ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕЙ СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические подходы к формированию коммуникативных навыков младших школьников при изучении иностранного языка 7
1.1. Коммуникативные навыки в структуре коммуникативной
компетенции: сущность и виды 7
1.2. Особенности формирования и развития коммуникативных навыков
при изучении иностранного языка 154
Глава 2. Методы и приемы формирования коммуникативных навыков во внеурочной деятельности по иностранному языку младших школьников .... 18
2.1. Основные виды внеурочной деятельности по иностранному языку в
начальной школе 18
2.2. Методы и формы формированию коммуникативных навыков младших
школьников во внеурочной деятельности по иностранному языку 22
Глава 3. Результаты исследования эффективности внеурочной деятельности по иностранному языку в формировании коммуникативных навыков младших школьников 31
3.1. Организация и методы исследования 31
3.2. Результаты исследования
Заключение 62
Список использованной литературы
Приложения
Глава 1. Теоретические подходы к формированию коммуникативных навыков младших школьников при изучении иностранного языка 7
1.1. Коммуникативные навыки в структуре коммуникативной
компетенции: сущность и виды 7
1.2. Особенности формирования и развития коммуникативных навыков
при изучении иностранного языка 154
Глава 2. Методы и приемы формирования коммуникативных навыков во внеурочной деятельности по иностранному языку младших школьников .... 18
2.1. Основные виды внеурочной деятельности по иностранному языку в
начальной школе 18
2.2. Методы и формы формированию коммуникативных навыков младших
школьников во внеурочной деятельности по иностранному языку 22
Глава 3. Результаты исследования эффективности внеурочной деятельности по иностранному языку в формировании коммуникативных навыков младших школьников 31
3.1. Организация и методы исследования 31
3.2. Результаты исследования
Заключение 62
Список использованной литературы
Приложения
Актуальность данного исследования вызвана приоритетностью компетентностного подхода в образовательном процессе. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Особенно важным это является в начальной школе, где одно из основных мест отводится развитию коммуникативной составляющей языка, так как в соответствии с ФГОС НОО, выпускник начальной школы в качестве основных компетенций должен приобрести начальные навыки общения в устной и письменной форме, и в перспективе обладать высокой языковой культурой и готовностью к активной коммуникации, как того стребует интеграция в мировое сообщество.
Именно в период младшего школьного возраста закладывается фундамент навыков коммуникации: способность ребенка к речевому подражанию и непроизвольному овладению речью максимальна. Интенсивное речевое развитие и активизация речемыслительных процессов позволяет овладеть языком легче, чем в другом возрастном периоде. Преимуществом данного возраста является фонетическая чувствительность, которая позволяет ребенку с легкостью анализировать звуки иностранной речи, идентифицировать их, кодировать и воспроизводить. Правильно поставленная внеурочная деятельность у младших школьников имеет большое образовательное и воспитательное значение.
Однако во время уроков невозможно уделить внимание всем аспектам обучения иностранному языку. Внеурочная работа во взаимосвязи с учебной помогает расширить и углубить знания, полученные во время урока, приобрести и развить навыки и умения.
Проблеме формирования коммуникативных навыков в области иностранного языка посвящен ряд исследований последних десятилетий, среди которых следует отметить работы таких отечественных и зарубежных ученых, как Л.Н. Булыгина [9], Р.П. Дондокова [21], К.П. Зайцева [22], И.А. Зимняя [23], О.В. Кудашкина [29], Е.И. Пассов [46], Г.В. Рогова [53], Л.Р. Сакаева [55], Л.Р. Сафина [57], В.В. Сафонова [58], А.В. Хуторской [62], А. Холлидей [61], Д. Хаймс [68].
Противоречие: между необходимостью формирования коммуникативных навыков у младших школьников по иностранному языку и недостаточным использованием возможностей внеурочной деятельности по решению данной проблемы.
Проблема: как формировать коммуникативные навыки у младших школьников во внеурочной деятельности по иностранному языку?
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных навыков младших школьников во внеурочной деятельности по иностранному языку.
Предмет исследования: содержание формирования коммуникативных навыков младших школьников во неурочной деятельности по иностранному языку.
Цель исследования: на основе анализа теоретического и практического аспектов разработать комплекс мероприятий по формированию коммуникативных навыков младших школьников во внеурочной деятельности по иностранному языку
Гипотеза: предполагаем, что формированию коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности по иностранному языку будет способствовать разработка и реализация комплекса мероприятий с использованием различных форм (индивидуальные, групповые, массовые) и методов (пассивные, активные, интерактивные).
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие, компоненты коммуникативных навыков.
2. Выделить формы и методы формирования коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности по иностранному языку.
3. Проанализировать внеурочную деятельность по формированию коммуникативных навыков у младших школьников во внеурочной деятельности.
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез обобщение, описание, сравнение; эмпирические: анализ документов, тестирование, анкетирование, обработка результатов.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №200 с углубленным изучением отдельных предметов.
Структура выпускной квалификационной работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Именно в период младшего школьного возраста закладывается фундамент навыков коммуникации: способность ребенка к речевому подражанию и непроизвольному овладению речью максимальна. Интенсивное речевое развитие и активизация речемыслительных процессов позволяет овладеть языком легче, чем в другом возрастном периоде. Преимуществом данного возраста является фонетическая чувствительность, которая позволяет ребенку с легкостью анализировать звуки иностранной речи, идентифицировать их, кодировать и воспроизводить. Правильно поставленная внеурочная деятельность у младших школьников имеет большое образовательное и воспитательное значение.
Однако во время уроков невозможно уделить внимание всем аспектам обучения иностранному языку. Внеурочная работа во взаимосвязи с учебной помогает расширить и углубить знания, полученные во время урока, приобрести и развить навыки и умения.
Проблеме формирования коммуникативных навыков в области иностранного языка посвящен ряд исследований последних десятилетий, среди которых следует отметить работы таких отечественных и зарубежных ученых, как Л.Н. Булыгина [9], Р.П. Дондокова [21], К.П. Зайцева [22], И.А. Зимняя [23], О.В. Кудашкина [29], Е.И. Пассов [46], Г.В. Рогова [53], Л.Р. Сакаева [55], Л.Р. Сафина [57], В.В. Сафонова [58], А.В. Хуторской [62], А. Холлидей [61], Д. Хаймс [68].
Противоречие: между необходимостью формирования коммуникативных навыков у младших школьников по иностранному языку и недостаточным использованием возможностей внеурочной деятельности по решению данной проблемы.
Проблема: как формировать коммуникативные навыки у младших школьников во внеурочной деятельности по иностранному языку?
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных навыков младших школьников во внеурочной деятельности по иностранному языку.
Предмет исследования: содержание формирования коммуникативных навыков младших школьников во неурочной деятельности по иностранному языку.
Цель исследования: на основе анализа теоретического и практического аспектов разработать комплекс мероприятий по формированию коммуникативных навыков младших школьников во внеурочной деятельности по иностранному языку
Гипотеза: предполагаем, что формированию коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности по иностранному языку будет способствовать разработка и реализация комплекса мероприятий с использованием различных форм (индивидуальные, групповые, массовые) и методов (пассивные, активные, интерактивные).
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие, компоненты коммуникативных навыков.
2. Выделить формы и методы формирования коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности по иностранному языку.
3. Проанализировать внеурочную деятельность по формированию коммуникативных навыков у младших школьников во внеурочной деятельности.
Методы исследования: теоретические: анализ, синтез обобщение, описание, сравнение; эмпирические: анализ документов, тестирование, анкетирование, обработка результатов.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №200 с углубленным изучением отдельных предметов.
Структура выпускной квалификационной работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Овладение иностранными языками является следствием интернационализации всех сфер жизни нашего общества, вхождения его в мировое сообщество. Помимо этого, в настоящее время происходит усиление интереса к раннему обучению иностранному языку. Это связано с тем, что в младшем школьном возрасте (6-7 до 9-11 лет) способность к речевому подражанию и непроизвольному овладению речью максимальна.
Интенсивное речевое развитие и активизация речемыслительных процессов в этом возрасте позволяет овладеть языком легче, чем в каком-либо другом. Фонетическая чувствительность, пластичность природного механизма усвоения языка детьми, имитационные способности, отсутствие «языкового барьера» способствуют эффективному решению задач в обучении иностранному языку.
Иноязычная коммуникативная компетенция представляет собой знание неродного языка, а именно его фонетики, лексики, грамматики, стилистики, культуры речи, владение этими средствами языка и механизмами речи - говорения, аудирования, чтения, письма - в пределах социальных, профессиональных, культурных потребностей человека. Она может быть приобретена в результате естественной речевой деятельности и в результате специального обучения.
Структура коммуникативных навыков определяется единством мотивационного, когнитивного, эмоционального деятельностно- рефлексивного компонентов.
Мотивационно-ценностный компонент отражает такие аспекты, как коммуникативные потребности, мотивы, установки (желание получать, передавать и создавать информацию), получать эмоциональную поддержку, стремление к эмпатии и рефлексии в процессе общения, поддержание позитивного эмоционального контакта с собеседником и др.
Когнитивный компонент включает в себя стандартов коммуникативного поведения (способов прощания, приветствия, выражения благодарности и несогласия и т.п.), способов вербальной, невербальной коммуникации и др.
Деятельностно - рефлексивный представляет собой систему коммуникативных умений: умение вступать в общение, устанавливать контакт с собеседником, выстраивать стратегии, тактики и техники взаимодействия людей, саморефлексия; умение общаться в различных ситуациях и жанрах, владение устной, письменной речью, приемами ведения беседы, полемики, дискуссии и др.
Формирование коммуникативных навыков представляет собой процесс целенаправленного педагогического воздействия на обучающегося с целью формирования у него способности и реальной готовности осуществлять иноязычное общение с носителями языка.
Учитывая требования ФГОС, основными методами формирования коммуникативных навыков во внеурочной деятельности выступают активные (презентации, кейс-методы, проблемная лекция, игры, баскет-метод и др.) и интерактивные (мозговой штурм, кластеры, круглый стол, дискуссия, дебаты, деловые, ролевые, имитационные игры, интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ, аквариум, метод проектов и др.).
В качестве ключевых форм выступают индивидуальные (подготовка сообщений или докладов, разучивание стихов, песен, оформление стенгазет, альбомов, стендов и т.п.), групповые (кружки: кружок разговорной речи, кружок любителей кино; хоровой и драматический кружки, клубы.) и массовые (театрализация; кинолекторий; вечера и утренники, приуроченные к знаменательным датам, событиям культурной и социальной жизни, истории к имени выдающегося человека; конкурсы на лучшего чтеца, переводчика- синхрониста, переводчика-референта, рассказчика, собеседника; олимпиады; КВН; викторины; пресс-конференции; день иностранного языка и т.д.) формы работы.
На основе теоретических данных, мы провели анализ деятельности МАОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников во внеурочной деятельности по иностранному языку. Проведенный анализ показал, что в Учреждении отсутствует рабочая программа по курсу внеурочной деятельности по английскому языку для 4 класса, а организуемая внеурочная деятельность в недостаточной мере способствует формированию коммуникативных навыков младших школьников.
Нами было проведено диагностическое исследование, направленное на выявление уровня сформированности коммуникативных навыков. Результаты исследования показали, что ученики не всегда верно решают возникающие перед ним коммуникативные задачи в заданной ситуации общения. Намерение говорящего в целом не всегда ясно.
Речь не связная и лексико-грамматически не верная
Очень ограниченный словарный запас в использовании самых простых структур предложения. Ученики часто прибегают к поиску способа выражения нужного значения.
Ученики не готовы в ходе беседы к перемене темы. При этом возникают задержки (паузы) и необходима помощь учителя в повторении сказанного, наводящие вопросы. Ученики не умеют задавать элементарные вопросы (личностного характера: знакомство, запрос информации о семье, профессии и пр.), а также реагировать краткими ответами. Количество реплик в диалоге и объем развернутого монологического высказывания минимально для решения коммуникативных задач.
Для решения выявленных проблем, нами был разработан комплекс мероприятий, реализация которого рассчитана на 3 месяца. Сам комплекс включает следующие мероприятия: «A portrait of our class» («Портрет нашего класса»), «Sea battle» («Морской бой»), «What? Where? When?» («Что? Где? Когда?»), «The best interpreter» («Лучший переводчик»), «Lost and found» («Бюро находок»), «The turnip» («Репка»), «Surprising meeting!» (встреча с иностранцем), «Great communicator» (Конкурс чтецов «Мастер слова»), «LET'S» (Learning English Together So/ Так мы учим английский язык вместе).
В качественном отношении коммуникативные навыки учеников значительно улучшились. Ученики решают возникающие перед ним коммуникативные задачи в заданной ситуации общения. Намерение говорящего в целом ясное и связанное. Расширился словарный запас, структуры предложения стали более развернутыми. Ученики в ходе беседы готовы к перемене темы. Наблюдались незначительные паузы. При этом возможны задержки (паузы) и допускается помощь учителя Ученики умеют задавать элементарные вопросы, а также реагируют на них ответами. Количество реплик в диалоге и объем развернутого монологического высказывания достаточно для решения коммуникативных задач.
Таким образом, мы можем сказать, что поставленные задачи реализованы, цель достигнута.
Интенсивное речевое развитие и активизация речемыслительных процессов в этом возрасте позволяет овладеть языком легче, чем в каком-либо другом. Фонетическая чувствительность, пластичность природного механизма усвоения языка детьми, имитационные способности, отсутствие «языкового барьера» способствуют эффективному решению задач в обучении иностранному языку.
Иноязычная коммуникативная компетенция представляет собой знание неродного языка, а именно его фонетики, лексики, грамматики, стилистики, культуры речи, владение этими средствами языка и механизмами речи - говорения, аудирования, чтения, письма - в пределах социальных, профессиональных, культурных потребностей человека. Она может быть приобретена в результате естественной речевой деятельности и в результате специального обучения.
Структура коммуникативных навыков определяется единством мотивационного, когнитивного, эмоционального деятельностно- рефлексивного компонентов.
Мотивационно-ценностный компонент отражает такие аспекты, как коммуникативные потребности, мотивы, установки (желание получать, передавать и создавать информацию), получать эмоциональную поддержку, стремление к эмпатии и рефлексии в процессе общения, поддержание позитивного эмоционального контакта с собеседником и др.
Когнитивный компонент включает в себя стандартов коммуникативного поведения (способов прощания, приветствия, выражения благодарности и несогласия и т.п.), способов вербальной, невербальной коммуникации и др.
Деятельностно - рефлексивный представляет собой систему коммуникативных умений: умение вступать в общение, устанавливать контакт с собеседником, выстраивать стратегии, тактики и техники взаимодействия людей, саморефлексия; умение общаться в различных ситуациях и жанрах, владение устной, письменной речью, приемами ведения беседы, полемики, дискуссии и др.
Формирование коммуникативных навыков представляет собой процесс целенаправленного педагогического воздействия на обучающегося с целью формирования у него способности и реальной готовности осуществлять иноязычное общение с носителями языка.
Учитывая требования ФГОС, основными методами формирования коммуникативных навыков во внеурочной деятельности выступают активные (презентации, кейс-методы, проблемная лекция, игры, баскет-метод и др.) и интерактивные (мозговой штурм, кластеры, круглый стол, дискуссия, дебаты, деловые, ролевые, имитационные игры, интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ, аквариум, метод проектов и др.).
В качестве ключевых форм выступают индивидуальные (подготовка сообщений или докладов, разучивание стихов, песен, оформление стенгазет, альбомов, стендов и т.п.), групповые (кружки: кружок разговорной речи, кружок любителей кино; хоровой и драматический кружки, клубы.) и массовые (театрализация; кинолекторий; вечера и утренники, приуроченные к знаменательным датам, событиям культурной и социальной жизни, истории к имени выдающегося человека; конкурсы на лучшего чтеца, переводчика- синхрониста, переводчика-референта, рассказчика, собеседника; олимпиады; КВН; викторины; пресс-конференции; день иностранного языка и т.д.) формы работы.
На основе теоретических данных, мы провели анализ деятельности МАОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов по формированию коммуникативной компетенции у младших школьников во внеурочной деятельности по иностранному языку. Проведенный анализ показал, что в Учреждении отсутствует рабочая программа по курсу внеурочной деятельности по английскому языку для 4 класса, а организуемая внеурочная деятельность в недостаточной мере способствует формированию коммуникативных навыков младших школьников.
Нами было проведено диагностическое исследование, направленное на выявление уровня сформированности коммуникативных навыков. Результаты исследования показали, что ученики не всегда верно решают возникающие перед ним коммуникативные задачи в заданной ситуации общения. Намерение говорящего в целом не всегда ясно.
Речь не связная и лексико-грамматически не верная
Очень ограниченный словарный запас в использовании самых простых структур предложения. Ученики часто прибегают к поиску способа выражения нужного значения.
Ученики не готовы в ходе беседы к перемене темы. При этом возникают задержки (паузы) и необходима помощь учителя в повторении сказанного, наводящие вопросы. Ученики не умеют задавать элементарные вопросы (личностного характера: знакомство, запрос информации о семье, профессии и пр.), а также реагировать краткими ответами. Количество реплик в диалоге и объем развернутого монологического высказывания минимально для решения коммуникативных задач.
Для решения выявленных проблем, нами был разработан комплекс мероприятий, реализация которого рассчитана на 3 месяца. Сам комплекс включает следующие мероприятия: «A portrait of our class» («Портрет нашего класса»), «Sea battle» («Морской бой»), «What? Where? When?» («Что? Где? Когда?»), «The best interpreter» («Лучший переводчик»), «Lost and found» («Бюро находок»), «The turnip» («Репка»), «Surprising meeting!» (встреча с иностранцем), «Great communicator» (Конкурс чтецов «Мастер слова»), «LET'S» (Learning English Together So/ Так мы учим английский язык вместе).
В качественном отношении коммуникативные навыки учеников значительно улучшились. Ученики решают возникающие перед ним коммуникативные задачи в заданной ситуации общения. Намерение говорящего в целом ясное и связанное. Расширился словарный запас, структуры предложения стали более развернутыми. Ученики в ходе беседы готовы к перемене темы. Наблюдались незначительные паузы. При этом возможны задержки (паузы) и допускается помощь учителя Ученики умеют задавать элементарные вопросы, а также реагируют на них ответами. Количество реплик в диалоге и объем развернутого монологического высказывания достаточно для решения коммуникативных задач.
Таким образом, мы можем сказать, что поставленные задачи реализованы, цель достигнута.
Подобные работы
- Англоязычная литература в урочной и внеурочной работе как эффективное средство формирования коммуникативных навыков учащихся старших классов по иностранному языку
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий посредством co-бытийных форм внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Лего-конструирование как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2016 - Формирование коммуникативных навыков у обучающихся 3 классов с умственной отсталостью умеренной степени, находящихся в разных образовательных условиях
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2020 - Проект школьных СМИ «Говорим и показываем» для развития коммуникативных умений обучающихся на начальной ступени образования»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
КОММУНИКАТИВНЫХ УУД В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(НА ОСНОВЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ)
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2022 - ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС «КОМБИНАТОРИКА - ЭТО ПРОСТО!» В СИСТЕМЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ
КОМПЕТЕНЦИИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



