Коррекция у учащихся 2 класса акустической дисграфии посредством упражнений в условиях школьного логопункта (Омский государственный педагогический университет)
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Состояние вопроса о проявлении акустической дисграфии у учащихся общеобразовательной школы
6
1.1. Особенности формирования письменной речи у младших школьников
6
1.2. Симптоматика и механизмы акустической дисграфии 12
1.3. Научно-методические подходы к выявлению акустической дисграфии у учащихся общеобразовательной школы
18
Выводы по 1 главе 24
Глава 2. Преодоление акустической дисграфии у учащихся младших классов общеобразовательной школы в условиях школьного логопункта
26
2.1. Обоснование и описание методики выявления акустической дисграфии у учащихся младших классов общеобразовательной школы
26
2.2. Проявление акустической дисграфии у учащихся младших классов общеобразовательной школы (результаты констатирующего исследования)
30
2.3. Организация и содержание комплекса упражнений для коррекции акустической дисграфии у учащихся младших классов в условиях школьного логопункта
33
2.4. Результаты логопедической работы по коррекции акустической дисграфии у учащихся младших классов в условиях школьного логопункта
41
Выводы по 2 главе 47
Заключение 49
Список использованных источников и литературы 52
Приложение 58
В настоящее время наблюдается рост количества детей школьного возраста, которым тяжело осваивать родной язык в качестве учебного предмета. Родители часто жалуются на отсутствие у детей внимательности и желания учиться, неусидчивость, не гуманитарный склад ума и т. п. Иногда родители бывают правы, однако в некоторых случаях эти признаки означают, что у ребёнка имеются большие проблемы в физиологическом, психологическом, неврологическом и лингвистическом плане.
Письмо является комплексной, регулярной и произвольной интеллектуальной деятельностью, обеспечивающей участие разнообразных структурных и функциональных элементов большинства психических функций. Письмо имеет тесные связи с разговорной речью и базируется только на очень высоком уровне развития. Тем не менее, формирование речи является лишь одним из условий, необходимых для успешного овладения навыками письма.
Наряду с выявлением конкретных механизмов нарушений написания в настоящее время всё больше внимания уделяется обще-функциональным механизмам речи. Они играют важную роль в освоении письменной речи. В качестве таких механизмов рассматриваются мыслительные операции, внимание, восприятие, память, формирование общего поведения, регулирования и саморегулирования, намерений и мотивов.
Нарушение процесса усвоения письменной речи в настоящее время рассматривается с различных точек зрения: клинической, психологической, нейропсихологической, психолингвистической, педагогической.
Данную проблему в своих исследованиях рассматривали такие учёные, как Т.В. Ахутина, Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.А. Логинова, Н.А. Никашина, Л.Г. Парамонова Л.Ф. Спирова, О.А. Токарева и др.
Анализ распространённости и специфики нарушения письма при акустической дисграфии был осуществлён такими учеными, как Л. С. Выготский, Н. Н. Жинкин, Р. Е. Левина, А. Р. Лурия, Р. Д. Тригер, Д. Б. Эльконин и др.
Однако, вместе с тем, проблема диагностики и коррекции дефектов письма до сих пор остаётся актуальной. Это обусловлено низкой результативностью классических методов исправления дисграфии, ростом числа школьников, имеющих дефекты письма, а кроме этого, усложнением комплекса симптомов и элементов данной патологии. Характерные нарушения письменной речи могут стать причиной нарушений в усвоении орфографии, что часто влечет за собой устойчивую неуспеваемость, отклонения в формировании личности младшего школьника.
В письменных работах учащихся начальных классов имеют место частые и регулярные ошибки. Часть из них является орфографическими, но большинство ошибок имеют специфический характер и обусловлены дефектами фонемного определения, то есть ошибками в дифференциации звуков. Таким образом, среди детей младшего школьного возраста наиболее распространена акустическая дисграфия.
Вышеизложенное свидетельствует об актуальности исследования причин, методов своевременной диагностики и коррекции акустической дисграфии у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: нарушение письменной речи у детей второго класса и работа учителя-логопеда в условиях школьного логопункта.
Предмет исследования: процесс коррекции акустической дисграфии у детей младшего школьного возраста в условиях школьного логопункта.
Цель исследования: на основе изучения научно-методической литературы подобрать и апробировать в условиях школьного логопункта упражнения по коррекции акустической дисграфии у учащихся 2 класса.
Гипотеза исследования: Коррекционная работа по устранению акустической дисграфии у учащихся вторых классов будет являться эффективной при использовании определенной системы обучения для положительных результатов, в условиях школьного логопункта.
В ходе экспериментального исследования были поставлены и решались следующие задачи:
изучить литературные источники о современном состоянии акустической дисграфии у детей младшего школьного возраста;
обследовать учащихся 2 класса общеобразовательной школы на проявление акустической дисграфии;
подобрать упражнения для коррекции акустической дисграфии у учащихся 2 класса в условиях школьного логопункта;
выявить эффективность проведённой экспериментальной работы.
Методы исследования:
изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
наблюдение за детьми 2 класса в процессе их свободной деятельности и на уроках;
качественный и количественный анализ экспериментальных данных с использованием метода математической статистики.
Организация исследования. Эксперимент был организован и проведён на базе 2 класса общеобразовательной школы. Экспериментальная выборка составила 8 учащихся 2 класса с акустической дисграфией.
Теоретической основой исследования стали труды по вопросам нарушений письменной речи А. Н. Корнева, Р. И. Лалаевой, И. Н. Садовниковой, Т. А. Фотековой и др.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы и приложения.
Формирование письменной речи у младших школьников отличается некоторыми особенностями, которые обусловлены тем, что письменная речь является сложным процессом, включающим в свою структуру как вербальные, так и невербальные формы – зрительное, акустическое и пространственное восприятие, тонкую моторику и др. Кроме того, овладение младшими школьниками письменной речью требует развития саморегуляции и контроля, произвольной организации деятельности.
Сложность процессов письменной речи определяет возникновение у младших школьников дисграфии, которая представляет собой нарушение письма, характеризующееся систематически повторяющимися фонетическим ошибками, неверным написанием похожих букв.
Симптоматика дисграфии включает такие специфические ошибки: ошибки в результате несформированности фонематического восприятия; ошибки, выражающиеся в дефекте обозначения мягкости согласных; ошибки, обусловленные нарушением акустической аналитико-синтетической функции; ошибки, обусловленные недостаточным развитием аналитико-синтетической функции на уровне словосочетаний и предложений.
Самым распространённым видом дисграфии является акустическая дисграфия, при которой отмечается несформированность фонематического слуха и, как следствие, затруднение различения схожих фонем. В связи с этим этот вид дисграфии называют также дисграфией на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем).
Проведённое экспериментальной исследование включало констатирующий, формирующий и контрольный этап и было направлено на коррекцию акустической дисграфии у учащихся 2 класса общеобразовательной школы посредством упражнений в условиях школьного логопункта.
Констатирующий этап экспериментальной работы показал, что все обследованные учащиеся 2 класса испытывают трудности в письменной речи. Преобладают такие нарушения письменной речи, как пропуски букв, слогов, слов, неправильное определение границ предложения, ошибки в окончаниях существительных, глаголов, наречий, написание имен и фамилий с маленькой буквы, добавление лишних букв в слово. Это свидетельствуют о наличии акустической дисграфии и требует проведения коррекционной работы в условиях школьного логопункта, что должно послужить положительной динамике в речевом развитии учащихся.
Формирующий этап экспериментальной работы был направлен на развитие фонематического восприятия (дифференциации фонем) посредством выполнения учащимися 2 класса упражнений в процессе занятий с логопедом в школьном логопункте.
Логопедическая работа по развитию дифференциации фонем велась по двум направлениям: 1) работа с каждым из смешиваемых звуков (уточнение признаков звуков); 2) собственно упражнения по дифференциации смешиваемых звуков (сравнение признаков звуков).
В рамках первого направления коррекционно-логопедической работы с опорой на зрительное, слуховое, кинестетическое восприятие уточнялись артикуляторный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков, при этом отдельные упражнения посвящались каждому из смешиваемых звуков.
В рамках второго направления работы по коррекции акустической дисграфии (формирование и развитие дифференциации звуков) в условиях школьного логопункта проводилось сопоставление смешиваемых звуков в артикуляционном и слуховом плане.
На контрольном этапе эксперимента был проведён сравнительный анализ результатов констатирующего и формирующего этапов. Был сделан вывод о высокой эффективности проведённой коррекционной работы по устранению акустической дисграфии у учащихся 2 класса общеобразовательной школы посредством упражнений в условиях школьного логопункта. Оценивая результаты обследования, можно говорить о том, что преодоление трудностей письменной речи учащихся с акустической дисграфией, эффективно, если наряду с общеобразовательным обучением, школьники выполняют специальные коррекционно-логопедические упражнения в условиях школьного логопункта. Отмечена выраженная положительная динамика в развитии фонематического восприятия и дифференциации смешиваемых звуков.
Таким образом, поставленная нами цель была достигнута, задачи исследования решены, выдвинутая гипотеза экспериментально проверена и подтверждена.
1. Айнетдинова, И. Г. Особенности механизмов письменной речи у детей (теоретический аспект) / И. Г. Айнетдинова, Н. М. Трубникова // Специальное образование. 2008. № 12. С. 917.
2. Бенеш, Н. И. Трудности в овладении младшими школьниками письменной речью / Н. И. Бенеш // Герценовские чтения. Начальное образование. 2013. Т. 4. № 1. С. 263272.
3. Береснёва, И. В. Дисграфия младших школьников: понятие и симптоматика / И. В. Береснёва // В мире научных открытий: сб. науч. тр. / науч. ред. И. А. Рудакова. М.: Перо, 2014. С. 4143.
4. Букова, Т. В. Дисграфия как препятствие в овладении учеником грамотой / Т. В. Букова, Е. В. Резникова // Новая наука: психолого-педагогический подход: междунар. науч. издание. Уфа, 2017. С. 3741.
5. Буланова, С. Ю. Особенности формирования синтаксического строя письменной речи младших школьников / С. Ю. Буланова // Начальная школа. 2017. № 11. С. 8588.
6. Глухов, В П. Специальная педагогика и специальная психология / В. П. Глухов. - М.: 2017. - 264 с.
7. Гречишникова, А. А. К вопросу о международных стандартах определения содержания понятий «дисграфия» и «дислексия» / А. А. Гречишникова // Единая образовательная среда как фактор социализации обучающихся / под общ. ред. И. М. Ильковской. Саратов, 2015. С. 129133.
8. Детская логопсихология / О. Леханова [и др.]. М.: Владос, 2015. 160 с.
9. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л. Н. Ефименкова. М.: Национальный книжный центр, 2006. 336 с.
10. Ефимова, Е. А. Характеристика речевого развития обучающихся 1-го класса из группы риска по нарушению письма и чтения (дисграфия, дислексия) / Е. А. Ефимова // Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития: сб. науч. тр. Тамбов, 2013. С. 4446.
11. Жукатинская, Е. Н. Обучение в начальной школе: дисграфия у детей младшего школьного возраста и методы её устранения / Е. Н. Жукатинская // Евразийский союз учёных. 2015. № 112 (20). С. 3438.
12. Жукова, Т. М. Дисграфия в начальной школе / Т. М. Жукова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сб. материалов науч.-практ. конф. / редколл.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: Интерактив плюс, 2018. С. 8688.
13. Капкайкина, Н. К. Роль письменных работ в развитии речи младшего школьника / Н. К. Капкайкина // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 82. С. 5456.
14. Колесникова, Г. И. Специальная педагогика и специальная психология. Психокоррекция нарушений развития / Г. И. Колесникова. - М.: Юрайт, 2017. - 346 с.
15. Коломинский, Я. Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, С. А. Игумнов. - СПб.: Питер, 2014. - 408 с.
16. Корашвили, Н. Ш. Особенности овладения графической деятельностью учащимися начальной школы / Н. Ш. Корашвили, А. Р. Адамова // Известия Дагестанского гос. пед. ун-та. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 1. С. 59.
17. Корнев, А. Н. Нарушение чтения и письма у детей / А. Н. Корнев. СПб.: Речь, 2003. 330 с.
18. Корректировка нарушений письменной речи / под ред. Н. Н. Яковлевой. СПб.: СПбАППО, 2014. 172 с.
19. Крючкова, Д. С. Дислексия и дисграфия в речи обучающихся как общеобразовательная проблема / Д. С. Крючкова // Учёные записки Орловского гос. ун-та. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 1. С. 317320.
20. Кузнецова, М. И. Работа по развитию письменной речи младших школьников / М. И. Кузнецова // Вестник Белгородского института развития образования. 2016. № 1. С. 145152.
21. Куницына, О. А. Дисграфия у детей младшего школьного возраста / О. А. Куницына, Л. В. Герасименко // Педагогика и психология: тенденции и перспективы развития: сб. науч. тр. Волгоград, 2015. С. 7880.
22. Лаврентьева, Э. И. Дислексия и дисграфия у младших школьников / Э. И. Лаврентьева // Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития: сб. науч. ст. / отв. ред.: И. П. Иванова, Т. А. Пенькова. Чебоксары, 2017. С. 5256.
23. Лалаева, Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах / Р. И. Лалаева. – М.: Владос, 2001. – 224 с.
24. Лалаева, Р. И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. – СПб.: Изд-во «Союз», 2003. – 224 с.
25. Лапп, Е. А. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса / Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова. - М.: Юрайт, 2016. - 148 с.
26. Левина, Р. Е. Нарушение речи и письма у детей: избранные труды / Р. Е. Левина; сост. Г. В. Чиркина. - М.: АРКТИ, 2005. - 376 с.
27. Логинова, Е. А. Предпосылки овладения детьми процессом письма / Е. А. Логинова // Специальное образование: материалы науч. конф. СПб., 2016. С. 9095.
28. Логопедия. Методика и технологии развития речи / Ж. Антипова [и др.]. М.: ИнфраМ., 2016. 316 с.
29. Лукашенко, М. А. Дисграфия. Исправление ошибок при письме / М. А. Лукашенко, Н. Г. Свободина. М.: Эксмо, 2014. 128 с.
30. Лурия, А. Р. Письмо и речь / А. Р. Лурия. М.: Академия, 2017. – 347 с.
31. Мазанова, Е. В. Коррекция акустической дисграфии / Е. В. Мазанова. М.: Гном, 2017. 184 с.
32. Мазанова, Е. В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза / Е. В. Мазанова. М.: Гном, 2014. 128 с.
33. Матвиенко, Е. В. Комплексный подход к выявлению и анализу нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста / Е. В. Матвиенко // Вестник Ленинградского гос. ун-та им. А. С. Пушкина. 2014. Т. 3. № 4. С. 122131.
34. Мацина, А. В. Особенности предпосылок нарушений письменной речи: дисграфия / А. В. Мацина // Развитие личности в современном образовательном пространстве: подходы и технологии: материалы междунар. науч.-практ. конф. Кемерово, 2017. С. 3436.
35. Методы обследования речи детей / под ред. Г. В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2010. - 240 с.
36. Назарова, Н. М. Специальная педагогика / Н. М. Назарова. - М.: Дрофа, 2018. - 384 с.
37. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / под ред. В. В. Воронковой. - М.: Школа-Пресс, 2014. - 416 с.
38. Парамонова, Л. Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция / Л. Г. Парамонова. СПб.: Детство-пресс, 2016. 128 с.
39. Парамонова, Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей / Л. Г. Парамонова. СПб. : Союз, 2001. 240 с.
40. Преодоление артикуляционно-акустической дисграфии у школьников / О. Г. Ивановская [и др.]. М.: ИнфраМ., 2016. 160 с.
41. Рябова, О. В. Дисграфия и ключевые учебные компетенции младших школьников / О. В. Рябова // Специальное образование. 2015. № 2. С. 8795.
42. Рябова, О. В. Логопедическая диагностика дисграфии в свете требований ФГОС / О. В. Рябова // Специальное образование. 2014. № 12. С. 3339.
43. Рябова, О. В. Формирование ключевых компетенций младших школьников как средство коррекции дисграфии / О. В. Рябова // Вестн. ЛГУ им. А. С. Пушкина. 2013. Т. 3. № 4. С. 96105.
44. Садовникова, И. Н. Дисграфия, дислексия. Технология преодоления / И. Н. Садовникова. М.: Парадигма, 2012. 280 с.
45. Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников / И. Н. Садовникова. – М.: Владос, 1997. – 256 с.
46. Свободина, Н. Г. Дисграфия / Н. Г. Свободина // Директор школы. 2013. № 10 (183). С. 100105.
47. Соловьёва, Л. Г. Логопедия / Л. Г. Соловьёва, Г. М. Градова. М.: Юрайт, 2017. 210 с.
48. Тихонова, А. В. Что же такое дисграфия? / А. В. Тихонова, А. И. Прокопович, В. А. Дегальцева // Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования: сб. ст. Новосибирск, 2017. С. 151156.
49. Цукерман, Г. А. Развитие письменной речи младших школьников средствами обучения / Г. А. Цукерман, О. Л. Обухова // Культурно-историческая психология. 2014. № 1. С. 3443.
50. Шеховцова, Т. С. Требования к логопедической работе по преодолению различных видов дисграфии в условиях школьного логопункта / Т. С. Шеховцова // Специальное образование. 2014. № 12. 4448.
51. Шмакова, А. Д. Дисграфия как психолингвистический и лингвистический феномен / А. Д. Шмакова // Наука. Технологии. Инновации: сб. науч. тр. / под ред. О. Е. Цыганковой. Новосибирск, 2017. С. 311313.
52. Щербинина, И. В. Формирование письменной речи младших школьников на уроках русского языка в 3 классе / И. В. Щербинина // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. 2016. № 1 (7). С. 4547.
53. Ястребова, А. В. Обучаем читать и писать без ошибок: комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма / А. В. Ястребова, Т. П. Бессонова. М.: АРКТИ, 2017. 360 с.
54. Яструбинская, Е. А. Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста / Е. А. Яструбинская // Логопедия. 2014. № 2 (4). С. 6070.