Введение
Глава 1. Внешняя политика Турции на рубеже XX-XXI вв. и ее реализация в отношении Центральной Азии 7
1.1. Реализация Турецкой Республикой политики пантюркизма в
отношении центральноазиатских стран в конце XX века 7
1.2. Центральная Азия в планах турецкой политики «неоосманизма»
в 2000-е годы 22
Глава 2. Политика Турецкой Республики в отношении регионов Северного Кавказа 40
2.1. Политика Турции на Северном Кавказе в сфере образования и культуры 43
2.2. Торгово-экономическое сотрудничество северокавказских
регионов и Турецкой Республики 49
Глава 3. Турецкая политика «мягкой силы» в Поволжье на рубеже XX- XXI вв 64
3.1. Сотрудничество Турции с Республикой Татарстан 65
3.2. Политика Анкары в отношении других регионов Приволжского
округа 89
Заключение 99
Список использованных источников и литературы 103
Постановка проблемы. Характерные особенности формирования
мощного вектора внешней политики Турции закладывались еще в конце ХХ
вв. Появление новых независимых государств – в первую очередь России и
тюркских республик в результате распада Советского Союза – положило
начало чрезвычайно важному развитию для Турции и привело к
возникновению качественно новой геополитической ситуации, которая
непосредственно повлияла и продолжает оказывать непосредственное
воздействие на политические, экономические и социальные процессы в
жизни Турции. С конца XX века Турецкая Республика активно стремится
усилить влияние в глобальной политике, используя при этом выгодное
геополитическое положение на стыке двух цивилизаций.
Внешняя политика государства, на протяжении долгого времени
характеризовавшаяся идеологией пантюркизма, с началом нового столетия
пересматривает опыт предыдущих лет и переориентирует вектор развития,
базируясь на принципах концепции «стратегической глубины» и политики
«ноль проблем с соседями». В виду этого представляется необходимым
полное и глубокое изучение практической реализации основных направлений
внешней политики Турции, механизмов и рычагов проведения
внешнеполитической стратегии не только касательно регионов РФ, но и
предварительного апробирования всех механизмов собственной политики на
странах Центральной Азии. Впоследствии опираясь на опыт распространения
«турецкой модели» политического устройства в таких странах как
Узбекистан, Казахстан, Туркменистан, Киргизия и Таджикистан, Турецкая
Республика уже с более сильными и далеко идущими устремлениями стала
развивать свою политику в отношении различных, в первую очередь
тюркоязычных, регионов Российской Федерации.
Актуальность работы обусловлена ростом значения Турецкой
Республики в качестве самостоятельного регионального игрока в системе4
международных отношений с 1991 года. В связи с этим представляется
актуальным изучение роли турецкого государства в стремлении к
повышению собственного международного и регионального авторитета во
внешней политике, а также практическая реализация внешнеполитических
доктрин Турецкой Республики.
Целью работы является комплексное изучение особенностей
реализации внешнеполитической стратегии Турецкой Республики в
отношении центральноазиатских стран и регионов Российской Федерации в
период с 1991 по 2014 год.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие
исследовательские задачи:
1) Проанализировать внешнюю политику Турции на рубеже XX-XXI
веков и ее реализацию в отношении стран Центральной Азии
2) Дать характеристики политике Турецкой Республики в отношении
регионов Северного Кавказа
3) Раскрыть особенности турецкой политики «мягкой силы» в
Поволжье на рубеже XX-XXI веков
Объектом научного исследования является внешняя политика
Турецкой Республики на рубеже ХХ-ХХI вв.
Предметом научного исследования являются направления
внешнеполитической стратегии Турции в странах Центральной Азии и
регионах Российской Федерации с 1991 по 2014 гг.
Источниковая база исследования. В качестве источников в работе
используется широкий и разнообразный круг материалов. К нему можно
отнести ряд официальных документов, характеризующих
внешнеполитическую стратегию турецкого государства, такие, как
соглашения о взаимном сотрудничестве, подписанные по итогам саммитов
между лидерами стран СНГ и Турции1, межправительственные соглашения и
1 Анкарская Декларация [Эл.ресурс] // Режим доступа :http://pabsec.org/depo/documents/other-pabsecdocuments/ru-0v3fy9u45m.pdf (дата обращения:13.02.2018).5
документы МИДа Турецкой Республики2, которые помогли сформировать
основные направления внешней политики Турецкой Республики.
Общетеоретическим базисом исследования стала книга Ахмета Давутоглу
«Стратегическая глубина»3, а также доктрина «ноль проблем с соседями».
Также осуществлялся анализ документов, регламентирующих деятельность
различного рода правительственных и неправительственных организаций
Турецкой республики, размещённых на официальных сайтах, и
статистических данных, представленных на сайте Турецкого статистического
общества. Эти материалы дополняются официальными заявлениями и
высказываниями (стенограммы выступлений и интервью) наиболее крупных
политических фигур рассматриваемого периода, публикуемыми в турецких и
международных изданиях.
Степень научной разработанности темы. В мировой историографии
до сих пор нет монографических трудов, посвященных исключительно
данной теме. Однако проблема рассматривалась некоторыми
отечественными учеными лишь в рамках какой–либо другой темы или
хронологического периода. Анализ, приведенный в трудах российских и
зарубежных авторов, позволил обогатить научно-теоретическую часть
исследования, сопоставить реалии развития внешнеполитической линии
Турецкой Республики с устоявшимися в политической и исторической науке
оценками и выводами. Теоретические аспекты неоосманизма содержат книги
и статьи директора Центра востоковедных исследований В.А. Аваткова,
кандидата экономических наук С.Л. Волковой, главного редактора журнала
«Россия в глобальной политике» Ф.А. Лукьянова. Также необходимо
упомянуть научные работы доцента Института стран Азии и Африки МГУ
П.В. Шлыкова, главного научного сотрудника Института мировой экономики
и международных отношений РАН Г.И. Мирского и эксперта Института
2 Официальный сайт Министерства иностранных дел / Подписанные соглашения Эл.ресурс // Режим
доступа:http://www.mfa.gov.tr/sub.en.mfa?b5e241ce-5e51-4ef2-a6e6-f7453d560256
(дата обращения:11.02.2018).
3 Davutoğlu A., Stratejik Derinlik: Türkiye'nin Uluslararası Konumu. – İstanbul: Küre Yayınları, 2001. – s.600.6
национальной стратегии Р.Р. Сулейманова. Среди иностранных специалистов
необходимо выделить K. Emirhan, G. Winrow, B. Aras, H. Fidan и других,
занимавшихся изучением внешней политики Турецкой Республики на
рубеже XX-XXI веков.
Методологической основой исследования является
междисциплинарный подход, совмещающий исторический и
политологический анализ, позволяющие раскрыть эволюцию
внешнеполитического курса Турции и проанализировать рассматриваемую
проблематику в свете новых реалий современных международных
отношений. Кроме того, был использован метод наблюдения, который
позволяет получить важную информацию по проблемам международных
отношений, а также метод ивент-анализа, в основе которого лежит
отслеживание динамики событий на международной арене с целью
определения главных тенденций развития политической ситуации в
отдельных странах и в мире в целом. При изучении официальных
документов, выступлений политических деятелей и информационноаналитических материалов применялся метод контент-анализа и
сравнительный анализ.
Научно-практическая значимость работы состоит в том, что ее
результаты позволяют дополнить существующие представления о
внешнеполитической стратегии турецкого государства и могут быть учтены
специалистами в области международных отношений и дипломатии при
разработке проблем, связанных с изменениями политических процессов в
системе международных отношений.
На рубеже XX-XXI веков во внешней политике Турецкой Республики
отчетливо наметился курс на повышение собственного международного и
регионального авторитета. Правительство, умело используя выгодное
геополитическое положение на стыке двух цивилизаций, стремилось усилить
роль государства на международной политической арене. С целью
обеспечения, в первую очередь, безопасности турецкого государства и
реализации амбициозных планов руководство Турции прилагало немалые
усилия по распространению «турецкой модели» политического устройства в
странах Центральной Азии, а затем и в отношении различных,
преимущественно в тюркоязычных регионах Российской Федерации.
С 1990-х годов Анкара начала пристально следить за событиями,
происходящими в обширном регионе Центральной Азии, чтобы перехватить
в свою зону влияния новообразовавшиеся после распада СССР государства с
преобладанием тюркского населения. С самого начала еще до официального
объявления о прекращении существования Советского государства, Турецкая
Республика начала отправлять первые делегации с официальными визитами
в новоиспеченные страны. В дальнейшем, используя факт первоочередности
признания ею всех новообразовавшихся центральноазиатских государств,
Турция начала проникать в регион, оказывая помощь и поддержку их
неокрепшей экономике, пытаясь при этом демонстрировать собственное
развитие в качестве эталона. Сотрудничество между государствами
осуществлялось как в экономической, так и образовательной, культурной
сферах. Выстраиванию многостороннего сотрудничества значительно
способствовало наличие общих исторических корней, а также близость
культур, языка и общей ментальности. Таким образом, к концу 90-х годов
XX века постсоветское пространство Центральной Азии стала площадкой
активной деятельности турецкой дипломатии, так как развитие
межгосударственных отношений на данном поприще означало не только100
объективную возможность упрочить благоприятные для Турции выгодные
последствия распада СССР, ограничив возможности России вновь усилиться
на смежных рубежах, но и недопущение распространения на эти регионы
влияния других стран.
С началом XXI века одним из новых направлений
внешнеполитического вектора Турецкой Республики становится расширение
связей с субъектами Российской Федерации, в том числе с регионами,
имеющими преобладающее мусульманское население. С 2000-х годов, как
риторика, так и практика внешней политики развивались и приобретали
многомерный, динамичный и активный характер. Приход к власти в 2002
году Партии Справедливости и Развития (Adalet ve Kalkınma Partisi)
ознаменовал новую веху во внешнеполитическом курсе турецкого
государства. Осмыслив опыт предыдущих лет и сделав выводы по причинам
ограниченности успеха в расширении собственного влияния, Анкара
наметила переход от эйфорических политических установок к более
реалистичной и конструктивной линии политики в отношении
тюркоязычных субъектов Российской Федерации. Характеризуя политику
Турецкой Республики в отношении регионов Северного Кавказа можно
заметить сильный крен в сторону образовательной и культурной сфер.
Особенно на первых порах это было обусловлено недостаточным уровнем
экономического развития республик Северного Кавказа, а также нехваткой
собственного потенциала, достаточного для удовлетворения экономических
потребностей страны-партнера. В целом, развитие культурных,
экономических и политических отношений позволяет Турции действовать
как держава, которая использует «мягкую» силу и способна привить свои
ценности своим соседям. Турция придерживается кредо, что на Северном
Кавказе должна быть разработана политика, обеспечивающая постоянные,
долгосрочные, стабильные и демократические решения, и эта политика
должна быть реализована в дальнейшем и на международном уровне.101
Что касается реализации внешнеполитической стратегии Турецкой
Республики на территории Приволжского округа, то здесь динамика
отношений с регионами имеет наилучшие показатели. Выстраивание
политических, экономических и культурных отношений между
Поволжскими республиками и Турцией берет свое начало с 1990-х годов. С
тех пор было реализовано огромное множество проектов, охватывающих
важнейшие области в развитии обеих сторон. Мероприятия, проводимые за
годы укрепления партнерских отношений с республиками Поволжья,
наглядно свидетельствуют о том, что делалось все возможное для развития и
укрепления связей в культурной и образовательной областях. По сей день их
региональные интересы на международной арене охватывают постоянно
расширяющийся круг вопросов от внешнеэкономического сотрудничества до
обширного спектра культурных и гуманитарных направлений
сотрудничества. Особо развитое взаимодействие Турции наблюдается с
Республикой Татарстан. Обе республики объединяют культурные и
исторические связи, что позволяет Татарстану стать своеобразным мостом
между Турцией и Россией. Опыт Татарстана, опирающийся на
последовательное внедрение принципов федерализма, богатые культурные и
духовные традиции России, отражает апробированные подходы к решению
многих важных вопросов построения внешних связей регионов, укрепления
межконфессиональных и межнациональных отношений на евразийском
пространстве. В культурно-образовательной сфере постоянно развиваются
международные контакты по линии научных, образовательных, культурных,
медицинских, спортивных, туристических и общественных организаций. Это
непосредственно способствует развитию дружбы и сотрудничества между
народами.
Анализ достигнутых почти за 20 лет сотрудничества результатов дает
полное основание говорить о стратегическом и долгосрочном
взаимодействии республик РФ и Турции. Ключевыми инструментами
взаимодействия, как уже говорилось ранее, в XXI веке продолжают102
выступать общие культурные ценности и наличие высокого уровня
этнического самосознания тюркоязычных субъектов РФ.
. Анкарская Декларация [Эл.ресурс] // Режим доступа:
http://pabsec.org/depo/documents/other-pabsec-documents/ru-0v3fy9u45m.pdf
(дата обращения:13.02.2018).
2. Гюнай Эфендиева, Президент Фонда тюркской культуры и наследия:
«Мы открыты для новых проектов и инициатив». [Эл.ресурс] // Режим
доступа:http://www.azerizv.az/news/a-20477.html
(дата обращения 13.09.2017)
3. Информационное агентство Башинформ / Приветствие Президента РБ
Муртазы Рахимова участникам и гостям презентации Республики
Башкортостан в Стамбуле [Эл.ресурс] // Режим доступа:
http://www.bashinform.ru/news/123066-privetstvie-prezidenta-rb-murtazyrakhimova-uchastnikam-i-gostyam-prezentatsii-respubliki-bashkortostan-vstambule/ (дата обращения 03.04.2018)
4. Кабардино-Балкарская Правда / Пора избавляться от энергозависимости
Эл.ресурс // Режим доступа: http://www.kbpravda.ru/2013/03/08.pdf
(дата обращения: 07.10.2017)
5. Между Западом и Востоком. Хронология основных международных
визитов и встреч Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева.
1992–2006 гг. – Казань, 2007.
6. Назарбаев Н.А. «На пороге XXI века». – Алмааты: Атамура, 2003. – С.
196-197.
7. Официальный портал информационно-аналитического агентства Вестник
Кавказа [Эл.ресурс] // Режим доступа:
http://vestikavkaza.ru/news/politika/international+organizations/36323.html?co
untry=491 (дата обращения: 14.10.2017)104
8. Официальный сайт Министерства иностранных дел / Подписанные
соглашения [Эл.ресурс] // Режим доступа:
http://www.mfa.gov.tr/sub.en.mfa?b5e241ce-5e51-4ef2-a6e6-f7453d560256
(дата обращения:11.02.2018).
9. Официальный сайт Министерства иностранных дел Турецкой Республики
[Эл.ресурс] // Режим доступа: http://www.mfa.gov.tr/turkey_s-relationswith-central-asian-republics.en.mfa (дата обращения: 06.09.2017)
10. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ
[Эл.ресурс] // Режим доступа:
http://www.ved.gov.ru/exportcountries/tr/tr_ru_relations/tr_ru_trade/tr_ru_trad
e_subjects/ (дата обращения: 04.09.2017)
11. Официальный сайт Полномочного представительства Республики
Татарстан в Турецкой Республике / Сотрудничество Республики
Татарстан с Турецкой Республикой [Эл.ресурс] // Режим доступа:
http://tatturk.tatarstan.ru/rus/sotrudnichestvo_tatartsan_turkey
(дата обращения 18.10.2017)
12. Официальный сайт Представительства МИДа РФ в г.Уфе [Эл.ресурс] //
Режим доступа: https://ufa.mid.ru/arhiv_hroniki_2012 (дата обращения:
04.09.2017)
13. Официальный сайт Союза «Торгово-промышленная палата Республики
Башкортостан» [Эл.ресурс] // Режим доступа: http://tpprb.ru/ru/
(дата обращения: 04.09.2017)
14. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы
государственной статистики по РТ /Официальная статистика /
Внешнеэкономическая деятельность [Эл.ресурс] // Режим
доступа:http://tatstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/tatstat/ru/statistics/for
eign_trade (дата обращения: 02.09.2017)
15. Официальный сайт Федеральной службы статистики РФ Эл.ресурс //
Режим доступа:http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_11/IssWWW.exe/Stg/d02/27-
08.htm (дата обращения: 07.09.2017)105
16. Официальный сайт Федеральной службы статистики РФ /
Инвестиционная деятельность в России [Эл.ресурс] // Режим доступа:
http://www.gks.ru/bgd/regl/b16_112/IssWWW.exe/Stg/01-9.doc
(дата обращения: 11.10.2017)
17. Официальный сайт Федеральной службы статистики РФ [Эл.ресурс] //
Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/DBInet.cgi?pl=9000410
(дата обращения: 08.10.2017)
18. Официальный сайт Федеральной службы статистики РФ [Эл.ресурс] //
Режим доступа:
http://www.gks.ru/bgd/free/b02_60/IssWWW.exe/Stg/d020/pa-d-1.htm
(дата обращения: 08.10.2017)
19. Официальный сайт Федеральной таможенной службы Приволжское
таможенное управление // Таможенная статистика внешней торговли
[Эл.ресурс] // Режим доступа: http://ptu.customs.ru
(дата обращения: 04.09.2017)
20. Официальный сайт Чувашского таможенного поста / Внешнеторговый
оборот Чувашии [Эл.ресурс] // Режим доступа:
http://gov.cap.ru/Publication.aspx?id=2557908&gov_id=43
(дата обращения 02.02.2018)
21. Постановление Кабинета Министров РБ «О комплексной программе
развития культуры и искусства Башкортостана до 2005 года» [Эл.ресурс]
// Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/935107281
(дата обращения 03.04.2018)
22. Протокол 13-ого заседания Смешанной Межправительственной
Российско-Турецкой Комиссии по торгово-экономическому
сотрудничеству [Эл.ресурс] // Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/420248229 (дата обращения 04.05.2018)
23. Сегодня на саммите Парламентской Ассамблеи тюркоязычных
государств (ПАТГ) был утвержден годовой бюджет. [Эл.ресурс] // Режим106
доступа: http://1news.az/politics/ 20090929113646936.html
(дата обращения 13.09.2017)
24. Справка Министерства иностранных дел РФ о Российско-Турецких
политических контактах [Эл.ресурс] // Режим доступа:
http://www.mid.ru/ru/maps/tr//asset_publisher/Fn23Klb76LY2/content/id/1913
30 (дата обращения: 07.12.2017)
25. Центр развития туризма Республики Татарстан // В Татарстане
ожидают существенный рост турпотока из Турции [Эл.ресурс] // Режим
доступа: http://tdc-tatar.ru (дата обращения: 07.12.2017)
На турецком языке:
26. Davutoğlu A. Stratejik Derinlik: Türkiye'nin Uluslararası Konumu. –
İstanbul: Küre Yayınları, 2001. – S.14.
27. Davutoğlu A. Stratejik Derinlik: Türkiye'nin Uluslararası Konumu. –
İstanbul: Küre Yayınları, 2001. – S.20.
28. Davutoğlu A., Stratejik Derinlik: Türkiye'nin Uluslararası Konumu. –
İstanbul: Küre Yayınları, 2001. – s.600.
29. TIKA 2009 Kalkınma Yardımları Raporu. – Ankara: TİKA Yayınları, 2010.
[Эл.ресурс] // Режим доступа: http://store.tika.gov.tr/yayinlar/kalkinmayardimi/KalkinmaYardimlariRaporu2009.pdf
(дата обращения: 23.07.2017)
30. Закон о создании и задачах Министерства иностранных дел. 6004 sayılı
Dışişleri Bakanlığı Teşkilât Kanunu. [Электронный ресурс] – Режим
доступа: www.mfa.gov.tr/mevzuat.tr.mfa
31. Интернет-портал Timetürk [Эл.ресурс] // Режим доступа:
https://www.timeturk.com/bagdat-ta-siyasi-partiye-saldiri/haber-903998
(дата обращения: 03.08.2017)
32. Официальная статистика Главного Управления местных органов
власти Турции Эл.ресурс // Режим доступа:
http://www.migm.gov.tr/IstatistikiBilgiler.aspx (дата обращения: 07.08.2017)107
33. Официальный сайт Эл.ресурс // Режим доступа: http://deik.org.tr
(дата обращения: 07.08.2017)
34. Официальный сайт Эл.ресурс // Режим доступа:
http://www.dtik.org.tr/Anasayfa.html (дата обращения: 07.08.2017)
35. Официальный сайт Эл.ресурс // Режим доступа:
http://www.tdbb.org.tr/?lang=tr (дата обращения: 07.08.2017)
36. Официальный сайт Эл.ресурс // Режим доступа:
http://www.turkkon.org/tr-TR/AnaSayfa (дата обращения: 07.08.2017)
37. Официальный сайт Эл.ресурс // Режим доступа: https://turk-pa.org
(дата обращения: 07.08.2017)
38. Официальный сайт Эл.ресурс // Режим доступа:
tudevtest.siuweb.com/(дата обращения: 07.08.2017)
39. Официальный сайт TÖMER [Эл.ресурс] // Режим доступа:
http://tomer.ankara.edu.tr/hakkimizda/
(дата обращения: 15.09.2017)
40. Официальный сайт журнала Ötüken [Эл.ресурс] // Режим доступа:
https://otukendergi.com/otuken-dergisi/ (дата обращения: 03.08.2017)