Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формы функционирования и развития социально-гуманитарного знания в условиях становления неоклассической модели философской рефлексии

Работа №42050

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

философия

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
422
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Раздел 1.Теоретико-исторические основания изучения форм развития
социально-философского знания 7
Раздел II. Методологический потенциал изучения категории «труд» в
контексте социально-гуманитарных исследований 22
Раздел Ш.Основные гносеологические принципы неоклассической
исследовательской парадигмы 34
Раздел IV. Становление социально-гуманитарной проблематики в рамках
неоклассического типа мышления 51
Заключение 62
Список использованной литературы 65


Актуальность темы исследования обусловлена, с одной стороны, состоянием самой социально-гуманитарной теории, которая находится на новом пути своего развития - неоклассическом типе рефлексии, с другой стороны - всё больше проявляющимся социальным запросом. Постструктуралистская парадигма, имевшая значительное влияние в середине и последней трети ХХ столетия, исчерпала свой методологический и теоретический потенциал, оказавшись беспомощной перед лицом новых вызовов со стороны научно-технического прогресса, новых форм производства и кооперации, а также новых путей становления и социализации индивида. Сама цивилизация строится на идее прогресса, в основе которого лежит глубоко рациональный подход, основанный на строгом логическом мышлении, а когда философия начинает вступать в конфронтацию с самим прогрессивным полем посредством иррациональных моделей «мышления», строящихся на паралогике, при этом не имея метафизического потенциала, то подобный тип философствования не только не смог найти широкого отклика в интеллектуальных массах, но и оказался пагубным для самой философии как части духовной культуры человечества.
Социальный запрос на новый тип философской рефлексии корнями уходит в саму модель и логику построения цивилизации, с одной стороны, а, с другой стороны, современные достижения человеческих технологий (интернет, роботизированное производство и т.д.), требуют новой критической модели мышления, поскольку сама критическая функция в отношении благ современного материального производства является необходимым условием и компонентой развития дальнейшего технического совершенствования производства. Но рационалистический подход к освоению человеком новых знаний, созданию новых технологий, требует наличия некоего common language- общего языка, который снимет
оппозицию между различными типами мышления - рациональным и иррациональным. И коль скоро в основании развития цивилизации лежит рациональная модель мышления, то иррационализм, выраженный в форме крайне субъективной критики, попытке построения личностной теории, не может быть не только востребован, но и способен иметь негативное влияние: исследователь будет отвлекаться на объяснение феноменов, попытки построить своеобразную эпистемологическую модель, оторванную от реальности, модель, построенную исключительно в рамках языковой игры, своеобразной формой которой является «шизофренический язык» (Ж. Делёз), редуцирующий философию до её частного момента существования - литературы. Безусловно, такая ситуация не может быть нормальнойв контексте современности. В этом ракурсе означенной нами проблематики складывается необходимость найти вектор развития новой философской систематики, преодолевший постструктуралистическуюидеологему, который может стать неким общим языком между прикладной наукой и гуманитарной мыслью, в чью задачу вменяется критический подход, который, в конечном счёте, определяет сам вектор дальнейшего развития технологий. При этом заметим, что в основании построения эпистемологической модели философского горизонта нельзя отказывать философии в метафизической глубине, которая и показывает всю суть конкретно-философского мышления, иными словами - делает философию философией, а не литературой или элитарной формой искусства.
Постструктуралистская философская традиция в определённом контексте для всего философского процесса была методологическим «шагом назад» по условной временной шкале развития философского процесса, поскольку после рациональных моделей философии (И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс), в основании которых лежала предельная объективность познания, логическая взаимосвязь понятий и категорий, строгая достоверность понятия и объекта познания, философия вновь «шагнула» в средневековую модель божественных откровений, доступных лишь избранным, чьими устами произносится истина в последней инстанции.
Основной целью нашей работы является анализ и выявление методологических особенностей классической философской мысли и, посредством её дальнейшего эксплицирования на современные феномены и процессы, как теоретические, так и социальные, дальнейшее изучение тех элементов, которые могут войти в неоклассический тип философской рефлексии.
Для достижения цели, необходимо решение следующих задач:
-Проанализировать конкретно-исторические и теоретические предпосылки появления социально-гуманитарного знания;
- Изучить постсруктуралистический подход в социально гуманитарном знании и сопоставить его эвристический потенциал с потенциалом классической философии;
- Проанализировать основные категории классической философской парадигмы;
- Эксплицировать классический философский подход на современные реалии социальной жизни;
- Выявить основные методологические векторы классической философии, которые необходимы для построения новой социально-гуманитарной парадигмы - неоклассической философии;
- Предложить эпистемологическую модель нового субъекта посредством применения антропного принципа неоклассической философии;
- Исследовать эпистемологический потенциал неоклассического философского горизонта к проблемам современного капиталистического общества.
Объектом настоящего диссертационного исследования является методология построения и функционирования социально-гуманитарного знания.
Предметом настоящего диссертационного исследования является процесс становления неоклассической философской рефлексии в контексте современных вызовов, которым должна отвечать философия.
Методологические основания исследования базируются на рационалистической исследовательской матрице. В качестве общенаучных методов в диссертационном исследовании используются методы анализа, синтеза, абстрагирования, аналогии и другие. Отмечая частные социальногуманитарные методы, можно выделить сравнительный метод, метод создания теоретической модели, а также прогнозирование. В качестве узкоспециальной философской методологической парадигмы автор использует метод восхождения от абстрактного к конкретному, реализуя в каждом разделе данные методологические установки. С целью всестороннего изучения проблематики на протяжении всей работы реализуется исторический анализ социально-философских тенденций, который неразрывно связан с изучением исторического развития российского и западноевропейского общества.
По структуре настоящее диссертационное исследование состоит из введения, четырёх основных разделов, заключения и списка
использованной литературы, в количестве 68 источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении нашей исследовательской работы подведём итоги и сделаем общие выводы по теме настоящей магистерской диссертации.
Безусловно, современная философская мысль находится в состоянии глобального методологического и эвристического кризиса, поскольку в самом фундаменте построения философских эпистемологических моделей отсутствует некая «золотая середина»: философы условно разделяются на два совершенно различных лагеря, где главенствуют противоположные принципы. К первым можно условно отнести сторонников классической философии, которые замыкаются в метафизических построениях XVII - Х1Хвеков, ко вторым можно относить тех, кто предпочитает псевдоинтеллектуальность и замкнутость дискурса - постструктуралистов. От себя заметим, что наибольшим потенциалом создания неоклассической философской парадигмы обладают сторонники классической философии, поскольку в основе мышления и построения концептов лежит строгий логицизм и рационализм, что отвечает требованиям научно-технического прогресса, кроме того, в рамках классической философии всегда главенствовала метафизика. Основная проблема здесь заключается в том, что неоклассическая философия строится на предметном диалоге между естественной наукой и её достижениями с перспективами развития социально-гуманитарной мысли. Без должной гуманитарной оценки, ценностной критики, самой естественной формы воспитания и социализации индивида, невозможно дальнейшее развитие человечества без катастрофических угроз - техногенных катастроф, мировых войн, геноцида по конфессиональным, этническим принципам. Рационализм, очищенный от метафизического измерения человека, грозит многими бедами. Именно вера в разум, в научный прогресс, доведённая до абсолютав западноевропейской цивилизации, обернулась Первой и Второй мировыми войнами, унёсшими колоссальное количество жизней. Г иперрационализм, если рассматривать его диалектически, накопил в себе такое количество противоречий, что дошёл до самоотрицания и показал, что за рациональной природой человека, ИотоесопотюБскрывается первобытное варварство, а геноцид и массовые убийства так и не стали пережитком Античности и Средних веков. Именно эти конкурентноисторические события и послужили основными предпосылками появления постмодерна в искусстве и пострструктуралистской философии, которые хотели совершить онтологический разрыв с тем миром, теми основании, что привели к общемировым трагедиям. Но постмодерн - такая же крайность, как и гиперрационализм, поскольку глубокая замкнутость на индивиде, субъективной истине, и есть гипергуманизм, отрицающий науку и технику, или, по крайней мере, тотально не доверяющий им, уводящий человека от самой идеи рационализма и прогресса. Это путь стагнации в развитии как научном, так и индивидуальном. Мир распадается на триллионы неистинных образов, копий без оригинала, мир есть язык, порождённый шизофреническим актом философствования, искусство создания концептов и концептуальных персонажей, подобных литературным; мир, в котором языки Арто, Клоссовски и Кэролла являются образцами речи «осознанного шизофреника», глубокий системный кризис культуры и искусства, которые необходимо разрушить, не создавая ничего взамен.
Неоклассическая философия должна стать тем полем, которое уравновесит две противоборствующих стороны. Гениальность классических философов явилась в том, что они никогда не рассматривали онтологическую, эпистемологическую проблематику через призму «на злобу дня», а пытались выявить те общеуниверсальные законы развития всей человеческой цивилизации и феноменов, которые она порождает. Выводы К. Маркса оттого и верны, поскольку они могут быть применены в любой области, где господствуют капиталистические отношения. Но слабой стороной марксового учения на сегодняшний день является понятийно-категориальный аппарат, который был разработан Марксом в середине - последней четверти Х1Хстолетия и требует теоретической переработки в условиях современных реалий научно-технического прогресса и феноменов современного капиталистического производства.
Субъект, о смерти которого объявили философы-постмодернисты, находит новую лакуну своего существования - противопоставление себя гомогенной массе, а именно - пространству сети Интернет. Антропный принцип подхода к проблематике субъекта и субъективности показывает нам, что человек из наблюдателя превращается в активного участника и творца, поскольку сегодня разрушается классическая бинарная оппозиция «субъект-объект» познания. Теперь они должны мыслится в эпистемологически единой матрице, а не в отношении противоположности. В первую очередь это касается именно социальногуманитарного познания, где такая возможность достигается через метафизическое измерение существования людей и общества в целом, но отталкиваться она должна, безусловно, от реальных производственных отношений, отвечающих на вопрос о природе самого общества, роли и месте человека в нём. Тонкая метафизическая взаимосвязь творца и его творения, их отношения и, что самое важное, критического анализа творцом своего деяния, должны стать основной исследовательской областью неоклассической философии.



1. C. J. Arthur, "The Practical Truth of Abstract Labour". In: Riccardo Bellofiore (ed.), In Marx's Laboratory. Critical Interpretations of the Grundrisse. Leiden: Brill, 2013. - 326 p.
2. Gorz, Andre. L'Immateriel: connaissance, valeuret capital. Paris, Galilee, 2003. - 152 p.
3. J. Divine, "What Is 'Simple Labor": the Value-Creating Capacity of Skilled Labor", in: Capital & Class, №39 winter 1989. - P.39-58.
4. Ott,M., &Pozzi,F. Towards a new era for Cultural Heritage Education: Discussing the role of ICT.Computers in HimanBihavior 27., 2011. -P.13651371.
5. P.Murray, Marx’s ‘Truly Social’ Labour Theory of Value: Part I, Abstract Labour in Marxian Value Theory. The Mismeasure of Wealth, 2016. -P. 120-155.
6. R. Geert. "The Difficult Labor of a Theory of Social Value: Metaphors and Systematic Dialectics at the Beginning of Marx’s Capital," in Moseley (ed.), 1993.- P.89-113.
7. А.В. Бузгалин. Постмодернизм устарел...(закат неолиберализма чреват угрозой «протоимперии»),М., «Наука», вопросы философии № 2, 2004. -С.3-15.
8. Аксенов Г.П. Причина времени. - М.: Эдиториал УРСС, 2000.
9. Аристотель. Метафизика. М.: Эксмо, 2015- 448 с.
10. Аристотель. Политика. Сочинения: В 4 т. Т. 4. - М.: Мысль, 1983.- С. 376-644.
11. Бадью, А. Делёз. Шум бытия. М.: Логос-Альтера, 2004. - 184 c.
12. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства или конец социального / пер. с фр. Н.В. Суслова. Екатеринбург.: У-Фактория, 2006. - 98 с.
13. Бодрийяр Ж. Призрачность зла / пер. с фр. Л. Любарской. М.: Добросвет, 2000. -77 с.
14. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: "Добросвет",
2000. -387 с.
15. Брайсон В. Политическая теория феминизма. М.: Идея-пресс, 2001. - 302 с.
16. Бузгалин А. В. Постмодернизм устарел... (Закат неолиберализма чреват угрозой «протоимперии») // Вопросы философии. 2004. № 4. -
С. 3-15.
17. Г. Гегель Энциклопедия философских наук Т.1. Наука логики М.: Мысль, 1975- с. 452.
18. Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 1993. - 479 с.
19. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мир книги, 2007. - 464 с.
20. Гивишвили, Г.В. Темная энергия и «сверхсильный» антропный принцип//Вопросы философии 2008. №5. - С.72-78.
21. Гобозов И. А. Кому нужна такая философия?! От поиска истины к постмодернистскому трепу. М., Либроком, 2015. - 200 с.
22. Горький М. Художественные произведения: в 25-ти т. М.: Наука, 1968-1976. Т. VII. - 812 с.
23. Девятко И.Ф. Состояние и перспективы развития социологической теории в мире и России // Социологические исследования. 2007. № 9. -С.35-39.
24. Делёз Ж ., Г ваттари Ф . Анти-Эдип: капитализм и шизофрения / пер. с фр. и послесл. Д. Кралечкина; науч. ред. В. Кузнецов. Екатеринбург: У-Фактория, 2007. - 672 с.
25. Делёз Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато: капитализм и шизофрения / пер. с фр. и послесл. Я. И. Свирский. Екатеринбург: У-Фактория, 2010. - 895 с.
26. Деррида Ж. О грамматологии / пер. с фр. и вступ. ст. Н. Автономовой. М.: AdMarginem, 2000. - 512 с.
27. Деррида, Ж.«Наконец-то научиться жить» (Последнее интервью. Пер.с франц., примечания и послесловие Н.С.Автономовой) //Вопросы философии. №4., 2005. - С. 133-144.
28. Жеребкин, С. Нестабильные онтологии в современной философии. СПб.:Алетейя, 2013. - 349 с.
29. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 464 с.
30. ИльенковЭ.В. Проблема абстрактного и конкретного в свете «Капитала» Маркса. Сборник трудов «Капитал К. Маркса. Философия и современность» под ред. Л. Блинникова. М., «Наука», 1968. - С. 186-213.
31. Картер Б. Совпадение больших чисел и антропологический принцип в космологии // Космология. Теории и наблюдения. М., 1978. - С. 369370.
32. Киященко, Л.П.. Беспокойство становления целостностью. Вариации на тему трансдисциплинарности//Вопросы философии. №11., 2015. -
С.76-86.
33. Князева Е.Н. Универсальный эволюционизм, или BigHistory //Философские науки. №3., 2015. - С.94-95.
34. Краснов А.С. Нищета философии постмодерна/ А.С. Краснов, О.О.
Волчкова, А.М. Биккинин// Исторические, философские,
политические и юридические науки, культурология и
искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2017. - №1 (75). -
С. 130-132.
35. Лекторский, В.А. Релятивизм как болезнь современной философии. М.: Канон+ РООИ «Реабилитация», 2015. - 392 с.
36. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб.:Алетейя, 1998. 160 с.
37. Лосев А.Ф. Вещь и имя/ А.Ф. Лосев. Бытие. Имя. Космос. М.: «Мысль», 1993 - 958 с.
38. Мамчур, Е.А. Судьбы атомизма в современном естествознании и структурный реализм//Вопросы философии. №4., 2015. - С. 158-168.
39. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Изд-е 2-е. М.: Политиздат, 1957. Т. 8. - 706 с.
40. Маркс К. Иосифу Дицгену в Петербург // К.Маркс, Ф.Энгельс. Собр. соч., изд. 2, т. 32. М.: Политиздат, 1964. - 805 с.
41. Маркс К. Капитал: Критика политической экономии [Т. 1-3] / Полн. собр.соч. // К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. - М.: Политиздат, 1960.
- Т. 23. - 900 с.
42. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Политиздат,1956. - С. 517642.
43. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. /Полн. собр. соч.// - К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 42. - 761 с.
44. Маркузе Г. Одномерный человек. - М. :REFL -book, 1994 - 368 с.
45. Менский, М.Б. Интуиция и квантовый подход к теории сознания //Вопросы философии. №4. 2015 - С.48-58.
46. Меньчиков Г. П. Неоклассическая философия: сущность, содержание, значение // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2013. Т. 155. Кн. 1. - С. 105-117.
47. Меньчиков, Г.П. Детерминизм XXI: проблемы, решения. М.:Спутник+, 2015.- 98 с.
48. Меньчиков, Г.П. О «переоткрытии» пространства и времени и их специфике в социально-гуманитарном знании// //Учен.записки Казан.гос.ун-та.Т.157,кн.1. Гуман.науки., 2015. - С.76-94.
49. Меньчиков, Г.П. Об изменении основного вопроса философии //Ученые записки Казан. гос.ун-та.Т.152,кн.1. Гуман.науки., 2010. - С. 125-134.
50. Меньчиков, Г.П. Основы антропологии: традиции и новации. Казань: Школа., 2006. - С.24-40.
51. Меньчиков, Г.П.Фрактальность - всеобщее свойство бытия // Ученые записки Казан. гос.ун-та.Т.150,кн.4. Гуман.науки., 2008. - С. 80 -86.
52. Мосс М. Опыт о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах/ Мосс М. Общества. Обмен. Личность. Труды по социальной антропологии. - М.: КДУ, 2011 - 416 с.
53. Ненашев, М.И. Антропный принцип и проблема наблюдателя//Вопросы философии. №4., 2012. -С.64-75.
54. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М.: Культурная революция, 2005. - 880 с.
55. Пятигорский А. М. Избранные труды / сост., общ. ред. Г. Г. Амелина. М.: Языки русской культуры, 1996. - 590 с.
56. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 2001. - 1008 с.
57. Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. М.: Аграф, 1999. - 384 с.
58. Смирнов, С.А. Человек в мире миров (к вопросу о неклассическом философствовании о человеке) //Философские науки. №3., 2015. - С.121-127.
59. Сокал А., Брикмон Ж. Интеллектуальные уловки. Критика современной философии постмодерна / пер. с англ. А. Костиковой и Д. Кралечкина. М.: Дом интеллектуальной элиты, 2002. - 248 с.
60. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1999. - 432 с.
61. Степин, В.С. Научная рациональность в социокультурном
контексте//Человек и его будущее: Новые технологии и
возможности человека /Отв.ред. Г.Л.Белкина и др.. М.:Ленанд, 2012. - С.273-283.
62. Терещенко Н.А. Социальная философия после "смерти социального". Казань.: Казан. ун-т, 2011. - 370 с.
63. Философия модерна и философия постмодерна: коллективная
монография / отв. ред. и сост. В. Н. Финогенов. Орел: ООО ПФ «Картуш», 2014. -162 с.
64. Франкл, В. Доктор и душа. СПб.Ювента, 1997. - 285 с.
65. Фрэзер Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Пер. с англ. М. К. Рыклина. - М.: Академический проект, 2017. -799 с.
66. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / пер. с фр. В. П. Визгина и Н. С. Автономовой. СПб.: А-еаф1994. - 408 с.
67. Фурс В.Н. Критическая теория «современности» (анализ формирования одной социально-философской концепции) // «Логос». 2004. №1. -С. 42-70.
68. Фурс В.Н. Социальная философия в непопулярном изложении. Мн.: Пропилеи, 2005. - 184 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ