Введение 3
Глава I. Особенности телевизионного интервью как жанра авторской
телепрограммы 7
1.1. Телеинтервью и беседа отличительные черты и общая характеристика .. 7
1.2. Телеведущий в интервью как автор и модератор 20
Глава II. Владимир Познер как журналист, интервьюер 30
2.1 Саморефлексия как отличительная черта работы Владимира Познера ... 30
2.2. Особенности работы Владимира Познера как интервьюера 43
Заключение 53
Список литературы и источников 59
Актуальность данной магистерской работы состоит в том, среди зрителей с развитием телевизионных технологий и возникновением новых телепрограмм растет число медиаграмотных, которые следят за новыми аналитическими деловыми программами, а также все охотней читают и смотрят интервью и смотрят программы в данном жанре. Интервью также привлекает особое внимание к себе работников новых площадок, так например, свои новые характеристики этот жанр обрел и в интернете. Таким образом, изучение работы журналистов на современном этапе будет актуально для дальнейшей работы в жанре интервью и в создании передач, где этот жанр будет занимать центральное место.
В современных научных исследованиях представлено множество работ по определению языковых особенностей речи телеведущих передач разного жанра, множество работ по изучению имиджа телеведущего, однако не представлен пример анализа работы журналиста в авторской программе, профессиональные особенности как журналиста-автора и как интервьюера одновременно. Изучение таких характеристик как профессиональные критерии работы журналиста-интервьюера, владение темой, техники интервью позволят в совокупности определить авторские характеристики в работе. Помимо этого, важным в работе журналиста и ведущего является и понимание саморефлекции, умение анализировать собственную работу интервьюера и ведущего, находить ошибки и развиваться.
Степень изученности: в научных исследованиях затрагивается речевое поведение В. Познера на примере авторской программы, изучение создания имиджа телеведущего В. Познера Батыршева Д. А. в работе «Создание имиджа телевизионного ведущего: технология моделирования образа ведущего», где было проведено сравнение с несколькими медиаличностями. Также работа Серовой Е. В. посвященная изучению программы В. Познера на основе рассмотрения языковых оснований электронной культуры, описанию организации проекта языка в телеэкране. Исследователями были выявлены жанровая природа телевизионного интервью, а также экранный образ тележурналиста с точки зрения возникновения формы и содержания. Данное исследование основывается на изучении специфики работы современного профессионального периода В. Познера в жанре интервью на примере его авторской передачи, который включает в себя такой аспект изучения как саморефлексия автора передачи.
Теоретической основой стали работы Карагановой Ж. В. «Экранный образ телевизионного журналиста» (2005), посвященный изучению образу телевизионного журналиста на телеэкране, Поповой Т.В. «Телевизионное интервью: семантический и прагматический аспекты» (2004) посвященные изучению телевизионному интервью как жанру, Г апстян С. С. «Роль языковой личности в речевой языковой культуре» (2008), посвященная изучению языковой личности и его роли в языковой культуре телевидения, Мирогородской А. Л. «Особенности и типология стилей телевизионного общения на отечественном телевидении» (2002), посвященная речевому общению в программах отечественного телевидения, особенностям и типологии, а также Братышева Д. Е. «Создание имиджа телевизионного ведущего» 1998, посвященная технологии моделировании образа ведущего. Работы посвященные технике интервью Ивановой И. В., коммуникативной компетентностью телеведущего авторов Поповой Т. И., Винокур Т. Г., Карасик В. И., Смирновой И. П, а также работы и пособия по жанру интервью Лагутиной М.М., Ким М.Н. Работы, посвященные дискурсивным, коммуникативным стратегиям в диалоге Борисовой И. Н. Иссерс О. С, работы по речевому поведению, речевой композиции Винокур Т. Г., Клюева Е. В, а также работы по основе журналистики и журналистского творчества Кузнецова Г. В., Саппак В. С., Егорова В. В, Муратова С. А.
Объект исследования: В. Познер как ведущий и журналист- интервьюер в программе Первого канала «Познер».
Предмет исследования: особенности работы В. Познера как ведущего и журналиста-интервьюера в передаче Первого канала «Познер».
Цель: определить специфику работы современного профессионального периода Владимира Познера как журналиста на примере передачи Первого канала «Познер».
Задачи:
1) определить жанровые особенности телевизионного интервью и беседы, определить профессиональные критерии и рекомендации в работе жанра интервью, указать рекомендации В. Познера в работе над интервью;
2) определить границы понятий телеинтервью и беседы, указать отличительные черты и общую характеристику
3) выявить особенности работы Владимира Познера как интервьюера на основе нескольких уже представленных исследований и понимании самого Познера, выделить доминантные общие признаки, составить системный анализ
4) определить влияние саморефлексии на работу как журналиста и интервьюера В. Познера
Методами исследования работы для решения поставленных задач
стали:
1) теоретический анализ научных исследований литературы по теме, был использован для сбора материала: профессиональные критерии ведущего и журналиста;
2) качественный метод сбора эмпирической информации, который был использован для выбора выпусков;
3) метод сравнительно-сопоставительного анализа, метод наблюдения были применены для выявления итоговых рекомендаций по созданию и работе над телевизионным интервью.
4) метод системного анализа для изучения выбранного журналиста- интервьюера и ведущего;
5) изучение архивов с выпусками передач, выбранных для эмпирической" базы.
Эмпирической базой магистерской работы стали выпуски программы Первого канала «Познер» с 30.10.2017 по 01.04.2019, выпуски, героями которых стали Этери Тутберидзе 01.04.2019, Ирина Виннер-Усманова 25.03.2019, Михаил Горшков 11.03.2019, Тамара Плетнева 05.03.2019, Юрий Ганус 11.02.2019, Дмитрий Тренин 26.11.2018, Дмитрий Саймс 22.10.2018, Станислав Черчесов 08.10.2018, Вячеслав Фетисов 14.05.2018, Нюта Федермессер 12.02.2018, Ксения Собчак 29.01.2018, Джулиан Ассанж 30.10.2017.
Практическая значимость работы заключается в том, что исследование будет полезно для работы журналистов в качестве рекомендаций по созданию авторской программы основой которой будет являться жанр интервью, а также в учебном процессе на отделении журналистики при чтении курса по журналистскому интервью. Теоретическая значимость заключается в выявлении влияния саморефлексии в работе В. Познера в его современный профессиональный период.
Новизна магистерской работы заключается в том, что будет рассмотрена работа журналиста-интервьюера через призму рекомендаций к созданию передач основой, где является интервью, а также же через призму саморефлексии самого автора, что поможет выявить новые индивидуальные черты работы В. Познера.
Гипотеза. Саморефлексия журналиста может влиять на дальнейшую работу в жанре интервью и охарактеризовать современный профессиональный период.
Структура. Магистерская работа содержит введение, две главы, заключение и список литературы. Ведение состоит из актуальности работы, степени изученности проблемы, определены цель, объект, предмет исследования, а задачи. Во ведении раскрывается методологическая основа магистерской работы, ее практическая и теоретическая значимости, новизна работы, эмпирическая база и гипотеза.
Первая глава посвящена особенностям телевизионного интервью как жанра авторской программы, первый параграф главы раскрывает отличительные черты телеинтервью и беседы как жанра, второй параграф посвящен профессиональным компетенции телеведущего в работе над телепрограммой. Вторая глава посвящена анализу работы Владимира Познера как телеведущего, журналиста и интервьюера. Первый параграф второй главы раскрывает влияние саморефлексии на работу как ведущего и журналиста, второй параграф второй главы посвящен изучению особенностям работы Владимира Познера как интервьюера.
Таким образом с поставленными целями и задачами было выявлено:
Жанровая составляющая передачи Познера — это диалог с собеседником на определенную тему или несколько тем, можно предположить, что он в равной степени будет приобретать и черты самого интервью, а также черты беседы, и черты-интервью портрета как одного из видов жанра.
Для интервью-портрета характерен откровенный диалог, в котором собеседник открывается перед аудиторией с новой стороны через отношение к глобальным вопросам и обсуждаемым темам. При этом целью интервью- портрета является раскрытие телеведущим личность героя, мотивировать его на объяснение действий, поступков, описать чувства или рассуждение на определенную тему.
Владимир Познер приглашает в свою студию для интервью известных культурных деятелей, политиков, которые влияют на общественное благополучие страны и интересны зрителю, при этом интервью является
портретным, однако встреча может быть приурочена к злободневной проблеме или ситуации, которая может быть прокомментирована гостем.
Были представлены рекомендациями по работе в жанре интервью, будет общий список рекомендаций, основанных на теории Шестеркиной Л. П, Муратова С. А. и самого Познера В., который будет включать такие общие правила:
1) перед интервью следует определить для чего оно, и какой интерес может вызвать у самого интервьюируемого и у зрителя;
2) стоит понять, как может быть интересен собеседник самому журналисту;
3) важна подготовка перед интервью - следует ознакомиться с источниками и дополнительной информацией;
4) если интервью должно раскрыть воспоминания человека, следует упорядочить факты по временному признаку, для сохранения хода дискуссии использовать прием «тезис - антитезис»;
5) вопросы своим содержанием не должны вмешиваться в личную жизнь интервьюируемого, а формулировки не должны зависеть от настроения журналиста и его отношения к собеседнику;
6) готовность к любому поведению собеседника, рекомендуется сдерживать свои личные эмоции;
7) готовность сменить тему разговора, быть внимательным к ответам собеседника, понимать, что вопросы должны быть интересны собеседнику;
8) учитывать интеллектуальные способности собеседника, его эмоциональное состояние, сложные вопросы следует оставлять на вторую половину интервью.
9) главной персоной всегда является гость, с каждым конкретным интервьюируемым иметь свой план беседы;
Было предложено пояснение саморефлексии, которое стало основной исследования. Так саморефлексия в данном случае - это понимание и оценка человеком собственных профессиональных навыков как критерий удачно и грамотно выполненной работы. Эти критерии основываются основываться на трех составляющих: 1) на принятых в теории правилах; 2) на рекомендациях самого Познера по работе над жанром телевизионное интервью и в работе ведущего; 3) на комментарии о самом вышедшем интервью в его разговорах с другими журналистами или в высказываниях в блоге.
Саморефлексией в данной работе будет представлять понимание самого В. Познера и его реакцией на уже проведенные интервью, высказывание в статьях, лекциях, личном сайте и интервью, где сам Познер выступал интервьюируемым.
Шестеркина Л. П. предлагает разделять интервьюируемых на несколько категорий, так гостей в программе «Познер» можно разделить на несколько конкретных категорий: 1) политические, государственные деятели; 2)
компетентные лица; 3) специалисты; 4) знаменитости.
Таким образом, все приглашенные гости были разделены на более уточняющие критерии, в соответствии с типом интервью и целью беседы.
Такое распределение позволяет точнее охарактеризовать типы интервью и возможные цели, поставленные Познером перед интервью. Чаще всего интервью с категорией «специалисты» — это интервью портретные, где помимо выяснения мнения о сложившейся ситуации В. Познер раскрывает характер и личность героя.
Герои в категории «политические, государственные деятели» - приглашенные гости, которые обладают наивысшей компетенцией - чаще всего в данных интервью задаются вопросы, связанные на прямую с государственной деятельностью, за которую отвечает интервьюер - при этом интервью представляют собой тип отчетности, и тип ответа Познеру на возможные вопросы со стороны зрителей. Так Познер выступает представителем общественного настроения, однако не представляет не одну из позиций, а лишь интересуется возникающим мнением.
Гости, которые относятся к категории «компетентные лица» - тот тип интервьюируемых, которые представляют или рассказывают о чем-либо, так поводом для разговора с такими людьми может стать или представленный таким компетентным лицом документ или реализуемый проект.
Также В. Познер отмечает, процедуру подготовки перед интервью - интервьюер перед интервью должен ознакомиться с материалами, связанные приглашённым гостем, что соответствует выявленным первой главе рекомендациям, научные исследователи действительно рекомендуют готовиться перед интервью, изучать документы и литературу, связанную с приглашенным в качестве собеседника гостем.
Поведение ведущего чаще всего направлено на раскрытие героя, его личности и мотивации объяснения его действий и поступков. Через историю жизни героя также может раскрываться проблема, которая интересна обществу, и которая вызовет отклик у зрителей.
Таким образом, рекомендации, о которых В. Познер говорит во в многих интервью как интервьюируемый и во множество лекций перед студентами являются личными рекомендациями по работе самого В. Познера, который он использует и на данный момент. При этом разговоры с В. Познером о прошедших интервью помогают самому журналисту прийти к выводу об удачливости или неудачливости того или иного выпуска, а также показывают зрителю В. Познера с новой стороны - он оценивает и анализирует свою собственную работу и делает определенные выводы, которые в последующем также становятся рекомендациями в работе.
Чаще всего вопросы, которые задает В. Познер служат именно для раскрытии личности и описании его портрета, что подтверждает слова самого интервьюера о своей работе, однако выбор приглашаемых гостей обуславливается интересом зрителя к злободневной ситуации и его интересом услышать компетентное мнение человека, который будет являться в этой теме экспертом. Таким образом, В. Познер использует все три типа вопросов: хронлогический, импровизированный, логический. При этом, также В. Познер использует два типа ведения интервью: активный и пассивный в зависимости от темы и собеседника.
Таким образом, саморефлексия оказывает положительный результат на дальнейшую работу В. Познера и помогает в двух аспектах: проанализировать ему свою работу как интерьера и оценить ее со стороны, а также в интервью где сам В. Познер является интервьюируемым поделиться со зрителями размышлениями о своей работе, дать рекомендации по работе в этом жанре. Так также саморефлексия помогает изучить индивидуальные черты журналиста в работе над интервью, таким образом гипотеза: «саморефлексия журналиста может влиять на дальнейшую работу в жанре интервью и охарактеризовать современный профессиональный период» - подтверждена.
Саморефлексия самого журналиста помогает точнее охарактеризовать его современный, творческий и профессиональный период работы и влияет на него в дальнейшем.
Подводя итог, можно предположить что использование изучения и рассмотрения само рефлексии как понимание работы журналиста в современной профессионально сфере над материалом или авторской программой как интервьюера, может раскрыть новые черты его работы, а также проанализировать материал с нескольких сторон, не только с использованием лингвистического анализа или его имиджа как ведущего - интервьюера.
1) Адлер М. Искусство говорить и слушать. / М: Манн, Иванов и Фербер. - М., 2013, - 256 с. - [Электронный" ресурс] - http://www.mann- ivanov- ferber.ru/books/paperbook/how-speak/ (дата обращения: 21.09.2018)
2) Алексеева Е. А. Концепция языковой личности в исследованиях дискурса СМИ / Е. А. Алексеева // Вестник новосибирского государственного университета Серия: История, философия №6, 2012 -
С. 79-85.
3) Абишева В. Т, Шаукентаева А. Е. К вопросу о профессиональной культуре телеведущего / В. Т. Абишева, А. Е. Шаукентаева // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, научноинформационный издательский центр и редакция журнала "Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук" №2 4-2, 2016 - С. 131-134.
4) Бабушкина Е. А. Речевой портрет личности: фонетические
характеристики / Е. А. Бабушкина // Вестник Бурятского государственного университета № 11, 2012 С. 7-11.
5) Богомолова М. А. Языковые аспекты персонификации телевизионного сообщения (на материале передач на внешнеполитические темы). дис. канд. филолог. наук, Москва, 1984. - 225 с.
6) Борисова И. Н. Дискурсивные стратегии в разговорном диалоге / И. Н. Борисова // Русская разговорная речь как явление городской культуры - Екатеринбург, 1996. - С. 24-28.
7) Братышев Д. Е. Создание имиджа телевизионного ведущего: технология моделирования персонифициров. образа ведущего. автореф. ... дис. канд. филолог. наук Д. А. / Братышев Москва, 1998 - 25 с.
8) Вартанов А. С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: на телевизионных подмостках / А. С. Вартанов // - Москва, 2003. - 320 с.
9) Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. Язык и культура. Три
лингвострановедческие концепции: лексического фона,
речеповеденческих тактик и сапиентемы / под редакцией и с послесловием академика Ю. С. Степанова - М.: Индрик, 2005 - 1038 с.
10) Вещикова И. А. Телевизионная речь в аспекте орфоэпии: пространство нормы/пограничные явления/ошибки // Медиаскоп № 1, 2017 - С. 6.
11) Вещикова И. А. Телевизионная речь в фоностилистическом ракурсе / И. А. Вещикова // Медиалингвистика № 2, 2014 - С. 4-7.
12) Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения / Винокур Т. Г. // - Москва: Наука, 1993 - 192 с.
13) Габоева З. М. Речевой портрет современного телеведущего / З. М. Габоева // Наука и современность № 8-3 2011 - С. 12-15.
14) Галстян С. С. Роль языковой личности в телевизионной речевой культуре автореф. ... канд. филолог. наук С. С. Галстян Москва, 2008 - 23 с.
15) Глаголев Н. В. Вычленение семантических элементов коммуникативной стратегии в тексте / Н. В. Глаголев // филологические науки - 1985. - №2 - С. 55-62.
16) Г ородецский Б. Ю. К типологии коммуникативных неудач / Б. Ю. Городецкий, И. М. Кобозева, И. Г. Сабурова // диалоговое взаимодействие и представление знаний. - Новосибирск, 1985 - 167 с.
17) Горчакова И. Ю. Особенности телевизионной речи как
разновидности устной публичной речи / И. Ю. Горчакова // Вестник Российского университета дружбы народов Серия: Языки и
специальность № 2, 2007 - С. 136-140.
18) Егоров В. В., Соколов Ю. В и др. Политическая и профессиональная культура журналиста на ТВ-экране. Научное издание - М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2002 - 79 с.
19) Егоров В. В. Терминологический словарь телевидения: основные понятия и комментарии. Научное издание - М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2002 - 92 с.
20) Зернецкий П. В. Лингвистические аспекты теории речевой деятельности / П. В. Зернецкий // Языковое общение: процессы и единицы. - Калинин, 1988. - 234 с.
21) Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности: монография / И. А. Зимняя - Воронеж: МОДЭК, 2001 - 432 с.
22) Иванова И. В. Жанр интервью: формы бытования и языковые особенности: автореф. дис. канд. филол. наук: 10.02.01 / И. В. Иванова - Астрахань, 2009 - 23 с.
23) Иванова И. В. Реализация жанра телевизионного интервью в коммуникативном поле современного языка СМИ / И. В. Иванова // Гуманитарные исследования № 1(29) 2009 - С. 50-57.
24) Ильченко С. Н. Интервью в журналистском творчестве: Учеб. пособие. СПб.: Лаборатория оперативной печати фак-та жур-ки СПбГУ, 2003 - 93 с.
25) Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Изд. 5-е / О. С. Иссерс. - Москва: изд-во ЛКИ, 2008. - 288 с.
26) Каленчук М. Л., Касаткина Р. Ф. Звучащая речь в средствах массовой информации // Язык массовой межличностный коммуникации. М.: МедиаМир, 2007 - 576 с.
27) Канчер М.А. Языковая личность телеведущего в рамках русского риторического этоса. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2002 - 20 с.
28) Караганова Ж. В. Экранный образ телевизионного журналиста: закономерности формирования. Автореф. ... дис. канд. филолог. наук Ж. В. Караганова/ Москва. 2005 - 27 с.
29) Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов М.: Наука, 1987 - 261 с.
30) Клюев Е. В. Речевая коммуникация: успешность речевого взаимодействия / Е. В. Клюев. - Москва: Рипол-классик, 2002 - 320 с.
31) Крикунова Ю. А. Телеведущий: личностные качества и профессиональные умения / Ю. А. Крикунова // Омский научный вестник, Социология, 2009 - С. 62-65.
32) Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Л. Е. Кройчик СПб., 2000 - 145 с.
33) Кузнецов Г. В. Так работают журналисты ТВ. - М.: МГУ 2000. - 224 с.
34) Кузнецов Г. В. Телевизионная журналистика / Г. В. Кузнецов, А. Я. Цвик, А. Я. Юровский - М., 2002 - 202 с.
35) Куранова Т. П. Стилистический контраст в речи телеведущих / Т. П. Куранова // Вестник воронежского государственного университета Серия: социология, философия, №1, 2007 - С. 60-62.
36) Лазутина Г. В. Технология и методика журналистского творчества. М. 1998. - 198 с.
37) Лукина М. Технология интервью: учеб. пособие для вузов. М.,
2005. - 125 с.
38) Матвеева Т. В. Полный словарь лингвистических терминов / Т. В. Матвеева. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 562 с.
39) Миргородская А. Л. Особенности и типология стилей речевого общения на отечественном телевидении. Автореф. ... дис. канд. филолг. наук. - Москва, 2002 - 20 с.
40) Муратов С. А. Диалог: телевизионное общение в кадре и за кадром. М.: Искусство. 1983 - 251 с.
41) Пичугин А. В. Беседа: разновидность интервью или
самостоятельный жанр? // А. В. Пичугин Вестник ВолГУ Серия 8 № 4 2005. - С. 118-120.
42) Попова Т. И. Телеинтервью в коммуникативно-прагматическом аспекте / Т. И. Попова Санкт-Петербург: филолог. факультет СПГУ, 2002. - 219 с.
43) Смирнова И. П. Коммуникативная компетентность телеведущего: критерии эффективности речевого повеления. Авторефер. ... диср. канд. филолог. наук / И. П. Смирнова / - Москва, 2010 - 24 с.
44) Смирнова И. П. Ключевые концепции телеведущего: от таланта к профессионализму / И. П. Смирнова // Вестник пятигорского государственного лингвистического университета №4 2008 - С. 257-258.
45) Саппак В. С. Телевидение и мы: четыре беседы / В. С. Саппак. - М.: Изд-во «Искусство», 1988 - 168 с.
46) Сопер П. Основы искусства речи. М.: Прогресс; Прогресс - Академия, 1992 - 415 с.
47) Тертычный А. У беседы свое лицо // Журналист. 2000. №9. - 57 с.
48) Тертычный А. А. Аналитическая журналистика: познавательнопсихологический подход. М.: 1998. - 76 с.
49) Третьякова В. С. Речевая конфликт и гармонизация общения // В.
С. Третьякова - Екатеринбург: изд-во Урал. Ун-та, 2002 - 301 с.
50) Федорова Ю. С. Техники и приемы раскрытия личностных качеств героя при создании интервью-портрета / Ю. С. Федорова // Медиасреда №12 2017 - С. 281-286.
51) Федоров П. Р. Речь в современном медиаэфире. Обретения и потери // журналистика и Серова Е. В. Организация проекта языка в телетексте автореф. ... канд. филолог. наук. Барнаул. 2010 - 26 с.
52) Шестеркина Л. П. Николаева Т. Д. Методика телевизионной журналистики: Учебное пособие для студентов вузов / Л. П. Шестеркина, Т. Д. Николаева, — М.: Аспект Пресс, 2012 - 224 с.
Список источников
1) Познер Первый канал - [Электронный ресурс] - https://www. 1tv.ru/shows/pozner/vypuski (дата обращения: 22.09.2018)
2) Познер официальный сайт - [Электронный ресурс] - https://pozneronline.ru/ (дата обращения: 22.09.2018)
3) РИА новости Полный текст лекции Владимира Познера о журналистике - [Электронный ресурс] - ttps://ria.ru/20130526/939573538.html (дата обращения: 22.09.2018)
4) Прямая линия с Владимиром П. - [Электронный ресурс] -
https://esquire.ru/hero/54642-pozner-mterview/#part1 (дата обращения
04.04.2019)
5) Владимир Познер в интервью Светлане Бондарчук: "Я не верю в судьбу, но верю в удачу" - [Электронный ресурс] - https://ru.hellomagazine.com/zvezdy/intervyu-i-video/24505-vladimir- pozner-v-intervyu-svetlane-bondarchuk-ya-ne-veryu-v-sudbu-no-veryu-v- udachu.html (дата обращения 04.04.2019)
6) Владимир Познер: критики меня не интересуют совсем - [Электронный ресурс] - http://dir.md/opinions/interviews/4905228?host=tass.ru (дата