ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРСТВА В ПОДРОСТКОВОМ И СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1 Сущность понятий «гендерные особенности» и «лидерство» в
психолого-педагогических исследованиях 7
1.2 Психологические аспекты половой идентификации в подростковом и
старшем школьном возрасте 13
1.3 Влияние гендерных факторов на проявление лидерства в
подростковом и старшем школьном возрасте 20
Выводы по первой главе 29
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРСТВА В ПОДРОСТКОВОМ И СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 31
2.1 Организация исследования. Описание методик 31
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 34
Выводы по второй главе 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. Исследования лидерства привели к возникновению целой отрасли научных знаний - психологии лидерства. Существующее множество определений понятия лидерства говорит об исключительном внимании к этой проблеме со стороны исследователей. Подобное отношение к явлению лидерства свидетельствует о его актуальности. Эмпирически на житейском уровне мы наблюдаем серьезные различия в реальном поведении мужчин и женщин, различных половозрастных групп. До недавнего времени эти различия теоретически выражались в приписывании большинства (или важнейших) позитивных черт мужчине, отрицательных - преимущественно женщине.
Первоначально исследования в области гендерной психологии лидерства проводились преимущественно зарубежными учеными. В настоящее время развитие данной проблемы отмечено и в отечественной психологии, что подтверждается рядом эмпирических исследований гендерной специфики лидерства в разных социальных группах. Наиболее значительным направлением изучения гендерных особенностей лидерства представляется исследование современного поколения школьной молодежи в связи с проблемой воспитания лидеров: сегодняшние лидеры среди социально активных школьников в будущем могут проявить себя в качестве руководителей, общественных и политических лидеров, сферой деятельности которых является общество и его социальные институты. Школьная молодежь - это жизнь общества, его энергия, нерастраченные интеллектуальные и физические силы, требующие выхода, за счет этих сил жизнь общества может быть омоложена, оживлена.
К. Бартол и Д. Мартин считают, что в ходе жизнедеятельности людей, в том числе и школьного класса, большое значение имеет тот факт, как воспринимают друг друга и самих себя ее члены, «процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть взаимодействия и влияет на все внутригрупповые процессы. С этой точки зрения школьную среду можно рассматривать как показательную, где формируются и проявляются новые представления о социальных ролях и гендерной социализации». Ранее эти представления были направлены в сторону явной маскулинизации лидерской роли, а в настоящее время молодежь проявляет тенденции к вырабатыванию нестандартных, отличных от традиционных, суждений о гендерной принадлежности лидерской роли и гендерных особенностях лидерства.
Как указывает Э. Гидденс, исследование гендерных аспектов лидерства в школьном классе представляет особый интерес в связи с двойственностью ее происхождения. С одной стороны, она является результатом прямых и косвенных педагогических, административных воздействий, с другой стороны, это саморазвивающийся организм, действующий по собственно выработанным правилам, не зависящим от мнения взрослых. Эта симбиотичность находит свое выражение в структуре школьного класса, состоящей из систем формальных и неформальных отношений.
Цель исследования: выявить гендерные особенности проявления лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте
Объект исследования: обучающиеся подросткового и старшего школьного возраста.
Предмет исследования: гендерные особенности проявления лидерства.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что у подростков и детей старшего школьного возраста с гендерным признаком маскулинность лидерские качества проявляются в большей степени, чем у подростков и детей старшего школьного возраста с гендерным признаком фемининность.
В соответствии с гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. определить характеристики понятий «гендерные особенности» и «лидерство» в современной психологии;
2. выявить психологические аспекты половой идентификации в подростковом и старшем школьном возрасте;
3. выявить гендерный аспект феномена лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте;
4. дать характеристику влияния гендерных факторов на проявление лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте.
Методы исследования:
• теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме;
• тестирование;
• метод статистической проверки гипотез - критерий Стьюдента.
Методики:
• Методика самооценки лидерских качеств;
• Методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей («КОС»);
• Полоролевой опросник (С.С. Бем).
Базой исследования стало Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» Елабужского муниципального района Республики Татарстан. В исследовании участвовали учащиеся 9-го класса, в количестве 57 человек, из них 26 мальчиков и 31 девочка, а также учащиеся 10-11 классов, в количестве 33 человек, из них 13 мальчиков и 20 девочек.
Практическая значимость исследования заключается в том, что поднимаются проблемы гендерных особенностей проявления лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте. Материалы исследования могут быть использованы при разработке профилактических занятий, подготовке методических рекомендаций, психолого-педагогических способов определения лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте.
Структура исследования отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложения.
Целью исследовательской работы являлось выявление гендерных особенностей проявления лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте.
В соответствии с целью была выдвинута следующая гипотеза о том, что у подростков и детей старшего школьного возраста с гендерным признаком маскулинность лидерские качества проявляются в большей степени, чем у подростков и детей старшего школьного возраста с гендерным признаком фемининность.
Для достижения гипотезы были реализованы следующие задачи:
1. Был проведен теоретический анализ понятий «гендерные особенности» и «лидерство». Было выявлено, что «гендерные особенности» представляют собой смоделированную обществом и поддерживаемую социальными институтами систему ценностей, норм и характеристик мужского и женского поведения, стиля жизни и образа мышления, ролей и отношений женщин и мужчин, приобретенных ими как личностями в процессе социализации, прежде всего определяется социальным, политическим, экономическим и культурным контекстами бытия и фиксирует представление о женщине и мужчине в зависимости от их пола. «Лидерство» - это процесс влияния между лидером и последователями для достижения групповых, организационных или общественных целей.
2. Были изучены психологические аспекты половой идентификации в подростковом и старшем школьном возрасте, а также был охарактеризован гендерный аспект феномена лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте.
3. Было организовано эмпирическое исследование влияния гендерных факторов на проявление лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте при помощи следующих методик: методика «Полоролевой опросник» (С.С. Бем), которая предназначена для диагностики психологического пола и определения степени андрогинности, маскулинности и фемининности личности; методика самооценки лидерских качеств, которая предназначена для определения актуального уровня проявления лидерства в совместной деятельности; методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей («КОС») (В.В. Синявский, В.А. Федорошин), которая предназначена для определения коммуникативных и организаторских склонностей;
4. При выявлении отличий гендерных особенностей проявления лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте, нами был использован - t-критерий Стьюдента. В результате чего, нами был сделан следующий вывод:
• самооценка лидерских качеств маскулинных и фемининных подростков, а также маскулинных и фемининных старших школьников не имеет отличий, поскольку статистически не были выявлены различия гендерных особенностей проявления лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте.
•коммуникативные склонности маскулинных и фемининных подростков, а также маскулинных и фемининных старших школьников не имеет отличий, поскольку статистически не были выявлены различия гендерных особенностей коммуникативных склонностей в подростковом и старшем школьном возрасте.
•организаторские склонности маскулинных и фемининных подростков, а также маскулинных и фемининных старших школьников не имеет отличий, поскольку статистически не были выявлены различия гендерных особенностей организаторских склонностей в подростковом и старшем школьном возрасте.
В связи с тем, что в ходе исследования не выявились, достоверные различия гендерных особенностей коммуникативных и организаторских склонностей в подростковом и старшем школьном возрасте, а также гендерных особенностей самооценки лидерских качеств подростков и старших школьников, то наша гипотеза о том, что у подростков и детей старшего школьного возраста с гендерным признаком маскулинность лидерские качества проявляются в большей степени, чем у подростков и детей старшего школьного возраста с гендерным признаком фемининность, не нашла свое подтверждение, цели достигнуты, задачи реализованы.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в детальном изучении гендерных особенностей проявления лидерства в подростковом и старшем школьном возрасте. На наш взгляд было бы интересно изучить проявление лидерских качеств у подростков и детей старшего школьного возраста с гендерным признаком фемининность.
Полученные результаты исследовательской работы могут быть использованы психологами, педагогами и социальными работниками.
1. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства // Вопросы психологии. - 2014. - № 3. - С. 90-98.
2. Андреева О.И. Феномен лидерства. - М.: Освита, 2015. - 312 с.
3. Анн Л.Ф. психологический тренинг с подростками. - Питер; СПб., 2017. - 271 с.
4. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. - 2016. - № 1. - С. 87-95.
5. Бендас Т.В. Гендерная психология. Учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2015. - 431 с.
6. Битянова М.Р. Психология личностного роста. - М.: Академия, 2016. - 210 с.
7. Васильев В.К. Феноменология лидерства. В кн.6 Общество и политика // под ред. В.Ю. Большакова. - СПб.: СПбГУ, 2014. - 512 с.
8. Васильков Ю.В. Социальная педагогика / Ю.В. Васильков, Т.А. Василькова. - М.: просвещение, 2014. - 329 с.
9. Волков Б., Волкова Н. Возрастная психология. - Изд-во: Валдос, 2013. - 344 с.
10. Воронина О.А. Социокультурные детерминанты развития гендерной теории в России и на Западе. - М.: Педагогика, 2015. - 241 с.
11. Гоулман Д. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М.: Альпина, 2012. - 301 с.
12. Грекова А.А. Гендерная идентичность в юношеском возрасте. - Изд.: LAP Lambert Academic Publishing, 2011. - 92 с.
13. Грецов А.Г. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самоуправление. - СПб.: Питер, 2011. - 415 с.
14. Долгова В.И. Инновационная культура бакалавров и магистров
психолого-педагогического образования: монография. - СПб.: ООО
«Книжный Дом», 2011. - 226 с.
15. Долгова В.И. Психолого-педагогическая коррекция
межличностных отношений подростков: научно-методические
рекомендации - Челябинск: АТОКСО, 2013. - 112 с.
16. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Сомова А.А. Исследование дивергентного мышления старших подростков / Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - Т. 31. - С. 126-130.
17. Донцов А.И. Психология коллектива. - М: Изд-во МГУ, 2015. - 229 с.
18. Евтихов О.В. Тренинг лидерства. - М.: Речь, 2012. - 240 с.
19. Емельянова М.В. Воспитание ребенка - лидера // Воспитание школьников. - 2012. - № 5. - С. 23-25.
20. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. М.: Флинта, 2011. - 336 с.
21. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2014. - 544 с.
22. Клецина И.С. Психология гендерных отношений. Теория и практика. - СПб., Алетейя, 2014. - 408 с.
23. Ковалев А.Г. Психология личности. - М.: Просвещение, 2016.
- 380 с.
24. Козак М. Г. Динамика оценочных отношений личностей к себе и к другим. - Киев, 2015. - 223 с.
25. Кон И.С. Психология подросткового возраста. - М.: Наука, 2012. - 219 с.
26. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Педагогика, 2013. - 219 с.
27. Кричевский Р.Л. Феномен идентификации в лидерстве у старшеклассников // Социально-психологические проблемы личности и коллектива. - Ярославль: ЯрГУ, 2012. - С.122-126.
28. Кунакбаева А.М. Развитие лидерских качеств у старших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 196-200.
29. Курамшев А.В. Гендерная социализация // Вестник
Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. Серия: Социальные науки. Электронный ресурс. URL: /
https://cvberleninka.rU/article/n/gendemava-sotsializatsiva (Дата обращения: 15.01.2019).
30. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 2014. - 308 с.
31. Лысенко Е.М. Возрастная психология - Изд-во: Владос, 2013. - 176 с.
32. Маклаков А.Г. Общая психология. - Изд-во: Питер, 2013. - 592 с.
33. Максвелл Д. Воспитай в себе лидера. //. Пер.с. англ. Г.И. Левитан. - Мн.: ООО «Попурри», 2010. - 395 с.
34. Маркова М.Ю. Развитие лидерских качеств и организаторских
способностей в детском общественном объединении. - М.: Изд. Просвещение, 2014. - 142 с.
35. Менегетти А. Психология лидера. - М.: Онтопсихолгия, 2012. - 208 с.
36. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие - М.: Педагогическое общество России, 2014. - 442 с.
37. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. - М.: Академия, 2011. - 448 с.
38. Парыгин Б.Д. Основы социальной психологической теории. - 2-е изд. М.: 2011. - 208 с.
39. Парыгин Б.Д. Руководство и лидерство. - СПб.: Питер, 2013. - 325 с.
40. Райс. Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. - Изд-во: Питер, 2012. - 816 с.
41. Реан А.А. Психология личности. - Питер, 2013. - 288 с.
42. Рябышева Ю.Ю. Валеева, Р.А. Особенности развития
лидерских способностей у старших подростков // Образование и саморазвтие. - 2012. - № 32. - С.131-136.
43. Сбитнева В.Б. Возможности технологии социального
проектирования в развитии лидерских качеств подростков. - М.: МГУ, 2012. - 116 с.
44. Собчик Л.Н. Психологические индивидуальности. Теория и практика - психодиагностики. - СПб.: «Речь», 2015. - 624 с.
45. Терешенкова Е.Ю, Радина Н.К. Особенности развития гендерной идентичности личности. Женщина и мужчина в современном обществе: Сборник статей / Под ред. Л. Э. Семеновой. Вып. 1. - Н. Новгород: МГЭИ (нижегородский филиал), 2014. - 176 с.
46. Тимохина А.С. Гендерные особенности проявления
тревожности у подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 11-15.
47. Тришкина А.С. Педагогический опыт «Я - лидер». //
Дополнительное образование и воспитание. - 2014. - № 4(78). - С.38-46.
48. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности
школьников. - М.: Просвещение, 2014. - 160 с.
49. Фридман Л.П. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М.: Академия, 2013. - 210 с.
50. Хухлаева, О., Кирилина Т., Федорова О. Счастливый
подросток. - М.: Апрель-Пресс. ЭКСМО-Пресс, 2013. - 224 с.
51. Шадриков В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения. - М.: Логос, 2013. - 136 с.
52. Шевцова Ю.А. Формирование гендерной идентичности
подростков. - Изд.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 80 с.
53. Эриксон Э.Х. Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. - М.: МПСИ, 2016. - 352 с.
54. Ярошенко О.Е., Щербина А.И. Гендерные особенности самоотношения и социально-психологических установок старших подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 37. - С. 186-190.