ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА РЕЛИГИОЗНО-КУЛЬТОВАЯ ЛЕКСИКА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ И ЕЁ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНАЯ ЛЕКСИКА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 7
1.1 Понятие «религиозная лексика» 7
1.2 Религиозная лексика современного русского языка в лингвистических
исследованиях 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЛИГИОЗНО-КУЛЬТОВОЙ ЛЕКСИКИ В РОМАНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОСКРЕСЕНИЕ» 20
2.1. История написания и религиозное содержание романа
«Воскресение» 20
2.2. Анализ религиозно-культовой лексики в романе Л.Н. Толстого
«Воскресение» 29
ГЛАВА 3. МЕТОДОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕЛИГИОЗНО-КУЛЬТОВОЙ ЛЕКСИКИ В ЦЕЛЯХ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ . 39
3.1 Духовно-нравственное воспитание школьников в трудах
исследователей 39
3.2 Методы и приемы преподавания основ религиозно-нравственного
воспитания посредством религиозно-культовой лексики на уроках русского языка 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНАЯ ЛЕКСИКА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 7
1.1 Понятие «религиозная лексика» 7
1.2 Религиозная лексика современного русского языка в лингвистических
исследованиях 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЛИГИОЗНО-КУЛЬТОВОЙ ЛЕКСИКИ В РОМАНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОСКРЕСЕНИЕ» 20
2.1. История написания и религиозное содержание романа
«Воскресение» 20
2.2. Анализ религиозно-культовой лексики в романе Л.Н. Толстого
«Воскресение» 29
ГЛАВА 3. МЕТОДОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕЛИГИОЗНО-КУЛЬТОВОЙ ЛЕКСИКИ В ЦЕЛЯХ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ . 39
3.1 Духовно-нравственное воспитание школьников в трудах
исследователей 39
3.2 Методы и приемы преподавания основ религиозно-нравственного
воспитания посредством религиозно-культовой лексики на уроках русского языка 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
После крушения идеологии коммунизма, наше общество образовало духовный вакуум, ликвидация которого - острая социальная проблема. Наряду с этим современное общество характеризуется идеологической неупорядоченностью. В настоящее время происходит возвращение религиозной идеологии, которая в советское время была вытеснена идеологией коммунизма. Изучать религиозную лексику в настоящее время никем не запрещается, поэтому можно объективно изучать этот лексический пласт.
Религиозное сознание при помощи языка существует, действует и воспроизводится. Посредством языка обозначаются религиозные символы и значения, благодаря языку религиозное сознание становится практическим, эффективным, объединяет людей в группы и социализируется. Сила лексической единицы, результативность, в особенности речи звучащей, нашли свое отражение в религии. Но вместе с тем современные школьники испытывают недостаток нравственного воспитания. Поведение, мировоззрение, разговорная речь далеки от религиозности. Одним из методов повышения нравственности школьников является воспитание посредством исследования религиозно-культовой лексики художественных произведений, изучаемых в средней школе. Это обусловливает актуальность данного исследования.
Объект исследования - религиозно-культовая лексика художественных произведений, как особое средство формирования нравственности учащихся средней школы.
Предметом исследования в представленной работе являются лексемы, устойчивые словосочетания и
паремии художественных произведений, называющие реалии, понятия, процессы, явления, связанные с религией.
Степень изученности темы. В последнее время на основе материалов разнообразных, распространенных и не распространённых языков начали активно развиваться лингвистические исследования религиозной лексики. Начинают выходить и переиздаются
специализированные словари, отражающие данную область культуры. Возникло еще одно новое направление, которое получило название теолингвистика. «Теолингвистика (от греч. theos - Бог и лат. lingua - язык) - это наука, которая возникла на границе языка и религии, и она исследует религиозные проявления, закрепленные и отраженные в языке [Гадомский 2005: 21].
Таким образом, религиозная лексика русского языка ранее уже являлась предметом анализа работ многих языковедов, однако объектом исследования в составе лексем и устойчивых словосочетаний в художественных произведениях она стала совсем недавно, в связи с появлением в учебных планах образовательных организаций нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в рамках реализации ФГОС ООО.
Цель исследования - выявить и описать религиозно-культовую лексику в романе Л.Н. Толстого «Воскресение», устойчивые обороты и паремии, включающие религиозную лексику, выявить их функции и влияние на духовно-нравственное развитие учащихся средней школы.
В связи с поставленной целью определяются следующие задачи:
1) при помощи словарей и художественной литературы, раскрыть роль религиозной лексики в системе современного русского литературного языка, осветить «религиозную лексику» как понятие и показать ее необходимость в лингвистических исследованиях;
2) выявить религиозно-культовую лексику в романе Л.Н. Толстого «Воскресение»;
3) определить функции религиозно-культовой лексики в романе Л.Н. Толстого «Воскресение»;
4) дать практические рекомендации по применению религиозно-культового языкового материала на занятиях в средней школе в качестве средства формирования духовно-нравственных ценностей учащихся.
Методы исследования. В работе были применены общепринятые в лингвистике методы и приемы, которые помогают в изучении языкового материала. Фронтальный просмотр художественной литературы выявил религиозно-культовую лексику, устойчивые словосочетания, паремии, содержащие религиозную лексику и соотносящиеся с выявленной лексикой языковые единицы.
Были применены общенаучные методы лингвистики: собирание информации, включенное наблюдение, анализ письменных текстов, описательный метод, включающий в себя приемы наблюдения, сравнения, классификации и интерпретации исследуемого материала, метод компонентного анализа, который выявляет содержательные характеристики лексемы, фразеологизма и паремии, метод словарных дефиниций.
Как основной метод в работе применяется дескриптивный анализ языкового материала, извлеченного из художественных текстов.
При изучении и описании религиозно-культовой лексики реализуется многоаспектный междисциплинарный подход. Изучение религиозно-культовой лексики предполагает интегрированное
представление исследуемого материала и извлечение сведений из различных областей научного знания, таких как культурология, религиоведение, когнитология, философия, социолингвистика,
психология. Для этого применяется метод междисциплинарного сопоставления.
Практическая ценность работы заключается в том, что результаты
произведенного исследования, теоретические положения могут иметь место для применения и использования в учебных курсах по языкознанию, социолингвистике, по стилистике русского литературного языка, при подготовке специальных семинаров или курсов по лексике и фразеологии, в подготовке курсов лекций по лингвокультурологии, в практике преподавания русского языка.
Объем и структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Религиозное сознание при помощи языка существует, действует и воспроизводится. Посредством языка обозначаются религиозные символы и значения, благодаря языку религиозное сознание становится практическим, эффективным, объединяет людей в группы и социализируется. Сила лексической единицы, результативность, в особенности речи звучащей, нашли свое отражение в религии. Но вместе с тем современные школьники испытывают недостаток нравственного воспитания. Поведение, мировоззрение, разговорная речь далеки от религиозности. Одним из методов повышения нравственности школьников является воспитание посредством исследования религиозно-культовой лексики художественных произведений, изучаемых в средней школе. Это обусловливает актуальность данного исследования.
Объект исследования - религиозно-культовая лексика художественных произведений, как особое средство формирования нравственности учащихся средней школы.
Предметом исследования в представленной работе являются лексемы, устойчивые словосочетания и
паремии художественных произведений, называющие реалии, понятия, процессы, явления, связанные с религией.
Степень изученности темы. В последнее время на основе материалов разнообразных, распространенных и не распространённых языков начали активно развиваться лингвистические исследования религиозной лексики. Начинают выходить и переиздаются
специализированные словари, отражающие данную область культуры. Возникло еще одно новое направление, которое получило название теолингвистика. «Теолингвистика (от греч. theos - Бог и лат. lingua - язык) - это наука, которая возникла на границе языка и религии, и она исследует религиозные проявления, закрепленные и отраженные в языке [Гадомский 2005: 21].
Таким образом, религиозная лексика русского языка ранее уже являлась предметом анализа работ многих языковедов, однако объектом исследования в составе лексем и устойчивых словосочетаний в художественных произведениях она стала совсем недавно, в связи с появлением в учебных планах образовательных организаций нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в рамках реализации ФГОС ООО.
Цель исследования - выявить и описать религиозно-культовую лексику в романе Л.Н. Толстого «Воскресение», устойчивые обороты и паремии, включающие религиозную лексику, выявить их функции и влияние на духовно-нравственное развитие учащихся средней школы.
В связи с поставленной целью определяются следующие задачи:
1) при помощи словарей и художественной литературы, раскрыть роль религиозной лексики в системе современного русского литературного языка, осветить «религиозную лексику» как понятие и показать ее необходимость в лингвистических исследованиях;
2) выявить религиозно-культовую лексику в романе Л.Н. Толстого «Воскресение»;
3) определить функции религиозно-культовой лексики в романе Л.Н. Толстого «Воскресение»;
4) дать практические рекомендации по применению религиозно-культового языкового материала на занятиях в средней школе в качестве средства формирования духовно-нравственных ценностей учащихся.
Методы исследования. В работе были применены общепринятые в лингвистике методы и приемы, которые помогают в изучении языкового материала. Фронтальный просмотр художественной литературы выявил религиозно-культовую лексику, устойчивые словосочетания, паремии, содержащие религиозную лексику и соотносящиеся с выявленной лексикой языковые единицы.
Были применены общенаучные методы лингвистики: собирание информации, включенное наблюдение, анализ письменных текстов, описательный метод, включающий в себя приемы наблюдения, сравнения, классификации и интерпретации исследуемого материала, метод компонентного анализа, который выявляет содержательные характеристики лексемы, фразеологизма и паремии, метод словарных дефиниций.
Как основной метод в работе применяется дескриптивный анализ языкового материала, извлеченного из художественных текстов.
При изучении и описании религиозно-культовой лексики реализуется многоаспектный междисциплинарный подход. Изучение религиозно-культовой лексики предполагает интегрированное
представление исследуемого материала и извлечение сведений из различных областей научного знания, таких как культурология, религиоведение, когнитология, философия, социолингвистика,
психология. Для этого применяется метод междисциплинарного сопоставления.
Практическая ценность работы заключается в том, что результаты
произведенного исследования, теоретические положения могут иметь место для применения и использования в учебных курсах по языкознанию, социолингвистике, по стилистике русского литературного языка, при подготовке специальных семинаров или курсов по лексике и фразеологии, в подготовке курсов лекций по лингвокультурологии, в практике преподавания русского языка.
Объем и структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Современное общество не может дать детям должного духовно-нравственного воспитания, что является огромной проблемой. Этому послужило несколько причин: недостаточность нравственного воспитания со стороны школы; отсутствие ясных положительных жизненных ориентиров для нового поколения; низкий уровень воспитания патриотизма и других нравственных качеств гражданина и патриота Отечества.
Школьникам в наше время трудно разобраться в том, кого из старших необходимо слушать и каких жизненных ценностей придерживаться. Изучая литературные произведения классики, учащиеся средней школы могут уяснить настоящие ценности: жертвенная любовь, совесть, патриотизм, ответственность, свобода выбора.
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы напрямую связано с использованием метапредметного подхода, потому что именно такой подход помогает детям более глубоко осмыслить многие нравственные понятия и применить их к своей жизни. Используемая учителем метапредметная технология на уроках русского языка и литературы должна, прежде всего, воспитывать духовность и нравственность детей. Таким образом, при изучении произведения Льва Толстого «Воскресение» школьники говорят не только о метафорах, но, что гораздо важнее, о любви, о смысле жизни, жертвенности, доброте, ответственности.
В данном исследовании на конкретном лексическом материале была выявлена и описана религиозно-культовая лексика в художественной литературе, устойчивые обороты и паремии, включающие религиозную лексику, выявлено их влияние на духовно-нравственное развитие учащихся средней школы.
Для достижения поставленной цели были решены следующие
задачи:
1) описаны теоретические основы религиозной лексики в системе современного русского литературного языка. В этой связи были даны определения понятиям: «религиозная лексика», «религия», «культ» и другим понятиям, необходимым для раскрытия темы религиозной лексики. Были представлены классификации религиозной лексики. Была описана религиозная лексика современного русского языка в лингвистических исследованиях советских и современных ученых-исследователей;
2) был проведен анализ религиозно-культовой лексики в художественном тексте на примере произведения Л.Н. Толстого «Воскресение»;
3) были рассмотрены исследования педагогов и методистов в сфере формирования духовно-нравственных ценностей в средней школе и даны практические рекомендации по использованию религиознокультовой лексики в воспитании культурно-нравственных ценностей школьников на примере конкретных методов и приемов, используемых на занятиях по русскому языку.
Таким образом, поставленные в введении настоящей работы задачи выполнены, цель исследования достигнута. Структура работы соблюдена. Все практические материалы, представленные в работе, могут быть использованы учителями и методистами средней школы, а также в вузовских курсах по языкознанию, социолингвистике, по стилистике русского литературного языка, при подготовке спецсеминаров и спецкурсов по лексике и фразеологии, в разработке лекционных курсов по лингвокультурологии.
Школьникам в наше время трудно разобраться в том, кого из старших необходимо слушать и каких жизненных ценностей придерживаться. Изучая литературные произведения классики, учащиеся средней школы могут уяснить настоящие ценности: жертвенная любовь, совесть, патриотизм, ответственность, свобода выбора.
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы напрямую связано с использованием метапредметного подхода, потому что именно такой подход помогает детям более глубоко осмыслить многие нравственные понятия и применить их к своей жизни. Используемая учителем метапредметная технология на уроках русского языка и литературы должна, прежде всего, воспитывать духовность и нравственность детей. Таким образом, при изучении произведения Льва Толстого «Воскресение» школьники говорят не только о метафорах, но, что гораздо важнее, о любви, о смысле жизни, жертвенности, доброте, ответственности.
В данном исследовании на конкретном лексическом материале была выявлена и описана религиозно-культовая лексика в художественной литературе, устойчивые обороты и паремии, включающие религиозную лексику, выявлено их влияние на духовно-нравственное развитие учащихся средней школы.
Для достижения поставленной цели были решены следующие
задачи:
1) описаны теоретические основы религиозной лексики в системе современного русского литературного языка. В этой связи были даны определения понятиям: «религиозная лексика», «религия», «культ» и другим понятиям, необходимым для раскрытия темы религиозной лексики. Были представлены классификации религиозной лексики. Была описана религиозная лексика современного русского языка в лингвистических исследованиях советских и современных ученых-исследователей;
2) был проведен анализ религиозно-культовой лексики в художественном тексте на примере произведения Л.Н. Толстого «Воскресение»;
3) были рассмотрены исследования педагогов и методистов в сфере формирования духовно-нравственных ценностей в средней школе и даны практические рекомендации по использованию религиознокультовой лексики в воспитании культурно-нравственных ценностей школьников на примере конкретных методов и приемов, используемых на занятиях по русскому языку.
Таким образом, поставленные в введении настоящей работы задачи выполнены, цель исследования достигнута. Структура работы соблюдена. Все практические материалы, представленные в работе, могут быть использованы учителями и методистами средней школы, а также в вузовских курсах по языкознанию, социолингвистике, по стилистике русского литературного языка, при подготовке спецсеминаров и спецкурсов по лексике и фразеологии, в разработке лекционных курсов по лингвокультурологии.



