Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие полоролевой идентичности в юношеском и зрелом возрасте (19.00.13)

Работа №4199

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы215стр.
Год сдачи2004
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1267
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Проблемы взаимоотношения полов и полоролевой идентичности....11
1.1. Гендерные роли и гендерные отношения 12
1.2 Проблемы идентичности личности, связанные с полом 28
1.3. Теории формирования полоролевой идентичности 37
1.4. Понятие аффективной составляющей полоролевой идентичности личности 49
1.5. Полоролевая идентичность на разных возрастных стадиях:
задачи, социальные роли, стадии развития семьи 51
Глава 2. Возрастно-психологические и гендерные особенности аффективной составляющей полоролевой идентичности в юношеском и зрелых возрастах..67
2.1. Цели, задачи, гипотезы, схема и программа исследования 67
2.2. Обоснование и описание методов исследования 71
2.2.1. Обоснование метода использования неосознаваемой информации (психосемантической методики) 71
2.2.2. Описание принципов фоносемантичнской обработки с помощью программы «Диатон» 76
2.2.3. Описание психосемантической методики 80
2.3. Возрастно-психологические особенности аффективной составляющей полоролевой идентичности в женских и мужских группах 84
2.4. Гендерные особенности аффективной составляющей полоролевой идентичности..93 Глава 3. Факторы, связанные с аффективной составляющей полоролевой идентичности 99
3.1. Возрастно-психологические и гендерные особенности аффективных компонентов образов Мужчины и Женщины 100
3.1.1. Особенности аффективных компонентов образов Я, Мужчины и Женщины в различных возрастных и гендерных группах 100
3.1.2. Связь характера образов Мужчины и Женщины с аффективной составляющей полоролевой идентичности 105
3.2. Возрастно-психологические и гендерные особенности когнитивного выбора гендера Родителя и Ребенка 107
3.2.1. Обоснование и описание методики когнитивного выбора пола родителя и ребенка 108

3
3.2.2. Особенности выбора гендеров Родителя и Ребенка в различных возрастных и
гендерных группах 113
3.2.3. Определение связи выбора пола Родителя и Ребенка с типом аффективной
составляющей полоролевой идентичности 115
Глава 4. Роль семьи в формировании маскулинности-фемининности личности женщины (на материале трехпоколенных семей) 120
4.1. Цели, гипотезы и задачи исследования 120
4.2. Описание методов исследования 121
4.3. Особенности и закономерности принятия гендерных ролей женщин в трехпоколенных семьях 126
4.4. Особенности соотношения маскулинности-фемининности женщин в трехпоколенных семьях 130
4.5. Исследование преемственности особенностей соотношения маскулинности-
фемининности женщин в трехпоколенных семьях женщин 135
Обсуждение результатов 144
Заключение 150
Выводы 152
Литература 155
Приложения 162



Постановка проблемы и обоснование актуальности темы исследования
Актуальность
В период демографического неблагополучия в России, отражающегося в уменьшении численности, росте разводов и повышении уровня заболеваемости и смертности, особенно среди мужчин и женщин дееспособного возраста, отмечаемого Госкомстатом (Информация Госкомстата России, статистические сборники 2004), отношение к своей гендерной роли приобретает все большее значение. Отмечаемое рядом авторов (С.Айвазова, 1998, О.Здравомыслова, М.Арутюнян, 1998, В.В.Абраменкова, 2003) гендерное неблагополучие в России отражает дисгармоничный характер взаимоотношений между полами, которое характеризует по - существу отношение к своей и противоположной гендерной роли.
Дисгармоничные взаимоотношения полов приводят к формированию неадекватной полоролевой идентичности, которая, в свою очередь, сама начинает влиять на эти взаимоотношении.
Проблемы развития полоролевой идентичности и взаимоотношений полов, отмеченные в работах психологов (Е. Т. Соколова, Н.С.Бурлакова, Ф.Лэонтиу, 2001;
Н.К.Радина, 1999; О.В.Митина, В.Ф.Петренко, 2000) и социологов (О.Здравомыслова, М.Арутюнян, 1998) связаны с особенностями культурно - исторического развития России.
Маскулинность традиционно связывается с властью и мужской гендерной ролью (А.Адлер, 1998). В традиционных патриархальных обществах взрослый мужчина являлся главой семьи, и его полоролевая идентичность формировалась с четкой ориентацией на маскулинность, связанную с мужской гендерной ролью. В патриархальной России семья держалась на авторитете отца и матери, что косвенно подтверждает существование культа бабушки (С.Айвазова,1998). Феминистское движение в России главной своей задачей считало не столько борьбу женщин за равные права с мужчинами, сколько освобождение человека от власти государства и развитие свободной личности (С. Айвазова, 1998). Таким образом, характер маскулинности и развитие мужской полоролевой идентичности в России имеет свои культурно-исторические особенности.
В кросскультурных исследованиях (О.В.Митина, В.Ф.Петренко, 2000) стереотипов женского поведения в России и США показано, что в представлениях о гендерных ролях и стереотипах люди едины в рамках одной культуры, т.е. для российской культуры как для мужчин, так и для женщин существуют некие общие представления о роли и месте каждого пола в обществе. Результаты исследования (О.Здравомыслова, М.Арутюнян, 1998) показали, что у значительной части современных российских мужчин и женщин представления о равенстве полов прекрасно уживаются с патриархальными. Опрошенные О.Здравомысловой

5
и М.Арутюнян женщины и мужчины нарисовали портрет двух в духовном и социальном смысле гомосексуальных субкультур, ориентированных на отношения доверия, понимания, поддержки, уважения, подражания, равно как и открытой, осознанной борьбы преимущественно внутри собственного пола. О.Здравомыслова и М.Арутюнян отмечают, что вытеснение из сознания конкуренции и конфликтности между полами усиливает недоверие между ними у представителей обоих полов.
В России к началу XX века в процессе половой социализации произошло усиление маскулинных тенденций как у мальчиков, так и у девочек (В.В.Абраменкова, 2003). В.В. Абраменкова связывает его с исторически суровыми временами, когда мужская модель поведения оказывалась более предпочтительной для лиц обоего пола. Это, в свою очередь, привело к инверсионному характеру формирования психологического пола - маскулинному для девочек и феминному для мальчиков, что было также отмечено в исследованиях (В.Е.Каган, 2000, И.В.Романова, 2000, Н.К.Радина, 1999).
В.Е.Каган считает, что особенностью формирования гендерной идентичности у старших дошкольников является когнитивный диссонанс, суть которого заключается в когнитивной ориентации на маскулинность с эмоциональным предпочтением фемининности. «По необходимости воспринимая когнитивные установки маскулинно-ориентированной культуры, мальчики и девочки формируют сходные эмоциональные установки восприятия пола («Девочки лучше мальчиков»), которые, однако, имеют разное значение для личностного развития и формирования отношений между полами (у мальчиков — «Мальчики хуже девочек, и я плохой», у девочек — «Девочки лучше мальчиков, и я хорошая»)» (В.Е.Каган, 2000, с.68). В.Е.Каган отмечает также, что негативное восприятие себя у мальчиков связано также с негативным отношением к их маскулинному поведению.
Изучение полоролевой идентичности у взрослых показало, что формирование недифференцированного когнитивно-аффективного стиля личности обусловлено спутанно-недифференцированной системой «насыщенных аффектом межличностных отношений», которые, «будучи интериоризованными, становились генерализованным способом познания, отношения к себе и Другому» (Е.Т.Соколова, Н.С.Бурлакова, Ф.Лэонтиу 2001, с.14).
Таким образом, полоролевая идентичность, как специфические психологические установки и способы межличностного поведения, связана с одной стороны, с половым диморфизмом, а с другой - социо-культурными условиями, которые отражаются в социальных нормах маскулинности как ориентации на достижения и фемининности - как ориентации на коммуникативность.
По данным (А. Адлер, 1998, К.Хорни, 2002, А.Лоуэн, 1998) известно, что проблемы взаимоотношений между полами зачастую связаны с непринятием своих гендерных ролей,

6
затрагивающих не столько когнитивную, сколько эмоциональную сферу личности и зачастую приводящих к невротизации и соматизации личности.
Таким образом, реализация гендерных ролей и характер межгендерных отношений в большой степени связаны с эмоциональной составляющей полоролевой идентичности, которая, несмотря на ее значимость, является мало изученной.
Опираясь на Я - концепцию Р.Бернса (Р.Бернс, 2003), можно предположить, что у каждой личности есть образ Я как представителя определенного гендера, то есть самооценка, аффективное самоотношение и потенциальная поведенческая реакция, которая определяется этим образом Я и отношением к этому образу. Следовательно, полоролевая идентичность как совокупность установок на себя имеет три составляющих: когнитивную, аффективную и поведенческую.
Таким образом, аффективная составляющая полоролевой идентичности - это эмоциональное отношение личности к своей гендерной принадлежности (аффективное самоотношение).
Адекватное развитие аффективной составляющей полоролевой идентичности характеризует принятие личностью своей гендерной принадлежности, неадекватное выражается в ее отвержении или смешении (диффузии) гендерной идентичности.
Исследования в области семейной психологии (Э.Г.Эйдемиллер, 1996, А.В.Черников, 1998), показывают, что семейный сценарий старшего поколения оказывает влияние на семейный сценарий младшего поколения. Состояние института семьи, как основной показатель взаимоотношения полов и полоролевой идентичности, сегодня определяет будущее семьи последующих поколений, что обуславливает актуальность исследования социо-культурных факторов, связанных с полоролевой идентичностью для проведения профилактической и коррекционной работы по развитию гендерного самосознания и эмоциональной готовности принятия своих гендерных ролей.
Культурно-исторический закон развития высших психических функций Л.С.Выготского, историко-эволюционный подход А.Г.Асмолова, исследования М.И. Лисиной и ее последователей о роли близкого взрослого при построении образа другого человека и своего «Я», позволяют сформулировать цель и гипотезы нашего исследования.
Гипотезы исследования:
1) Существуют возрастно-психологические особенности аффективной составляющей полоролевой идентичности, обусловленные решением задач развития личности в юношеском и зрелом возрасте.
2) Гендерные различия аффективной составляющей полоролевой идентичности проявляются в ее возрастной динамике.

7
3) Факторами, влияющими на аффективную составляющую полоролевой идентичности личности, являются эмоциональная окрашенность образов Мужчины и Женщины, пол значимого родителя и психологический пол личности в детстве.
4) Наиболее значимыми семейными факторами, обуславливающими полоролевую идентичность женщин в трехпоколенных семьях, являются транслируемые старшими женщинами в семье паттерны полоролевого поведения.
5) Особенности полоролевой идентичности женщин в семье связаны с аффективными образами Мужчины и Женщины, характерными для семей.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи.
Теоретические:
1) Обоснование теоретического подхода к изучению возрастно-психологических и гендерных особенностей развития полоролевой идентичности личности. На основе анализа теорий идентичности и идентичности, связанной с полом, определить психологическое содержание понятия аффективной составляющей полоролевой идентичности.
2) Обоснование выбора инструментария для определения полоролевой идентичности и ее аффективной составляющей.
3) Анализ нормативных задач развития с точки зрения полоролевой идентичности.
Методические.
Разработать программу исследования, позволяющую определить возрастно¬психологические и гендерные особенности аффективной составляющей полоролевой идентичности и установить связь социо-культурных и семейных факторов с ее развитием.
Эмпирические:
1) Определение возрастно-психологических особенностей аффективной составляющей полоролевой идентичности в юношеском и зрелых возрастах.
2) Определение гендерных особенностей аффективной составляющей полоролевой идентичности.
3) Исследование связи эмоциональной окрашенности образов Мужчины и Женщины с аффективной составляющей полоролевой идентичности личности:
а) определение эмоциональной окрашенности аффективных компонентов образов Мужчины и Женщины в различных возрастных группах;
6) определение гендерных особенностей эмоциональной окрашенности образов Мужчины и Женщины;
в) определения характера связей между аффективными компонентами образов Мужчины и Женщины и аффективной составляющей полоролевой идентичности у испытуемых различных возрастных и гендерных групп.

8
4) Определение связи когнитивного представления своего гендерного образа Я с эмоциональным отношением к этому образу на примере связи выбора гендеров Родителя и Ребенка с аффективной составляющей полоролевой идентичности и эмоциональным характером образов Мужчины и Женщины:
а) определение связи возрастно-психологических особенностей аффективной составляющей полоролевой идентичности с когнитивным выбором пола Родителя и Ребенка и позитивностью образов Мужчины и Женщины;
б) определение связи гендерных особенностей аффективной составляющей полоролевой идентичности с когнитивным выбором пола Родителя и Ребенка и позитивностью образов Мужчины и Женщины.
5) Исследование влияния семейных факторов на полоролевую идентичность:
а) определение особенностей, закономерностей и трансляции отношения к гендерным ролям женщин в трехпоколенных семьях;
6) исследование особенностей и трансляции полоролевой идентичности женщин в трехпоколенных семьях;
в) особенности аффективного характера образов Мужчины и Женщины для исследуемых семей.
Объект исследования - аффективная составляющая полоролевой идентичности.
Предмет исследования — возрастно-психологические и гендерные особенности аффективной составляющей полоролевой идентичности и ее связь с культурно¬историческими и семейными факторами.
Теоретико-методологическая основа исследования
Методологическую и теоретическую основу работы составили культурно-историческая теория Л.С.Выготского — положение о социально-исторической обусловленности психики человека в онтогенезе и формировании высших психических функций путем интериоризации в сотрудничестве со взрослым, как носителем социо-культурного опыта, историко-эволюционный подход в развитии личности А.Г. Асмолова и работы М.И.Лисиной о развитии общения ребенка в онтогенезе: о роли близкого взрослого при построении образа другого человека и своего «Я».
Наиболее существенную роль в разработке теоретико-методологической основы сыграли концепция психосексуальной идентичности и представления о кризисе идентичности Э.Эриксона, работы М.И.Лисиной, метод фоносемантики (И.Ю.Черепанова, 2001,2002), основанный на работах А.П.Журавлева (А.П.Журавлев, 1974, 1991) и модель формирования гендерной идентичности В.Л.Ситникова (В.Л.Ситников, 2001).

9
Методы исследования
Аффективная составляющая полоролевой идентичности определялась с помощью модифицированной методики «Кодирование» (Н.В.Дворянчиков,1998, Е.М.Ижванова, 2004); когнитивный выбор гендеров Родителя и Ребенка - по оригинальной методике, разработанной с использованием структурной модели личности Э.Берна (Е.М.Ижванова, 2004); определение когнитивного и эмоционального выбора гендерных ролей и его реализация в виде поведения осуществлялось по методикам О.А.Гаврилица (1998), качественное соотношение маскулинности - фемининности — по методике «маскулинность- фемининность» (МиФ) (Т.Л.Бессонова, 1994, Н.В.Дворянчиков, 1998), количественное соотношение маскулинности-фемининности - по методике «Психологический пол» (О.А.Гаврилица, 1998, Т.Л.Бессонова, 1994).
Для решения поставленных задач была разработана схема и программа исследования, представленная во второй главе диссертации.
Достоверность и обоснованность результатов обеспечивалась теоретической и методологической обоснованностью общего замысла исследования, репрезентативностью выборки за счет привлечения испытуемых, проживающих в различных городах России, имеющих различное образование и различный социальный статус, сравнением полученных результатов с данными других авторов.
Достоверность различий проверялась с помощью статистических методов (ANOVA, F-тест Фишера, х2 —распределение) при уровне статистической значимости а=0,01.
Научная новизна работы состоит в том, что
а) показана целесообразность использования фоносемантического анализа для определения психологических особенностей полоролевой идентичности;
б) выявлены возрастно-психологические особенности развития аффективной составляющей полоролевой идентичности, проявляющиеся в принятии своей гендерной принадлежности, связанной с изменением содержания гендерных ролей;
в) выявлены гендерные особенности развития аффективной составляющей полоролевой идентичности, проявляющиеся в возрастной динамике и принятии своей гендерной принадлежности в зрелом возрасте;
г) впервые показана связь эмоциональной окрашенности образов мужчины и женщины и развития аффективной составляющей полоролевой идентичности;
д) показано значение семейного фактора в развитии полоролевой идентичности женщин.

10
Теоретическая значимость работы состоит в том, что введено понятие аффективной составляющей полоролевой идентичности как эмоционального отношения личности к своей гендерной принадлежности, позволяющее уточнить представление о структуре полоролевой идентичности.
Практическое значение исследования.
Результаты диссертационного исследования используются для коррекции семейных и личностных отношений, а также гендерного воспитания детей и подростков. Как агенты социализации, результаты исследования могут быть использованы в СМИ и рекламе для формирования положительных гендерных образов. Разработанные методики могут быть использованы как для практических, так и исследовательских целей. Использование неосознаваемой информации позволяет получать более достоверную информацию об уровне гендерного самосознания, а ее обработка не зависит от опыта тестирующего, что объединяет достоинства опросников и проективных методик. Семантический материал по описанию классов понятий гендерного самосознания может быть использован для построения психосемантических дифференциалов в исследованиях, связанных с гендерными ролями и гендерными отношениями. Собранные данные могут использоваться в разработке учебных курсов по психологии развития и психологии гендерных отношений.
Апробация результатов исследования Материалы диссертации докладывались на Международной научно-практической конференции ученых МАДИ(ТУ), МСХА, ЛГАУ, ССХИ «Методика и педагогика», г.Москва, март 2002, методологических семинарах «Повышение эффективности общения», проводимых кафедрой «Психология управления» Высшей школой управления агропромышленного комплекса в 2002 — 2003 годах, кафедре возрастной психологии факультета психологии МГУ (июнь, октябрь 2004).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1) Проведенное исследование позволило установить возрастно-психологические особенности развития аффективной составляющей полоролевой идентичности в юношеском и зрелом возрасте, их связь с решением нормативных задач развития, отражающихся на социальном уровне.
Возрастная динамика аффективной составляющей полоролевой идентичности проявляется в степени принятия своей гендерной принадлежности и связана с изменением содержания гендерных ролей в период их пересмотра. В юношеском возрасте наблюдается поляризация в развитии аффективной составляющей полоролевой идентичности в обеих гендерных группах. В зрелых возрастах степень принятия гендерной принадлежности возрастает при сохранении тенденции к смешению гендерной идентичности и ее отвержению.
Преобладающая ненормативная линия развития у лиц обоего пола в возрастной группе 16-19 лет переходит к некоторому ее выравниванию в следующий возрастной период - 20-26 лет; затем в возрастной группе 27-32 года в женской группе она в основном соответствует нормативной линии развития, а в мужской - нет. Возрастная группа 33-39 лет характеризуется достаточно высоким уровнем ненормативной линии развития у лиц обоего пола, что на социальном плане отражается в росте разводов. Следующие возрастной период 40-45 лет и для женщин и для мужчин характеризуется усилением маскулинности, которая отражается в усилении нормативной линии развития (рост андрогинии для женщин и маскулинности - для мужчин). В возрастной группе 46-60 лет снова происходит усиление ненормативных тенденций.
2) Выявленные гендерные различия аффективной составляющей полоролевой идентичности проявляются в степени принятия своей гендерной принадлежности и гетерохронности пересмотра содержания гендерных ролей. В женской выборке преобладает тенденция адекватного развития полоролевой идентичности и время пересмотра содержания гендерных ролей соответствует 40-45 годам. Для мужской выборки более характерно отвержение и смешение полоролевой идентичности и время пересмотра содержания гендерных ролей приходится на возрастную группу 33-39 лет
3) Факторами, влияющими на формирование аффективной составляющей полоролевой идентичности, являются аффективная окрашенность образов Мужчины и Женщины, значимый родитель и психологический пол личности в детстве. Влияние этих факторов на мужчин и женщин имеет гендерные различия, которые заключаются в том, что эмоциональная окрашенность образа мужчины у обоих гендеров стабильна и не зависит от возраста, а образ женщины претерпевает различные изменения в зависимости

153
от гендера: у женщин с возрастом изменяется в достаточно широком диапазоне, а у мужчин остается стабильным, оставаясь преимущественно позитивным.
Факторами, обуславливающими формирование адекватной маскулинной аффективной составляющей полоролевой идентичности у мужчины является позитивная окрашенность образа мужчины и позитивное отношение к родителю своего пола. У женщины адекватная фемининная аффективная составляющая полоролевой идентичности связана с негативным образом мужчины. Фактором, необходимым для формирования аффективной составляющей полоролевой идентичности андрогинного типа для обоих гендеров является позитивная окрашенность образов мужчины и женщины.
Так как ребенок с раннего возраста формирует аффективно-когнитивный комплекс образа себя и другого, очень важно формирование позитивности образов обоих гендеров с самых ранних лет. При этом эмоциональное принятие своих гендерных ролей обеспечивается не только позитивной материнской, но и позитивной отцовской фигурой для лиц обоего пола, при этом она особенно значима для мужчин.
4) Пол значимого родителя оказывает влияние на формирование аффективной составляющей полоролевой идентичности личности. Высокий уровень недифференцированной аффективной составляющей полоролевой идентичности сочетается с предпочтением Родителя противоположного пола как в женских, так и мужских группах.
5) Влияние семейных факторов на соотношение маскулинностифемининности женщины определяется паттернами полоролевого поведения старших женщин в семье различной степени родства, отражающихся в реализации гендерных ролей и ее согласованности с эмоциональным и когнитивным выбором, а также привлекательностью образов Женщины и Мужчины в семье.
6) Полоролевая идентичность личности женщины отражается в соотношении маскулинности-фемининности в семье и прямо связана влиянием не только прямых, но и непрямых родственных связей с преобладанием и привлекательности образа Женщины или Мужчины.
7) Особенности реализации гендерных ролей связаны с согласованностью когнитивного и эмоционального компонентов. При их низкой согласованности реализация гендерных ролей связана больше с когнитивным, чем с эмоциональным выбором (не нравится, но делаю). При высокой согласованности когнитивного и эмоционального компонентов реализуемые гендерные роли эмоционально принимаются (делаю то, что нравится).

154
8) Закономерность принятия личностной иерархии гендерных ролей женщин младшего поколения обусловлена интериоризованной гендерной иерархией старшего поколения, наблюдаемая младшим поколением на уровне паттернов гендерного поведения старших женщин в семье.
9) Характеристики гендерного самосознания женщин в испытуемых семьях являются отражением обще-культурных условий, характерных для данных условий и времени, которые проявляются в преобладании маскулинности в восприятии себя как женщин в сочетании с идеальными представлениями о фемининности женщин и маскулинности мужчин.
10) В семье основным ориентирующим образом для построения собственного соотношения маскулинности - фемининности является образ Я матери (или замещающего его лица). Важными факторами являются также характеры образов Мужчины и Женщины: в семьях, где образ Женщины имеет позитивный оттенок, сильнее выражена фемининность, а в семье, где образ Мужчины - маскулинность. Данные результат указывает на большую роль семьи, которая может быть значительнее влияния обще¬культурных условий.
11) Для семьи, в которой отсутствуют разводы, характерна максимальная согласованность когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов иерархии гендерных, относительная независимость от общественного мнения, которая отражается в доминировании маскулинной составляющей в «Я-реальном» и низкой консолидация образа собственного Я «со всеми женщинами» своей возрастной группы и позитивный эмоциональный образ Женщины.
12) Для семьи с максимальным количеством разводов характерна минимальная согласованность когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов иерархии гендерных ролей, зависимость от обще-культурных условий, которая отражается в доминировании фемининной составляющей в «Я-реальном» и сильной консолидация своего Я и эмоциональных представлений о мужчинах и женщинах со своей возрастной группой. Позитивный образ Женщины не обеспечивает эмоционального принятия гендерных ролей.
13) При трансляции маскулинности-фемининности в семье играют роль следующие факторы, влияющие на формирование личности женщины: макросоциум, опосредованный через микросоциум семьи, возрастно-психологические и индивидуальные особенности личностей женщин.




Абраменкова В.В. Половая дифференциация и сексуализация детства, Вопросы психологии, № 5, 2003, с.103-120
Авилов Л.Ф. Феминизм: основа вырождения человечества, М., ООО «Природа и человек» («Свет»), 2001
Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1996
Адлер А. «Воспитание детей. Взаимодействие полов» Ростов-на-Дону, «Феникс», 1998 г. Айвазова С. Русские женщины в лабиринте равноправия. Очерки политической теории и истории. РИК Русанова, 1998
Алешина Ю.И., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины.
Вопросы психологии 1991, № 4, с.74-82
Алексеева Л.С. Представление супругов о семье. Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук, М., ИПАН, 1984 г.
Артемьева Е.Ю. Семантические пространства как модели// Вестник МГУ, серия 14, Психология, М., 1991. №1, с.61-73
Артемьева М., Настоящий мужчина должен быть! или На повестке "мужской" вопрос , Женщина и общество Интернет, 29.03.2003 http://owl.ru/content/news/vestnik/p52856.shtml Асмолов А.Г. Псхология личности, М.МГУ, 1990
Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа.
М.: Смысл, 2001
Белкин А.И.Третий пол (судьбы пасынков Природы) 2003, сайт © 1001.vdv.ru Белинская Е.П., Тихомандрицская О.А. Социальная психология личности, М., Аспект- Пресс, 2001
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ./ Общ. ред. М.С.Маковецкого - СПб.: Лениздат,1992 Берн Э. Трансактный анализ в группе, М. Лабиринт, 1994
Берн Э. Секс в человеческой жизни Формы человеческих отношений, 2003 Интернет, http://www.people.nnov.ru/volkov/reflections/beme
Бернс Р. Что такое Я- концепция, с.333-393 в кн.Психология самосознания, Самара 2003, изд дом Бахрах-М
Берн Ш. Гендерная психология. С.- Петербург, «прайм - Еврознак», «Изд. дом НЕВА», М., «ОЛМА-ПРЕСС», 2002
Бессонова Т.Л. Психологические особенности полоролевого самосознания и самопринятия личности студента педагогического вуза , Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук, М., Пед.Университет им. Ленина, М., 1994 г.
Бестужев-Лада И.В., Захарова О.В. В лабиринтах эмансипации. Женщина как социальная проблема, Асаdemia, М, 2000
Бодалев А. А. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности//В кн. «Основы социально-психологической теории/Ред.А. А.Бодалев, А.Н., Сухов, М., 1995, с.45-61
Бодалев А. А. Специфика социально-психологического подхода к пониманию личности, в кн.: Психология личности в трудах отечественных психологов, Питер, 2000, с.336-344 Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком, Издательство Московского университета, 1982
Бодалев А. А. Личность и общение Москва, «Педагогика» 1983
Бойченко К. Меняющиеся мужчины в меняющемся мире Интернет, Женщина и
общество, genderkcgs@onego.ru16.03.2003
Вейнингер О. Пол и характер. М. «Терра», 1999 г.
Вернадский В.И. «Ноосфера определяет все мое понимание окружающего...» в кн.:

156
Вл.Вернадский: Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков./М: Современник, 1993, с.462-520
Визгина А.В., Пантелеев С.Р. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин, ВП №3, 2001, с. 91-100
Виноградова О.С. О некоторых особенностях ориентировочной реакции на раздражители второй сигнальной системы у нормальных и умственно отсталых школьников //Вопр.психол., 1956, N 6, С.101-110
Виноградова О.С., Соколов Е.Н. Соотношение реакций сосудов руки и головы в некоторых безусловных рефлексах у человека //Физиологический журнал СССР, 1957, т.43, N 1, С.54-59.
Виноградова О.С., Эйслер Н.А. Выявление систем словесной связи при регистрации сосудистых реакций //Вопр.психол., 1959, N 2, С.101-110
Волкова А.Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости, Ленинград, Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук, ЛГУ, 1994 г.
Выготский Л.С. Мышление и речь//Л.С.Выготский. Собрание соч. в 6-ти томах Т.2, 3, 6 Проблемы общей психологии, М. 1982 с.5-361
Выготский Л.С. История развития высших психических функций, //Л.С.Выготский. Собрание соч. в 6-ти томах Т.3.,М. 1982 с.5-328
Гаврилица О. А. Ролевой конфликт работающей женщины, диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук М., МГУ, 1998 г.
Головин С.Ю. Словарь психолога - практика, Минск, Харвест, 2001 Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий//
Психологическая наука в СССР. Т. 1. М., 1978
Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М-Воронеж, 1998
Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ, С.-Петербург, 1998 г.
Градскова Ю.В. «Женщина в семье и семья в жизни женщины: исторический обзор
противоречий «советского эксперимента» ЖПП №8-9, 2000 г., с. 3-14
Грановская Р.М. «Элементы практической психологии», Санкт-Петербург, Изд.
«Свет»,1997
Грошев И.В. «Дискурсы пола рекламно- гендерного поля» ЖПП №8-9, 2000 г Дворянчиков Н.В. Полоролевая идентичность у лиц с девиантным поведением, Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук М., МГУ, 1998 г.
Дворянчиков Н.В., Герасимов А.В. Особенности применения проективных методов при диагностике и изучении лиц с аномальным сексуальным поведением. // Материалы международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам “Lomonosov - 96” секция “Психология”, Москва. - 1996. - C. 16-17 Дворянчиков А.В., Ениколопов С.Н. Концепции и перспективы исследования пола в клинической психологии, По материалам © ® Журнал практической психологии и психоанализа© ® psychol.ras.ru, 2003
Догадина М. А. Пережогин Л.О. Сексуальное насилие над детьми. Москва,1999 г Донцов А. И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности , ВП 1997 №4, с.75
Дробижева Л.М., Аклаев А.Р, Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации. М.: Мысль, 1996
Ениколопов С.Н., Кравцова О.А. Теории сексуального насилия. Прикладная психология № 4 1999 г., с.45-53
Ефремов И. Таис Афинская, М. «Дружба народов», 1997 г.
Журавлев А.П. Фонетическое значение. Л.:Изд-во ЛГУ, 1974 Журавлев А.П. Звук и смысл 2-е изд.-М.:Просвещ., 1991

157
Здравомыслова О., М.Арутюнян Российское общество: две гомосексуальные субкультуры:в кн. «Российская семья на европейском фоне», подготовленной на основании результатов международного социологического исследования, Институт социально- экономических проблем РАН. М., 1998
Злобина О.Ю., Шевцова И.Я., Свистунова Л.П. Женщина в третьем тысячелетии (глобализации и гендерные проблемы), Иркутский Кризисный Центр, 2003 Зыбковец В.Ф. Эпоха матриархата, Наука и религия, № 7, 1970 г, с 71-78
Ижванова Е.М. К вопросу о полоролевой идентификации женщин: Материалы научно-практической конференции ученых МАДИ(ТУ), МСХА, ЛГАУ, ССХИ 26-27 марта 2002 года, с.28-31
Ижванова Е.М. Использование структурного анализа Э.Берна в символдраме для определения полоролевой идентификации личности женщины: Материалы научно¬практической конференции ученых МАДИ(ТУ), МСХА, ЛГАУ, ССХИ 26-27 марта 2002 года, с.17-20
Ижванова Е.М. Проблемы полоролевой идентификации женщин, Семейная психология и семейная терапия № 2, 2002, с.72-78
Ижванова Е.М Метод использования неосознаваемой информации для определения полоролевой идентичности // Вопросы гуманитарных наук, 2004, №1, с.322-325
Ижванова Е.М Когнитивная методика на основе модели Э.Берна // Вопросы гуманитарных наук, 2004, №1, с.319-321
Ижванова Е.М.Образы мужчины и женщины в истории России // Вопросы гуманитарных наук, 2004, №2, с.318-320
Ижванова Е.М Исследование соотношения особенностей когнитивно выбранных гендеров Родителя, Взрослого и Ребенка и полоролевой идентичности личности // Вопросы гуманитарных наук, 2004, №2, с.321-325
Ижванова Е.М Возрастно-психологические особенности гендерных образов // Семейная психология и семейная терапия, 2004, № 1, с.34-44
Информация Госкомстата России, статистические сборники: "Россия в цифрах, 2004", "Социальное положение и уровень жизни населения России, 2004 "Женщины и мужчины России, 2004"
Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей, Ленинград, «Медицина», Ленинградское отделение, 1979 г.
Каган В. Е. Половая идентичность и развитие личности. Обозрение психиатрии и медицинской психологии Ин-та им. Бехтерева, 1991, № 4, с.25-33
Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет, ВП№2 2000, с.65-69
Калюжная Н.Б. и др. К типологии жен, совершивших тяжкие общественно опасные деяния. Независимый психиатрический журнал № 2, 1997 г., с.38-42 Карабанова О. А. Психология семейных отношений, Москва-Самара, 2001 г.
Карабанова О. А. Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук Москва, МГУ,2002 Кернберг О. Сексуальные взаимоотношения Интернет, 2003 http://pcihadvert.h10.ru/artikl/kemb 1.html
Климов Е.А. Основы психологии М,. Физкультура и спорт, изд. Объед.ЮНИТИ, 1997 Коломинский Я. Л., Мелтеас М.Х. Ролевая дифференциация у дошкольников . Вопросы психологии № 3, 1985, с.165-171
Кон И.С.В поисках себя. Личность и ее самосознание.М.: "Политиздат", 1984 .

158
Кон И.С. Введение в сексологию, М., Медицина, 1988 г
Кон И. С. Загадка человеческого «Я», в кн: Психология личности в трудах отечественных психологов, Питер, 2000, с.336-344
Кон И.С. Психология половых различий.//Вопросы психологии, 1981, №2, с. 47-57 Кочарян А.С. Опросник диагностики личности в конфликте в кн. «Вопросы полового воспитания», Саратов, Саратовский пединститут, 1991 г.
Крайг Г. Психология развития Питер, Санкт-Петербург, Москва - Харьков- Минск, 2000 Краткий психологический словарь Интернет http://shp/by.ru/psy/lit/psy_enc/txt/s103.shtm, 2004
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность, М., 1975
Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка, М., МГПИ, 2001
Лопухова О.Г. Влияние этнокультрных традиций на становление психологического пола
личности, Вопросы психологии, 2001. № 5, с.73-79
Лоуэн А. Любовь и оргазм , Ростов-на-Дону, Феникс 1998
Лэнг Р. Расколотое «Я», в кн.: Самосознание и защитные механизмы личности, Самара, изд. дом «Бахрах», 2000, с.314-319
Мистрик Й. математико-статистические методы в стилистике//Вопросы языкознания.- 1967, № 3, с.42-52
Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М. «Смысл», 1999 г.
Маховер К. Проективный рисунок человека. Изд. «Смысл», М., 2000
Митина О.В., Петренко В.Ф. Кросскультурное исследование стереотипов женского
поведения (в России и США) ВП №1, 2000, с.68-88
Модификация теста- опросника А.Мехрабиана (М.Ш.Магомед-Эминов): Практикум по психодиагностинике. Прикладная психодиагностика. М., МГУ, 1992 г.
Московичи С. Век толп, М., Центр психологии и психотерапии, 1996
Мясищев В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды. М, Воронеж,
1998
Обухов Я.Л. Символдрама и современный психоанализ // Сб. статей. - Харьков: Регион- информ, 1999
Общая психология, Сборник текстов. Вып.2. «Субъект деятельности», М., МГУ,1998 Орехов А.Н., Семенов Д.В. Исследование зависимости между семантическими и процессуальными характеристиками представлений в математизированной синтетической теории психических процессов // Доклады АН УССР. А., 1988, N 9, С. 78¬82
Павленко В .Н. Представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии ВП№1, 2000. с.135-141
Перлз Ф. Гештальт-семинары, М., Институт общегуманитарных исследований, 1998 Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. МГУ, 1983
Петренко В. Ф. Психосемантический подход к этнопсихологическим исследованиям // Сов. этнография. 1987. №3. С. 22-38
Петренко В. Ф. Психосемантический подход к исследованию сознания и личности. Психологическое обозрение, М., 1996, №2(3), с.12-17
Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии. - М. Мысль, 1974
Прохоров А.О. Семантические пространства психических состояний. Дубна, Феникс, 2002
Психология личности, т.1-2, Изд. Дом «Бахрах», Самара, 1999
Радина Н.К. Об использовании гендерного анализа в психологических исследованиях Вопросы психологии, 1999, N 2, с.22-26
Раусте фон Врихт М. Л. «Образ Я как подструктура личности» в кн.Психология самосознания», Самара, 2003, изд дом Бахрах-М

159
Романов И.В. Особенности половой идентичности подростков, ВП№4, 1997, с.39-47 Резник Ю.М. Человек и общество (опыт комплексного изучения), ж. «Личность, культура, общество», избранные статьи, 2000 г, т.2 , вып 4(6)
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М, 1994 Рюриков Ю. Б.«По законам Тезея», «Новый мир», 1986 г., № 7 Рюриков Ю.Б. Три влечения, М., 1967
Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии, Санкт-Петербург,
Речь, 2002
Ситников В. Л. Образ ребенка в сознании детей и взрослых, Ленинградский
педагогический университет, Спб. Химииздат, 2001
Словарь гендерных терминов. М: Информация — ХХ! век, 2002
Смирнов И., Безносюк Е., Журавлев А. Психотехнологии: Компьютерный психосемантический анализ и психокоррекция на неосознаваемом уровне. - М.: Издательская группа "Прогресс" - "Культура", 1995, 416 с
Основы здорового образа жизни: Программа для средних классов общеобразовательных учреждений и методические рекомендации для учителя. Изд. 2-е, доп. и перераб.
Саратов: Слово, 2001
Соколова Е.Т., Бурлакова Н.С., Лэонтиу Ф. К обоснованию клинико-психологического изучения психологического расстройства гендерной идентичности, ВП № 6, 2001, с.3-17 Соколова Е.Т., Бурлакова Н.С., Лэонтиу Ф. Связь феномена диффузной идентичности с когнитивным стилем личности, ВП сер.14, 2002, №2, с.41-51 Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности М,. 1999 Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности в ситуации социальной нестабильности , автореферат дисс. на соиск. ученой степ. доктора психол.евук, М., 2001 Столин В.В., Романова Т.Л., Бутенко Г.П. Опросник удовлетворенности браком. Вестник МГУ, сер.14.Психология, 1984 г., № 2, с.54-62
Труды Первого Всероссийского женского съезда (10-16 декабря 1908 года, г. Санкт- Петербург в книге Айвазовой С. Русские женщины в лабиринте равноправия. Очерки политической теории и истории. РИК Русанова, 1998
Уайнхолд Б., Уайнхолд Д. Освобождение от созависимости, М., Независимая фирма «Класс», 2002
Уилсон Р. А. Психология эволюции. «ЯНУС», «София», 1998 Уилсон Р. А. Психология эволюции. «ЯНУС», «София», 1998
Фигейреду В. «Авторитаризм и Эрос. Путешествие в Советский Союз», М., «Дон Кихот», 1992 г.
Филиппова Г.Г., Черткова И.Н., Сапарова И.М.и др. Исследование психологических особенностей переживания беременности у женщин с патологией беременности.ЖПП, Москва, 2003, № 4-5, с. 64-81,
Фотула Леонтиу Особенности половой идентичности у пациентов с личностными расстройствами, диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук, М., МГУ, 1999 г.
Фрейд З. Я и Оно, кн.1 и 2, Тбилиси, «Мерани», 1991
Фрейд А. «Лекции по детскому психоанализу», «Эксмо», Москва, 2002 г
Фромм Э. Бегство от свободы, М., 1987
Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии: В 2 т., М.: ТЕРРА, 2001 Фрэзер Дж.Дж. Фольклор в ветхом завете, М.: Издательство политической литературы, 1990
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Питер, С-Петербург, 2000, с.380-392, 412-422 Хорни К. Самооанализ. Психология женщины. Новые пути в психоанализе. Питер, С.- Петербург, Моска-Харьков-Минск, 2002
Черепанова И.Ю. Дом колдуньи: Язык творческого бессознательного, «КСП+», М., 2001 Черепанова И.Ю. Заговор народа: Как создать сильный политический текст, «КСП+», М.,

160
2002
Черников А.В. Введение в семейную психотерапию. М., 1998.
Шайгерова Л.А. Психология идентичности личности в ситуации вынужденной миграции. Автореф. дисс на соиск.учен.степ.канд.психол.наук, М., 2002
Шапиро А.З. Специфика развития личности в семейном окружении. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук в виде научного доклада, М., МГУ, 1995 г.
Швейгер-Лерхенфельд А.Ф. Женщина, ее жизнь, нравы и общественное положение у всех народов земного шара, М., Изд.дом «Кураре-Н», 1998 Шмелев Н. Сильвестр. Домострой. М., Ассоциация «Книга.Просвещение.Милосердие»,1996
Шнайдер Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления, автореферат дис. на соиск. ученой степени доктора психологических наук Москва - 2001
Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Санкт-Петербург, Фоллиум, 1996 г.
Эриксон Э. «Детство и общество», ЗАО ИТД «Летний сад» Санк-Петербург, 2000 Эриксон Э. «Идентичность: юность и кризис», М.Изд.группа «Прогресс», 1996 Эткинд А. М. Цветовой тест отношений. Практикум по психодиагностике. Психодиагностические материалы МГУ, 1988 г.
Юнг К. Сознание и бессознательное. «Университетская книга», АСТ, Санкт-Петербург- Москва,1997
Юнг К.Г. Либидо, его метаморфозы и символы. Восточно-Европейский Институт Психоанализа С-Петербург, 1994, с.213-276 Юнг К.Г. Бог и бессознательное, М., Олимп, 1998
Ядов В.А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности//Мир России. 1995, т. 4, № 3-4 Bem S., The measurement of psychological androgine Journal of Consulting and Clinical Psychology, 1974, № 42, рр. 155-162
Brewer M.&Myrtie W.Blum Sex-Role Androgyny and Patterns of Causal Attribution for Academic Achievement, Sex-Roles, vol.5, № 6,1979 рр. 783-795
Bronfenbrenner, U. The worlds of childhood: U.S. And U.S.S.R. New York: Russell Sage Fondudation, 1979
Carine T.G.M. Ex, Jan M.A.M. JanssensCarine T. G. M. Ex Young Females' Images of Motherhood.(Statistical Data Included) From Sex Roles: A Journal of Research, Dec, 2000 Cheryl L. Holt Assessing the current validity of the Bem Sex-Role Inventory. Dec, 1998 Sex Role
Eagly A.H Sex defferenceis in social behavior: A social roles interpretation. Hillsdale, NJ: Erlbarum, 1987
Eisler, Riane The Chalice & The Blade, 1987, San Francisco: Harher & Row Ellen R. Kintz The Yucatec Maya frontier and Maya women: tenacity of tradition and tragedy of transformation.(Globalization and Local Cultures: Maya Women Negotiate Transformations) From Sex Roles: A Journal of Research, : Oct, 1998
Gerald P. Jones .Age and Sex Role. Differences in Intimate. Friendships During Childhood and Adolescence. Program for the Study of Women and Men in Society, From Sex Roles: A Journal of Research, apr.1999
Gessner S. and T.Ferguson. Sex role and dysphoric mood. Sex Roles, 1984, 11(7-8), 627-638 Glenn D. Walters. The relationship between Masculinity, Femininity, and criminal thinking in male and female offenders. From Sex Roles: A Journal of Research, Nov, 2001 Greg E. Dear, Clare M. Roberts. The relationships between codependency and femininity and masculinity. From Sex Roles: A Journal of Research, March, 2002
Jay C. Wade, Chris Brittan Powell Male Reference Group Identity Dependence: Support for

161
Construct Validity. From Sex Roles: A Journal of Research, Sept, 2000 Jr., Bernard E. Whitley, Amanda Bichlmeier Nelson, Curtis J. Jones Gender Differences in Cheating Attitudes and Classroom Cheating Behavior: A Meta-Analysis From Sex Roles: A Journal of Research, Nov, 1999
Krisanne Bursik Moving beyond gender differences: gender role comparisons of manifest dream content. From Sex Roles: A Journal of Research, Feb, 1998
Matthew Hogben, Caroline K. Waterman Patterns of Conflict Resolution Within Relationships and Coercive Sexual Behavior of Men and Women. From Sex Roles: A Journal of Research, September 01 2000
Matthew Hogben, Caroline K. Waterman Patterns of Conflict Resolution Within Relationships and Coercive Sexual Behavior of Men and Women. From Sex Roles: A Journal of Research, September 01 2000
Nancy H. Bartlett, Paul L. Vasey, William M. Bukowski Is Gender Identity Disorder in Children a Mental Disorder, From Sex Roles: A Journal of Research, October 01 2000 Nkole Swearingen-Hilker, Janice D. Yoder Understanding the context of unbalanced domestic contributions: The Influence of perceiver's attitudes, target's gender, and presentational format From Sex Roles: A Journal of Research, Feb, 2002
Podshivalov K.V., Diagnostics of interrelation of family roles, self-concept and sexual disoders in vale personalities In abstracts 13 world congress of sexology, sexuality and Human Rights 25¬29 June, Valencia Spain 1997
Renee V Galliher, Sharon S Rostosky, Deborah P Welsh, Myra C Kawaguchi, Power and Psychological Well-Being in Late Adolescent Romantic Relationships, From Sex Roles: A Journal of Research, May, 1999
Sean Valentine . Delopment of a Brief Multidimensional Aversion to Women Who Work Scale. Sex Roles, Issue: June, 2001, COPYRIGHT 2001 Plenum Publishing Corporation,
COPYRIGHT 2001 Gale Group
Susan P. Bowers From Gender Role Identity and the Caregiving Experience of Widowed Men Sex Roles: A Journal of Research, November 01 1999
Susan Trentham, Laurie Larwood. Gender discrimination and the workplace: an examination of rational bias theory. Sex Roles, Jan, 1998
Tajfel H. Social identity and itergroup relations. Cambridge, 1982
Turner J. Self and collective: cognition and social context//Personality and Social Psychology Bull/ 1994.V.20(5)



Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ