домашней обстановки и обихода и предметов роскоши, часто имеющих высокую стоимость. В настоящее время закон также не устанавливает перечней указанных вещей, вместе с тем, ГК РФ решил указанную проблему по-другому. Ст. 1169 ГК РФ определяет правило наследования предметов домашней обстановки и обихода на общих основаниях, предоставляя при этом лишь право на их преимущественное получение в счет своей наследственной доли, которое нередко следует доказывать в суде. При этом срок проживания наследника совместно с наследодателем, а также основание призвания его к наследованию значения не имеют.
Согласно п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов по делам о наследовании» «Спор между наследниками по вопросу о том, какое имущество следует включить в состав предметов обычной домашней обстановки и обихода, разрешается судом с учетом конкретных обстоятельств дела, а также местных обычаев. При этом необходимо иметь в виду, что антикварные предметы, а также представляющие художественную, историческую или иную ценность, не могут рассматриваться в качестве предметов обычной домашней обстановки и обихода, независимо от их целевого назначения. Для выяснения вопроса о художественной, исторической либо иной ценности предмета, по поводу которого возник спор, суд может назначить экспертизу».
166 Ст. 533 ГК РСФСР.
184
Особенностью наследования невыплаченных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, является то, что правом на их получение обладают проживавшие совместно с умершим члены его семьи, а также его нетрудоспособные иждивенцы независимо от того, проживали они совместно с наследодателем или нет. К таким суммам закон относит неполученные умершим начисленные ему пенсии, заработную плату и приравненные к ней платежи, стипендии, пособия по социальному страхованию и т.д. Данный список не является исчерпывающим. ГК РФ устанавливает срок, в течение которого такие требования могут быть предъявлены соответствующим лицам: в течение четырех месяцев с момента открытия наследства. Если же указанные требования не заявлены, либо отсутствуют граждане, имеющие право на получение рассматриваемых сумм, то последние наследуются на общих основаниях. Данная норма ст. 1183 ГК РФ не соответствует п. 3 ст. 23 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»167, согласно которому правом на причитавшиеся пенсионеру в текущем месяце, но не полученные им в связи со смертью, суммы трудовой пенсии, обладают лишь проживавшие совместно с ним на момент смерти нетрудоспособные члены его семьи. Кроме того, указанный Закон устанавливает иной по сравнению с установленным ГК РФ срок для предъявления рассматриваемых требований: обращение за неполученными суммами пенсии должно последовать не позднее шести месяцев с момента смерти пенсионера. Очевидно, что в данном случае подлежит применению ГК РФ. Ст. 63 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно¬
167 Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 25.07.2002 г., 31.12.2002 г., 29.11.2003 г., 29.06.2004 г.) // Российская газета от 20.12.2001 г., №247.
185
исполнительной системы, и их семей»168 также не соответствует ГК РФ. В ней, в частности, установлено, что сумма неполученной пенсионером в связи со смертью пенсии выплачивается членам его семьи только в том случае, если они производили его похороны, без включения этих сумм в состав наследства. В других случаях сумма пенсии, недополученная пенсионером в связи со смертью, выплачивается его наследникам на общих основаниях. Это подтверждается также в п. 2.7. Методического указания о порядке выплаты пособий и компенсаций расходов на погребение, изготовление и установку надгробных памятников умершим пенсионерам уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденном письмом Главного управления исполнения наказаний Минюста РФ «О выплате пособий и компенсаций расходов на погребение, изготовление и установку надгробных памятников умершим пенсионерам УИС Минюста России»169.
В связи с тем, что ст. 1183 ГК РФ, п. 3 ст. 23 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ст. 63 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», п. 2.7. Методического указания о порядке выплаты пособий и компенсаций расходов на погребение, изготовление и установку надгробных памятников умершим пенсионерам уголовно-исполнительной системы Министерства
168 Закон РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно¬исполнительной системы, и их семей» (с изменениями и дополнениями от 28.11.1995 г., 27.12.1995 г., 19.12.1997 г., 21.07.1998 г., 01.06.1999 г., 06.12.2000 г., 17.04.2001 г., 30.12.2001 г., 10.01.2002 г., 04.03.2002 г., 29.05.2002 г., 12.06.2002 г., 30.06.2002 г., 25.07.2002 г., 10.01.2003 г., 30.06.2003 г., 29.06.2004 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 04.03.1993 г., № 9.
169 Письмо Главного управления исполнения наказаний Минюста РФ от 15.12.2002 г. № 18/16/4-590 «О выплате пособий и компенсаций расходов на погребение, изготовление и установку надгробных памятников умершим пенсионерам УИС Минюста России» // Ведомости уголовно-исполнительной системы, 2003, № 5.
186
юстиции Российской Федерации, утвержденном письмом Главного управления исполнения наказаний Минюста РФ от 15 декабря 2002 г. № 18/16/4-590 «О выплате пособий и компенсаций расходов на погребение, изготовление и установку надгробных памятников умершим пенсионерам УИС Минюста России» содержат противоречия относительно порядка получения неполученных наследодателем сумм трудовой пенсии, считаю необходимым привести вышеуказанные Законы и Методическое указание в соответствие с нормами ГК РФ.
Выдача заработной платы, не полученной ко дню смерти работника, выдается членам его семьи или лицу, находившемуся на иждивении умершего на день его смерти, не позднее недельного срока со дня подачи работодателю соответствующих документов170.
Суммы ежемесячных компенсационных выплат, в том числе до «социальной нормы», причитающиеся пенсионеру и недополученные им в связи со смертью, не входят в состав наследственной массы и,
171
соответственно, наследникам умершего не выплачиваются .
Имущество, предоставленное гражданам государством или муниципалитетом на льготных условиях, наследуется на общих основаниях. В данной норме имеется в виду только то имущество, которое предоставлено гражданам в собственность на льготных условиях, но не в пользование. Обычно это - транспортные средства, инвалидные коляски и т.д. При этом льготный порядок может подразумевать как бесплатное, так и платное получение имущества. Порядок предоставления такого имущества закреплен Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской
170 Ст. 141 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 24.07.2002 г., 25.07.2002 г., 30.06.2003 г., 27.04.2004 г.) // Российская газета от 31.01.2002 г. № 256; ранее также было закреплено в постановлении СМ СССР от 19.11.1984 г. № 1153 «О порядке выдачи заработной платы, не полученной ко дню смерти рабочего или служащего» // СП СССР, 1985, № I.
171 П.п. 32, 54, 67 постановления Правительства Москвы от 14.11.2000 г. № 891 «О состоянии и путях решения проблем пенсионного обеспечения в г. Москве» (с изменениями и дополнениями от 22.01.2002 г.,
28.05.2002 г., 13.01.2004 г., 27.04.2004 г.)// Вестник мэрии Москвы, январь 2001 г., №2.
187
Федерации»172, постановлением СМ РФ «Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Министров РСФСР по вопросам обеспечения инвалидов специальными транспортными средствами»173 и другими актами. Из этого следует, что далеко не все имущество, предоставленное гражданам государством или муниципальным образованием, наследуется.
Государственные награды, почетные и памятные знаки наследуются только в том случае, если на них не распространяется законодательство о государственных наградах РФ. Таким образом, ст. 1185 ГК РФ разделяет государственные награды, почетные и памятные знаки на две категории: на которые распространяется законодательство о государственных наградах РФ и на которые указанное законодательство не распространяется. Действующие списки орденов и медалей СССР174 и РФ разнятся. Вместе с тем, в соответствии с п. 20 Положения о государственных наградах Российской Федерации175 на граждан РФ, удостоенных государственных наград СССР, распространяются правила, предусмотренные законодательством РФ.
Однако в настоящее время ни в одном правовом акте не содержится полного перечня наград и знаков, относимых к той или другой категории. Законом установлены лишь перечни существующих наград, правила их ношения, статуты, перечни почетных званий, условия их присвоения и получения. Таким образом, неизвестно, какие государственные награды могут передаваться по наследству на общих основаниях. В связи с этим
172 Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 24.07.1998 г., 04.01.1999 г., 17.07.1999 г., 27.05.2000 г.,
09.06.2001 г., 08.08.2001 г., 29.12.2001 г., 30.12.2001 г., 29.05.2002 г., 10.01.2003 г., 23.10.2003 г.) // СЗ РФ от 27.11.1995 г. №48.
173 Постановление СМ РФ от 22.02.1993 г. № 156 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Министров РСФСР по вопросам обеспечения инвалидов специальными транспортными средствами» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 01.03.1993 г., № 9.
' Перечень содержится в Указе Президиума ВС СССР от 03.07.1979 г. № 360-Х «Об утверждении общего положения об орденах, медалях и почетных звания СССР» // Свод законов СССР, том 1.
175 Утверждено Указом Президента РФ от 02.03.1994 г. № 442 «О государственных наградах Российской Федерации» (с изменениями от 01.06.1995 г., 06.01.1999 г., 27.06.2000 г., 17.04.2003 г., 19.11.2003 г.,
25.11.2003 г.) // Российская газета от 10.03.1994 г., № 46.
188
диссертант приходит к выводу о необходимости утверждения указанных перечней.
Согласно п. 12 указанного Положения «государственные награды и документы к ним лиц, награжденных посмертно, передаются для хранения как память одному из супругов, отцу, матери, сыну или дочери (далее именуются - наследники)». Положением также установлено, что государственные награды и документы к ним остаются у наследников умершего, при их отсутствии подлежат возврату в Управление Президента Российской Федерации по государственным наградам. С согласия наследников, по решению Комиссии по государственным наградам при Президенте РФ вышеуказанное имущество может быть передано для хранения и экспонирования государственным музеям. В случае такой передачи оно не подлежит в дальнейшем возврату наследникам. Положение не устанавливает получение наград умершего наследниками в собственность. Факт принятия имущества на хранение не является актом наследования, следовательно, данное имущество не учитывается при расчете обязательной доли, а наследники, принявшие его на хранение, не отвечают по долгам наследодателя.
Из этого следует, что приведенное выше Положение относит к наследникам умершего его пережившего супруга, отца, мать, сына и дочь умершего. Остальных лиц, указанных в ст.ст. 1142-1145 ГК РФ, Положение не относит к числу наследников и права хранения наград умершего не предоставляет. В связи с тем, что ст. 1185 ГК РФ делает отсылку к указанному Положению, при определении судьбы рассматриваемого имущества, по мнению диссертанта, нарушаются права и законные интересы других наследников, признанных таковыми в соответствии с ГК РФ. Нередко случается, что у умершего нет упомянутых в Положении родственников, вместе с тем, есть другие указанные в ГК РФ наследники, которым его награды дороги как память. По мнению диссертанта, в целях устранения
189
выявленной несправедливости, необходимо приравнять в правах всех остальных наследников.
В заключении хотелось бы отметить, что нормативно-правовая база, регулирующая в настоящее время наследственные отношения, во многом не совершенна, а иногда даже противоречива, поэтому требует дальнейшей корректировки. Производство по наследственным делам в судах в силу своей специфики обычно является очень длительным по времени, поэтому судебная практика во многих случаях еще не определила, по какому пути пойдет в рамках рассмотрения того или иного вопроса. Имеющаяся же судебная практика разъясняет, в основном, прежнее законодательство. Хотя до сих пор допустимо ссылаться на старые обзоры законодательства, пленумы, разъяснения и т.д., если закрепленные в них обстоятельства не противоречат настоящему законодательству или схожи с ним по своей сути. Третья часть Гражданского кодекса внесла большие изменения в существовавшую ранее систему наследования по закону, поэтому в настоящее время возникло много вопросов, ответы на которые закон не содержит, а судебная практика еще не успела разъяснить.
Подобные работы
- НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЗАКОНУ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И БОСНИИ И ГЕРЦЕГОВИНЫ
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5710 р. Год сдачи: 2017 - Наследование по закону
Курсовые работы, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2018 - Осуществление секундарных прав в случае правопреемства
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - Право собственности: понятие и содержание (Санкт-Петербургский Государственный Университет Аэрокосмического Приборостроения)
Курсовые работы, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2022 - ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2019 - Правопреемство в гражданском праве
Курсовые работы, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2024



