Введение
Глава I. Телесность как объект философской и научной рефлексии
1.1. Классические и неклассические представления о телесности
1.2. Опыт сознания - опыт телесности: диалектика феноменов
Глава II. Познание как телесный энактивированный опыт
2.1. Тело как когнитивный инструмент
2.2. Познающий субъект и среда в контексте «воплощенного познания»
Заключение
Список литературы
Исследование феномена телесности является одним из основных трендов развития современной науки и философии. Традиционное понимание тела, разграничивающее познание и телесность, внутренний мир человека и его внешнее атрибутирование,устарело. Междисциплинарный характер современной науки накладывает существенный отпечаток на проблематизацию телесности. Новые «открытия тела» в нейробиологии, квантовой физике, эпистемологии, когнитивистике требуют целостного и системного теоретического осмысления человеческой телесности.
Яркая палитра исследований конца XX века, посвященных телесности, определяет изменение и концептуального аппарата, и методологии изучения первоначально считавшейся бинарной оппозиции «мышление - тело». На смену классическим представлениямо мышлении как процессе, изолированном от телесных практик, приходит так называемый телесно ориентированный подход, акцентирующий внимание на телесной структуре познающего агента.
В контексте телесно ориентированного и энактивного подхода познание рассматривается как эмерджентный феномен, возникающий благодаря взаимодействию тела, мозга, сознания и окружающей среды. При этом познающий субъект не просто обрабатывает получаемую извне информацию, но является со-творцом реальности.
Исследование телесности в рамках парадигмы энактивизма позволяет устранить брешь между различными научными дисциплинами, такими как теория биологической эволюции, нейрофизиология, эпистемология, и доказать, что познание укоренено в жизни, а жизнь есть познание.
Степень научной разработанности проблемы
Исследование взаимоотношений духовного и ментального характерно как для античной философии и эпохи Средневековья, так и для периода Возрождения и Нового Времени. Однако тело и душа первоначально рассматривались философами как две различные и не сводимые друг к другу субстанции. Впервые ошибочность такого противопоставления, на наш взгляд, выразил Б.Спиноза, утверждавший изначальное единство сознания и тела, разума и воли.
Определяющими для развития телесно ориентированного подхода стали работы философов феноменологического направления: Э. Гуссерля, А. Бергсона, М. Мерло-Понти. Рассматривая телесность как феномен, выражающий зависимость познания от движения и восприятия, они приходят к выводу, что тело, являясь дуальным образованием, в то же время лишено двойственности.
Положение о включенности когнитивных способностей познающего агента в окружающую среду высказывалось представителями эволюционной эпистемологии К. Лоренцом, Р. Ридлем и Ф. Вукетичем. Развитие эволюционной эпистемологии обусловлено влиянием биологической теории эволюции на философию. В рамках данного подхода исследуется когнитивный аппарат человека и его эволюционное происхождение; познавательные возможности человека рассматриваются как результат эволюции.
Влияние нейрофизиологии мозга на особенности протекания ментальных процессов рассматриваются нейробиологами А. Дамасио, К. Фритом. Например, они изучают биологический базис наших чувств, и то как эмоции влияют на принятие нами взвешенных и рациональных решений.
В рамках данной работы ключевое значение имеет эпистемологическое направление. В современной постнеклассической эпистемологии на базе различных дисциплинарных областей получил развитие телесно ориентированный подход: на базе нейрофизиологии (А. Дамасио), нейробиологии и когнитивистики (У. Матурана, Ф. Варела, Г. Рот), психологии и философии (П. К. Анохин, Ж. Пиаже, Ю. М. Шилков), лингвистики и нейролингвистики (Дж. Лакофф, М. Джонсон), литературоведения (Х. У. Гумбрехт), исторической антропологии (Д. Кампер и К. Вульф).
Современный вклад в развитие энактивизма вносят исследователи сектора эволюционной эпистемологии Института философии РАН - Е.Н. Князева иИ.А. Бескова. Говоря о конструктивистском характере процесса познания, они утверждают его фундаментальную воплощенность и обусловленность телесным опытом.
Объектом настоящего исследования выступает познание как телесно детерминированный феномен.
Предметом является познание как телесный энактиврованный опыт.
Цель данной работы предполагаетпроведениеэкспликации когнитивного потенциала телесности в условиях субъектно-средового взаимодействия.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1. Проследить эволюцию философских представлений о телесности в античности, средневековье, периоды Возрождения и Нового времени; дифференцировать исследовательские подходы.
2. Исследовать логико-методологические изучения телесности, в том числе осмыслить телесную обусловленность ментальных процессов.
3. Проанализировать феноменологическое понимание живой телесности в отличие от объективной трактовки тела в научной традиции.
4. Систематизировать основные подходы к пониманию телесности в дискурсе воплощенного и энактивированного познания.
Методологическая основа исследования
Междисциплинарный характер данного исследования определил пул используемых методов. Кроме традиционных общенаучных методов, таких как анализ и синтез, моделирование и идеализация, конкретизация и абстрагирование, были использованы:
1. диалектический метод, который способствовал комплексному рассмотрению когнитивных явлений и процессовв их взаимообусловленности и динамике;
2. метод историко-философской компаративистики: использование данного метода было обусловлено необходимостью проследить эволюцию концепта телесность, а также трансформацию взаимоотношений между телом, сознанием, мозгом в процессе когнитивной деятельности субъекта;
3. синергетический подход, благодаря которому объекты, явления и процессы изучены как сложные открытые системы, для которых характерна самоорганизация.
Кроме того, в работе автор в интерпретации феномена телесности опирался на феноменологический, деятельностный, системный подходы, а также концепцию энактивированного познания.
Очевидно, что проведение подобного исследования было бы невозможным без использования различных герменевтических стратегий. Разумеется, невозможно исключить некоторые интерпретативные моменты, однако автор пытался придерживаться исключительно аналитической позиции, используя в качестве базового герменевтического приема анализ, а не субъективные трактовки и истолкования.
Структура работы
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. В первой главе телесность рассматривается как объект философской и научной рефлексии. Вторая глава посвящена изучению процесса познания как телесного энактивированного опыта.
Осуществленный анализ философско-эпистемологических предпосылок формирования представлений о взаимообусловленности телесных практик и мышления в различные периоды западноевропейской философии (от греческой классики сквозь мир Средневековья, Возрождения и Нового времени до современных исследований в рамках когнитивной науки) показал, что оппозиция тела и сознания представляется неправомерной и ошибочной. Сознание представляется отелесненным, а тело является воспринимающим и мыслящим.
В последние десятилетия XX века благодаря осознанию недостаточности и противоречивости вычислительного подхода к объяснению познавательных процессов, начал интенсивно развиваться телесно ориентированный подход. В рамках данного подхода акцент ставится на телесной структуре, телесной облаченности познающего агента и, следовательно, постулируется телесная детерминация процесса познания. Но в то же время это не означает, что свойства сознания могут быть выведены или предсказаны из специфики телесной организации познающего существа. Изучая когнитивную деятельность человека необходимо всегда учитывать «обратную сторону Луны», стремиться взглянуть «за зеркало» (К.Лоренц), т.е. исследовать процесс познания как эмерджентный феномен, возникающий при взаимодействии тела, мозга и сознания.
Сегодня философия сознания активно использует опытные наработки других дисциплин для изучения собственных объектов. Например, можно выделить ряд положений квантовой физики, способствующих изучению познавательных процессов. Возьмем редукцию волновой функции, или мгновенное изменение описания квантового состояние объекта, происходящее при измерении. В рамках телесно ориентированного подхода данный принцип накладывается на акты схватывания телесности, «квантовое» состояние человека изменяется при его «измерении». В аспекте квантовой методологии становится очевидной целостность внутреннего мира человека, неустранимая связь телесности и сознания. В рамках квантово-механической картины мира наблюдатель создает, творит свою реальность, поскольку предположения наблюдателя и поставленные в соответствии с ними эксперименты создают определенные свойства объекта (проблема корпускулярно-волнового дуализма).
Холистический подход, настаивающий на целостности восприятия и понимания духа и тела, находится в фокусе феноменологических традиций М. Мерло-Понти. Основная интуиция работ французского философа - показать исходную дорефлексивную связь человека с миром. Он ставит перед собой цель объединить, «примирить» сознание человека с опытом его собственного тела, но в то же время предостерегает от излишней идеализации и натурализации тела, тело должно рассматриваться в фокусе воплощенного познания, и лишь это даст возможность выйти на понимание объективного тела и объективного сознания. Исследователь вводит понятие «телесная схема» для описания сети реальных и гипотетических взаимоотношений организма с внешним миром. Тело - это точка отсчета, в ней воедино соединены случайное и закономерное, условное и причинное. Телесная схема не должна трактоваться как изначально заданная и неизменная карта, поскольку она постоянно находится в процессе непрерывного становления от целого к частям. Под сознанием в данной перспективе понимается деятельность, направленная на создание, поддержание и реорганизацию целостной телесной схемы. Телесная организация и мышление существуют в единстве. Поскольку, с одной стороны, человек должен быть функциональным целым и не может быть привязан исключительно к телесной организации, а с другой стороны, только телесная организация может оживить мышление.
В рамках разрабатываемой Ф. Варелой концепции «энактивированное познание» постулируется, что не только мозг и тело, но также познающий субъект и окружающий мир циклически детерминированы: мы создаем свой жизненный мир, но в то же время сами являемся результатом творения, мы изменяем среду и изменяемся от среды. Энактивисткий подход базируется на идее об активной природе процесса познания - деятельность субъекта является основной формой познавательных процессов. Познание становится возможным благодаря действию: посредством двигательной активности формируется интеллект и когнитивные способности живого организма, как в онтогенетическом, так и в филогенетическом плане.
Сознание как сложная система операционально замкнута - она одновременно отделена от мира, и связана с ним множеством прямых и обратных связей. С помощью демаркационной линии (мембраны) организм извлекает из окружающей среды необходимую ему информацию, но в то же время остается обособленным от мира, трансформируясь, он остается целостным, поддерживая свою идентичность.
Мир не дается субъекту в готовом виде, он строит его посредством своего опыта исходя из конкретных особенностей своей телесной, психической, ментальной организации. Таким образом, жизненный мир (когнитивная ниша) творится и конструируется познающим субъектом. На смену вопросу «что я могу знать?» приходят вопросы «что я должен знать?» и «где границы моего знания?».
Таким образом, концепт «энактивированное познание», базирующийся на понимании телесно опосредованного характера человеческого существования, позволяет эффективно осмыслять быстроизменяющийся, многомерный мир и человека в нем, и тем утверждает себя в качестве актуального философского концепта, обладающего несомненным эвристическим потенциалом, дающим мощный импульс научному поиску.
1. Аристотель. Метафизика [Электронный ресурс] URL:
http://www.gumer.info/bogoslov _Buks/Philos/ arist/ metaf.php, свободный. - Проверено: 05.06.2018.
2. Аристотель. О возникновении животных [Электронный ресурс] URL: http://simposmm.m/ra/node/977#_ftn4, свободный. - Проверено: 05.06.2018.
3. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки [Электронный ресурс] / В.И. Аршинов. - М.: ИФ РАН, 1999. - 203 с. URL: https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/1999/Arshinov_Sin_1.pdf, свободный. - Проверено: 05.06.2018.
4. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта [Электронный ресурс] URL: http://pedlib.rU/Books/6/0381/6_0381-4.shtml#book_page_top, свободный. - Проверено: 05.06.2018.
5. Варела Ф. Автономность и аутопоэз [Электронный ресурс] / Ф. Варела //
Дискурс радикального конструктивизма / Цоколов С.А.. - Мюнхен: Phren, 2000. - С. 245-258. URL: http://www.vixri.ru/d3/Cokolov%20S.%20-
%20Diskurs%20radikalnogo%20konstruktivizma%20(2000).pdf, свободный. - Проверено: 05.06.2018.
6. Васильев В.В. Трудная проблема сознания [Электронный ресурс] URL: http://ecsocman.hse.ru/ data/2010/03/05/1211343133/003_Na_puti_k_Trudnoj_ probleme_18-53.pdf
7. Ватцлавик П. Адаптация к действительности или адаптированная «реальность»? [Электронный ресурс] / П. Ватцлавик // Дискурс радикального конструктивизма / Цоколов С.А.. - Мюнхен: Phren, 2000. - С. 31-48. URL: http://www.vixri.ru/d3/Cokolov%20S.%20-%20Diskurs%20radikalnogo%20 konstruktivizma%20(2000).pdf, свободный. - Проверено: 05.06.2018.
8. Вдовина И.С. Морис Мерло-Понти: интерсубъективность и понятие феномена
[Электронный ресурс] URL: https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/hp/hp1/5.pdf,
свободный. - Проверено: 05.06.2018.
9. Вдовина И.С. Феноменология во Франции (историко-философские очерки) / И.С. Вдовина. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009. — 400 с.
10. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой
[Электронный ресурс] URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/
Philos/Gaiden/09.php, свободный. - Проверено: 05.06.2018.
11. Галкин Д.В. Основание социальной робототехники в контексте социальногуманитарных исследований [Электронный ресурс] / Д.В. Галкин // Вестник Омского университета, 2014. - № 2. - С. 167-177. URL: https://cyberleninka.ru/ article/v/osnovaniya-sotsialnoy-robototehniki-v-kontekste-sotsialno-gumanitarnyh- issledovaniy, свободный. - Проверено: 05.06.2018.
12. Гейзенберг В. Шаги за горизонт [Электронный ресурс] URL: http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%93/gejzenber-verner/shagi-za-gorizont, свободный. - Проверено: 05.06.2018.
13. Гербарт И.Ф. Психология [Электронный ресурс] URL: http://www.prognosis.ru/lib/Gerbart.pdf, свободный. - Проверено: 05.06.2018.
14. Далай-лама. 59 цитат [Электронный ресурс] URL:
https://socratify.net/quotes/dalai-lama-1/155239, свободный. - Проверено: 05.06.2018
15. Декарт Р. Страсти души [Электронный ресурс] URL: http://www.iakovlev.org/zip/d1.pdf, свободный. - Проверено: 05.06.2018.
16. Декомб В. Современная французская философия / В.Декомб. - М: Издательство «Весь Мир», 2009. - 344 с.
17. Деннет. Д. Сладкие грезы: чем философия мешает науке о сознании? / Деннет Д. - М.: URSS, 2017. - 272 с.
18. Иванов Д.В. Радикальный энактивизм и проблема субъективности [Электронный ресурс] / Д.В. Иванов // Вопросы философии. 2016. - № 11. URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1527, свободный. - Проверено: 05.06.2018.
19. Иванов Д.В. Энактивизм и проблема сознания [Электронный ресурс] / Д.В. Иванов // Эпистемология и философия науки, 2016. - № 3. - С. 88-104. URL:
https://cyberleninka.rU/article/v/enaktivizm-i-problema-soznaniya, свободный. - Проверено: 05.06.2018.
20. Князева Е.Н. Энактивизм: новая форма конструктивизма в эпистемологии / Е.Н. Князева. - Москва, СПб.: Центр гуманитарных инициатив; Университетская книга, 2014. - 352 с.
21. Ковда Е. Переносчик значений: интервью с Дж. Лакоффом [Электронный ресурс] URL: http://primerussia.ru/ interview_posts/540, свободный. - Проверено: 05.06.2018.
22. Кулик А. 10 мысленных экспериментов современной философии [Электронный
ресурс] URL: http://expert.ru/russian_reporter/2012/24/10-myislennyih-
eksperimentov-sovremennoj-filosofii/, свободный. - Проверено. 05.06.2018.
23. Куприн Г.Н. Философия Хр. Вольфа в контексте теоретической проблематики
Нового времени [Электронный ресурс] / Г.Н. Куприн // Философский век. Альманах. Вып. 3. Христиан Вольф и русское вольфианство / Отв. ред. Т.В. Артемьева, М.И. Микешин. — СПб.,1998. — 393 с. URL:
http://ideashistory.org.ru/pdfs/a03.pdf, свободный. - Проверено: 05.06.2018.
24. Лакофф Д. Когда когнитивная наука приходит в политику: Ответ на рецензию
Стивена Пинкера [Электронный ресурс] / Д. Лакофф // Логос, 2006. - № 5. - С. 50-57. URL: http://www.ruthenia.ru/ logos/number/56/05.pdf, свободный. -
Проверено: 05.06.2018.
25. Ламетри Ж.О. Человек - машина [Электронный ресурс] URL: n355317.narod.ru/lib/lametri.doc, свободный. - Проверено: 05.06.2018.
26. Леденева Е.В. Человек-машина (между Ламетри и Декартом) [Электронный
ресурс] / Е.В. Леденева // Credonew, 2010. - №3 - URL:
http://credonew.ru/content/view/938/62/, доступ из научной электронной библиотеки Elibrary.ru. - Проверено: 05.06.2018.
27. Лейбниц Г.В. Монадология [Электронный ресурс] URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000493/ index.shtml, свободный. - Проверено: 05.06.2018.
28. Логинов Н.И. Воплощенное познание как современный тренд развития когнитивной психологии [Электронный ресурс] / Логинов Н.И., Спиридонов В.Ф. // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета, 2017. - Вып.1. - С.25-42. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/voploschennoe-poznanie- kak-sovremennyy-trend-razvitiya-kognitivnoy-psihologii, свободный. - Проверено: 05.06.2018.
29. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения [Электронный ресурс] URL: http://psylib.org.ua/books/lose010/txt04.htm, свободный. - Проверено: 05.06.2018
30. Луман Н. Социальные системы [Электронный ресурс] / Н.Луман. - СПб.:Наука, 2007. URL: http://yanko.lib.ru/ books/sociology/luman-soc+sist_ocherk-2007-1984- a.htm, свободный. - Проверено: 05.06.2018.
31. Матурано У. Древо познания / У. Матурано, Ф. Варела. - М.: ПрогрессТрадиция, 2004. - 224 с.
32. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия [Электронный ресурс] URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000267/index.shtml, свободный. - Проверено: 05.06.2018.
33. Микешина Л.А. Новые образы познания и реальности / Микешина Л.А., Опенков М.Ю. - М.: «Российская политическая энциклопедия», 1997. - 240 с.
34. Морина Л.П. Когнитивные аспекты телесности / Л.П. Морина // Вестник Санкт- Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения, 2013. - Вып.4. - С. 118-124.
35. Москалев И.Е. Концепция автопоэзиса в современном научном познании: Дисс. канд.философ.наук / И.Е. Москалев. - Москва, 2002. - 141 с.
36. Москалев И.Е. Наблюдатель времени [Электронный ресурс] URL: http://www.chronos.msu.ru/old/RREPORTS/ sinergetika/moskalev_nablyudatel.pdf, свободный. - Проверено: 05.06.2018.
37. Перцева А.А. Образ Другого в ранней теории воображения М. Мерло-Понти [Электронный ресурс] / А.А. Перцева // Философский журнал, 2017 Т.10. - С. 116 - 135. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/obraz-drugogo-v-ranney-teorii- voobrazheniya-m-merlo-ponti, свободный. - Проверено: 05.06.2018.
38. Петров В.В. Индивид и его телесность в истории европейской философии / В.В. Петров // Тема «живого тела» в истории философии: Материалы научной конференции (Институт философии РАН, май 2015 г.) / И.И. Блауберг. - СПб.: Центр гуманитарных инициатив. - 2016. - 288 с.
39. Плохова М. Квантовый подход к проблеме телесности / М. Плохова // Телесность как эпистемологический феномен / Отв.ред. И.А. Бескова. - М.: ИФРАН, 2009. - С. 71-83. - URL: https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/2009/ Telesnost.pdf, свободный. - Проверено: 05.06.2018
40. Спирова Э.М. Проблема телесности в философской антропологии Александра
Лоуэна: Автореф. дис. канд. филос. наук [Электронный ресурс] / Э.М. Спирова. - Москва, 2003 - 27 с. URL: http://www.dissercat.com/content/
problema-telesnosti-v-filosofskoi-antropologii-aleksandra-louena, свободный. - Проверено: 05.06.2018.
41. Степанов М.А. Опыт мышления тела: Дис. ... канд. филос. наук / М.А. Степанов. - СПб, 2011. - 153 с.
42. Тульчинский Г.Л. Тело свободы / Г.Л. Тульчинский. - СПб.: Алетейя. 2006. - 432 с.
43. Уилер Дж. А. Квант и вселенная [Электронный ресурс] / Дж. А. Уилер //Астрофизика, кванты и теория относительности / Отв. ред. Каррели А. - М.:Мир, 1982. - 560 с. URL: http://www.nehudlit.ru/books/astrofizika-kvanty-i- teoriya-otnositelnosti.html, свободный. - Проверено: 05.06.2018.
44. Уилсон М. Шесть взглядов на воплощенное познание [Электронный ресурс] /
М.Уилсон // Горизонты когнитивной психологии: Хрестоматия/ Отв. ред. В.Ф. Спиридонова, М.В. Фаликман. - М.: Российский гуманитарный университет, 2012 - 320 с. URL: https://psy.su/mod_files/additions_1/fle_file_
additions_1_377.doc, свободный. - Проверено: 05.06.2018.
45. Уорф Б. Отношение норм поведения и мышления к языку [Электронный ресурс] / Б. Уорф // Новое в лингвистике. - М., 1960. - Вып. 1. URL: http://www.philology.ru/linguistics1/whorf-60.htm, свободный. - Проверено:
05.06.2018.
46. Фодор Дж., Пылишин З. Коннекционизм и когнитивная структура: критический обзор / Дж. Фодор, З. Пылишин // Язык и интеллект: Сб. ст. / Отв. ред. В.В. Петров. - М.: Прогресс, 1995. - С.230 - 313.
47. Хайкин А.В. К теории и практике психосоматики [Электронный ресурс] /
А.В.Хайкин // Саратовский научно-медицинский журнал, 2012. - № 2. - С.193- 198. URL: https://cyberleninka.rU/article/v/k-teorii-i-praktike-psihosomatiki,
свободный. - Проверено: 05.06.2018.
48. Харитонова А.М. Обособление человеческого тела из универсума материальных тел в немецкой философии второй половины XVIII века: Автореф. дис. ... канд. филос. наук [Электронный ресурс] / А.М. Харитонова. - М., 2014. - 30 с. URL: http://www2.rsuh.ru/binary/object_0.1419860102.2865.pdf, свободный. - Проверено: 05.06.2018.
49. Хартман Ф. 10 тезисов к дискуссии о возможностях теории медий в эпоху информационного общества [Электронный ресурс] URL: http://www.gnosis.ru/media/hartrus.html, свободный. - Проверено: 05.06.2018.
50. Чикин А.А. Проблема телесности в феноменологии: Э. Гуссерль и М.Мерло- Понти: Дис. ... канд. филос. наук / А.А. Чикин. - М., 2014. - 233 с.
51. Шопенгауэр А. О четверояком корне закона достаточного основания параграф
[Электронный ресурс] URL: https://www.e-
reading.club/chapter.php/104336/24/Shopengauer_-_O_chetveroyakom_korne_ zakona_dostatochnogo_osnovaniya.html, свободный. - Проверено: 05.06.2018.
52. Шульга Е. Телесность как феномен и элемент менталитета [Электронный
ресурс] Е.Шульга // Телесность как эпистемологический феномен / Отв.ред. И.А. Бескова. - М.: ИФРАН, 2009. - С. 84-102. - URL::
https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/2009/Telesnost.pdf, свободный. - Проверено:
05.06.2018
53. Щур Е. Метафора во плоти: почему поэтическое мышление основано на
телесном опыте [Электронный ресурс] URL:
https://theoryandpractice.ru/posts/10027-metaphor-alive, свободный. - Проверено:
05.06.2018.
54. Энафф М. Маркиз де Сад: Изобретение тела либертена / М. Энафф. - СПб.: ИЦ Гуманитарная Академия, 2005. - 448 с.
55. Damasio A.R. Descartes’ error: emotions, reasons and the human brain
[Электронныйресурс] URL: https://vk.com/doc926644_351643988?
hash=aa18167f6d02f03982&dl=7827ecefbd6e5704b0, свободный. - Проверено:
05.06.2018.
56. Thompson E. Life and mind: From autopoiesis to neurophenomenology. A tribute to
Francisco Varela [Электронныйресурс] / E. Thompson // Phenomenology and the Cognitive Sciences, 2004. - №3. - P. 381-398. URL:
https://evanthompsondotme.files.wordpress.com/2012/11/pcs-life-and-mind.pdf, свободный. - Проверено: 05.06.2018.