Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №41871

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
824
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические подходы к формированию коммуникативных навыков младших школьников при изучении иностранного языка 7
1.1. Коммуникативные навыки в структуре коммуникативной
компетенции: сущность и виды 7
1.2. Особенности формирования и развития коммуникативных навыков
при изучении иностранного языка 154
Глава 2. Методы и приемы формирования коммуникативных навыков во внеурочной деятельности по иностранному языку младших школьников .... 18
2.1. Основные виды внеурочной деятельности по иностранному языку в
начальной школе 18
2.2. Методы и формы формированию коммуникативных навыков младших
школьников во внеурочной деятельности по иностранному языку 22
Глава 3. Результаты исследования эффективности внеурочной деятельности по иностранному языку в формировании коммуникативных навыков младших школьников 31
3.1. Организация и методы исследования 31
3.2. Результаты исследования
Заключение 62
Список использованной литературы
Приложения


Актуальность данного исследования вызвана приоритетностью компетентностного подхода в образовательном процессе. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Особенно важным это является в начальной школе, где одно из основных мест отводится развитию коммуникативной составляющей языка, так как в соответствии с ФГОС НОО, выпускник начальной школы в качестве основных компетенций должен приобрести начальные навыки общения в устной и письменной форме, и в перспективе обладать высокой языковой культурой и готовностью к активной коммуникации, как того стребует интеграция в мировое сообщество.
Именно в период младшего школьного возраста закладывается фундамент навыков коммуникации: способность ребенка к речевому подражанию и непроизвольному овладению речью максимальна. Интенсивное речевое развитие и активизация речемыслительных процессов позволяет овладеть языком легче, чем в другом возрастном периоде. Преимуществом данного возраста является фонетическая чувствительность, которая позволяет ребенку с легкостью анализировать звуки иностранной речи, идентифицировать их, кодировать и воспроизводить. Правильно поставленная внеурочная деятельность у младших школьников имеет большое образовательное и воспитательное значение.
Однако во время уроков невозможно уделить внимание всем аспектам обучения иностранному языку. Внеурочная работа во взаимосвязи с учебной помогает расширить и углубить знания, полученные во время урока, приобрести и развить навыки и умения.
Проблеме формирования коммуникативных навыков в области иностранного языка посвящен ряд исследований последних десятилетий, среди которых следует отметить работы таких отечественных и зарубежных ученых, как Л.Н. Булыгина [9], Р.П. Дондокова [21], К.П. Зайцева [22], И.А. Зимняя [23], О.В. Кудашкина [29], Е.И. Пассов [46], Г.В. Рогова [53], Л.Р. Сакаева [55], Л.Р. Сафина [57], В.В. Сафонова [58], А.В. Хуторской [62], А. Холлидей [61], Д. Хаймс [68].
Противоречие: между необходимостью формирования коммуникативных навыков у младших школьников по иностранному языку и недостаточным использованием возможностей внеурочной деятельности по решению данной проблемы.
Проблема: как формировать коммуникативные навыки у младших школьников во внеурочной деятельности по иностранному языку?
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных навыков младших школьников во внеурочной деятельности по иностранному языку.
Предмет исследования: содержание формирования коммуникативных навыков младших школьников во неурочной деятельности по иностранному языку.
Цель исследования: на основе анализа теоретического и практического аспектов разработать комплекс мероприятий по формированию коммуникативных навыков младших школьников во внеурочной деятельности по иностранному языку
Гипотеза: предполагаем, что формированию коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности по иностранному языку будет способствовать разработка и реализация комплекса мероприятий с использованием различных форм (индивидуальные, групповые, массовые) и методов (пассивные, активные, интерактивные).
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие, компоненты коммуникативных навыков.
2. Выделить формы и методы формирования коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности по иностранному языку.
3. Проанализировать внеурочную деятельность по формированию коммуникативных навыков у младших школьников во внеурочной деятельности.
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез обобщение, описание, сравнение; эмпирические: анализ документов, тестирование, анкетирование, обработка результатов.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №200 с углубленным изучением отдельных предметов.
Структура выпускной квалификационной работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Овладение иностранными языками является следствием интернационализации всех сфер жизни нашего общества, вхождения его в мировое сообщество. Помимо этого, в настоящее время происходит усиление интереса к раннему обучению иностранному языку. Это связано с тем, что в младшем школьном возрасте (6-7 до 9-11 лет) способность к речевому подражанию и непроизвольному овладению речью максимальна.
Интенсивное речевое развитие и активизация речемыслительных процессов в этом возрасте позволяет овладеть языком легче, чем в каком-либо другом. Фонетическая чувствительность, пластичность природного механизма усвоения языка детьми, имитационные способности, отсутствие «языкового барьера» способствуют эффективному решению задач в обучении иностранному языку.
Иноязычная коммуникативная компетенция представляет собой знание неродного языка, а именно его фонетики, лексики, грамматики, стилистики, культуры речи, владение этими средствами языка и механизмами речи - говорения, аудирования, чтения, письма - в пределах социальных, профессиональных, культурных потребностей человека. Она может быть приобретена в результате естественной речевой деятельности и в результате специального обучения.
Структура коммуникативных навыков определяется единством мотивационного, когнитивного, эмоционального деятельностно- рефлексивного компонентов.
Мотивационно-ценностный компонент отражает такие аспекты, как коммуникативные потребности, мотивы, установки (желание получать, передавать и создавать информацию), получать эмоциональную поддержку, стремление к эмпатии и рефлексии в процессе общения, поддержание позитивного эмоционального контакта с собеседником и др.
Когнитивный компонент включает в себя стандартов коммуникативного поведения (способов прощания, приветствия, выражения благодарности и несогласия и т.п.), способов вербальной, невербальной коммуникации и др.
Деятельностно - рефлексивный представляет собой систему коммуникативных умений: умение вступать в общение, устанавливать контакт с собеседником, выстраивать стратегии, тактики и техники взаимодействия людей, саморефлексия; умение общаться в различных ситуациях и жанрах, владение устной, письменной речью, приемами ведения беседы, полемики, дискуссии и др.
Формирование коммуникативных навыков представляет собой процесс целенаправленного педагогического воздействия на обучающегося с целью формирования у него способности и реальной готовности осуществлять иноязычное общение с носителями языка.
Учитывая требования ФГОС, основными методами формирования коммуникативных навыков во внеурочной деятельности выступают активные (презентации, кейс-методы, проблемная лекция, игры, баскет-метод и др.) и интерактивные (мозговой штурм, кластеры, круглый стол, дискуссия, дебаты, деловые, ролевые, имитационные игры, интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ, аквариум, метод проектов и др.).
В качестве ключевых форм выступают индивидуальные (подготовка сообщений или докладов, разучивание стихов, песен, оформление стенгазет, альбомов, стендов и т.п.), групповые (кружки: кружок разговорной речи, кружок любителей кино; хоровой и драматический кружки, клубы.) и массовые (театрализация; кинолекторий; вечера и утренники, приуроченные к знаменательным датам, событиям культурной и социальной жизни, истории к имени выдающегося человека; конкурсы на лучшего чтеца, переводчика- синхрониста, переводчика-референта, рассказчика, собеседника; олимпиады; КВН; викторины; пресс-конференции; день иностранного языка и т.д.) формы работы.
На основе теоретических данных, мы провели анализ деятельности МАОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников во внеурочной деятельности по иностранному языку. Проведенный анализ показал, что в Учреждении отсутствует рабочая программа по курсу внеурочной деятельности по английскому языку для 4 класса, а организуемая внеурочная деятельность в недостаточной мере способствует формированию коммуникативных навыков младших школьников.
Нами было проведено диагностическое исследование, направленное на выявление уровня сформированности коммуникативных навыков. Результаты исследования показали, что ученики не всегда верно решают возникающие перед ним коммуникативные задачи в заданной ситуации общения. Намерение говорящего в целом не всегда ясно.
Речь не связная и лексико-грамматически не верная
Очень ограниченный словарный запас в использовании самых простых структур предложения. Ученики часто прибегают к поиску способа выражения нужного значения.
Ученики не готовы в ходе беседы к перемене темы. При этом возникают задержки (паузы) и необходима помощь учителя в повторении сказанного, наводящие вопросы. Ученики не умеют задавать элементарные вопросы (личностного характера: знакомство, запрос информации о семье, профессии и пр.), а также реагировать краткими ответами. Количество реплик в диалоге и объем развернутого монологического высказывания минимально для решения коммуникативных задач.
Для решения выявленных проблем, нами был разработан комплекс мероприятий, реализация которого рассчитана на 3 месяца. Сам комплекс включает следующие мероприятия: «A portrait of our class» («Портрет нашего класса»), «Sea battle» («Морской бой»), «What? Where? When?» («Что? Где? Когда?»), «The best interpreter» («Лучший переводчик»), «Lost and found» («Бюро находок»), «The turnip» («Репка»), «Surprising meeting!» (встреча с иностранцем), «Great communicator» (Конкурс чтецов «Мастер слова»), «LET'S» (Learning English Together So/ Так мы учим английский язык вместе).
В качественном отношении коммуникативные навыки учеников значительно улучшились. Ученики решают возникающие перед ним коммуникативные задачи в заданной ситуации общения. Намерение говорящего в целом ясное и связанное. Расширился словарный запас, структуры предложения стали более развернутыми. Ученики в ходе беседы готовы к перемене темы. Наблюдались незначительные паузы. При этом возможны задержки (паузы) и допускается помощь учителя Ученики умеют задавать элементарные вопросы, а также реагируют на них ответами. Количество реплик в диалоге и объем развернутого монологического высказывания достаточно для решения коммуникативных задач.
Таким образом, мы можем сказать, что поставленные задачи реализованы, цель достигнута.



1. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2018. - 312 с.
2. Бабанский Ю.К. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических институтов. - М: Просвещение, 2013. - 479 с.
3. Безрукова B.C. Педагогика: учеб. - Екатеринбург: СИПИ, 2014. 337с.
4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для пед. вузов. - М.: Академия, 2014. - 187 с.
5. Белянин В.П. Психолингвистика. - М: Флинта, 2014. - 233 с.
6. Бим И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского). - Обнинск: Титул, 2015.- 48 с.
7. Большой толковый психологический словарь. - М.: АСТ; Вече, 2015. -592 с.
8. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2014. - 1456 с.
9. Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетентности школьников // Вопросы психологии. - 2014. - №2. - С. 149153.
10. Вайнер Э.Н. Кастюнин С.А. Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь. - М.: Флинта, 2013. - 144 с.
11. Волков Б.С. Младший школьник: как помочь ему учиться. - М.: Академический Проект, 2014. - 42 с.
12. Выготский Л.С. Авторский терминологический словарь. - М.: Смысл, 2017. - 128 с.
13. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - М.: Союз, 2016. -224 с.
14. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования:
Мышление и речь: Проблемы психологического развития ребенка. - М.: Наука, 2016. - 245 с.
15. Дмитриев А.Е. Теория и практика формирования умений и навыков в системе начального обучения. - М.: Валдос, 2018. - 358 с.
16. Дондокова Р.П. Сущностная характеристика и структура коммуникативной компетентности // Вестник Бурятского государственного университета, - 2014. - №11. - С. 18-21.
17. Зимняя И.А. Компетентность и компетенции в контексте компетентностного подхода // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр. Екатеринбург, 2014. - №7. - С. 64-76.
18. Зимняя И.А. Ключевые компетенции: новая парадигма
результата образования // Высшее образование сегодня, 2013. - № 5. - С. 34-42.
19. Ишханян Н.Б. Пути формирования лингвосоциокультурной
компетенции в интенсивном курсе обучения иностранным языкам. Дис. канд. пед. наук. - М.: Просвещение,2016. - 242 с.
20. Калинина Н.В. Психологическая служба в условиях
модернизации образования: содержание и технологии: учеб. пособие. - Ульяновск: УИПКПРО, 2015. - 164 с.
21. Колесникова И.А. Долгина О.А. Англо-русский
терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. - СПб.: Питер, 2014. - 210с.
22. Коротун А.В. Формирование правовой компетенции у будущих социальных педагогов в процессе профессиональной подготовки. Дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2017. - 279 с.
23. Ларионова И.А. Дегтерев В.А. Модель компетенций в компании - инструмент управления человеческими ресурсами // Международный научно- исследовательский журнал, 2015. - С 18-20.
24. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания
русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей.
М.: Академия; Высшая школа, 1999. 272 с.
25. Мазо М.В. Педагогическая технология формирования коммуникативной компетенции у студентов (на материале изучения иностранных языков). Дис. канд. пед. наук. Саратов, 2015. - 198 с.
26. Мальцева Л.Е. Формирование коммуникативной компетенции будущих менеджеров сферы сервиса. Дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2011. 189 с.
27. Матяттт Н.В. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. - М.: Вента, 2018. - 231 с.
28. Модель компетенций в компании - инструмент управления человеческими ресурсами // Международный научно-исследовательский журнал, 2015. - №37. - С. 19.
29. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2016. - 608 с.
30. Невирко Л.И. Формирование коммуникативной компетенции в
рамках новой модели подготовки учителей английского языка // Педагогика развития: становление компетентности и результаты образования в
различных подходах: материалы X научно-практической конференции. Красноярск, 2013. - С. 51-58.
31. Немов Р.С. Психология образования. - М.: ВЛАДОС, 2015. - 263 с.
32. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. - М.: Эгвес. 2015. 452 с.
33. Новиков А.М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития. - M.: Просвещение, 2014. - 42 с.
34. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Просвещение, 2013. - 294 с.
35. Паршуков В.Г. Принципы формирования коммуникативной компетентности // Современное исследование современных проблем, - 2016. - №4. - С. 145-151.
36. Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики обучения иностранному языку. - М.: Русский язык, 2015. - 276 с.
37. Пенфильд В., Робертс Л. Речь и мозговые механизмы. - М.: Медицина, 2014. - 123 с.
38. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиции соц. психологии // Вопросы психологии, - 2014. - № 4. - С. 15-30.
39. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2014. - 1456 с.
40. Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике. - Мн.: Современное слово, 2014. - 189 с.
41. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам. - М.: Просвещение, 2014. - 287 с.
42. Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры XX века. - М.: Аграф, 2014. - 608 с.
43. Сакаева Л.Р. Баранова А.Р. Методика обучения иностранным языкам: учеб. пособие. - Казань: КФУ, 2016. - 189 с.
44. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2014. - 460 с.
45. Сафина Л.Р. К вопросу о понятии "Лексическая компетенция". Общие вопросы лингводидактики и межкультурной коммуникации. // VIII Международная научно-практическая конференция. Филология, переводоведение, лингводидактика: актуальные проблемы и тенденции развития в эпоху глобализации, 2016. - С. 203-206.
46. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. - М.: Еврошкола, 2014. - С. 15.
47. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно- ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2013. №2.- С. 58-64.
48. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учеб. пособие для преподавателей и студентов. - М.: Просвещение, 2016. - 289 с.
49. Gumperz J. Communicative Comptence Revisisted // Meaning, Form and Use in Context: Linguistic Applications. Cambridge: Univ. - Press, 2014. - P. 278289.
50. Hymes D. On Communicative Competence. New York: Harmondsworth: Penguin, 2015 - Р. 269-293.
51. Keen K. Competence: What is it and how can it be developed? // In J. Lowyck, P. de Potter, & J. Elen (Eds.). - Brussels: IBM Education Center, 2016. - Р. 111-122.
52. Modern languages: learning, teaching, assessment: а common European framework of reference. Strasburg, 2016. - 260 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ