Введение 3
Глава 1. Национальные традиции: теоретическо-методический аспект исследования 12
1.1. Существующие подходы к понятию национальной традиции 12
1.2. Истоки и факторы этнокультурных традиций Республики
Татарстан 21
Глава 2. История и этнография татар в произведениях художников Республики Татарстан 38
2.1. История татар в произведениях художников Республики Татарстан 38
2.2. Этнографические сюжеты в изобразительном искусстве 48
2.3. Влияние национальных традиций на творчество художников -
авангардистов 65
Заключение 75
Список источников и литературы 78
Приложение 83
Актуальность исследования. Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием. Сочетание трех типов культурных взаимовлияний (финно-угорского, тюркского, славяно-русского), а также двух религий (ислама, христианства) определяет уникальность этих мест, своеобразие искусства, а также культурных и исторических ценностей. В искусстве и культурном наследии народа отразились жизнь и быт наших предков, национальные особенности, идеалы красоты и религия, изменение социально-экономических условий и контакты с другими народами. В изобразительном искусстве идет процесс более глубокого освоения и творческого развития различных пластов художественного наследия, народной культуры в целом. Этот процесс обусловлен естественным стремлением художников Татарстана к этнической идентификации.
Однако этническая тема остается до сих пор дискуссионной. Причины этого мы видим, прежде всего, в особенностях понятия традиции, которое до сих пор не исчерпало всех возможностей понимания и приложения к конкретным явлениям истории искусства. Трудность заключается и в том, что в современной теории искусства до сих пор нет общепризнанного и четкого определения самого термина «традиция». Диапазон понятия очень широк: от определенного типа отношения между последовательными стадиями развивающегося объекта, когда старое переходит в новое и продуктивно работает в нем до способа сохранения особенностей тематики и стиля. При этом этнический аспект художественной традиции остается несколько в стороне от общего потока исследований. Однако без изучения этого аспекта невозможно выработать целостное представление о закономерностях развития традиций в изобразительном искусстве.
Очевидно, что в сложившихся социально-культурных условиях
повышается роль искусства, актуализирующего ценности этнического
3
самосознания. Одной из задач должно стать определение средств художественного мышления, мировосприятия татар в изобразительном искусстве, то есть выявление символов этнического самосознания.
На территории Республики Татарстан проживают представители более ста национальностей. В становлении профессионального изобразительного искусства принимали участие как местные живописцы и скульпторы, так и художники. Именно поэтому в современном изобразительном искусстве региона актуальны проблемы исторических корней, этнокультурной самобытности, межкультурного диалога. Анализ национальных традиций в произведениях художников Татарстана позволяет определить степень их влияния на формирование истории татар.
Объектом исследования является история и национальные традиции Республики Татарстан.
Предмет исследования. Отражение и проявление тем национальных традиций в творчестве современных художников Республики Татарстан
Хронологические рамки. В исследовании мы ограничиваемся периодом конца XX - начала XXI вв. Выбор хронологических рамок связан с необходимостью анализа тех явлений в художественной жизни ВолгоУральского региона, которые ярко проявили себя в конце 80—начале 90-х годов ХХ века и ознаменовали собой новый период развития изобразительного искусства во многих субъектах Российской Федерации и республиках постсоветского пространства. Ситуацию образно определили искусствоведы как «поиск разрушенного дома» (Н.М.Юрасовская) и «этнокультурная
Л
рефлексия» (Э.М.Колчева) .
Этот период связан с освоением всех тех авангардно-модернистских художественных приемов и средств, которые не были востребованы в СССР после установления единого художественного метода - социалистического реализма. В конце 80-х годов художники активно включаются в мировой художественный процесс. Художественная ситуация в нашем регионе была охарактеризована Ю.Г. Нигматуллиной как «запоздалый модернизм» . Интенсивность и разнообразие художественных поисков живописцев и графиков на рубеже ХХ - ХХ1 веков проявляется в активном применении изобразительных средств и приемов модернистских течений начала и середины ХХ века.
Вторым важным новым элементом художественной ситуации стало активное обращение к историко-культурному наследию, этническим образам и сюжетам. Национальная традиция так или иначе всегда присутствовала в региональном изобразительном творчестве, в советское время чаще всего как интерпретация художниками стилей народного декоративно-прикладного искусства, иллюстрации к фольклору. Хотя в татарском изобразительном искусстве «встречное движение потоков культуры элитарной, ориентированной на европейские образцы, и культуры народной, сохраняющей национальный эстетический идеал» предвосхитил Б.Урманче. В хронологическом развитии и многообразии художественных направлений, стилей и жанров представлены работы в культурном пространстве, таких художников, как Н.Фешин, Б.Урманче, Х.Якупов, Л.Фаттахов. Работы этих художников чаще обращают на себя внимание искусствоведов и поэтому в изданиях больше всего печатают об их творчестве. В настоящее время, когда современной наукой накоплен большой фактологический материал, особое значение приобретает вопрос о
вкладе каждого художника в общероссийский и шире — общеевропейский художественный процесс. Углубленного изучения требуют труды современных художников, которых мы рассматриваем в своей работе.
Современный этап художественных поисков характеризуется попыткой «глубокого проникновения в философские, поэтические стержневые конструкты национальной художественной картины мира». Художники пытаются ответить на вопрос о сущности - ядре, определяющем «самость» национальной культуры и национальной художественной традиции, обращаясь к разным историко-художественным и символическим пластам.
Территориальные рамки исследования ограничены административными границами Республики Татарстан, так как именно на территории Татарстана исторически формировалось ядро национальной культуры и национальных традиций татарского народа.
Целью исследования является: выявить и обосновать особенности проявления национальных традиций в изобразительном искусстве художников Республики Татарстан конца ХХ - начала ХХ вв.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
• проанализировать существующие подходы к понятию национальной традиции;
• исследовать истоки и факторы этнокультурных традиций Республики Татарстана;
• проанализировать исторический жанр в современном изобразительном искусстве Республики Татарстан;
• выявить этнографические сюжеты национальной традиции в изобразительном искусстве Республики Татарстан.
- по этнической истории и историко-культурному наследию Татарстана
- статьи и монографии, посвященные художественным процессам и творчеству художников Татарстана.
Изучение литературы первой группы составляют труды, непосредственно посвященные этнической истории, репрезентирующей целостную историю татар. Важными для нас оказались труды Воробьевой И.И. , Исхакова Д. М.
Уразмановой Р.К. , Фахрутдинова Р.Г. , Фукс К.Ф. , Худяков М.Г .
Вторая группа предполагает обращение к трудам искусствоведов. Общая картина и цельная историческая концепция развития изобразительного искусства Татарстана в XX веке получила выражение в таких обобщающих работах, как альбом Н.В. Черкасовой «Изобразительное искусство Советского Татарстана» , С.М. Червонной монография «Искусство Советской Татарии. Живопись. Скульптура. Графика» и А.Б. Файнберга «Художники Татарии» .
Были предприняты исследования отдельных исторических периодов и отдельных видов и жанров татарского искусства, при этом особое значение имели всесторонние исследования генезиса и особенностей татарского народного искусства в трудах Ф.Х.Валеева.
На данном этапе изобразительное искусство Татарстана представляет собой «интертекст, в пространство которого вплетается множество
~ 84
художественных стилей и направлений, которые существуют одновременно».
В мозаичной картине современного искусства определенное место занимает национальная традиция, которая представляет собой уже не интерпретацию стиля и приемов народного декоративно-прикладного искусства и миниатюры, как часто было в советское время, а является попыткой «глубокого проникновения в философию и поэтические стержневые конструкты национальной художественной картины мира» . В чем заключается сущность национальной художественной традиции в искусстве? Что составляет сердцевину национальной культуры? Что необходимо сохранить для сохранения идентичности этноса в будущем - основные вопросы, на которые ищут ответы художники, перебирая и художественно осмысливая историкокультурные и символические пласты.
Как показывает исследование, арсенал возможностей художников достаточно широк. При этом очевидно, сращивание этнического и религиозного сознания татарского народа, выявление и декларирование этических норм народа, опора на историческое наследие, языческий фольклор.
Но нужно отметить, что современные художники ориентированы больше на татарскую культуру. Поэтому, в основном, элементы культуры выполняют в их произведениях роль этнических символов, служат средствами, выражающими причастность к татарскому народу. Своими произведениями они утверждают поведенческие нормы и выявляют те психические особенности народа.
В работе прослеживаются сложность и противоречивость процесса развития современного искусство Татарстана, дается анализ произведений, которые созданы мастерами РТ высокой профессиональной культуры и самобытного таланта, органично включаются в современный художественный процесс и тонко, и разнообразно выражают в системе художественных образов этническое самосознание, менталитет, психологию, идеалы татарского народа.
1. Национальные традиции — это такие общественные явления, которые многократно повторяются, стали устойчивыми, общепринятыми, вошли в повседневную жизнь людей, принадлежащих той или иной этнической общности. Это такие общественные явления, посредством которых от поколения к поколению передаются идеи, знания, нормы поведения, способы, приемы, формы, мотивы деятельности людей, различные вкусы, стили, творческие направления.
2. Национальная консолидация татар усиливает культурную однородность входящих в нее групп. Происходит постепенная нивелировка локальных вариантов традиционной культуры. На основе праздников и обрядов татар мы выявляем истоки и факторы национальных традиций Республики Татарстан.
3. Многие художники стремятся создавать богатые и разнообразные по композиции произведения, используя новые материалы и технику. Но всегда искусство Республики Татарстан говорило о высокой культуре и богатых традициях татарского народа, давних духовных связях со странами классического Востока.
4. Современные художники Татарстана акцентируют внимание
зрителя на особенностях характера татарского народа. Большое внимание уделяется художниками теме природы, в лоне которой проходит жизнь народа. художники обращаются, в первую очередь, к истории и культуре своих этносов, фольклору, активно цитируют стилистику и элементы декоративноприкладного искусства. В композицию картин художников вводит изображение
74
предметов, связанных с мусульманской традицией в татарской культуре, - мечети, шамаили, каллиграфический орнамент, четки, эпиграфические памятники, - являющихся и символами приверженности татарского народа к исламскому миру. Ислам в современном обществе воспринимается многими представителям татарского народа как важнейший фактор этнической самоидентификации народа.
Использование древних, прежде всего общетюркских, мифов и фольклора (татарского, башкирского, чувашского) - как сознательно введенные сюжеты и образы; использование знаков, символов, тем арабо-мусульманской культуры.
В современном изобразительном искусстве Татарстана связано с глобализацией мировой культуры и поисками способов сохранения смыслового феноменологического и этнического ядра национальной культуры.
1. Арт-галерея [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://artnow.ru/ru/gallery
2. Ахметзянова И. Абсолютное искусство [Электронный ресурс] / И.
Ахметзянова // Ватандаш. - 2007. - № 2. - Режим доступа:
http: //vatandash.ru/index.php?article=1353
3. Возвращение к истокам [Электронный ресурс]: интервью с В.Г.
Шайхетдиновым / беседовала Д. Свердловская // Татарский мир. - 2016. - № 9 (6392). - Режим доступа: http://rusisworld.com/bez-politiki/vakil-shayhetdinov- lvudev-postepenno-nado-vozvrashchat-k-istokam
4. Гарбуз А.В. Горизонты современной татарской живописи / А.В. Гарбуз // Группа «Чингиз-хан». Живопись. Каталог. - СПб.: DITON, 2000. - С. 2-13.
5. Гильванов Б. Творческая депрессия мне не грозит... [Электронный ресурс] / Б. Гильванов. - Режим доступа: http://info.tatcenter.ru/article/61242/.
6. Жуков Ф. Дочери Татарстана в снах Алтынчеч / Ф. Жуков // Региональная Экологическая газета. - 2004. - 25 августа.
7. Каримова Э. «Другое небо Шага» - о художнике Филарете Шагабутдинове [Электронный ресурс] / Э. Каримов // Бельские просторы. - 2013. - № 5 (174) Май. - Режим доступа: http://www.bp01.ru/public.php?public=2976.
8. Кусков С.И. Художник Расих Ахметвалиев: [Электронный ресурс] / С.И. Кусков. - Режим доступа: http://www.art-critic-kuskov.com/akhmetvaliev.html.
9. Культура и искусство в Татарстане [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://art16.ru/
10. Мартынец Е. Булат и его амазонки [Электронный ресурс] / Е. Мартынец. - Режим доступа: http://afisha.116.ru/text/owntime/474794.html.
11. Музея национальной культуры при НКЦ «Казань» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://horriyat.ru/1000let
12. Современное искусство Татарстана / текст Д. Валеевой, Р. Шагеевой.. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. - 384 с., ил.
13. Большая Волга: XI региональная художественная выставка. - Казань; Пермь; Йошкар-Ола, 2013. - 496 с., ил.
14. Сокровищница татарской культуры: Альбом - каталог. Собрание Музея национальной культуры. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2012.
15. Художник Хамза Шарипов с выставкой в Барде [Электронный ресурс] // Газета "Тан" ("Рассвет"). - 2015. - 8 апреля. - Режим доступа: http://tan- barda.ru/hudozhnik-hamza-sharipov-s-vyistavkoy-v-barde/
16. Файзрахманова Г. «Путешествие Ибн Фадлана»: уникальные экспонаты и советские штампы [Электронный ресурс] / Г. Файзрахманова // «БИЗНЕС Online». - 2016. - 29 февраля. - Режим доступа: https://www.business- gazeta.ru/article/303317
17. ЧингисХан. Творческое объединение. - М.: Скорпион, 2008. - 154 с., ил.
18. Шарипов Хамза [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hamza.blox.ru
19. Юбилейная выставка Хамзы Шарипова [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mincult.tatarstan.ru/rus/index.htm/news/5696.htm
Литература
1. Айдаров С.С., Аксенова Н.Д. Великие Булгары. Путеводитель по Булгарскому историко-архитектурному заповеднику. Казань, 1971 (изд. 1-е); Казань, 1975 (изд. 2-е); Казань, 1983 (изд 3-е).
2. Акилова К.Б. К проблеме национальной идентичности в современном искусстве тюркских стран на постсоветском пространстве / К.Б. Акилова // Творчество Баки Урманче и актуальные проблемы национального искусства: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 115-летию со дня рождения Б.И. Урманче. - Казань, 2012. - С. 152-161.
3. Амирханов Р. Духовные основы татарской национальной идеологии. // Идель. 1993. № 4. - С. 68-71, 77.
4. Ахметова Д.И. Проблема стилевого многообразия в ситуации современной художественной культуры: автореферат дис. ... канд. филос. наук: 24.00.01 / Д.И. Ахметова. - Казань, 2013. - 24 с.
5. Автономова А.Н. Историческая живопись в республиках Среднего
Поволжья (Чувашия, Татарстан, Марий Эл) в XX веке: истоки, становление, эволюция: автореферат дис. ... канд. искусствоведения: 17.00 / А.Н.
Автономова. - М., 2011. - 30 с.
6. Бабаков В.Г. Национальное сознание и национальная культура: Методологические проблемы / В.Г. Бабаков, В.М. Семенов. М.: ИФРАН, 1996.70 с.
7. Бажанова Р.К. Преемственность принципов артистизма / Р.К. Бажанова // Творчество Баки Урманче и актуальные проблемы национального искусства: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 115-летию со дня рождения Б.И. Урманче (21-22 февраля 2012 г.). - Казань, 2012 - С. 51-60.
8. Бажанова Р.К. Татарское изобразительное искусство: двойной парадокс
традиции / Р.К. Бажанова //Социокультурная деятельность: векторы
исследовательских и практических перспектив: Материалы международной электронной научно-практической конференции 19-20 мая 2017 г./ Каз ГИК; научн. ред. П.П.Терехов, Д.В.Шамсутдинова, Л.Ф.Мустафина. - Казань: изд-во « Бриг», 2017. - С. 467-472.
9. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей. М.: Наука, 1983. -412 с.
10. Бусыгин Е.П. Этнография народов Среднего Поволжья. Ч. 1 / Е.П. Бусыгин, Н.В. Зорин. — Казань: Каз. гос. ун-т, 1984. — 97 с.
11. Валеев Ф.Х. Древнее искусство Татарии / Ф.Х. Валеев, Г.Ф. Валеева- Сулейманова. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1987. - 104 с.
12. Валеева Д.К. Вступительная статья / Д.К. Валеева, Р.Г. Шагиева // Современное искусство Татарстана. - Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. - С. 9-33.
13. Валеева Д.К. Тюркское и общемусульманское наследие и история Казани в творчестве современных татарских художников / Д.К. Валеева, Р.Г. Шагеева //Вестник Удмуртского университета. - 2005. - № 12.
14. Воробьев И.И. Казанские татары (этнографические исследования материальной культуры дооктябрьского периода) / И.И. Воробьев. — Казань: Педгосиздат, 1953. —382 с.
15. Гафиятуллина Л.А. Этнокультурные традиции в повседневной жизни:монография. - Казань: ИИЦ «Культура», КГУКИ. - 2010. 105 с.
16. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы / Л.Н. Гумилев. М.: Прогресс. Изд. фирма «Пангея»: Центр эколог, просвещения и развития «Экопрос», 1993. - 543 с.
17. Дульский П.М. Искусство казанских татар. М., 1925.
18. Исхаков Д.М Проблема этнического единства татар / Д.М. Исхаков