Введение 1
Раздел 1. ДКБ и ОДКБ и грузино-югоосетинский конфликт в конце XX начале XXI вв 8
Раздел 2. Роль и место России в миротворческом процессе ОДКБ в грузино-югоосетинском конфликте 28
Раздел 3. Международные организации и процесс урегулирования грузино-южноосетинского конфликта...47
Заключение 62
Список использованных источников и литературы 63
Актуальность темы исследования. Распад Советского Союза погрузил бывшую Советскую Республику Грузию в политический хаос и гражданскую войну. Первой зоной конфликта была Южная Осетия, автономный регион в Грузии в советский период и место кровавых конфликтов в период 1989-1992 годов. В неопределенности после распада Союза Советских Социалистических Республик (СССР), статус этнических групп, наций и государственных границ вновь стал предметом спора, как старые конфликты и соперничество, которые были жестоко подавлены. Грузины, стремящиеся к независимости, государственности и национальному подтверждению чувствовали глубокую национальную необеспеченность. Осетины стали жертвами распада, разделенные между двумя разными государствами - небезопасной России, которая все еще оправлялась от развала СССР и Грузии, оказавшаяся в волне националистической эйфории. Последующий конфликт привел к гибели около тысячи человек и беженцев, насчитывающих десятки тысяч человек. Он охватывал территорию от Южной Осетии до Грузии, все еще непризнанной, за исключением части грузинского государства в соответствии с международным законом. Вскоре после четырёх лет боевых действий прекращение огня было реализовано. Ситуация, особенно в Грузии и в окружающих регионах изменилась, но проблема Грузии и Южной Осетии остается нерешенной. Однако новая надежда на её решение возникла в результате политической детерминации руководства двух сторон найти мирное урегулирование конфликта.
Летом 2008 года снова вспыхнула война в Грузии, маленькой
многонациональной стране вдоль кавказской границы России. Ранее, в 1990
году, когда Советский Союз рухнул, регион Южной Осетии, входящий в
состав Советской Грузии, воевал с грузинским правительством. Обе страны
подписали соглашение о прекращении огня, но политический вопрос
осетинского суверенитета оставался нерешенным. Вспыхнувший конфликт в
августе 2008 года ознаменовал собой самое значительное возобновление
1
вооруженного противостояния после последнего прекращения огня. Южная Осетия, демографически доминирующая по своей титульной этнической группе (осетинам), граничит с Российской Федерацией. В 1990-х годах, относительно необремененная слабым грузинским государством, правительство Южной Осетии в течение многих лет выступало в качестве независимой страны, создавая значительную администрацию и атрибуты собственной государственности. Принимая разницу между обстоятельствами де-факто и де-юре, грузинское правительство управляло большим грузинским меньшинством в регионе, настаивая на том, что условия функциональной осетинской независимости были временными. Несмотря на это утверждение, эта неоднозначная политика затянулась почти на два десятилетия. К моменту конфликта 2008 года большинство осетин в Южной Осетии идентифицировали себя как граждане независимого осетинского государства, но также имели своего рода российское гражданство. Грузины в регионе платили грузинские налоги и голосовали на выборах в Грузии. Международное сообщество окрестило конфликт «замороженным».
Нерешённость конфликта создаёт серьезные задачи для Грузии и Южной Осетии, оказывает деструктивное влияние на общественнополитическую и социально-психологическую обстановку для обеих сторон.
На первом месте проблема беженцев и вынужденных переселенцев (31800 человек в Южной Осетии и около 10 тыс. человек в Грузии). Притом что их возвращение в места прежнего проживания обременительно, а иногда вообще ирреально.
На втором месте вопрос возобновления разваленной в промежуток инц идента экономики в зоне военных операций.
На третьем - тяжелейшая демографическая обстановка, характерная в большей степени для Южной Осетии, жители которой согласно сопоставлени ю с предконфликтным этапом сократилось в два раза.
Более существенным считается вопрос общественно-политического статуса Южной Осетии, который не установлен вплоть до наших времен. С
одного края, Грузия, которая стремится к возобновлению территориального единства, но никак не хочет принимать в собственном составе Южную Осетию в качестве самостоятельной политической единицы. С другого, Южная Осетия, чей политический статус независимого государства неправомочен и не признается международным сообществом.
В научно-теоретическом плане наиболее насущной остается проблема уточнения типологических признаков грузино-осетинского конфликта, который на сегодняшний день типологизирован как территориальный, культурно-языковый с переходом в территориальный или же как статусный.
С учетом перечисленных и других аспектов проблемы данная тема представляется актуальной для научного исследования как в практикополитическом, так и теоретическом аспектах.
Степень изученности проблемы. С середины 1980-х годов «этническая революция» охватывает и Советский Союз, оказывая значительное влияние на его распад. В этих условиях происходит становление и развитие отечественной этнической конфликтологии: этнические конфликты постсоветского пространства закономерно оказались в центре внимания ведущих российских исследователей этнонациональных и политических отношений и процессов: Р.Г. Абдулатипова , Ю.Д. Анчабадзе , Ю.В. Арутюняна , A.B. Глуховой , A.B. Дмитриева , Л.М. Дробижевой , А.Г.
Здравомыслова , М.М. Лебедевой , Э.И. Паина , С.М. Маркедонова , В.Д.Николаенко , С.В. Дзасохов , Сборник , Цыганок А.Д.
Следует отметить книгу Л.А. Чибирова «О времени, о людях, о себе». Ее значимость заключается в том, что автор, будучи ректором Юго - Осетинского государственного университета, в 1988- 1992 гг., был прямым соучастником и живым очевидцем грузино-осетинского противоборства. Несмотря на довольно большое количество литературы, и специализированных исследований, в которых бы исследуемая тема рассматривалась в обозначенном мной аспекте, до сегодняшнего дня этот вопрос не становился предметом специального анализа.
В основном была использована иностранная литература, я выделила нескольких турецких авторов, работы которых помогли мне проанализировать участие ОДКБ, а также других международных организаций, в грузино- югоосетинском конфликте 2008 года. Книга Гунера Озкана , Бурака Тангора , Дениса Саммута и Николая Четковски , Анны Шелест
Объектом исследования является непосредственно сам конфликт, грузино-абхазские отношения и события, произошедшие в Южной Осетии в 2008 году.
Предметом исследования является - деятельность ОДКБ в урегулировании конфликта в 2008 году, а также ее отражение в периодической печати того времени.
Цель и задачи исследования. Цель данного исследования заключается в изучении деятельности ОДКБ в ходе грузино-югоосетинского конфликта на современном этапе.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить причины возникновения грузино-осетинского конфликта;
2. Изучить историю его развития с 1990-х по 2008 гг, и влияние России на развитие и урегулирование грузино-югоосетинского конфликта;
3. Детально рассмотреть вклад и результаты деятельности международн ой организации ОДКБ в этом конфликте, а также других международных объединений, оценить состояние на современном этапе.
Хронологические рамки дипломной работы охватывают период с 1990х по 2008 гг. и обусловлены самой исследуемой проблемой. Исследован ие начинается с анализа сложной межнациональной обстановки в 1988 г., которая переросла в войну Грузии против осетинского народа Южной Осетии в 1989-1992 гг. и в 2008г., закончившаяся геноцидом осетин, значимостью Российской Федерации в спасении осетинского народа от полного геноцида и подписанием Дагомысских соглашений, вводом трехсторонних смешанных миротворческих сил в зону грузиноюгоосетинского конфликта, и заканчивается событиями, произошедшими в Южной Осетии в 2008 году, (пятидневная война) и подписанием президентом Российской Федерации указа о признании независимости Абхазии и Южной Осетии.
Методология исследования. При написании дипломной работы я руководствовалась принципами объективизма и историзма. Исторический метод, позволил определить истоки напряженности на Южном Кавказе и конкретную хронологию протекания этнополитических инцидентов в регион е; сравнительный метод, способствовавший сравнению различных международных организаций и стран в участии урегулирования конфликта, что позволило определить наиболее эффективных акторов управления конфликтами и действия по их регулированию и разрешению.
Ценным источником для исследования обозначенной темы является также «Книга памяти жертв вооруженной агрессии Грузии против Республики Южная Осетия», разработанная председателем Совета республиканского демографического фонда «Фидан» Б.Е. Чочиевым , нормативно-правовые акты международного характера: резолюции ООН , план Медведева-Саркози , резолюции ОДКБ и т.д., источники личного происхождения: интервью глав правительств, политиков, публичные
выступления лидеров стран, комментарии известных политиков, книга памяти .
Научная новизна работы состоит в совокупном анализе такой организ ации как ОДКБ и других международных акторов в урегулировании грузиноюгоосетинского конфликта 2008 года, вопроса геноцида против осетин и общественной нравственности в мировом диапазоне.
Научно-практическая значимость. С практической точки зрения знания, полученные в ходе исследования данной проблемы, могут быть использованы в учебном процессе института международных отношений и регионоведения, а так же могут рассматриваться в качестве материала для последующих исследований грузино-осетинских отношений.
Структура работы определена поставленными целями и задачи и состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка использованных источников и литературы.
В ходе данной работы мы подробно рассмотрели ситуацию между
Грузией и Южной Осетией в 1990-х и 2008 гг., изучили предпосылки
конфликта и состояние на современном этапе.
Реакция России на войну между Грузией и сепаратистским
регионом Южной Осетии не может рассматриваться как акт восстановления
регионального «мира» и «порядка», а как акт наказания «агрессора», который
осмелился бросить вызов длительному желанию России реализовать свои
убеждения и цели на своей зоне влияния и на мировой арене. Война в августе
против Грузии затем стала возможностью для России напомнить, что Россия
была настроена вновь подтвердить и сохранить свою власть над «ближним
зарубежьем», когда это необходимо. В своем повторном утверждении
Россия использовала ряд инструментов в различных политических, и
экономических областях в ближнем зарубежье, таких как дальнейшее
ограничение США и ЕС и дальнейшее использование ОДКБ, ШОС и
энергетических трубопроводов.
Усилия России по увеличению функциональности и важности ОДКБ
в качестве субъектов международной безопасности с войной в Грузии
показали, что Москва активизировала свою политику переориентации
«ближнего зарубежья» в интересах своих интересов безопасности. Члены
ОДКБ, помимо Беларуси, уже подписали договор о создании СРП, целью
которого является не что иное, как противодействие возможной западной
военной экспансии и долгосрочному пребыванию в «ближнем зарубежье» и
за ее пределами, например в Афганистане. Хотя и Россия и Китай жалуются
на результаты однополярного мира и западного глобального господства,
было бы наивно думать, что ОДКБ - это формация, созданная только для
борьбы с терроризмом и региональным экономическим и политическим
сотрудничеством. Тем не менее, это также доказывает, что чем больше
государств в «ближнем зарубежье» вовлечены в эту организации, тем более
вероятно, что они будут склоняться к России.
. Абдулатипов Р.Г. Власть и совесть: политики и народы в
лабиринтах смутного времени.// Славянский диалог. М.1994. — 286с.
2. Анчабадзе Ю.Д. Национальная история Грузии: мифы, идео
логия, наука// Национальная история в советских и постсоветских госу
дарствах. М. 1999. С.111-142.
3. Арутюнян, Ю.В. Грузия: столичные
жители./Ю.В.Арутюнян.- М.:1997.- 185 с.
4. Глухова, А.В. Новая предметность политических
конфликтов. Политическая конфликтология между старыми и новыми
парадигмами. /А.В. Глухова //Материалы симпозиума. 2001.- С. 4 - 9.
5. Дмитриев, А.В. Конфликтология: учебник./А.В.
Дмитриев.- М.: ИНФРА-М, 2009. -336 с.
6. Дробижева, Л.М. Гражданская, этническая и региональная
идентичность: вчера, сегодня, завтра/Дробижева Л.М.-Российская
политическая энциклопедия.- М.: 2013. -485 с.
7. Здравомыслов, А.Г. Межнациональные конфликты в
постсоветском пространстве /А.Г. Здравомыслов.- М.: 1999. -355 с.
8. Лебедева, М.М. Политическое урегулирование конфликтов:
Учеб. пособие./М.М.Лебедева.- М.: Аспект Пресс, 1999. -271 с.
9. Паин, Э.А. Государственная политика России в конфликтных
зонах./Э.А. Паин.- М.: Центр этнополитических и региональных
исследований, 1994.- 118 с.
10. Маркедонов, С.М. Осетинская проблема: «связанный» конфликт/
С.М. Маркедонов// Европейская безопасность: события, оценки, прогнозы.-
2004.- №14.-С. 10-13.
11. Маркедонов, С.М.Региональные конфликты: перезагрузка/С.М.
Маркедонов//Россия в глобальной политике.- 2008.- №7.- С. 147-152.
6812. Николаенко, В.Д. Организация Договора о коллективной
безопасности : (истоки, становление, перспективы) / В. Д. Николаенко. - М.:
Науч. кн., 2004. – 222 с.
13. Дзасохов, А.С. Человек и политика/А.С.Дзасохов.- М.:
Издательство «Российской газеты», 2009.- 398с.
14. Сборник: Осетинская трагедия. Белая книга преступлений
против Южной Осетии. Август 2008 г.- М.: Европа, 2008.- 336с.
15. Цыганок, А.Д. Война 08.08.08. Принуждение Грузии к миру./
А.Д.Цыганок.- М.: Вече, 2011.- 59с.
16. Хецуриани, Д. Признание Россией независимости Абхазии и
Южной Осетии в контексте международного права: взгляд из
Грузии./Д.Хецуриани.-Баку:№4,2008.-С.26-36.
17. Баранов, М. С., Лавров, А. В., Целуйко, В. А. Танки августа./
М.С.Баранов.-М.: 2009.-156с.
18. Овчинников, А.И. Идеология российской государственности в
контексте модернизации: базовые ценности и приоритеты / А.И.
Овчинников.-М.:Северо-Кавказский юридический вестник,№1,2012.- С. 15-
36.
19. Павкин, Л.М. Вопросы методологии истории государства и
права. / Л.М..Павкин.-М.:Северо-Кавказский юридический вестник,№4,2009.-
С.10-17.
20. Понеделков, А.В., Кузина, С.И. Система внешних и внутренних
угроз национальной безопасности России /А.В. Понеделков.-М.:
Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС,№
3,2011.-С.2-6.
21. Блиев, М.М. Южная Осетия в коллизиях российско-грузинских
отноше-ний./ М.М.Блиев.– М.:2006.-254с.
22. Буров, А.А. Специфика Кавказско-Каспийского региона как
геополити-ческой конструкции /А.А.Буров.Ученые записки. – М.:№4,2008. –
254с.
6923. Буянов, B.C. Россия и Кавказский регион. –М.:Геополитика:
Учебник под общ. ред. В.А. Михайлова; отв. ред. Л.О. Терновая, С.В.
Фокин,2007. – С.11-30.
24. Дзугаев, К. Северный Кавказ: профилактика
конфликтов./К.Дзугаев. – М.:2008.-153с.
25. Зазнобин, В.М. Оценка грузино-осетинского конфликта и его
возможных последствий./В.М.Зазнобин. – М.:2008.-С.54-110.
26. Михайлов, В.А.Международные аспекты политики России в
Кавказском регионе /В.А.Михайлов.– М.:Россия в мировой политике,2002.-
247с.
27. Яковлев,А.А. Грузино-осетинский конфликт: История и современ
ность./А.А.Яковлев. – М.:2007.-233 с.
28. Чочиев Б.Е. Книга памяти жертв вооруженной агрессии Грузии против
Республики Южная Осетия./Б.Е.Чочиев.- М.: Цхинвал, 2006.- 251 с.
29. Sammut, Dennis; Cvetkovski, Nikola. Confidence Building Matters: The
Georgia-South Ossetia Conflict /D. Sammut; N.Chetkovski.- London, UK:
Verification Technology Information Centre,2012.- p. 14.
30. Shelest A. The Georgian-Russian conflict, energy projects, and security of the
Black-Sea-Caspian region./A.Shelest.-Ukraine: regional branch of the National
Institute of Strategic Studies,2009.- p.9.
7