Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста на примере техники «Батик»
|
Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РОСПИСИ ПО ТКАНИ
1.1. Педагогический потенциал декоративно-прикладного искусства в
развитии творческих способностей детей дошкольного возраста 8
1.2. Исторические особенности развития искусства художественной
росписи по ткани 11
1.3. Особенности художественного творчества дошкольников 14
1.4. Способы и приёмы художественной росписи по ткани 20
Выводы к первой главе 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РОСПИСИ ПО ТКАНИ
2.1. Анализ состояния развития творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста 28
2.2. Организация кружковой работы в дошкольном образовательном
учреждении по программе «Волшебный батик» 39
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 43
Выводы ко второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РОСПИСИ ПО ТКАНИ
1.1. Педагогический потенциал декоративно-прикладного искусства в
развитии творческих способностей детей дошкольного возраста 8
1.2. Исторические особенности развития искусства художественной
росписи по ткани 11
1.3. Особенности художественного творчества дошкольников 14
1.4. Способы и приёмы художественной росписи по ткани 20
Выводы к первой главе 25
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РОСПИСИ ПО ТКАНИ
2.1. Анализ состояния развития творческих способностей детей
старшего дошкольного возраста 28
2.2. Организация кружковой работы в дошкольном образовательном
учреждении по программе «Волшебный батик» 39
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 43
Выводы ко второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ
Формирование творчества - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Творчество ребенка не просто результат педагогического воздействия. Дети являются субъектами творчества, активными участниками процесса развития. Поэтому творчество ребенка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления. Чем раньше ребенок будет вовлечен в творческую деятельность, тем более высоких результатов можно добиться в его общем художественном развитии. Проблему формирования творчества детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности рассматривали выдающиеся педагоги прошлого - Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, и многие отечественные исследователи Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Е. И. Игнатьев, Т. Г. Казакова, Т. С. Комарова.
Но увлеченность и интерес сами не рождаются. Они воспитываются педагогом. Недаром французский просветитель Д. Дидро писал: «Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерстве» [8].
Дошкольное детство — благодатное время для взращивания древа добра и красоты. Изобразительное искусство помогает ребенку научиться видеть красоту и добро в окружающем его мире.
В детском саду ребенок имеет возможность попробовать себя в работе с разными изобразительными материалами. А систематические занятия музыкой, театрализованные представления создают условия для полноценного эстетического развития, способствуют приобщению к мировой культуре. Очень важно в своей работе учитывать возрастные особенности детей и помнить, что в основе обучения должна лежать игра.
Эффективным средством формирования творческой личности в дошкольном возрасте, по мнению названных ученых, являются продуктивные виды деятельности.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач развития творческих способностей детей, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Батик - (роспись по ткани) имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Он способствует формированию и развитию многих личностных качеств, его психических и эстетических возможностей.
Батик — вид декоративно-прикладного искусства, который дарит людям радость и веру в волшебную силу искусства. Недаром его прозвали Волшебным батиком, а тех, кто расписывает ткань, называют Настоящими волшебниками. Какую радость испытывает ребенок, видя, как обыкновенные краски преображают ткань.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.
В работах А. В. Запорожца, В. В. Давыдова, Н.Н. Поддъякова, Л. Ковалицкой установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и занятиями росписи по ткани, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только традиционным изобразительным искусством, но и более специфичными (нетрадиционными) видами изобразительного творчества, в том числе и художественной росписью по ткани - батиком.
Эта проблема актуальна и на сегодняшний день, что подтверждается тем, что работа по батику в современных условиях педагогического процесса вынесена за замки занятий, и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у них основных знаний, умений и навыков по этому виду декоративно-прикладного искусства.
Значение занятий батиком для образования дошкольников и развития их творческих способностей исторически и научно доказано. В результате обобщения опыта педагогов было выявлено значение обучения батику:
-развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;
- развитие художественно - графических умений и навыков;
-развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;
- развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;
- становление некоторых организационных навыков художественного творчества;
Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно - методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений. В частности, проблема изучения и развития детского художественного творчества посредством обучения батику не была поставлена и не решалась в теории и практике дошкольного художественного образования.
Объектом исследования является педагогический процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе художественной росписи по ткани.
Предмет изучения: методика обучения детей старшего дошкольного возраста художественной росписи по ткани - батику.
Целью данной работы является: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности, использования методики обучение, художественной росписи по ткани - батик в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы использования батика в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста;
- разработать перспективно-тематический план по ознакомлению и обучению различным технологиям батика с детьми старшего дошкольного возраста;
- провести опытно-экспериментальную работу по развитию творческих способностей дошкольников посредством художественной росписи по ткани;
-разработать критерии развития творческих способностей дошкольников:
- проанализировать результаты педагогического эксперимента.
Гипотеза исследования:
Обучение детей старшего дошкольного возраста художественной росписи по ткани - батику положительно влияет на развитие творческих способностей дошкольников.
Методы исследования: анализ искусствоведческой, психолого-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме исследования, анализ нормативных документов, программ дошкольного образовательного учреждения, наблюдения, устный опрос, беседа, педагогический эксперимент.
Методологической и теоретической основой исследования являются труды учёных-педагогов А.В. Бакушинского [1], З.А. Богатеевой [2] , Л. С. Выготского [5], М.А Гусаковой [9], Т. С. Комаровой [12], Н.П. Сакулиной [35], Е. А. Флёриной [40], Н.Б. Халезовой [41] Т. Я. Шпикаловой [46] и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработана система занятий по батику способствующие развитию творческих способностей старших дошкольников, определены критерии и уровни развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, методические приёмы обучения художественной росписи по ткани, могут быть использованы воспитателями детских дошкольных учреждений в процессе организации кружковых занятий.
Организация исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе дошкольного учреждения МБДОУ «Детский сад № 7 «Непоседа» г. Чистополь. В экспериментальном исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Структура и объём выпускной квалифицированной работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В обучении дошкольников технике батик заложены возможности для более успешного развития творческих способностей детей.
2. Использование батика в воспитательно - образовательном процессе ДОУ способствует более эффективному развитию творческих способностей дошкольников.
3. Комплексная диагностика показателей развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, позволяет выявить эффективность педагогического эксперимента.
Но увлеченность и интерес сами не рождаются. Они воспитываются педагогом. Недаром французский просветитель Д. Дидро писал: «Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны во всех искусствах, науках и мастерстве» [8].
Дошкольное детство — благодатное время для взращивания древа добра и красоты. Изобразительное искусство помогает ребенку научиться видеть красоту и добро в окружающем его мире.
В детском саду ребенок имеет возможность попробовать себя в работе с разными изобразительными материалами. А систематические занятия музыкой, театрализованные представления создают условия для полноценного эстетического развития, способствуют приобщению к мировой культуре. Очень важно в своей работе учитывать возрастные особенности детей и помнить, что в основе обучения должна лежать игра.
Эффективным средством формирования творческой личности в дошкольном возрасте, по мнению названных ученых, являются продуктивные виды деятельности.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач развития творческих способностей детей, так как по своему характеру является художественной деятельностью. Специфика занятий изобразительным творчеством дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности.
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Батик - (роспись по ткани) имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Он способствует формированию и развитию многих личностных качеств, его психических и эстетических возможностей.
Батик — вид декоративно-прикладного искусства, который дарит людям радость и веру в волшебную силу искусства. Недаром его прозвали Волшебным батиком, а тех, кто расписывает ткань, называют Настоящими волшебниками. Какую радость испытывает ребенок, видя, как обыкновенные краски преображают ткань.
В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий изобразительным творчеством для умственного, эстетического развития детей в дошкольном возрасте.
В работах А. В. Запорожца, В. В. Давыдова, Н.Н. Поддъякова, Л. Ковалицкой установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и занятиями росписи по ткани, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщенные способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
Отсюда вытекает необходимость занятий не только традиционным изобразительным искусством, но и более специфичными (нетрадиционными) видами изобразительного творчества, в том числе и художественной росписью по ткани - батиком.
Эта проблема актуальна и на сегодняшний день, что подтверждается тем, что работа по батику в современных условиях педагогического процесса вынесена за замки занятий, и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у них основных знаний, умений и навыков по этому виду декоративно-прикладного искусства.
Значение занятий батиком для образования дошкольников и развития их творческих способностей исторически и научно доказано. В результате обобщения опыта педагогов было выявлено значение обучения батику:
-развитие эстетического мировосприятия, воспитание художественного вкуса;
- развитие художественно - графических умений и навыков;
-развитие фантазии, творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;
- развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;
- становление некоторых организационных навыков художественного творчества;
Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования, и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно - методических материалов, которые недостаточно научно обоснованы и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений. В частности, проблема изучения и развития детского художественного творчества посредством обучения батику не была поставлена и не решалась в теории и практике дошкольного художественного образования.
Объектом исследования является педагогический процесс развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе художественной росписи по ткани.
Предмет изучения: методика обучения детей старшего дошкольного возраста художественной росписи по ткани - батику.
Целью данной работы является: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности, использования методики обучение, художественной росписи по ткани - батик в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические основы использования батика в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста;
- разработать перспективно-тематический план по ознакомлению и обучению различным технологиям батика с детьми старшего дошкольного возраста;
- провести опытно-экспериментальную работу по развитию творческих способностей дошкольников посредством художественной росписи по ткани;
-разработать критерии развития творческих способностей дошкольников:
- проанализировать результаты педагогического эксперимента.
Гипотеза исследования:
Обучение детей старшего дошкольного возраста художественной росписи по ткани - батику положительно влияет на развитие творческих способностей дошкольников.
Методы исследования: анализ искусствоведческой, психолого-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме исследования, анализ нормативных документов, программ дошкольного образовательного учреждения, наблюдения, устный опрос, беседа, педагогический эксперимент.
Методологической и теоретической основой исследования являются труды учёных-педагогов А.В. Бакушинского [1], З.А. Богатеевой [2] , Л. С. Выготского [5], М.А Гусаковой [9], Т. С. Комаровой [12], Н.П. Сакулиной [35], Е. А. Флёриной [40], Н.Б. Халезовой [41] Т. Я. Шпикаловой [46] и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработана система занятий по батику способствующие развитию творческих способностей старших дошкольников, определены критерии и уровни развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, методические приёмы обучения художественной росписи по ткани, могут быть использованы воспитателями детских дошкольных учреждений в процессе организации кружковых занятий.
Организация исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе дошкольного учреждения МБДОУ «Детский сад № 7 «Непоседа» г. Чистополь. В экспериментальном исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Структура и объём выпускной квалифицированной работы: ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В обучении дошкольников технике батик заложены возможности для более успешного развития творческих способностей детей.
2. Использование батика в воспитательно - образовательном процессе ДОУ способствует более эффективному развитию творческих способностей дошкольников.
3. Комплексная диагностика показателей развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, позволяет выявить эффективность педагогического эксперимента.
Обучение детей дошкольного возраста различным технологиям художественной росписи ткани процесс сложный и кропотливый, требующий от педагога умения учитывать в своей работе ряд требований и создания необходимых условий для детского творчества.
Таким образом, целью исследования явилось теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности применения занятий по декоративно-прикладному искусству, в частности одного из его видов - батика в развитии творческих способностей детей 6-7 лет.
Для достижения этой цели были решены следующие задачи:
- изучены теоретические основы использования художественной росписи по ткани в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста;
- проведена опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей дошкольников посредством изучения различных видов росписи по ткани («холодного», «узелкового», «свободной росписи», «кракле», «солевой техники», «печати»);
- проанализированы результаты работы.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил нам сделать следующие выводы.
Искусство росписи по ткани несёт большой педагогический потенциал для развития детского творчества. Для того чтобы дети могли охотно заниматься этим видом декоративно-прикладного искусства, необходимо развивать фантазию, добрые чувства, а с овладением навыков придет и ловкость в работе. Стратегия сотрудничества воспитателя и ребенка на занятии, активная, творческая позиция дошкольника в процессе усвоения жизненно необходимых знаний способствует формированию художественно-творческой активности ребенка.
Мы пришли к такому выводу, что в современных методиках обучения декоративно-прикладному искусству определены задачи, в том числе и раскрытие творческого начала, которые нацеливают педагогов, работающих с детьми-дошкольниками, на проведение определенной работы по обучению детей различным видам декоративного искусства. При этом первым и непременным условием эффективности работы по обучению батику в дошкольном возрасте является систематическая работа с использованием разнообразных способов и приемов.
На примере кружковой деятельности, мы постарались направить педагогическое руководство на обучение не только технологии выполнения какого-либо вида декоративно-прикладного искусства, но и на развитие восприятия, творческого воображения и фантазии. Было необходимо найти такие педагогические приемы, которые способны были возбудить интерес к декоративно-прикладной деятельности. Применяемые нами методы и формы в обучении (мастер-классы, дидактические игры, занимательные рассказы и т.д.) росписи по ткани, а также применение выразительных средств в процессе росписи были направлены на развитие этого интереса.
Мы заметили, что работая на ткани, дети испытывают необычное чувство радости и восторга. Наблюдая за тем, как яркая краска медленно растекается по ткани, ребенок чувствует себя волшебником и он готов фантазировать и творить. Но для того чтобы работа шла успешно, необходимо детям дать представления о технике исполнения батика, о последовательности ведения росписи и особенностях разведения красок. Каждая из росписей имеет свою специфику и необходимо обратить внимание детей также на особенности технического исполнения и результаты работы.
Таким образом, искусство батика явилось тем средством, благодаря которому у детей развиваются творческие способности, это было доказано нами в опытно-экспериментальной работе, и наглядно видно по результатам творческих работ, которые дети представили на выставке.
В дальнейшем мы будем продолжать данную деятельность, расширяя содержание кружковой работы, включая новые технологии и материалы. Для более продуктивной работы планируем создание индивидуальных планов, осуществляя в них такие педагогические принципы как индивидуальный подход, и коррекционная и опережающая педагогика.
Таким образом, целью исследования явилось теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности применения занятий по декоративно-прикладному искусству, в частности одного из его видов - батика в развитии творческих способностей детей 6-7 лет.
Для достижения этой цели были решены следующие задачи:
- изучены теоретические основы использования художественной росписи по ткани в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста;
- проведена опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей дошкольников посредством изучения различных видов росписи по ткани («холодного», «узелкового», «свободной росписи», «кракле», «солевой техники», «печати»);
- проанализированы результаты работы.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил нам сделать следующие выводы.
Искусство росписи по ткани несёт большой педагогический потенциал для развития детского творчества. Для того чтобы дети могли охотно заниматься этим видом декоративно-прикладного искусства, необходимо развивать фантазию, добрые чувства, а с овладением навыков придет и ловкость в работе. Стратегия сотрудничества воспитателя и ребенка на занятии, активная, творческая позиция дошкольника в процессе усвоения жизненно необходимых знаний способствует формированию художественно-творческой активности ребенка.
Мы пришли к такому выводу, что в современных методиках обучения декоративно-прикладному искусству определены задачи, в том числе и раскрытие творческого начала, которые нацеливают педагогов, работающих с детьми-дошкольниками, на проведение определенной работы по обучению детей различным видам декоративного искусства. При этом первым и непременным условием эффективности работы по обучению батику в дошкольном возрасте является систематическая работа с использованием разнообразных способов и приемов.
На примере кружковой деятельности, мы постарались направить педагогическое руководство на обучение не только технологии выполнения какого-либо вида декоративно-прикладного искусства, но и на развитие восприятия, творческого воображения и фантазии. Было необходимо найти такие педагогические приемы, которые способны были возбудить интерес к декоративно-прикладной деятельности. Применяемые нами методы и формы в обучении (мастер-классы, дидактические игры, занимательные рассказы и т.д.) росписи по ткани, а также применение выразительных средств в процессе росписи были направлены на развитие этого интереса.
Мы заметили, что работая на ткани, дети испытывают необычное чувство радости и восторга. Наблюдая за тем, как яркая краска медленно растекается по ткани, ребенок чувствует себя волшебником и он готов фантазировать и творить. Но для того чтобы работа шла успешно, необходимо детям дать представления о технике исполнения батика, о последовательности ведения росписи и особенностях разведения красок. Каждая из росписей имеет свою специфику и необходимо обратить внимание детей также на особенности технического исполнения и результаты работы.
Таким образом, искусство батика явилось тем средством, благодаря которому у детей развиваются творческие способности, это было доказано нами в опытно-экспериментальной работе, и наглядно видно по результатам творческих работ, которые дети представили на выставке.
В дальнейшем мы будем продолжать данную деятельность, расширяя содержание кружковой работы, включая новые технологии и материалы. Для более продуктивной работы планируем создание индивидуальных планов, осуществляя в них такие педагогические принципы как индивидуальный подход, и коррекционная и опережающая педагогика.
Подобные работы
- МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ У УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2016 - ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОСНОВ ДИЗАЙНА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2016 - Традиции художественного текстиля в формировании этнокультурной
компетентности педагога профессионального обучения
Магистерская диссертация, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021



