ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ
ОТНОШЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ И САМООТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Подростковый период и его особенности 7
1.2. Стиль детско - родительских отношений. Образ родителей в
представлении подростков 16
1.3. Исследование понятия самоотношение
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 36
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТНОШЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ И САМООТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 37
2.1. Описание выборки исследования 37
2.2. Методы исследования 37
2.3. Процедура исследования 39
2.3. Математико-статистические методы обработки данных 41
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОТНОШЕНИИ РОДИТЕЛЕЙ И САМООТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 45
3.1. Результаты исследования взаимосвязи представлений об отношении
родителей и самоотношения в подростковом возрасте 45
3.2. Анализ и интерпретация полученных данных 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
ЛИТЕРАТУРА 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 73
Подростковый период является наиболее ответственным и значимым периодом жизни человека. Актуальность данной темы остается, так как существование здорового общества невозможно без существования здоровых его членов, воспитание которых происходит в семье. Особенно важен в становлении личности этап подросткового возраста. Именно в этот период усваиваются основные общественные нормы и положения, закладываются образцы общественно-значимого и одобряемого поведения.
Роль семьи и родительского отношения в развитии личности ребенка и его дальнейшем поведении, основанном на представлении этих отношений, рассматривают психологические школы самых разных направлений (А. Адлер, К. Хорни, А.Фрейд, К. Роджерс, Э. Эриксон и другие). Согласно их теоретическим положениям, формирование личности может рассматриваться как результат усвоения ребенком и интериоризации определенных параметров отношения к нему родителей. В российской психологии и педагогике идея о решающей роли семейного воспитания в формировании психического и личностного облика признавалась всегда (Е.В. Буренкова, 2000; И.С. Кон, 1998; Т.И. Покровская, 1989; В.Я.Титаренко, 1987; Д.И. Фельдштейн, 1969), однако число конкретных психологических работ на эту тему весьма ограничено.
В работах И.Г. Чесновой (1987), О.С. Семерягиной (1991), и многих других авторов показано, что эмоциональная атмосфера семьи оказывает решающее влияние на развитие ребенка и является предпосылкой формирования нравственного мира личности и эмоционально-ценностного самоотношения подростка. Напротив, неприязненное, неуважительное отношение к ребенку приводит к нравственному недоразвитию и сложности во взаимоотношениях с окружающими.
Теоретический анализ показал, что остаются нерассмотренными особенности внутренних детерминант личности, индивидуальное своеобразие восприятия ребенком родительского отношения и выбора позиции к нему, то есть не учитываются важные аспекты собственной активности ребенка в процессе семейного воспитания и взаимодействия родителей и детей. Необходимо отметить, что попытка учета собственных представлений подростков была предпринята в работе Е.А. Мухматуллиной и Г.Х. Махортовой «Проблемы взаимоотношений подростков с родителями» (1997), где рассматривали связь между определенными представлениями об отношениях родителей к подросткам и их влияние на возникновение тревожности у детей.
Анализ исследований, направленных на изучение особенностей отношения к себе человека, позволяет говорить о существующем для описания его содержания в науке разнообразии используемых психологических категорий. К ним относятся: обобщенная самооценка, самоуважение,
самопринятие, эмоционально-ценностное отношение к себе, собственно самоотношение, самоуверенность, чувство собственного достоинства, самоудовлетворение, аутосимпатия, самоценность и тому подобное.
Сущность данных понятий раскрывается посредством следующих психологических категорий как: «установка» (Д.Н. Узнадзе), «личностный смысл» (А.Н. Леонтьев), «отношение» (В.Н. Мясищев), «аттитюд» (M. Rosenberg, S. Coopersmit), «социальная установка» (И.С. Кон, Н.И. Сарджвеладзе), «чувство» (С.Л. Рубинштейн).
В отечественной науке начало фундаментальных исследований феномена отношения человека к себе заложено в трудах А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.Г Спиркина и других, а также теоретическим исследованиями И.С. Кона и И.И. Чесноковой. На сегодня в отечественной психологии доминирует понятие «эмоционально-ценностное самоотношение», где самоотношение является важным регулятором поведения, от которого зависят критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, взаимоотношения с окружающими и ролевые отношения в семье индивида.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что исследование проблемы взаимосвязи представлений об отношении родителей и самоотношения в подростковом возрасте является недостаточно изученной, не смотря на повышенный интерес к данной проблеме в зарубежной и отечественной психологии.
Социальная значимость данного исследования определяется глубоким пониманием особенностей самоотношения. Результаты данного исследования могут быть использованы для психолого-педагогической работы с семьей и понимания подросткового возраста. Поэтому изучение проблемы представлений об отношении родителей и самоотношения в подростковом возрасте на сегодня является для современного общества особенно актуальной.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть применены в практике психологического консультирования, возрастной психологии, педагогической психологии.
Объект исследования: представления об отношении родителей.
Предмет исследования: взаимосвязь представлений об отношении родителей и самоотношения в подростковом возрасте.
Цель исследования: выявить взаимосвязь представлений об отношении родителей и самоотношения в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования основана на том, что существует взаимосвязь представлений об отношении родителей и самоотношения в подростковом возрасте; существуют различия в особенностях представлений об отношении родителей и самоотношения у мальчиков и девочек в подростковом возрасте, которые обусловлены межполовыми особенностями.
Для достижения данной цели поставлены задачи:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных по проблеме взаимосвязи представлений об отношении родителей и самоотношения в подростковом возрасте.
2. Разработать программу исследования, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных.
3. Проанализировать полученные данные и определить взаимосвязь представлений об отношении родителей и самоотношения в подростковом возрасте.
Методы субъективной диагностики с использованием следующих методик:
1. Тест «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR);
2. Пантелеев «Методика исследования самоотношения» (МИС).
Математические методы обработки данных:
1. Методы статистического анализа: среднее арифметическое, дисперсия; определение достоверности различий в значениях показателей (t - критерий Стьюдента).
2. Методы корреляционного анализа: коэффициент корреляции Пирсона, проверка достоверности.
Выборка: составляет 60 человек, из них 30 мальчиков и 30 девочек подросткового возраста (15 лет), ученики 9 «А», 9 «Б» классов МБОУ СОШ №57.
В результате работы над темой «Взаимосвязь представлений об отношении родителей и самоотношения в подростковом возрасте» был изучен и проанализирован теоретический материал, накопленный по данной теме. В процессе выполнения выпускной квалификационной работы были выполнены все поставленные цели и задачи исследования. Целью нашего исследования было выявить взаимосвязь представлений об отношении родителей и самоотношения в подростковом возрасте.
В качестве методик исследования использовались: Тест «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR); «Методика исследования самоотношения» (МИС, ПантелеевР.С.).
После проведенной диагностики и обобщения результатов, нами были сделаны следующие выводы:
1. По методике «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR) у мальчиков- подростков в норме представлены только показатель- «шкала позитивного интереса (POZ)», ярко выражены шкалы- «автономия (AUT)» и «шкала близости (POZ-HOS)». Остальные шкалы не выражены.
У девочек в норме представлена только «шкала враждебности (HOS). Ярко выражены на выборке девочек такие шкалы как «шкала позитивного интереса (POZ)», «шкала автономности (AUT)», «шкала непоследовательности (NED)» и «шкала близости (POZ-HOS)». Остальные шкалы не выражены.
2. Результаты диагностики по методике исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантелеев говорят о том, что у мальчиков представлены по шкале «самоуверенность» высокие значения (83,4%).
Средний уровень выраженности диагностирован по шкалам «саморуководство» (66,7 %), «отраженное самоотношение» (90 %), «самоценность» (70 %), «самообвинение» (73,3 %).
Низкие значения выявлены по шкалам «самопривязанность» (83,3%), «внутренняя конфликтность» (70 %), «открытость» (86,7 %) .
У девочек высокий уровень выявлен по показателям «открытость- закрытость» (83,3 %), «отраженное самоотношение» (83,4 %), «внутренняя конфликтность» (73,3 %).
Средний уровень «самоуверенность» (53,3 %), «саморуководство» (60 %), «самоценность» (50 %), «самопривязанность» (56,7 %),«самообвинение» (50 %- девочки).
3. Проверка достоверности различий по методике исследования самоотношения (С.Р.Пантилеев) показала, что девочки и мальчики отличаются по многим шкалам самоотношения, кроме шкал «саморуководство», «самоценность» и «самоприятие». Если говорить о тенденциях в выраженности той или иной шкалы, то можно утверждать следующее: у мальчиков более высокие показатели по шкале «самоуверенность» (хср=11,5), чем у девочек (хср=6,2), у девочек более высокие показатели по шкале «открытость» (хср=8,6), чем у мальчиков (хср=1,2), у девочек более высокие показатели по шкале «саморуководство» (хср=5,4), чем у мальчиков (хср =4,9), у девочек более высокие показатели по шкале «отраженное самоотношение» (хср=9), чем мальчиков (хср=5), у девочек более высокие показатели по шкале «внутренняя конфликтность» (хср=11,9), чем мальчиков (хср=3,2), у девочек более высокие показатели по шкале «самообвинение» (хср.=6,2), чем мальчиков (хср.=2,3).
4. Проверка достоверности различий по методике исследования «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR) попредсвлениям об отношению матери у подростков было выявлено, что мальчики и девочки отличаются только по шкале «Непоследовательность» (NED): у девочек более высокие показатели по данной шкале (хср=9,6), чем у мальчиков (хср=7,03).
По представлению об отношении отца: у девочек более высокие показатели по шкале «позитивный интерес (POZ)» (хср=17,4), чем мальчиков (хср=14,4), у девочек более высокие показатели по шкале «враждебность (HOS)» (хср=4,6), чем мальчиков (хср=2,7), у девочек более высокие показатели по шкале «непоследовательность (NED)» (хср=9,3), чем мальчиков (хср=7,6), у мальчиков более высокие показатели по шкале «автономность (AUT)» (хср=13,9), чем у девочек (хсР=11,5).
5. Результаты корреляционного анализа между представлениями об отношении отца у мальчиков и показателями самоотношения позволили выявить следующие взаимосвязи: умеренная статистически значимая по силе и прямые по направлению связь между следующими показателями: «самопривязанность» и «враждебность (HOS)» (гэмп=0,31, р=0,05); средняя статистически значимая по силе и прямая по направлению связь между следующими показателями: «открытость» и «враждебность (HOS)» (ГЭМП=0,53, р=0,01); умеренная статистически значимая по силе и отрицательная («обратная») по направлению связь между следующими показателями: «открытость» и «шкала близости (POZ-HOS)» (ГЭМП= -0,32, р=0,05).
На выборке девочек между представлениями об отношении отца и показателями самоотношения были выявлены: умеренные
статистически значимые по силе и прямые по направлению связи между следующими показателями: «самоценность» и «автономность (AUT)» (ГЭМП=0,32, р=0,05); «самопринятие» и «автономность (AUT)» (ГЭМП=0,34, р=0,05); «самоценность» и «позитивный интерес (POZ)» (гэмп=0,43, р=0,05); «самопринятие» и «шкала близости (POZ-HOS)» (ГЭМП=0,46, р=0,05).
Сильная статистически значимая по силе и прямая по направлению связь между следующими показателями: «самоценность» и «шкала близости (POZ-HOS)» (гэмп=0,61, р=0,05).
Средняя по силе и обратная по направлению связь между показателями «самоценность» и «враждебность (HOS)» (ГЭМП=-0,51, р=0,01).
Так на выборке мальчиков между представлениями об отношении матери и шкалами самоотношения были выявлены умеренные статистически значимые по силе и прямые по направлению связи между следующими показателями: «внутренняя конфликтность» и «враждебность (HOS)» (ГЭМП=0,3, р=0,05), «самопринятие» и «автономность (AUT)» (ГЭМП=0,38, р=0,05).
Умеренные статистически значимые по силе и обратные по направлению связи между следующими показателями: «самоуверенность» и «позитивный интерес (POZ)» (гэмп= -0,3, р=0,05), «отраженное самоотношение» и «позитивный интерес (POZ)» (гэмп=- 0,3, р=0,05), «самоценность» и «шкала критики (DIR-AUT)» (гэмп=- 0,36, р=0,05), «самопринятие» и «шкала критики (DIR-AUT)» (гэмп=- 0,36, р=0,05), «отраженное самоотношение» и «непоследовательность (NED)» (гэмп=- 0,4, р=0,05), «самоценность» и «директивность (DIR)» (гэмп=- 0,43, р=0,05), «самопривязанность» и «директивность (DIR)» (гэмп=- 0,3, р=0,05), «самообвинение» и «непоследовательность (NED)» (гэмп=- 0,34, р=0,05).
На выборке девочек между представлениями об отношении матери и шкалами самоотношения были выявлены: умеренные статистически значимые по силе и прямые по направлению связи между следующими показателями: «отраженное самоотношение» и «позитивный интерес (POZ)» (гэмп=0,3, р=0,05), «внутренняя конфликтность» и «позитивный интерес (POZ)» (гэмп=0,34, р=0,05).
Умеренные статистически значимые по силе и обратные по направлению связи между следующими показателями: «самоуверенность» и «непоследовательность (NED)» (гэмп=-0,3, р=0,05), «самоуверенность» и «шкала критики (DIR-AUT)» (ГЭМП=-0,31, р=0,05), «самопривязанность» и «непоследовательность (NED)» (ГЭМП=-0,44, р=0,05).
Средняя по силе и обратная по направлению связь между показателями «самоценность» и «враждебность (HOS)» (ГЭМП=-0,51, р=0,01); «самопринятие» и «враждебность (HOS)» (ГЭМП=-0,53, р=0,01).
5. Наша гипотеза, основанная на том, что существует взаимосвязь представлений об отношении родителей и самоотношения в подростковом возрасте; существуют различия в особенностях представлений об отношении родителей и самоотношения у мальчиков и девочек в подростковом возрасте, которые обусловлены межполовыми особенностями, подтвердилась.
1. Андреева Т.В. Семейная психология: Учеб. пособие. СПб.: Речь, 2004. 244с.
2. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 264с.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. труды. М.: Моск.психол.сиц-й институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. 352с.
4. Вассерман Л. И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике. СПб : Речь, 2004.
5. Гурко Т., Босс П. Отношения мужчин и женщин в браке // Семья на пороге третьего тысячелетия. - М., 1995.
6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1988. 320с.
7. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие. М.: Изд-во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2003. 264с.
8. Ермолаева М.В. Осн. возрастн. психологии и акмеологии: Учеб. пособие. М.: Издательство «Ось-89», 2003. 416с.
9. Иксанова Л. Ш. Особенности отношений супругов, живущих в незарегистрированном браке // Психология XXI века: Тезисы Международной межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. - С. 225-227.
10. Капрара Дж. Психология личности/Дж.Капрара, Д.Сервон. СПб.: Питер, 2003. 640с.
11. Колышко А.М. Психология самоотношения. - Гродно: ГрГУ, 2004.- 102с.
12. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание.-М.: Политиздат, 1984. - 335с.
13. Косачева В.И. Проблема стабильности молодой семьи: философский и социально- психологический анализ: Дисс. канд. филос. наук. - Минск, 2007. - 156с.
14. Майерс Д. Социальная психология: Пер. с англ./Питер. 1997. 688с.
15. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 432с.
16. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн.2: Психология образования. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 608с.
17.Омарова М. К. Связь структурно-содержательных характеристик Я- концепции с акцентуациями характера в раннем юношеском возрасте: Автореф. дис. канд. наук. - СПб., 2002.
18.Основы психологии семьи и семейного консультирования. Под общ. ред. Посысоева Н.Н. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.328с.
19. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология: Учеб. пособие. М.: Моск. психол. соц-й институт, 2005. 288с.
20. Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 108 с.
21. Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.,1993.
22. Психология подростка. Полное руководство. Под ред. Реана А.А. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 432с.
23. Райгородский Д.Я. Психология семьи. Учеб. Пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. - Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2007 - 752с.
24. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. 624с.
25. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб., 2001. 224с.
26. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси: Мецниереба, 1989. - 187 с.
27. Семиченко В.А. Психология личности. - К.: Магистр, 2000. - 426 с.
28. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М.: МГУ. -1989. - 213 с.
29. Солдатова Е.Л. Психология развития и возрастная психология/Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н.; Ростов н/Д.: Феникс, 2004. 384с.
30. Социальная психология. Под ред. Столяренко А.М. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 543с.
31. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 284 с.
32. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М.: Издательство «Ин-т практ-й психол», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 512с.
33. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту. Под ред.Дубровиной И.В. М.: Педагогика, 1987. 184с.
34. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977. - 144 с.
35. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. (Психол. развит. и возраст. псих.). М.: Гардарики, 2004. 346с.
36. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учеб. пособие. М.: Академический Проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2005. 768с.
37. Шумилин Е. А. Психологическая характеристика личности старшеклассника // Вопросы психологии. — 1982. - № 5. - С. 72-79.
38. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. М., 1998. 304с.
39. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М., 1976. 64с.