Введение
Глава 1. Физика как учебный предмет в общеобразовательной школе и в школе с углубленным изучением физики
1.1 Место физики как учебного предмета в учебном плане профильной школы
1.2 Общие цели и задачи обучения физики
1.3 Принципы отбора содержания физического образования на профильном уровне
1.4 Принципы отбора содержания физического образования на базовом уровне
Глава 2. Исследование рабочих программ общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением.
2.1 Анализ объема практических и лабораторных занятий
2.2 Анализ объема и перечня тем в рабочих программ в общеобразовательных школах и школах с углубленным изучением на соответствие ФГОС
2.3 Материалы к углубленному изучению физике в 9 классе
Выводы
Список литературы Приложение
В последнее десятилетие система школьного образования претерпела глубокие изменения. Произошел переход от безличностной педагогической парадигмы к личностно-ориентированной, сконцентрированной на интересах и потребностях ребенка, от унитарной и унифицированной - к многообразной и вариативной, от "знаниевой" - к деятельностной. Повышение роли информации в жизни современного общества привело к возрастанию требований, предъявляемых к уровню образования выпускников средних школ. В современном обществе хорошее образование заключается не только в том, чтобы выпускник хорошо усвоил систему понятий и умозаключений, но и чтобы он овладел методологией научного поиска, стал способным к творческой деятельности и ответственности за свою работу. Ученик должен уметь правильно ориентироваться в происходящем вокруг, принимать квалифицированные решения, а для этого он должен научиться анализировать весь комплекс факторов, влияющих на протекание процессов, выдвигать и доказывать гипотезы, осмысливать реальные и возможные результаты собственных действий. Еще более высокие требования предъявляет современное общество к выпускникам инновационных образовательных учреждений — гимназий и лицеев с углубленным изучением отдельных предметов, ведь они должны составить в недалеком будущем научную, техническую и политическую элиту нашего общества[4].
Вместе с тем исследования качества знаний и умений учащихся средних школ подтверждают тот факт, что большинство из них усваивает программу по физике лишь на репродуктивном уровне. Такие исследования указывают на слабое понимание сущности изучаемых понятий, а, соответственно, неумение применять общие законы и принципы в конкретных ситуациях. Это проявляется «в повторяющихся из года в год формальных, излишне схематизированных, упрощенных и, вообще, неверных взглядах и представлениях учащихся, сформированное™ у них непродуктивных способов и приемов мышления, отсутствии логической культуры» (А. В. Коржуев).
Основных задач системы профильного обучения в средней школе несколько:
• Дать учащимся глубокие и прочные знания по профильным дисциплинам, то есть именно в той области, где они предполагают реализовать себя по окончанию школы.
• Выработать у учащихся навыки самостоятельной познавательной деятельности, подготовить их к решению задач различного уровня сложности.
• Сориентировать учащихся в широком круге проблем, связанных с той или иной сферой деятельности.
• Развить у учащихся мотивацию к научно-исследовательской деятельности.
• Выработать у учащихся мышление, позволяющее не пассивно потреблять информацию, а критически и творчески перерабатывать ее; иметь своё мнение и уметь отстаивать его.
• Сделать учащихся конкурентоспособными в плане поступления в выбранные ими вузы.
Организация системы профильного обучения обычно такова: предпрофильные девятые классы и профильные старшие классы. В предпрофильных классах решаются следующие задачи: учебная - "научить учиться", профориентационная и задача общего развития. Но основная цель предпрофильного обучения в 9-ых классах - заранее помочь школьникам определиться с выбором будущего профиля обучения.
Очевидно, что любая форма профилизации обучения ведет к сокращению инвариантного компонента. В отличие от привычных моделей школ с углубленным изучением отдельных предметов, когда один-два предмета изучаются по углубленным программам, а остальные - на базовом уровне, реализация профильного обучения возможна только при условии относительного сокращения учебного материала непрофильных предметов, изучаемых с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся.
Цель данной работы: выявить особенности углубленного изучения физики в 9 классе.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования и примерную основную образовательную программу основного общего образования.
2. Рассмотреть рабочие программы общеобразовательных школ и школ с углубленным изучением физики и выявить отличия в часах.
3. Рассмотреть специфику углубленного обучения физики и дать рекомендации для общеобразовательных школ.
1. Отличия углубленного обучения и традиционного обучения заключается в перевесе количества часов на практические занятия и лабораторные занятия
2. Созданы методологические рекомендации для
общеобразовательных школ для проведения дополнительных занятий во внеурочное время.
1. Бессонов Р.В. Олелов О.П. Специфика обучения в профильной школе: содержание и процесс. Педагогика. 2006. С.23-29.
2. Ванклив Дж. 200 экспериментов. М: Астрель. 1995. С.254.
3. Ванклив Дж. Занимательные опыты по физике. М: Астрель. 2008. С. 253.
4. Исупов М.В. Теория и методика использования качественных задач при углубленном изучении физики. Киров. 2003.
5. Кабардин О.Ф. История физики и развитие представлений о мире. М.: Астрель, 2005.
6. Кабардина С.И., Шефер Н.И. Измерения физических величин: Учебное пособие. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.
7. Мотуренко Н.В. Профильное обучение как условие развития педагогической системы средней общеобразовательной школы.//Москва. 2009. С.202
8. Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 2012. С.300.
9. Примерная основная образовательная программа основного общего образования протокол от 8 апреля 2015. № 1/15
10. Пурышева Н.С., Шаронова Н.В., Исаев Д.А. Фундаментальные эксперименты в физической науке: Учебное пособие. М.: Бином. Лаборатория знаний. 2005.
11. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр "Академия". 2013. С.576
12. Уткина Т.В. Особенности проектирования рабочих программ учебного предмета «Физика» с учетом предпрофильной подготовки. Челябинск : ЧИППКРО. 2017. С.40.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утвержден с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации приказ № 1897 от 17 декабря 2010. В ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644
14. Яковлев Б.П., Гейнц Л.В. Сущность и задачи профильного обучения и предпрофильной подготовки в современной системе. Современные наукоемкие технологии. 2008. С. 86-88.
15. Методика обучения физике в средней школе. Лабораторные работы с физики. URL: http://fizmet.org/ru/L10.htm
16. Физика в профильной школе. Преподавание в условиях введения
образовательных стандартов и ЕГЭ.
URL:http://fiz. 1 september.ru/artide.php?ID=200601502.