Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИССЛЕДОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №41979

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы63
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
379
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Теоретическое исследование познавательных универсальных учебных действий в начальном классе.
1.1 Характеристика познавательных универсальных действий 8
1.2 Формирование универсальных учебных действий у младших школьников. 13
1.3 Условия развития познавательных универсальных учебных действий у
младших школьников 16
Выводы по 1 главе 23
Глава 2 Эмпирическое исследование развития познавательных универсальных учебных действий в начальной школе 24
2.1 Описание выборки и характеристика методик исследования 24
2.2 Результаты исследования 28
Выводы по 2 главе 43
Заключение 44
Список использованной литературы 47
Приложения

Актуальность исследования обусловлена тем, что постоянно развивающееся современное общество требует личность, соответствующую социальным требованиям. Данную задачу выполняют образовательные учреждения. Современное общество требует не просто члена общества, который овладел определенными знаниями и умениями, обществу нужен человек, который смог бы их применять на практике, оперировать ими, самостоятельно и творчески решать проблемные ситуации. Социальность обучения направлена на необходимость формирования всесторонне развитой личности, которая может работать в различных сферах деятельности, способного переключаться из одного вида деятельности в другой. В соответствии с данными требованиями была разработана новая модель школьного образования, в рамках нового государственного образовательного стандарта. Данная модель обучения предполагает формирование метапредметных образовательных результатов.
За последние годы образование в России приобрело некоторые видоизменения содержания в целом. Это обусловлено введением федерального государственного образовательного стандарта. ФГОС общего основного образования направлено на формирование полноценного члена общества, наделенного высокими морально-нравственными и духовными качествами, способного овладеть средствами деятельности, позволяющее полноценно функционировать в обществе [33].
Основная особенность ФГОС заключается в направленности на формирование универсальных учебных действий. Такое направление является новой моделью образования в России, которая существенно отличается от традиционной формы обучения. Универсальные учебные действия позволяют формировать в детях те умения и навыки, которые необходимы для решения учебных и жизненных задач. Формирование универсальных учебных действий подготавливает детей к реальной жизни, чем обусловлена связь школьного обучения с реальной жизнью [44].
Введение ФГОС спровоцировало множество трудностей, с которыми столкнулись педагоги. Трудности эти связаны, в первую очередь, с организацией образовательного процесса. Для современных педагогов, достаточно сложно создать условия для формирования универсальных учебных действий. Такие затруднения обусловлены рядом внешних и внутренних факторов. К внутренним факторам относятся общая не подготовленность педагогов. К внешним факторам относятся недостаточное время, отведенное урокам; не готовность детей к переходу на новый уровень образования и др.
Для учеников переход на новую систему образования, также сопряжен рядом трудностей. Поэтому, обучение детей в рамках формирования универсальных учебных действий должно начинаться с начальных классов. Младший школьный возраст отличатся лабильностью и восприимчивостью к новшествам. Исходя из этого, можно сказать, что формирование основ для самостоятельного и творческого поиска решений проблемных ситуаций в младшем школьном возрасте является эффективным и успешным [17].
Начальная школа является важным этапом становления личности детей, поэтому, данному этапу обучения отводится достаточно большое значение в системе образования. На данном этапе обучения происходит переход от совместного результата труда к самому процессу учения. У детей начинает формироваться неравнодушное отношение к своему делу, целеустремленность, трудолюбие, ценность учебной деятельности.
Огромную роль в учебном процессе играет формирование познавательных универсальных учебных действий. Познавательные универсальные учебные действия представляют собой общеучебные действия, логические действия, а также действия постановки и решения проблем, готовят школьника к решению любой проблемы, задачи. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования познавательных универсальных учебных действий [35].
Методологической основой работы стали труды Ю.В. Громыко, А.А. Кузнецова, М.Е. Бершадского, М.В. Кларина, П.И. Третьякова, А.В. Хуторского, А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, Е.А. Трубиновой, Е.С. Савинова, А.А. Плешакова, Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой и других.
Цель исследования: выявить особенности развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся младшего школьного возраста.
Объект исследования: обучающиеся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: познавательные универсальные действия учащихся младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования предполагает, что уровень развития познавательных учебных действий зависит от темперамента младших школьников.
Задачи исследования:
1. Раскрыть характеристики понятия «познавательные универсальные учебные действия»;
2. Подобрать методики и провести диагностику уровня развития познавательных универсальных учебных действий обучающихся младшего школьного возраста;
3. Провести анализ и интерпретацию результатов исследования развития познавательных универсальных учебных действий в начальных классах;
Методы исследования:
1) теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме;
2) эмпирическое исследование:
- методика «Узор» Л.И. Цеханской;
- методика «Выделение существенных признаков» С.Л. Рубинштейна;
- опросник Айзенка;
- математический анализ результатов исследования: критерий %2 (хи- квадрат).
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21» Нижнекамского муниципального района РТ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в работе педагога-психолога, при составлении рекомендаций и координирования работы учителей начальных классов при разработке конспектов уроков, при составлении учебных планов, при организации индивидуального маршрута развития детей. Полученные результаты исследования позволят подобрать методы работы в соответствии с личностными особенностями учащихся.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Внедрение нового образовательного стандарта привлекло за собой изменение содержания учебного процесса. Современное образование значительно отличается от традиционных форм образования. Для того чтобы выполнять требования современного общества, в образование было введено формирование универсальных учебных действий. УУД направлено на обучение детей мыслить, а не просто усваивать знания. Такое обучение позволяет обучить детей применять свои знания на практике, причем применять их как в учебе, так и в повседневной жизни, при решении реальных проблемных ситуаций.
Развитие познавательных УУД детей младшего школьного возраста имеет свои особенности. Развитие познавательных УУД должно основываться на особенностях развития мышления. В младшем школьном возрасте мышление является образным. На основе чего можно сказать, что решение мыслительных задач может быть достигнуто на основе конкретных предметов и представлений. Поэтому, развитие познавательных УУД в начальных классах должно осуществляться с использованием различных наглядных пособий.
Основным направлением современных уроков в начальных классах является развитие универсальных учебных действий, в частности познавательных. Для реализации поставленных целей необходимо применять инновационные формы и методы работы, которые отличаются от традиционного обучения. Технология обучения должна обеспечить психологический комфорт учеников, использоваться с учетом возрастных особенностей и интересов детей. На уроках должны быть организованы условия для самостоятельности детей и реализации их творческих возможностей. Технологии обучения должны создать условия, в которых дети самостоятельно добывают знания, путем проб и ошибок.
Эмпирическое исследование было направлено на диагностику условий и особенностей развития познавательных учебных действий у младших школьников. В исследовании были задействованы 50 учащихся начальных классов, в возрасте 9-10 лет. В данном исследовании были задействованы ученики двух классов.
Для реализации поставленных целей и задач было организовано исследование, с применением взаимодополняющих методик.
- Методика «Узор» Л.И. Цеханской;
- Методика «Выделение существенных признаков» С.Л. Рубинштейна;
- Опросник Айзенка.
В ходе диагностики уровня познавательных учебных действий младших школьников были получены следующие результаты. Высокие показатели свидетельствуют о сформированности познавательных действий, которые они проявили в процессе выполнения заданий по методикам. Обучающиеся со средними показателями в процессе выполнения работы проявили не уверенность, не самостоятельность и не активность в выполнении заданий. Обучающиеся с низкими показателями показали результаты не сформированности познавательных учебных действий, в виде низких показателей уровня развития познавательных процессов и умений.
Для качественного и количественного доказательства связи между двумя показателями была проведена математическая обработка данных, был использован критерий %2 (хи-квадрат). Данные результаты свидетельствуют, что высокий уровень развития познавательных УУД в основном наблюдается у флегматиков, средние у холериков. Низкие и средние показатели наблюдаются в основном у сангвиников и меланхоликов. У холериков сформировано стремление к достижению поставленных целей, высоким уровнем контроля над собственной деятельностью и высокими требованиями к самому себе. Флегматики отличаются практичностью и холодностью в эмоциональных проявлениях. Они могут проявить высокий уровень усидчивости, что позволяет создать условия для познавательного развития младших школьников.
На основе проведенного исследования, были выделены рекомендации для педагогов для создания условий развития познавательных УУД в начальных кассах:
- учебный процесс необходимо строить на основе учета индивидуальности каждого ребенка;
- ученикам необходимо помогать раскрывать и развивать личные качества и умения;
- учителю необходимо помнить, что главным является не предмет, а формирующаяся личность учеников;
- детей необходимо учить мыслить системно;
- детей нужно учить учиться и помочь им овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности;
- формировать умения детей применять свои знания на практике.



1. Амонашвили Ш.А. В школу - с шести лет: Книга для учителей начальных классов и воспитателям дошкольных учреждений/ Ш.А. Амонашвили - М.: Педагогика, 2009. - 176с.
2. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей/А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М., 2017. - 267с.
3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли/А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская. - М.: Просвещение, 2011. - 278с.
4. Вахрушева Л.Н. Проблема интеллектуальной готовности детей к познавательной деятельности в начальной школе/Л.Н. Вахрушева// Начальная школа. - М., №4. 2016.
5. Виды универсальных учебных действий//Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли/Под ред. А.Г. Асмолова. - М., 2010. - 231с.
6. Возрастная и педагогическая психология/М.В. Матюхина [и др.] - М.: Просвещение, 2014. - 256с.
7. Волина В.В. Учимся играя/В.В. Волина. - М. «Новая школа». 2014. - 378с.
8. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология/М В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2013. - 512с.
9. Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций/О.С. Гребенюк. - Калининград, 2002. - 107с.
10. Давыдов В.В. Возрастная и педагогическая психология/В.В. Давыдов. - М.: Просвещение. 2013. - 234с.
11. Ермолаев-Томин О.Ю. Внимание школьника/О.Ю. Ермолаева, Т.М. Марютина, Т.А. Мешкова. - М.: Знание, 2017. - 80с.
12. Жукова З.П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры/З.П. Жукова// Начальная школа. - М., № 5. 2016.
13. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников/А.З. Зак. - М., 2009. - 167с.
14. Зеньковский В.В. Психология детства/В.В. Зеньковский// - М.: Просвещение, 2016.- 224с.
15. Зимняя И.А. Педагогическая психология/И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2014 - 384с.
16. Зинченко В.П. Принципы психологической педагогики/В.П. Зинченко// Педагогика, - № 6, 2011.
17. Зубков Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов/Т.И. Зубков. - Екатеринбург, 2013. - 248с.
18. Клепинина З.А. Моделирование в системе УУД/З.А. Клепинина// Начальная школа. - М., 2012.
19. Коломенский Я.Л. Учителю о психологии детей начальной школы: Пособие для учителей и психологов/Я.Л. Коломенский, Е.А. Панько - М.: Просвещение, 2018. -190с.
20. Крутецкий В.А. Психология/В.А. Крутецкий. - М., Просвещение, 2015. - 278с.
21. Лукиных Л.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе/Л.В. Лукиных//Молодой ученый. - М. №10.5, 2015.
22. Мишакина Т.Л. Формирование универсальных учебных действий/ Т.Л. Мишакина С.А. Гладкова. - М.: Ювента, 2009. - 48с.
23. Младший школьник: развитие познавательных способностей:/И.В. Дубровина [и др.] - М.: Просвещение, 2013. - 208с.
24. Младший школьный возраст/Г.И. Боровая [и др.]. - М., 2009. - 186с.
25. Немов Р.С. Общие основы психологии/Р.С. Немов.- М.: Политиздат, 2010. - 575с.
26. Обухова Е.А. Словесно-логические упражнения на уроках русского языка/Е.А. Обухова// Начальная школа. - М., № 4. 2016.
27. Оморокова М.И. Преодоление трудностей/М.И. Оморокова. - М.: Просвещение, 2010. - 126с.
28. Пиаже Ж. Избранные психологические труды/Ж.Пиаже. - М.: Просвещение, 2009. - 659с.
29. Пидкасистый П.И./Педагогика - М.: Высшее образование. 2018.- 430с.
30. Пидкасистый П.И./Технология игры в обучении: Учебное пособие./ П.И. Пидкасистый - М. Просвищение, 2012. - 269с.
31. Планируемые результаты начального общего образования/Л.Л. Алексеева [и др.]. - М.: Просвещение, 2010.
32. Программа формирования универсальных учебных действий: Планируемые результаты начального общего образования/под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Линка-Пресс, 2009. - 284с.
33. Программы по учебным предметам 1-4 класс/Р.Г. Чуракова. - М.: Академкнига. 2012.
34. Проектные задачи в начальной школе. Под редакцией А.Б. Воронцова. - М.: Просвещение, 2011. - 176с.
35. Развитие творческой активности школьников/Под ред. Матюшкина А.М. - М.: Педагогика, 2011. - 160с.
36. Рыбьякова О.В. Информационные технологии на уроках в начальной школе/О.В. Рыбьякова. - Волгоград: Учитель, 2018.
37. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии/Г.К. Селевко//Народное образование. - М., 2011.- 324с.
38. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей/А.Э. Симановский. - Ярославль, 2018. - 165с.
39. Столяренко Л.Д. Основы психологии/Л.Д. Столяренко. - Ростов-на- Дону, 2009. - 264с.
40. Строганова Л.В. Уроки практической психологии в начальной школе/Л.В. Строганова. - М.: Центр пед. образования, 2017. - 172с.
41. Тепляков С.О. Интеллектуальное развитие/С.О. Тепляков// Начальная школа. - М., № 4. 2016.
42. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей школьников/Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль, 2012. - 289с.
43. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников/ Л.Ф. Тихомирова. - Ярославль, 2018. - 275с.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Москва. Просвещение 2010.
45. Фоминых М.В. Инновационные технологии в педагогике: игровое моделирование. Гуманитарные и социальные науки. Ростов: № 5.
46. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/А.Г. Асмолов Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2015. - 215с.
47. Фундаментальное ядро содержания общего образования/Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2010. - 169с.
48. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться?/Г.А. Цукерман. - Рига: Эксперимент, 2010.
49. Шамова Т.И. Активизация учения школьников/Т. И. Шамова. - М.: Просвещение, 2010. - 167с.
50. Шарапова М.Ю. Работаем по-новому/М.Ю. Шарапова// Начальная школа. - М.: Мирос, 2011. -112с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ