Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПУТЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ

Работа №42115

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы93
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
578
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В НЕТРАДИЦИОННОМ РИСОВАНИИ
1.1. Понятие детского изобразительного творчества и конечного продукта данной деятельности 6
1.2. Виды и особенности нетрадиционных техник рисования 13
1.3. Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования 23
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА И. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
2.1. Изучение уровня развития творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста в рисовании 30
2.2. Апробирование методики использования нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 41
2.3. Анализ экспериментальной работы использования нетрадиционных
техник рисования как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 46
Выводы по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 64

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников.
Одной из главных задач ФГОС ДО является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения. На занятиях, в общении, в играх, - ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность [36].
Дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают способы и отдельные приемы рисования, но при создании собственных работ изобразительные и выразительные навыки детей чаще остаются на среднем уровне, многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами. Нет главного - рисунков, отражающих то, что значимо для рисующего их ребенка, отсутствует творческий подход.
Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобразительной деятельностью, которая стимулировала творческий потенциал детей, развивала их художественно-творческие способности. Большинство нетрадиционных техник рисования относятся к случайному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. Такой способ нетрадиционного рисования можно назвать «хэппенинг» (в переводе с английского - «случаться»). При нем неизвестно, какое изображение получится, но он заранее успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения.
Кроме этого, нетрадиционные техники рисования расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции «творца» [3].
Нетрадиционная техника рисования - это новое направление в искусстве, которое помогает развить ребенка со всех сторон. Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми способствует развитию детской художественной одаренности. Эту технику рисования разрабатывали такие исследователи как: Р.Г. Казакова [16], Т.И. Сайганова [33], Е.М. Седова [41], В.Ю. Слепцова [44], Т.В. Смагина [34],А.А. Фатеева [46], Г.Н. Давыдова [14]. Они смогли доказать, что эта техника необходима для развития дошкольника.
Цель исследования:изучить и практически доказать необходимость использования нетрадиционных техник рисования как средства развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование нетрадиционных техник
рисования для развития творческих способностей.
Гипотеза исследования развитие творческих способностей
дошкольников средствами нетрадиционных техникрисования будет осуществляться, если:
-целенаправленно проводить с детьми занятия с использованием нетрадиционных техник рисования;
- предлагать детям систему творческих заданий, направленных на формирования у них способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства;
- использовать программу «Веселая акварелька» для кружковой
деятельности дошкольников.
Задачи:
1. Обосновать понятие «творчество» в изобразительной деятельности дошкольников на основе изучения специальной психолого-педагогической и методической литературы.
2. Выявить критерии и уровни развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в рисовании.
3. Показать развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях рисованием нетрадиционными техниками.
4. Разработка комплекса организованной деятельности детей старшего дошкольного возраста по использованию нетрадиционных техник рисования.
5. Провести опытно-экспериментальную работу по теме исследования.
Методы исследования. Для решения постановленных задач
применялись следующие методы исследования:
- теоретические(анализ и обобщение литературы);
- эмпирические (психолого-педагогические наблюдения, беседы, анкетирование, педагогическое контрольное исследование);
- метод сравнительного анализа.
Методологической и теоретической основой явились работы таких ученых педагогов как: Л.А. Раева[45], Н.П. Сакулина [39], Т.С. Комарова [19], Т.Г. Казакова [17], В.А. Мелик-Пашаев [30], Г.Г. Григорьева [13]; психологов: Е.И.Игнатьева [9], В.И.Кириенков [32], В.С. Мухина [32], О.М.Дьяченко [14].
Практическая значимость заключается в практической направленности, результаты будут способствовать обогащению педагогического процесса методами развития детского изобразительного творчества в обучении нетрадиционному рисованию. В разработке программы «Веселая акварелька» по нетрадиционным техникам рисования, изготовление образцов и наглядного материала. Материалы могут использоваться в практике работы ДОУ.
Опытная база. Исследовательская работа была проведена на базе МБДОУ «Детский сад № 27 «Теремок» г. Чистополь в старшей группе. Исследованием было охвачено 40 дошкольников.
Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изобразительная деятельность — художественно-творческая деятельность, направленная не только на отражение впечатлений, полученных в жизни, но и выражение своего отношения к изображаемому. Выражение отношения к изображаемому - это проявление эстетической оценки и общественной направленности дошкольного творчества, что имеет важное значение для развития изобразительного творчества детей на занятиях по рисованию. Рисование — это один из видов изобразительной деятельности детей, дающее большой простор для проявления творческой активности.
Ознакомившись и проработав литературу по теме нашего исследования, мы можем сказать, что изучением данного вопроса занимались такие педагоги-психологи как: Л.А. Раева, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, В.А. Мелик-Пашаев, Г.Г. Григорьева, Е.И. Игнатьева, В.И. Кириенков, В.С. Мухина, О.М. Дьяченко и др.
Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Основой творческой деятельности является воображение. Воображение играет важную роль в каждом творческом процессе, а особенно его значение велико в художественном творчестве. Сущность художественного воображения заключается, прежде всего, в том, чтобы создать новые образы, способные быть носителем идейного содержания.
Таким образом, одним из форм индивидуальности является творчество. Человек, обладающий творческими качествами, неповторим, своеобразен в отношении к людям, природе, предметному миру и самому себе. Поэтому в условиях изобразительной деятельности следует особенно содействовать развитию творческой личности.
В результате нашего исследования нами были выявлены критерии и уровни развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в рисовании нетрадиционными техниками.
Критерии развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста мы определили исходя из творческого, эмоционального и поведенческого компонента.
Исходя из выявленных критериев, мы определили три уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в рисовании: низкий, средний, высокий.
Наша опытно-экспериментальная работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 27 «Теремок» г. Чистополь в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. К опытно-экспериментальной работе мы привлекли 2 группы детей старшего дошкольного возраста в возрасте 5-6 лет. Выборка детей составила 40 детей.
На констатирующем этапе мы использовали такие методы как: изучение и анализ педагогической документации детского сада (годовой, перспективный план ДОУ, календарный план воспитателя), анализ материальной базы методического кабинета и группы, анкетирование родителей по вопросам изучаемой проблемы, беседа, наблюдение за детьми в ходе учебно-воспитательного процесса, диагностика развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в рисовании, эксперимент.
После констатирующего этапа нашей опытно - экспериментальной работы мы пришли к следующим выводам:
- Развитие творческих способностей детей в рисовании, как в контрольной, так и в экспериментальной группе, находится в основном на среднем уровне, но в контрольной группе количество детей, находящихся на низком уровне, почти равно количеству детей находящимся на среднем уровне.
- В условиях ДОУ уделяется внимание руководства изобразительной деятельности, но мало внимания уделяется творческому воображению детей;
- Воспитателями группы работа по данной проблеме ведется, но не уделяется внимания самостоятельному изобразительному творчеству детей;
- При рисовании по замыслу многие дети не умеют планировать работу, то есть сначала подумать, представить содержание будущего рисунка, а затем уже начать рисовать; не умеют замечать и исправлять недостатки в работе, дополнять изображение, добиваясь большей выразительности.
Полученные в ходе констатирующего эксперимента данные подтвердили актуальность поставленной проблемы и были учтены при проведении работы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях рисованием. На данном этапе мы внедряли разработанную нами методику развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях по нетрадиционному рисованию. После проведения нами данного этапа работы, мы пришли к следующим выводам:
- проведенная нами работа включала в себя разнообразные виды деятельности (продуктивные, игровые), позволяющие сформировать у детей изобразительное творчество и методику его развития на занятиях нетрадиционным рисованием; на занятиях дети экспериментальной группы учились на основе своих наблюдений воплощать свой замысел в рисунке, тем самым складывались необходимые условия для развития творческих способностей детей; разработанный перспективный план воспитательно-образовательной работы позволяет отобрать содержание и систему методов и приемов для формирования изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста на занятиях рисованием нетрадиционными техниками.
С целью выявления эффективности предложенной нами методики, развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, на занятиях нетрадиционным рисованием, нами был проведен контрольный этап по методикам констатирующего этапа нашей опытно- экспериментальной работы. Таким образом, после проведения контрольного этапа нашей опытно-экспериментальной работы, мы можем отметить, что в экспериментальной группе произошли существенные изменения в показателях уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в рисовании детей с высоким уровнем развития стало на 15% больше (было 20%, стало 35%), показатели среднего уровня почти не изменились, а детей с низким уровнем развития творческих способностей стало меньше на 10% (было 20%, стало 10%). Следовательно, мы можем констатировать, что внедренная нами методика по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в рисовании оказалась эффективной.
Анализ материалов исследования и экспериментальной работы позволяют сделать следующие выводы:
1. Проведенная нами опытно-экспериментальная работа позволяет утверждать, что у детей старшего дошкольного возраста формирование изобразительного творчества происходит через сочетание содержания и методов работы по изобразительной деятельности.
2. Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности (рисовании) сказывается на развитии личности в целом.
3. С целью формирования изобразительного творчества и методики его развития в условиях дошкольного учреждения необходимы специально разработанные планы, в которых должны быть занятия, развивающие игры, игровые упражнения, беседы, художественная литература.
4. Развитие творческих способностей у дошкольников проводится последовательно на основе формирования знаний, умений, навыков изобразительной грамоты.
Проведение исследования и учитывая актуальность проблемы в настоящее время дает возможность ввести методические рекомендации по развитию творческих способностей дошкольников через нетрадиционное рисование в условиях современного ДОУ, для работников дошкольных учреждений:
1. Тщательно отобрать и пополнить материал по формированию изобразительного творчества детей дошкольного возраста.
2. Определить связь работы по этой проблеме с другими видами деятельности (музыкальной, словесно-художественной, театрализованной).
3. Разработать целостную систему методов и приемов для формирования изобразительного творчества детей на занятиях по рисованию нетрадиционными техниками.


1. Алябыва, Е.А. Коррекционно-развивающие занятия [Текст] /
Е.А.Алябыва. -М.: Сфера, 2014.-120с.
2. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольника [Текст] / Л.В.Артемова - М.: Просвещение, 2012. - 96с.
3. Борисова, Е. Развиваем творческие способности старших
дошкольников в рисовании [Текст] / Е.Борисова // Дошкольное воспитание, 2000. - №2. - С.2.
4. Борозова, В.А. Развитие творческих способностей у детей [Текст] / В.А. Борозова. - Самара: Самарский дом печати, 2004. - 315с.
5. Венгер, Л.А. Педагогика способностей [Текст] / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 2013. - 464с.
6. Венгер, Н.И. Пути к развитию детского творчества [Текст] / Н.И. Венгер //Дошкольное воспитание. - 2003. -№12.-С.35-40.
7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2011. - 93с.
8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - Спб.: Каро, 2007. - 96с.
9. Выготский, Л.С. Детская психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2004. - 315с.
10. Галанов, А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству [Текст] / А.С. Галанов. - М.: Просвещение, 2009. - 80с.
11. Григорьева, Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности [Текст] / Г.Г. Григорьева. - М.: Просвещение, 2015.-64с.
12. Григорьева, Г.Г. Практикум по изобразительной деятельности дошкольников [Текст] / Григорьева Г.Г. - М.: Академия, 2011. - 218с.
13. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольников в изобразительной деятельности [Текст] / Г.Г. Григорьева. - М.: Академия - М., 2009. - 344с.
14. Дьяченко, О.М. Развитие воображения дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 2006. - 278с.
15. Запорожец, Л.В. Избранные психологические труды [Текст] / Л.В. Запорожец. - М.: Просвещение, 2006 - 356с.
16. Казакова, Т.Г. Развитие у дошкольников творчества [Текст] / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 2015. - 192с.
17. Казакова,Т.С. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников [Текст] / Т.С. Казакова. - М.: Педагогика, 2003. - 112с.
18. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей 6-летнего возраста [Текст] / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М.: Просвещение, 2011. - 190с.
19. Комарова,Т.С. Дети в мире творчества [Текст] / Т.С. Комарова. - М.: Мнемозина, 2015. - 157с.
20. Комарова,Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст] / Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 2011. - 176с.
21. Комарова,Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество [Текст] / Т.С. Комарова. -М.: Педагогика, 2014. - 144с.
22. Комарова,Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду [Текст] / Т.С. Комарова. - М.: Педагогика, 2015. - 120с.
23. Комарова,Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст] / Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 2005 - 271с.
24. Комарова,Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию [Текст] / Т.С. Комарова. - М.: Просвещение, 2013 - 256с.
25. Комарова,Т.С. О развитии способностей к изобразительной деятельности [Текст] / Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание. - 2000. - №6. - С.44-50.
26. Комарова,Т.С. Обучение детей технике рисования [Текст] / Т.С. Комарова. — М.: Просвещение, 2014. - 256 с.
27. Комарова,Т. С. Пути и средства формирования замысла в изобразительном творчестве [Текст] / Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание. - 2010. - №12. - С.28-31.
28. Комарова,Т.С. Что такое изобразительное творчество ребенка [Текст] / Т.С. Комарова // Дошкольное воспитание. - 2001. - №1. - С.58-60.
29. Компанцева,Л.В. Поэтический образ в детском рисунке [Текст] / Л.В. Компанцева. - М.: Просвещение, 2015. - 96с.
30. Мелик-Пашаев, А.А. Ступеньки к творчеству [Текст] / А.А. Мелик- Пашаев, З.Н. Новлянская. - М.: Просвещение, 2007. - 70с.
31. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду [Текст] / под ред. Н.П. Сакулиной. - М.: Просвещение, 2016. - 360с.
32. Немов, Р.С. Психология: Книга 3. Психодиагностика [Текст] / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 640с.
33. Новиковская, О.А. Ум на кончиках пальцев [Текст] / О.А. Новиковская - СПб. : Сова, 2016. - 48с.
34. Петровский,А.В. Роль фантазии в развитии творчества личности [Текст] / А.В. Петровский. - М.: Просвещение, 2013. - 227с.
35. Подколузина, Е. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения. Методические пособия [Текст] / Е. Подколузина - М.: Линия - Пресс, 2014. - 68с.
36. Приказ Минобрнауки России: об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17.10.2013г. N 1155 [Текст] //Российская газета. -2013. - № 6241.
37. Прокопович, Л. Цвет как средство выразительности детского рисунка [Текст] / Л. Прокопович // Дошкольное воспитание. - 2001. - №6. - С.21-34.
38. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий [Текст] / под ред. Р.Т. Казаковой. - М.: Сфера, 2014. - 74с.
39. Сакулина, Н.П. Рисование в дошкольном детстве [Текст] / Н.П. Сакулина. - М.: Просвещение, 2015. - 270с.
40. Сакулина, Н.П. Методика изобразительной деятельности и конструированию [Текст] / Н.П. Сакулина. - М.: Просвещение, 2009. - 272с.
41. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников [Текст] / под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 2010. - 247с.
42. Синицина, Е.И. Умные сказки [Текст] / Е.И. Синицина. - М.: Просвещение, 2014. - 168с.
43. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.И. Сорокина. - М.: Просвещение, 2012. - 96с.
44. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения у детей [Текст] / Л.Ю. Субботина. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 240с.
45. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст] / под ред. В.Б. Косминской, В.Б. Васильевой. - М.: Просвещение, 2015.-255с.
46. Фесюкова,Л.Б. От трех до семи [Текст] / Л.Б. Фесюкова. - Спб.: Кристалл, 2006. - 446с.
47. Художественное творчество в детском саду [Текст] / под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Просвещение, 2014. - 237с.
48. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека [Текст] / В.Д. Шадриков. - М.: Просвещение, 2016. - 347с.
49. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду [Текст] / Г.С. Швайко.- М.: Владос, 2010. - 176с.
50. Щербаков, В.С. ИЗО. Обучение и творчество. Проблема руководства изобразительным творчеством детей[Текст] / В.С. Щербаков. - М.: Просвещение, 2014. - 70с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ