Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования инклюзивной компетенции специалистов химического образования 7
1.1. Раскрытие дефиниции основных понятий по тематике
формирования инклюзивной компетенции студентов 7
1.2. Анализ развития инклюзивного образования в России и за рубежом 11
1.3. Анализ особенностей организации учебной деятельности в инклюзивной образовательной среде в субъектах Российской Федерации и за рубежом 18
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Экспериментальное исследование по формированию инклюзивной компетенции специалистов химического образования.... 26
2.1. Результаты опытно-экспериментальной работы по теме исследования 26
2.2. Формирование методики повышения инклюзивной компетенции студентов 35
2.3. Разработка программы и апробация тематического раздела дисциплины «Особенности преподавания химии (в инклюзивных классах)» 50
Выводы по главе 2 66
Заключение 68
Список литературы 71
Приложение 1 78
Приложение 2 79
Приложение 3
На сегодняшний день развивающиеся сферы жизни общества требуют от учителей высокого уровня подготовки, умения работать с учетом индивидуальных особенностей учеников, а также всестороннюю развитость. Профессиональный стандарт педагога, принятый в 2015 году, прописывает необходимость овладения новыми компетенциями: работу с одаренными детьми, с детьми, отстающими в развитии, с девиантными, зависимыми и социально уязвимыми детьми, а также работу в условиях реализации программ инклюзивного образования.
В современном мире люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют льготы, небольшую медикаментозную и финансовую поддержку, однако это не является достаточным для нормальной жизни взрослого и ребенка в обществе.
Подавляющее большинство детей с ОВЗ воспитываются в специализированных детских садах и обучаются в специализированных школах, некоторые в школьном возрасте находятся на домашнем обучении, хотя они в состоянии получать знания со своими сверстниками в общеобразовательных учреждениях. Дети, проходя этап первичной социализации в своей семье, не в полной мере проходят вторичную социализацию, имея контакт со своими сверстниками только в специализированной школе или в социальных сетях.
Одной из интегрирующих возможностей является инклюзивное образование, которое предполагает доступность образования для всех с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Проблему внедрения инклюзивного образования начали изучать еще в конце XIX века. Тематика интегрированного и включенного образования в отечественной педагогике поднималась и ранее в трудах Л.С. Выготского, Н.
Н. Малофеева, М. И. Никитина, Д. Л. Шамсутдиновой, Л. С. Волковой, Л. П. Уфимцева, Н. Д. Шматко. В Европе и США идеи инклюзивного образования были в программе М. Рейнольдса, в работах М. Уорнока, Р. Кролла, в концепции И. Дено, а также отражались в законодательных актах.
В современной отечественной педагогике актуальность темы «Методика формирования инклюзивной компетенции у будущих учителей химии» определяется внедрением ФГОС НОО детей с ОВЗ (с 1 сентября 2016 года), утвержденного приказом Министерства образования наук Российской Федерации, а также Профессиональным стандартом педагога. При написании данной работы нами было выделено следующее противоречие: новые стандарты требуют от учителей владение инклюзивной компетентностью, то есть, умение работать в условиях реализации программы по инклюзии. Однако студенты, которых готовят педагогические вузы, и многие учителя (по результатам исследований) не владеют данными компетентностями из-за неготовой к полной реализации инклюзии системы образования. Следовательно, на сегодняшний день важно подготовить высококвалифицированные учительские кадры, способные к работе в инклюзивной образовательной среде, то есть, еще в высших учебных заведениях следует ввести дисциплины по методике преподавания в инклюзивных классах.
В ходе изучения литературы сформировалась научная проблема нашего исследования, которая заключается в изучении особенности формирования инклюзивной компетенции у студентов педагогического направления по профилю «Химия»; определение наиболее успешной методики формирования инклюзивной компетенции у студента-педагога.
Объектом исследования является инклюзивная компетенция студента как будущего учителя химии.
Предмет исследования - формирование инклюзивной компетенции химического образования студентов в процессе вузовской подготовки.
Целью нашей работы является формирование инклюзивной компетенции у будущих учителей химии.
Гипотеза: включение в программу методической подготовки студентов, будущих учителей химии, блока рабочей программы методической дисциплины по формированию инклюзивной компетенции позволит повысить эффективность работы учительских кадров образовательной среды.
Исходя из цели и выдвинутой гипотезы, были определены следующие задачи исследования:
1. обобщить теоретические данные организации инклюзивного образования в России через сравнительный анализ развития инклюзивного образования в России и за рубежом.
2. изучить принципы формирования инклюзивной компетенции и разработать методические задания и рекомендации для студентов - будущих учителей химии;
3. разработать и апробировать блок программы дисциплины по формированию инклюзивной компетенции студентов по направлению «Педагогическое образование. Химия».
При написании выпускной квалификационной работы применялись следующие методы исследования:
1. теоретического познания: изучение, сравнение, анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы;
2. эмпирические: анкетный опрос школьников и студентов, диагностика, педагогическое наблюдение.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Обобщение результатов исследования было представлено:
1. В выступлении на заседании проблемной студенческой группы Химического института им. А. М. Бутлерова К(П)ФУ на 2014-2015 и 20152016 уч. г.
2. В работе Всероссийской научно-практической конференции «Современные концепции и технологии творческого саморазвития личности в субъектно-ориентированном педагогическом образовании», посвященной 75-летию академика РАО, профессора КФУ, заслуженного деятеля науки РФ В. И. Андреева, г. Казань, КФУ, 2015 г. (выступление, публикация, сертификат).
3. В работе Всероссийской студенческой научно-образовательной конференции с международным участием «Научное сообщество студентов XXI в. Гуманитарные науки», г. Казань, КФУ, 2017 г. (публикация, сертификат).
4. В работе Международной научно-практической конференции студентов «Модернизация профессиональной подготовки специалистов в области естественнонаучного образования», Беларусь, г. Минск, БГПУ, 19.04.2017 (публикация).
5. На итоговой научно-образовательной конференции студентов Химического института им. А. М. Бутлерова К(П)ФУ, 2016/2017, 2017/2018 учебные года (выступление, публикация).
6. В работе II Республиканской научно-практической конференции «Консолидация науки и практики в сопровождении детей с особыми образовательными потребностями», г. Набережные Челны, 13-14.04.2018 (публикация, выступление).
1. Наше исследование по теме «Методика формирования инклюзивной компетенции у будущих учителей химии» имело проблематику изучения особенности формирования инклюзивной компетенции у студентов педагогического направления по профилю «Химия» и определения наиболее успешной методики формирования инклюзивной компетенции у студента- педагога. Для решения данной проблемы нами был проведен литературный обзор (который был использован нами как лекционный материал при апробации блока дисциплины по развитию инклюзивной компетенции студентов) по развитию инклюзивного образования, выявлению особенностей ведения совместного обучения и наличия инклюзивной компетенции учителей, как в России, так и за рубежом. Нами было установлено следующее:
• В России и за рубежом инклюзивное образование закреплено законодательными актами. Однако инклюзивная практика за рубежом имеет больший опыт, чем в России.
• В России система инклюзивного образования имеет небольшой опыт. Несомненно, некоторые российские школы полностью соответствуют всем требованиям включенного образования, однако до сегодняшнего времени нет единых путей организации учебно-реабилитационных процессов, подготовки кадрового, психолого-педагогического и материально-технического сопровождения. Подготовка и переквалификация специалистов в области образования, установка государственного стандарта по реабилитации и подготовке к адаптации детей в ОВЗ помогут создать благоприятные условия для включения в социальную среду.
• Пути развития инклюзивного образования в России и зарубежных странах имеют сходные черты. Например, наличие и работа специальных ПМПК, курсы по непрерывному обучению педагогов, существование адаптационных классов, а также возможность выбора детьми и родителями того образовательного учреждения. Отличительными особенностями являются наличие в зарубежных странах государственных структур, активно участвующих в работе муниципальных властей и образовательных учреждений по организации инклюзивного обучения.
• Анализ исследовательских работ выявил, что и в России и в Европе инклюзивная компетенция учителей недостаточно развита. Также исследование литературы показывает, что тематика формирования инклюзивной компетенции учителей химии не затрагивается в научных трудах, что требует дальнейшего исследования.
2. Экспериментальная часть нашего исследования имела цель изучить наличие инклюзивной компетенции и ее компонентов у учителей химии и студентов кафедры химического образования Химического института им А. М. Бутлерова К(П)ФУ, а также на основе анализа анкетного опроса разработать методические рекомендации, апробировать методические задания в рамках блока программы дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование. Химия».
• Констатирующий этап исследования показал, в основном, неготовность школ Татарстана и учителей химии к реализации инклюзивного обучения. Больше половины студентов, отвечая на вопросы анкет, показали уровень сформированности инклюзивной компетенции близкий к среднему. Однако были и те студенты, которые считали, что инклюзия не даст положительных результатов.
• Итогом формирующего этапа исследования явилась разработка методических рекомендации, а также методических заданий для студентов, нацеленных на формирование инклюзивной компетенции. В ходе этапа также был приведен ряд программ и виртуальных лабораторий по химии в помощь учителю и студенту для организации учебной, дистанционной и внеучебной работы по химии.
• Контролирующий этап исследования был проведен с целью развития ключевых компетенций инклюзивной компетенции путем апробации разработанного блока «Инклюзивная школа: особенности преподавания химии», размещенного на ЭОР К(П)ФУ в разделе «Теория и методика обучения химии*Особенности обучения химии в сельских школах». Блок, представленный тремя темами (лекционный материал, словарь терминов (глоссарий) по темам, список литературы и Интернет-ресурсов для самообучения, а также смоделированные ситуативные задания), был успешно апробирован в ходе методических занятий 2 курса. Студенты в количестве 21 человек в целом показали высокое качество работы, продемонстрировав владение материала по инклюзивному обучению и по химии и умения творчески подходить к решению заданий. Стоит отметить, что дальнейшее внедрение в практику студентов кафедры химического образования подобных блоков позволит эффективно повысить инклюзивную компетенцию студентов, что требует ФГОС.
3. Подводя итоги работы, можно сказать, что поставленная нами цель по формированию инклюзивной компетенции у будущих учителей химии и задачи были достигнуты, а гипотеза была подтверждена.
4. Продолжить данное исследование можно разработкой программы методической дисциплины по инклюзивному образованию с последующим ее внедрениям в программу 44.03.01 «Педагогическое образование. Химия», что расширит профессиональную компетенцию студентов-педагогов для их дальнейшей деятельности в условиях инклюзивного обучения.
1. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и соцзащиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544 н.
2. Аникеева Н. П. Главное о воспитании детей. М. Монтессори, Я. Корчак, А. Макаренко, Э. Эриксон. - СПб.: Питер, 2016. - С. 84.
3. Ryndak D. Defining school inclusion for students with moderate to severe disabilities: What do experts say? 2000, No. 8 (2), pp. 101-116.
4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Швецова. - 2003. 695 с.
5. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка / Д. Н. Ушаков. - М.: Гос. Ин-т «Сов. Энцикл.»; ОГИЗ; Гос. Изд-во иностр. и нац. Слов., 1935-1940. (4 т.) - 88405 с.
6. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с. (с. 101)
7. Толковый словарь живого великорусского языка //В. И Даль: Жизнь и творчество: Биобиблиогр. указ. / Рос. гос. б-ка. НИО библиографии; Сост. О. Г. Горбачева; Ред. Т. Я. Брискман; Библиогр. ред. Е. А. Акимова. — М.: Пашков Дом, 2004. — С. 11-18. — 136 с.
8. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с. (с. 80)
9. Гильманшина С. И. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании. Казань: РИЦ «Школа», 2007. - 76 с.
10. Kirillova E. A., Ibragimov G. I. THE INCLUSIVE COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS [Электронный ресурс] // Journal of Organizational
Culture, Communications and Conflict. - Режим доступа:
http://kpfu.ru/staff_files/F564126526/Stranicy_iz_jocccvol20no22016_16.pdf
11. Яковлева А. А. Профессиональная компетентность педагога
[Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/inostrannve-
vazvki/librarv/2017/11/01/professionalnava-kompetentnost-pedagoga
12. САЕ Квадратура трансформации педагогического образования-4Т (проект Трансформация образования) [Электронный ресурс] // Казанский федеральный университет. - Режим доступа: https://kpfu.ru/prioritetnve- napravleniva/laboratorii/sae-39uchitel-21-veka39/sae-39kvadratura- transformacii-pedagogicheskogo/sae-kvadratura-transformacii- pedagogicheskogo.html
13. В КФУ прошло заседание ФУМО по направлению подготовки «Образование и педагогические науки» [Электронный ресурс] // Медиапортал КФУ. - Режим доступа: https: //media. kpfu.ru/news/v-kfu- proslo-zasedanie-fumo-po-napravleniu-podgotovki-obrazovanie-i- pedagogiceskie-nauki
14. Богданова Е. В. Структура инклюзивной компетентности студентов в информационно-образовательной среде вуза / Вестник Минского университета. - 2016. - №3. - с. 12
15. Назарян Н. Г. Идеи Л.С Выготского в области педагогики и воспитания // Молодой ученый. - Режим доступа: https: //moluch.ru/archive/131/35957
16. Митрофанова М. И. Инклюзивное образование в стране и за рубежом [Электронный ресурс] // Тольяттинский социально-экономический колледж. - Режим доступа: http://www.tcek.ru/2013-04-09-05-32-28/486- 2013-04-11-09-27-45.html
17.Обучение на дому: по необходимости и по желанию [Электронный ресурс] // 7я.ру: все о детях и семье. Семейный портал. - Режим доступа: http://www.7va.ru/article/Obuchenie-na-domu-po-neobhodimosti-i-po- zhelanivu/
18. Права детей-инвалидов [Электронный ресурс] // Березовская школа, реализующая адаптированные основные образовательные программы. 2013. 24 апреля. - Режим доступа: http://berezsksh.ru/for-parents/Poleznaya- informaciva-/Pamvatki-dlva-roditelei/Prava-detei-%96-invalidov
19. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (в ред. федер. Конституционных законов от 30 декабря 2008 года №6-ФКЗ и №8-ФКЗ)
20. Российская Федерация. Законы. Об образовании : федер. закон №273-ФЗ 01.09.2013
21. Конвенция о правах инвалидов (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года). Ратифицирована Постановлением РФ 24 сентября 2008 года // СПС «Консультант плюс»
22. Государственная программа от 1 декабря 2015 года №1297 «Доступная среда» на 2011-2020 годы // СПС «Консультант плюс»
23. Общая характеристика законодательства и системы образования
Великобритании [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://studopedia.su/14 102516 obshchava-harakteristika-zakonodatelstva-i- sistemi-obrazovaniya.html
24. Кэрролл В. В. Специфика переходного периода инклюзивного образования в Англии / Кэрролл В. В. // Инклюзивное образование: теория и практика: Сборник материалов международной научно-практической конференции (09-10.06.2016), г. Орехово-Зуево: Изд-во ГГТУ. - 2016 - 197 с. (с. 60-75)
25. Вольская О. В. Модели реализации инклюзивного образования в современном мире [Электронный ресурс] // Электронный научный журнал. Современные проблемы науки и образования. - Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=17065
26. Инклюзивное образование лиц с особенностями психофизического развития [Электронный ресурс] // Сайт управления специального образования Министерства образования Республики Беларусь. - Режим доступа: http: //asabliva.by/ru/main.aspx?guid=5801
27. Региональный опыт реализации инклюзивной практики образования: Самарская область [Электронный ресурс] // Образование без границ. Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию. - Режим доступа: http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=217
28. Грин П. Образование без барьеров [Электронный ресурс] //
Ставропольская правда. - Режим доступа:
http://www.stapravda.ru/20140326/opyt vnedreniya inklyuzivnogo obrazovan iya dlya deteyinvalidov o 75531.html
29. Гергерт М. Инклюзивное образование, или школа особенным детям [Электронный ресурс] // Пятигорская правда. Общественно-политическая газета. - Режим доступа: http://pravda-kmv.ru/inklyuzivnoe-obrazovanie-ili- shkola-osobennym-detyam/
30. Закон г. Москвы «Об образовании лиц с ограниченными возможностями
здоровья в городе Москве» [Электронный ресурс] // Департамент образования г. Москвы. - Режим доступа:
https://dogm.mos.ru/legislation/lawacts/874305/
31. Кулешова С. С. Инклюзивное образование в Москве [Электронный ресурс] // Всероссийский фестиваль педагогического творчества. - Режим доступа: https://educontest.net/ru/58072
32. Инклюзивное образование в России и в Москве. Статистика и справочные
материалы [Электронный ресурс] // Портал №1 в России по проблемам людей с инвалидностью. - Режим доступа:
http://dislife.ru/articles/view/4696
33. Семенович М. Л. Окружная система инклюзивного образования в Москве [Электронный ресурс] // Портал психологических изданий. - Режим доступа: http://psyiournals.ru/edu economy wellbeing/issue.shtml
34. Иванова Е. А. Из опыта организации инклюзивного образования детей в Костромском регионе средствами инновационной деятельности [Электронный ресурс] // Образование без границ. Информационно - методический портал по инклюзивному и специальному образованию. - Режим доступа: http://www.edu-open.ru/Default.aspx?tabid=493
35. Загуменнова Е. Н., Синичкина Н. А. Организационные вопросы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях комбинированного ДОУ / Консолидация науки и практики в сопровождении детей с особыми образовательными потребностями: материалы II Республиканской научно-методической конференции (Россия, г. Набережные Челны, 13-14.04.2018) / Отв. ред. Л. Ю. Комарова. - Набережные Челны: Издательско-полиграфический центр, 2018. - 318 с.
36. Поветкина Т. Е., Закутаева Я. Ю. Организация инклюзивного образования
в Великобритании / Поветкина Т. Е., Закутаева Я. Ю. // Педагогические чтения в ННГУ: Сборник материалов международной научно практической конференции (10-11.12.2015), г. Нижний Новгород-Арзамас: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского. - 2015 - 421 с. (с. 371-373)
37. Алдакимова О. В. Образование лиц с ОВЗ: история вопроса, современное положение дел, международный опыт / Алдакимова О. В. // Актуальные проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья: Сборник научно-методических трудов (10.04.2015), г. Армавир: Изд-во АГПУ. - 2015 - 257 с. (с. 6-17)
38. Инклюзивное образование в Республике Беларусь [Электронный ресурс] // Оношковский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа. - Режим доступа: https://onoshki.schools.by/pages/irespublike-belarus
39. Kirillova E. A., Ibragimov G. I. THE INCLUSIVE COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS [Электронный ресурс] // Journal of Organizational Culture, Communications and Conflict. - Режим доступа: http://kpfu.ru/staff files/F564126526/Stranicy iz iocccvol20no22016 16.pdf
40. Zlatko Bukvic. Teachers competency for inclusive education / Social and Behavioural Sciences. - 2017. - № 141. - p. 1585-1590.
41. Возняк И. В. Развитие системы подготовки педагогов для инклюзивного образования детей в России / Научно-теоретический журнал. - 2017. - №2(31). - с. 51-59.
42. Космодемьянская С.С., Валиева Ч.Д. Готовность будущих учителей химии к инклюзивному образованию/Современные концепции и технологии творческого саморазвития личности в субъектно-ориентированном педагогическом образовании: Сб. статей участников Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (2526.03.2015), г. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015. - 196 с. (c.84-86)
43. Перечень заболеваний для получения инвалидности [Электронный ресурс] // Ваш юридический консультант онлайн. - Режим доступа: http://vconsult.ru/semva/lgotv-vvplatv/perechen-zabolevanii-dlva-polucheniva- invalidnosti/
44. Психология детей с нарушениями слуха [Электронный ресурс] // Информационный портал «Медицинская психология». - Режим доступа: http://medpsv.ru/zdravo/zprof09 03.php
45. Епифанцева Т. Б. Настольная книга педагога-дефектолога [Электронный ресурс] // Педагогическая библиотека. - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/6/0411/6 0411-327.shtml
46. Юдин А. Л. Лабораторный практикум «Квантово-химическое моделирование соединений в пакете HvperChem» / А. Л. Юдин. - Кемерово, 2013. - 175 с.
47. Виртуальная образовательная лаборатория VirtuLab [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.virtulab.net/
48. Virtual Labs [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vlab.co.in/
49. Валиева Ч. Д. Компьютерные технологии в подготовке студентов к преподаванию химии в инклюзивных образовательных учреждениях / Ч. Д. Валиева, С. С. Космодемьянская //// Консолидация науки и практики в сопровождении детей с особыми образовательными потребностями: материалы II Республиканской научно-методической конференции (Россия, г. Набережные Челны, 13-14.04.2018) / Отв. ред. Л. Ю. Комарова. - Набережные Челны: Издательско-полиграфический центр, 2018. - 318 с. (c. 64-68).
50. Жураковский В. М., Аржанова И. В., Воров А. Б. Оценка результатов стартового этапа формирования сети федеральных университетов / Professional education in Russia. - 2015. - №19. - С. 25-31.
51. Казанский (Приволжский) федеральный университет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kpfu.ru/
52. Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.s-vfu.ru/
53. Северо-Кавказский федеральный университет_[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ncfu.ru
54. Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://narfu.ru/
55. Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //www.kantiana.ru/
56. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://urfu.ru/ru/
57. Южный федеральный университет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.sfedu.ru/
58. Сибирский федеральный университет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.sfu-kras .ru/
59. Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cfuv.ru/
60. Дальневосточный федеральный университет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.dvfu.ru/