Педагогический мониторинг развития представлений о форме у детей 4-5 лет (Педагогика, психология, Нижневартовский Государственный Университет)
|
Исследование проводилось на базе МБДОУ № 31 «Медвежонок» (г. Нижневартовск). В эксперименте участвовали дети средней возрастной группы (20 дошкольников), 6 воспитателей.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы педагогического мониторинга развития представлений о форме у детей среднего дошкольного возраста 7
1.1. Педагогический мониторинг в дошкольном образовании 7
1.2. Проблема развития математических представлений у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 11
1.3. Анализ подходов по развитию представлений о форме у детей среднего дошкольного возраста 16
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации педагогического мониторинга развития представлений о форме у детей 4-5 лет 23
2.1. Модель педагогического мониторинга по развитию представлений о форме у детей 4-5 лет 23
2.2. Исходно-диагностический этап модели педагогического мониторинга развития представлений о форме у детей 4-5 лет 28
2.3. Содержательно-технологический этап модели педагогического мониторинга развития представлений о форме у детей 4-5 лет 33
Выводы по второй главе 43
Заключение 44
Список литературы 45
Приложения
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы педагогического мониторинга развития представлений о форме у детей среднего дошкольного возраста 7
1.1. Педагогический мониторинг в дошкольном образовании 7
1.2. Проблема развития математических представлений у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 11
1.3. Анализ подходов по развитию представлений о форме у детей среднего дошкольного возраста 16
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации педагогического мониторинга развития представлений о форме у детей 4-5 лет 23
2.1. Модель педагогического мониторинга по развитию представлений о форме у детей 4-5 лет 23
2.2. Исходно-диагностический этап модели педагогического мониторинга развития представлений о форме у детей 4-5 лет 28
2.3. Содержательно-технологический этап модели педагогического мониторинга развития представлений о форме у детей 4-5 лет 33
Выводы по второй главе 43
Заключение 44
Список литературы 45
Приложения
Актуальность исследования обусловлена тем, что решение проблемы обеспечения качества дошкольного образования требует не только поиска новых идей и эффективных механизмов его оценки, но и пересмотра представлений об инструментарии оценивания нового образовательного продукта. Одним из таких продуктов является педагогический мониторинг. С ведением ФГОС ДО изменяется содержание образования в дошкольных образовательных организациях: наблюдается переход от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности воспитанников. Одной из важной проблем в этой связи является проблема развития математических представлений детей дошкольного возраста, в том числе и представлений о форме.
Одна из причин низкого уровня развития у детей дошкольного возраста представлений о форме – недостаточная разработка эффективных методов и приёмов обучения. Математика – точная и абстрактная наука, она трудна для понимания дошкольников. Обучение математике в детском саду во многом опирается на методы, которые дают возможность формировать у детей конкретные знания, умения и навыки, и недостаточно ориентируется на методы, способствующие развитию у детей познавательных интересов и способностей, логического мышления, базирующихся на представлениях детской психологии. Решение этой проблемы видится в использовании метода моделирования. Однако в дошкольной педагогике нет методик, направленных на развитие представлений о форме у детей 4-5 лет.
В настоящее время прослеживается ряд противоречий:
- между социальным заказом общества на выполнение образованием функций, связанных с развитием математических представлений у детей дошкольного возраста и недостаточной готовностью образовательных структур к их реализации;
- между требованиями ФГОС ДОО к математическому развитию детей 4-5 лет, в том числе и к развитию представлений о форме, и отсутствием специальных методик и практических методов для развития представлений о форме у детей 4-5 лет.
- между потребностью педагогической практики в системном, объективном процессе отслеживания уровня развития представлений о форме у детей 4-5 лет и отсутствием целостной, научно-обоснованной модели педагогического мониторинга развития представлений о форме у детей 4-5 лет.
Это противоречие обусловило проблему: каким должен быть педагогический мониторинг развития представлений о форме у детей 4-5 лет.
Обозначенные противоречия и выделенная проблема определили тему исследования: «Педагогический мониторинг развития представлений о форме у детей 4-5 лет».
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать модель педагогического мониторинга развития представлений о форме у детей 4-5 лет.
Объектом исследования является процесс развития математических представлений у детей 4-5 лет.
Предмет исследования: организация педагогического мониторинга развития представлений о форме у детей 4-5 лет.
Гипотеза исследования: предполагаем, что модель педагогического мониторинга, реализуемая в дошкольном образовании, может сделать процесс развития представлений о форме у детей 4-5 лет более эффективным если:
- разработаем модель педагогического мониторинга, который включает адаптационно-установочный, исходно-диагностический, содержательно-технологический и результативный этапы;
- будет определена критериально-уровневая характеристика развития представлений о форме у детей 4-5 лет;
- будут разработаны условия развития представлений о форме у детей 4-5 лет на основе анализа результатов педагогического мониторинга.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы сформулированы следующие задачи:
1. Изучить проблему педагогического мониторинга развития представлений о форме в педагогической теории и практике дошкольного образования.
2. Определить критериально-уровневую характеристику и выявить исходный уровень развития представлений о форме у детей 4-5 лет.
3. Разработать и апробировать модель педагогического мониторинга развития представлений о форме у детей 4-5 лет.
4. Разработать проект развития представлений о форме у детей 4-5 лет.
Этапы исследования:
На первом этапе – поисково-теоретическом (сентябрь – октябрь 2017 г.), на котором изучались и анализировались психолого-педагогические исследования. Были определены методология и методика исследования, проблема, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
На втором этапе – опытно-экспериментальном (ноябрь 2017 г. – апрель 2018 г.). На этом этапе осуществлялся констатирующий эксперимент, систематизировался полученный материал, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных.
На третьем этапе – итогово-аналитическом (май – июнь 2018 г.). Данный этап был посвящен систематизации и обобщению результатов экспериментальной работы, уточнению выводов, формированию результатов исследования, оформлялись результаты исследования.
Теоретическая основа исследования:
- подходы к понятию «педагогический мониторинг» – Н.Е. Щурковой, Н.Г. Яковлевой и др.;
- методика развития математических представлений у детей 4-5 лет – А.В. Белошистой, Л.Н. Вахрушевой;
- подходы к развитию представлений о форме у детей 4-5 лет – Т.И. Ерофеевой, А.М. Леушиной, Л.Н. Павловой и др.
Практическая значимость состояла в том, что были на основе анализа результатов педагогического мониторинга определены методы для развития представлений о форме у детей 4-5 лет, которые могут быть использованы воспитателями ДОУ в практической работе.
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ № 31 «Медвежонок» (г. Нижневартовск). В эксперименте участвовали дети средней возрастной группы (20 дошкольников), 6 воспитателей
Одна из причин низкого уровня развития у детей дошкольного возраста представлений о форме – недостаточная разработка эффективных методов и приёмов обучения. Математика – точная и абстрактная наука, она трудна для понимания дошкольников. Обучение математике в детском саду во многом опирается на методы, которые дают возможность формировать у детей конкретные знания, умения и навыки, и недостаточно ориентируется на методы, способствующие развитию у детей познавательных интересов и способностей, логического мышления, базирующихся на представлениях детской психологии. Решение этой проблемы видится в использовании метода моделирования. Однако в дошкольной педагогике нет методик, направленных на развитие представлений о форме у детей 4-5 лет.
В настоящее время прослеживается ряд противоречий:
- между социальным заказом общества на выполнение образованием функций, связанных с развитием математических представлений у детей дошкольного возраста и недостаточной готовностью образовательных структур к их реализации;
- между требованиями ФГОС ДОО к математическому развитию детей 4-5 лет, в том числе и к развитию представлений о форме, и отсутствием специальных методик и практических методов для развития представлений о форме у детей 4-5 лет.
- между потребностью педагогической практики в системном, объективном процессе отслеживания уровня развития представлений о форме у детей 4-5 лет и отсутствием целостной, научно-обоснованной модели педагогического мониторинга развития представлений о форме у детей 4-5 лет.
Это противоречие обусловило проблему: каким должен быть педагогический мониторинг развития представлений о форме у детей 4-5 лет.
Обозначенные противоречия и выделенная проблема определили тему исследования: «Педагогический мониторинг развития представлений о форме у детей 4-5 лет».
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать модель педагогического мониторинга развития представлений о форме у детей 4-5 лет.
Объектом исследования является процесс развития математических представлений у детей 4-5 лет.
Предмет исследования: организация педагогического мониторинга развития представлений о форме у детей 4-5 лет.
Гипотеза исследования: предполагаем, что модель педагогического мониторинга, реализуемая в дошкольном образовании, может сделать процесс развития представлений о форме у детей 4-5 лет более эффективным если:
- разработаем модель педагогического мониторинга, который включает адаптационно-установочный, исходно-диагностический, содержательно-технологический и результативный этапы;
- будет определена критериально-уровневая характеристика развития представлений о форме у детей 4-5 лет;
- будут разработаны условия развития представлений о форме у детей 4-5 лет на основе анализа результатов педагогического мониторинга.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы сформулированы следующие задачи:
1. Изучить проблему педагогического мониторинга развития представлений о форме в педагогической теории и практике дошкольного образования.
2. Определить критериально-уровневую характеристику и выявить исходный уровень развития представлений о форме у детей 4-5 лет.
3. Разработать и апробировать модель педагогического мониторинга развития представлений о форме у детей 4-5 лет.
4. Разработать проект развития представлений о форме у детей 4-5 лет.
Этапы исследования:
На первом этапе – поисково-теоретическом (сентябрь – октябрь 2017 г.), на котором изучались и анализировались психолого-педагогические исследования. Были определены методология и методика исследования, проблема, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
На втором этапе – опытно-экспериментальном (ноябрь 2017 г. – апрель 2018 г.). На этом этапе осуществлялся констатирующий эксперимент, систематизировался полученный материал, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных данных.
На третьем этапе – итогово-аналитическом (май – июнь 2018 г.). Данный этап был посвящен систематизации и обобщению результатов экспериментальной работы, уточнению выводов, формированию результатов исследования, оформлялись результаты исследования.
Теоретическая основа исследования:
- подходы к понятию «педагогический мониторинг» – Н.Е. Щурковой, Н.Г. Яковлевой и др.;
- методика развития математических представлений у детей 4-5 лет – А.В. Белошистой, Л.Н. Вахрушевой;
- подходы к развитию представлений о форме у детей 4-5 лет – Т.И. Ерофеевой, А.М. Леушиной, Л.Н. Павловой и др.
Практическая значимость состояла в том, что были на основе анализа результатов педагогического мониторинга определены методы для развития представлений о форме у детей 4-5 лет, которые могут быть использованы воспитателями ДОУ в практической работе.
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ № 31 «Медвежонок» (г. Нижневартовск). В эксперименте участвовали дети средней возрастной группы (20 дошкольников), 6 воспитателей
Актуальность темы исследования бесспорна, так как уровень развития математических представлений детей 4-5 лет влияет на развитие общих психических и интеллектуальных способностей ребенка.
Педагогический мониторинг – это комплекс мероприятий, направленных на получение полной информации, ориентированной на предметную область, о функционировании сложной системы в целях управления ею. Учитывая то, что педагогический мониторинг представляет собой достаточно сложную систему, особую роль играет следование совокупности принципов: принцип личностной целесообразности, принцип педагогической коммуникации, принцип информационного интегрирования, принцип непрерывности, принцип целостности.
Проведение педагогического мониторинга с детьми 4-5 лет и последующий качественно-количественный анализ полученных данных позволил выявить наличие у испытуемых выраженных индивидуальных различий в уровне развития представлений о форме. Между тем существующие методические системы не раскрывают способы индивидуализации процесса формирования у детей представлений о форме, что актуализировало проведение опытно-поисковой работы.
Проведенная опытно-поисковая работа, включающая в себя констатирующий и частично формирующий эксперименты, позволила апробировать заявленные в гипотезе условия реализации принципа индивидуализации и установить их позитивную роль в повышении эффективности процесса развития представлений о форме у детей 4-5 лет. Выделенные параметральные характеристики и соответствующий им диагностический инструментарий позволили осуществить точную оценку наличествующего уровня развития у детей представлений о форме и соответствующих перцептивных умений.
Итак, цель достигнута, задачи решены.
Педагогический мониторинг – это комплекс мероприятий, направленных на получение полной информации, ориентированной на предметную область, о функционировании сложной системы в целях управления ею. Учитывая то, что педагогический мониторинг представляет собой достаточно сложную систему, особую роль играет следование совокупности принципов: принцип личностной целесообразности, принцип педагогической коммуникации, принцип информационного интегрирования, принцип непрерывности, принцип целостности.
Проведение педагогического мониторинга с детьми 4-5 лет и последующий качественно-количественный анализ полученных данных позволил выявить наличие у испытуемых выраженных индивидуальных различий в уровне развития представлений о форме. Между тем существующие методические системы не раскрывают способы индивидуализации процесса формирования у детей представлений о форме, что актуализировало проведение опытно-поисковой работы.
Проведенная опытно-поисковая работа, включающая в себя констатирующий и частично формирующий эксперименты, позволила апробировать заявленные в гипотезе условия реализации принципа индивидуализации и установить их позитивную роль в повышении эффективности процесса развития представлений о форме у детей 4-5 лет. Выделенные параметральные характеристики и соответствующий им диагностический инструментарий позволили осуществить точную оценку наличествующего уровня развития у детей представлений о форме и соответствующих перцептивных умений.
Итак, цель достигнута, задачи решены.
Подобные работы
- Педагогический мониторинг развития представлений о величинах у детей 5-6 лет (Педагогика, психология, Нижневартовский Государственный Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2018 - Педагогический мониторинг сформированности умений рисовать предметы у детей 4-5 лет (Педагогика, психология, Нижневартовский Государственный Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - Педагогический мониторинг сформированности представлений о себе у детей 5-6 лет (Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2019 - Педагогический мониторинг сформированности умений детей 4-5 лет в лепке (Мониторинг дошкольного образования, Нижневартовский Государственный Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - Педагогический мониторинг сформированности геометрических представлений у детей 5-6 лет (Нижневартовский государственный университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019 - Педагогический мониторинг сформированности представлений о семейных традициях у детей старшего дошкольного возраста (Мониторинг дошкольного образования, Нижневартовский Государственный Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2019 - Педагогический мониторинг формирования сенсорных эталонов у детей 3-4 лет (Нижневартовский Государственный Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 300 р. Год сдачи: 2018 - Изучение процесса формирования предсталений о себе у детей 5-6 лет (Нижневартовский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 2100 р. Год сдачи: 2020 - Педагогический мониторинг формирования навыков самообслуживания у старших дошкольников (Нижневартовский Государственный Университет)
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019



