ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ФУТБОЛИСТОВ 11-12 ЛЕТ 6
1.1 Средства и методы развития координации 6
1.2 Возрастные особенности развития координации у футболистов
11-12 лет 14
1.3 Специфические особенности развития координации у
футболистов 11-12 лет 19
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 25
ГЛАВА II ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
ФУТБОЛИСТОВ 11-12 ЛЕТ 26
2.1 Методы и организация исследования развития координационных
способностей у футболистов 11-12 лет 26
2.2 Результаты исследования и их обсуждение 31
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. В современных условиях жизни людей всё чаще встречаются моменты, когда возникают неожиданные, маловероятные ситуации. Действия человека в таких случаях требуют большей находчивости, быстрой реакции, а также высокого уровня координации [17, с. 21].
Проблема развития координации движений является актуальной, даже несмотря на многочисленные исследования. Среди разных авторов, изучающих проблему координационных способностей нет какого-то единого мнения о методах определения уровня координации движений. Программы, направленные на развитие данных качеств, недостаточно разработаны.
Современный футбол вышел на более качественный уровень, а скорость и темп игры становятся все быстрее. Во время матча возникают моменты, когда игроку необходимо в считанные доли секунд принять верное решение, а также успеть выполнить нужное для этой ситуации двигательное действие, будь это передача, удар по воротам, либо же движение в свободную зону для получения мяча. Именно скорость принятия решения, быстрота реакции и движений и отличает лучших футболистов от огромной массы других игроков. Так же не стоит забывать и про техническую подготовленность футболиста, так как она во многом определяет уровень его владения различными приемами, как стандартными (прием и ведение мяча, передача и удары по воротам), так и нестандартными, к которым можно отнести различные финты и нестандартные варианты основных футбольных элементов. Всего это хорошему футболисту невозможно достичь без высокого уровня способности с большой точностью и скоростью координировать свои движения и ориентироваться в пространстве.
В связи с вышеперечисленным очень важным является рассмотрение вопросов и проблем увеличения эффективности различных действий, направленных на комплексное развитие координации движений в процессе тренировочного процесса юных футболистов.
Поэтому, мы считаем, что проблема неполноценного развития координационных способностей у юных футболистов 11-12 лет является актуальной на данный момент. Развивать ловкость в футболе необходимо не только в начале их тренировочного пути, но и на всём протяжении их обучения в детско-юношеских спортивных школах и секциях.
Объект исследования. Учебно-тренировочный процесс футболистов 11 -12 лет.
Предмет исследования. Методика развития координационных способностей у футболистов 11-12 лет.
Цель исследования. Оценка эффективности методики развития координационных способностей у футболистов 11 -12 лет.
Задачи исследования
1. Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Изучить исходные показатели тестирования футболистов 11 -12 лет.
3. Оценить эффективность методики развития координационных способностей у футболистов 11 -12 лет.
Гипотеза исследования. Предполагается, что методика развития координационных способностей у юных футболистов положительно повлияет на уровень их футбольного мастерства.
Практическая значимость данного дипломного проекта заключается в составлении наиболее эффективной методики по улучшению уровня развития координационных способностей у юных футболистов 11 -12 лет.
Методы и исследования
1. Теоретический анализ литературных источников.
2. Метод контрольных испытаний (тесты).
3. Педагогическое наблюдение.
4. Педагогический эксперимент.
5. Математическая статистика.
Координационные способности являются основным стержнем двигательной деятельности любого футболиста. Однако двигательная координация как качество игрока до настоящего времени еще недостаточно изучено. Нет каких-либо точных и определённых критериев её оценки, а также методов развития и совершенствования. Это приводит к тому, что данное обстоятельство сильно ограничивает профессиональную деятельность тренера-преподавателя в футбольных спортивных секциях.
Анализ результатов предварительного тестирования выявил, что в начале подготовительного тренировочного цикла юноши из контрольной группы опережают по показателям игроков экспериментальной группы. Это обусловлено в основном тем, что игроки первого состава, она же контрольная группа, тренируются более длительное время, чем игроки второго состава- экспериментальной группы, которые в большинстве пришли в секцию только с сентября этого учебного года. Поэтому и мы можем наблюдать такую существенную разницу в результатах во всех пройденных тестах. Введя нашу методику по развитию координационных способностей в тренировочный процесс экспериментальной группы мы рассчитывали, что показатели уровня развития координации игроков второго состава смогут приблизиться к результатам первого состава.
Проанализировав результаты итогового тестирования мы можем сделать следующие выводы. Показатели тестов на координацию движений в экспериментальной группе значительно улучшились. В контрольной группе изменения носят менее значительный характер. После 3-х месячного эксперимента отмечается положительная динамика показателей в экспериментальной и контрольной группах практически во всех тестах. Особенно важно, что вследствие педагогического эксперимента юноши экспериментальной группы значительно улучшили свою координационную и техническую подготовленность: ведение мяча, удары на точность с различного расстояния и жонглирование мячом.
Установлено, что увеличение объёма упражнений на комплексное развитие координации движений благоприятно сказывается на улучшении уровня технической подготовленности юных футболистов 11-12 лет. В результате нашего эксперимента улучшились все изучаемые показатели, характеризующие эффективность выполнения различных технических приёмов.
Сравнительный анализ экспериментальных данных выявил, что такое сложное двигательное качество, как двигательная координация развивается наиболее успешно при добавлении в предлагаемые в процессе тренировки упражнения элементов новизны, непривычности и замысловатости. При этом стоит обратить внимание на то, как важно, чтобы сами упражнения по своему содержанию были интересными юным футболистам и выполнялись с элементами соревнований или сопротивления соперника.
Проведенный педагогический эксперимент показал, что использование в процессе тренировки юных футболистов предлагаемой нами методики развития координационных способностей прошло весьма эффективно. Применяемая система упражнений обеспечивает определенный сдвиг в показателях, характеризующих уровень координации движений. Это будет благоприятно служить для создания необходимых предпосылок успешного овладения высоким уровнем физической и технической подготовленности. Увеличение уровня технической подготовленности у юных футболистов объясняется не только за счет увеличения объёма времени, отведенного на координацию движений в сенситивном периоде ее развития, но и применением упражнений на быстрое переключение с одного двигательного действия на другое, развитие зрительной и слуховой реакции, уменьшение времени принятия решений в сложных ситуациях, а также упражнения на развитие гибкости и технических навыков.
Таким образом, результаты педагогического эксперимента подтверждают гипотезу о значимости методики комплексного развития координации движений для совершенствования уровня технической подготовленности юных футболистов, что благоприятно влияет на эффективность их игровой деятельности.
1. Аганянц Е.К., Бердичевская Е.М., Трембач А.Б. Очерки
физиологии спорта: Учебное пособие для высших учебных заведений физической культуры. - Краснодар,2014.
2. Алов В. А. Комплекс препятствий для развития и оценки ловкости юных футболистов. М. . Физкультура и спорт 2008.
3. Андреев С.Н. Футбол - твоя игра: Книга для учащихся старших и средних классов. - Москва. Просвещение. 2011.
4. Андреев С. П. и др. Футбол: Поурочная программа для учебно- тренировочных групп и групп спортивного совершенствования ДЮСШ и СДЮШОР М„ 2012.
5. Ашмарин Б. А. Теория и методика физического воспитания М: Просвещение, 2008.
6. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого М: Физкультура и спорт, 2001.
7. Булкин В. А. Основные понятия и термины физической культуры и спорта: СПб ГАФК им. 11. Ф. Лесгафта, 2004.-48е.
8. Вихров К. Л. Игры в тренировке футболистов,- Киев: Здоровья, 2006.
9. Волков В.М., Филин В. П. Спортивный отбор,-М: Физкультура и спорт, 2010.
10. Волков Л. В. Система направленного развития физических способностей учащихся в разные возрастные периоды: Автореф. дис. .д-ра п.н-М„ 2013.
11. Волынко В. В., Лебедев В. М. Развитие координационных способностей в процессе подготовки юных футболистов: Метод, рек,- Минск, 2007.
12. Высочин Ю. В. Расслабление мышц у спринтеров // Лёгкая атлетика.-2010-№9.
13. Донской Д. Д. Биомеханика с основами спортивной техники -М: Физкультура и спорт, 2003.
14. Жуков Е. К. Биомеханика физических упражнений М: Физкультура и спорт, 2011.
15. Журавин Н. Л. Особенности развития координации движений и силы у юных гимнастов 9-10 лет на начальном этапе обучения. Дис. канд.пед.наук -Л., 2006.
16. Заморский В. М. и др. Основы спортивной метрологии. - М.: Физкультура и спорт, 2008.
17. Зациорский В. М. Физические качества спортсменов М.: Физкультура и спорт, 2010.
18. Зациорский В. М. // Теория и методика физического воспитания. Т. 1 М: Физкультура и спорт, 2011.
19. Золотарёв А. П. Возрастная динамика ловкости и техника владения мячом в условиях скоростных передвижений у юных футболистов 9-17 лег Автореф., дис. канд.пед.наук Малаховка, 2006.
20. Золотарёв А. П. Возможности оптимизации содержания многолетней подготовки спортивного резерва в футболе. // Теория и практика физической культуры 2004 - №2.
21. Ивойлов А. В. Помехоустойчивость спортсмена. М. Физкультура и спорт, 2003.
22. Ивойлов А. В. Соревнования и тренировки спортсменов Минск; Выс.шк.-2010.
23. Ильин 1г. II. Возрастные изменения тонуса мышц рук // тр. ЛСГМИ -Л, 2009.
24. Ильин Н. 11. Ловкость миф или реальность? // Теория и практика физической культуры -2010 - №3.
25. Ильичев К). II. Формирование у подростков умения
ориентироваться в условиях сложной двигательной деятельности (на материале о спортивных играх в футбол): Автореф, дис.
канд.пед.наук-М.,2001.
26. Иеянов Р. 3, Акрамов Р. А. Акробатические упражнения в подготовки футболистов: Метод, рек,- Ташкент, 2012.
27. Качанил Л., Горский Л. Тренировка футболистов. М: Физкультура и спорт,-2006.
28. Качалин Г. Д. Характеристика футбола // Футбол. М: Физкультура и спорт, 2002.
29. Качалин Г. Д. Тактика футбола. М,- Физкультура и спорт,2010.
30. Кириллов Л. А. Объём и содержание учебно-тренировочных занятий у футболистов 11-12 лет в годичном цикле тренировки // Вопрос оптимизации учебно-тренировочного процесса юных футболистов Волгоград.,2003.
31. Кириллов А. А. Воспитание скорости бега у юных футболистов // Футбол- М. Физкультура и спорт ,2015.
32. Киркендалл Д.- Анатомия футбола пер. с англ.
С.Э.Борич. - Минск: Попурри,2012.
33. Комендантов Г. Л. Физиологические основы пространственной ориентации-Л: Медицина, 2008.
34. Карпеев А. Г. О направлениях исследования двигательных координационных способностей // Теоретические и методические аспекты определения спортивной одарённости. Омск, ОГИФК., 2007.
35. Кротов В. Я., Агеенко И. П., Цигаиков В. Ф. Основы воспитания координационных возможностей юных баскетболистов, - Мет.ук., Минск, 2013.
36. Кудрявцев В Д. Исследование физических качеств мальчиков 11-14 лет и их прогностические значение для отбора в группы подготовки юных футболистов; Автореф. дис. . канд.пед.наук-.М.,2006.
37. Лакин Г. Ф. Биометрия; Учеб,- М: Высш. шк„ 2001.
38. Лаптев А. I I. Исследование психофизиологических функций юных футболистов // Особенности подготовки юных футболистов- Волгоград, 2012.
39. Лаптев Комплексное исследование
психофизиологических функций у юных футболистов // Подготовка юных футболистов: Волгоград: Волгоградская правда, 2004.
40. Люкшинов И. М. Состояние и тенденция развития современного футбола // Футбол. Ежегодник,- М: Физкультура и спорт, 2011.
41. Лях В. И. О классификации координационных способностей // Теория и практика физической культуры,- 2013-№7.
42. Марц В. Г. Беседы по методике и теории игры- Новая Москва, 2004.
43. Матвеев Л. П Основы спортивной тренировки-М: Физкультура и спорт, 2010.
44. Медников Р. Н. Асимметричность технических действий в футболе: Дис. канд.пед.наук Минск, 2009.
45. Меньшиков Н. К. К вопросу об изучении совершенствования координации движения у спортсменов: Тезисы и рефераты докладов к итог, конф ЛПИИФК, 2012.
46. Методические рекомендации по подготовке футболистов разных воз-растов.-Л.,( Короткое И. М Подвижные игры детей.-М. : Сов.Россия, ,Короткое И. М. Подвижные игры : Мет. рек. для студентов.-М.,2005.
47. Нуримов Р. И. Эффективность методики совершенствования ловкости высококвалифицированных футболистов в связи с результатами её контроля: Автореф.дис. канд.пед.наук М., 2008.
48. Платонов В. П. Теория и методика спортивной тренировки Киев, Высш.шк. 2005.
49. Плон Б. Ф.- Новая школа в футбольной тренировке. Издание 2-е, испр, и дополн. - М.: Олимпия, Человек, 2008.
50. Рогачёв А. Ф., Князев В. Д., Герасименко А. II. Оптимизация процесса подготовки юных футболистов в связи с динамикой развития физических качеств // Вопросы оптимизация учебно-тренировочного процесса юных футболистов,- Волгоград, 2014.
51. Семкина О. А. Сопряжённое развитие координационных способностей и обучение двигательным действиям младших школьников в процессе игровой деятельности: Автореф. дис. . канд.пед.наук , СПб.-2012.
52. Смирнов А. А. Техническая подготовка юных футболистов на основе направленного развития функции вестибулярного анализатора: Дис. канд.пед.наук 2011.
53. Суворов В. В. Техническая подготовка юных футболистов на основе учёта структуры соревновательной деятельности: Автореф.дис. .канд.пед. наук .- Краснодар, 2003.
54. Сучилин А А. Подготовка юных футболистов М: 2006.
55. Филипович В. И. О необходимости системного подхода к изучению ловкости//Теория и практика физической культуры 2008.- №2.