Введение 3
Глава I. Историко-педагогические основы национального гимназического образования 21
1.1. Классическая гимназия - прообраз современного национального гимназического образования 28
1.2. Становление гимназического образования мусульманских народов России на рубеже XIX и XX веков 42
1.3. Роль «инородческих школ» в становлении национального гимназического образования народов Среднего Поволжья 79
Глава II. Теоретико-методологические основы развития национально¬го гимназического образования в современных условиях 103
2.1. Многоаспектность этноориентированного гимназического образования 105
2.2. Исследовательские подходы и принципы построения моделей национального гимназического образования 120
Глава III. Концептуадьные модели национального гимназического образования
3.1. Этнолингвистическая модель 208
3.2. Культурологическая модель 236
Глава IV. Современное состояние и перспективы развития национального гимназического образования 307
4.1. Реализация на практике.концептуальных моделей национального гимназического образования 309
4.2. Ведущие тенденции развития национального гимназического образования в Российской Федерации 353
Заключение 400
Литература 408
Приложения
447
Актуальность исследования. На определенном этапе своего развития у любого этноса появляется потребность в идентификации с историческим прошлым. Возрождение исторических форм российского образования - классических гимназий, лицеев, ярко выразившееся в завершающем десятилетии XX века, актуализировало, в свою очередь, изучение и использование позитивного народного опыта в обучении и воспитании детей; сохранение вековых традиций, языков, самобытных культур народов, населяющих Россию.
Вслед за московскими гимназиями, открытыми в 1989 году на базе 13- ой, 67-ой и 388-й школ, в образовательном пространстве России появились и первые национальные гимназии. В 1990 году, в год принятия Декларации
о государственном суверенитете Республики Татарстан, на базе казанских школ №№ 35, 10 и татарской школы им. М. Вахитова г. Наб. Челны были открыты татарские гимназии.
За 10 .лет своего существования национальное гимназическое образование прочно утвердилось в. системе непрерывного образования России. Ведущую роль в развитии национального гимназического образования сегодня играют такие республики, как Татарстан, Башкортостан, Чувашия, Саха (Якутия). В Республике Татарстан функционируют 50 национальных гимназий, в которых обучается более 20 тыс. учащихся, в Башкортостане - 40 и 16 тыс. учащихся, в Чувашии - 25 и 11 тыс. соответственно. В целом по Российской Федерации успешно работает около 300 национальных гимназий, в которых обучается более 150 тыс. учащихся.
Реальное функционирование национального гимназического образования в российской системе образования потребовало теоретико-методологического обоснования новой формы образования. Именно в на-
4
родной педагогике концентрированно представлены общечеловеческие ценности, которые являются надежным «защитным поясом» от бездуховности, безнравственности.
Национальное гимназическое образование должно не только выполнять функцию передачи опыта предыдущих поколений, но и формировать у учащихся творческое отношение к отечественной и мировой культурам. Разрабатывая методологию развития национального гимназического образования, мы не стремимся к простому сохранению опыта прошлого, поскольку это означало бы постепенное упрощение, обеднение, вырождение. Сохранение в развитии - вот основополагающий принцип, который способен обеспечить жизненность и конкурентоспособность национального гимназического образования в современных условиях.
Проблемы развития национального гимназического образования сегодня приобретают особую актуальность в связи с тем, что будущее много-национальной России, ее экономики, науки, культуры во многом будет за-висеть от сегодняшнего уровня образованности населяющих ее народов. Национальное образование, в т.ч. и гимназическое, должно обеспечивать выживание человечества и этносов, выступать фактором гармонизации межкультурных, межэтнических отношений.
Степень научной разработанности проблемы. Следует признать, что инновации в области национального образования возникали зачастую спонтанно, без теоретического обоснования. Многие национальные гимназии, появившиеся в начале 90-х годов, по сути, оставались старой моделью средней общеобразовательной школы.
Экспериментальная работа в 90-х годах была направлена на придание школьному обучению этнической специфики, атрибутов национальной принадлежности; на переход к обучению на родном языке, воспитанию на этнокультурных ценностях. Такая работа в некоторых гимназиях велась
5
иногда в ущерб федеральному компоненту и общемировому содержанию образования. Данную ситуацию можно объяснить недостаточной разработанностью проблем развития национального гимназического образования, отсутствием всестороннего научного анализа и системных исследований, раскрывающих сущностные, содержательные и технологические аспекты этноориентированного гимназического образования.
Европоцентричное содержание и технологии образования не отвечают в должной мере менталитету азиатского, восточного или же северного типа человека. Теоретизированная система обучения не подходит, в частности, для северян: чукчей, коряков, - имеющих существенные физиологические и этнопсихологические особенности. Дети не могут преодолеть школьной премудрости дедуктивного обучения, потому что сама форма этнического мышления не дает им возможности воспринимать отвлеченные понятия. Поэтому содержание национального гимназического образования, методы, формы и приемы обучения детей должны соответствовать этнофилософским взглядам народа, его этнопедагогическим традициям и этнопсихологическим особенностям.
Часто у молодежи при отсутствии чувства национальной принадлежности, несформированности этнического самосознания слабо формируют¬ся позитивные ценности. У молодежи, не знающей своих корней, утрачивается чувство Родины, ощущается недостаток этносоциальных навыков, ею не наследуются национальные традиции, не вырабатывается иммунитет к асоциальному поведению и привычкам.
Национальное гимназическое образование является подсистемой на-ционального образования, получившего достаточно солидное теоретико-методологическое обоснование в многочисленных трудах ученых.
Первую группу образуют работы, посвященные исследованию истории, теории развития национального образования, разработке и внедрению
6
этнопедагогических концепций, национально-регионального компонента образования. Это, прежде всего, исследования по этнопедагогике Ф.Х. Арутюняна, А.А. Барболиной, И.И. Валеева, Г.Н. Волкова, А.В. Даринско- го, А.Э. Измайлова, М.Б. Кожановой, В.И. Матиса, Г.Ю. Нагорной, О.И. Пономаревой, И.С. Портнягина, Н.В. Силистрару, З.И. Тюменцевой, Л.И. Федоровой, М.Г. Харитонова, Л.А. Юды и др.
Исследованию педагогических традиций народной педагогики, проблем формирования духовно-нравственной личности посвящены работы
О.Б. Бадмаевой, А.Л. Бугаевой, Р.Ш. Маликова, Г.В. Мухаметзяновой, З.Г. Нигматова, Р.А. Низамова, М.Г. Тайчинова, Г.Ф. Хасановой, А.Н. Хузиах- метова и др.
В работах Г.П. Андреева, Л.А. Гаранина, O.K. Гояна, С.К. Дуброви¬ной, З.Х. Еналиева, Е.П. Жиркова, И.П. Малютина, P.M. Мансурова, А.Б. Панькина, В.Ф. Петровой, Н.А. Садовского, А.В. Салихова, К.К. Тагирова, М.П. Федорова, и др. обоснованы теоретические и прикладные аспекты развития национальной школы, разработка и внедрение национально¬регионального компонента образования.
Использованию многовекового позитивного опыта русского народа в обучении и воспитании детей посвящены работы П.П. Блонского, Л.Н. Булкиной, Г.В. Виноградова, С.И. Гессена, В.М. Григорьева, А .Я. Данилю- ка, П.Ф. Каптерева, Н.П. Коробовой, Н.Н. Костаняна, О-В. Лебедевой, К.Д. Ушинского и др.; татарского народа - Я.Г. Абдуллина, Р.У. Амирханова, В.М. Беркутова, Ж. Валидова, М. Гайнетдинова, М. Гайнуллина, М.В. Го¬рохова, А.Х. Махмутовой, С.М. Михайлова, К. Насыйри, Я.И. Ханбикова и др.; башкирского народа - Ш.С. Абзанова, С.Р. Алибаева, Р.З. Алмаева, И. Ардашева, К.Ш. Ахиярова, И.Н. Баишева, В.И. Баймурзиной, Д.Ж. Валее¬ва, А.Х. Вильданова, К.Х. Гиззатуллина, К.В. Гирфанова, Р.Г. Кузеева, Г.С. Кунафина и др., чувашского народа - Е.В. Васильева, Г.Н. Волкова,
Н.И. Егорова, В.Н. Иванова, Д.Е. Иванова, Н.Т. Краснова, И.В. Павлова, Т.Н. Петровой, Э.И. Сокольниковой, Я.И. Яковлева и других.
Вторую группу составляют работы, выполненные учеными, руководителями школ, учителями-исследователями, занимающимися проблемами развития новых типов учебных заведений для одаренных и способных де¬тей: гимназий, лицеев, элитарных школ и т.д. К этой группе относятся работы Д.И. Водзинского, С.В. Воробьевой, Н.В. Горбуновой, Л.Г. Грибе- нюк, А.Н. Тубельского, С.А. Егорова, Г.В. Злоцкого, В.Н. Иванова, В.А. Капрановой, А.Г. Каспаржака, А.В. Козулина, В.А. Лазарева, С.И. Литера- та, Е.И. Литневской, В.М. Монахова, А.М. Новикова, В.А. Орлова, В.И. Пирогова, Л.И. Полушкиной, З.И. Равкина, Д.С. Савельева, М.В. Савина, Л.А. Савинкова, И.К. Садекова, Б.Ф. Сергеева, В.А. Ситарова, В.А. Сластенина, В.В. Фирсова, Т.И. Шамовой, Н.А. Шарай, И.С. Якиманской и других.
К третьей группе, самой малочисленной, относятся работы, посвященные проблемам становления и развития национальных учебных заведений нового типа. Теоретические и прикладные аспекты развития элитарной школы на материале Чувашской республики раскрыты в работах В.Н. Иванова и Д.Е. Иванова. В работах З.И. Саласкиной рассмотрены проблемы становления духовно-нравственной личности в условиях татарской гимназии г. Саратова. Разработке модели якутской национальной школы- гимназии посвящена работа М.И. Борисова. В вышеперечисленных работах обосновывается необходимость этнопедагогизации учебно- воспитательного процесса, ориентации на развитие, саморазвитие и социализацию личности как части этноса и как гражданина многонационального государства, способного к самоопределению в новых социокультурных условиях.
8
Важное значение для развития национального образования имеет проект ЮНЕСКО и Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации «Развитие национальной школы», включающий программу «Образование как фактор обеспечения стабильности общества путем воспитания детей в духе ненасилия, согласия и мира».
В различных регионах страны разрабатываются модели инновационных учебных заведений; осуществлен ряд попыток создания международных образовательных центров, призванных учитывать национальную и региональную специфику в обучении.
Общие подходы к определению содержания и принципов национальной системы образования, к использованию культурных традиций народ¬ной педагогики в обучении и воспитании детей сформулированы в работах Г.Н. Волкова, Е.П. Жиркова, Г.В. Мухаметзяновой, З.Г. Нигматова, Р.А. Низамова, М.Г. Тайчинова, Я.И. Ханбикова и др.
Сущность и принципы формирования национального самосознания, программа развития татарского гимназического образования разработаны в работах И.Я. Курамшина, Ю.С. Тюнникова, Ф.Ф. Харисова, Г.Ф. Хасановой.
Анализ педагогической литературы свидетельствует о том, что в России и странах СНГ до сих пор отсутствуют интегративные исследования, позволяющие рассматривать национальное гимназическое образование в контексте общего развития национальной системы образования. Опубликованные труды посвящены изучению отдельных аспектов деятельности национальных учебных заведений нового типа или некоторых основ деятельности гимназий и лицеев.
Становление национального гимназического образования народов России происходило по трем направлениям.
Первое, базовое направление характерно для русского народа, имевшего в историческом прошлом собственную систему светского образования от начального до высшего. Современное развитие русского гимназического образования представляет собой, по существу, процесс возрождения российского классического гимназического образования в новых социально-экономических, культурно-образовательных условиях.
Второе направление характерно для народов исламской ориентации (татар, башкир и др.), имевших в прошлом классические модели национального гимназического образования в двух формах:
- игдадия - элитарное отделение новометодного медресе, соответствующее уровню классической гимназии, дающее повышенное среднее образование и готовящее шакирдов к поступлению в высшее отделение, предоставляющее право на преподавательскую деятельность;
- татарская гимназия Ф. Айтовой, обеспечивающая российский гимназический уровень образования, имеющая светский характер и национальное содержание, готовящая выпускников к преподавательской деятельности в начальных национальных школах.
Этим классическим моделям национального гимназического образования были присущи следующие характерные черты:
- элитарность, выражающаяся в предоставлении способным учащимся возможности прохождения программы в соответствии с индивидуальными способностями;
- продвинутость, т.е. повышенный уровень образования;
- профессиональная направленность обучения;
- многоуровневость, выражающаяся в предоставлении учащимся возможности получения образования на трех-четырех уровнях;
- многофункциональность образования (общее среднее, профессиональное, конфессиональное);
- высокая духовность воспитания, основанная на народной мудрости, национально-религиозных традициях.
Третье направление становления национального гимназического образования характерно для тех народов, которые в историческом прошлом имели светское образование на уровне начальных и средних «инородческих» школ. Эти школы, созданные в конце XIX века, явились родоначальницами светских учебных заведений нерусских народов (чувашей, удмуртов, марийцев и др.) и были направлены на:
- повышение уровня грамотности нерусских народов;
- обучение и воспитание детей на родном языке;
- развитие национальных языков, самобытных национальных культур;
- изучение общеобразовательных предметов и распространение научных знаний;
- изучение русского языка и российской культуры с целью сближения различных этносов;
- использование в национальных школах опыта российских классических гимназий, мирового педагогического опыта.
Содержание общего среднего образования составляет основу национального гимназического образования. На основе стандартов среднего образования разрабатываются национальные гимназические стандарты. По¬этому процесс становления и развития национального гимназического образования представляет собой непрерывный инновационный процесс создания новой формы этноориентированного образования.
Инновационное национальное образование, отражая интересы много-национального государства, способствует политической и социальной стабильности; направлено на достижение паритета между национальными и общечеловеческими ценностями; создает условия для реализации конституционного права граждан на получение повышенного уровня общего образования на родном языке.
Отражая сложные процессы перехода Российского общества в гражданское, национальное гимназическое образование способствует повышению интеллектуального и духовно-нравственного потенциала народов, открытости системы образования и ее интеграции с мировым образовательным пространством.
Национальное гимназическое образование выступает фактором выживания и возрождения этносов, гармонизации межэтнических отношений; является этноориентированным образованием - инновационным пространством по этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса на основе принципа народности.
Будучи личностно-ориентированным, национальное гимназическое образование направлено на создание психолого-педагогических условий по формированию творческой, толерантной личности, способной создать материальные и духовные богатства, воспитанной на национальных и общечеловеческих ценностях; признавая уникальность личности ребенка, реализует гуманистические принципы в содержании образования, в организации учебно-воспитательного процесса.
1. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». - М., 1991.
2. Абдульмагид Абдулькадер. Развитие этнопедагогики досуга в регионах влияния ислама: На прим. Йемен. Респ.: Дисс....канд. пед. наук. — СПб., 1995.-205 с.
3. Абзалов Р.А, Ситдиков Ф.Г. Развивающееся сердце и двигательный режим. - Казань: Казан, пед. ун-т, 1998. - 96 с.
4. Аболин Л.М., Сибгатуллина И.Ф., Мурысин Л.Н. Концепция школы нового типа, программа ее практической реализации. - Казань: «Карпол», 1995.-31 с.
5. Абрамова О.А. Фольклор - энергетическая сила педагогики. // Педаго-гический процесс как культурная деятельность. Материалы и тезисы док¬ладов 3-ей международной научно-практической конференции. - Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2000. - 512 с.
6. Актуальные проблемы формирования языковой личности XXI века: концепция и перспективы. Матер, респуб. научно-практ. конф. под ред.
В.Ф. Габдулхакова. - Казань, 2000. - 192 с.
7. Александрова В. Старейшие гимназии Москвы // Народное образова¬ние. - 1991. - № 2.
8. Аминов М.Т. Соотношение национального и общечеловеческого в об-разовании. // Преемственность народных традиций. Материалы V Между-народной научно-практической конференции. Часть I. - Казань: КГПУ,
1998. -108 с.
9. Амирова С.С. Основы учебной самоорганизации. Курс лекций. - Ниж-некамск, 1994. - 41 с.
10. Амирханов Р. Нива, не полегшая под ветрами // Татарстан. - 1993. - №2. /
11. Андреев Г.П. Развитие национально-региональной системы образова¬ния в новых социально-педагогических условиях: На примере инноваци¬
онных учреждений Республики Саха (Якутия). Дисс... канд. пед. наук. - М., 1997.- 155 с.
12. Андреева А.А. Гуманизация и гуманитаризация математического обра-зования в условиях школы-гимназии. // Столичное образование. Инновати¬ка: опыт, проблемы перспективы. Материалы Уфимской городской науч- но-практической конференции. - Уфа: Изд-во БашГПУ, 1999. - 240 с.
13. Андреева Т.А. Некоторые аспекты взаимодействия школы и вуза в сис¬теме развивающего и дифференцированного обучения // Столичное обра¬зование. Инноватика: опыт, проблемы перспективы. Материалы Уфимской городской научно-практической конференции. - Уфа: Изд-во БашГПУ, 1999.-240 с.
14. Андрианова И.А., Зубкова Л.Г. Реализация культуротворческой техно-логии в гуманистической парадигме образования. // Педагогический про¬цесс как культурная деятельность. Материалы и тезисы докладов 3-ей ме-ждународной научно-практической конференции. — Самара: Изд-во Самар-ского научного центра РАН, 2000. - 512 с.
15. Анисимова И.Д. Диалогизация обучения как условие формирования гуманистического мировоззрения. // Педагогический процесс как культур¬ная деятельность. Материалы и тезисы докладов 3-ей международной на¬учно-практической конференции. - Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2000. - 512 с.
16. Анохин П.К. Физиология и кибернетика // Философские вопросы ки-бернетики. - М., Соцэгиз, 1961. - 268 с.
17. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - на¬чала XX века. - М.: Педагогика, 1990.
18. Аракелян О.В. Многонациональная школа как новый синтез традици¬онной и современной педагогики. - М., 1995.
19. Арбузов А.Е. Очерки. Воспоминания. Материалы. - М.: Наука, 1989. -
20. Арсланова Г.А. Идеи татарских просветителей-гуманистов об интерна-циональном воспитании // Народная педагогика и современные проблемы воспитания. Матер. Всесоюзной научно-практ. конференции Часть I. - Че-боксары, 1991. - 337 с.
21. Артемьев А. Казанская гимназия в XVIII столетии. - СПб., 1874. - 170 с.
22. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. - М., 1989.
23. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири Дальнего Востока. - Якутск, 1961.
24. Ахияров К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание подрас-тающего поколения. - Уфа: Изд-во БашГПУ, 1996. - 242 с.
25. Ахияров К.Ш. и др. Воспитание нравственных качеств личности в тру¬де: методологический аспект. Сб. Трудовое воспитание и профориентация молодежи в условиях рынка. - Курган, 1998. — 91 с.
26. Ахияров К.Ш., Кашапова JI.M. Национальная музыкальная культура в школе: теория и практика. - Уфа: Изд-во БГПУ, 1998. - 141 с.
27. Ахияров К.Ш., Тагиров К.К. Национальная система образования как условие повышения эффективности обучения и воспитания школьников. - Уфа: РИО РУНМЦ ГКН РБ, 1999. - 140 с.
28. Ахмадеева Г.Г. О некоторых проблемах национальных инновационных образовательных учреждений // Инноватика образования в Республике Башкортостан. Матер, республ. научно-практ. конф. Вып. 2. - Уфа: Изд-во БИРО, 1999. - 126 с.
29. Бадмаева О.Б. Духовно-нравственное образование учащихся бурятской национальной школы: Дисс....канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 1999. - 174 с.
30. Бажаева JI.C., Ижбулатова Э.А. Вовлечение идей народной педагогики в воспитательный процесс // Инноватика образования в Республике Баш-кортостан. Материалы научно-практ. конф. Вып. 2. - Уфа: Изд-во БИРО,
31. Байбурин А.К. Этнографическое изучение этикета. // Этикет у народов Передней Азии. - М.: Наука, 1998.
32. Баймурзина В.И. Концепция трехуровневого обучения // Инноватика образования в Республике Башкортостан. Материалы научно-практ. конф. Вып. 2. - Уфа: Изд-во БИРО, 1999. - 126 с.
33. Баймурзина В.И. Теория и практика башкирской народной педагоги¬ки. - Стерлитмак, 1995. - 108 с.
34. Баймурзина В.И. Этнопедагогика башкирского народа: История и со-временность. -Уфа, 1996.-С. 5.
35. Бакирова А.М. Проблема формирования информационной культуры в педагогической среде // Инноватика образования в Республике Башкорто¬стан. Материалы научно-практ. конф. Вып. 2. - Уфа: Изд-во БИРО, 1999. - 126 с.
36. Барболина А.А. Этнопедагогические средства формирования нацио-нального самосознания учащихся: На примере шк. Таймыра: Дисс....канд. пед. наук. - М., 1996. - 126 с.
37. Батырова М.Ф. Пути повышения качества обучения // Инноватика об-разования в Республике Башкортостан: Ежегодный бюллетень. Выпуск 3. - Уфа: БИРО, 2000.- 129 с.
38. Бахрушев E.JI. Комбинированная структура преподавания истории и обществоведения // Инноватика образования в Республике Башкортостан. Материалы научно-практ. конф. Вып. 2. - Уфа: Изд-во БИРО, 1999. - 126 с.
39. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979.
40. Бацын В.К., Кузьмин М.Н. Национальные проблемы образования в Российской Федерации. - М., 1995.
41. Башарин В.Ф. Влияние гуманизации естественно-математического об-разования на качество профессиональной подготовки и общего развития специалистов среднего звена // Магистр. - 1997. - С. 65-75.
42. Баязитов С.Б. Инноватика в столичном образовании // Столичное обра-зование. Инноватика: опыт, проблемы перспективы. Материалы Уфимской городской научно-практической конференции. - Уфа: Изд-во БашГПУ, 1999.-240 с.
43. Баязитова А.Н. О программе развития башкирской гимназии // Столич¬ное образование. Инноватика: опыт, проблемы перспективы. Материалы Уфимской городской научно-практической конференции. - Уфа: Изда¬тельство БашГПУ, 1999. - 240 с.
44. Белич В.В. Атрибутивный анализ педагогической деятельности. — Че-лябинск: Южно-Уральское книжное изд-во, 1991. - 144 с.
45. Бердяев Н.А. Судьба России - опыты по психологии войны и нацио-нальности. - М., 1990. - 141 с.
46. Беркутов В.М. Развитие математического образования татарского на¬рода: Дисс....д-ра. пед. наук. - Казань: КГУ, 1993.
47. Берулава М.Н. Общедидактические подходы к гуманизации образова¬ния. // Педагогика, 1994. - № 5. - С. 21-25.
48. Бестужев-Лада И.В. К школе XXI века: размышление социолога. - М.: Педагогика, 1988. - 252 с.
49. Бикбулатова З.М. Диагностика готовности учителей к применению ин-новационных методов обучения // Столичное образование. Инноватика: опыт, проблемы перспективы. Материалы Уфимской городской научно- практической конференции. - Уфа: Изд-во БашГПУ, 1999. - 240 с.
50. Бим-Бад Б.М. Антропологическое основание теории и практик совре-менного образования. - М., 1994. - 36 с.
51. Бобровников Н. Журнал минпроса России. - Петербург, 1917, май. — С. 62.
52. Богомолова М.И. Народность как основа воспитания в педагогической системе К.Д. Ушинского. // Преемственность народных традиций. Мате¬риалы V Международной научно-практической конференции. Часть I. - Казань: КГПУ, 1998. - 108 с.
53. Борисов М.И. Модель национальной школы-гимназии как инновацион¬ного образовательного учреждения в республике Саха (Якутия): Дисс... канд. пед. наук. - СПб, 1998. - 190 с.
54. Бочкарев А.И. Синергетическая среда в образовании культурного чело-века. // Педагогический процесс как культурная деятельность. Материалы и тезисы докладов 3-ей международной научно-практической конферен¬ции. - Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2000. - 512 с.
55. Булдина Л.А., Фаттахова JI.P. «Культура - это среда, формирующая и питающая личность». // Столичное образование. Инноватика: опыт, про¬блемы перспективы. Материалы Уфимской городской научно-практичес- кой конференции. - Уфа: Изд-во БашГПУ, 1999. - 240 с.
56. Булкина JI.H. Русская школа на пути к духовному возрождению // Пе-дагогический процесс как культурная деятельность. Материалы и тезисы докладов 3-ей международной научно-практической конференции. - Сама¬ра: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2000. - 512 с.
57. Валеев А.Б. О ключевых понятиях языковой политики // Актуальные проблемы формирования языковой личности XXI века: концепция и пер-спективы. Материалы респуб. научно-практ. конф. под ред. В.Ф. Габдул- хакова. - Казань, 2000. - 192 с.
58. Валеев И.И. Этнопедагогические основы патриотического воспитания школьников: На материале Республике Башкортостан: Дисс....д-ра. пед. наук. - М., 1998. - 352 с.
59. Валеева Р.А. Перспективы гуманизации воспитания в современной школе. // Преемственность народных традиций. Материалы V Междуна¬родной научно-практической конференции. Часть I. - Казань: КГПУ,
1998. - 108 с.
60. Ващенко В. Инновационность и инновационное образование // Альма- Матер. - 2000. - № 6.
61. Вернадский В.И. Биосфера. - Минск, 1967.
62. Виноградов В., Синюк А. Подготовка специалиста как человека куль¬туры. Высшее образование в России, 2000. - № 2.
63. Виноградов Г.С. Народная педагогика. — Иркутск, 1926.
64. Владыкина В.А. Концептуальные проблемы национального образова¬ния в Советской России (1920-1930-е гг.) // Педагогика. 2000. - № 10. — С. 71-75.
65. Волков Г.Н. Воспитание чувашской национальной элиты в Симбирске // Сов. Чувашия. - 1994. - 26.09.
66. Волков Г.Н. Исследование, изучение, освоение и применение народной педагогики // Народная педагогика и современные проблемы воспитания. Матер. Всесоюзной научно-практ. конференции Часть I. - Чебоксары, 1991.-337 с.
67. Волков Г.Н. Модель школы будущего // Вестник Чувашского гос. пед. ин-та. - № 2. - Чебоксары, 1998.
68. Волков Г.Н. Обыкновенное дело педагога. - Чебоксары, 1993. - 336 с.
69. Волков Г.Н. Педагогика жизни. - Чебоксары, 1989.
70. Волков Г.Н. Современное функционирование народной педагогики как феномена демократии и гуманизма в сфере воспитания. — Чебоксары,
1993. - 83 с.
71. Волков Г.Н. Судьба Патриарха. Роман-эссе. - Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1998. - 350 с.
72. Волков Г.Н. Формирование демократической педагогики чуваш. — Че-боксары, 1958. - 262 с.
73. Волков Г.Н. Чувашская народная педагогика. - Чебоксары, 1958. — 258 с.
74. Волков Г.Н. Этнопедагогика как педагогика национальной школы и семьи // Магистр. - 2001. - № 1. - С. 40-49.
75. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашей. - М.: Пресс-сервис, 1997. -
76. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. - Чебоксары, 1966. - 142 с.
77. Волков Г.Н. Этнопедагогика. — М.: Издательский центр «Академия», 1999.
78. Волков Г.Н. Этнопедагогическая концепция национальной школы. — Национальная школа: концепция и технология развития. - М.: Просвеще¬ние, 1993. - С. 67.
79. Волков Г.Н., Иванов Д.Е. Концепция чувашско-немецкой гимназии. - Чебоксары, 1993. - 72 с.
80. Волович JI.A. Гуманитаризация профессиональной подготовки специа-листа нового поколения // Профессиональное образование. — 1995. - № 1.
81. Волович JI.А. Поливариативная модель системы гуманитарного обра-зования в ССУЗ. - Вариативный подход в системе гуманитарного образо¬вания ССУЗ. - М.: Изд-во Магистр, 1995. - 163 с.
82. Волович JI.A. Социокультурный потенциал системы непрерывного профессионального образования // Магистр. - 1997. - С. 42-49.
83. Волович JI.A., Артемьева Л.А. Теоретические основы педагогических технологий гуманитарного образования // Среднее профессиональное об-разование: проблемы, поиски, решения. - М.: «NB Магистр», 1994. - 228 с.
84. Воробьева С.В. Образовательные программы в педагогической гимна¬зии: Дисс....канд. пед. наук. - СПб., 1994. - 224 с.
85. Вундт В. Проблема психологии народов. - М., 1994.
86. Габдреев Р.В. Этнопсихологические особенности, требующие учета в процессе обучения и воспитания. // Преемственность народных традиций. Материалы V Международной научно-практической конференции. Часть
I. - Казань: КГПУ, 1998. - 108 с.
87. Габдулла Буби. Буби мэдрэсэ тарихы // Аргамак. - 1994. - № 1.
88. Габдуллин Г.Г. Перестройка школы: проблемы управления. — Казань,
89. Габдуллин Г.Г. Хезерге мэктэпне идаре иту проблемары. - Казан: Мэгариф, 1993. - 198 б.
90. Габдуллин Г.Г. Хэзерге мэктэпне идарэ иту проблемалары. — Казан: Мэгариф, 1993. - 198 б.
91. Габдуллин Г.Г., Нигмэтов, Хужиэхметов Э.Н. Мэктэп педагогикасы. - Казан: Мэгариф, 1993. - 479 б.
92. Габор Халас. Школьная автономия и реформа управления образовани¬ем в Венгрии // Перспективы: вопросы образования. — 1991. - № 3. - С. 147-156.
93. Гаджиев К.С. Американская школа: национальное самосознание и культура. - М.: Наука, 1990. - 233 с.
94. Гайнетдинов М. Гани бай Хосэенов хэм яна мэктэп очен корэш // Та-тарстан. - 1993. - № 5.
95. Гайфуллин В.Г. Чему учить и как учить в школе? //Татарстан, 1992. - №7-8.-С. 63.
96. Галиахметов И.Р. Идеи К.Д. Ушинского и взгляды татарских просвети-телей и педагогов. // Народная педагогика и современные проблемы воспи-тания. Ч. 1. - Чебоксары, 1991. - С. 99-101.
97. Галиахметов И.Р. Идеи К.Д. Ушинского и взгляды татарских просвети-телей и педагогов // Народная педагогика и современные проблемы воспи-тания. Матер. Всесоюзной научно-практ. конференции Часть I. - Чебокса¬ры, 1991.-337 с.
98. Гаранин JI.A. Педагогические основы формирования и реализации на-ционально-регионального компонента государственного образовательного стандарта: На прим. начал проф. образования Респ. Марий Эл: Дисс... .канд. пед. наук. - М., 1997. - 244 с.
99. Гатин Д.Ю. Интеграция образования в поликультурных сообществах // Педагогический процесс как культурная деятельность. Материалы и те¬зисы докладов 3-ей международной научно-практ. конф. - Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2000.- 512 с.
100. Гаюрова Ю.А. Формирование этнической идентичности и толерант¬ности детей средствами народной игры. // Педагогический процесс как культурная деятельность. Материалы и тезисы докладов 3-ей международ¬ной научно-практической конференции. - Самара: Изд-во Самарского на¬учного центра РАН, 2000. - 512 с.
101. Гаязов А.С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы.
- Челябинск: Изд-во ЧГПУ «Факел», 1995. - 238 с.
102. Гельман З.Е. Кроме бинома и яблока. - М.: Просвещение, 1990.
103. Гершунский Б.С. Гуманистическое образование: необходимость но¬вой парадигмы. - М.: Магистр, 1991. - 126 с.
104. Гершунский Б.С. Философия образования XXI века. — М.: Изд-во «Современник», 1998. - 608 с.
105. Гильбух Ю.З. Психодиагностика в школе. - М.: Знание, 1989. - № 4 (Педагогика и психология).
106. Гильмеева Р.Х. Экономико-правовая подготовка учащихся в контек¬сте социализации личности // Педагогический процесс как культурная дея-тельность. Материалы и тезисы докладов 3-ей международной научно- практической конференции. - Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2000.-512 с.
107. Гимназические стандарты Петербурга. - СПб.: Комитет по образова¬нию СПб, 1993. - 144 с.
108. Гимназия и лицеи // Наука и школа. - 2000. - № 7. - С. 31 -35.
109. Голуб Г.Б. Образовательные процессы института «Открытое обще¬ство». // Педагогический процесс как культурная деятельность. Материалы и тезисы докладов 3-ей международной научно-практической конферен¬ции. - Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2000. - 512 с.
110. Горохов М.В. Реакционная политика царизма в отношении татар По-волжья. - 227 с.
111. Государственньге языки в Российской Федерации. - М., 1984.
112. Грибенюк Л.Г. Гимназия как бесконечная инновация // Частная шко¬ла. - 1996.-№ 6. - С. 79-88.
113. Громыко Ю.В. Развитие национального образования в столичном ре-гионе // Тенденции и проблемы развития учреждений национального обра-зования г. Москвы. - 1997.
114. Грошева А.В. Культурологический подход к управлению школой. //Педагогический процесс как культурная деятельность. Материалы и тези¬сы докладов 3-ей международной научно-практической конференции. — Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2000. — 512 с.
115. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. — М.: Сентябрь, 1996. - 112 с.
116. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. - Ростов на До¬ну, 1997.
117. Данилюк А.Я. Понятие и понимание русской национальной школы // Педагогика. 2000. - № 1. - С. 68-71.
118. Двести лет Удмуртской письменности. - Ижевск: Уд. НИИ, 1976. — 160 с.
119. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: Современное состояние и тен-денция развития. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
120. Динамика объединенного сознания. - Минск, 1985.
121. Дубровина С.К. Национальное образование и воспитание детей и подростков в российском зарубежье, 20-50-е годы XX века: Дисс....канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2000. - 168 с.
122. Дудина Л.И. Управление научно-методической работой как фактор повышения профессиональной компетентности педагогов образовательно¬го учреждения инновационного типа, гимназии: Дисс....канд. пед. наук. - Челябинск, 1996. - 185 с.
123. Дьячков М.В. Миноритарные языки в полиэтнических (многонацио-нальных) государствах. — М., 1996.
124. Евразийство: историко-культурное наследие и перспективы разви¬тия. // Материалы международной научной конференции, 14-15 сентября 2000 г. — Уфа: Изд-во «Восточный университет», 2000.
125. Елягина Л.Н. Основные противоречия дополнительного образования и пути их решения // Инноватика образования в Республике Башкортостан: Ежегодный бюллетень. Выпуск 3. - Уфа: БИРО, 2000. - 129 с.
126. Еналиев З.Х. Идеология татарского национального образования в общественно-политической мысли XIX начала XX веков: Дисс... .канд. ист. наук. — Казань, 1998. - 187 с.
127. Жирков Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги республики Саха (Якутия). - М.: Просвещение, 1992. — С. 10.
128. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. - М.: Про-свещение, 1993. - 165 с.
129. Зайченко Н.Ф. Некоторые пути подготовки учителя к инновацион¬ной деятельности // Столичное образование. Инноватика: опыт, проблемы перспективы. Материалы Уфимской городской научно-практической конференции. - Уфа: Изд-во БашГПУ, 1999. - 240 с.
130. Закиров Г.С. Организация самообразования учащейся молодежи. — 2-е изд., дополн. - Казань: КГПУ, 2000. - 165 с.
131. Зарипов И.Н. Научно-практическая конференция как форма подве¬дения итогов научной деятельности учащихся // Столичное образование. Инноватика: опыт, проблемы перспективы. Материалы Уфимской город¬ской научно-практической конференции. - Уфа: Изд-во БашГПУ, 1999. - 240 с.
132. Захарова М.И., Иванова Т.С. Язык как отражение характера народа // Народная педагогика и современные проблемы воспитания. Матер. Все-союзной научно-практ. конференции Часть IV. - Чебоксары, 1991. - 338 с.
133. Зверева М.И. Организационно-педагогические условия использова¬ния информационных компьютерных технологий в образовательном про¬цессе гимназии: Дисс....канд. пед. наук. - М., 1999. - 172 с.
134. Ибрагимов Г.И. Главное - качество профессионального образования // Профессиональное образование. - 2000. - № 3.
135. Ибрагимов Г.И. Использование народной педагогики в совершенст-вовании форм и методов обучения // Народная педагогика — основа воспи-тания. Тезисы док. Межвузовской научно-практ. конференции. - Казань,
1993. -125 с.
136. Ибрагимов Г.И. Концентрированное обучение в системе профессио-нального образования // Среднее профессиональное образование: пробле¬мы, поиски, решения. - М.: «NB Магистр», 1994. - 228 с.
137. Ибрагимов Г.И. Национально-региональное профессиональное обра-зование - инновационная система // Педагогический процесс как культур¬ная деятельность. Материалы и тезисы докладов 3-ей международной на- учно-практической конференции. - Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2000. - 512 с.
138. Ибрагимова Т.П. Система научно-методической деятельности учеб¬ного заведения // Инноватика образования в Республике Башкортостан. Материалы научно-практ. конф. Вып. 2. - Уфа: Изд-во БИРО, 1999. - 126 с.
139. Иванов В.Н. Элитарная школа в национальной системе образования: Становление, развитие, прогнозы: Дисс.... доктора пед. наук. — Чебоксары,
1999. -353 с.
140. Иванов Д.И. Взаимодействие общечеловеческого и национального в формировании культуры межнациональных отношений // Этнопедагогиче- ские традиции формирования культуры межнациональных отношений. Матер. VII международной научно-практ. конф. - Казань: КГПУ, 2000. - 216 с.
141. Ижбулатова Э.А. Инновационная деятельность в современной школе // Инноватика образования в Республике Башкортостан. Материалы науч¬но-практ. конф. Вып. 2. - Уфа: Изд-во БИРО, 1999. - 126 с.
142. Ижбулатова Э.А. Учитель и инноватика. Передовой педагогический опыт // Столичное образование. Инноватика: опыт, проблемы перспекти¬вы. Материалы Уфимской городской научно-практической конференции. — Уфа: Изд-во БашГПУ, 1999. - 240 с.
143. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогические воззрения на¬родов Средней Азии и Казахстана. - М.: Педагогика, 1991. - 256 с.
144. Ильин Г. От педагогической парадигмы к образовательной // Высшее образование в России. - 2000. - № 1.
145. Илюшина Н.Н. Психолого-педагогическое образование российский учителей гимназий на рубеже XIX-XX вв. (90-е годы XIX в. — 10-е годы XX в.): Дисс... .канд. пед. наук. - М., 1999. - 206 с.
146. Инновационная школа: учебно-воспитательный комплекс. — Зелено- дольск, 1993. - 73 с.
147. Исламшин Р.А. Модель современного учителя в контексте проблем национального образования // Национальное образование: опыт организа¬ции, проблема и результаты исследования. - Казань, 1994. - С. 33-34.
148. Исламшин Р.А., Габдулхаков В.Ф., Сметанина Б.И. Стратегии фор-мирования языковой личности XXI века // Актуальные проблемы форми-рования языковой личности XXI века: концепция и перспективы. Мате¬риалы респуб. научно-практ. конф. под ред. В.Ф. Габдулхакова. - Казань,
2000. - 192 с.
149. Кабальнов Ю.С., Трахов С.В. и др. Комплекс программно¬методических средств довузовского дистанционного обучения // Столич¬ное образование. Инноватика: опыт, проблемы перспективы. Материалы Уфимской городской научно-практической конференции. - Уфа: Изд-во БашГПУ, 1999.-240 с.
150. Каган М.С. Человеческая деятельность: Опыт системного анализа. - М.: Политиздат, 1974. - 328 с.
151. Казикова З.И., Мунирова JI.P. Проблема диалога культур в процессе инновационного обучения в негосударственной школе «Альфа». // Сто¬личное образование. Инноватика: опыт, проблемы перспективы. Материа¬лы Уфимской городской научно-практической конференции. — Уфа: Изд- во БашГПУ, 1999. - 240 с.
152. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. // Педагогика, 1993. - №4.-С. 83.
153. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. - М.: Новая школа, 1992. - 125 с.
154. Карамышева Н.М. Взаимодействие национального и общечеловече¬ского на примере изучения исторических дисциплин. // Педагогическое образование: гуманистические традиции и новаторство. Материалы VI Международной научно-практической конференции. - Казань: КГПУ,
1999. -415 с.
155. Каспржак А.Г. Педагогическая гимназия: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1992. - 112 с.
156. Кирсанов А.А. Личностно-ориентированная профессиональная под-готовка специалиста // Среднее профессиональное образование: проблемы, поиски, решения. - М.: «NB Магистр», 1994. - 228 с.
157. Кирсанов А.А., Зайцева Ж.А. Развитие творческой активности уча¬щихся в педагогическом процессе. - Казань, 1995. - 225 с.
158. Кирсанов А.А., Мансуров P.M. Отбор и структурирование нацио¬нально-регионального лсомпонента содержания образования // Националь¬ное образование: опыт организации, проблемы и результаты исследования: Тезисы межд. научно-практ. конф. - Казань, 1994. - 144 с.
159. Кожанова М.Б. Подготовка студентов факультета дошкольной педа-гогики и психологии к этнопедагогизации процесса воспитания детей: Дисс... .канд. пед. наук. - Чебоксары, 1999. - 245 с.
160. Козлова Г.Н. «Образ жизни» отечественной гимназии конца XIX - начала XX в. // Педагогика. 2000. - № 6. - С. 71-77.
161. Комплект методических рекомендаций по применению контрактной системы организации труда в учебных заведениях. — Нижний Новгород: Потенциал, 1991. - 48 с.
162. Концепция воспитания учащейся молодежи Республики Татарстан // Вестник. Инф. бюл. МО РТ. 1993.
163. Концепция и программа татарского гимназического образования. — Наб. Челны: Изд-во КАМАЗ, 1994. - 23 с.
164. Концепция развития татарского просвещения. — Казань, 1991. - 25 с.
72
165. Коробова Н.П. Педагогические условия создания и развития русской национальной школы: Дисс... канд. пед. наук. - М., 1998.
166. Косик В.И. Тревоги и заботы национальной школы // Педагогика.
1997. -№ 1.-С. 64-68.
167. Костанян Н.Н. Чтобы не быть пришельцами на родной земле//Пе-дагогика. - 1997. - № 1.
168. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. — Са¬мара, 1994. - 162 с.
169. Красинская Л.Ф. Развитие образного мышления и воображения уча-щихся. // Педагогический процесс как культурная деятельность. Материа¬лы и тезисы докладов 3-ей международной научно-практической конфе¬ренции. - Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2000. - 512 с.
170. Куватова Д.Х., Ахметова 3.3. Проблемы внедрения развивающего обучения в сельской гимназии // Инноватика образования в Республике Башкортостан: Ежегодный бюллетень. Выпуск 3. - Уфа: БИРО, 2000. - 129 с.
171. Кузбеков Р.А. Некоторые итоги городской экспериментальной пло-щадки № 1 «Школы Гармонии». // Столичное образование. Инноватика: опыт, проблемы перспективы. Материалы Уфимской городской научно- практической конференции. - Уфа: Изд-во БашГПУ, 1999. - 240 с.
172. Кузнецов Г.Д., Чехоева С.А. Национальная школа РСФСР в совре-менных условиях // Советская педагогика. - 1982. - № 11. - С. 10-15.
173. Кузьмин М.Н. Национальные школы России в контексте государст- венно-образовательной и национальной политики. - М., 1997.
174. Кузьмин М.Н. Переход от традиционного общества к гражданскому: изменение человека. - М., 1997.
175. Кузьмин М.Н., Сусоколов А.А., Бацын В.К., Ешич М.Б. Концепция национальной школы: цели и приоритет содержания образования. — М.,
1994.
176. Кулаков П.А., Мигунова Л.Г. Развитие системного мышления в про¬цессе обучения. // Педагогический процесс как культурная деятельность. Материалы и тезисы докладов 3-ей международной научно-практической конференции. - Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2000. - 512 с.
177. Кураков Л.П. Прометей из чуваш: Размышления о выполнении За-вещания И .Я. Яковлева / Предисл. И.А. Яковлева. Изд. 3-е, доп. - Чебокса¬ры: Чув. кн. изд-во, 1999. - 223 с.
178. Курамшин И.Я. Содержание и структура естественно¬математического образования в средней профессиональной школе // Сред¬нее профессиональное образование: проблемы, поиски, решения. - М.: «NB Магистр», 1994. - 228 с.
179. Кутлушина Г.Н. Башкирское народное творчество - народный пред¬мет регионального компонента // Столичное образование. Инноватика: опыт, проблемы перспективы. Материалы Уфимской городской научно- практической конференции. - Уфа: Изд-во БашГПУ, 1999. - 240 с.
180. Куцан М.А. Музейная педагогика как одно из направлений иннова-ционной деятельности в Аксаковской гимназии // Инноватика образования в Республике Башкортостан: Ежегодный бюллетень. Выпуск 3. - Уфа: БИРО, 2000. - 129 с.
181. Лазарева B.C., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. - М., 1993. - 47 с.
182. Лебедева О.В. Система воспитания в русской школе: из опыта рабо¬ты // Педагогическое образование: гуманистические традиции и новаторст¬во. Материалы VI Международной научно-практической конференции. - Казань: КГПУ, 1999. - 415 с.
183. Литневская Е.И..Лингвистические основы и дидактическое оснаще¬ние углубленного курса словообразования для старших классов гимназий, лицеев гуманитарного профиля и школ с углубленным изучением русского языка: Дисс... .канд. пед. наук. - М., 1996. - 279 с.
184. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. - М., 1997.
185. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. - М., 1983.
186. Лицман Н.Д. Научно-педагогические основы перевода общеобразо-вательной школы в гимназию: Дисс....канд. пед. наук. - Екатеринбург,
1998. -216 с.
187. Ломакина Л.Ф. Роль вычислительной техники и прикладных про¬грамм в учебном процессе // Столичное образование. Инноватика: опыт, проблемы перспективы. Материалы Уфимской городской научно- практической конференции. - Уфа: Изд-во БашГПУ, 1999. - 240 с.
188. Ломов Б.Ф. Об исследовании законов психики // Психологический журнал. - 1982. - № 1.
189. Мавлиярова А.Т. Развитие речи младших школьников в условиях го-родской башкирской гимназии // Столичное образование. Инноватика: опыт, проблемы перспективы. Материалы Уфимской городской научно- практической конференции. - Уфа: Изд-во БашГПУ, 1999. - 240 с.
190. Макаров Ю. Только индивидуально. // Народное образование. - 1991. -№3.
191. Малютин И.П. Становление и развитие национальной школы в Республике Башкортостан: Дисс... канд. пед. наук. - Уфа, 1998.
192. Мансуров P.M. Теория и практика внедрения национально-регионального содержания в систему общего среднего образования: Дисс....канд. пед. наук. - Казань, 1998. - 288 с.
193. Масленникова В.Ш. Личностная композиция социальных отношений // Профессиональное образование. - 2000. - № 3.
194. Масленникова В.Ш. О некоторых проблемах культурологической подготовки социального педагога в системе среднего специального обра-зования // Среднее профессиональное образование: проблемы, поиски, ре-шения. - М.: «NB Магистр», 1994. - 228 с.
195. Масленникова В.Ш. Освоение народных традиций и обрядов ребен¬ком в семье в процессе социализации // Этнопедагогические традиции формирования культуры межнациональных отношений. Матер. VII меж-дународной научно-практ. конф. - Казань: КГПУ, 2000. — 216 с.
196. Масленникова В.Ш. Педагогика национального этикета - как часть программы общепрофессиональной подготовки учащихся педагогических училищ // Народная педагогика - основа воспитания. Тезисы док. Межву-зовской научно-практ. конференции. — Казань, 1993. - 125 с.
197. Масленникова В.Ш., Трегубова Т.М. К вопросу о социальном ста-новлении студентов ССУЗов // Магистр. - 1997. - СВ. — С. 85-91.
198. Матафонова Т.Н. Башкирская музыкальная культура на уроках му¬зыки // Столичное образование. Инноватика: опыт, проблемы перспективы. Материалы Уфимской городской научно-практической конференции. - Уфа: Изд-во БашГПУ, 1999. - 240 с.
199. Махмутов М.И. Духовная сила Корана. // Педагогическое образова¬ние: гуманистические традиции и новаторство. Материалы VI Междуна¬родной научно-практической конференции. - Казань: КГПУ, 1999. - 415 с.
200. Махмутов М.И. Основные направления трансформации националь¬ного образования в РТ. // Этнопедагогические традиции формирования культуры межнациональных отношений. Материалы VII международной научно-практической конференции. - Казань: КГПУ, 2000. - 216 с.
201. Махмутов М.И. .Понятие менталитета в педагогике // Магистр. —
1997. -С. 24-31.
202. Махмутов М.И., Ибрагимов Г.И., Чошанов М.А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. - Казань: ТГЖИ, 1983. - 88 с.
203. Махмутова А.Х. Борьба за женское образование у татар: Дис. на со- иск. учен. степ. канд. ист. наук. - Казань, КГУ, 1970. - 276 с.
204. Мегедь В.М., Михелькевич В.Н., Полушкина Л.И. Концепция и опыт обучения и развития одаренных учащихся гимназии. // Педагогический процесс как культурная деятельность: Материалы и тезисы докладов 3-ей международной конференции. - Самара: Изд-во Самарского научного цен¬тра РАН, 2000. - 512 с.
205. Межкультурное образование. Подход Совета Европы. - М., 1995.
206. Мелхорн Г., Мелхорн X. Гениями не рождаются. — М.: Просвещение,
1989. -159 с.
207. Методические указания по организации педагогических исследова¬ний и опытно-экспериментальной работы. -Челябинск, 1991. - 67 с.
208. Мильграм А.А. К истории педагогической мысли по проблеме гума-низма в теории и практике отечественной школы в 80-90-е годы XX века. // Педагогическое образование: гуманистические традиции и новаторство. Материалы VI Международной научно-практической конференции. — Ка¬зань: КГПУ, 1999.-415 с.
209. Мильграм Г.А. Некоторые проблемы гуманистического воспитания в советской педагогике и практике школы конца 50-70-х годов. // Педагоги-ческое образование: гуманистические традиции и новаторство. Материалы VI Международной научно-практической конференции. - Казань: КГПУ,
1999. -415 с.
210. Мир психологии и психология в мире. // Научно-методический жур¬нал, 1994.-№ 10.
211. Миракова Т.Н. Понимание - задача гуманитарно-ориентированного математического образования и основа интеграции личности в культуру.
11 Педагогический процесс как культурная деятельность. Материалы и те¬зисы докладов 3-ей международной научно-практической конференции. - Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2000. - 512 с.
212. Михайлова С.М. Формирование и развитие просветительства среди татар Поволжья. - Казань: Изд-во КГУ, 1972. - 193с.
213. Муллин Р.Н. ШэЬэр шартларында татар мэктэбе. - Чаллы: Мэгьри- фэт кит. нэш., 1993. - 31 б.
214. Мулюкова З.Б. Башкирский музыкальный фольклор // Столичное об-разование. Инноватика: опыт, проблемы перспективы. Материалы Уфим¬ской городской научно-практической конференции. - Уфа: Изд-во Баш¬ГПУ, 1999. - 240 с.
215. Мункуева А.А. Педагогические условия осуществления личностно-ориентированного образования в школе-гимназии: Дисс... канд. пед. на- ук. - Улан-Удэ, 1998.
216. Мухаметзянова Г.В. Инновации в области среднего профессиональ¬ного образования: региональный подход // Магистр. - 1997. - СВ. - С. 1-6.
217. Мухаметзянова Г.В. Интеграция педагогической науки и инноваци¬онной практики // Педагогический процесс как культурная деятельность. Материалы и тезисы докладов 3-ей международной научно-практической конференции. - Самара: Изд-во Самарского научного центра РАН, 2000. - 512 с.
218. Мухаметзянова Г.В. Использование народной педагогики в семей¬ном воспитании // Народная педагогика и современные проблемы воспита¬ния. Матер. Всесоюзной научно-практ. конференции Часть IV. - Чебокса¬ры, 1991. - 338 с.
219. Мухаметзянова Г.В. Народная педагогика и современные проблемы воспитания. // Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Часть 4. - Чебоксары, 1991. - С. 53.
220. Мухаметзянова Г.В. Приоритеты воспитания в профессиональной школе // Профессиональное образование. - 2000. - № 3.
221. Мухаметзянова Г.В. Проблема создания национальных систем обра-зования: Тезисы докладов международной конференции. — Казань, 1994. — С. 9-10.
222. Мухаметзянова Г.В. Современные подходы к развитию среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образова¬ние: проблемы, поиски, решения. - М.: «NB Магистр», 1994. - 228 с.
223. Мухаметзянова Г.В. Стратегии реформирования системы среднего профессионального образования. - Москва: «Издательство Магистр»,
1995. -222 с.
224. Мухаметзянова Г.В., Низамов Р.А. Педагогическая культура татар¬ского народа. - Казань: Изд-во Заря-Тан, 1994. — 220 с.
225. Мухаметзянова Ф.Г. К вопросу изучения взаимосвязи креативности и творческой индивидуальности учителя // Молодежный вестник. Вып. 2. Межвузовский сборник научных трудов студентов, молодых ученых и специалистов. — Набережные Челны: Изд-во НГПИ, 1999. - 146 с.
226. Мэгариф. — 1994. - № 1. - С. 53.
227. Нагорная Г.Ю. Развитие этнопедагогической культуры будущих учителей начальных классов в учебном процессе: Дисс....канд. пед. наук. — Ставрополь, 1998. — 209 с.
228. Назарова М.Д. Основные идеи опытно-испытательной педагогиче¬ской площадки Центр образования «Диалог языков и культур». // Столич¬ное образование. Инноватика: опыт, проблемы перспективы. Материалы Уфимской городской научно-практической конференции. - Уфа: Изд-во БашГПУ, 1999.-240 с.
229. Народная педагогика - основа воспитания. Тезисы докл. межвузов¬ской научно-практ. конф. - Казань, 1993.
230. Народная педагогика - основа воспитания. Тезисы докладов межву-зовской научно-практической конференции. - Казань, 1993.
231. Народная педагогика и психология. Программа средней школы. - Йошкар-Ола, 1998. - 10 с.
232. Народы России. Культура. - М., 1988.
233. Нафигов Р.И. Формирование и развитие татарской передовой обще-ственно-политической мысли. - Казань, 1964. - 243 с.
234. Национальная школа: концепция и технология развития: Материалы международной конференции. - М.: Просвещение, 1993. - 319 с.
235. Национальное образование: опыт организации и результаты иссле-дования. - Казань, 1994. - 127 с.
236. Национальные школы РСФСР за 40 лет. Под ред. Ф.Ф. Советкина. - М.: Изд-во АПН, 1958. - 302 с.
237. Национальный архив Республики Татарстан, Ф. 1, оп.4, д.4792.
238. Национальный архив Республики Татарстан, Ф. 1, оп.4, д.5482.
239. Национальный архив Республики Татарстан, Ф. 1, оп.4, д.5482.
240. Национальный архив Республики Татарстан, Ф. 1118, д. 139.
241. Национальный архив Республики Татарстан, Ф.160, д.1289.
242. Национальный архив Республики Татарстан, Ф.92, on. 1, д. 10503.
243. Национальный архив Республики Татарстан, Ф.92, оп.2, д.23178.
244. Нигматов З.Г. Гуманистические традиции народной педагогики. На-родная педагогика - основа воспитания. Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. - Казань, 1993. - С. 3-7.
245. Нигматов З.Г. Использование современных традиций в воспитании учащихся. - Казань, 1985.
246. Нигматов З.Г. Традиции воспитывают гуманность. Тезисы докладов на конференции работников образования. - Казань, 1993. - С. 7-11.
247. Нигматов З.Г., Хайрутдинова В.К. Кафедральная форма управле