ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСЛАМСКОГО РАЗВИТИЯ В ЭКОНОМИКЕ
1.1. Сущность и понятие ислама в формировании основ правового
регулирования
1.2. Методы исламского правового регулирования финансовых
отношений на экономику
1.3. Принципы правового регулирования финансовых отношений с
позиций ислама
2. ПРАВОВЫЕ-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПО ОТНОШЕНИЮ К ИСЛАМСКИМ ФИНАНСОВЫМ ИНСТИТУТАМ
2.1. Законодательная эволюция финансовой сферы исламских государств
2.2. Правила ведения экономической деятельности в исламе
3. НАСЛЕДИЕ ПРАВОВОЙ ДОКТРИНЫ ИСЛАМА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ
3.1. Основные запреты приведении экономической деятельности в исламе
3.2. Роль исламской традиции права в развитии законодательства в области деятельности финансовых учреждений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В современном мире нормы Ислама в отношении имущественных отношений зачастую остаются в забвении. Стройная система законов в отношении денег, капитала, закята, наследства, торговли, инвестиций, долга, займов, совместных предприятий рассчитана на более распространенную практику со стороны мусульманского сообщества, что невозможно без изучения данных принципов.
Данная работа, представляет собой общий анализ норм и правил фикха имущественных отношений, будет полезной читателю, который хочет следовать нормам исламских финансов и узнать перспективы и проблемы развития данной сферы в реалиях нашей страны. Так же несомненно будет интересна и для тех, кто интересуется нормами исламской экономики и исламских финансов, которая стала популярной во всем мире ввиду растущей потребности в повышении уровня нравственности и справедливости в экономических отношениях между людьми.
Последний мировой финансовый и экономический кризис, поразивший общество, показал нам насколько нестабильна традиционная экономическая система. Уже ни для кого не секрет, что подобные явления рождаются в банковской сфере, сфере кредита. Чтобы ликвидировать последствия и обезопасить общество от подобных потрясений многие экономисты начали проводить различного рода исследования, направленные на выявление альтернатив классическому банкингу.
Внимание многих экспертов привлекли методы ведения банковского дела в странах, где официальной религией является Ислам. Главной отличительной чертой исламских финансов с точки зрения обывателя это конечно же отсутствие ссудного процента: брать или давать какой-либо процент. Но вопреки ожиданиям представителей западных экономистов сфера исламского банкинга существует и показывает значительные темпы роста, в то время как классические банки с трудом перенесли кризис.
Этим исламская экономическая модель и привлекает внимание. В данной работе будет сделано усилие разобраться в основных отличительных чертах работы исламских финансов и методах получения ими прибыли. Это представляет большой интерес для обывателя, так как возможно за этой моделью будущее всей банковской системы.
В целом, в последние годы понятие «исламское финансирование» вошло в мировой обиход благодаря появлению и активному развитию исламских банков и финансовых организаций во многих странах мира, которые сформировали вокруг себя целую финансовую инфраструктуру - международные организации по разработке стандартов деятельности, управлению ликвидностью, рейтинговые агентства, банк развития, компании, специализирующие на программном обеспечении, финансовые инструменты, системы разрешения споров, образовательные программы и др.
Все активнее в последние годы развиваются сделки исламского финансирования, в том числе, в странах СНГ, где уже действует несколько исламских банков и исламских финансовых компаний.
В основе деятельности всех таких финансовых учреждений лежит строгая система принципов, которая заключается далеко не только в запрете на ростовщичество (риба). В первую очередь она представляет собой социально ориентированную модель, направленную на защиту интересов всех участников рынка и справедливое распределение результатов экономической деятельности.
В то же время, существует целый спектр мнений касательно того, насколько подробными и детальными являются принципы исламского финансирования. Одни утверждают, что эти правила и принципы настолько многочисленны и подробны, с таким количеством нюансов, что разобраться в них полностью может лишь человек, имеющий специальное шариатское образование по данному профилю и немалый опыт работы в этой сфере. Другая же точка зрения состоит в том, что существует набор правил, которые можно сосчитать на пальцах обеих рук, и знать их достаточно для того, чтобы уверенно заниматься вопросами исламского финансирования. На самом деле, правильное мнение - срединное мнение.
Однако, отсутствие даже минимального уровня понимания сути исламского финансирования и правил, предъявляемых к денежным сделкам, к сожалению, ведет к негативным последствиям. Как правило, в таких случаях стороны сделки не закрепляют в договоре конкретных пропорций распределения прибылей и убытков, не оговаривают, каким образом осуществляется вознаграждение управляющего, а также целый ряд других важных вопросов. Часто без внимания даже остается сам вид бизнеса, в который стороны инвестируют средства. Точнее, может быть понятной общая канва, но детали того, что подразумевал каждый партнер под сделкой могут отличаться. По сути, такого рода практика характеризуется исламом как договора с высокой долей неопределенности, когда значимые параметры сделки не конкретизированы или отсутствуют.
Такое невнимательное отношение к договорам ведет к спорам и часто заканчивается в суде. Именно на предотвращение споров и разбирательств нацелен принцип исламского финансирования, запрещающий излишнюю неопределенность.
Безусловно, полноценную и правильную трактовку экономическим и финансовым сделкам с точки зрения их соответствия духу шариата может дать человек, обладающий специальным шариатским образованием, имеющий добрую репутацию, и, безусловно, разбирающийся в сути финансовых транзакций, без чего невозможно должное рассмотрение сделок и их истинной сути и цели. Ведь сегодня документация многих финансовых сделок настолько сложна и подробна, что разобраться в них детально и истолковать суть каждого предложения могут только те, кто составляли эти документы. Именно поэтому в практике исламского финансирования в крупных сделках, особенно международного масштаба, шариатские ученые всегда опираются, в том числе на опыт профессиональных юристов.
Принципы исламского финансирования - это не писаный кодекс, который можно найти и прочитать в виде закона или нормативного акта. Их необходимо извлекать из многочисленных трудов богословов, специалистов по исламскому праву.
Нормы исламского финансирования берут свое начало из исламского права (науки фикх). Термин фикх (дословно - «понимание»), в правовой терминологии - это наука о религиозных законоположениях, связанных с поступками человека, извлеченных с подробных доводов из религиозных первоисточников.
Среди основных инструментов исламского финансирования, видное и значимое место занимают партнёрские взаимоотношения. Часто можно услышать такие новые для русскоязычных читателей термины, как риба, гарар, кымар и т.д. Однако, к сожалению, информация по многим вопросам по исламскому праву, в общем, очень скудная. Поэтому в связи с актуальностью данной тематики, возникла необходимость написания магистерской работы в рамках магистерской программы «Исламские финансы» по теме: «Правовые- экономические основы в исламской экономике».
Актуальность магистерской диссертации заключается в том, что после последних мировых кризисов, финансисты многих стран, в том числе и немусульманских, обратили свои взоры и вплотную начали изучать и внедрять исламские инструменты финансирования. Однако, существует проблема скудной информации по исламским схемам финансирования. Особенно она скудна на русском языке в систематизированной форме. Имеет место малоизученность данного вопроса. Что касается научных трудов на арабском языке, то их много, однако, тем не менее, тема современных имущественных отношений, продолжает оставаться актуальной, так, как люди во все времена и где бы они не находились нуждаются в торговых сделках и денежных отношениях. Тем более, необходимо учесть то, что данная тема вбирает в себя многовековое наследие исламского права и современную практическую реализацию его законоположений. Причем, многие из его практических аспектов рассматриваются в свете современных вопросов, решение по которым выносят современные правоведы-специалисты. В настоящее время идея исламских финансов не только обсуждается экспертами, на различных международных и региональных научно-практических конференциях, но и активно реализуется на практике.
Среди зарубежных ученых наиболее существенный вклад в развитие идеи исламских финансов, их практической реализации внесли Мухаммад Таки Усмани, Абдулла аль-Маниг, Абдус-Саттар Абу Гудда, Абдулла аль-Мутлак, Юсуф аш-Шубайли, Вахба аз-Зухайли, Абдуррахман аль-Атрам, Али Мухиддин аль-Карадаги и другие. Были созданы международные организации, целью которых были развитие идеи бухгалтерского учёта и аудита исламских финансовых учреждений, а также распространение и практическое применение этой идеи посредством образовательных мероприятий, выпуска периодических изданий и подготовки исследований. Среди ярких примеров можно назвать Организацию бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений (AAOIFI), Генеральный совет исламских банков и финансовых учреждений (CIBAFI), Исламский банк развития (IDB) и многие другие специализированные организации.
Что касается изученности рассматриваемой темы в России и странах СНГ, то на сегодняшний день есть труды, переведенные на русский язык по исламскому праву в соответствии с ханафитской правовой школой, как, например, «Ханафитский фикх», Абдульхамид Тахмаза и другие труды. Однако, они имеют обобщенный характер. В них рассматриваются все главы исламского права: вопросы поклонения, взаимоотношений, семейного и уголовного права. Во многих их них не упоминаются современные вопросы. Есть книги по современным вопросам имущественных отношений, как, например, «Шариатские стандарты по исламским финансам», группа экспертов Организации бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений (AAOIFI), однако, они подробно не раскрывают рассматриваемые вопросы и не предлагают практических решений для ряда имеющихся проблем.
Научная новизна выбранной темы определяется достаточно низкой степенью изученности и исследований по данному вопросу. Данная магистерская работа впервые раскроет для русскоязычного читателя подробное исследование целей, правил и основных запретов при ведении экономической деятельности в свете исламского права. Новизна темы в теоретическом аспекте позволит автору в ходе исследования предложить более предпочтительное мнение в определении правил, соблюдение которых необходимо в исламской экономике, дать классификацию основным запретам исламского банкинга, обозначить основные составляющие элементы финансовых инструментов.
Что касается практической новизны, то автором будут приведены основные особенности правил исламской экономики, как основного кодекса ведения деятельности и их прикладная значимость, особенно в реалиях финансово-денежных отношений в России.
Задачи данной магистерской работы это:
- Дать определение общим правилам ведения экономической деятельности в Исламе и изложить суть данных правил, привести классификацию основных запретов и ознакомить с основными принципами и их условиями. И все эти вопросы необходимо будет исследовать через призму исламского права. Беккин упомянул в своей книге следующую мысль: «Следует признать, что исламская экономика как наука все ещё находится в тесной взаимосвязи с мусульманским правом. Многие известные авторы сочинений по исламской экономике или её отдельным аспектам - авторитетные мусульманские правоведы (Йусуф аль-Кардави, Таки Усмани и другие)» .
- Указать на причины проблематики в данном вопросе, на основе понимания которых предложить методы и пути решения.
Объектом исследования являются цели и правила исламских финансовых инструментов, основные запреты и их практическая реализация в банках и других финансовых учреждениях, ведущие свою деятельность по принципам исламского права.
Предметом исследования данной магистерской работы является изучение и практическая реализация правовых-экономических основы в исламской экономике в условиях российской финансово-кредитной деятельности.
Методологической основой исследования в данной магистерской работе послужили как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне изучения вопроса такие методы, как анализ, сравнение, синтез, индукция и дедукция.
Магистерская диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Структура исследования будет заключаться в следующем: во-первых, будет изложены цели экономической деятельности в свете исламского права. Во-вторых, будет раскрыты особенности общих правил исламской экономики. И в-третьих, будут рассматриваться основные запреты, которые препятствуют деятельности исламской экономики.
Таким образом после детального изучения правовых-экономических основ в исламской экономике стало очевидным, что для осуществления экономической деятельности в соответствии с канонами ислама необходимо придерживаться определенных правил, формируя основы для правового регулирования исламской экономики.
Главной целью экономической деятельности является достижения пользы и устранения вреда. Как для самого действующего лица, так и для лиц, окружающих его.
Если сталкиваются польза и вред, то прежде всего нужно постараться обеспечить пользу и избежать вреда. Но если это невозможно, причем вред оказывается значительнее пользы, приоритет отдается недопущению вреда, даже если потребуется упустить благо. По законам Ислама, из двух благ выбирается большее, даже если упустишь меньшее благо, а из двух зол нужно противостоять большему злу, даже если придется допустить меньшее.
Так же стоит отметить, что нужно стремиться к максимизации блага и минимизации зла. Путь к этому — развитие (усердие) и следование справедливости (в распределении благ). Иными словами - обладание высокими профессиональными качествами, навыками и умениями (кафаа) и соблюдение принципов справедливости (адль). Верующие люди должны противостоять причинам безнравственности и порочности, оберегать свою страну, не допускать несправедливого отношения к людям, а также соблюдать «благоразумность», которое имам аль-Изз ибн Абду-Салям определил как «умение грамотно распоряжаться имуществом».
Необходимо отметить и принципы правового регулирования финансовых отношений с точки зрения ислама.
Данные правила полезны тем, что с их помощью можно найти общую связь во множестве разных явлений, легче запомнить частности, становится легче вынести решение (фетву), понять цели, а также получить общее представление о науке фикх, которая прямым образом регулирует правовые основы финансовой деятельности в исламе.
Например, правило «все дела оцениваются по намерениям» гласит о том, что любая деятельность по умолчанию будет считаться разрешенной, исключая случаи, где присутствует довод о запретности той или иной финансовой операции.
А правило «не причиняй вред ни первым, ни в ответ другим» подразумевает, что верующий человек не должен вредить кому-то и не должен отвечать злом на зло.
Еще есть правила «вред должен быть удален», «если возможности сужаются, их расширяют», «крайняя необходимость превращает запретное в дозволенное», «не допустить вред важнее, чем принести пользу». Все это указывает на то, что первоочередной необходимостью является решение жизненно важных вопросов человека, не допущение любого вреда по отношению к нему. В связи с этим часто указывают, что различие между западной и исламской экономической системой, что исламская экономика более тщательно подходит к морально-этическим нормам.
Так же в данной работе был детально разобран вопрос законодательной эволюции финансовой сферы исламских государств. Это касается основных запретов при ведении экономической деятельности в соответствии с правовыми-экономическими основами исламской экономики.
Был рассмотрен запрет ростовщичества (риба), которое таит в себе большую опасность, даже если его величина будет мала. Если допустить неизменность цен и отсутствие инфляции, то имущество ростовщика может достичь огромных, ужасающих размеров. Это особо будет заметно, если ростовщичество окажется сложным по своему составу, то есть если «накручивать» проценты как на основную сумму долга, так и на «набежавшую» долю процентов. Сложные проценты увеличивают сумму задолженности в геометрической прогрессии, так что разум человека просто не способен охватить, до каких величин может увеличиться долг на таких принципах.
Также стоит отметить, что были рассмотрены разные теории традиционных (западных) специалистов по экономике, где ссудный процент, то есть риба, рассматривался не как своеобразный доход, а как, например, плата за сбережение (теория труда). Ответом на это автор данной работы указал, что труд — это только один из факторов производства, вместе с ним участвует и капитал. Но сущность каждого из них различна. Так, труд может получать вознаграждение и может соучаствовать в получении доли прибыли. Но капитал может лишь участвовать в доле прибыли, но не может получать вознаграждение. Как известно, получение вознаграждения для капитала должно быть связано с несением рисков.
Так же были даны обстоятельные ответы на иные теории: теория предпочтения ликвидности, теория временного предпочтения, теория времени, теория производительности капитала, теории дефицита и страхования.
А еще были разобраны детально вопросы запретности «кымар» (азартных игр», «гарар» (неопределенность), неосведомленности, монополии и коррупционные составляющие любой действующей экономики любой страны мира, как, например, взяточничество.
Данные методы и средства как правовые, так и технические могут решить эту проблему, сложившуюся на рынке исламских финансов, и как следствие становиться возможным внедрение и адаптация данных финансовых инструментов на российский рынок, в качестве конкурентоспособного и эффективного продукта, менее подверженного отрицательным последствиям мировых финансовых кризисов.
1. Толкование Священного Корана, перевод Кулиева Э.Р, издательский дом «Умма», 2006.
2. Сборник хадисов «Сахих аль-Бухари», Каир, Дар аль-хадис 1999
3. Сборник хадисов «Сунан Абу Дауд», «Мактаба аль-маариф», Эр- Рияд, 2007.
4. Сборник хадисов «Сунан ат-Тирмизи», «Мактаба аль-маариф», Эр- Рияд, 2008.
5. Шариатские стандарты, Организация бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений, издательство «Исламская книга», 2017 г.
6. Гайсина Я. Маркетинг в исламских традициях //Рос. торговля. -
2005. - № 11. - С. 14-17.
7. Mills and Presley, Islamic Finance, London. Macmilan. 1999.
8. Аль-Г азали, «Аль-Мустасфа», Бейрут, Дар Садир. 2005
9. Малик, «Аль-Мудаввана», Бейрут, Дар аль-фикр, 1978 г.
10. Аш-Ширази, «Аль-Мухаззаб», Каир, мактаба Аль-Баби аль-Халяби.
11. Ибн Теймия, «Маджму' аль-фатава», Эр-Рияд, 1978 г.
12. Гатауллин Р.О. О возможности создания свободной экономической зоны стандарта «халяль» // Исламские финансовые отношения и перспективы их осуществления в российском мусульманском сообществе. - М., 2004. - С. 31-33.
13. Никонов А. Исламские банки завоевывают мир // Россия и мусульманский мир. - 2007. - № 1. - С. 161-163.
14. Разумнова Л.Л. Исламская экономическая доктрина // Экономика Африки: повторение пройденного или смена ориентиров? - М., 2002. - С. 44-51.
15. Allais M. L’impot sur le capital et la reforme monetaire, Paris. Her mann, 1989.
16. Рашковский Е. Ислам в динамике глобальной истории // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2004. - N6. - С. 21-28.
17. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», Бейрут, Дар аль-ма'рифа, 2010
18. Рыжкова Е.А. Влияние норм шариата на финансовое право мусульманских стран // Финансовое право зарубежных стран. - М., 2001. - Вып. 2. - С. 4-22.
19. Allais М. Economic et interet, Paris, Clement Juglar, 1992.
20. Семенова Е.В. Особенности и перспективы развития исламской банковской деятельности // БИКИ. - 2007. - №13 (1 февр.). - С. 3-5, 16.
21. Серебряков И.П. Альтернативное регулирование банковских
сделок - исламский подход // Юрид. мир. - 2002.- № 2.- С. 32-36.
22. Скороходов А. Исламский прорыв: Финансовые институты,
функционирующие по законам шариата, интегрируются в современный банковский сектор // Банк. практика за рубежом. - Киев, 2008. - № 2. - С. 20-27.
23. Степанцева О. «Исламский бренд» в эпоху перемен:
Альтернативная финансовая система // Справочник экономиста. - 2009. - № 8. - С. 128-136.
24. Трунин П., Каменских М., Муфтяхетдинов М. Исламская
финансовая система: Современное состояние и перспективы развития. - М.: ИЭПП, 2009. - 86 с.
25. Филоник А. Исламские банки - новое на финансовых рынках // Фин. бизнес. - 1997. - № 3. - С. 14-18.
26. Филоник А.О. Исламские банки и возможности становления исламской экономики // Ближ. Восток и современность. - 1997. - № 4. - С. 7691.
27. Филоник А.О., Исаев В.А., Федорченко А.В. Финансовые структуры Ближнего Востока / Ин-т изучения Израиля и Ближ. Востока. - М.: Б. и., 1996. - 163 с.
28. Химо Б. Исламская альтернатива ссудному проценту // Исламские финансовые отношения и перспективы их осуществления в российском мусульманском сообществе. - М., 2004. - С. 109-114.
29. Христианство и Ислам об экономике / Под ред. М.А. Румянцева, Д.Е. Раскова. - СПб.: РОСТ, 2008. - 432 с. - (Б-ка Евразийского междунар. науч.-аналит. журн. «Проблемы современной экономики», Сер. «Философия экономических ценностей»).
30. Черниенко А.-К. Исламская банковская система // Исламские финансовые отношения и перспективы их осуществления в российском мусульманском сообществе. - М., 2004. - С. 115-119.
31. Чумакова А.М. Дискуссия о влиянии исламских институтов на экономический рост // Проблемы соврем. экономики. - СПб., 2008. - № 3. - С. 516-519.
32. Шейх М.А., Кэхилл Д.А. Основные принципы организации беспроцентного банковского дела // Проблемы теории и практики упр. - 1999. - № 6. - С. 24-30.
Диссертации
33. аль-Касани Абу Бакр ибн Масуд. Бадаи’ ас-санаи’. «Дар аль-хадис», Каир. 2005 г.
34. Беккин Р. И. Исламская экономическая модель и современность. Издательский дом Марджани, 2010 г.
35. Ценностные ориентиры в экономической среде исламского мира: Сборник статей, Москва: МАКС Пресс, 2009. -148с. 36.
36. Беккин Р.И., Исламская экономическая модель: перспективы реализации в мусульманском и немусульманском сообществах, некоммерческое партнёрство «Ватаным». Москва, 2004 г.
37. Вахба аз-Зухейли. Исламское право (фикх) и его доводы, «Дар аль- фикр», Дамаск, 2004 г.
38. Ибн Рутттд. Бидаят аль-муджтахид ва нихаят аль-муктасид. Издательский дом «аль-Хадис», Каир, 2004 г.
39. Ибн Кудама, «аль-Мугни», издательский дом «Алям аль-Кутуб», 1999г.
40. Кувейтская энциклопедия по фикху. Министерство по вакфам и Исламским делам, аль-Кувейт, 2010 г.
41. Мухаммад аль-Муса, «Объединения личностей: между исламским и гражданским правом», издательский дом «ат-Тадмурия», эр-Рияд, 2011 г.
42. Мухаммад Абдуль-Мунгим Абу Зейд. Гарантии в исламском праве и их практическое применение в деятельности исламских банков, Международный институт исламского мышления, Каир, 1996 г.
43. Мухаммад Махмуд аль-Мукауи. Управление рисками в исламских банках, Издательство «аль-Мактаба аль-асрийя», Каир, 2012 г.45.
Электронные ресурсы
44. Экономический словарь, режим доступа:
https://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/18915, свободный (дата обращения 24.09.2018) .
45. Экономика и управление. Формы сотрудничества в сфере
финансовых отношений, режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/biznes-
41/50.htm, свободный (дата обращения 11.09.2018).
46. Формы сотрудничества в сфере финансовых отношений, режим
доступа: https://lektsia.com/3x327c.html, свободный (дата обращения
20.09.2018) .
47. Экономический словарь, режим доступа:
https://dic.academic.ru/searchall.php?SWord=%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B
D%D 1 %81 %D 1 %84%D0%B5%D 1 %80%D 1 %82&from=xx&to=ru&did=econ_dict &stype=, свободный (дата обращения 11.09.2018).
48. Кодексы и законы, Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1
"О банках и банковской деятельности", режим доступа: https://www.zakonrf.info/zakon-o-bankah/, свободный (дата обращения 05.10.2018) .
49. Международная академия по исламскому фикху, Резолюция
международной исламской академии по фикху, постановление номер 5, принятое в своём четвёртом заседании, пункт 9. Официальный сайт. Режим доступа: http://www.iifa-aifi.org/1713.html, свободный, (дата обращения
12.10.2018) .