Введение 3
Глава 1. Жанр святочного рассказа в русской литературе 9
1.1. Возникновение и эволюция жанра святочного рассказа в
русской литературе
9
1.2. Жанровый канон святочного рассказа 15
1.3. Реализация канона жанра святочного рассказа в
литературе XIX века (на примере рассказов Д.В. Григоровича и
В.А. Никифорова-Волгина)
20
ГЛАВА II. Трансформация жанровых доминант святочных
рассказов в современных рождественских пьесах для детей
25
2.1. Обретение праздника в пьесах Ирины Павлычевой 25
2.2. Новогодние путешествия в пьесах Анны Штепиной 31
Глава 3. Обогащение образной системы и сюжета в современных
новогодних драматических сказках
36
Заключение 43
Список использованной литературы 48
В последние годы отмечается возрастающий интерес к жанру рождественских и святочных рассказов: выпускаются многочисленные сборники рассказов, написанных до 1917 года, и в современной литературе можно обнаружить возрождение этой жанровой традиции. Рассказы в данном жанре создаются как профессиональными писателями, так и служителями церкви, что предсказуемо, учитывая сильную религиозно-дидактическую составляющую подобных
произведений. Более того, за последнее десятилетие проводилось
несколько конкурсов святочных рассказов, к участию в которых приглашались обычные люди, в том числе дети.
Очевидно, возрастающий интерес к жанру святочного рассказа связан с тем, что на рубеже ХХ - XXI веков усиливается потребность общества и творческой интеллигенции в обращении к историческому прошлому страны, к православным истокам, к народной культуре. Святочная проза представляет собой богатый источник
культуроведческой информации и позволяет читателям познать материальную и духовную культуру народа, национальный образ его мыслей, а также мифологические и религиозные представления.
Показательно, что актуальность изучения жанра святочного рассказа обычно объясняется исследователями и критиками
заключенным в них потенциалом духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Эта задача обнаруживается и в перечне целей литературного образования, отображенных в Федеральном государственном образовательном стандарте: «Воспитание духовно нравственной личности, формирование гуманистического мировоззрения, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры».
Не удивительно, что изучение и анализ святочных рассказов, их типологических особенностей и жанрового своеобразия нередко
привлекает внимание современных исследователей. На сегодняшний день можно признать относительно сформированной историю развития этого жанра.
Согласно историческим данным, в первой половине XIX века были разработаны основные разновидности литературных текстов со святочным сюжетом. Как правило, святки изображались в простонародных рассказах и в светской повести, а также в фантастических рассказах. Уже во второй половине 1820-х годов, в период становления русской этнографии и фольклора, повысилось внимание к календарной словесности, в русле которой и зародился жанр святочного рассказа.
Сам термин «святочный рассказ» был введен исследователем Н. Полевым, однако первоначально он был лишен терминологического смысла.
К концу XIX века рождественские святочные рассказы становятся модной литературной формой и приобретают массового читателя. В этот период, ознаменовавшийся бурным ростом газет и журналов, появляются первые сборники святочных рассказов, а также выходят специализированные выпуски журналов и газет.
В советской литературе жанр святочного рассказа утрачивает свою значимость, поскольку характерные для них религиозные сюжеты, мотивы и образы оказались чуждыми государственной идеологии.
Всплеск интереса к этому жанру, причем не только среди верующих, повлек за собой активное изучение подобных произведений. Так, в отечественном литературоведении основные особенности святочных рассказов изучались О.Н. Калениченко, Н.В. Капустиным, И.А. Есауловым, Е.В. Душечкиной, А.А. Кретовой, М.А. Кучерской, Х. Бараном Н.Н. Старыгиной, Н.В. Самсоновой и другими. Эти работы и послужили теоретической базой нашего исследования.
Однако бытование жанра святочного рассказа на современном этапе развития литературы нельзя признать достаточно изученным. Существует лишь несколько научно-критических работ, посвященных эволюции и развитию святочного рассказа в современном мире. В рамках нашего исследования мы выделили научные работы М. Кучерской «Русский святочный рассказ и проблема канона в литературе нового времени» и работу Ю.Ю. Даниленко «Трансформация рождественского рассказа в современной литературе (Д. Быков, Л. Петрушевская)».
Исследователь М. Кучерская в своей научной работе отмечает, что на сегодняшний день святочные рассказы отличаются не только церковным колоритом, но и увлекают особенной нравоучительностью, которая особенно важна подрастающему поколению.
Исследователь Ю.Ю. Даниленко больше анализирует рассказы современных авторов и находит черты сходства с традиционными святочными рассказами. Например, исследователь отмечает, что святочные рассказы Д. Быкова больше содержат в себе традиции святочного рассказа, в то время как писатель Л. Петрушевская вводит в свои рассказы элементы других жанров. Кроме того, исследователь отмечает, что на сегодняшний день в современных святочных рассказах наблюдается изменение типологии героев, а также ситуативных конфликтов.
Все сказанное выше позволяет утверждать, что анализ и систематизация произведений этого жанра, а также исследование их жанрового своеобразия является актуальным.
Изучение жанра святочных рассказов необходимо по многим причинам:
Во-первых, святочные рассказы являются образцами практически неизученной календарной словесности, другими словами, особого рода текстов, которые приурочены к определенному календарному событию.
Во-вторых, святочные рассказы занимают промежуточное положение между устной и письменной традицией, поскольку, являясь литературным жанром, они продолжают выполнять функцию фольклора, воздействуя на читателя атмосферой художественного мира нарду с мифологическими представлениями.
В-третьих, святочные рассказы составляют именно тот
литературный массив, который часто называют литературной беллетристикой, призванный воспитывать и формировать художественный вкус читателя. Именно беллетристика формирует своеобразный фон, на котором существует большая литература и на почте которого она нередко произрастает.
Кроме того, изучение специфики бытования и трансформации жанра святочного рассказа на современном этапе, когда обнаруживается явно выраженная тенденция сдвижения этого жанра в область детского чтения, позволит внести вклад в актуальную на сегодняшний день проблему создания картины жанровой системы современной детской литературы.
Драматическая модификация интересующего нас жанра вообще еще не становилась объектом специального литературоведческого исследования, что обусловило новизну нашей работы.
Новизна исследования связана также с тем, что изучаемые произведения написаны не самыми известными современными драматургами, а потому научно-критические отзывы представлены в основном краткими критическими заметками, чаще всего на специализированных сайтах о современной драматургии.
Материалом нашего исследования послужили пьесы Ирины Павлычевой «Погоня» и «Дерево, которое исполняет желания», Анны Штепиной «Заботливый Новый Год», «Новогодний переполох, или кто зимою самый главный» и «Новогодние приключения Царя Тараса и его семьи», Льва Проталина «Снегурочка Даша», Анны Донатовой и Юрия Алесина «Снегурочка с переулочка».
Выбор материала продиктован тем, что в этих пьесах отчетливо отражается жанрообразующий канон святочного рассказа.
Объектом нашего исследования являются традиции святочного рассказа, нашедшие отражение в современных новогодних драмах.
Предмет исследования - особенности изображения традиций святочного рассказа в современных пьесах на уровне образной системы, сюжетостроения, художественного своеобразия новогодних драматических сказок.
Цель исследования - выявить характерные черты жанра святочного рассказа и специфику их реализации в современных отечественных новогодних пьесах для детей.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1. Обобщить существующую научную литературу, посвященную жанру святочного рассказа, с целью определения жанрового канона и знакомства с предложенными классификациями;
2. Выявить жанроопределяющие признаки святочных рассказов в выбранных для анализа новогодних драматических сказках;
3. Определить специфику представления сюжетных и стилистических особенностей святочных рассказов в рамках указанных драматических произведений;
4. Обозначить расхождения с каноном на уровне сюжетостроения и художественных средств создания художественного мира новогодних драматических сказок, что позволит поставить вопрос о специфике модификации жанра святочного рассказа в современной драматургии.
Основными методами в работе послужили: теоретический анализ научной литературы, систематизация и обобщение теоретической информации, структурно-семантический и сопоставительный анализ художественных произведений, типологический метод.
Структура выпускной квалификационной работы отражает задачи исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении дается обоснование актуальности проблемы, новизны исследования, формулируются цель и задачи исследования, а также определяются теоретическая и практическая база работы.
Первая глава работы теоретическая: в ней рассматриваются эволюция жанра святочного рассказа в русской литературе, жанровые особенности и классификации святочных рассказов.
Во второй - изучается диалог с жанровой традицией святочного рассказа в современной отечественной драматургии для детей на примере новогодних пьес Ирины Павлычевой и Анны Штепиной.
В третьей главе акцент сделан на усложнении образной системы, характерной для жанра святочного рассказа, которая свойственна современным новогодним драмам для детей. На материале пьес Льва Проталина и Анны Донатовой и Юрия Алесина прослеживается смешение жанровых традиций святочного рассказа и сказки.
В заключении формулируются основные выводы, призванные показать сходство и различия современных отечественных новогодних драм для детей со святочными рассказами, а также обозначить возможные причины трансформации традиционного жанрового канона.
В результате проделанного исследования мы пришли к следующим выводам:
Несмотря на то, что образы героев, бытовая среда их обитания, волнующие их проблемы, а также лексический и стилистический состав их речи в изученных нами отечественных новогодних сказках осовременены, тем не менее, все же наблюдается достаточно устойчивое соблюдение канона жанра святочного рассказа.
Во-первых, действие пьес хронологически приурочено к определенным календарным праздникам. Однако обычно это не Рождество, как в святочных рассказах, а Новый Год. Возможно, этот «хронологический сдвиг» обусловлен атеистическим советским прошлым, когда именно Новый Г од ассоциировался с ожиданием чуда - категории, значимой в рамках изучаемого нами жанра. Возможно, отказ от православной атрибутики продиктован тем, что зрители государственных театров, на постановку на сцене которых и рассчитаны данные пьесы, могут иметь различные религиозные верования (или вообще не иметь таковых). Кроме того, подобные пьесы обычно включаются в репертуар театров в период новогодних праздников, следовательно, востребованными являются произведения, посвященные именно этому празднику.
Во-вторых, ключевой для развития сюжета изучаемых нами пьес, как и в святочных рассказах, является категория чуда, благодаря которому герои находят выход из сложной ситуации. В каждой из семи проанализированных пьес с героями обязательно происходят некие чудесные события, однако они уже не носят характер вмешательства высших сил или счастливой случайности, удачного совпадения, которые в парадигме значений календарной прозы также осмыслялись как знак свыше. Герои современных отечественных новогодних пьес обычно преодолевают возникшие сложности благодаря собственным душевным
качествам. В результате актуализируется мотив высоконравственной личности, значимый в структуре святочных рассказов.
Отметим, однако, что герои изучаемых пьес далеко не всегда изначально являются носителями высоких идеалов. Нередко для достижения цели им необходимо своеобразное нравственное перерождение, которое тоже можно трактовать как чудо, происходящее непосредственно в душе главного героя, когда он совершает работу над собой. Возможно, именно поэтому современные авторы отказываются от подробной обрисовки праздничной атрибутики, поскольку им важно донести до своего юного читателя и зрителя мысль о том, что делать добрые дела и переосмысливать свои поступки необходимо не только в период Рождества или Нового Г ода, но и в обычные дни.
Подобный посыл приводит, в-третьих, к явно выраженному дидактизму. Автор изученных нами пьес акцентирует внимание на победе добра над злом, а также на обретении семейных ценностей. Каждый из героев понимает, насколько важно заботиться о своих близких людях, помогать им в любой ситуации и быть рядом.
Подобные финалы позволяют говорить о соблюдении еще одного жанрообразующего принципа святочного рассказа в его традиционной модификации - обязательной счастливой развязки сюжетной ситуации.
В то же время нами выделено две значимых черты канона святочного рассказа, которые нарушаются в современных отечественных новогодних пьесах.
Традиционно центральным персонажем святочного рассказа является герой-ребенок. В проанализированных нами пьесах в центре сюжета могут оказаться и животные, и персонализированные объекты природного мира (Снежинка, Шишка). Все они в значительной степени наделены чертами героя-ребенка, например: страхом перед
неизвестным, стремлением привлечь к себе внимание окружающих.
Однако образы говорящих животных отсылают еще к одному традиционному жанру, для которого значима категория чуда, - сказке.
Сближение жанровых канонов святочного рассказа и сказки происходит и благодаря практически обязательной для обоих жанров победе добра над злом. Современные пьесы также учат добру, заботе о близком человеке, милосердию и любви. Этот нравственный урок в равной степени заложен в жанровых канонах как святочного рассказа, так и сказки.
Влияние жанра сказки на современные отечественные новогодние драмы проявляется и в том, что в сюжет вводятся традиционные сказочные персонажи: Дед Мороз, Баба-Яга, Снегурочка, Леший, Кощей Бессмертный и т.д.
Более того, сами герои часто апеллируют к жанру волшебной сказки. Например, герои пьесы Анны Штепиной «Новогодние приключения Царя Тараса и его семьи» порой рассуждают о том, как та или иная ситуация должна развиваться и разрешаться в сказке.
В современных новогодних драмах нарушается также такой важный принцип построения святочного рассказа, как камерность. В традиционных святочных рассказах, как правило, один главный герой, остальные могут только упоминаться в сюжете, но не быть действующими лицами. В изученных же нами пьесах гораздо более значительное количество действующих лиц. Возможно, это связано со сменой родовой принадлежности произведений: новогодняя пьеса, разыгрываемая на сцене, обязана быть зрелищной и многогеройной.
Хронотоп новогодних пьес также утрачивает обязательную для святочного рассказа камерность. Герои изученных нами произведений нередко отправляются в путешествие, что отражено даже в из названиях. С одной стороны, эту черту можно объяснить влиянием жанрового канона сказки, для которого важна категория пути. С другой - драма как род литературы требует достаточно явно выраженного конфликта и событийности, особенно это необходимо в произведениях, рассчитанных на детскую аудиторию, которые и стали объектом нашего изучения.
Влиянием родовой специфики произведений можно объяснить и отказ от традиционных для святочного рассказа средств психологизма. Обычно авторы подробно описывают обстановку, в которой живет главный герой, анализируют его внутреннее состояние, душевные переживания. В пьесе же это невозможно, поскольку авторская речь сводится к кратким ремаркам, а раскрытие характеров героев происходит через их поступки и диалоги.
Таким образом, можно сделать вывод, что по своей художественной специфике современные отечественные новогодние драмы тяготеют к гибридной модификации жанра святочного рассказа, который формируется на рубеже ХХ - XXI веков. При этом обнаруживаются черты, обусловленные характерными особенностями драмы.
Итак, теоретическая значимость нашей работы заключается в комплексном анализе и систематизации научной информации, которая может служить базой для дальнейших исследований в области литературы.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования на уроках литературы в школе, а также на курсах литературы в рамках изучения жанровых особенностей святочного рассказа.
Перспективой нашего исследования может стать расширение круга изучаемых текстов, что позволит выявить типологические и индивидуально-авторские черты в современных новогодних пьесах.
1. Диккенс, Ч. Собрание сочинений [Текст]: в 30 т. / Ч. Диккенс ; под общ. ред. А. А. Аникста [и др.]. - М.: Гослитиздат, 1957-1963. - Т. 30.
2. Донатова, А. Снегурочка с переулочка [Электронный ресурс] /
А. Донатова, Ю. Алесин. - http ://www.theatre- library.ru/files/d/donatova/donatova alesin 1.doc (Проверено
19.05.2019) .
3. Павлычева, И. Королевские трудности / И. Павлычева. - М., 2010. - 158 с.
4. Проталин, Л. Снегурочка Даша [Электронный ресурс] / Л. Проталин. - http://biblioteka-pushkina.ru/snegurochka-dasha/22/ (Проверено 19.05.2019).
5. Святочные рассказы: Рассказы. Проповеди / Предисл., сост., примеч. и слов. М. Кучерской. - М.: Дет. лит., 1996. - 223 с.
6. Штепина, А. Заботливый Новый год [Электронный ресурс] / А. Штепина. - http://dramateshka.ru/index.php/new-year/6925- shtepina-anna-zabotlivihyj-novihyj-god (Проверено 19.05.2019).
7. Штепина, А. Новогоднее приключение царя Тараса и его семьи [Электронный ресурс] / А. Штепина. - http://dramateshka.ru/index.php/new-year/6936-shtepina-anna- novogodnie-priklyucheniya-carya-tarasa-i-ego-semji (Проверено
19.05.2019) .
8. Штепина, А. Новогодний переполох, или Кто зимою самый главный [Электронный ресурс] / А. Штепина. - http://dramateshka.ru/index.php/new-year/566-shtepina-anna- novogodniyj-perepolokh-ili-kto-zimoyu-samihyj-glavnihyj (Проверено 19.05.2019).
Научно-теоретическая и научно-критическая литература
9. Акишина, А.А. Жесты и мимика в русской речи.
Лингвострановедческий словарь / А.А. Акишина. - М., 1991. - 230 с.
10. Баран, Х. Дореволюционная праздничная литература и модернизм // Баран Х. Поэтика русской литературы начала XX века. - М., 1993. - 329 с.
11. Басинский, П.В. Сюжеты и лица / П.В. Басинский. - Москва: АСТ, 2014. - 512 с.
12. Безбородкина, Е.С. Опыт изучения святочных рассказов русских и зарубежных писателей. VII, VIII, IX классы / Е.С. Безбородкина // Поиск. Опыт. Мастерство // Литература в школе.
- 2014. - № 7. - С. 34-39.
13. Большой энциклопедический словарь / Под ред. Прохорова. - Москва: Норнит, 2016. - 1456 с.
14. Бондаренко, М.И. Традиции «Рождественских повестей» Ч.
Диккенса в русском святочном рассказе 1840-1890-х годов [Текст]: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01; 10.01.03 /
Бондаренко М.И. - Коломна, 2006. - 190 с.
15. Бражников, И.Л. Русская литература XIX-XX веков. Историософский текст / И.Л. Бражников. - Москва: МПГУ, 2011.
- 242 с.
16. Брауде, Л.Ю. Скандинавская литературная сказка / Л.Ю. Брауде.
- М., 1979. - 418 с.
17. Буслаев, Ф.И. Древнерусская литература и православное искусство / Ф.И. Буслаев. - Москва: Лига Плюс, 2011. - 352 с.
18. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М.: Современное слово, 1998. - 465 с.
19. Гордович, К.Д. Русские писатели XIX-XX веков / К.Д. Гордович.
- М.: Петроний, 2011. - 496 с.
20. Горький, М. Очерки и воспоминания / М. Горький. - Москва: Астрель, 2013. - 160 с.
21. Долинина, И.В. Н. С. Лесков 1870-х годов: Тип художественного мышления и динамика жанров. Автореф. дис. канд. филол. наук / И.В. Долинина. -Иваново, 2001. - 289 с.
22. Душечкина, Е.В. Святочный рассказ [Электронный ресурс] / Е.В.
Душечкина // Исскуство. - 2007. - № 23, спец. вып. «Рождество». - Режим доступа:
http://art.1september.ru/article.php?ID=200702305 (Проверено
19.05.2019) .
23. Душечкина, Е.В. Русский святочный рассказ. Становление жанра / Е.В. Душечкина. - Санкт-Петербург.: СПбГУ, 2012. - 256 с.
24. Егоров, В.Н. Ценностные приоритеты Ф.М. Достоевского: Учебное пособие / В.Н. Егоров. - Тольятти: Развитие через образование, 1994. - 48 с.
25. Жирунов, П.Г. Жанр рассказа в творчестве Н. С. Лескова 80-90-х годов XIX века (проблемы поэтики). Автореф. дис. канд. филол. наук / П.Г. Жирунов. - Волгоград, 2004. - 210 с.
26. Захаров, В.Н. Пасхальный рассказ как жанр русской литературы
[Текст] / В. Н. Захаров // Проблемы исторической поэтики. - Петрозаводск: Издво ПетрГУ, 1994. - Вып. 3: Евангельский текст в русской литературе XVIII-XX веков: цитата,
реминисценция, мотив, сюжет, жанр. - Вып. 1. - С. 249-261.
27.Захарченко, М.О. Мотив чуда в святочном рассказе / М.О. Захарченко // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2008. - № 1. - С. 93-97.
28.Зенкевич, С.И. Жанр святочного рассказа в творчестве Н. С. Лескова [Текст]: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Зенкевич С.И. - СПб., 2005. - 224 с.
29. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб, 2000. - 112 с.
30. Ильяшенко, Т.А. Библейские и богослужебные элементы в прозе Н.С. Лескова [Текст]: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Ильяшенко Т.А. - М., 2002. - 273 с.
31. Кирякова, Л.В. «Мальчик у Христа на елке» Ф.М. Достоевского и «Рождественская песнь в прозе» Ч. Диккенса. / Л.В. Кирякова// Литература в школе. - 2003. - № 5. - С. 37.
32. Копытцева, Н.М. Святочный рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» / Н.М. Копытцева // Литература в школе - 2003. - № 5. - С.35-36.
33. Кретова, А.А. Святочные рассказы Н.С. Лескова в контексте русской литературы XIX века [Текст]: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.01.01 / Кретова Алла Анатольевна. - М., 1992. - 23 с.
34. Кучерская, М.А. Русский святочный рассказ и проблема канона в литературе нового времени [Текст]: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.01 / Кучерская Майя Александровна. - М., 1997. - 21 с.
35. Лесков, Н.С. Воспоминания / Н.С. Лесков. - Москва: 2011. - 124 с.
36. Либан, Н. И. Русская литература [Текст]: лекции-очерки: в 3 т. /
Н. И. Либан; сост. В. Л. Харламова-Либан. - М.:
Прогресс-Плеяда: Водолей, 2014. - Т. 2.
37. Махинина Н.Г. Святочный рассказ в школьном изучении / Н.Г. Махинина, Л.Х. Насрутдинова // Литература в школе. - 2016. - № 9. - С. 35-37.
38. Махинина Н.Г. Типология современного святочного рассказа для детей / Н.Г. Махинина, Л.Х. Насрутдинова // Филология и культура. - 2018. - Вып. 51. - С. 200-204.
39. Минералова, И.Г. Анализ художественного произведения. Стиль и внутренняя форма / И.Г. Минералова. - Москва: Флинта, 2012. - 312 с.
40. Михальская, Н.П. Чарльз Диккенс [Текст]: Очерк жизни и творчества / Н.П. Михальская. - М.: Учпедгиз, 1959. - 124 с.
41. Николина, Н. А. Филологический анализ текста [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н. А. Николина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 256 с.
42. Новикова, А.А. «Настали святки. То-то радость!» Русский святочный рассказ: Эстетика и поэтика жанра / А.А. Новикова / Литература в школе. - 2009. - № 1. - С 12-17.
43.Одиноков, В.Г. Русская литература XIX века [Текст]: учеб.- метод. пособие / В. Г. Одиноков, Д. В. Одинокова ; Федеральное агентство по образованию, Новосибирский гос. ун-т, Гуманитарный фак., Каф. лит. XIX-XX вв. - Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2009. - 168 с.
44. Одиноков, В.Г. Русские писатели XIX века и духовная культура [Текст]: [учеб. пособие] / В.Г. Одиноков. - Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2003. - 262 с.
45.Опочинин, Е.Н. Святочные рассказы / Е.Н. Опочинин. - Москва: 2012. - 112 с.
46. Пранцова, Г.В. Жанр рождественского рассказа в современной русской литературе / Г.В. Пранцова // Литература в школе. - 2011. - № 11. - С. 17-20.
47. Розанов, В.В. Мысли о литературе / В.В. Розанов. - Москва: Современник, 2013. - 608 с.
48. Самсонова, Н.В. Рождественский текст и его художественная антропология в русской литературе XIX - первой трети XX вв. [Текст]: дис. канд. филол. наук: 10.01.01 / Самсонова Н.В. - Воронеж, 1998. - 140 с.
49. Старыгина, Н.Н. Святочный рассказ как жанр / Н.Н. Старыгина // Проблемы исторической поэтики. - 2013. - № 2. - С. 113-127.
50. Стерликова, Ю.В. Образ детства в творчестве Ф.М. Достоеского / Ю.В. Стерликова // Духовные и нравственные смыслы отечественного образования на рубеже столетий: Научный сборник / Н.В. Анашкина, Н.П. Бахарев, А.А. Ильин, О.Г. Каменская и др.; Научный руководитель В.В. Рубцов. - Тольятти: ТГУ. - 2002. - С. 85-97.
51. Теория литературных жанров [Текст]: учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / М. Н. Дарвин [и др.]; под ред. Н. Д. Тамарченко. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 256 с.
52. Ткачева, Н.В. Малая проза Чарльза Диккенса: проблема «чужого слова» [Текст]: дис. канд. филол. наук: 10.01.03 / Ткачева Н.В. - Тамбов, 2003. - 241 с.
53. Фатеева, Н.А. Интертекст в мире текстов [Текст]: Контрапункт интертекстуальности / Н.А. Фатеева. - Изд. 3-е, стер. - М.: КомКнига, 2007. - 280 с.
54. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой / Л.Б. Фесюкова. - Харьков, 1996. - 404 с.
55. Хализев, В.Е. Теория литературы [Текст]: учебник / В. Е. Хализев. - 3-е изд., испр. и доп.- М.: Высшая школа, 2002. - 437 с.
56.Чуднова, Л.Г. Лесков в Петербурге / Л.Г. Чуднова. - Москва: