ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
|
Введение 3
1. Теоретические подходы к проблеме профессионального
самоопределения подростков
1.1. Становление и современная интерпретация понятий
самоопределение и профессиональное самоопределение 9
1.2. Готовность к профессиональному самоопределению в контексте
требований современного образования 17
1.3. Система психолого-педагогического сопровождения
формирования готовности к профессиональному самоопределению подростков 25
Выводы по главе 1 34
2. Организация и методы исследования
2.1. Этапы организации эмпирического исследования 36
2.2. Методы исследования 39
2.3. Математико-статистические методы обработки данных 42
3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1. Анализ влияния социализированности, волевых качеств
личности, самооценки и толерантности к неопределенности, на готовность к профессиональному самоопределению 46
3.2. Описание программы «Путь героя», направленной на
повышение уровня готовности к профессиональному самоопределению подростков 58
3.3. Сравнительный анализ динамики показателей исследуемых
факторов в экспериментальной и контрольной группах после проведения формирующего эксперимента 62
Выводы по главе 3 74
Заключение 76
Литература 80
Приложения
1. Теоретические подходы к проблеме профессионального
самоопределения подростков
1.1. Становление и современная интерпретация понятий
самоопределение и профессиональное самоопределение 9
1.2. Готовность к профессиональному самоопределению в контексте
требований современного образования 17
1.3. Система психолого-педагогического сопровождения
формирования готовности к профессиональному самоопределению подростков 25
Выводы по главе 1 34
2. Организация и методы исследования
2.1. Этапы организации эмпирического исследования 36
2.2. Методы исследования 39
2.3. Математико-статистические методы обработки данных 42
3. Результаты исследования и их обсуждение
3.1. Анализ влияния социализированности, волевых качеств
личности, самооценки и толерантности к неопределенности, на готовность к профессиональному самоопределению 46
3.2. Описание программы «Путь героя», направленной на
повышение уровня готовности к профессиональному самоопределению подростков 58
3.3. Сравнительный анализ динамики показателей исследуемых
факторов в экспериментальной и контрольной группах после проведения формирующего эксперимента 62
Выводы по главе 3 74
Заключение 76
Литература 80
Приложения
Своевременное формирование творческих и трудовых ориентиров школьников позволяет им быть успешными не только в будущем, но уже в настоящем, поскольку вырабатывается целеустремлённость, критическая оценка себя, своих действий, ближнего и дальнего окружения; чем ярче и радостнее представляется образ «Я-профессионал», тем больше включаются функциональные резервы организма (биохимические, физиологические и психологические).
Выбор социальных целей во многом определяет будущее общества. В 90е годы молодежь массово стремилась получить профессии юриста, экономиста, менеджера. Это было вызвано созданным образом успешности, финансовой независимости и власти в этих профессиях. То есть, профессия зачастую выбиралась не исходя из содержания деятельности, а исходя из выбора определенного образа жизни, в контекст которого встраивается профессия, как одно из средств построения счастливого будущего.
Оптимальность выбора профессии должна обосновываться личностным самоопределением подростка, его жизненными планами, стратегией развития, а также психологическими особенностями. Готовность личности к профессиональному выбору, раскрытию своего творческого и интеллектуального потенциала выступают основным условием успешности достижения намеченного профессионального маршрута.
Степень научной разработанности темы. Различные аспекты становления личности в процессе общего и профессионального обучения стали объектом изучения таких ученых как Б. Г. Ананьев, Л.И. Божович, Е.А. Климов, Ф. Зеер, Н. С. Пряжников, С.Н. Чистякова, и др. В своих работах они продемонстрировали необходимость учета знаний, навыков, мотивации к обучению, творческих и интеллектуальных способностей и способов их применения и развития. Проблемы ценностных ориентаций, мотивации, направленности интересов, определяющих процесс профессионального самоопределения, отражены в работах Е.В. Акимовой, Г.С. Алтеновой, Г.Е. Зборовского, В.Н. Косырева, В. Б. Ольшанского, В. А. Ядова.
Теоретические и практические аспекты психологического сопровождения отражены в исследованиях Э. М. Александровской, А. Г. Асмолов, И.С. Арона, М. Р. Битяновой, Р. В. Овчаровой, И. В. Дубровиной и др. Особое внимание авторы уделяют видам, способам, инструментам и условиям создания психологической помощи. Ю. П. Поваренков раскрывает психологическую структуру профессионального самоопределения, описывает его основную функцию, которая не сводится лишь к вопросу выбора профессии. Предпринята попытка выявить факторы, активизирующие процесс профессионального самоопределения и формы его поведенческого проявления.
Несмотря на многочисленные теоретические и методические разработки в области профессионального самоопределения, авторами отмечается недостаточная подготовленность выпускников школ к осознанному выбору профессии [46].
Исследования ученых направлены и на поиск моделей психологического сопровождения учащихся, направленных формирование у школьников способностей, позволяющих работать с собственным сознанием. Следует учитывать, что при создании таких программ необходимо ориентироваться не только на склонности и таланты учащихся, но и их психологические особенности. Данный процесс в условиях введения профильного обучения обуславливает поиск таких моделей, однако на сегодняшний день актуальных программ, соответствующих запросам профессиональной сферы, направленных на работу с внутренним «Я» для формирования понимания индивидуальных потребностей, задатков, способностей, интересов, в сфере образования нет. [53]
Анализ «отечественной» и «зарубежной» литературы позволил выявить диссонанс между необходимостью оказания психологического сопровождения ученика в профессиональном самоопределении и недостаточной эмпирической и теоретической разработанностью данной темы.
В связи с этим возникает проблема исследования: программы психологического сопровождения профессионального выбора старшеклассников должны способствовать формированию положительной «Я- концепции» подростка, повышать уровень самостоятельности и готовности к новизне, принимать решения и реализовывать их в условиях резко изменяющегося окружения.
Объект исследования: готовность подростков к профессиональному самоопределению.
Предмет исследования: психологические факторы, влияющие на готовность к профессиональному самоопределению.
Цель исследования: выявить психологические факторы, влияющие на готовность к профессиональному самоопределению подростков.
Гипотезы исследования:
1. Готовность к профессиональному самоопределению подростка определяется его самооценкой, социальной адаптацией, толерантностью к неопределенности и волевыми качествами.
2. Воздействие (стимуляция) на вышеуказанные показатели повышают готовность школьника к профессиональному самоопределению
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ исследований в области профориентации подростков с целью выявить особенности профессионального самоопределения подростков, раскрыть понятия: самоопределение,профессиональное самоопределение, готовность к профессиональному самоопределению.
2. На основании теоретического анализа сконструировать дизайн исследования, позволяющий определить уровень и специфику готовности к профессиональному самоопределению подростка и влияющих на профессиональную готовность психологических факторов.
3. Составить и апробировать в пилотажном исследовании пакет диагностических методик, определить критерии отбора исследуемых.
4. Сформировать экспериментальную и контрольную группы, провести первичную диагностику испытуемых. Эмпирически выявить взаимосвязь готовности к профессиональному самоопределению с диагностируемыми компонентами.
5. Разработать и апробировать тренинговую программу психолого - педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков.
6. Провести повторную диагностику и сравнительный анализ изменения показателей готовности к профессиональному самоопределению экспериментальной и контрольной групп подростков. Оценить эффективность разработанной программы, подвести соответствующие итоги работы.
Научная новизна. Как показывает анализ литературы, проблема психологического сопровождения профессионального выбора школьников освещается как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Однако особенности психологического сопровождения профессионального выбора старшеклассников, учитывающие влияние индивидуальных волевых особенностей учащихся, уровень толерантности к неопределенности, умение прогнозировать, степень социализированности личности на готовность к профессиональному самоопределению изучены на сегодняшний день недостаточно.
Теоретическая значимость: Акценты, расставленные в работе, дают теоретическую платформу для дальнейших исследований в области профессионального самоопределения личности: разграничены понятия выбора профессии, профессионального самоопределения, готовности к профессиональному самоопределению, намечен новый подход к понимаю готовности и его компонентов в быстро изменяющихся технологических, экономических, социокультурных условиях.
Практическая значимость:
- Установлены и эмпирически обоснованы психологические факторы, влияющие на готовность к профессиональному самоопределению подростков, которые могут рассматриваться в качестве мишеней психологической работы педагогов-психологов в области профориентационной работы.
- Авторская программа «Путь героя», разработанная на основе анализа результатов эмпирического исследования возможна к применению в средних общеобразовательных учреждениях для повышения уровня готовности к профессиональному самоопределению подростков.
Методологическая основа исследования
- субъектно - деятельный подход, рассматривающий личность как активный субъект деятельности (С.Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова - Славская, Б. Г. Ананьев, A. B. Брушлинский, Е. Н. Волкова, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, В. И. Слободчиков, Б. А. Вяткин, Л. Я. Дорфман, М. Р. Щукин);
- теоретические концепции и эмпирические исследования в области профессионального самоопределения подростков А.А. Азбель, Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова, Л.Б. Шнейдер, В.Р. Имакаева, А. А. Вихман, И.В. Рябцевой, А.В. Голоненко;
- гуманистическая концепция, основанная на исследованиях природы осуществления выбора (К. Л. Зайцев, В. Е. Клочко, И. О. Логинова, Е. А. Лукина, В. И. Слободчиков).
Методы и методики исследования:
Методы исследования: теоретический анализ, анкетирование, диагностика, статистическая обработка результатов.
Методики исследования:
- Методика изучения готовности к выбору профессии (опросник В.Б. Успенского),
- Опросник «Изучение социализированности личности ребенка» (методика М.И. Рожкова),
- Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация А.М. Прихожан,
- Опросник толерантности-интолерантности к неопределенности Т.В. Корниловой,
- Опросник «Волевые качества личности» для подростков М.В. Чумакова.
Математические методы обработки данных:
- метод ранговой корреляции Спирмена;
- U-критерий Манна-Уитни
- H-критерия Краскела-Уоллиса;
- Т - критерий Вилкоксона;
- методы описательной статистики.
База исследования - добровольцы из числа школьников 8-9 -хх классов средних общеобразовательных учреждений г. Казани и г. Ульяновска.
Выборка: в эксперименте приняло участие 41 подросток в возрасте 15-16 лет. Из них 20 составило экспериментальную группу и 21 контрольную.
Структура работы. Диссертация состоит из ведения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Полный объем диссертации составляет 94 страниц, в том числе 9 таблиц, 3 рисунка, 1 диаграмма, 8 гистограмм, 3 приложения. Список использованной литературы состоит из 87 наименований.
Выбор социальных целей во многом определяет будущее общества. В 90е годы молодежь массово стремилась получить профессии юриста, экономиста, менеджера. Это было вызвано созданным образом успешности, финансовой независимости и власти в этих профессиях. То есть, профессия зачастую выбиралась не исходя из содержания деятельности, а исходя из выбора определенного образа жизни, в контекст которого встраивается профессия, как одно из средств построения счастливого будущего.
Оптимальность выбора профессии должна обосновываться личностным самоопределением подростка, его жизненными планами, стратегией развития, а также психологическими особенностями. Готовность личности к профессиональному выбору, раскрытию своего творческого и интеллектуального потенциала выступают основным условием успешности достижения намеченного профессионального маршрута.
Степень научной разработанности темы. Различные аспекты становления личности в процессе общего и профессионального обучения стали объектом изучения таких ученых как Б. Г. Ананьев, Л.И. Божович, Е.А. Климов, Ф. Зеер, Н. С. Пряжников, С.Н. Чистякова, и др. В своих работах они продемонстрировали необходимость учета знаний, навыков, мотивации к обучению, творческих и интеллектуальных способностей и способов их применения и развития. Проблемы ценностных ориентаций, мотивации, направленности интересов, определяющих процесс профессионального самоопределения, отражены в работах Е.В. Акимовой, Г.С. Алтеновой, Г.Е. Зборовского, В.Н. Косырева, В. Б. Ольшанского, В. А. Ядова.
Теоретические и практические аспекты психологического сопровождения отражены в исследованиях Э. М. Александровской, А. Г. Асмолов, И.С. Арона, М. Р. Битяновой, Р. В. Овчаровой, И. В. Дубровиной и др. Особое внимание авторы уделяют видам, способам, инструментам и условиям создания психологической помощи. Ю. П. Поваренков раскрывает психологическую структуру профессионального самоопределения, описывает его основную функцию, которая не сводится лишь к вопросу выбора профессии. Предпринята попытка выявить факторы, активизирующие процесс профессионального самоопределения и формы его поведенческого проявления.
Несмотря на многочисленные теоретические и методические разработки в области профессионального самоопределения, авторами отмечается недостаточная подготовленность выпускников школ к осознанному выбору профессии [46].
Исследования ученых направлены и на поиск моделей психологического сопровождения учащихся, направленных формирование у школьников способностей, позволяющих работать с собственным сознанием. Следует учитывать, что при создании таких программ необходимо ориентироваться не только на склонности и таланты учащихся, но и их психологические особенности. Данный процесс в условиях введения профильного обучения обуславливает поиск таких моделей, однако на сегодняшний день актуальных программ, соответствующих запросам профессиональной сферы, направленных на работу с внутренним «Я» для формирования понимания индивидуальных потребностей, задатков, способностей, интересов, в сфере образования нет. [53]
Анализ «отечественной» и «зарубежной» литературы позволил выявить диссонанс между необходимостью оказания психологического сопровождения ученика в профессиональном самоопределении и недостаточной эмпирической и теоретической разработанностью данной темы.
В связи с этим возникает проблема исследования: программы психологического сопровождения профессионального выбора старшеклассников должны способствовать формированию положительной «Я- концепции» подростка, повышать уровень самостоятельности и готовности к новизне, принимать решения и реализовывать их в условиях резко изменяющегося окружения.
Объект исследования: готовность подростков к профессиональному самоопределению.
Предмет исследования: психологические факторы, влияющие на готовность к профессиональному самоопределению.
Цель исследования: выявить психологические факторы, влияющие на готовность к профессиональному самоопределению подростков.
Гипотезы исследования:
1. Готовность к профессиональному самоопределению подростка определяется его самооценкой, социальной адаптацией, толерантностью к неопределенности и волевыми качествами.
2. Воздействие (стимуляция) на вышеуказанные показатели повышают готовность школьника к профессиональному самоопределению
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ исследований в области профориентации подростков с целью выявить особенности профессионального самоопределения подростков, раскрыть понятия: самоопределение,профессиональное самоопределение, готовность к профессиональному самоопределению.
2. На основании теоретического анализа сконструировать дизайн исследования, позволяющий определить уровень и специфику готовности к профессиональному самоопределению подростка и влияющих на профессиональную готовность психологических факторов.
3. Составить и апробировать в пилотажном исследовании пакет диагностических методик, определить критерии отбора исследуемых.
4. Сформировать экспериментальную и контрольную группы, провести первичную диагностику испытуемых. Эмпирически выявить взаимосвязь готовности к профессиональному самоопределению с диагностируемыми компонентами.
5. Разработать и апробировать тренинговую программу психолого - педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков.
6. Провести повторную диагностику и сравнительный анализ изменения показателей готовности к профессиональному самоопределению экспериментальной и контрольной групп подростков. Оценить эффективность разработанной программы, подвести соответствующие итоги работы.
Научная новизна. Как показывает анализ литературы, проблема психологического сопровождения профессионального выбора школьников освещается как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Однако особенности психологического сопровождения профессионального выбора старшеклассников, учитывающие влияние индивидуальных волевых особенностей учащихся, уровень толерантности к неопределенности, умение прогнозировать, степень социализированности личности на готовность к профессиональному самоопределению изучены на сегодняшний день недостаточно.
Теоретическая значимость: Акценты, расставленные в работе, дают теоретическую платформу для дальнейших исследований в области профессионального самоопределения личности: разграничены понятия выбора профессии, профессионального самоопределения, готовности к профессиональному самоопределению, намечен новый подход к понимаю готовности и его компонентов в быстро изменяющихся технологических, экономических, социокультурных условиях.
Практическая значимость:
- Установлены и эмпирически обоснованы психологические факторы, влияющие на готовность к профессиональному самоопределению подростков, которые могут рассматриваться в качестве мишеней психологической работы педагогов-психологов в области профориентационной работы.
- Авторская программа «Путь героя», разработанная на основе анализа результатов эмпирического исследования возможна к применению в средних общеобразовательных учреждениях для повышения уровня готовности к профессиональному самоопределению подростков.
Методологическая основа исследования
- субъектно - деятельный подход, рассматривающий личность как активный субъект деятельности (С.Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова - Славская, Б. Г. Ананьев, A. B. Брушлинский, Е. Н. Волкова, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, В. И. Слободчиков, Б. А. Вяткин, Л. Я. Дорфман, М. Р. Щукин);
- теоретические концепции и эмпирические исследования в области профессионального самоопределения подростков А.А. Азбель, Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова, Л.Б. Шнейдер, В.Р. Имакаева, А. А. Вихман, И.В. Рябцевой, А.В. Голоненко;
- гуманистическая концепция, основанная на исследованиях природы осуществления выбора (К. Л. Зайцев, В. Е. Клочко, И. О. Логинова, Е. А. Лукина, В. И. Слободчиков).
Методы и методики исследования:
Методы исследования: теоретический анализ, анкетирование, диагностика, статистическая обработка результатов.
Методики исследования:
- Методика изучения готовности к выбору профессии (опросник В.Б. Успенского),
- Опросник «Изучение социализированности личности ребенка» (методика М.И. Рожкова),
- Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация А.М. Прихожан,
- Опросник толерантности-интолерантности к неопределенности Т.В. Корниловой,
- Опросник «Волевые качества личности» для подростков М.В. Чумакова.
Математические методы обработки данных:
- метод ранговой корреляции Спирмена;
- U-критерий Манна-Уитни
- H-критерия Краскела-Уоллиса;
- Т - критерий Вилкоксона;
- методы описательной статистики.
База исследования - добровольцы из числа школьников 8-9 -хх классов средних общеобразовательных учреждений г. Казани и г. Ульяновска.
Выборка: в эксперименте приняло участие 41 подросток в возрасте 15-16 лет. Из них 20 составило экспериментальную группу и 21 контрольную.
Структура работы. Диссертация состоит из ведения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Полный объем диссертации составляет 94 страниц, в том числе 9 таблиц, 3 рисунка, 1 диаграмма, 8 гистограмм, 3 приложения. Список использованной литературы состоит из 87 наименований.
Представленная тема диссертационного исследования является актуальной в условиях изменений экономической, технологической, социокультурных сфер и развития общества в целом. Анализ теоретического материала показал, что серия проблем в области профессионального ориентирования остается открытой, это, прежде всего, вопрос выделения факторов, влияющих на готовность к профессиональному самоопределению, и задача разработки комплекса эффективных профориентационных мероприятий, необходимость которого подтверждается правовыми актами на международном и государственном уровне.
В рекомендациях Международной организации труда № 150 от 23.06.1975г. особое внимание уделяется важности расширения системы профессиональной ориентации, которая будет доступна всем заинтересованным лицам вне зависимости от социального положения, возраста, физических и умственных ограничений. Эта система должна охватывать все профориентационные сферы: помощь в выборе профессии, профессиональную подготовку, создавать перспективы продвижения по работе и т.д. Основными целями программы профессиональной ориентации для детей и подростков должно стать предоставление «основы для выбора вида образования или профессиональной подготовки с учетом их склонностей, способностей и интересов, а также возможностей занятости». Такие программы должны быть «совместимы с правом на свободный выбор рода занятий ... а также с правом на образование» [44].
Основополагающие принципы профориентационной политики государства закреплены основным документом - Конституцией Российской Федерации, на основании которой разработаны Федеральные законы и нормативно-правовые акты.
За учебными заведениями закреплена обязанность подготовки учащихся к профессиональному выбору, которая реализуется в самом образовательном процессе и оказании профориентационной помощи психолого-педагогической службы учреждения.
Однако, несмотря на обширную законодательную базу в сфере профессионального ориентирования, большое количество молодых людей трудятся не по специальности, что свидетельствует о недостаточности проводимых профориентационных работ или не соответствии их поставленным целям. Данная проблема связана, прежде всего, с нехваткой профессиональных кадров и слабым финансированием этого направления работ или финансированием малоэффективных мероприятий, не дающих качественных результатов.
Следует отметить, что пик проблемы профессионального выбора, приходится на подростковый возраст, который характеризуется эмоциональной нестабильностью, сомнениями, «поиском себя». Этот «пик» вызван внешними обстоятельствами: необходимостью определения в возрасте 15 лет дальнейшего образовательного маршрута, исходя из этого, зачастую подростком решается не задача выбора профессиональной сферы, а вопрос следующего этапа обучения. При этом, как отмечает Л.И. Божович [22], реальное профессиональное самоопределение, когда выбор профессии совпадает с жизненными ценностями и смыслами личности, приходится только на поздний период юношества, т.е. на студенческий период или начало трудовой деятельности, фактически это означает, что подросток не имеет достаточную психологическую зрелость для профессионального самоопределения.
В совокупности приведенные выше внутренние и внешние факторы значительно осложняют как профессиональное самоопределение самого подростка, так и оказание эффективной поддержки со стороны психолого-педагогических и профориентационных служб.
Рассмотренные в исследовании профориентационные программы направлены в основном на расширении знаний о профессиях, профпригодности и личностных склонностей, то есть на реализацию «треугольника Е.А. Климова» - «хочу - могу - надо». Однако готовность к самоопределению, намного сложнее предлагаемой концепции, ее сущность предполагает актуализацию личностных конструктов и процессов, набор которых различается в трудах разных исследователей.
При разработке программ в профориентационной области необходимо учитывать указанные аспекты. Программа должна, прежде всего, помочь структурировать активированный в силу возрастных особенностей поиск ответов на вопросы «кто Я?», о своем месте в обществе, обозначить широту профессиональной сферы, но в то же время помочь сформировать индивидуальный круг трудовых интересов, который может состоять из полярных отраслей трудовой деятельности, помочь актуализировать и развить личностные качества и конструкты, влияющие на успешность процесса самоопределения. Именно в этом направлении продвигалось данное исследование.
В основу работы легло следующее понимание готовности к профессиональному самоопределению - это психическое состояние, характеризующееся активизацией внутренних структур (личностных качеств и конструктов), направленных на осознанное, свободное, самостоятельное формирование профессионально-образовательных целей и планов через поиск социальной реализации личности.
На основании первичных исследований и анализа теоретического материала, через раскрытие понятий «самоопределение», «выбор», «готовность», была определена совокупность факторов, влияющих на готовность к профессиональному самоопределению: самооценка, социальная адаптация, эмоционально-волевые качества личности, гибкость мышления, стремление к новому, креативность. Полученные данные позволили разработать авторскую программу, направленную на формирование готовности к профессиональному самоопределению, основной задачей которой стала актуализация именно этих сфер личности.
В ходе эксперимента были выявлены компоненты волевой сферы - целеустремленность и самостоятельность, социализации - автономность и социальная адаптация, влияющие на готовность к профессиональному самоопределению. Кроме того, было установлено опосредованное влияние на готовность таких факторов, как «социальная активность», «решительность» через фактор «самооценка» и «ответственность», «инициативность», «настойчивость» через «автономность». Тренинговые упражнения, направленные на развитие указанных факторов в целом дали положительные результаты, повлиявшие на повышение уровня готовности к профессиональному самоопределению.
Актуализация процесса самоопределения в профессиональной сфере положительно повлияло на развитие гибкости, поиска новых решений, креативности.
В процессе эксперимента и в результате анализа полученных данных открылись новые горизонты дальнейшего исследования:
- сформированную программу необходимо усилить в области развития дисциплинированности и социальной смелости (раскрепощенность, проработка страха совершения ошибок);
- профориентационные программы должны иметь разную направленность: если у «неготовых» школьников наблюдается инфантилизм и отсутствие процесса поиска смыслов, а «готовые» сталкиваются с вопросом формирования и (или) совершенствования личностных качеств и конструктов, а также страхом непосредственного осуществления выбора, то мероприятия и тренинговые упражнения для этих групп должны соответствовать задачам.
В рекомендациях Международной организации труда № 150 от 23.06.1975г. особое внимание уделяется важности расширения системы профессиональной ориентации, которая будет доступна всем заинтересованным лицам вне зависимости от социального положения, возраста, физических и умственных ограничений. Эта система должна охватывать все профориентационные сферы: помощь в выборе профессии, профессиональную подготовку, создавать перспективы продвижения по работе и т.д. Основными целями программы профессиональной ориентации для детей и подростков должно стать предоставление «основы для выбора вида образования или профессиональной подготовки с учетом их склонностей, способностей и интересов, а также возможностей занятости». Такие программы должны быть «совместимы с правом на свободный выбор рода занятий ... а также с правом на образование» [44].
Основополагающие принципы профориентационной политики государства закреплены основным документом - Конституцией Российской Федерации, на основании которой разработаны Федеральные законы и нормативно-правовые акты.
За учебными заведениями закреплена обязанность подготовки учащихся к профессиональному выбору, которая реализуется в самом образовательном процессе и оказании профориентационной помощи психолого-педагогической службы учреждения.
Однако, несмотря на обширную законодательную базу в сфере профессионального ориентирования, большое количество молодых людей трудятся не по специальности, что свидетельствует о недостаточности проводимых профориентационных работ или не соответствии их поставленным целям. Данная проблема связана, прежде всего, с нехваткой профессиональных кадров и слабым финансированием этого направления работ или финансированием малоэффективных мероприятий, не дающих качественных результатов.
Следует отметить, что пик проблемы профессионального выбора, приходится на подростковый возраст, который характеризуется эмоциональной нестабильностью, сомнениями, «поиском себя». Этот «пик» вызван внешними обстоятельствами: необходимостью определения в возрасте 15 лет дальнейшего образовательного маршрута, исходя из этого, зачастую подростком решается не задача выбора профессиональной сферы, а вопрос следующего этапа обучения. При этом, как отмечает Л.И. Божович [22], реальное профессиональное самоопределение, когда выбор профессии совпадает с жизненными ценностями и смыслами личности, приходится только на поздний период юношества, т.е. на студенческий период или начало трудовой деятельности, фактически это означает, что подросток не имеет достаточную психологическую зрелость для профессионального самоопределения.
В совокупности приведенные выше внутренние и внешние факторы значительно осложняют как профессиональное самоопределение самого подростка, так и оказание эффективной поддержки со стороны психолого-педагогических и профориентационных служб.
Рассмотренные в исследовании профориентационные программы направлены в основном на расширении знаний о профессиях, профпригодности и личностных склонностей, то есть на реализацию «треугольника Е.А. Климова» - «хочу - могу - надо». Однако готовность к самоопределению, намного сложнее предлагаемой концепции, ее сущность предполагает актуализацию личностных конструктов и процессов, набор которых различается в трудах разных исследователей.
При разработке программ в профориентационной области необходимо учитывать указанные аспекты. Программа должна, прежде всего, помочь структурировать активированный в силу возрастных особенностей поиск ответов на вопросы «кто Я?», о своем месте в обществе, обозначить широту профессиональной сферы, но в то же время помочь сформировать индивидуальный круг трудовых интересов, который может состоять из полярных отраслей трудовой деятельности, помочь актуализировать и развить личностные качества и конструкты, влияющие на успешность процесса самоопределения. Именно в этом направлении продвигалось данное исследование.
В основу работы легло следующее понимание готовности к профессиональному самоопределению - это психическое состояние, характеризующееся активизацией внутренних структур (личностных качеств и конструктов), направленных на осознанное, свободное, самостоятельное формирование профессионально-образовательных целей и планов через поиск социальной реализации личности.
На основании первичных исследований и анализа теоретического материала, через раскрытие понятий «самоопределение», «выбор», «готовность», была определена совокупность факторов, влияющих на готовность к профессиональному самоопределению: самооценка, социальная адаптация, эмоционально-волевые качества личности, гибкость мышления, стремление к новому, креативность. Полученные данные позволили разработать авторскую программу, направленную на формирование готовности к профессиональному самоопределению, основной задачей которой стала актуализация именно этих сфер личности.
В ходе эксперимента были выявлены компоненты волевой сферы - целеустремленность и самостоятельность, социализации - автономность и социальная адаптация, влияющие на готовность к профессиональному самоопределению. Кроме того, было установлено опосредованное влияние на готовность таких факторов, как «социальная активность», «решительность» через фактор «самооценка» и «ответственность», «инициативность», «настойчивость» через «автономность». Тренинговые упражнения, направленные на развитие указанных факторов в целом дали положительные результаты, повлиявшие на повышение уровня готовности к профессиональному самоопределению.
Актуализация процесса самоопределения в профессиональной сфере положительно повлияло на развитие гибкости, поиска новых решений, креативности.
В процессе эксперимента и в результате анализа полученных данных открылись новые горизонты дальнейшего исследования:
- сформированную программу необходимо усилить в области развития дисциплинированности и социальной смелости (раскрепощенность, проработка страха совершения ошибок);
- профориентационные программы должны иметь разную направленность: если у «неготовых» школьников наблюдается инфантилизм и отсутствие процесса поиска смыслов, а «готовые» сталкиваются с вопросом формирования и (или) совершенствования личностных качеств и конструктов, а также страхом непосредственного осуществления выбора, то мероприятия и тренинговые упражнения для этих групп должны соответствовать задачам.
Подобные работы
- Суверенность как личностный предиктор профессионального самоопределения подростков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2015 - ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ И КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Индивидуальное сопровождение процесса профессионального самоопределения
подростков группы риска
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2023 - Формирование профессионального самоопределения подростков в процессе технического творчества
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - РОЛЬ СЕМЬИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ ПОДРОСТКА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ПОСЕЩАЮЩИХ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Особенности профессионального самоопределения современных
старшеклассников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2020



