ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Понятие и сущность образовательных услуг 7
1.1. Понятие «образовательные услуги» 7
1.2. Классификация и порядок предоставления платных образовательных
услуг 19
ГЛАВА II. Образовательный кредит как специфический вид
потребительского кредита 28
2.1. Система образовательного кредитования: сущность, виды 28
2.2. Система образовательных кредитов в мире 39
ГЛАВА III. Проблемы реализации образовательного кредитования в России 46
3.1. Современное состояние рынка образовательного кредитования 46
3.2. Перспективы развития образовательного кредита в России 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 77
Актуальность темы исследования. Образование всегда было важнейшей составляющей политики государства и научного исследования. Значение образования трудно переоценить. Развитие образования необходимо для правильного функционирования экономики и ее дальнейшего развития. Образованное население - это будущие высококвалифицированные кадры во всех сферах; компетентные профессионалы, которые могут менять и совершенствовать наше государство, представлять Россию на международной арене. В социальной сфере образование способствует преодолению бедности и улучшению качества жизни.
С развитием экономических отношений и рыночного типа хозяйствования, многие виды деятельности стали выступать в виде услуги. Если раньше образование было только на основе финансирования государства и мест в высших учебных заведениях было в ограниченном количестве. То в настоящее время, развивается сфера услуг: образование тоже стало выступать в виде услуги. Все же общего определения образовательных услуг, закрепленного в нормативно-правовых документах, на сегодняшний день не существует. Имеются различные мнения ученых по этому вопросу. Рассмотрение различных точек зрения даст возможность правильно сформулировать понятие образовательной услуги и понять ее сущность. Платные образовательные услуги намного превышают бюджетное предоставление образования, но не все могут позволить себе получение платных образовательных услуг. Это заставляет искать новые пути решения проблемы обеспеченности образования. Одним из таким решений на сегодняшний день выступает образовательное кредитование. Образовательный кредит дает шанс на получение образования и делает профессиональное образование более доступным. Образовательное кредитование существует в России не так давно в сравнении с зарубежными странами, но все же имеет реализующие данный механизм организации. К сожалению, большинство не понимают механизм реализации кредита на образования и боятся его использовать. Также со стороны государства уделяется недостаточное количество внимания по отношению к этому вопросу.
На сегодняшний день банковские организации предоставляют некоторые кредитные программы, которые позволяют взять денежные средства на образовательные цели. Требования, к сожалению, в большинстве случаев завышены и не представляется возможным для оформления среднестатистическим студентом. Поэтому рассмотрение актуальной
информации по банковским организациям, предоставляющий образовательный кредит, имеет важное значение и позволит выявить самые выгодные предложения на этом рынке.
С сентября 2018 года должно вступить в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2018 года № 197 “Об утверждении Правил предоставления государственной поддержки
образовательного кредитования” и представить новые требования получения кредита на образование. В связи с этим интерес к системе кредитов на образование постепенно возрастает. Также данный нормативно-правовой акт включает в себя определения многих понятий, оперировать которыми приходится в ходе оформления и реализации образовательного кредита.
Таким образом, актуальность работы заключается в необходимости раскрытия сущности образовательных услуг и образовательного кредитования из-за не информированности населения о механизме их осуществления и наличия ряда проблем в этой области.
Предметом исследования является раскрытие понятия образовательных услуг и механизма образовательного кредитования.
Объект исследования - выявление особенностей образовательных услуг, порядка оказания платных образовательных услуг, раскрытие сущности образовательного кредитования, проблемы и перспективы его развития в России.
Целью работы выступает раскрытие теоретического, методического, практического аспектов образовательных услуг, оказания платных образовательных услуг, механизма образовательного кредитования, выявление проблем и перспектив его развития.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- Изучить понятие образовательной услуги, выявить ее характерные черты, произвести классификацию образовательных услуг;
- Раскрыть особенности оказания платных образовательных услуг, правовое регулирование их реализации, выявить особенности договора об оказании платных образовательных услуг;
- Проанализировать понятие образовательного кредитования, его отличительные характеристики и основные принципы, рассмотреть положительные и отрицательные стороны этого механизма;
- Выявить виды образовательного кредита и понять систему образовательного кредитования в мире;
- Дать характеристику осуществления образовательного кредитования в России, выявить проблемы, пути их решения и перспективы дальнейшего развития.
Источниковую базу составляют различного рода работы по тематике исследования. В том числе, нормативно-правовые документы, статистические материалы. Также труды таких ученых, как Е.Н. Гривенная, С.С. Алексеев, А.В. Кудряшов, Е.В. Бурденко, А.В. Белозеров, Е.Н. Левашов, Ш.З. Валиев.
Исследование состоит из следующих структурных элементов: введение, три главы, заключение и список литературы. Введение раскрывает актуальность темы, представляет предмет и объект, цель, основные задачи работы, которые раскрываются в главах. В первой главе рассматриваются вопросы понятия образовательной услуги, ее отличительных характеристик и приводится классификация образовательных услуг. Также уделяется внимание платным образовательным услугам, их правовому регулированию и договору об оказании платных образовательных услуг. Вторая глава посвящена изучению понятия образовательного кредитования, его особенностей, основных принципов и субъектов. Кроме того, раскрываются виды данного механизма кредитования и практика использования в различных странах. Третья глава посвящена состоянию рынка образовательного кредитования в России, рассмотрению банков, осуществляющих кредитование на образовательные цели. Кроме того, выявляются существующие проблемы и перспективы их решения.
Образовательная услуга на сегодняшний день является основной социально-экономически важной категорией, которую используют при характеристики сферы образования. В ходе исследования исходя из множества определений образовательной услуги была выработана общая формулировка. Согласно этой формулировке, образовательная услуга представляет собой действие или деятельность, в процессе которой одно лицо передает другому лицу совокупность информации, представленных в виде знаний, умений, навыков, компетенций и направленных на развитие личности, интеллектуально-духовный рост, приобретение профессиональных умений и навыков, ознакомление с опытом человечества, представленному в виде научных, культурных и духовных идеях, концепциях и открытиях. Основными отличительными чертами образовательной услуги выступают несохраняемость, изменчивый характер, отсутствие гарантий, целостность, длительность потребления, непосредственная связь с потребителем.
Необходимо подчеркнуть, что классификаций образовательных услуг очень много. Существуют разделения на основании вида услуги, по технологии обучения, по длительности, по результату достижения обучающимися государственного образовательного уровня, по методу компенсации средств на обучение, по области оказания услуг и другие.
Одним из видов образовательных услуг, при написании работы, которой было уделено большее внимание, выступают платные образовательные услуги.
Они представляют собой процесс образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договору об оказании платных образовательных услуг. Основными нормативно-правовыми
документами, на основании которых осуществляется регулирование платных образовательных услуг, являются Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Правила оказания платных образовательных услуг (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года), Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей", учредительный документ самой образовательной организации. Эти документы обуславливают такие особенности платных образовательных услуг, как незаконность навязывания платной образовательной услуги, выход за рамки государственных образовательных стандартов, выстраивание гарантийных отношений между ее участниками.
Можно сказать, что правовое регулирование оказания платных образовательных услуг развито довольно хорошо. Их отличие состоит в том, что на первое место выходят определение интересов и обязанностей обоих сторон, формирование выгодных условий и порядка реализации услуг. В добавок к этому и регламентация схемы осуществления прав и свобод человека в образовательных отношениях является очень важным критерием.
Из упомянутого выше вытекает, что оказание платных образовательных услуг должно происходить на основании договора. Однако существует некая трудность при установлении типа договора, который необходимо заключать. Особенно это актуально, когда одной стороной является лицензируемая организация или индивидуальный предприниматель. Это происходит потому, что законодательство, которое регулирует названный выше договор, не определяет его понятие. Еще один не менее важный момент состоит в том, что договор об оказании платных образовательных услуг - это межотраслевой договор, который содержит характеристики сразу нескольких отраслей права. Это, в свою очередь, немного усложняет его составление и регулирование.
Одним из способов оплаты образовательных услуг на платной основе является образовательный кредит. Анализ различных источников на эту тему, дает возможность сформулировать его определение. Образовательный кредит выступает в виде целевых денежных средств, в российской валюте, которые даются заемщику банком или другой кредитной организацией с целью уплаты всей суммы или части платных образовательных услуг по основным профессиональным образовательным программам, которые оказываются заемщику образовательной организацией основании договора о предоставлении платных образовательных услуг и с целью уплаты сопутствующих расходов заемщика на проживание, питание, покупку образовательной, научной литературы и других бытовых нужд на период обучения в организации.
Характерными чертами кредита на образования выступают целевой характер, невозможность обеспечения кредита, отсрочка платежа, низкая процентная ставка или государственная поддержка. Также образовательный кредит основывается на некоторых принципах: принцип возвратности, принцип срочности, платность, принцип целевого характера, адресность и дифференцированность, гибкость.
Кроме того, образовательное кредитование дает огромные плюсы как для обучающихся, так и для государства. Кредиты на образование дают большую возможность детям из небогатых семей; разгружают траты из бюджета в систему высшего образования; дают более замотивированных профессионалов, которые стремятся к большей эффективности; увеличивают качество образования; предоставляют одинаковый допуск к получению высшего образования; снижают уровень необходимости финансирования со стороны бюджета государства. Для банковской организаций так же существуют положительные стороны. Она получает прибыль в виде процентов; увеличивается число клиентов банка, которые могут использовать и другие сервисы банка наряду с кредитом на образование. Для самих обучающихся образовательный кредит имеет положительную сторону из-за того, что воспитывает дисциплину и ответственность к образовательному процессу. Они больше чем остальные осознают важность получения образования. Самым большим преимуществом является тот факт, что образовательный кредит дает шанс обучаться в любой образовательной организации даже если это не по карману на данный момент для самого обучающегося.
Также отметим, что образовательный кредит подразделяется на несколько видов. Основной классификацией можно назвать подразделение кредита на образование на долгосрочные, краткосрочные, льготные и залоговые. Долгосрочный образовательный кредит предоставляется на длительный период. Обычно этот период составляет не менее десяти лет и предполагает погашение процентов во время обучения, а основного долга после окончания образовательной программы. Следующий вид кредита на образование - это краткосрочный кредит. Стандартным сроком выдачи краткосрочного кредита на образование в большинстве случаев является три года. В данном случае также банк устанавливает жесткий план внесения денежный средств и при наличии отклонений от плана, необходимо будет уплатить большие суммы в виде штрафов. Еще одним видом образовательного кредита выступает льготный кредит. Такой вид кредита предполагает, что банк участвует в специальной программе государства, которая имеет целью оказать содействие в получении профессионального образования детям из многодетных и малоимущих семей. Здесь придется иметь дело с большим набором документов, которые будет необходимо предоставить. Все же это оправдывается очень низкой процентной ставкой по сравнению с остальными видами кредитования и большим сроком возврата. Последний вид - это залоговый кредит. Особенностью данного вида кредита выступает большой срок возврата денежных средств (в большинстве случаев это пятнадцать лет) и залог недвижимого имущества как гарантия возврата полученной финансовой поддержки.
В зарубежных странах механизм образовательного кредитования развит очень хорошо и используется уже многие годы. Эффективность и продуктивность данного метода подтверждает популярность такого рода финансирования. Образовательный кредит выступает в различного рода программах. Это может быть помощь малообеспеченным семьям в получении образования, поддержка подающих надежды обучающихся, содействие в развитии научной деятельности и другие программы.
Исследование различных кредитных программ банковских организаций, позволяют утверждать, что в настоящее время в России в большинстве банковских организаций есть возможность получения образовательного кредита. Даже при отсутствии отдельной программы образовательного кредитования, банки могут предложить другие потребительские кредиты с минимальными требованиями к студентам. Все же по сравнению с зарубежными странами, отечественная система кредитов на образование требует еще очень большой доработки. А именно доработку таких вопросов, как большие риски для банковских организаций, малая поддержка со стороны государства, большие требования к студентам, недостаток знания про механизм образовательного кредитования у населения, отсутствие правового регулирования. Все эти проблемы решаются с помощью увеличения поддержки со стороны государства в финансовом плане и нормативного урегулирования вопросы на законодательном уровне.
Самой близкой перспективой развития кредита на образование на данный момент является Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления государственной поддержки образовательного кредитования». В данном нормативно-правовом документы предпринимается попытка урегулировать отношения в сфере образовательного кредитования. Приводятся определения основных понятий: банк, заемщик, льготный период, образовательный кредит, процентная ставка и некоторые другие. Также в банковских организациях, где будет осуществляться программа поддержки, с заемщика не будут требовать гарантии возвратности и будет предоставляться льготный период для уплаты. В основном, постановление регламентирует права и обязанности самого обучающегося и банковских организаций.
Механизм образовательного кредитования имеет огромные возможности для развития в России, который на данный момент может быть улучшен с государственной поддержкой. Окончательное закрепление понятия образовательных услуг и рост кредитов на образование даст большой толчок в развитии всех сфер нашего государства.
1. Законодательные и иные нормативные акты
1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая, часть вторая).
Статья 217 [Электронный ресурс] - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017). [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142. Ст. 128.
4. Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37570/.
5. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 N 395-1 (последняя редакция). [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/.
6. Федеральный закон "О кредитных историях" от 30.12.2004 N 218-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51043/.
7. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс] - URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174.
8. Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 18.04.2018). [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305.
9. Постановление Правительства РФ от 26.02.2018 N 197 "Об утверждении
Правил предоставления государственной поддержки образовательного кредитования". [Электронный ресурс] - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_292158/.
10. Постановление Правительства РФ от 28.08.2009 N 699 (ред. от
25.05.2016) "Об изменении условий проведения эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию". [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_91123/.
11. Постановление Правительства РФ от 23 августа 2007 г. N 534 "О проведении эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию" [Электронный ресурс] - URL: http://base.garant.ru/12155340/.
12. Постановление Правительства Российской Федерации "Об
утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" от 15.08.2013 N 706. [Электронный ресурс] - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_150870/. - п.3.
13. Законопроект № 456421-7 «О внесении изменений в статьи 146, 149 и 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части исключения понятия "образовательные услуги"» [Электронный ресурс] - URL: http://sozd.parliament.gov.ru/bill/456421-7.
14. Законопроект № 375785-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и другие законодательные акты Российской Федерации в части исключения понятия «образовательные услуги» [Электронный ресурс] - URL: http://sozd.parliament.gov.ru/bill/375785-7.
2. Учебная литература
15. Алексеев С.С. Избранное / Вступ. сл., сост.: П.В. Крашенинников. - М.: Статут, 2016. - С. 285.
16. Баринов Н.А. Избранное / Н.А. Баринов. - М.: Юрлитинформ, 2014. - С. 259.
17. Батышев С.Я. Энциклопедия профессионального образования: в 3-х томах. Т. 2. / Под ред. С. Я. Батышева. - М.: АПО, 1998. - С.152.
18. Дворжак Я. Гражданско-правовое регулирование услуг в ЧССР. Пер. с чешск. / Под ред. и с вступ. сл. Е.М. Суханова. - М.: Прогресс, 1989. - С. 50, 51.
19. Кванина В.В. Договор на оказание возмездных услуг: учеб. пособие. /В.В. Кванина - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2002. - С. 31.
20. Кротов М.И. Экономическая безопасность России: системный подход. / М.И. Кротов, В.И. Мунтиян - СПб.: Изд-во НПК «РОСТ», 2016. - С. 124.
21. Милтон Фридман. Капитализм и свобода. 1962. Чикаго. - 238 с.
22. Парамонова П.Ф., Экономика общественного сектора: учеб. пособие / Бочков А.А, Д.К. Иваницкий, Т.А. Дудник; под общ. ред. проф. П.Ф.Парамонова // Краснодар: КубГАУ, 2014. - 190 с.
3. Специальная литература
23. Абанкина И. В. Место вузов в новой экономике: стратегии и угрозы / Абанкина И. В., Абанкина Т. В. // Отечественные записки. — 2013. — Т. 4. — №2 55. — С. 171-181.
24. Андрущак Г.В. Теория образовательных кредитов / Андрущак Г.В. // Вопросы образования. — 2013. — № 1. — С. 215-231.
25. Арбузова А.И. Образовательные кредиты: зарубежный опыт и российская практика. / Арбузова А.И. // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. - 2016. - № 04. - С. 94-97.
26. Баирампас Т. Образовательный кредит в России: быть или не быть? / Баирампас Т. // Качество образования. - 2012. - № 11. - С. 10-14.
27. Балынин И. В. Финансовое обеспечение образования в Российской Федерации в 2008-2020 гг. / Балынин И. В. // Аудит и финансовый анализ. — 2014. - № 6. - С. 271-276.
28. Балынина С.А. Образовательный кредит / Балынина С.А., Карачева М.А. // Новая экономика и региональная наука - 2016. - №3 (6). - С. 346-348.
29. Борисова М.П. К вопросу о правовой сущности образовательных услуг / Борисова М.П. // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». -
2012. - №3 (83). - С. 179-180.
30. Валиев Ш.З. Становление и развитие программ образовательного кредитования в России. / Валиев Ш.З., Шайхутдинова Г.Ф., Талипова А.Х. // Фундаментальные исследования - 2016. - №11. - С. 142.
31. Ворошилова И.В. Развитие образовательного кредитования в РФ. / Ворошилова И.В., Мирошниченко М.Б. // Противоречия и тенденции развития современного российского общества. - 2016. - С. 38-44.
32. Гривенная Е.Н. Понятие и сущность образовательной услуги как правовой категории / Гривенная Е.Н. // Общество и право. - 2013. - №4 (46). - С. 301-305.
33. Гулько А.А. Образовательное кредитование с государственной поддержкой в Российской Федерации: современное состояние и проблемы развития / Гулько А.А., Афанасьева К.Ю. // Экономика и предпринимательство.
- 2014. - № 1. - С. 80-84.
34. Дрантусова Н.В., Институциональный ландшафт высшего образования в России: ключевые векторы развития / Дрантусова Н.В., Князев Е.А // Вестник международных организаций. - 2013. - № 1 (40). - С. 264-273.
35. Казанцева Е.Г. Проблемы развития образовательного кредитования в России и пути их решения. / Казанцева Е.Г., Полищук А.Р. // Финансовая аналитика: проблемы и решения - 2014. - №18 (204). - С. 38-42.
36. Калайчиди Т.Ю., Развитие образовательного кредитования в России. / Калайчиди Т.Ю., Иваницкий Д.К., // Современные научные исследования и разработки - 2017. - №1 (9). - С. 105-107.
37. Кашапов А.Х. Анализ развития государственной поддержки образовательного кредитования в России. / Кашапов А.Х., Мальцев О.В. // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 3. Гуманитарные и общественные науки. - 2016. - №1. - С. 18-23.
38. Косицын В.Ю. Правовое регулирование оказания платных образовательных услуг учебными заведениями / Косицын В.Ю. // Вестник Московского университета МВД России. - 2014. - № 6. - С. 99.
39. Левашов Е.Н. Риски образовательного кредитования / Левашов Е.Н. // Инновационная наука. - 2015. - № 10-2. - С. 74-75.
40. Левашов Е.Н. Образовательный кредит как средство обеспечения доступности высшего профессионального образования / Левашов Е.Н. // Инновационное развитие территорий: Материалы III Международной научнопрактической конференции. - 2015. - С. 131-134.
41. Левашов Е.Н. Система кредитования высшего образования в США / Левашов Е.Н. // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2013.
- №1. -С.70-72.
42. Линьков А.Я. Роль программ образовательного кредитования в обеспечении доступности высшего образования в России. / Линьков А.Я.,
Сиваков В.Л. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - № 104. - С. 25-36.
43. Лисов В.И. Образовательное кредитование в России: опыт
государственной поддержки, проблемы, пути решения. / Лисов В.И., Заернюк
B. М., Назарова З.М. // Известия высших учебных заведений. - 2016. - №3. -
C. 56-61.
44. Матросов М.Б. Образовательный кредит в России: проблемы и перспективы. / Матросов М.Б. // Проблемы прогнозирования. - 2007. - №3. -
С. 137-138.
45. Мельникова Е. Ю. Образовательные кредиты: за и против / Мельникова Е. Ю. // Профессиональное образование. - 2005. - № 1. - С. 33-34.
46. Мельникова Е. Ю. Образовательные кредиты: за и против / Мельникова Е. Ю. // Профессиональное образование. - 2005. - №1. - С. 33-34.
47. Мироненко, Е.В. Развитие образовательного кредитования в России / Мироненко, Е.В., Косенко, С.Т. // VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - 2015. [Электронный ресурс] - URL: http://www.scienceforum.ru/2015/840/13439.
48. Моженко О.В. Образовательное кредитование в России: проблемы и перспективы. / Моженко О.В. // Теория и практика общественного развития. -
2014. - № 15. - С. 112-114.
49. Мудрая М.В. Опыт образовательного кредитования в РФ, США и Канаде. / Мудрая М.В, Гунтаишвили Д.А. // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. - 2014. - № 2. - С. 20-22.
50. Назарова Л.Н. Образовательный кредит в России и США / Назарова Л.Н., Черняева М.А. // Экономика и предпринимательство. -2013. - №9. -
С. 285-289.
51. Парамонова В.А. Платные образовательные услуги в современной России. / Парамонова В.А., Грицаева М.Г., Агейкина А.А. // Университет XXI века: старые парадигмы и современные вызовы. - 2015. - С. 496-500.
52. Петрова С.Б. Роль образовательного кредита в повышении доступности высшего профессионального образования. / Петрова С.Б. // Деньги и кредит. -
2014. - №1. - С. 49-51.
53. Прахов И.А. Образовательный кредит: зарубежный опыт и
возможности использования в условиях асимметричной информации. / Прахов И.А., Савицкая Е.В. // Экономика образования - 2008. - №2. - С. 138-145.
54. Пугач В.Н. Образовательные услуги: общие понятия. / Пугач В.Н. Абдуллина С.В. // Интернет-журнал Науковедение. - 2013. - №2 (15). — С. 3-4.
55. Рацлаф А. А. Образовательная услуга: определение и свойства / Рацлаф А. А., Седова А. В. // Молодой ученый. — 2014. — №13. — С. 162-164.
56. Рогалева А.В. Перспективы развития образовательного кредитования / Рогалева А.В. // Экономика и менеджмент инновационных технологий. - 2016. - № 4 [Электронный ресурс] - URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/04/11381.
57. Рогалева А.В. Перспективы развития образовательного кредитования / Рогалева А.В. // Современные проблемы науки и образования. Материалы V Международной научно-практической конференции. - 2015. - С.19-21.
58. Сарсенова Д.Р. Образовательный кредит в России: проблемы и перспективы развития. / Сарсенова Д.Р. // Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации. - 2016. - С. 400-403.
59. Седова М.Л. Роль образовательного кредита в обеспечении доступности услуг высшего профессионального образования / Седова М.Л. // Вопросы образования. - 2013. - №3. - С. 105-125.
60. Семенюта О.Г. Особенности экономического содержания образовательного кредита как социально - ориентированного банковского продукта. / Семенюта О.Г., Хозуева Ю.А. // Финансовые исследования - 2014. - № 4 (45) - С. 47-75.
61. Синиченко О.А. Образовательные кредиты: современные подходы и интерпретация. / Синиченко О.А. // Актуальные вопросы современной науки. -
2015. - №2 (5). - С. 75-78.
62. Старкова Н.О. Основные тенденции развития банковского сектора РФ / Старкова Н.О., Рзун И.Г. // Экономика устойчивого развития. - 2015. - №2 3 (23).
- С. 384-391.
63. Старкова Н.О. Тенденции рынка депозитов и кредитов в РФ / Старкова Н.О., Воронова Е.С // Научные меридианы - Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. - 2015. - С. 277-280.
64. Субракова Л.К. Потенциал и проблемы образовательного кредита в России / Субракова Л.К., Филиппова А.Е. // Инновационное развитие российской экономики. - 2016. - С. 88-91.
65. Субракова Л.К. Потенциал и проблемы образовательного кредита в России / Субракова Л.К., Филиппова А.Е. // Инновационное развитие российской экономики. - 2016. - С. 88-91.
66. Толочкова И.А. К вопросу об определении понятия договора об оказании платных образовательных услуг. / Толочкова И.А. // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2017 - №4 (11.7) -
С. 140-143.
67. Толстяков Р.Р., Мялкина Н.И. Образовательная услуга как объект маркетинговой деятельности. / Толстяков Р.Р., Мялкина Н.И. // Социальноэкономические явления и процессы. - 2016. - №7. - С. 34-36.
68. Халин В.Г. Образовательное кредитование в России: современное состояние. / Халин В.Г., Чернова Г.В. // Финансы и кредит. - 2015. - № 48 (672).