Работа носит теоретический характер (хорошо подойдет в качестве первой главы диплома).
Введение 3
Глава 1. Психофизиологическое и физическое здоровье школьников 5
1.1 Определение физического развития школьника 5
1.2 Влияние физических упражнение на развитие личности 9
Глава 2. Физиологическое обоснование физических нагрузок 16
2.1 Основные принципы применения физических нагрузок 16
2.2 Методики повышения выносливости у детей школьного возраста 19
Заключение 22
Список использованных источников 24
В иерархии человеческих ценностей здоровье занимает ведущее место.
Актуальность работы вызвана удручающим состоянием здоровья населения России и, особенно, детей и подростков.
Здоровье школьников является одной из приоритетных проблем страны. В России только 10% выпускников школ могут считаться здоровыми. Особенно быстрыми темпами ухудшается здоровье школьниц. Последние медицинские исследования показали, что число здоровых девушек – выпускниц составляет не более 6,3%. Около трети юношей по медицинским показаниями не годятся для службы в Вооруженных Силах. Увеличивается процент детей, которые не способны освоить программу дневного среднего образования [8, с. 4].
В связи с этим сохранение и укрепление здоровья детей, формирование культуры здоровья учащихся становится одним из главных направлений развития образования, что отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании» [1]. Особое внимание необходимо уделять планомерности увеличения физических нагрузок на детей и подростков, исходя из их индивидуальных физиологических особенностей.
Объектом исследования является физические нагрузки, рассчитанные для детей школьного возраста.
Предметом данной работы является обоснование физических нагрузок для детей школьного возраста с позиций физиологии.
Целью курсовой работы является рассмотрение сущности физиологического обоснования физических нагрузок для детей школьного возраста.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- изучить методики определения физического развития школьника;
- рассмотреть влияние физических упражнение на развитие личности;
- раскрыть основные принципы применения физических нагрузок;
- изучить методики повышения выносливости у детей школьного возраста.
Методической основой данной работы является комплекс общенаучных методов, таких как общетеоретический и сравнительный методы, анализ, синтез, аналогия, прогнозирование.
Теоретической базой исследования послужили современная научная и периодическая литература по теории и методики физической культуры, педагогической психологии, психологии спорта, социальной медицине таких авторов, как: Баранова А.А., Короткова Е. А.,, Васильков А.А., Родионова А.В., Столяров В.И., Протченко Т.А., Малыхина М.В., Чагаева Н.В., Губа В.П. и другие.
Структура работы отражает логику и содержание исследования. Работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, списка используемых источников.
Состояние здоровья детей школьного возраста сохраняет неблагоприятные тенденции и требует к себе пристального внимания всего общества. Усложнение учебных программ и как следствие увеличение психических нагрузок в совокупности с дефицитом движений школьников негативно влияет на физическое здоровье.
Важным является правильная диагностика физического здоровья ребенка, основанная на измерении антропометрических показателей. Задачей учителя физической культуры является постоянный мониторинг этих показателей при учете половозрастных особенностей ребенка. Также должен применяться структурный подход в организации уроков физической культуры для детей, подростков и юношей. Школьный урок физической культуры должен базироваться на теоретически обоснованных принципах применения физических нагрузок, учете физиологических особенностей организма, а также соблюдение непрерывности занятий, индивидуализации нагрузок, принципа чередования нагрузки и отдыха между занятиями и многих других.
Для поддержания физического здоровья детей школьного возраста важно развивать такие качества, как сила, выносливость, гибкости и координации двигательных действий. В каждый из временных периодов развития ребенка занятия по физической культуре должны иметь различную направленность.
В младших классах должен быть сделан упор игровом материале, а также формировании правильной осанки. Занятия с детьми среднего школьного возраста должны включать элементы гимнастики, легкой атлетики, плавания, спортивной игры. В этот период становится более характерным индивидуальные и половые различия детей, что требует разделения заданий. Для учащихся старшего школьного возраста занятия по-прежнему должны
учитывать половые различия. В юношах необходимо формировать волевые качества, силу и выносливость, в девушках воспитывать грациозность и красоту движений.
При этом занятия не должны ограничиваться школьными уроками физической культурой. Детская неугасающая энергия может быть направлена в нужное русло. Начиная с младшего школьного возраста, дети могут заниматься в спортивных секциях по плаванию, футболу, школах художественной гимнастики и циркового искусства, школах единоборств и многих других спортивных заведениях. В этом случае родителям необходимо стимулировать интерес ребенка к физическим упражнениям, оказывать постоянную поддержку, поощрять успехи.
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 19.12.2018).
Научная и специальная литература
2. Апанасенко Г.А. Диагностика индивидуального здоровья // Валеология, 2002. – 289с.
3. Бабушкин Г.Д. Психодиагностика личности при занятиях физической культурой и спортом. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2012. – 328 c.
4. Бабушкин Г.Д., Смоленцева В.Н. Психология физической культуры и спорта. – Омск: СибГУФК, 2007. – 270 с.
5. Баранова А.А., Кучма В.Р. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. Сборник материалов. Выпуск VI. – М., 2013. – 192с.
6. Баранов А.А., Кучма В.Р., Скоблина Н.А. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий М.: Издательство НЦЗД РАМН. 2008. – 216 с.
7. Баранова А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Медико-социальные проблемы воспитания подростков. Монография. – М., 2014. – 58с.
8. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Диагностика психофизиологического и физического здоровья школьников. Учебно-методическое пособие. – Екатеринбург, 2004. – 64с.
9. Борытко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания Монография. - Волгоград: Перемена, 2001. - 214 с.
10. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 381с.
11. Волков И.П. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов СПб.: Питер, 2002. – 384 С.
12. Губа В.П., Строева И.В. Методика определения и развития скоростно-силовых способностей у детей младшего школьного возраста // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: Детский тренер: журнал в журнале. – 2003. – № 3. – С. 31-34.
13. Короткова Е. А., Завьялова Т. П. Теория и методика физической культуры: учебно-методическое пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета,2014. – 120 с.
14. Лабодаева Ж.П. Организация физического воспитания детей и подростков. Медицинский контроль. Учебно-методическое пособие /Ж.П. Лабодаева, Н.А. Болдина. – Минск: БГМУ, 2010 – 351с.
15. Протченко Т.А., Малыхина М.В., Лях В.И. и др. Проблема комплексного формирования психофизических качеств учащихся младшего школьного возраста // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2007. – № 4. – С. 15-16.
16. Родионова А.В. Психология физического воспитания и спорта. – М, 2014. – 186с.
17. Скоблина Н.А., Бокарева Н.А., Милушкина О.Ю. Информативность методик физического развития детей. В: Актуальные проблемы здоровья детей и подростков и пути их решения. Материалы III-го Всеросс. конгр. с междунар. участием по школьной и университетской медицине. Под ред. В.М. Кучмы. М.: Изд-во НЦЗД РАМН, 2012. – С. 387–391.
18. Столяров В.И. Современная система физического воспитания (понятие, структура, методы). – Саратов: ООО Издательский Центр «Наука», 2013. – 259с.
19. Хисматуллина З.Н. Основы социальной медицины Казань : Казанский государственный технологический университет, 2011. – 152 с.
20. Чагаева Н.В., Попова И.В. Сравнительная характеристика физиометрических показателей физического развития школьников. // Гигиена и санитария. – 2011. – №2. – С. 72–75.
21. Шабунова А.А. и др. Здоровье детей: итоги пятнадцатилетнего мониторинга Вологда.: ИСЭРТ РАН, 2012. – 250 с.