УПРАВЛЕНИЕ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ
|
Введение 3
1. Теоретико-методологические аспекты управления малым бизнесом 7
1.1. Сущность понятия управление малым бизнесом в России 7
1.2. Особенности и проблемы управления малыми предприятиями 18
1.3. Тенденции развития малого бизнеса 25
2. Характеристика деятельности ООО «Франчайзинг5» 35
2.1. Исследование динамики основных показателей деятельности ООО
«Франчайзинг5» 35
2.2. Анализ структуры управления предприятием 56
2.3. Оценка эффективности системы управления предприятием 60
3. Совершенствование системы управления предприятием малого бизнеса
ООО «Франчайзинг5» 64
3.1. Предложения по совершенствованию системы управления ООО
«Франчайзинг5 » 64
3.2. Мероприятия по совершенствованию системы управления ООО
«Франчайзинг5» 66
3.3. Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий по
совершенствованию системы управления ООО «Франчайзинг5» 71
Заключение 81
Список использованных источников 83
Приложения
1. Теоретико-методологические аспекты управления малым бизнесом 7
1.1. Сущность понятия управление малым бизнесом в России 7
1.2. Особенности и проблемы управления малыми предприятиями 18
1.3. Тенденции развития малого бизнеса 25
2. Характеристика деятельности ООО «Франчайзинг5» 35
2.1. Исследование динамики основных показателей деятельности ООО
«Франчайзинг5» 35
2.2. Анализ структуры управления предприятием 56
2.3. Оценка эффективности системы управления предприятием 60
3. Совершенствование системы управления предприятием малого бизнеса
ООО «Франчайзинг5» 64
3.1. Предложения по совершенствованию системы управления ООО
«Франчайзинг5 » 64
3.2. Мероприятия по совершенствованию системы управления ООО
«Франчайзинг5» 66
3.3. Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий по
совершенствованию системы управления ООО «Франчайзинг5» 71
Заключение 81
Список использованных источников 83
Приложения
Актуальность данной работы обусловлена тем, что малый бизнес является важным сектором экономики и фактором экономического роста, инновационного развития. Рост экономики государства обуславливают не только крупные бизнес-структуры, но и субъекты малого бизнеса. От количества малых предприятий зависит степень занятости населения, скорость экономического роста, уровень налоговых отчислений. Приходится признать, что в России существует ряд проблем развития малого бизнеса, основное число которых связано с пробелами в законодательной базе.
Проблемы, которые препятствуют развитию малого и среднего бизнеса в РФ, вызваны внутренними и внешними факторами. К внутренним относятся проблемы, существующие внутри отдельно взятой компании и зависящие от управленческой политики. В их число входят: отсутствие у руководителей компании знаний в области рыночной экономики; некомпетентный персонал; плохая система менеджмента; неэффективная маркетинговая политика; большие расходы на уплату налогов и сборов; низкая конкурентоспособность; постоянные расходы, уменьшающие прибыль; отсутствие необходимых финансовых ресурсов для развития организации.
Справиться с внутренними проблемами можно при условии эффективного регулирования деятельности компании со стороны руководства.
К внешним проблемам относятся: жесткий характер и изменчивость налогового законодательства страны; кризис в тех или иных производственных сферах; крупные монополисты в определенных сегментах рынка; высокие кредитные ставки и сложности при оформлении кредитов; отсутствие государственной поддержки.
Справиться с внутренними проблемами можно при условии эффективного регулирования. Внешние факторы не зависят от действий руководителя организации и эффективности принимаемых им решений. В этом случае решить проблемы развития малого бизнеса может лишь государство.
Развитие малого предпринимательства - стратегический приоритет современной политики Правительства России на долгосрочную перспективу. В то же время, несмотря на государственную заинтересованность и всестороннюю помощь, развитие малого предпринимательства в России сдерживается и характеризуется низкой динамикой. Все вышеизложенное определяет научную и практическую значимость исследований в области стратегического развития и управления, подходов и методов изучения факторов активизации малого бизнеса.
Степень научной разработанности проблемы. Среди работ, посвященных предпринимательству, выделяются научные труды Й. Шумпетера, К. Р. Макконнелла, С. Брю, X. Демсетса, М. Фаррела, Д.Стори, Д. Смолбоуна и других. Однако в них не выделяются особенности управления малого предпринимательства и его механизм.
Определенный вклад в научную разработку различных аспектов предпринимательства в России внесли отечественные экономисты: Авдашева С.Б., Блинов А.О., Бугаян И.Р., Виленский А.В., Кетова Н.П., Колесников Ю.С., Наливайский В.Ю., Овчинников В.Н., Радаев В.В., Радченко А.И., Розанова Н.М., Усманова К.Ф., Чепуренко А.Ю., Шулус А.А. и др. Ими рассмотрены условия и проблемы развития малого предпринимательства, механизм государственной поддержки, отдельные аспекты региональной экономической политики организации малого предпринимательства.
Целью исследования является изучение и разработка направлений совершенствования системы управления предприятием малого бизнеса.
Для достижения целей исследования были поставлены следующие задачи:
- исследовать сущность понятия управление малым бизнесом в России в России;
- рассмотреть особенности и проблемы управления малыми предприятиями в России;
- выявить современные тенденции развития малого бизнеса;
- определить основные направления деятельности и представить организационно-экономическую характеристику предприятия малого бизнеса ООО «Франчайзинг»;
- осуществить анализ структуры управления малым предприятием;
- осуществить оценку эффективности системы управления малым предприятием;
- выявить проблемы и разработать мероприятия по совершенствованию системы управления малым предприятием;
- осуществить оценку экономической эффективности предложенных мероприятий.
Объектом исследования является малое предпринимательство в России.
Предметом исследования выступает совокупность организационно - экономических и управленческих отношений, возникающих в процессе управления предприятием малого бизнеса.
Теоретическую основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых в области теории управления, стратегического менеджмента и соответствующие материалы международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций; нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие исследуемые вопросы.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методики исследований, методы стратегического анализа, статистические методы исследования, методики оценки экономической эффективности.
Теоретическая значимость работы заключается в целесообразности и эффективности использования результатов проведенного исследования для дальнейших научных теоретических и прикладных разработок в области механизмов развития и управления малого предпринимательства в России. Основные положения и рекомендации работы могут стать основой для совершенствования системы управления малого предпринимательства в региональной экономике РФ.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов в практической деятельности в совершенствовании механизмов развития и системы управления малого предпринимательства в РФ.
Структура, содержание и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы из 42 наименований. Текст работы включает в себя 41 таблицу, 11 рисунков, 5 приложений.
Проблемы, которые препятствуют развитию малого и среднего бизнеса в РФ, вызваны внутренними и внешними факторами. К внутренним относятся проблемы, существующие внутри отдельно взятой компании и зависящие от управленческой политики. В их число входят: отсутствие у руководителей компании знаний в области рыночной экономики; некомпетентный персонал; плохая система менеджмента; неэффективная маркетинговая политика; большие расходы на уплату налогов и сборов; низкая конкурентоспособность; постоянные расходы, уменьшающие прибыль; отсутствие необходимых финансовых ресурсов для развития организации.
Справиться с внутренними проблемами можно при условии эффективного регулирования деятельности компании со стороны руководства.
К внешним проблемам относятся: жесткий характер и изменчивость налогового законодательства страны; кризис в тех или иных производственных сферах; крупные монополисты в определенных сегментах рынка; высокие кредитные ставки и сложности при оформлении кредитов; отсутствие государственной поддержки.
Справиться с внутренними проблемами можно при условии эффективного регулирования. Внешние факторы не зависят от действий руководителя организации и эффективности принимаемых им решений. В этом случае решить проблемы развития малого бизнеса может лишь государство.
Развитие малого предпринимательства - стратегический приоритет современной политики Правительства России на долгосрочную перспективу. В то же время, несмотря на государственную заинтересованность и всестороннюю помощь, развитие малого предпринимательства в России сдерживается и характеризуется низкой динамикой. Все вышеизложенное определяет научную и практическую значимость исследований в области стратегического развития и управления, подходов и методов изучения факторов активизации малого бизнеса.
Степень научной разработанности проблемы. Среди работ, посвященных предпринимательству, выделяются научные труды Й. Шумпетера, К. Р. Макконнелла, С. Брю, X. Демсетса, М. Фаррела, Д.Стори, Д. Смолбоуна и других. Однако в них не выделяются особенности управления малого предпринимательства и его механизм.
Определенный вклад в научную разработку различных аспектов предпринимательства в России внесли отечественные экономисты: Авдашева С.Б., Блинов А.О., Бугаян И.Р., Виленский А.В., Кетова Н.П., Колесников Ю.С., Наливайский В.Ю., Овчинников В.Н., Радаев В.В., Радченко А.И., Розанова Н.М., Усманова К.Ф., Чепуренко А.Ю., Шулус А.А. и др. Ими рассмотрены условия и проблемы развития малого предпринимательства, механизм государственной поддержки, отдельные аспекты региональной экономической политики организации малого предпринимательства.
Целью исследования является изучение и разработка направлений совершенствования системы управления предприятием малого бизнеса.
Для достижения целей исследования были поставлены следующие задачи:
- исследовать сущность понятия управление малым бизнесом в России в России;
- рассмотреть особенности и проблемы управления малыми предприятиями в России;
- выявить современные тенденции развития малого бизнеса;
- определить основные направления деятельности и представить организационно-экономическую характеристику предприятия малого бизнеса ООО «Франчайзинг»;
- осуществить анализ структуры управления малым предприятием;
- осуществить оценку эффективности системы управления малым предприятием;
- выявить проблемы и разработать мероприятия по совершенствованию системы управления малым предприятием;
- осуществить оценку экономической эффективности предложенных мероприятий.
Объектом исследования является малое предпринимательство в России.
Предметом исследования выступает совокупность организационно - экономических и управленческих отношений, возникающих в процессе управления предприятием малого бизнеса.
Теоретическую основу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных ученых в области теории управления, стратегического менеджмента и соответствующие материалы международных, всероссийских и региональных научно-практических конференций; нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие исследуемые вопросы.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные методики исследований, методы стратегического анализа, статистические методы исследования, методики оценки экономической эффективности.
Теоретическая значимость работы заключается в целесообразности и эффективности использования результатов проведенного исследования для дальнейших научных теоретических и прикладных разработок в области механизмов развития и управления малого предпринимательства в России. Основные положения и рекомендации работы могут стать основой для совершенствования системы управления малого предпринимательства в региональной экономике РФ.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов в практической деятельности в совершенствовании механизмов развития и системы управления малого предпринимательства в РФ.
Структура, содержание и объем работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы из 42 наименований. Текст работы включает в себя 41 таблицу, 11 рисунков, 5 приложений.
В соответствии с целью исследования - изучение и разработка направлений совершенствования системы управления предприятием малого бизнеса - были получены результаты и сделаны следующие выводы:
1. малым бизнесом признается предпринимательская деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики по установленным законом критериям. К малым относятся предприятия, которые характеризуются небольшим количеством работников и объемами производства, значительной частью рисковой деятельности, собственник которого самостоятельно принимает управленческие решения для получения прибыли и несет полную ответственность за результаты хозяйствования;
2. управление малым бизнесом необходимо рассматривать как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий - функций управления. К функциям управления малым и микробизнесом отнесем: маркетинг, планирование, организация, мотивация, контроль, учет и анализ;
3. анализ коэффициентов финансовой устойчивости позволяет диагностировать невысокую степень финансовой зависимости ООО «Франчайзинг5» от заемных средств и средний уровень финансовой устойчивости в 2018 году. В 2018 году наблюдается существенное снижение всех финансовых результатов деятельности ООО «Франчайзинг5». Кредиторская задолженность, напротив, за рассматриваемый период времени показала положительную динамику. Показатели ликвидности ООО «Франчайзинг5» за рассматриваемый период времени находятся в рамках установленных норм не все: например, коэффициент абсолютной ликвидности в 2018 году составил 0,1, что не является нормой. Показатели финансовой устойчивости деятельности ООО «Франчайзинг5» за рассматриваемый период времени 2016-2018 гг. показали негативную тенденцию. Для ООО «Франчайзинг5» характерен тип «абсолютная финансовая устойчивость» - собственных источников недостаточно, но собственные и долгосрочные источники превышают запасы и затраты. За счет реструктуризации баланса ООО «Франчайзинг5» появится возможность повысить ликвидность (в дальнейшем целесообразно направление свободных средств на увеличение активов).
4. для ООО «Франчайзинг5» предложено реструктурировать баланс (целесообразно сократить обязательства для целей повышения текущей ликвидности, а также увеличить денежные средства, для того, чтобы повысить абсолютную ликвидность), разработать бюджетный регламент, стимулировать маркетинговую деятельность.
Размер кредиторской задолженности предложено снизить с 7071 тыс. руб. до 988,6 тыс. руб. (коэффициент текущей ликвидности удастся повысить до нормативного значения 2,0).
Размер денежных средств целесообразно увеличить до 132,3 тыс. руб. (коэффициент абсолютной ликвидности удастся повысить до нормативного значения 0,2).
В рамках предложения по внедрению бюджетного регламента предложено разработать:
- Положение о бюджетном планировании.
- Положение о мотивации персонала.
- Положение о порядке оперативного финансового планирования и исполнения платежей.
Также необходимо внедрить новую штатную единицу - маркетолога, приобрести маркетинговый обзор рынка. К концу 2019 года от внедрения проектных мероприятий ООО «Франчайзинг5» удастся обеспечить чистую прибыль до 7976,8 тыс. руб. NPV проекта составит 294,9 тыс. руб.
1. малым бизнесом признается предпринимательская деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики по установленным законом критериям. К малым относятся предприятия, которые характеризуются небольшим количеством работников и объемами производства, значительной частью рисковой деятельности, собственник которого самостоятельно принимает управленческие решения для получения прибыли и несет полную ответственность за результаты хозяйствования;
2. управление малым бизнесом необходимо рассматривать как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий - функций управления. К функциям управления малым и микробизнесом отнесем: маркетинг, планирование, организация, мотивация, контроль, учет и анализ;
3. анализ коэффициентов финансовой устойчивости позволяет диагностировать невысокую степень финансовой зависимости ООО «Франчайзинг5» от заемных средств и средний уровень финансовой устойчивости в 2018 году. В 2018 году наблюдается существенное снижение всех финансовых результатов деятельности ООО «Франчайзинг5». Кредиторская задолженность, напротив, за рассматриваемый период времени показала положительную динамику. Показатели ликвидности ООО «Франчайзинг5» за рассматриваемый период времени находятся в рамках установленных норм не все: например, коэффициент абсолютной ликвидности в 2018 году составил 0,1, что не является нормой. Показатели финансовой устойчивости деятельности ООО «Франчайзинг5» за рассматриваемый период времени 2016-2018 гг. показали негативную тенденцию. Для ООО «Франчайзинг5» характерен тип «абсолютная финансовая устойчивость» - собственных источников недостаточно, но собственные и долгосрочные источники превышают запасы и затраты. За счет реструктуризации баланса ООО «Франчайзинг5» появится возможность повысить ликвидность (в дальнейшем целесообразно направление свободных средств на увеличение активов).
4. для ООО «Франчайзинг5» предложено реструктурировать баланс (целесообразно сократить обязательства для целей повышения текущей ликвидности, а также увеличить денежные средства, для того, чтобы повысить абсолютную ликвидность), разработать бюджетный регламент, стимулировать маркетинговую деятельность.
Размер кредиторской задолженности предложено снизить с 7071 тыс. руб. до 988,6 тыс. руб. (коэффициент текущей ликвидности удастся повысить до нормативного значения 2,0).
Размер денежных средств целесообразно увеличить до 132,3 тыс. руб. (коэффициент абсолютной ликвидности удастся повысить до нормативного значения 0,2).
В рамках предложения по внедрению бюджетного регламента предложено разработать:
- Положение о бюджетном планировании.
- Положение о мотивации персонала.
- Положение о порядке оперативного финансового планирования и исполнения платежей.
Также необходимо внедрить новую штатную единицу - маркетолога, приобрести маркетинговый обзор рынка. К концу 2019 года от внедрения проектных мероприятий ООО «Франчайзинг5» удастся обеспечить чистую прибыль до 7976,8 тыс. руб. NPV проекта составит 294,9 тыс. руб.
Подобные работы
- Совершенствование управления малым бизнесом (08.00.05)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - РАЗВИТИЕ МОДЕЛЕЙ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
МАЛЫМ БИЗНЕСОМ В УСЛОВИЯХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПАНДЕМИИ
Диссертация , менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2020 - Управление малым бизнесом в современных условиях
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2020 - Управление организационной структурой малого бизнеса
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2007 - МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМИ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ НА ОСНОВЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЛИНГА
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ МАЛЫМ БИЗНЕСОМ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ЭНЕРГОРЕМОНТМОНТАЖ»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Особенности управления малой организацией»
(На примере ООО «Колобок»).
Курсовые работы, предпринимательство. Язык работы: Русский. Цена: 1700 р. Год сдачи: 2009 - Финансовая поддержка малого бизнеса в регионе
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Механизмы управления персоналом на предприятиях малого бизнеса с учетом зарубежного опыта
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



