СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
|
Введение 3
Глава 1. Метод сказкотерапии 6
1.1. Сказка: определение и виды 6
1.2. Методы работы со сказкой 16
Глава 2. Расстройства аутистического спектра (РАС) 23
2.1. Классификация РАС 23
2.2. Общие особенности психического развития детей с РАС 25
2.3. Методы обучения детей с РАС 32
Глава 3. Применение сказкотерапии при обучении детей с РАС 40
3.1. Преимущества метода сказкотерапии в работе с
аутистами и возможные проблемы при его использовании 40
3.2. Комплекс упражнений и игр по сказке «Паровозик и
мышонок» 45
3.3. План-конспект блока занятий по сказке «Паровозик и
мышонок» 62
Заключение 74
Список литературы 76
Приложение
Глава 1. Метод сказкотерапии 6
1.1. Сказка: определение и виды 6
1.2. Методы работы со сказкой 16
Глава 2. Расстройства аутистического спектра (РАС) 23
2.1. Классификация РАС 23
2.2. Общие особенности психического развития детей с РАС 25
2.3. Методы обучения детей с РАС 32
Глава 3. Применение сказкотерапии при обучении детей с РАС 40
3.1. Преимущества метода сказкотерапии в работе с
аутистами и возможные проблемы при его использовании 40
3.2. Комплекс упражнений и игр по сказке «Паровозик и
мышонок» 45
3.3. План-конспект блока занятий по сказке «Паровозик и
мышонок» 62
Заключение 74
Список литературы 76
Приложение
Данная работа посвящена способам применения сказкотерапии при обучении детей с аутизмом. Сказкотерапия как средство обучения и воспитания появилась еще в древности благодаря народному творчеству, однако как систематизированный метод со своей структурой и терминологией сказкотерапия сложилась относительно недавно - в ХХ веке. С дальнейшим развитием метод обрел многих последователей [8; 11; 12; 20; 21; 35; 37; 39; 40], каждый из которых выработал свою систему подхода. На сегодняшний день сказкотерапия эффективно применяется в педагогике, психологии, психотерапии и психиатрии.
Объектом данного исследования выступает процесс обучения детей с расстройствами аутистического спектра.
Предметом исследования является применение метода сказкотерапии для обучения детей с аутизмом.
Проблема обучения детей с аутизмом относится к одной из наиболее актуальных тем в современной российской и мировой педагогике. Это обусловлено тем, что на сегодняшний день такое расстройство, как аутизм, диагностируется все чаще, однако до сих пор не выработано единой эффективной системы обучения детей с этим синдромом. Основные работы, направленные на создание эффективных методик обучения детей с РАС, проводятся зарубежными педагогами [44-77]. В России же проблема является достаточно новой и малоизученной. На данный момент отечественные ученые уделяют больше внимания тому, что такое аутизм, и как он проявляется [23], не предлагая подходов или методов обучения. В связи с этим, сказкотерапия, созданная и исследуемая преимущественно в российской науке, никем не рассматривалась в качестве метода обучения детей с РАС, в чем заключается новизна данной работы.
Цель этой работы - рассмотреть сказкотерапию как метод обучения детей с расстройством аутистического спектра и выработать основные приемы для ее применения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретическую литературу, рассматривающую метод сказкотерапии;
2. Изучить теоретическую (в том числе медицинскую) литературу, касающуюся расстройств аутистического спектра (РАС);
3. Рассмотреть основные методики и техники обучения детей с РАС;
4. Выработать систему применения сказкотерапии при работе с детьми, обладающими РАС, сопоставив известные методики работы с аутистами со схемами применения сказкотерапии.
Для решения задач использовались следующие методы:
• анализ и синтез методологической и научной литературы по тематике исследования;
• метод изучения педагогической практики;
• сопоставительный метод;
• описание, обобщение.
Теоретической основой работы послужили исследования:
• по методу сказкотерапии, разработанному Т.Д. Зинкевич- Евстигнеевой [17; 18; 19; 20; 37];
• о расстройствах аутистического спектра и их основных проявлениях [1; 4; 13; 30];
• по эффективным методикам обучения детей с аутизмом [1; 5; 16; 28; 34; 43];
• по применению метода сказкотерапии при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья [26; 31].
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации зарубежных и российских научных исследований по проблеме аутизма.
Практическая значимость состоит в том, что работа направлена на создание эффективной стратегии обучения детей с аутизмом в контексте сказкотерапии, в связи с чем результаты исследования в дальнейшем могут быть использованы при разработке теоретических и практических курсов по методике преподавания детям с РАС.
Структура исследования:
• введение;
• три главы:
- первая глава включает две подглавы;
- вторая глава включает три подглавы;
- третья глава включает три подглавы;
• заключение;
• список литературы;
• приложение.
Объектом данного исследования выступает процесс обучения детей с расстройствами аутистического спектра.
Предметом исследования является применение метода сказкотерапии для обучения детей с аутизмом.
Проблема обучения детей с аутизмом относится к одной из наиболее актуальных тем в современной российской и мировой педагогике. Это обусловлено тем, что на сегодняшний день такое расстройство, как аутизм, диагностируется все чаще, однако до сих пор не выработано единой эффективной системы обучения детей с этим синдромом. Основные работы, направленные на создание эффективных методик обучения детей с РАС, проводятся зарубежными педагогами [44-77]. В России же проблема является достаточно новой и малоизученной. На данный момент отечественные ученые уделяют больше внимания тому, что такое аутизм, и как он проявляется [23], не предлагая подходов или методов обучения. В связи с этим, сказкотерапия, созданная и исследуемая преимущественно в российской науке, никем не рассматривалась в качестве метода обучения детей с РАС, в чем заключается новизна данной работы.
Цель этой работы - рассмотреть сказкотерапию как метод обучения детей с расстройством аутистического спектра и выработать основные приемы для ее применения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретическую литературу, рассматривающую метод сказкотерапии;
2. Изучить теоретическую (в том числе медицинскую) литературу, касающуюся расстройств аутистического спектра (РАС);
3. Рассмотреть основные методики и техники обучения детей с РАС;
4. Выработать систему применения сказкотерапии при работе с детьми, обладающими РАС, сопоставив известные методики работы с аутистами со схемами применения сказкотерапии.
Для решения задач использовались следующие методы:
• анализ и синтез методологической и научной литературы по тематике исследования;
• метод изучения педагогической практики;
• сопоставительный метод;
• описание, обобщение.
Теоретической основой работы послужили исследования:
• по методу сказкотерапии, разработанному Т.Д. Зинкевич- Евстигнеевой [17; 18; 19; 20; 37];
• о расстройствах аутистического спектра и их основных проявлениях [1; 4; 13; 30];
• по эффективным методикам обучения детей с аутизмом [1; 5; 16; 28; 34; 43];
• по применению метода сказкотерапии при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья [26; 31].
Теоретическая значимость работы заключается в систематизации зарубежных и российских научных исследований по проблеме аутизма.
Практическая значимость состоит в том, что работа направлена на создание эффективной стратегии обучения детей с аутизмом в контексте сказкотерапии, в связи с чем результаты исследования в дальнейшем могут быть использованы при разработке теоретических и практических курсов по методике преподавания детям с РАС.
Структура исследования:
• введение;
• три главы:
- первая глава включает две подглавы;
- вторая глава включает три подглавы;
- третья глава включает три подглавы;
• заключение;
• список литературы;
• приложение.
В данной работе мы рассмотрели особенности проявления аутизма и проанализировали методику сказкотерапии. Исследовав способы применения сказкотерапии при обучении детей с расстройствами аутистического спектра и разработав комплекс упражнений и игр, мы пришли к следующим выводам.
С одной стороны, использование сказкотерапия при обучении детей с аутизмом требует внесения некоторых корректировок в процесс занятия и в саму методику. При каждом задании необходимо поощрять каждого ребенка с РАС для создания мотивации. При этом помимо поощрения детям с аутизмом иногда требуется некий условный сигнал для понимания того, что начинается занятие. В то время как сказкотерапия в группе нейротипичных детей может включать применение коммуникативных игр и упражнений, в среде детей с расстройством аутистического спектра педагогам приходится избегать таких заданий или модифицировать их для создания психологически комфортной для аутистов среды. Кроме того, при проведении сказкотерапии с такими детьми педагоги ограничены в выборе сказки: необходимо полностью отказаться от кумулятивных и докучных сказок во избежание появления стереотипных движений и стереотипной речи; исключаются сказки с очень сложной лексикой, большим количеством метафор и иносказаний в связи с особенностью детей воспринимать все события буквально, а также сказки, сюжет которых повествуется длинными предложениями с сочинительной и подчинительной связью, так как детям с аутизмом сложно дается понимание и запоминание сложно построенных предложений.
С другой стороны, сказкотерапия как методика будет иметь положительный эффект при обучении детей с РАС, так как она развивает фантазию, предлагает готовые жизненные сценарии, описанные в сказках, что крайне необходимо для детей с аутизмом, так как зачастую они не способны понимать условности общества, следовательно, и соблюдать их. Также сказки учат детей вербальной и невербальной коммуникации, показывают важность дружбы, и это является одним из важнейших акцентов на занятиях с аутистами, так как для успешной интеграции в общество им необходимо преодолевать свою изоляцию и неумение общаться. Сказки, будучи созданными для детей, ярко показывают детям возможные эмоции и чувства, зачастую в гипертрофированном виде, что также помогает детям с РАС: таким образом они учатся распознавать эмоции как у себя, так и у других людей, в результате чего исчезает недопонимание между ребенком и родителями или сверстниками и достигается эмоциональный контакт. Кроме того, занятия с использованием сказкотерапии могут иметь терапевтический эффект для ребенка, то есть избавлять их от страхов, негативных эмоций и переживаний, что будет способствовать становлению гармоничной личности.
С одной стороны, использование сказкотерапия при обучении детей с аутизмом требует внесения некоторых корректировок в процесс занятия и в саму методику. При каждом задании необходимо поощрять каждого ребенка с РАС для создания мотивации. При этом помимо поощрения детям с аутизмом иногда требуется некий условный сигнал для понимания того, что начинается занятие. В то время как сказкотерапия в группе нейротипичных детей может включать применение коммуникативных игр и упражнений, в среде детей с расстройством аутистического спектра педагогам приходится избегать таких заданий или модифицировать их для создания психологически комфортной для аутистов среды. Кроме того, при проведении сказкотерапии с такими детьми педагоги ограничены в выборе сказки: необходимо полностью отказаться от кумулятивных и докучных сказок во избежание появления стереотипных движений и стереотипной речи; исключаются сказки с очень сложной лексикой, большим количеством метафор и иносказаний в связи с особенностью детей воспринимать все события буквально, а также сказки, сюжет которых повествуется длинными предложениями с сочинительной и подчинительной связью, так как детям с аутизмом сложно дается понимание и запоминание сложно построенных предложений.
С другой стороны, сказкотерапия как методика будет иметь положительный эффект при обучении детей с РАС, так как она развивает фантазию, предлагает готовые жизненные сценарии, описанные в сказках, что крайне необходимо для детей с аутизмом, так как зачастую они не способны понимать условности общества, следовательно, и соблюдать их. Также сказки учат детей вербальной и невербальной коммуникации, показывают важность дружбы, и это является одним из важнейших акцентов на занятиях с аутистами, так как для успешной интеграции в общество им необходимо преодолевать свою изоляцию и неумение общаться. Сказки, будучи созданными для детей, ярко показывают детям возможные эмоции и чувства, зачастую в гипертрофированном виде, что также помогает детям с РАС: таким образом они учатся распознавать эмоции как у себя, так и у других людей, в результате чего исчезает недопонимание между ребенком и родителями или сверстниками и достигается эмоциональный контакт. Кроме того, занятия с использованием сказкотерапии могут иметь терапевтический эффект для ребенка, то есть избавлять их от страхов, негативных эмоций и переживаний, что будет способствовать становлению гармоничной личности.



