Введение 3
ГЛАВА 1. ГЕНДЕРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В СОВРЕМЕННОЙ ТЕОРИИ .. 6
1.1. Определение гендера и гендерные роли 6
1.2. Женская и феминистская литература через призму гендерной
проблематики 11
1.3. Теория квир-идентичности в феминизме и ее воплощение в идеологии
постмодернизма 17
1.4. Телесность в рамках феминизма и постмодернизма 22
ГЛАВА 2. Гендерная обратимость в романах Дж.Уинтерсон 27
Заключение 43
Библиография 45
Настоящее исследование посвящено актуальной в современном литературоведении теме гендерной обратимости в романах Джанет Уинтерсон «Страсть» и «Письмена на теле».
Актуальность данной работы обусловлена повышенным интересом к вопросам гендерных ролей в современном обществе. Гендерная проблематика является одной из самых значимых и обсуждаемых на сегодняшний день в культурологии и социологии, о чем свидетельствуют, например, такие работы, как «Гендерная проблематика: понятия,
интерпретация данных и эвристические возможности корреляционного анализа» Ильиных С.А. [16], "Социальное конструирование гендера как методология феминистского исследования" Е. Здравомысловой, А. Темкиной [15]. Недавние исследования английской «женской» литературы, в частности именно произведений Дж. Уинтерсон такие как «Художественное воплощение проблемы инаковости в творчестве Дж. Уинтерсон» Т. М. Хацкевич [22] и «Мифологизация в романах Дж. Уинтерсон» Е. В. Тега [21] позволяют утверждать, что интерес к произведениям Дж. Уинтерсон не ослабевает.
Научная новизна работы определяется недостаточной изученностью гендерной проблематики в целом, а также в частности ее отражения в творчестве Дж. Уинтерсон в зарубежном и отечественном литературоведении.
Объектом исследования стало творчество английской писательницы Джанет Уинтерсон.
Предметом исследования являются ситуации гендерной обратимости в романах, а именно их влияние на восприятие идеи произведения.
Цель диссертационного исследования - рассмотреть специфику художественной репрезентации ситуации гендерной обратимости в творчестве Дж. Уинтерсон.
Цель исследования обусловливает постановку следующих задач:
1. Исследовать степень изученности гендерной проблематики в современной науке, изучив связь феминизма и женской литературы и их влияние на развитие гендерной проблематики и рассмотрев теорию квир- идентичности и способы ее воплощения в литературе постмодернизма.
2. Выявить специфику гендерной двойственности и роль ситуаций гендерной обратимости в романе «Письмена на теле».
3. Исследовать способы изображения телесности в творчестве Дж. Уинтерсон и рассмотреть особенности художественного воплощения телесности и смены гендерных ролей в ее историческом измерении на материале романа Дж. Уинтерсон «Страсть».
4. Определить специфику образа и роли гендерно неопределенного рассказчика в творчестве Дж. Уинтерсон.
Основные положения отечественной и зарубежной науки, представленные в трудах И. А. Жеребкиной [14], И. Л. Савкиной [20], Э. Шоуолтер [70], М. Флудерник [40], C. Фронт [42] служат в качестве теоретико-методологической базы исследования.
Материалом исследования послужили содержащие ситуации гендерной обратимости романы Дж. Уинтерсон «Страсть» и «Письмена на теле».
Теоретическая значимость данной работы заключается в подробном исследовании ситуации гендерной обратимости в контексте современных философских и литературоведческих теорий (постструктуралистско- постмодернистская доктрина, феминизм и постфеминизм). Кроме того, важным представляется научное описание того, как современная художественная литература рассматривает процессы, происходящие в современном обществе, в частности, появление новых видов субъективности.
Практическая значимость - результаты исследования могут быть использованы в теории и практике преподавания английской литературы.
В ходе работы были использованы следующие методы исследования:
1. историко-литературный метод,
2. структурный метод.
Структура работы определена целями и задачами исследования. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения и Библиографии.
В первой главе дается краткий обзор литературы для выявления степени изученности проблемы.
Во второй главе произведен анализ исследуемого материала по различным критериям.
В Заключении подводятся основные итоги исследования.
До эпохи постмодернизма существовала тенденция рассматривать
различия между полами в рамках бинарных оппозиций, однако чаще всего
это лишает нас возможности воспринимать реальность в ее
множественности. Именно это бинарное мышление Дж. Уинтерсон решает
подвергнуть сомнению в своем творчестве.
В «Письменах на теле» автор бросает вызов читателям, заставляя их
попытаться определить пол рассказчика истории, а затем – заставляя их
спросить себя, почему они чувствуют необходимость сделать это. Она не
только пытается заставить читателей осознать влияние бинарного мышления,
навязанное им обществом. Она пытается создать бесполого рассказчика,
свободного от всех коннотаций, присущих как женскому, так и мужскому
полу.
Намерение Уинтерсон, по-видимому, состоит в том, чтобы бросить
вызов самой концепции определения гендера. Кажется, что, не назначая пол
рассказчику, она отказывается классифицировать его или ее в соответствии с
каким-либо определением. При этом автор дает рассказчику свободу
действовать так, как ему хочется. Если бы рассказчику дали пол, он или она
были бы ограничены определенным диапазоном действий, которые
общество, давая определение женскому и мужскому полу, навязывает
каждому. С того самого момента, когда человек идентифицируется, рождаясь
(или до этого) как мужчина или женщина, их действия ограничиваются теми,
которые общество присваивает этому конкретному полу. Таким образом,
гендер – это социальная конструкция, которая выходит за рамки любых
характеристик, которые дает или не дает физический пол.
В «Страсти», хотя это и номинально исторический роман, Уинтерсон
очевидно позволяет себе значительные вольности с изображением
исторической обстановки и различными стратегиями интерпретации
истории, главной целью автора является исследование таких тем как страсть,
конструкции гендера и сексуальной ориентации. Главная героиня романа4
Бронте Ш. Джейн Эйр / Ш. Бронте. – М., 1991. – 425с.
2. Бронте Ш. Учитель / Ш. Бронте. – М., 2014. – 320 с.
3. Бронте Ш. Шерли / Ш. Бронте. – АСТ, 2018. – 672 с.
4. Бронте, Ш. Городок / Ш. Бронте; пер. с англ. Орел А., Суриц Е.
А.– АСТ, 2010. – 528 с.
5. Вулф В. Орландо / В. Вулф; пер. с англ. Е.Суриц. СПб., 2000. –
640 с.
6. Winterson J. Art Objects / J. Winterson. – Publisher. 1996.
7. Winterson J. The Passion / J. Winterson. – New York: Grove Press,
1988.
8. Winterson J. Written on the Body / J. Winterson. – London: Vintage.
1996 (1992).
Научно-критическая литература:
9. Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика / Р. Барт. – М.,
1989.
10. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – М.: Прайм-Еврознак,
2004. – 320 с.
11. Галуцких И.А. Телесный код любви в образном пространстве
художественной прозы английского постмодернизма / И. А. Галуцких // Язык
художественной литературы. – Lingua Mobilis #4 (43), 2013. – 19 с.
12. Дискурсы телесности и эротизма в литературе и культуре. Эпоха
модернизма. Антология / по ред. Д. Иоффе. – М., 2008.46
13. Елифёрова М. Е. Телесность и метафора плоти в «венецианском
купце» // Шекспировские штудии VII. – М., 2007. _ С. 45-55.
14. Жеребкина И. А. Введение в гендерные исследования / И. А.
Жеребкина // Учебное пособие. – Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.
— 708 с.
15. Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. 12 лекций по гендерной
социологии : учебное пособие / Е. А. Здравомыслова, А.А. Тёмкина. — СПб.:
Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2015. – 768 c.
16. Ильиных С.А. Гендерная проблематика: понятия, интерпретация
данных и эвристические возможности корреляционного анализа / С. А.
Ильиных. – [Электронный ресурс]. 2012. Режим доступа:
https://www.sworld.com.ua/index.php/ru/modern-linguistics-and-interculturalcommunication-c112/11930-c112-032/
17. Иригарей Л. Этика полового различия / Л. Иригарей. –
Издательство ХЖ, Москва, 2004.
18. Макаров В. В. Основные принципы философии пола: Ст. первая.
Биологический диморфизм, гендерная симметрия / В. В. Макаров // Женщина
в российском обществе. 2001. №2. С. 17.
19. Полтаробатько Е. Д. Категория телесности в акмеистическом
дискурсе: дис… канд. Филол. Наук. / Е. Д. Полтаробатько – М., 2009
20. Савкина И. Л. Гендер по-русски: преграды и пределы / И. Л.
Савкина. – Тверь, 2004.
21. Тега Е. В. Мифологизация в романах Джанет Уинтерсон / Е. В.
Тега. – М., 2016. – 203 с.
22. Хацкевич Т. М. Художественное воплощение проблемы
инаковости в творчестве Дж. Уинтерсон / Т. М. Хацкевич. – Казань, 2015. –
225 с.
23. Штохман Л. Антропологiя нараци: стать, гендер i сексуальнiсть в
романi Дженет Вiнтерсон "Тайнопиc плотi") // Studia metodologica. Вип. 25.
С. 258-262.47
24. Arman J. Gender, Sexuality and Textuality in Jeanette Winterson’s
Written on the Body / J. Arman. – Digitala Vetenskapliga Arkivet. Halmstad
University. 2012. http://www.divaportal.org/smash/get/diva2:526130/FULLTEXT01.pdf.
25. Aróstegui A., del Mar M. History as Discourse in Jeanette Winterson’s
The Passion: The Politics of Alterity / A. Aróstegui, M. del Mar. – Journal of
English Studies 2 – 2010.
26. Berry E. Suspending Gender: The Politics of Indeterminacy in
Jeanette Winterson’s Written on the Body / E. Berry. – Rhizomes 14. 1-30. 2007
http://www.rhizomes.net/issue14/berry.html.
27. Bilger A. Interview by Audrey Bilger. Jeanette Winterson, The Art of
Fiction No. 150. / A. Bilger. – The Paris Review. 1997.
http://www.theparisreview.org/interviews/1188/the-art-of-fictionno-150-jeanettewinterson.
28. Bradford L. R. Traducción y Transculturación de la narrativa de
Jeanette Winterson / L. R. Bradford. – Celehis: Revista del Centro de Letras
Hispanoamericanas 10: 53-74. 1998.
http://fh.mdp.edu.ar/revistas/index.php/celehis/article/view/556/561.
29. Butler J. Bodies That Matter: On the Discursive Limits of “Sex” / J.
Butler. – New York: Routledge, 1993. Print.
30. Butler J. Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity /
J. Butler. – New York: Routledge, 1990.
31. Butler J. Undoing Gender / J. Butler. – New York: Routledge, 2004.
Print
32. Cixous H., Cohen K., Cohen P. The Laugh of the Medusa / H. Cixous,
K. Cohen, P. Cohen. – Signs, Vol. 1, No. 4 (Summer, 1976), pp. 875-893
Published by: The University of Chicago Press
33. Dinnerstein D. The mermaid and the minotaur / D. Dinnerstein – New
York: Harper & Row, 1976.48
34. Doan L. The Lesbian Postmodern / L. Doan. – New York: Colombia
U. P., 1994. Print.
35. Duncker P. Jeanette Winterson and the Aftermath of Feminism / P.
Duncker. – In: Helena GRICE & Tim WOODS (eds.). I’m Telling You Stories:
Jeanette Winterson and the Politics of Reading. Amsterdam: Ropodi. 1998. C. 77-
88.
36. Echols A. The new feminism ofyin and yang / A. Echols. – In A.
Snitow, C. Stansell, & S. Thompson (Eds.), Powers of desire: The politics of
sexuality (pp. 440-459). New York: Monthly Review Press. 1983.
37. Fåhraeus A. Embattled Subjects: the Role of Textual Masculinity in
Jeanette Winterson’s Written on the Body / A. Fåhraeus. – Nordic Journal of
English Studies 2008. 7.1: 81- 97.
ojs.ub.gu.se/ojs/index.php/njes/article/download/126/128.
38. Fine M. Reflections on a feminist psychology of women / M. Fine. –
Psychology of Women Quarterly, 9, 167-183. 1985.
39. Finney B. Bonded by Language: Jeanette Winterson’s Written on the
Body / B. Finney. – California State University. 2000.
http://web.csulb.edu/~bhfinney/winterson.html.
40. Fludernik M. An Introduction to Narratology / M. Fludernik //
Translated by P. Häusler-Greenfield and M. Fludernik. – London and New York:
Routledge. 2009
41. Foucault M. The History of Sexuality, Vol. 1: An Introduction / M.
Foucault. – Vintage, 1990. Print.
42. Front S. Transgressing Boundaries in Jeanette Winterson’s Fiction / S.
Front. – Frankfurt: Peter Lang, 2009.
43. Frye M. Some Reflections on Separatism and Power / M. Frye. –
Feminist Social Thought: A Reader . Ed. Diana Tietjens Meyers. New York and
London: Routledge, 1997. 406-414. Print
44. Fuss D. Inside/Out: Lesbian Theories, Gay Theories / D. Fuss. – New
York: Routledge. 1991.49
45. Garber M. Spare Parts: The Surgical Construction of Gender / M.
Garber. – Theorizing Feminism: Parallel Trends in the Humanities and Social
Sciences. Ed. Anne C. Herrmann and Abigail J. Stewart, 1984. 238-256. Print.
46. Gatens M. Imaginary Bodies: Ethics, Power and Corporeality / M.
Gatens. – New York: Routledge. 2002.
47. Grosz E. A. Volatile Bodies: Toward a Corporeal Feminism / E.
Grosz. – Melbourne, 1994.
48. Grosz E. A., Probyn E. Sexy Bodies: The Strange Carnalities of
Feminism / E. A. Grosz, E. Probyn. – Routledge, 1995.
49. Gustar J. The Body of Romance: Citation and Mourning in Written on
the Body / J. Gustar. – Aesthethika: International Journal on Culture, Subjectivity
and Aesthetics. 2 (1): 25-41. 2005.
http://www.aesthethika.org/IMG/pdf/Gustarv2n1.pdf.
50. Jaggi M. Redemption Songs. Saturday Review: Profile: Jeanette
Winterson / M. Jaggi. – Guardian 29.05.2004.
51. Jahn M. Narratology: A Guide to the Theory of Narrative / M. Jahn. –
University of Cologne. 2005 http://www.uni-koeln.de/~ame02/pppn.htm.
52. Kauer U. Narration and Gender: The Role of the First-Person Narrator
in Jeanette Winterson’s Written on the Body / U. Kauer. – In: Helena GRICE &
Tim WOODS (eds.). I’m Telling You Stories: Jeanette Winterson and the Politics
of Reading. Amsterdam: Ropodi. 41-51. (2000): 7-18.
53. Lanser S. Queering Narratology In Ambiguous Discourse: Feminist
Narratology and British Women Writers / S. Lanser. – 250-61. The University of
North Carolina Press. 1996.
54. Lanser S. Sexing the Narrative: Propriety, Desire, and the
Engendering of Narratology / S. Lanser. – Narrative 3.1: 86-94. 1995.
55. Lindenmeyer A. Postmodern Concepts of the Body in Jeanette
Winterson’s Written on the Body / A. Lindenmeyer. – Feminist Review 63: 48-63.
1999.50
56. Lord G. The ego in ego-literature, Jeanette Winterson, and what is
meant by egoliterature anyway? / G. Lord. – Kruispunt 38/169: 5-16. 1997.
57. Lykke N. Feminist Studies A Guide to Intersectional Theory,
Methodology and Writing / N. Lykke. – Routledge, 2010.
58. Makinen M. The Novels of Jeanette Winterson / M. Makinen. –
Houndmills: Palgrave Macmillan, 2005. https://doi.org/10.1007/978-0-230-80259-
9
59. McAvan Em. Ambiguity and Apophatic Bodies in Jeanette
Winterson’s Written on the Body / Em. McAvan. – Critique: Studies in
Contemporary Fiction, 2011, 52 (4): 434-443. DOI:
10.1080/00111619.2010.504975.
60. McHale B. Postmodernist Fiction / B. McHale. – London and New
York: Routledge, 1987. https://doi.org/10.4324/9780203393321
61. Miller J. B. Toward a new psychology of women / J. B. Miller. –
Boston: Beacon Press. 1976.
62. Onega S. Jeanette Winterson / S. Onega. – Manchester: Manchester
University Press. 2006.
63. Requena Romero S. Jeanette Winterson y el lenguaje de la
enfermedad. A propósito de Written on the Body (1992) / S. Requena Romero. –
Tonos Digital, 18. 2009. http://www.um.es/tonosdigital/znum18/secciones/estudio-
19-enfermedad.htm#_ftn1.
64. Ringleheim J. Women and the Holocaust: A reconsideration o