Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА РЕЛИГИОЗНО-КУЛЬТОВАЯ ЛЕКСИКА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ И ЕЁ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Работа №42154

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы90
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
489
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РЕЛИГИОЗНАЯ ЛЕКСИКА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА 7
1.1 Понятие «религиозная лексика» 7
1.2 Религиозная лексика современного русского языка в лингвистических
исследованиях 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕЛИГИОЗНО-КУЛЬТОВОЙ ЛЕКСИКИ В РОМАНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОСКРЕСЕНИЕ» 20
2.1. История написания и религиозное содержание романа
«Воскресение» 20
2.2. Анализ религиозно-культовой лексики в романе Л.Н. Толстого
«Воскресение» 29
ГЛАВА 3. МЕТОДОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕЛИГИОЗНО-КУЛЬТОВОЙ ЛЕКСИКИ В ЦЕЛЯХ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ . 39
3.1 Духовно-нравственное воспитание школьников в трудах
исследователей 39
3.2 Методы и приемы преподавания основ религиозно-нравственного
воспитания посредством религиозно-культовой лексики на уроках русского языка 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 67


После крушения идеологии коммунизма, наше общество образовало духовный вакуум, ликвидация которого - острая социальная проблема. Наряду с этим современное общество характеризуется идеологической неупорядоченностью. В настоящее время происходит возвращение религиозной идеологии, которая в советское время была вытеснена идеологией коммунизма. Изучать религиозную лексику в настоящее время никем не запрещается, поэтому можно объективно изучать этот лексический пласт.
Религиозное сознание при помощи языка существует, действует и воспроизводится. Посредством языка обозначаются религиозные символы и значения, благодаря языку религиозное сознание становится практическим, эффективным, объединяет людей в группы и социализируется. Сила лексической единицы, результативность, в особенности речи звучащей, нашли свое отражение в религии. Но вместе с тем современные школьники испытывают недостаток нравственного воспитания. Поведение, мировоззрение, разговорная речь далеки от религиозности. Одним из методов повышения нравственности школьников является воспитание посредством исследования религиозно-культовой лексики художественных произведений, изучаемых в средней школе. Это обусловливает актуальность данного исследования.
Объект исследования - религиозно-культовая лексика художественных произведений, как особое средство формирования нравственности учащихся средней школы.
Предметом исследования в представленной работе являются лексемы, устойчивые словосочетания и
паремии художественных произведений, называющие реалии, понятия, процессы, явления, связанные с религией.
Степень изученности темы. В последнее время на основе материалов разнообразных, распространенных и не распространённых языков начали активно развиваться лингвистические исследования религиозной лексики. Начинают выходить и переиздаются
специализированные словари, отражающие данную область культуры. Возникло еще одно новое направление, которое получило название теолингвистика. «Теолингвистика (от греч. theos - Бог и лат. lingua - язык) - это наука, которая возникла на границе языка и религии, и она исследует религиозные проявления, закрепленные и отраженные в языке [Гадомский 2005: 21].
Таким образом, религиозная лексика русского языка ранее уже являлась предметом анализа работ многих языковедов, однако объектом исследования в составе лексем и устойчивых словосочетаний в художественных произведениях она стала совсем недавно, в связи с появлением в учебных планах образовательных организаций нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в рамках реализации ФГОС ООО.
Цель исследования - выявить и описать религиозно-культовую лексику в романе Л.Н. Толстого «Воскресение», устойчивые обороты и паремии, включающие религиозную лексику, выявить их функции и влияние на духовно-нравственное развитие учащихся средней школы.
В связи с поставленной целью определяются следующие задачи:
1) при помощи словарей и художественной литературы, раскрыть роль религиозной лексики в системе современного русского литературного языка, осветить «религиозную лексику» как понятие и показать ее необходимость в лингвистических исследованиях;
2) выявить религиозно-культовую лексику в романе Л.Н. Толстого «Воскресение»;
3) определить функции религиозно-культовой лексики в романе Л.Н. Толстого «Воскресение»;
4) дать практические рекомендации по применению религиозно-культового языкового материала на занятиях в средней школе в качестве средства формирования духовно-нравственных ценностей учащихся.
Методы исследования. В работе были применены общепринятые в лингвистике методы и приемы, которые помогают в изучении языкового материала. Фронтальный просмотр художественной литературы выявил религиозно-культовую лексику, устойчивые словосочетания, паремии, содержащие религиозную лексику и соотносящиеся с выявленной лексикой языковые единицы.
Были применены общенаучные методы лингвистики: собирание информации, включенное наблюдение, анализ письменных текстов, описательный метод, включающий в себя приемы наблюдения, сравнения, классификации и интерпретации исследуемого материала, метод компонентного анализа, который выявляет содержательные характеристики лексемы, фразеологизма и паремии, метод словарных дефиниций.
Как основной метод в работе применяется дескриптивный анализ языкового материала, извлеченного из художественных текстов.
При изучении и описании религиозно-культовой лексики реализуется многоаспектный междисциплинарный подход. Изучение религиозно-культовой лексики предполагает интегрированное
представление исследуемого материала и извлечение сведений из различных областей научного знания, таких как культурология, религиоведение, когнитология, философия, социолингвистика,
психология. Для этого применяется метод междисциплинарного сопоставления.
Практическая ценность работы заключается в том, что результаты
произведенного исследования, теоретические положения могут иметь место для применения и использования в учебных курсах по языкознанию, социолингвистике, по стилистике русского литературного языка, при подготовке специальных семинаров или курсов по лексике и фразеологии, в подготовке курсов лекций по лингвокультурологии, в практике преподавания русского языка.
Объем и структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Современное общество не может дать детям должного духовно-нравственного воспитания, что является огромной проблемой. Этому послужило несколько причин: недостаточность нравственного воспитания со стороны школы; отсутствие ясных положительных жизненных ориентиров для нового поколения; низкий уровень воспитания патриотизма и других нравственных качеств гражданина и патриота Отечества.
Школьникам в наше время трудно разобраться в том, кого из старших необходимо слушать и каких жизненных ценностей придерживаться. Изучая литературные произведения классики, учащиеся средней школы могут уяснить настоящие ценности: жертвенная любовь, совесть, патриотизм, ответственность, свобода выбора.
Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы напрямую связано с использованием метапредметного подхода, потому что именно такой подход помогает детям более глубоко осмыслить многие нравственные понятия и применить их к своей жизни. Используемая учителем метапредметная технология на уроках русского языка и литературы должна, прежде всего, воспитывать духовность и нравственность детей. Таким образом, при изучении произведения Льва Толстого «Воскресение» школьники говорят не только о метафорах, но, что гораздо важнее, о любви, о смысле жизни, жертвенности, доброте, ответственности.
В данном исследовании на конкретном лексическом материале была выявлена и описана религиозно-культовая лексика в художественной литературе, устойчивые обороты и паремии, включающие религиозную лексику, выявлено их влияние на духовно-нравственное развитие учащихся средней школы.
Для достижения поставленной цели были решены следующие
задачи:
1) описаны теоретические основы религиозной лексики в системе современного русского литературного языка. В этой связи были даны определения понятиям: «религиозная лексика», «религия», «культ» и другим понятиям, необходимым для раскрытия темы религиозной лексики. Были представлены классификации религиозной лексики. Была описана религиозная лексика современного русского языка в лингвистических исследованиях советских и современных ученых-исследователей;
2) был проведен анализ религиозно-культовой лексики в художественном тексте на примере произведения Л.Н. Толстого «Воскресение»;
3) были рассмотрены исследования педагогов и методистов в сфере формирования духовно-нравственных ценностей в средней школе и даны практические рекомендации по использованию религиознокультовой лексики в воспитании культурно-нравственных ценностей школьников на примере конкретных методов и приемов, используемых на занятиях по русскому языку.
Таким образом, поставленные в введении настоящей работы задачи выполнены, цель исследования достигнута. Структура работы соблюдена. Все практические материалы, представленные в работе, могут быть использованы учителями и методистами средней школы, а также в вузовских курсах по языкознанию, социолингвистике, по стилистике русского литературного языка, при подготовке спецсеминаров и спецкурсов по лексике и фразеологии, в разработке лекционных курсов по лингвокультурологии.



1. Концепция духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России. // М., Просвещение, 2009г.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015) // Российская газета, N 303, 31.12.2012.
II. Справочные материалы
3. Азаров А.А. Русско-английский словарь религиозной лексики /
А. А. Азаров. - Москва: РУССО, 2002. - 768 с.
4. Аникин А.Е. Русский этимологический словарь / А.Е. Аникин. - М.: Книга по Требованию, 2009. - 342 с.
5. БТС - Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.
А. Кузнецов. - Санкт-Петербург: Норинт, 2003. - 1536 с.
6. Бугаева И.В. Словарь ударений религиозной лексики. Словарь сокращений религиозной лексики: Русский язык. Православие / И. В. Бугаева. - Москва: Кругъ, 2009. - 224 с.
7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова - М.: Азбуковник, 1996. - 944 с.
8. РСС - Русский семантический словарь: толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений: в 6 томах / под общей ред. Н. Ю. Шведовой. - Москва: Азбуковник, 2003. - Т. 3. - 800 с.
9. Скляревская Г. Н. Словарь православной церковной культуры / Г. Н. Скляревская. - Санкт-Петербург: Наука, 2007. - 278 с.
10. ССРЛЯ - Словарь современного русского литературного языка. Т. 1. М.; Л., 1948.
11. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т.1: А-К / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Русские словари, 1994. - 844с.
III. Научная литература
12. Агибалова С.В. Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы как основа формирования общечеловеческих ценностей / С.В. Агибалова // Молодой ученый. - 2015. - № 2. - С. 468 - 471
13. Андреева В.Г. Мотив работы в романе «Воскресение» //
Толстовский сборник-2012: Материалы XXXIII Международных
Толстовских чтений. - Тула: ТГПУ им. Л. Н. Толстого 2012. - 156 с.
14. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68
15. Барабанов В.В., Григоренко А.Ю. К вопросу о преподавании «Основ религиозных культур и светской этики» в школах // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2013. - № 2. - С. 92-102.
16. Бобырева Е.В. Религиозный дискурс: ценности, жанры,
стратегии (на материале православного вероучения): автореферат
диссертации доктора филологических наук / Е.В. Бобырева. - Волгоград,
2012. - 38 с.
17. Бугаева И. В. Язык православной сферы: современное
состояние, тенденции развития: автореферат диссертации доктора
филологических наук / И. В. Бугаева. - Москва, 2010. - 40 с.
18. Булавина С.В. Русские устойчивые словосочетания, содержащие церковно-религиозную лексику: автореферат диссертации кандидата филологических наук / С. В. Булавина. - Воронеж, 2003. - 24 с.
19. Виноградов В.В. Лексикология и лексикография / В.В. Виноградов. - М., 1997. - 230 с.
20. Гадомский А.К. Теолингвистика: история вопроса / А.К. Гадомский // Ученые записки Таврического национального университета - Филология. Том 1.18 (57) - № 1 - Симферополь: ТНУ, 2005. - с. 16 -26.
21. Горюшина Р.И. Лексика христианства в русском языке (системное отношение прямых конфессиональных и производных светских слов): диссертация кандидата филологических наук / Р. И. Горюшина. - Волгоград, 2002. - 180 с.
22. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А. М. Кондаков,
В. А. Тишков - М.: 2009. - 45 с.
23. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовнонравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12
24. Журавлёв В.К. Очерки по славянской компаративистике. Сборник / В.К. Журавлев. - М.: КомКнига, 2010. - 192 с.
25. Какорина Е.В. Трансформации лексической семантики и сочетаемости (на материале языка газет) / Е. В. Какорина // Русский язык конца XX столетия (1985-1995) / отв. ред. Е. А. Земская. - Москва: Языки русской культуры, 2000. - С. 67-89.
26. Колесов В.В. Славянорусский и церковнославянский в древних переводах Евангелия // Библия и возрождение духовной культуры русского и других славянских народов. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1995. - С.23- 30
27. Королева И. А. Православная сакрально-богослужебная лексика в художественном тексте: автореферат диссертации кандидата филологических наук / И. А. Королева. - Волгоград, 2003. - 28 с.
28. Косицына Н.О. Лексика религиозной культуры в идиолекте А.А. Фета: автореферат диссертации кандидата филологических наук. Курск, 2011.
29. Крылова И.А. Современная православная проповедь в
функционально-стилистическом аспекте: диссертация кандидата
филологических наук / И. А. Крылова. - Санкт-Петербург, 2005. - 227 с.
30. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном / Д. С. Лихачёв. - М.: Руси-ко, 1993. - 163 с.
31. Макаренко А.С. Воспитание гражданина / А.С. Макаренко. - М.: Просвещение, 1988. - 308 с.
32. Масолова Е.А. Раннее творчество Л. Н. Толстого (1850-е - начало 1860-х годов: становление эпического) / Е.А. Масолова. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006. - 156 с.
33. Масолова Е.А. Роман Л. Н. Толстого «Воскресение»: социальный, христианский и мифопоэтический дискурс / Е.А. Масолова. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2014. - 220 с.
34. Мень А. «Богословие» Льва Толстого и христианство. - В кн. Л.Н. Толстой. Исповедь. - М.: Просвещение, 1991. - С. 5-27
35. Мечковская КБ. Язык и религия (лекции по филологии и истории религий) / Н. Б. Мечковская. - Москва: ФАИР, 1998. - 350 с.
36. Митина Ю.В. Лексика с религиозной семантикой и ее стилистические функции в житийных памятниках XV века: диссертация кандидата филологических наук / Ю. В. Митина. - Москва, 2000. - 158 с.
37. Михайлова Ю. Н. Религиозная православная лексика и ее судьба (по данным толковых словарей русского языка): автореферат диссертации кандидата филологических наук / Ю. Н. Михайлова. - Екатеринбург, 2004. - 20 с.
38. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / О.Л. Янушкявичене, Ю.С. Васечко, протоирей Виктор Дорофеев, О.Н. Яшина; под ред. И.В. Метлика, Е.Ф. Тепловой. - М.: OOO «Русское слово - учебник», 2013. - 159 с.
39. Петухова М. Е. Функциональные особенности церковной
лексики с предметным значением в русском языке: автореферат
диссертации кандидата филологических наук / М. Е. Петухова. - Казань, 2003. - 24 с.
40. Прохватилова О.А. Традиции русской речевой культуры и современная духовная речь / О.А. Прохватилова // Риторика в системе коммуникативных дисциплин: Записки Горного института. Т. 160. Ч. 1. СПб, 2005. С. 61-62.
41. Рябчикова С.Б. Духовно-нравственное развитие школьников как педагогическая проблема. Материалы международной конференции «Чтения Ушинского» педагогического факультета ЯГПУ / С.Б. Рябчикова.
- Ярославль: Издательство ЯГПУ, 2005.
42. Сабиров В. Ш. Любовь как откровение личности - божественной и человеческой / В. Ш. Сабиров // Человек. - 2004. - № 1. -
С. 7-85.
43. Сергеева Е.В. Особенности употребления библеизмов в русской поэзии XX в. Лингвистические параметры художественного текста / Е.В. Сергеева. - Оренбург, 2010. - 70 с.
44. Слаутина М.В. Особенности репрезентации христианской картины мира в лексике русского языка / М. В. Слаутина. - Екатеринбург, 2006. - 18 с.
45. Смирнова С. А. О понятии «церковная лексика» / С. А. Смирнова // Научный диалог. - 2014. - № 12 (36): Филология. - С. 84-97.
46. Смирнова С.А. Святость как феномен русской культуры
(семантическое и лингвокультурологическое описание): диссертация
кандидата филологических наук / С. А. Смирнова. - Архангельск, 2005. - 218 с.
47. Со Ын Ён. Речевой жанр современного церковно-религиозного послания: диссертация кандидата филологических наук / Со Ын Ён. М., 2000. - 188 с.
48. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский.
- М.: Педагогика, 1983. - 318 с.
49. Сухомлинский В.А. Нравственный идеал молодого поколения /
В.А. Сухомлинский. - М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1963. - 152 с.
50. Тимофеев К.А. Религиозная лексика русского языка как выражение христианского мировоззрения: монография / К. А. Тимофеев. - Новосибирск, 2001. - 88 с.
51. Толстова Г.А. Старообрядческая конфессиональная лексика в письменной речи Агафьи Лыковой: автореферат диссертации кандидата филологических наук / Г. А. Толстова. - Кемерово, 2007. - 28 с.
52. Толстой Л.Н. Воскресение: роман. - Москва: Государственное издательство художественной литературы, 1953. - 465 с.
53. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: в 90 т. Т. 32 // Л.Н. Толстой. - М.: Художественная литература, 1936. С. 326.
54. Успенский Б.А. Из истории русских канонических имен (История ударения в канонических именах собственных в их отношении к русским литературным и разговорным формам) / Б.А. Успенский. М.: Изд- во МГУ, 1969.- 334 с
55. Ушинский К. Д. О нравственном элементе в русском воспитании / К.Д. Ушинский // Избранные произведения. М. - Л, 1946. -
С. 148 -195
56. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К.Д. Ушинский. - Ленинград: Издательство Академии педагогических наук, 1948. - 375 с.
57. Четырина А.М. К вопросу о разграничении церковной и религиозной лексики в толковых словарях русского языка. Актуальные вопросы изучения духовной культуры / А.М. Четырина. - М. - Ярославль: Ремдер, 2010. - 280 с.
58. Яковлева Т.В. Реализация лингвокультурологического подхода на уроках литературы в начальных классах (на материале церковнорелигиозной лексики) / Т.В. Яковлева, В.В. Демичева, О.И. Еременко// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - №2. - С. 24-28.
IV. Электронные ресурсы
59. Духовно-нравственное воспитание как социальнопедагогический феномен. [Электронный ресурс]. - URL: https://cvberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-kak- sotsialno-pedagogicheskiv-fenomen-1 (дата обращения 17.11.2018).
60. Моросо-Флорес А. К. К вопросу о семантической
классификации религиозной лексики французского языка. [Электронный ресурс]. - URL: https://moluch.ru/archive/40/4792/ (дата обращения
08.11.2018)
61. Мудрик А.В. Воспитание как составная часть процесса
социализации. // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2008. - Вып. 3(10). - С. 7-24. [Электронный ресурс]. - URL:
http://pstgu.ru/download/1233514916.mudrik.pdf (дата обращения 10.12.2018)
62. Религиозная лексика - церковная лексика - библейская лексика: к вопросу о соотношении понятий. [Электронный ресурс]. - URL: https://cvberleninka.ru/article/n/religioznava-leksika-tserkovnava-leksika- biblevskava-leksika-k-voprosu-o-sootnoshenii-ponvativ (дата обращения
17.11.2018) .
63. Русакова Т.Г. К проблеме духовно-нравственного воспитания младшего школьника: теоретические аспекты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 13. - С. 80-87. [Электронный ресурс]. - URL: http://e-koncept.ru/2017/770290.htm (дата обращения
20.12.2018)
64. Тематический состав церковной лексики в романе Л.Н. Толстого «Воскресение». [Электронный ресурс]. - URL: https://cvberleninka.ru/article/n/tematicheskiv-sostav-tserkovnov-leksiki-v- romane-l-n-tolstogo-voskresenie (дата обращения 10.11.2018)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ