Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКИХ УРОКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ 5
1.1. Понятие сюжетно-тематического урока 5
1.2. Организация сюжетно-тематических уроков с учетом ФГОС СОО 13
1.3. Особенности организации сюжетно-тематических уроков математики с
учётом ФГОС СОО 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКИХ УРОКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ 30
2.1. Организация опытно-экспериментального исследования на уроках
математики в 10 классе 30
2.2. Реализация опытно-экспериментальной работы по проведению сюжетно-тематических уроков математики 34
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы с учащимися 37
Заключение 44
Библиографический список 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 49
Старшая школа приближается к реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Для этого необходимо уже сейчас исследовать методы и приёмы обучения, которые будут использоваться при проектировании и реализации уроков математики для учащихся 10-11 классов.
Актуальность исследования организации сюжетно-тематических уроков обусловлена: необходимостью создания уроков для учащихся старшей школы в соответствии с ФГОС, реализацией метапредметного подхода, углублением курса математики, улучшением познавательных состояний учащихся, повышением заинтересованности к изучению математики учащихся непрофильных классов и углублению знаний учащихся профильных физико-математических классов.
Объект исследования: образовательный процесс в среднем общеобразовательном учреждении.
Предмет исследования: особенности организации сюжетно тематических уроков.
Цель исследования: изучение возможных способов организации сюжетно-тематических уроков по математике, в частности их структуры.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
1. Исследовать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
2. Проанализировать требования к предметным результатам освоения курса математики ФГОС ООО и ФГОС СОО.
3. Изучить возможности применения сюжетно-тематических уроков математики.
4. Разработать структуру сюжетно-тематического урока в соответствии с ФГОС СОО.
5. Проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Для решения поставленных целей и задач исследования использовались следующие методы:
- теоретические: анализ литературы и Интернет-источников;
- эмпирические: наблюдение, анализ, эксперимент, сравнение и
обобщение полученных экспериментальных данных.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.
Целью данной выпускной квалификационной работы являлось изучение возможных способов организации сюжетно-тематических уроков по математике, в частности их структуры.
В ходе опытно-экспериментальной работы было доказано, что сюжетно-тематические уроки математики в старшей школе благоприятно влияют на познавательные состояния учащихся.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что результаты исследования, разработанная структура сюжетно-тематического урока в соответствии с ФГОС СОО и материалы будут полезны учителям математики в их педагогической деятельности, а также студентам педагогических направлений.
Подводя итог, хочется отметить следующие преимущества проведения сюжетно-тематических уроков в старших классах:
1. Сюжетно-тематические уроки - отличный способ разнообразить образовательный процесс, чтобы найти подход и заинтересовать любого учащегося. Не требует затрат и может быть использован на любом из типов уроков по ФГОС.
2. Такие уроки развивают фантазию, логику и повышают культурное образование учащихся.
3. Сюжетно-тематические уроки помогают научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащают устную речь, усиливают культурное самосознание, помогают запомнить материал, развивают грамотность.
4. Проектирование сюжета может успешно использоваться не только на уроках, но и в проектной, и совместной деятельности школьников.
1. Анохина, Н. В. Введение Федерального государственного
образовательного стандарта / Н. В. Анохина // Вестник образования. - 2011. - №11. - C. 51-58.
2. Бабкина, Н. В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе / Н. В. Бабкина // Начальная школа. - 1998. - №4. - С. 11-18.
3. Бочарова Л.И. Нестандартный урок как средство реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования на уроках математики / Л.И. Бочарова, М.В. Глебова, Н.А. Цыгулева // Вестник Белгородского Института развития образования. - 2017.— № 4(6).— С. 66-72.
4. Виситова, Л.С. Нетрадиционные формы и методы обучения на уроках начальной школы / Л.С. Виситова // Педагогическое мастерство: материалы VII Международной научной конференци. - 2015. - C. 6-8.
5. Гевлич, С. Сторителлинг: как правильно рассказывать историю
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
Шр://’№№^еби1атте.ги/ро81/в1:оп1еШп§-как-ргауйп/(дата обращения:
07.05.2019) .
6. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 c.
7. Деменева Н.Н. Технологические приемы построения сюжетных уроков математики/ Н.Н. Деменева //Начальная школа.—209.— № 13.— С. 39-43.
8. Ермолаева Ж.Е. Два вида педагогического сторителлинга
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.eduneo.ru/dva-vida-
pedagogicheskogo-stori/(дата обращения: 26.03.2019).
9. Коноваленко Т.А. Интегрированный урок, методика проведения
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://infourok.ru/material.html?mid=108751/(дата обращения: 15.02.2019).
10. Конспект урока математики «Расчёты заёмщика с банком»
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn--j1ahfl.xn--
plai/library/raschyoti zayomshika s bankom 230330.html/- Заглавие с экрана./(дата обращения: 05.03.2019).
11. ЛеФевер Ли. Искусство объяснять. Как сделать так, чтобы вас понимали с полуслова / ЛеФевер Ли. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 290 c.
12. Майрамукаева Ф.А. Тематическая организация уроков родного языка как средство развития речи учащихся-осетин городских школ/ Ф.А. Майрамукаева // Философические науки. Вопросы теории и практики.— 2014.— № 10-2 (40).— С. 102-105.
13. Обчинец А.С. Подготовка студентов к использованию сторителлинга в начальном обучении математике/А.С. Обчинец// Конференциум АСОУ: Сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций.-
2017. - № 1.- С. 67-71.
14. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. - 1359 c.
15. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс. / И. П. Подласый // Книга 1: Учебник для студ. пед. вузов. - М.: Владос, 1999. - 256 с.
16. Пфанштиль И.Я. Секрет эффективных историй: 11 формул
сторителлинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rusability.m/content-marketing/sekret-effekt..]/ (дата обращения: 01.03.2019) .
17. Сложение и вычитание алгебраических дробей[Электронный ресурс].
-Режим доступа: https://www.slideshare.net/irada-aleskerova/ss-7389651-
Заглавие с экрана./ (дата обращения: 19.02.2019).
18. Сторителлинг в обучении [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nitforyou.com/storytening/ (дата обращения: 29.02.2019).
19. Тематический урок математики[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //nsportal .ru/nachalnaya- shkola/matematika/2012/04/02/tematicheskiy- urok-matematiki-posvyashchyonnyy-dnyu-pobedy/- Заглавие с экрана./(дата обращения: 18.03.2019).
20. Тихонова Е.В. Активные формы обучения на занятиях по английскому языку на примере образовательных интернет- технологий/Е.В.Тихонова//Психология образования в поликультурном пространстве.-2014.- 28 № (4). - С. 29-35.
21. Ушаков Д. М. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний / Д. Н. Ушаков. - М.: Альта-Принт [и др.], 2008. - 1239 c.
22. Что такое логически завершенный день [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://yaosh7.ru/page6/2014-03-31/chto-takoe-logiches.. - Заглавие с экрана./ (дата обращения: 02.03.2019).
23. Чернокнижникова Л. М. Математика. 5-10 классы. Нестандартные уроки / Л. М. Чернокнижникова. - Школьное образование. - М.: АРКТИ, 2010. - 112 с.
24. Шейдаи Нежад Н.В Цифровой сторителлинг в классе / Н. В. Шейдаи Нежад // Академия профессионального образования. - 2017. - C. 35-41.
25. Широбокова, Т.С. Методика организации и проведения нетрадиционных уроков в образовательном процессе учреждений / Т.С. Широбкова СПО, Научные исследования в образовании. - 2012. - №12, 1. - 14 с.
26. Andrews, D.H. Storytelling as an Instructional Method: Definitions and Research Questions / D.H. Andrews, Th.D. Hull, J.A. Donahue // Interdisciplinary Journal of Problem-Based Learning. - 2009. -№3. - p. 6-23.
27. Armstrong, D.G. MBSA: Managing by Storying Around: A New Method of Leadership / D.G. Armstrong. - N. Y.: Doubleday, 1992. - 249 p.
28. Davidson, M.R. A phenomenological-evaluation: using storytelling as a primary teaching method / M.R. Davidson // Nurse Education in Practice. - 2004. - №4. - p. 184-189.
29. Future of Storytelling [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://futureofstorytelling.org/ (дата обращения: 03.04.2019).
30. Zazkis, R.A. Teaching Mathematics as Storytelling/ R.A.Zazkis, P.N. Liljedahl// Sense Publishers.-2009.-137p.