ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРСТВА В ПОДРОСТКОВОМ И СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРСТВА В ПОДРОСТКОВОМ И СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1 Сущность понятий «гендерные особенности» и «лидерство» в
психолого-педагогических исследованиях 7
1.2 Психологические аспекты половой идентификации в подростковом и
старшем школьном возрасте 13
1.3 Влияние гендерных факторов на проявление лидерства в
подростковом и старшем школьном возрасте 20
Выводы по первой главе 29
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРСТВА В ПОДРОСТКОВОМ И СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 31
2.1 Организация исследования. Описание методик 31
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 34
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРСТВА В ПОДРОСТКОВОМ И СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1 Сущность понятий «гендерные особенности» и «лидерство» в
психолого-педагогических исследованиях 7
1.2 Психологические аспекты половой идентификации в подростковом и
старшем школьном возрасте 13
1.3 Влияние гендерных факторов на проявление лидерства в
подростковом и старшем школьном возрасте 20
Выводы по первой главе 29
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРСТВА В ПОДРОСТКОВОМ И СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 31
2.1 Организация исследования. Описание методик 31
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 34
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Исследования лидерства привели к возникновению целой отрасли научных знаний - психологии лидерства. Существующее множество определений понятия лидерства говорит об исключительном внимании к этой проблеме со стороны исследователей. Подобное отношение к явлению лидерства свидетельствует о его актуальности. Эмпирически на житейском уровне мы наблюдаем серьезные различия в реальном поведении мужчин и женщин, различных половозрастных групп. До недавнего времени эти различия теоретически выражались в приписывании большинства (или важнейших) позитивных черт мужчине, отрицательных - преимущественно женщине.
Первоначально исследования в области гендерной психологии лидерства проводились преимущественно зарубежными учеными. В настоящее время развитие данной проблемы отмечено и в отечественной психологии, что подтверждается рядом эмпирических исследований гендерной специфики лидерства в разных социальных группах. Наиболее значительным направлением изучения гендерных особенностей лидерства представляется исследование современного поколения школьной молодежи в связи с проблемой воспитания лидеров: сегодняшние лидеры среди социально активных школьников в будущем могут проявить себя в качестве руководителей, общественных и политических лидеров, сферой деятельности которых является общество и его социальные институты. Школьная молодежь - это жизнь общества, его энергия, нерастраченные интеллектуальные и физические силы, требующие выхода, за счет этих сил жизнь общества может быть омоложена, оживлена.
К. Бартол и Д. Мартин считают, что в ходе жизнедеятельности людей, в том числе и школьного класса, большое значение имеет тот факт, как воспринимают друг друга и самих себя ее члены, «процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть взаимодействия и влияет на все внутригрупповые процессы. С этой точки зрения школьную среду можно рассматривать как показательную, где формируются и проявляются новые представления о социальных ролях и гендерной социализации». Ранее эти представления были направлены в сторону явной маскулинизации лидерской роли, а в настоящее время молодежь проявляет тенденции к вырабатыванию нестандартных, отличных от традиционных, суждений о гендерной принадлежности лидерской роли и гендерных особенностях лидерства.
Как указывает Э. Гидденс, исследование гендерных аспектов лидерства в школьном классе представляет особый интерес в связи с двойственностью ее происхождения. С одной стороны, она является результатом прямых и косвенных педагогических, административных воздействий, с другой стороны, это саморазвивающийся организм, действующий по собственно выработанным правилам, не зависящим от мнения взрослых. Эта симбиотичность находит свое выражение в структуре школьного класса, состоящей из систем формальных и неформальных отношений.
Цель исследования: выявить гендерные особенности проявления лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте
Объект исследования: обучающиеся подросткового и старшего школьного возраста.
Предмет исследования: гендерные особенности проявления лидерства.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что у подростков и детей старшего школьного возраста с гендерным признаком маскулинность лидерские качества проявляются в большей степени, чем у подростков и детей старшего школьного возраста с гендерным признаком фемининность.
В соответствии с гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. определить характеристики понятий «гендерные особенности» и «лидерство» в современной психологии;
2. выявить психологические аспекты половой идентификации в подростковом и старшем школьном возрасте;
3. выявить гендерный аспект феномена лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте;
4. дать характеристику влияния гендерных факторов на проявление лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте.
Методы исследования:
• теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
• тестирование;
• метод статистической проверки гипотез - критерий Стьюдента.
Методики:
• Методика самооценки лидерских качеств;
• Методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей («КОС»);
• Полоролевой опросник (С.С. Бем).
Базой исследования стало Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» Елабужского муниципального района Республики Татарстан. В исследовании участвовали учащиеся 9-го класса, в количестве 57 человек, из них 26 мальчиков и 31 девочка, а также учащиеся 10-11 классов, в количестве 33 человек, из них 13 мальчиков и 20 девочек.
Практическая значимость исследования заключается в том, что поднимаются проблемы гендерных особенностей проявления лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте. Материалы исследования могут быть использованы при разработке профилактических занятий, подготовке методических рекомендаций, психолого-педагогических способов определения лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложения.
Первоначально исследования в области гендерной психологии лидерства проводились преимущественно зарубежными учеными. В настоящее время развитие данной проблемы отмечено и в отечественной психологии, что подтверждается рядом эмпирических исследований гендерной специфики лидерства в разных социальных группах. Наиболее значительным направлением изучения гендерных особенностей лидерства представляется исследование современного поколения школьной молодежи в связи с проблемой воспитания лидеров: сегодняшние лидеры среди социально активных школьников в будущем могут проявить себя в качестве руководителей, общественных и политических лидеров, сферой деятельности которых является общество и его социальные институты. Школьная молодежь - это жизнь общества, его энергия, нерастраченные интеллектуальные и физические силы, требующие выхода, за счет этих сил жизнь общества может быть омоложена, оживлена.
К. Бартол и Д. Мартин считают, что в ходе жизнедеятельности людей, в том числе и школьного класса, большое значение имеет тот факт, как воспринимают друг друга и самих себя ее члены, «процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть взаимодействия и влияет на все внутригрупповые процессы. С этой точки зрения школьную среду можно рассматривать как показательную, где формируются и проявляются новые представления о социальных ролях и гендерной социализации». Ранее эти представления были направлены в сторону явной маскулинизации лидерской роли, а в настоящее время молодежь проявляет тенденции к вырабатыванию нестандартных, отличных от традиционных, суждений о гендерной принадлежности лидерской роли и гендерных особенностях лидерства.
Как указывает Э. Гидденс, исследование гендерных аспектов лидерства в школьном классе представляет особый интерес в связи с двойственностью ее происхождения. С одной стороны, она является результатом прямых и косвенных педагогических, административных воздействий, с другой стороны, это саморазвивающийся организм, действующий по собственно выработанным правилам, не зависящим от мнения взрослых. Эта симбиотичность находит свое выражение в структуре школьного класса, состоящей из систем формальных и неформальных отношений.
Цель исследования: выявить гендерные особенности проявления лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте
Объект исследования: обучающиеся подросткового и старшего школьного возраста.
Предмет исследования: гендерные особенности проявления лидерства.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что у подростков и детей старшего школьного возраста с гендерным признаком маскулинность лидерские качества проявляются в большей степени, чем у подростков и детей старшего школьного возраста с гендерным признаком фемининность.
В соответствии с гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. определить характеристики понятий «гендерные особенности» и «лидерство» в современной психологии;
2. выявить психологические аспекты половой идентификации в подростковом и старшем школьном возрасте;
3. выявить гендерный аспект феномена лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте;
4. дать характеристику влияния гендерных факторов на проявление лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте.
Методы исследования:
• теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
• тестирование;
• метод статистической проверки гипотез - критерий Стьюдента.
Методики:
• Методика самооценки лидерских качеств;
• Методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей («КОС»);
• Полоролевой опросник (С.С. Бем).
Базой исследования стало Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» Елабужского муниципального района Республики Татарстан. В исследовании участвовали учащиеся 9-го класса, в количестве 57 человек, из них 26 мальчиков и 31 девочка, а также учащиеся 10-11 классов, в количестве 33 человек, из них 13 мальчиков и 20 девочек.
Практическая значимость исследования заключается в том, что поднимаются проблемы гендерных особенностей проявления лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте. Материалы исследования могут быть использованы при разработке профилактических занятий, подготовке методических рекомендаций, психолого-педагогических способов определения лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложения.
Целью исследовательской работы являлось выявление гендерных особенностей проявления лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте.
В соответствии с целью была выдвинута следующая гипотеза о том, что у подростков и детей старшего школьного возраста с гендерным признаком маскулинность лидерские качества проявляются в большей степени, чем у подростков и детей старшего школьного возраста с гендерным признаком фемининность.
Для достижения гипотезы были реализованы следующие задачи:
1. Был проведен теоретический анализ понятий «гендерные особенности» и «лидерство». Было выявлено, что «гендерные особенности» представляют собой смоделированную обществом и поддерживаемую социальными институтами систему ценностей, норм и характеристик мужского и женского поведения, стиля жизни и образа мышления, ролей и отношений женщин и мужчин, приобретенных ими как личностями в процессе социализации, прежде всего определяется социальным, политическим, экономическим и культурным контекстами бытия и фиксирует представление о женщине и мужчине в зависимости от их пола. «Лидерство» - это процесс влияния между лидером и последователями для достижения групповых, организационных или общественных целей.
2. Были изучены психологические аспекты половой идентификации в подростковом и старшем школьном возрасте, а также был охарактеризован гендерный аспект феномена лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте.
3. Было организовано эмпирическое исследование влияния гендерных факторов на проявление лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте при помощи следующих методик: методика «Полоролевой опросник» (С.С. Бем), которая предназначена для диагностики психологического пола и определения степени андрогинности, маскулинности и фемининности личности; методика самооценки лидерских качеств, которая предназначена для определения актуального уровня проявления лидерства в совместной деятельности; методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей («КОС») (В.В. Синявский, В.А. Федорошин), которая предназначена для определения коммуникативных и организаторских склонностей;
4. При выявлении отличий гендерных особенностей проявления лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте, нами был использован - t-критерий Стьюдента. В результате чего, нами был сделан следующий вывод:
• самооценка лидерских качеств маскулинных и фемининных подростков, а также маскулинных и фемининных старших школьников не имеет отличий, поскольку статистически не были выявлены различия гендерных особенностей проявления лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте.
•коммуникативные склонности маскулинных и фемининных подростков, а также маскулинных и фемининных старших школьников не имеет отличий, поскольку статистически не были выявлены различия гендерных особенностей коммуникативных склонностей в подростковом и старшем школьном возрасте.
•организаторские склонности маскулинных и фемининных подростков, а также маскулинных и фемининных старших школьников не имеет отличий, поскольку статистически не были выявлены различия гендерных особенностей организаторских склонностей в подростковом и старшем школьном возрасте.
В связи с тем, что в ходе исследования не выявились, достоверные различия гендерных особенностей коммуникативных и организаторских склонностей в подростковом и старшем школьном возрасте, а также гендерных особенностей самооценки лидерских качеств подростков и старших школьников, то наша гипотеза о том, что у подростков и детей старшего школьного возраста с гендерным признаком маскулинность лидерские качества проявляются в большей степени, чем у подростков и детей старшего школьного возраста с гендерным признаком фемининность, не нашла свое подтверждение, цели достигнуты, задачи реализованы.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в детальном изучении гендерных особенностей проявления лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте. На наш взгляд было бы интересно изучить проявление лидерских качеств у подростков и детей старшего школьного возраста с гендерным признаком фемининность.
Полученные результаты исследовательской работы могут быть использованы психологами, педагогами и социальными работниками.
В соответствии с целью была выдвинута следующая гипотеза о том, что у подростков и детей старшего школьного возраста с гендерным признаком маскулинность лидерские качества проявляются в большей степени, чем у подростков и детей старшего школьного возраста с гендерным признаком фемининность.
Для достижения гипотезы были реализованы следующие задачи:
1. Был проведен теоретический анализ понятий «гендерные особенности» и «лидерство». Было выявлено, что «гендерные особенности» представляют собой смоделированную обществом и поддерживаемую социальными институтами систему ценностей, норм и характеристик мужского и женского поведения, стиля жизни и образа мышления, ролей и отношений женщин и мужчин, приобретенных ими как личностями в процессе социализации, прежде всего определяется социальным, политическим, экономическим и культурным контекстами бытия и фиксирует представление о женщине и мужчине в зависимости от их пола. «Лидерство» - это процесс влияния между лидером и последователями для достижения групповых, организационных или общественных целей.
2. Были изучены психологические аспекты половой идентификации в подростковом и старшем школьном возрасте, а также был охарактеризован гендерный аспект феномена лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте.
3. Было организовано эмпирическое исследование влияния гендерных факторов на проявление лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте при помощи следующих методик: методика «Полоролевой опросник» (С.С. Бем), которая предназначена для диагностики психологического пола и определения степени андрогинности, маскулинности и фемининности личности; методика самооценки лидерских качеств, которая предназначена для определения актуального уровня проявления лидерства в совместной деятельности; методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей («КОС») (В.В. Синявский, В.А. Федорошин), которая предназначена для определения коммуникативных и организаторских склонностей;
4. При выявлении отличий гендерных особенностей проявления лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте, нами был использован - t-критерий Стьюдента. В результате чего, нами был сделан следующий вывод:
• самооценка лидерских качеств маскулинных и фемининных подростков, а также маскулинных и фемининных старших школьников не имеет отличий, поскольку статистически не были выявлены различия гендерных особенностей проявления лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте.
•коммуникативные склонности маскулинных и фемининных подростков, а также маскулинных и фемининных старших школьников не имеет отличий, поскольку статистически не были выявлены различия гендерных особенностей коммуникативных склонностей в подростковом и старшем школьном возрасте.
•организаторские склонности маскулинных и фемининных подростков, а также маскулинных и фемининных старших школьников не имеет отличий, поскольку статистически не были выявлены различия гендерных особенностей организаторских склонностей в подростковом и старшем школьном возрасте.
В связи с тем, что в ходе исследования не выявились, достоверные различия гендерных особенностей коммуникативных и организаторских склонностей в подростковом и старшем школьном возрасте, а также гендерных особенностей самооценки лидерских качеств подростков и старших школьников, то наша гипотеза о том, что у подростков и детей старшего школьного возраста с гендерным признаком маскулинность лидерские качества проявляются в большей степени, чем у подростков и детей старшего школьного возраста с гендерным признаком фемининность, не нашла свое подтверждение, цели достигнуты, задачи реализованы.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в детальном изучении гендерных особенностей проявления лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте. На наш взгляд было бы интересно изучить проявление лидерских качеств у подростков и детей старшего школьного возраста с гендерным признаком фемининность.
Полученные результаты исследовательской работы могут быть использованы психологами, педагогами и социальными работниками.
Подобные работы
- Гендерные особенности межличностных отношений студентов педагогических и непедагогических специальностей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2019 - Гендерные особенности межличностных отношений студентов педагогических и не педагогических специальностей
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5820 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ
ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ СТАТУСОМ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Особенности агрессивного поведения взрослых людей с разным уровнем эмоционального интеллекта
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СОТРУДНИКОВ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Эмоциональный интеллект подростков в контексте детско-родительских отношений
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, социология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



