Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ОБЪЕКТАМИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №42046

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
561
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Проблема жестокого обращения детей с объектами живой
природы в психолого-педагогической литературе и практике
дошкольного образования…………………………………………………..….9
1.1. Сущность профилактики жестокого обращения детей с объектами
живой природы в старшем дошкольном возрасте и ее
необходимость...............................................................................................9
1.2. Причины жестокого обращения детей с объектами живой природы в
дошкольном детстве……………………………………………………...19
1.3. Содержательно-методические основы профилактики жестокого
обращения детей с животными и растениями………………………….28
Выводы к главе I ………………………………………………………..............37
Глава II. Опытно-экспериментальное исследование профилактики
жестокого обращения детей с объектами живой природы в старшем
дошкольном возрасте ………………………………………………………….39
2.1. Изучение отношения к объектам живой природы у дошкольников
исследуемых групп ……………………………………………………………...39
2.2. Организация эколого-педагогической работы по предупреждению
негуманного отношения старших дошкольников к животным и растениям
………………………………………………………………………………….....49
2.3. Результаты экспериментальной работы ……………………………......58
Выводы к главе II………………………………………………………………..63
Заключение……………………………………………………………………...65
Список литературы ……………………………………………………………69

В наше время наблюдается процесс отчуждения ребенка от природы.
Быстрый рост городов и, соответственно, численности городского населения
привел к тому, что многие дети живут в практически искусственной среде, не
имея возможности общаться с природными объектами. Ребенок все больше
времени проводит за компьютерными играми, телевизором, но никакой, даже
самый красивый фильм о природе не заменит живого общения с ней. Ребенок
должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору,
побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны
природы.
Живая природа - это удивительный, сложный, многогранный мир.
Особое место в нём отведено животным и растениям. Животные составляют
лишь два процента от всего живого на земле, но, не смотря на это, роль их в
биосфере огромна. От людей во многом зависит многообразие и численность
животного мира. Чтобы успешно решать эту проблему, человек должен
иметь определённый запас естественно научных знаний.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе
позитивное отношение к животному и растительному миру. Познавательное
отношение к природе и любознательность у дошкольников в сочетании с
ярко выраженной активностью иногда приводит к экспериментированию над
живыми существами, последствия которого оказываются неблагоприятными
или даже губительными для них, так дети отрывают насекомым лапки,
крылышки, разрывают дождевых червей. Дети объясняют свои поступки тем,
что им интересно узнать, сможет ли бабочка летать без крыльев и т.д.
Это объясняется тем, что дошкольники обычно не понимают, что в
живом организме всё взаимосвязано и нарушение какого-либо органа может
привести к гибели. В связи с этим обстоятельством в качестве профилактики
жестокого обращения детей с объектами живой природы следует считать
воспитание у дошкольников бережного, гуманного отношения к природе.4
Цель гуманного образования – создание культуры сопереживания и
заботы, путём стимулирования морального развития индивидуумов, для
создания сострадательного ответственного и справедливого общества. Это
средство приобщения людей к реакциям и эмоциям животных, так же как и
лучшего понимания природоохранных вопросов и экосистем.
Решение экологических проблем в настоящее время невозможно на
основе проведения лишь природоохранных мероприятий. Иными словами,
человечество только в канун наступившего века всерьез задумалось об
охране окружающей среды. Поэтому одним из главных современных
практических направлений эколого-педагогической деятельности стало
создание новых технологий воспитания бережного отношения к природе,
причем с самого раннего детства. Охрана природы и воспитание человека
должны быть неразрывно связаны между собой, ибо это звенья одной цепи,
важнейший фактор сохранения жизни на планете Земля.
Бережное, заботливое отношение рассматривается как интегративное
нравственное качество, формирование которого зависит от наличия у ребенка
таких черт характера как эмпатия, умение сочувствовать и сопереживать,
настойчивость, терпение, отзывчивость, трудолюбие. К сожалению, в наш
век дошкольник оказывается все дальше от живой природы, мало
непосредственно взаимодействует с ней. Педагоги и родители, признавая
необходимость формирования заботливого отношения к животным и
растениям, в реальной жизни не уделяют этому должного внимания, не
стимулируют дошкольников на проявления заботы к живым объектам
природы. Средства и методы, которые они используют для формирования у
детей нравственно-ориентированной деятельности в природе, не всегда
адекватны целям и задачам воспитания.
Пути становления осознанного, бережного и заботливого отношения к
природе у детей дошкольного возраста прямо или косвенно рассматривались
в ряде исследований. В некоторых из них обосновывалась доступность для
старших дошкольников знаний о зависимости роста и развития живых5
организмов от факторов среды (В.П. Арсентьева, В.Г. Грецова, Л.С.
Игнаткина, Н.Н. Кондратьева, З.П. Плохий, П.Г. Саморукова, Т.В.
Христовская и др.); раскрывались условия и механизмы понимания детьми
простейших закономерностей развития, функционирования природных
объектов в целом (Н.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин, К.Э.Фабри, Н.А. Рыжова,
С.Н. Николаева и др.). Наличие представлений об окружающем как
экосистеме, организация продуктивной, общественно-значимой деятельности
детей в природной среде, активная и заинтересованная забота о растениях и
животных, рассматривается в качестве основы для формирования
осмысленного бережного отношения к природе; это находит свою
конкретизацию на научно-методическом уровне (С.А. Веретенникова, Н.Ф.
Виноградова, В.Г. Грецова, Л.И. Грехова, Э.И. Залкинд, М.К. Ибраимова,
И.В. Корганова, С.Н. Николаева, Л.П. Печко, З.П. Плохий, Н.А. Рыжова, В.А.
Самкова, Л.П. Симонова-Салеева и др.).
В настоящее время все основные примерные комплексные программы,
парциальные программы («Мы» (Н.Н. Кондратьева), «Юный эколог» (С.Н.
Николаева), «Наш дом – природа» (Н.А. Рыжова), «Семицветик» (В.И.
Ашиков, С.Г. Ашикова), «Жизнь вокруг нас» (Н.А. Авдеева, Г.Б. Степанова),
«Паутинка» (Ж.Л. Васякина-Новикова), «Мы – Земляне» (Н.Н. Вересов),
«Природа и художник» (Т.В. Шпотова, Е.П. Кочеткова), «Живая экология»
(А.И. Иванова) и др.), а так же методические пособия и иллюстративные
альбомы для педагогов и детей, рассчитанные на применение в условиях
вариативного образования (Н.Ф. Виноградова, Т.А. Шпорыгина, С.Н.
Николаева, Л.П. Молодцова, Г.И. Мелехова, Л.Н. Луневич и др.) ставят
задачу воспитания нравственного отношения к природе [22, с.5].
Вместе с тем, имеющиеся исследования и анализ программ в
большинстве своем, направлены на изучение когнитивного компонента в
формировании гуманного отношения к живой природе, тогда как
эмоциональный и мотивационный аспекты этой проблемы все еще остаются
мало изученными. Решение данной проблемы приобретает особое значение6
для детей шестого года жизни, так как в этом возрасте дети не только
овладевают способами практической и умственной деятельности, но и
особенно чувствительны к социальным нормам поведения и отношения с
окружающими людьми, живой природой. Повышение интереса к миру
природы, появление социальных мотивов, овладение практическими
умениями и навыками по уходу за растениями и животными создают
предпосылки для формирования у дошкольников готовности к бережному
отношению к природе. Вместе с тем, формальный подход к проблемам
экологического образования дошкольников, отказ от содержания
представителей фауны в групповых уголках, приводящие к минимизации
контактов, в первую очередь, городских детей, с миром живой природы, а
также негуманное отношение многих взрослых к животным и растениям
способствуют повышению тенденции жестокого обращения детей с
объектами живой природы.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему
исследования: при каких педагогических условиях профилактика жестокого
обращения старших дошкольников с животными и растениями будет
эффективной?
Цель исследования – исследовать проблему жестокого обращения
детей с объектами живой природы в психолого-педагогической литературе и
практике дошкольного образования.
Объект исследования – профилактика жестокого обращения с
объектами живой природы в старшем дошкольном возрасте.
Предмет исследования – педагогические условия предупреждения
жестокого обращения детей старшего дошкольного возраста с объектами
живой природы.
Гипотеза исследования: предупреждение жестокого обращения детей
старшего дошкольного возраста с объектами живой природы будет
успешным при следующих педагогических условиях:7
- образовательный процесс строится с учетом целенаправленного
формирования у детей мотивации на проявление заботливого отношения к
природе;
- использование комплексной педагогической технологии,
обеспечивающей становление социальных и познавательных мотивов
взаимодействия с объектами живой природы;
- все взрослые участники образовательного процесса детского сада
(педагоги и родители) являются примером истинно гуманного отношения к
окружающей живой природе.
Задачи исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме
исследования;
- изучить уровни экологического отношения детей старшего
дошкольного возраста к объектам живой природы;
- экспериментальным путем проверить эффективность педагогических
условий предупреждения жестокого обращения детей старшего дошкольного
возраста с объектами живой природы.
Методы исследования: теоретический анализ психологической,
педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
публикаций в периодических изданиях, педагогической документации;
наблюдения, беседы, педагогические ситуации, анкетирование, эксперимент;
количественные методы обработки данных.
Теоретическая и практическая значимость выполненного
исследования: на основании изучения проблемы жестокого обращения
детей с объектами живой природы в психолого-педагогической литературе и
практике дошкольного образования выявлен и экспериментально опробован
комплекс педагогических условий, реализация которого способствовала
эффективной профилактике жестокого обращения детей старшего
дошкольного возраста с объектами окружающей флоры и фауны.8
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из
введения, 2-х глав, заключения, списка литературы (54 источника),
приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы
компоненты категориального аппарата исследования. В 1-ой главе выполнен
теоретический анализ проблемы жестокого обращения детей с объектами
живой природы. 2-ая глава содержит описание хода и результатов
педагогического эксперимента. В тексте заключения сформулированы
основные выводы по проведенному исследованию. В приложении
представлены протоколы обследования детей, рекомендации по работе с
детьми на экологической тропинке детского сада, конспекты организованной
образовательной деятельности и экскурсий, стихи для чтения, произведения
писателей, дидактическая игра, анкета для родителей.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического
воспитания дошкольников.
Выбор данной темы обусловлен тем, что необходимо дать детям
экологические знания о природе, о животных и растениях, воспитывать
бережное отношения к ней. Ведь эти знания помогут увидеть и
прочувствовать красоту природы, восхититься ею, а также проявиться
желанию сохранить её.
Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста.
Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут
бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья.
Восприятие природы помогает развивать такие качества, как
жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко
всему живому. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать
цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Природа способствует умственному развитию детей, их
логического мышления и речи. Если научить детей любоваться яркими
красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей
замысловатой формой снежинок, полетом ласточки, у ребенка развивается
художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет
стремиться к созданию красоты своими руками.
Данная выпускная работа посвящена исследованию проблемы
жестокого обращения детей с объектами живой природы, обоснованию и
экспериментальной проверке педагогических условий воспитания
заботливого и бережного отношения дошкольников к природе.
В первой главе нашего исследования раскрыты теоретические основы
проблемы жестокого обращения дошкольников к природе: психологопедагогические исследования темы, анализ образовательных программ
дошкольных учреждений в аспекте бережного и заботливого отношения к
природе. В этой части работы мы опирались на труды Градобоевой Т.,66
Дерябо С.Д., Запорожец А.В., Зебзеевой В., Корчагиной В.А., Кондратьевой
Н.Н., Николаевой С.Н., Рыжовой Н.А., Ушинского К.Д., Ясвина В.А. и др.
авторов.
Вторая глава посвящена опытно-экспериментальной проверке
комплекса педагогических условий предупреждения жестокого обращения с
объектами живой природы у детей шестого года жизни.
Анализ полученных результатов констатирующего этапа эксперимента
показал, что уровень экологического отношения детей к природе в обеих
группах первоначально был одинаковый: преобладали средний и низкий
уровни.
Результаты проведенной диагностики указали на необходимость
осуществления дополнительной работы по развитию у детей бережного
отношения к природе, внедрения комплекса разработанных педагогических
условий.
Была создана эколого-развивающая среда в ДОУ и экспериментальной
группе: создана экологическая тропа. На разных объектах развивающей
среды детского сада с детьми экспериментальной группы проводилась
разнообразная эколого-педагогическая работа. Экологические представления
дети получали в процессе комплексного использования различных видов
деятельности (ООД, наблюдений, игр, трудовой деятельности и других) в
совместной деятельности детей и взрослых и самостоятельной деятельности
детей. Были проведены циклы наблюдений, сопровождаемые
познавательным общением с детьми, экскурсии, праздники и развлечения
совместно с родителями.
В процессе эксперимента была прослежена динамика изменения
уровня экологического отношения детей к природе в обеих группах. Анализ
результатов экспериментальной группы до и после формирующего этапа
эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами
комплекса педагогических условий совершенствования работы по
воспитанию гуманного отношения к природе в экспериментальной группе.67
Экспериментальная группа улучшила свои результаты. В контрольной
группе также можно наблюдать небольшой прогресс, как результат
педагогической работы и взросления детей.
Проведенная работа способствовала развитию у детей
экспериментальной группы бережного и заботливого отношения к объектам
живой природы; в ходе данной работы ребята участвовали в рассмотрении
экологических проблем, на доступном им уровне, что способствует развитию
самостоятельности, умению высказывать свое мнение, формированию
оценочных суждений; ребята внимательнее стали относиться к обитателям
уголка природы, к растениям на участке детского сада и за его пределами, к
животным и насекомым, их заинтересовали и взаимосвязи природы. Опытно
– экспериментальным путем мы проверили эффективность педагогических
условий, способствующих развитию гуманного отношения к природе у детей
старшего дошкольного возраста.
Тем самым мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу:
предупреждение жестокого обращения детей старшего дошкольного возраста
с объектами живой природы будет успешным при следующих
педагогических условиях:
- воспитательно-образовательный процесс строится с учетом
целенаправленного формирования у детей мотивации на проявление
заботливого отношения к природе;
- использование комплексной педагогической технологии,
обеспечивающей становление социальных и познавательных мотивов
взаимодействия с объектами живой природы;
- все взрослые участники образовательного процесса детского сада
(педагоги и родители) являются примером истинно гуманного отношения к
окружающей живой природе.
На материале исследования были разработаны методические
рекомендации для воспитателей ДОУ по воспитанию у старших
дошкольников гуманного отношения к природе (Приложение 14).68
Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не
повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже
известном, виденном. Перед педагогами стоит важная задача сделать
природу одним из основных средств и разностороннего развития каждого
ребёнка, его индивидуальных способностей, чтобы он вырос достойным
гражданином нашего общества.
Непосредственное общение с живой природой дает ребенку более
яркие представления, чем книжки и картинки. Поэтому уже в группах
раннего возраста создаются условия для повседневного общения детей с
природой, организуются уголки природы, где дети имеют возможность
наблюдать рыб, птиц, растения, видеть заботу воспитателя о них,
получают первые элементарные трудовые навыки.
Творение красоты – источник тех сил, благодаря которым человек
заставляет себя быть хорошим. Эти нравственные начала воспитываются в
ребенке с раннего возраста всеми окружающими взрослыми. И каковы мы,
каковы наши оценки поступков детей – таковы и дети, и их поступки. Мы
должны все силы приложить, чтобы дети не выросли черствыми, жестокими,
с варварским отношением, а еще хуже – безразличными к природе.


Ашиков, В.И., Ашикова, С.Г. Семицветик. Программа и
руководство по культурно - экологическому воспитанию и развитию
детей дошкольного возраста. - М, 2015. – 192 с.
2. Алешина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим.
Старшая группа.- М., «Элизе Трэйдинг» 2009. – 232 с.
3. Балаценко, Л. Занятия по экологии // Ребенок в детском саду. – 2002.
-№3. – С. 38-47.
4. Бондаренко, Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. –
Воронеж: Издательство «Учитель», 2009. – 190 с.
5. Вакуленко, Ю.А. « Воспитание любви к природе у дошкольников»
Волгоград: Издательство «Учитель» 2008. – 157 с.
6. Волчкова, В.Н., Степанова, Н.В. Конспекты занятий в старшей
группе детского сада. Экология. – Воронеж: Лакоценин С.С., 2010. – 207с.
7. Вересов, Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому
воспитанию старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 7.
– С. 39-43.
8. Вересов, Н. Мы земляне //Дошкольное воспитание. - №1. 1995. – С.
19-26.
9. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой. - М.,
«Просвещение» 1993. – 256 с.
10. Веселов, Т.М. Формирование экологической культуры старших
дошкольников //Дошкольное образование. - 2003.- №2. – С.110-113.
11. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Р.С.
Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.; Под ред. А.М. Виноградовой. – М.:
«Просвещение» 1999. – 96 с.
12. Воронкевич, О.А. Добро пожаловать в экологию! Издательство
«Детство-Пресс» 2015. – 512 с.
13. Година, Г., Филиппова, Г. Пусть научатся любить живую природу //
Дошкольное воспитание. – 2003. - № 6. – С. 50-54.70
14. Демина, Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей
среды. М., «Аспект Пресс» 2000. – 143 с.
15. Дерябо, С.Д., Ясвин, В.А. Природа: объект или субъект отношений
личности. – М.: Школа здоровья, 1995., т. 1,2. – С. 114 – 121; «Аспект Пресс»
1998. – С. 35-42.
16. Дерябо, С.Д. Экологическая психология: диагностика
экологического сознания.- М.- Московский психолого-социальный институт,
1999. – С. 130-151.
17. Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и
младших школьников. – М.: «АРКТИ» 2011. – 128 с.
18. Зебзеева, В. Эколого-педагогический тренинг//Современные
проблемы науки и образования. –2014. - №5, – 71 с.
19. Золотова, Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. - «ЕЕ
Медиа» 2012. – 159 с.
20. Ибраимова, М. Воспитание у детей заботливого отношения к
животным // Дошкольное воспитание. – 1990. - № 1. – С. 30-34.
21. Иванова, Г., Курашова, В. Об организации работы по
экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 3. – С.
10-12.
22. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия/Сост. Н.Б.
Мчелидзе и др. Под ред. С.Ф. Егорова. – М.: Просвещение, 1987, История
педагогики / Под ред. М.Ф. Шабаевой. – М.: Просвещение, 1981.
23. Кавтарадзе, Д.Н. Природа: от охраны к заботе? // Знание – сила. -
1993. - № 3.
24. Коломина, Н.В. Воспитание основ экологической культуры в
детском саду. - М., «Творческий центр» 2004. – 144 с.
25. Калегина, Н.Г. Опыт работы по экологическому воспитанию
дошкольников. – Казань «Книжный дом» 2005. – 140 с.
26. Калегина, Н.Г. Программа экологического воспитания для детей
дошкольного возраста. - Казань «Библиотека эколога» 2006. – 215 с.71
27. Киселёв, Н.В. Основы экологии. Учебное пособие. - М.:
Университетская 2002. – 383 с.
28. Коломина, Н.В. Воспитание основ экологической культуры в
детском саду. - М., «Творческий центр» 2005. – 144 с.
29. Кондратьева, Н.Н. Экологическое воспитание: проблемы и
перспективы //Дошкольное воспитание. - №7. - 1993. – С.43-44.
30. Малышев, К. Воспитание в гармонии с природой //ОБЖ. - №3. -
2003. – С.51-53.
31. Маневцева, Л.М., Саморукова, П.Г. Мир природы и ребёнок. –
СПб., «Детство-Пресс» 2003. – 320 с.
32. Мещерякова, О.Т. Детские праздники для дошколят // Листья в
ладонях. - № 6. – 1999. – С.14-21.
33. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания
дошкольников)/ Под ред. П.Г.Саморуковой. – М.: «Детство-Пресс», 2003. –
320 с.
34. Молодова, Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. Учебно –
метод. Пособие для воспитателей детских садов и учителей. – Москва: ЦГЛ,
2003. – 127 с.
35. Молодова, Л.П. Методика работы с детьми по экологическому
воспитанию. - М.: «Современная школа» 2005. – 512 с.
36. Мосина, С.В. «Экологический марафон» как проект
организации интегрированной деятельности. - Управление ДОУ. – 2005. -
№2. С. 87-92.
37. Мотыгуллина, Г. Создание экологической развивающей среды //
Дошкольное воспитание. -2012. -№ 6. – С. 28-31.
38. Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа и условия ее
рекомендации в детском саду. - М.: «Мозаика-Синтез» – 2010. 128 с.
39. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания
дошкольников. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 224 с.72
40. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования
детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.:
Издательский центр «Академия», 2002. – 336 с.
41. Николаева, С.Н. Формирование начал экологической культуры //
Дошкольное воспитание. - 1996.- №7. – 36 с.
42. Николаева, С.Н. Как приобщить ребенка к природе:
методический материал для работы с родителями в дошкольном
учреждении. М.: «Новая школа» 1999. – 64 с.
43. Николаева, С.Н. Приобщение дошкольников к природе. – М.
Издательство «Мозаика-Синтез», 2013. – 120 с.
44. Нищева, Н.В. Волшебное дерево. Изд-во: «Детство-Пресс», 2013. –
48 с.
45. Павлова, Л. Игры как средство экологического воспитания //
Дошкольное воспитание. – 2004. - № 7. – С. 60-64.
46. Рыжова, Н.А. Программа «Наш дом – природа»: - М.: «Карапуздидактика», 2005. – 192с.
47. Рыжова, Н.А. Программа экологического образования
дошкольников // Дошкольное образование. - №11. 2004.
48. Рябинин, Б. Твои верные друзья. Издательство: Челябинское
книжное издательство, 1954.
49. Суравегина, И.Т., Сенкевич, В.М. Как учить экологии. - М.,
«Просвещение» 2005. – 378 с.
50. Тарасевич, П., Тарасевич, Н. Пусть живет бабочка! // Обруч. –
2008. - №4. С.32-34.
51. Ушинский, К.Д. Избранные пед. Соч. – М.: «Педагогика» 1974. –
584 с.
52. Фокина, В. Экологическое воспитание – это воспитание
нравственности, духовности и интеллекта // Дошкольное воспитание. – 1995.
- №7 . – С. 11-14.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ