МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования инклюзивной компетенции специалистов химического образования 7
1.1. Раскрытие дефиниции основных понятий по тематике
формирования инклюзивной компетенции студентов 7
1.2. Анализ развития инклюзивного образования в России и за рубежом 11
1.3. Анализ особенностей организации учебной деятельности в инклюзивной образовательной среде в субъектах Российской Федерации и за рубежом 18
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Экспериментальное исследование по формированию инклюзивной компетенции специалистов химического образования.... 26
2.1. Результаты опытно-экспериментальной работы по теме исследования 26
2.2. Формирование методики повышения инклюзивной компетенции студентов 35
2.3. Разработка программы и апробация тематического раздела дисциплины «Особенности преподавания химии (в инклюзивных классах)» 50
Выводы по главе 2 66
Заключение 68
Список литературы 71
Приложение 1 78
Приложение 2 79
Приложение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования инклюзивной компетенции специалистов химического образования 7
1.1. Раскрытие дефиниции основных понятий по тематике
формирования инклюзивной компетенции студентов 7
1.2. Анализ развития инклюзивного образования в России и за рубежом 11
1.3. Анализ особенностей организации учебной деятельности в инклюзивной образовательной среде в субъектах Российской Федерации и за рубежом 18
Выводы по главе 1 25
Глава 2. Экспериментальное исследование по формированию инклюзивной компетенции специалистов химического образования.... 26
2.1. Результаты опытно-экспериментальной работы по теме исследования 26
2.2. Формирование методики повышения инклюзивной компетенции студентов 35
2.3. Разработка программы и апробация тематического раздела дисциплины «Особенности преподавания химии (в инклюзивных классах)» 50
Выводы по главе 2 66
Заключение 68
Список литературы 71
Приложение 1 78
Приложение 2 79
Приложение 3
На сегодняшний день развивающиеся сферы жизни общества требуют от учителей высокого уровня подготовки, умения работать с учетом индивидуальных особенностей учеников, а также всестороннюю развитость. Профессиональный стандарт педагога, принятый в 2015 году, прописывает необходимость овладения новыми компетенциями: работу с одаренными детьми, с детьми, отстающими в развитии, с девиантными, зависимыми и социально уязвимыми детьми, а также работу в условиях реализации программ инклюзивного образования.
В современном мире люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют льготы, небольшую медикаментозную и финансовую поддержку, однако это не является достаточным для нормальной жизни взрослого и ребенка в обществе.
Подавляющее большинство детей с ОВЗ воспитываются в специализированных детских садах и обучаются в специализированных школах, некоторые в школьном возрасте находятся на домашнем обучении, хотя они в состоянии получать знания со своими сверстниками в общеобразовательных учреждениях. Дети, проходя этап первичной социализации в своей семье, не в полной мере проходят вторичную социализацию, имея контакт со своими сверстниками только в специализированной школе или в социальных сетях.
Одной из интегрирующих возможностей является инклюзивное образование, которое предполагает доступность образования для всех с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Проблему внедрения инклюзивного образования начали изучать еще в конце XIX века. Тематика интегрированного и включенного образования в отечественной педагогике поднималась и ранее в трудах Л.С. Выготского, Н.
Н. Малофеева, М. И. Никитина, Д. Л. Шамсутдиновой, Л. С. Волковой, Л. П. Уфимцева, Н. Д. Шматко. В Европе и США идеи инклюзивного образования были в программе М. Рейнольдса, в работах М. Уорнока, Р. Кролла, в концепции И. Дено, а также отражались в законодательных актах.
В современной отечественной педагогике актуальность темы «Методика формирования инклюзивной компетенции у будущих учителей химии» определяется внедрением ФГОС НОО детей с ОВЗ (с 1 сентября 2016 года), утвержденного приказом Министерства образования наук Российской Федерации, а также Профессиональным стандартом педагога. При написании данной работы нами было выделено следующее противоречие: новые стандарты требуют от учителей владение инклюзивной компетентностью, то есть, умение работать в условиях реализации программы по инклюзии. Однако студенты, которых готовят педагогические вузы, и многие учителя (по результатам исследований) не владеют данными компетентностями из-за неготовой к полной реализации инклюзии системы образования. Следовательно, на сегодняшний день важно подготовить высококвалифицированные учительские кадры, способные к работе в инклюзивной образовательной среде, то есть, еще в высших учебных заведениях следует ввести дисциплины по методике преподавания в инклюзивных классах.
В ходе изучения литературы сформировалась научная проблема нашего исследования, которая заключается в изучении особенности формирования инклюзивной компетенции у студентов педагогического направления по профилю «Химия»; определение наиболее успешной методики формирования инклюзивной компетенции у студента-педагога.
Объектом исследования является инклюзивная компетенция студента как будущего учителя химии.
Предмет исследования - формирование инклюзивной компетенции химического образования студентов в процессе вузовской подготовки.
Целью нашей работы является формирование инклюзивной компетенции у будущих учителей химии.
Гипотеза: включение в программу методической подготовки студентов, будущих учителей химии, блока рабочей программы методической дисциплины по формированию инклюзивной компетенции позволит повысить эффективность работы учительских кадров образовательной среды.
Исходя из цели и выдвинутой гипотезы, были определены следующие задачи исследования:
1. обобщить теоретические данные организации инклюзивного образования в России через сравнительный анализ развития инклюзивного образования в России и за рубежом.
2. изучить принципы формирования инклюзивной компетенции и разработать методические задания и рекомендации для студентов - будущих учителей химии;
3. разработать и апробировать блок программы дисциплины по формированию инклюзивной компетенции студентов по направлению «Педагогическое образование. Химия».
При написании выпускной квалификационной работы применялись следующие методы исследования:
1. теоретического познания: изучение, сравнение, анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы;
2. эмпирические: анкетный опрос школьников и студентов, диагностика, педагогическое наблюдение.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Обобщение результатов исследования было представлено:
1. В выступлении на заседании проблемной студенческой группы Химического института им. А. М. Бутлерова К(П)ФУ на 2014-2015 и 20152016 уч. г.
2. В работе Всероссийской научно-практической конференции «Современные концепции и технологии творческого саморазвития личности в субъектно-ориентированном педагогическом образовании», посвященной 75-летию академика РАО, профессора КФУ, заслуженного деятеля науки РФ В. И. Андреева, г. Казань, КФУ, 2015 г. (выступление, публикация, сертификат).
3. В работе Всероссийской студенческой научно-образовательной конференции с международным участием «Научное сообщество студентов XXI в. Гуманитарные науки», г. Казань, КФУ, 2017 г. (публикация, сертификат).
4. В работе Международной научно-практической конференции студентов «Модернизация профессиональной подготовки специалистов в области естественнонаучного образования», Беларусь, г. Минск, БГПУ, 19.04.2017 (публикация).
5. На итоговой научно-образовательной конференции студентов Химического института им. А. М. Бутлерова К(П)ФУ, 2016/2017, 2017/2018 учебные года (выступление, публикация).
6. В работе II Республиканской научно-практической конференции «Консолидация науки и практики в сопровождении детей с особыми образовательными потребностями», г. Набережные Челны, 13-14.04.2018 (публикация, выступление).
В современном мире люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют льготы, небольшую медикаментозную и финансовую поддержку, однако это не является достаточным для нормальной жизни взрослого и ребенка в обществе.
Подавляющее большинство детей с ОВЗ воспитываются в специализированных детских садах и обучаются в специализированных школах, некоторые в школьном возрасте находятся на домашнем обучении, хотя они в состоянии получать знания со своими сверстниками в общеобразовательных учреждениях. Дети, проходя этап первичной социализации в своей семье, не в полной мере проходят вторичную социализацию, имея контакт со своими сверстниками только в специализированной школе или в социальных сетях.
Одной из интегрирующих возможностей является инклюзивное образование, которое предполагает доступность образования для всех с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Проблему внедрения инклюзивного образования начали изучать еще в конце XIX века. Тематика интегрированного и включенного образования в отечественной педагогике поднималась и ранее в трудах Л.С. Выготского, Н.
Н. Малофеева, М. И. Никитина, Д. Л. Шамсутдиновой, Л. С. Волковой, Л. П. Уфимцева, Н. Д. Шматко. В Европе и США идеи инклюзивного образования были в программе М. Рейнольдса, в работах М. Уорнока, Р. Кролла, в концепции И. Дено, а также отражались в законодательных актах.
В современной отечественной педагогике актуальность темы «Методика формирования инклюзивной компетенции у будущих учителей химии» определяется внедрением ФГОС НОО детей с ОВЗ (с 1 сентября 2016 года), утвержденного приказом Министерства образования наук Российской Федерации, а также Профессиональным стандартом педагога. При написании данной работы нами было выделено следующее противоречие: новые стандарты требуют от учителей владение инклюзивной компетентностью, то есть, умение работать в условиях реализации программы по инклюзии. Однако студенты, которых готовят педагогические вузы, и многие учителя (по результатам исследований) не владеют данными компетентностями из-за неготовой к полной реализации инклюзии системы образования. Следовательно, на сегодняшний день важно подготовить высококвалифицированные учительские кадры, способные к работе в инклюзивной образовательной среде, то есть, еще в высших учебных заведениях следует ввести дисциплины по методике преподавания в инклюзивных классах.
В ходе изучения литературы сформировалась научная проблема нашего исследования, которая заключается в изучении особенности формирования инклюзивной компетенции у студентов педагогического направления по профилю «Химия»; определение наиболее успешной методики формирования инклюзивной компетенции у студента-педагога.
Объектом исследования является инклюзивная компетенция студента как будущего учителя химии.
Предмет исследования - формирование инклюзивной компетенции химического образования студентов в процессе вузовской подготовки.
Целью нашей работы является формирование инклюзивной компетенции у будущих учителей химии.
Гипотеза: включение в программу методической подготовки студентов, будущих учителей химии, блока рабочей программы методической дисциплины по формированию инклюзивной компетенции позволит повысить эффективность работы учительских кадров образовательной среды.
Исходя из цели и выдвинутой гипотезы, были определены следующие задачи исследования:
1. обобщить теоретические данные организации инклюзивного образования в России через сравнительный анализ развития инклюзивного образования в России и за рубежом.
2. изучить принципы формирования инклюзивной компетенции и разработать методические задания и рекомендации для студентов - будущих учителей химии;
3. разработать и апробировать блок программы дисциплины по формированию инклюзивной компетенции студентов по направлению «Педагогическое образование. Химия».
При написании выпускной квалификационной работы применялись следующие методы исследования:
1. теоретического познания: изучение, сравнение, анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы;
2. эмпирические: анкетный опрос школьников и студентов, диагностика, педагогическое наблюдение.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Обобщение результатов исследования было представлено:
1. В выступлении на заседании проблемной студенческой группы Химического института им. А. М. Бутлерова К(П)ФУ на 2014-2015 и 20152016 уч. г.
2. В работе Всероссийской научно-практической конференции «Современные концепции и технологии творческого саморазвития личности в субъектно-ориентированном педагогическом образовании», посвященной 75-летию академика РАО, профессора КФУ, заслуженного деятеля науки РФ В. И. Андреева, г. Казань, КФУ, 2015 г. (выступление, публикация, сертификат).
3. В работе Всероссийской студенческой научно-образовательной конференции с международным участием «Научное сообщество студентов XXI в. Гуманитарные науки», г. Казань, КФУ, 2017 г. (публикация, сертификат).
4. В работе Международной научно-практической конференции студентов «Модернизация профессиональной подготовки специалистов в области естественнонаучного образования», Беларусь, г. Минск, БГПУ, 19.04.2017 (публикация).
5. На итоговой научно-образовательной конференции студентов Химического института им. А. М. Бутлерова К(П)ФУ, 2016/2017, 2017/2018 учебные года (выступление, публикация).
6. В работе II Республиканской научно-практической конференции «Консолидация науки и практики в сопровождении детей с особыми образовательными потребностями», г. Набережные Челны, 13-14.04.2018 (публикация, выступление).
1. Наше исследование по теме «Методика формирования инклюзивной компетенции у будущих учителей химии» имело проблематику изучения особенности формирования инклюзивной компетенции у студентов педагогического направления по профилю «Химия» и определения наиболее успешной методики формирования инклюзивной компетенции у студента- педагога. Для решения данной проблемы нами был проведен литературный обзор (который был использован нами как лекционный материал при апробации блока дисциплины по развитию инклюзивной компетенции студентов) по развитию инклюзивного образования, выявлению особенностей ведения совместного обучения и наличия инклюзивной компетенции учителей, как в России, так и за рубежом. Нами было установлено следующее:
• В России и за рубежом инклюзивное образование закреплено законодательными актами. Однако инклюзивная практика за рубежом имеет больший опыт, чем в России.
• В России система инклюзивного образования имеет небольшой опыт. Несомненно, некоторые российские школы полностью соответствуют всем требованиям включенного образования, однако до сегодняшнего времени нет единых путей организации учебно-реабилитационных процессов, подготовки кадрового, психолого-педагогического и материально-технического сопровождения. Подготовка и переквалификация специалистов в области образования, установка государственного стандарта по реабилитации и подготовке к адаптации детей в ОВЗ помогут создать благоприятные условия для включения в социальную среду.
• Пути развития инклюзивного образования в России и зарубежных странах имеют сходные черты. Например, наличие и работа специальных ПМПК, курсы по непрерывному обучению педагогов, существование адаптационных классов, а также возможность выбора детьми и родителями того образовательного учреждения. Отличительными особенностями являются наличие в зарубежных странах государственных структур, активно участвующих в работе муниципальных властей и образовательных учреждений по организации инклюзивного обучения.
• Анализ исследовательских работ выявил, что и в России и в Европе инклюзивная компетенция учителей недостаточно развита. Также исследование литературы показывает, что тематика формирования инклюзивной компетенции учителей химии не затрагивается в научных трудах, что требует дальнейшего исследования.
2. Экспериментальная часть нашего исследования имела цель изучить наличие инклюзивной компетенции и ее компонентов у учителей химии и студентов кафедры химического образования Химического института им А. М. Бутлерова К(П)ФУ, а также на основе анализа анкетного опроса разработать методические рекомендации, апробировать методические задания в рамках блока программы дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование. Химия».
• Констатирующий этап исследования показал, в основном, неготовность школ Татарстана и учителей химии к реализации инклюзивного обучения. Больше половины студентов, отвечая на вопросы анкет, показали уровень сформированности инклюзивной компетенции близкий к среднему. Однако были и те студенты, которые считали, что инклюзия не даст положительных результатов.
• Итогом формирующего этапа исследования явилась разработка методических рекомендации, а также методических заданий для студентов, нацеленных на формирование инклюзивной компетенции. В ходе этапа также был приведен ряд программ и виртуальных лабораторий по химии в помощь учителю и студенту для организации учебной, дистанционной и внеучебной работы по химии.
• Контролирующий этап исследования был проведен с целью развития ключевых компетенций инклюзивной компетенции путем апробации разработанного блока «Инклюзивная школа: особенности преподавания химии», размещенного на ЭОР К(П)ФУ в разделе «Теория и методика обучения химии*Особенности обучения химии в сельских школах». Блок, представленный тремя темами (лекционный материал, словарь терминов (глоссарий) по темам, список литературы и Интернет-ресурсов для самообучения, а также смоделированные ситуативные задания), был успешно апробирован в ходе методических занятий 2 курса. Студенты в количестве 21 человек в целом показали высокое качество работы, продемонстрировав владение материала по инклюзивному обучению и по химии и умения творчески подходить к решению заданий. Стоит отметить, что дальнейшее внедрение в практику студентов кафедры химического образования подобных блоков позволит эффективно повысить инклюзивную компетенцию студентов, что требует ФГОС.
3. Подводя итоги работы, можно сказать, что поставленная нами цель по формированию инклюзивной компетенции у будущих учителей химии и задачи были достигнуты, а гипотеза была подтверждена.
4. Продолжить данное исследование можно разработкой программы методической дисциплины по инклюзивному образованию с последующим ее внедрениям в программу 44.03.01 «Педагогическое образование. Химия», что расширит профессиональную компетенцию студентов-педагогов для их дальнейшей деятельности в условиях инклюзивного обучения.
• В России и за рубежом инклюзивное образование закреплено законодательными актами. Однако инклюзивная практика за рубежом имеет больший опыт, чем в России.
• В России система инклюзивного образования имеет небольшой опыт. Несомненно, некоторые российские школы полностью соответствуют всем требованиям включенного образования, однако до сегодняшнего времени нет единых путей организации учебно-реабилитационных процессов, подготовки кадрового, психолого-педагогического и материально-технического сопровождения. Подготовка и переквалификация специалистов в области образования, установка государственного стандарта по реабилитации и подготовке к адаптации детей в ОВЗ помогут создать благоприятные условия для включения в социальную среду.
• Пути развития инклюзивного образования в России и зарубежных странах имеют сходные черты. Например, наличие и работа специальных ПМПК, курсы по непрерывному обучению педагогов, существование адаптационных классов, а также возможность выбора детьми и родителями того образовательного учреждения. Отличительными особенностями являются наличие в зарубежных странах государственных структур, активно участвующих в работе муниципальных властей и образовательных учреждений по организации инклюзивного обучения.
• Анализ исследовательских работ выявил, что и в России и в Европе инклюзивная компетенция учителей недостаточно развита. Также исследование литературы показывает, что тематика формирования инклюзивной компетенции учителей химии не затрагивается в научных трудах, что требует дальнейшего исследования.
2. Экспериментальная часть нашего исследования имела цель изучить наличие инклюзивной компетенции и ее компонентов у учителей химии и студентов кафедры химического образования Химического института им А. М. Бутлерова К(П)ФУ, а также на основе анализа анкетного опроса разработать методические рекомендации, апробировать методические задания в рамках блока программы дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование. Химия».
• Констатирующий этап исследования показал, в основном, неготовность школ Татарстана и учителей химии к реализации инклюзивного обучения. Больше половины студентов, отвечая на вопросы анкет, показали уровень сформированности инклюзивной компетенции близкий к среднему. Однако были и те студенты, которые считали, что инклюзия не даст положительных результатов.
• Итогом формирующего этапа исследования явилась разработка методических рекомендации, а также методических заданий для студентов, нацеленных на формирование инклюзивной компетенции. В ходе этапа также был приведен ряд программ и виртуальных лабораторий по химии в помощь учителю и студенту для организации учебной, дистанционной и внеучебной работы по химии.
• Контролирующий этап исследования был проведен с целью развития ключевых компетенций инклюзивной компетенции путем апробации разработанного блока «Инклюзивная школа: особенности преподавания химии», размещенного на ЭОР К(П)ФУ в разделе «Теория и методика обучения химии*Особенности обучения химии в сельских школах». Блок, представленный тремя темами (лекционный материал, словарь терминов (глоссарий) по темам, список литературы и Интернет-ресурсов для самообучения, а также смоделированные ситуативные задания), был успешно апробирован в ходе методических занятий 2 курса. Студенты в количестве 21 человек в целом показали высокое качество работы, продемонстрировав владение материала по инклюзивному обучению и по химии и умения творчески подходить к решению заданий. Стоит отметить, что дальнейшее внедрение в практику студентов кафедры химического образования подобных блоков позволит эффективно повысить инклюзивную компетенцию студентов, что требует ФГОС.
3. Подводя итоги работы, можно сказать, что поставленная нами цель по формированию инклюзивной компетенции у будущих учителей химии и задачи были достигнуты, а гипотеза была подтверждена.
4. Продолжить данное исследование можно разработкой программы методической дисциплины по инклюзивному образованию с последующим ее внедрениям в программу 44.03.01 «Педагогическое образование. Химия», что расширит профессиональную компетенцию студентов-педагогов для их дальнейшей деятельности в условиях инклюзивного обучения.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ХИМИИ В УСЛОВИЯХ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
УЧИТЕЛЯ ХИМИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021



