Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНСТИТУЦИОННЫЙ ПРИНЦИП РЕЛИГИОЗНОЙ СВОБОДЫ: ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Работа №41866

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

религиоведение

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
525
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ (КОНСТИТУЦИОННЫЕ) ПРАВА И СВОБОДЫ
ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ 10
РАЗДЕЛ 2. ИНСТИТУТ СВОБОДЫ СОВЕСТИ В СИСТЕМЕ ОСНОВНЫХ
ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА 18
РАЗДЕЛ 3. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ
РАСПРОСТРАНЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ УБЕЖДЕНИЙ 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Выбирая тему, мы руководствовались тем фактом, что развитие любого демократического государства невозможно без уважения к фундаментальным правам и свободам человека. Институт прав и свобод - довольно сложное явление. Он имеет несколько значений. Во-первых, права и свободы человека и гражданина являются неотъемлемым элементом правовой позиции личности. Во-вторых, их важное не только юридическое, но и универсальное гуманитарное значение формирует особое отношение к этому институту со стороны законодательных и правоохранительных органов, конституционной политики и практики.
Актуальность темы. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в России в течение длительного времени не было опыта в области регулирования прав человека в области религии. Соответственно, в советский период, в годы атеизма, конституционный правовой институт свободы совести и религии игнорировался. После 1990-х годов Россия стала многоконфессиональной страной, и в последние годы все большее число юристов обратились к теме теоретического осмысления и законодательных гарантий религиозных прав человека. Поскольку пробелы в законодательстве и его несовершенства приводят к нарушению конституционных прав и свобод человека в религиозной сфере.
Объект исследования: общественно-правовые отношения, складывающиеся по поводу реализации права человека на свободу совести и свободу вероисповедания.
Предмет исследования: нормы международного, конституционного, гражданского законодательства и иных нормативно-правовых актов, регулирующие отношения по реализации права человека на свободу совести и свободу вероисповедания, а также судебная и административная практика по вопросам применения законодательства, направленного на регулирование указанных отношений.
- раскрыть этапы становления и развития законодательства о религиозных правах человека;
- раскрыть понятие, правовую природу и особенности правовых норм, регулирующих свободу совести и вероисповедания;
- сформулировать основные выводы по работе, а также вынести и обосновать предложения по совершенствованию законодательства в сфере распространения религиозных убеждений.
Научно-исследовательская работа имеет следующую структуру: введение, первый раздел: основные (конституционные) права и свободы человека в российском и международном праве, второй раздел: институт свободы совести в системе основных прав и свобод человека, третий раздел: проблемы правового регулирования вопросов распространения религиозных убеждений, заключение, список использованной литературы.
В первом разделе раскрывается место основных прав и свобод человека в российском и международном праве. Рассматривается развитие и становление основных прав и свобод человека и гражданина в обществе, их юридическое оформление и закрепление в различных нормативно-правовых актах. Приводится обзор таких международных актов, как Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1948 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). Также прокомментировано закрепление данных прав и свобод в законодательстве Российской Федерации, включая законодательство субъектов страны, и стран Содружества Независимых Государств: Декларации прав человека и гражданина 1991 г., Конституции Российской Федерации 1993 г., Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., Декларации о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод от 24 сентября 1993 г., Соглашении о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей от 9 декабря 1994 г., Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г.
Во втором разделе рассмотрены вопросы свободы совести как составной части неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина. Представлено соотношение мнений различных ученых о понятиях: «свобода совести», «свобода вероисповедания», «свобода религии».
В третьем разделе затронуты вопросы правового регулирования распространения религиозных убеждений. Дана оценка законодательного закрепления миссионерской деятельности. Выявлены проблемы и коллизии правовых норм.
Степень изученности и научной разработанности проблемы. В данном исследовании литература делится на три тематические группы: первая включает международные принципы, правовые акты в области свободы совести, вторая - законодательство России (включая законодательные акты субъектов Российской Федерации) и стран Содружества Независимых Г осударств в этой области, третья - научные публикации учёных и практиков- юристов.
Научные разработки в области изучения религиозной свободы представлены трудами таких отечественных авторов, как Погасий А.К., Пашенцев Д.А., Баглай М.В., Туманов В.А., Белоножкин В.И., Кукушкин Ю.С., Гимгина М.Е., Иванюк О.А., Машаров Е.И., Сафонов А.А., Шибанова М.А., Познышев С.В., Лебединец И.Н.
Также выделим авторов, чьи разработки внесли существенный вклад в наше исследование относительно вопросов регулирования миссионерской деятельности Исаева А.А. Бурьянов С.А. Клюева В.П. Пчелинцев А. В.
Методологическая основа исследования. Основными методами при написании научно-исследовательской (магистерской) работы мы выбрали всеобщие (философские) методы и общенаучные методы, такие как дедукция, индукция, синтез и т. д.
При проведении исследования использовались теоретические методы. Применялись общие и частные методы, включая системно-правовой, историко-юридический, системный анализ исследуемых явлений и результатов и иные методы. Эти методы исследования позволили производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения, определять проблемы, формулировать гипотезы, оценивать собранные правовые нормы и изучать литературу. Изучение литературы дало возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены. При работе с литературой использовались такие методы, как составление библиографии — перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой; реферирование — сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике; конспектирование — ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы; аннотирование — краткая запись общего содержания книги или статьи; цитирование — дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.
Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:
Особый интерес к теме миссионерства вырос с принятием Федерального закона № 374-ФЗ от 6 июля 2016г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» в Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» изменений, затрагивающих правовые гарантии свободы совести в части регулирования миссионерской деятельности. За два года действия закона со стороны правоведов, религиоведов, верующих и учёных звучали различные мнения и точки зрения, были опубликованы различные научные работы. Судебные и правоохранительные органы совершенно по-разному, на своё усмотрение толковали и применяли нормы о миссионерской деятельности. В своей работе мы провели системный анализ норм права, мнений учёных и вносим предложения по совершенствованию законодательства.
Основные положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:
- Международному законодательству необходимо выработать единый понятийный аппарат в сфере религиозных прав и свобод человека: дать чёткое определение таким понятиям, как «свобода совести», «свобода вероисповедания», «свобода религии», «религиозная свобода».
- В международно-правовых актах и внутреннем законодательстве государств необходимо раскрыть вышеуказанные понятия, так как иногда эти свободы просто закреплены в качестве гарантии, но абсолютно не раскрыто содержание этих свобод. В связи с этим возникают сложности, касающиеся возможностей реализации и защиты данной свободы.
- Необходима единая правовая позиция по поводу того, является ли неотъемлемой составной частью свободы мысли, совести и религии право человека пытаться обратить другого человека в свою веру.
- Считаем, что пункт 2 и пункт 3 статьи 24.1 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» нарушают право религиозных групп на свободное распространение религиозных убеждений и предлагаем исключить их.
- Следует законодательно разграничить миссионерскую деятельность от распространения человеком своих убеждений (веры) по личной инициативе и в этой связи считаем необходимым дополнить пункт 1 статьи 24.1 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» абзацем следующего содержания «Вышеуказанная деятельность не является миссионерской, при условии её осуществления гражданином по собственной инициативе в порядке распространения своих личных религиозных убеждений».
- Считаем, что пункт 1 и пункт 2 статьи 24.2. Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» ограничивают свободу совести и вероисповедания и подлежат исключению из закона.
-Предлагаем новые редакции статей 24.1., 24.2. Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» . Научно-практическая значимость работы заключается в том, что проведённый в исследовании анализ позволяет привлечь внимание общества, государственных и правоохранительных органов к проблеме правовой неурегулированности и существования пробелов законодательства в сфере религиозной свободы. А значит иметь шанс на более сбалансированное законодательное регулирование общественных отношений в сфере свободы совести и вероисповедания.
Полученные в диссертации данные, можно использовать в педагогической деятельности для разработки учебных курсов правовых и религиоведческих дисциплин, таких как конституционное право, правовое регулирование основных прав и свобод человека и гражданина, международное право о религиозной свободе, реализация права на свободу совести и вероисповедания, религиозно-правовые аспекты миссионерской деятельности.
Апробация результатов проведенного исследования:
Полученные результаты исследования апробированы в следующих публикациях:
1. Куфёлкина И.Ю. Институт религиозной свободы в системе основных прав и свобод человека // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 12(32). URL: https://sibac.mfo/jourml/student/7/77993 (дата обращения: 09.06.2017).
2. Куфёлкина И.Ю. Особенности регулирования основных прав и свобод человека в международном праве // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 12(32). URL: https://sibac.mfo/joumal/student/7/77993 (дата обращения: 09.06.2017).
3. Куфёлкина И.Ю. Диалог христианских конфессий: проблемы и пути сближения /Реформация в христианстве: историческое значение и социокультурное влияние в современном мире. Материалы международной научной конференции. - Астана: «Мастер По», 2017. С. 167-171.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Права человека являются универсальными. Они применяются ко всем людям, применимым во всех странах, независимо от их принадлежности к определенным международным сообществам. Права человека находятся в постоянном развитии, отражают динамику общественных отношений и рост правовой осведомленности граждан. Указанные свойства характеризуют концепцию основных прав и свобод человека и гражданина. Её можно сформулировать следующим образом: основные права и свободы человека являются его неотъемлемыми правами и свободами, принадлежащими ему от рождения, охраняемыми государством и составляющими основу юридического статуса личности. Эти обстоятельства обеспечивают основу естественных прав человека на жизнь, свободу, личное достоинство и личную неприкосновенность как фундаментальных человеческих ценностей.
Защита правового статуса человека обеспечивается как внутренним законодательством, так и международным правом и включает, помимо внутреннего права, свободу, обязанности и гарантии, разработанные международным сообществом и закрепленные в международно-правовых документах.
Основные права человека и гражданина гарантируются главой второй Конституции Российской Федерации, которые в соответствии с частью 2 ст. 17 «неотъемлемы и принадлежат всем с рождения». Таким образом, Конституция РФ признает основные права как естественные законы, которые существуют независимо от конкретного законодательства. Гарантированные конституционные права и свободы имеют приоритет над любой нормой федерального закона, постановлением или решением государственного органа на федеральном уровне. Следовательно, все нормативные акты российского законодательства являются недействительными, если они противоречат Конституции РФ.
Основные права не зависят ни от закона ни от государства. Но есть условия для реализации этих прав и свобод: они не должны нарушать права третьих лиц и не должны противоречить рамкам, установленным законом. Этот постулат сформулирован в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека 1948 года: «При осуществлении своих прав и свобод каждое лицо подлежит только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно в целях обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворение справедливых требований нравственности, общественного порядка и общего благополучия в демократическом обществе
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Свобода совести - это мировоззренческое самоопределение личности, которое является одним из основных личных прав человека. Человек вправе самостоятельно выбирать систему духовных ценностей. Он может быть верующим одной из существующих религий, может заявить новую религию. Он вправе быть атеистом, отрицая существование Бога или придерживаться тех или иных философских теорий о сотворении и существовании мира. И наконец, может занимать нейтральную мировоззренческую позицию или не иметь никакой позиции, не желая думать о «вопросах вечности». Свобода совести подразумевает всю совокупность личных убеждений: политических, философских, научных, нравственных и, естественно, религиозных. Понятие свободы совести подразумевает свободу личности от любого идеологического контроля в части иметь и распространять любые свои убеждения и действовать в соответствии с ними, не нарушая прав и свобод других лиц.
Понятие свободы совести шире по своему содержанию понятия свободы вероисповедания и соотносится с ним как общее и частное. Понятие вероисповедания всегда применяется в религиозном контексте, предполагая действия человека по выражению веры в Бога. Свобода вероисповедания означает свободу не любых, а именно религиозных убеждений и их внешних проявлений. Свобода вероисповедания является составной частью свободы совести. Свобода вероисповедания - это свобода принимать или исповедовать свою религию по собственному выбору, единолично или сообща с другими в учении, богослужении, выполнении религиозных и ритуальных порядков, открыто возвещать о своих религиозных убеждениях, свобода менять религию.
В международном праве и российском законодательстве применяется подход отдельного упоминания, наряду с упоминанием свободы совести, понятия «свобода вероисповедания». Это обусловлено особой значимостью религиозной свободы, а также тем, что религиозные учения накладывают на своих последователей определенные обязательства в поведении, связанные с отправлением культа, обрядов, соблюдением предписаний и запретов в одежде, еде и пр. Религиозные предписания являются важными для верующих и требуют дополнительных законодательных гарантий для реальной свободы вероисповедания с учётом специфики религиозных убеждений.
Приходится констатировать, что понятие «свобода религии» с юридической точки зрения не раскрыто. На наш взгляд, свобода религии может включать в себя несколько составляющих, в том числе:
1. Невмешательство государства в религиозные убеждения и вероисповедания, а также соблюдение принципа о том, что никто не может принуждаться к участию в осуществлении религиозных обрядов. Это не означает, что государственная религия должна быть запрещена. Запрет должен распространяться лишь на возможность обязать гражданина быть приверженцем такой религии. Государство, даже если в нем существует государственная религия, не должно чинить препятствий к использованию людьми своего права на выбор религии.
2. Свободу религиозных объединений осуществлять свою деятельность путём отправления культа, молитвы, участия в обрядах, осуществления практик, обучения и др. Свободу иметь во владении храмы и иные места культа, земельные участки в зависимости от потребностей верующих. Каких- либо преимуществ или дискриминации для религиозных объединений не должно быть.
3. Государственные гарантии по предоставлению родителям возможности обеспечивать религиозное обучение своих детей согласно своим убеждениям.
В целом можно сделать вывод о том, что единой законодательной позиции в применении понятий свободы совести, свободы вероисповедания и свободы религии не имеется. Практически все конституции европейских стран говорят о «свободе вероисповедания» и крайне редко - о «свободе религии», хотя последняя концепция используется Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. В конституциях различных европейских государств религиозная свобода иногда просто закрепляется как гарантия, но содержание этой свободы вообще не раскрывается. И даже если эти понятия детально регулированы, то имеются трудности при реализации и защите свободы религии и убеждений .
Распространение убеждений является частью концепции свободы совести и является одним из способов осуществления права действовать в соответствии со своими убеждениями. Это означает свободу человека от принуждения действовать (или не действовать) вопреки своим убеждениям, моральным нормам, вопреки своей совести. Право личности беспрепятственно делать мировоззренческий выбор и действовать в соответствии со своими сознательными убеждениями, свободно совершать (или не совершать) религиозные обряды и жить в обществе, в котором нет дискриминации по убеждениям.
Свобода распространения убеждений всегда «влияет на другого», пытается изменить убеждения собеседника. При отсутствии веры у человека свобода совести полностью сводится к тому, чтобы гарантировать отсутствие внешнего принуждения по изменению его мировоззренческой позиции.
Распространение религиозных убеждений может осуществляться лицом по собственной инициативе от своего имени в качестве заявления о личных убеждениях и от имени религиозного объединения. Последний вариант российский законодатель определяет как миссионерскую деятельность.
Особый интерес к теме миссионерской работы возрос с принятием Федерального закона от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации с уважением к установлению дополнительных мер по борьбе с терроризмом и обеспечению общественной безопасности» в Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях » изменений, затрагивающих правовые гарантии свободы совести при осуществлении миссионерской деятельности. Законодательные инновации противоречат ст. 29 Конституции РФ, которая устанавливает свободу слова, а также гарантирует право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любыми законными средствами. Федеральный закон № 374-ФЗ вводит ограничения на получение и производство и распространение информации религиозного содержания, если не соблюдается одно из требований, предусмотренных настоящим Законом. В этой части поправки к законодательству, введенные Федеральным законом № 374-ФЗ, противоречат ст. 29 Конституции Российской Федерации, являются дискриминационными, ущемляя права верующих, особенно тех, кто не принадлежит к традиционным российским религиозным конфессиям.
Следует отметить, что в международном праве нет термина «миссионерская деятельность» и прямо не упоминается свобода распространения религиозных убеждений. В международных документах, как правило, говорится о праве «проявлять» («исповедовать») религию или убеждения, а не «распространять» их. Но в то же время они гарантируют свободу человека выражать свое мнение, свободу слова. Таким образом, в международных документах в области прав человека свобода совести и религии, выраженная частично в свободе «исповедовать свою религию или убеждения» применяется в сочетании со свободой мысли и слова.
В отношениях в сфере религии для обозначения деятельности по распространению религиозных убеждений используется термин «прозелитизм» в различных контекстах. Например, Европейский суд по Правам Человека в своём постановлении по делу Коккинаки против Греции указывает следующее. Фабула дела такова. В доме супругов Кириакаки, исповедующих православие, полиция арестовала Свидетелей Иеговы г-на и г-жу Коккинаки. Супружеская пара Коккинаки вступила в дискуссии с г-жой Кириакаки. Г-н Коккинаки предположительно попытался обратить ее в свою веру. Затем супруги Коккинаки были обвинены в прозелитизме. Уголовный суд вынес обвинительный приговор и назначил наказание в виде лишения свободы.
Европейский суд по Правам Человека подчеркнул, что «религиозная свобода подразумевает свободу проявлять свои религиозные убеждения не только в своем собственном сообществе, «публичным образом» и в кругу людей, которые разделяют веру, но также «индивидуально», «в частном порядке», включая в принципе право пытаться обратить ближнего в свою веру.» В обстоятельствах данного дела Суд счел, что «приговор, постановленный национальными судами, представляет собой вмешательство в осуществление г-ном Коккинаки права на свободу исповедовать свою религию или убеждения (Ст. 9-1 ЕКПЧ)». И такое «вмешательство» может преследовать законную цель по защите прав и свобод других граждан и быть осуждено только в той степени, в какой оно направлено на преследование злоупотребления прозелитизмом. При этом необходимо проводить различие «с подлинной евангелизацией». Суд отметил, что в своей аргументации греческие суды недостаточно конкретизировали, в чем заключались несоответствующие средства, с помощью которых заявитель пытался переубедить г-жу Кириакаки. В результате Суд счел, что не было установлено то, что признание заявителя виновным было оправдано насущной общественной необходимостью. Осуждение заявителя не являлось, таким образом, соразмерным по отношению к преследуемой законной цели и, следовательно, не было «необходимо в демократическом обществе (.) для защиты прав и свобод других». Соответственно, нарушение права заявителя на свободу мысли, совести и религии (Ст. 9 ЕКПЧ) имело место.
Таким образом, в международном сообществе существуют разногласия по поводу того, является ли неотъемлемой составной частью свободы мысли, совести и религии право человека пытаться обратить другого человека в свою веру. На сегодняшний день назрела необходимость на уровне международного права решить вопрос о границах распространять свои религиозные убеждения с целью изменить убеждения другого человека. Поскольку возникает конфликт между конституционным правом на распространение религиозных убеждений и правом личности на защиту от недобросовестных или насильственных попыток изменить её религиозные убеждения против воли, путём обмана, злоупотребления доверием или принуждения.
«В России нормы о миссионерской деятельности, которые должны применяться для защиты прав и охраняемых законных интересов человека и гражданина, не только не достигают поставленной цели, но и нарушают конституционные права и свободы как верующих, так и атеистов. Действующее регулирование несоразмерно его эффективности в деле противодействия терроризму и экстремизму. - подчеркивает А. А. Исаева.- Представляется, что подобная ситуация стала возможной не в силу неточности определения миссионерской деятельности, которое видится относительно четким, а из-за неопределенности регулирования ограничений, налагаемых на такую деятельность, противоречивости акта по отдельным вопросам. Внесенные новеллы правового регулирования весьма размыты и будто рассчитаны на то, что многое в их применении будет зависеть от доказательной деятельности самих религиозных объединений, а не предписаний закона. Поэтому представляется, что при сохранении концептуального подхода законодателя к регулированию миссионерской деятельности нужно исключить неточности закона и сделать нормы акта более четкими в своем содержании для правоприменителя».
Мы полностью согласны с мнением Исаевой А.А. и предлагаем доработки Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее - Закон) в части положений о миссионерской деятельности по следующим позициям.
1. Считаем, что пункт 2 и пункт 3 статьи 24.1 Закона нарушают право религиозных групп на свободное распространение религиозных убеждений.
В соответствии со статьёй 7 Закона религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Пункт 2 статьи 24.1. Закона разрешает осуществлять миссионерскую деятельность религиозным объединениям (а значит и религиозным группам) в зданиях, помещениях, сооружениях, земельных участках, принадлежащим религиозным организациям, то есть только зарегистрированным в качестве юридического лица религиозным объединениям. Поскольку не зарегистрированные в качестве юридического лица религиозные группы не обладают гражданской правоспособностью, не являются субъектами гражданских, земельных правоотношений и не могут иметь в собственности вышеуказанные объекты недвижимости, то получается, что распространять религиозные убеждения, с точки зрения закона, религиозные группы могут только в местах паломничества (не имеют юридического закрепления), на кладбищах, в крематориях и в помещениях образовательных организаций, исторически используемых для проведения религиозных обрядов. С точки
зрения практики, этот перечень ещё короче. Земельные участки под захоронения (кладбища) и крематории в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» принадлежат государственным унитарным предприятиям либо муниципальным унитарным предприятиям, которые вряд ли разрешат проводить на своей территории миссионерскую деятельность каким-либо религиозным группам. Помещения образовательных организаций, исторически используемые для проведения религиозных обрядов тоже имеют своих собственников и владельцев. Сомнительно, что незарегистрированной религиозной группе удастся доказать, что данное помещение «исторически» использовалось последователями данной религиозной группы для проведения религиозных обрядов. Остаются только места паломничества, которые не имеют юридического закрепления и могут истолковываться на усмотрение проверяющих органов.
Часть 3 статьи 24.1. Закона говорит о том, что не допускается осуществление миссионерской деятельности в жилых помещениях, хотя статья 7 этого же Закона закрепляет, что помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. А какие помещения могут предоставить в пользование группы её участники - физические лица? Как правило, это свои квартиры, дома, дачи, то есть жилые помещения, в которых согласно норме права, распространять религиозные убеждения запрещено. Таким образом, запрет на миссионерскую деятельность в жилых помещениях (а также запрет перевода для этих целей жилого помещения в нежилое) делает незаконным религиозную деятельность любых, независимо от конфессии, малых религиозных групп, поскольку у последних просто отсутствует фактическая возможность собираться вместе в нежилых помещениях.
На основании изложенного считаем, что необходимо исключить пункт 2 и пункт 3 из статьи 24.1. Закона, часть 3.2. статьи 22 и положения части 3 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации в части запрета осуществления миссионерской деятельности, как положения, нарушающие конституционные права граждан на свободу совести и вероисповедания.
2. Следует законодательно разграничить миссионерскую
деятельность от распространения человеком своих убеждений (веры) по личной инициативе.
Согласно закону, миссионерской является деятельность, которая:
а) выражается в распространении информации о своем вероучении;
б) осуществляется религиозной организацией или религиозной группой непосредственно либо уполномоченными ими гражданами и (или) юридическими лицами;
в) осуществляется среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения;
г) осуществляется в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения;
д) осуществляется при помощи средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо другими законными способами.
Нельзя считать приемлемыми попытки распространить содержание понятия «миссионерская деятельность» на высказывания, осуществляемые человеком по собственной инициативе, даже если они направлены на то, чтобы убедить слушателя стать участником конкретного религиозного объединения. Поскольку, для каждого верующего характерны высказывания о своем вероисповедании как о единственно верном, о святынях, чудотворениях, иконах, которые часто сопровождаются призывами посетить храм, религиозную общину, места паломничества. Во избежание произвольного толкования данных различных действий, считаем необходимым дополнить часть 1 ст.24.1 Закона абзацем следующего содержания «Вышеуказанная деятельность не является миссионерской, при условии её осуществления гражданином по собственной инициативе в порядке распространения своих личных религиозных убеждений».
3. Считаем необходимым исключить пункт 1 и пункт 2 из статьи 24.2. Закона.
Миссионерской деятельностью, согласно Закону является «деятельность...направленная на распространение информации о своём вероучении...». Очевидно, что данное определение подпадает под понятие «распространение религиозных убеждений», независимо от того кем, в каком месте, кому такое вероучение распространяется. Соответственно данные правоотношения регулируются статьёй 28 Конституции РФ, которая гласит, что каждому гарантируется право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные убеждения. Поскольку, никаких специальных ограничений и правил для распространения религиозных убеждений международные документы и российское законодательство не устанавливают, и в то же время принципы свободы мысли, совести, религии и свободы выражать своё мнение продолжают оставаться незыблемыми и защищаемыми столпами международного права, то их ограничение в пункте 1 и пункте 2 статьи 24.2. Закона является дискриминационным. Считаем необходимым эти нормативные положения из статьи 24.2. Закона исключить.
Решение вопроса о защите от деструктивных религиозных убеждений и нарушения прав и свобод иных лиц находится в ст. 55 Конституции РФ, часть третья которой закрепляет, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 6 статьи 24.2. Закона запрещена миссионерская деятельность цели и действия которой направлены на: «нарушение общественной безопасности и общественного порядка; осуществление экстремистской деятельности; принуждение к разрушению семьи; посягательство на личность, права и свободы граждан; нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий; склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии; воспрепятствование получению обязательного образования; принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения; воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения; побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и к совершению иных противоправных действий».
Считаем, что для достижения целей государства по предупреждению недобросовестной миссионерской деятельности содержащихся в пункте 6 статьи 24.2. Закона запретов на осуществление миссионерской деятельности вполне достаточно.
На основании выше изложенного, подводя итог нашему исследованию, предлагаем ст. 24.1. и 24.2. Закона изложить в следующих редакциях:
«Статья 24.1. Содержание миссионерской деятельности
1. Миссионерской деятельностью в целях настоящего Федерального закона признается деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения, осуществляемая непосредственно религиозными объединениями либо уполномоченными ими гражданами и (или) юридическими лицами публично, при помощи средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо другими законными способами.
Вышеуказанная деятельность не является миссионерской, при условии её осуществления гражданином по собственной инициативе в порядке распространения своих личных религиозных убеждений.
2. Запрещается деятельность религиозного объединения по распространению информации о своем вероучении в принадлежащих другому религиозному объединению помещениях, зданиях и сооружениях, а также на земельных участках, на которых расположены такие здания и сооружения, без письменного согласия руководящего органа соответствующего религиозного объединения».
«Статья 24.2. Порядок осуществления миссионерской деятельности
1. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, вправе осуществлять миссионерскую деятельность:
от имени религиозной группы - только на территории субъекта Российской Федерации, в котором расположен территориальный орган федерального органа государственной регистрации, выдавший письменное подтверждение получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, при наличии решения общего собрания религиозной группы о предоставлении им соответствующих полномочий с указанием реквизитов письменного подтверждения получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, выданного территориальным органом федерального органа государственной регистрации;
от имени религиозной организации - только на территории субъекта или территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с территориальной сферой деятельности указанной религиозной организации при наличии документа, выданного руководящим органом религиозной организации и подтверждающего полномочие на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации. В данном документе должны быть указаны реквизиты документа, подтверждающего факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц и выданного федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом.
2. Иностранные граждане, въехавшие на территорию Российской Федерации по приглашению религиозной организации в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона, вправе осуществлять миссионерскую деятельность только от имени указанной религиозной организации на территории субъекта или территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с территориальной сферой ее деятельности при наличии документа, указанного в пункте 1 настоящей статьи.
3. Не допускается осуществление миссионерской деятельности от имени религиозного объединения, цели и действия которого противоречат закону, в том числе которое ликвидировано по решению суда, или деятельность которого приостановлена или запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», а также физическими лицами, указанными в пунктах 3 и 4 статьи 9 настоящего Федерального закона.
4. Не допускается осуществление миссионерской деятельности, цели и действия которой направлены на:
нарушение общественной безопасности и общественного порядка; осуществление экстремистской деятельности; принуждение к разрушению семьи; посягательство на личность, права и свободы граждан; нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;
склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;
воспрепятствование получению обязательного образования; принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;
воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;
побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и к совершению иных противоправных действий.
5. В случае осуществления миссионерской деятельности, предусмотренной пунктами 3, 4 настоящей статьи, религиозное объединение несет ответственность за миссионерскую деятельность, осуществляемую от его имени уполномоченными им лицами.»



1. Конституция Российской Федерации 1993 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.garant.ru/doc/constitution/.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей
ООН 10.12.1948) [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/.
3. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк,
16 декабря 1966 г.) [Электронный ресурс] Режим
доступа: http://base.garant.ru/2540295/#ixzz526mHDmVW.
4. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 г. N 36/55 «Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.garant.ru/2565457/#ixzz526my91lY.
5. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4
ноября 1950 г.) [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://base.garant.ru/2540800/#ixzz526nUPUA5.
6. Итоговый документ Венской встречи 1986 года представителей государств-участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшейся на основе положений заключительного акта, относящихся к дальнейшим шагам после совещания [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.osce.org/ru/mc/40885?download=true.
7. Декларация глав государств - участников Содружества Независимых Государств о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод (Москва, 24 сентября 1993 года) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.garant.ru/1119700/#ixzz526oK78jn.
8. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных
свободах человека (Минск, 26 мая 1995 г.)
[Электронный ресурс] Режим доступа:
http://base.garant.ru/1119744/#ixzz526oe5dXz.
9. Международный пакт об экономических, социальных и культурных
правах (1966 г.) [Электронный ресурс] Режим доступа:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5429/.
10. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским,
семейным и уголовным делам (Заключена в г. Минске 22.01.1993) (вступила в силу 19.05.1994, для Российской Федерации 10.12.1994) [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5942/.
11. Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей от 9 декабря 1994 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1901127.
12. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных
свободах человека (заключена в Минске 26.05.1995) [Электронный ресурс] Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6966/ .
13. Декларация независимости США Конгресс, 4 июля 1776 г [Электронный
ресурс] Режим доступа: http://lawinrussia.ru/content/deklaratsiya-
nezavisimosti-ssha-ot-4-iyulya-1776-goda-tekst.
14. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским,
семейным и уголовным делам (Заключена в г. Минске 22.01.1993) (вступила в силу 19.05.1994, для Российской Федерации 10.12.1994) [Электронный ресурс] Режим доступа:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5942/.
15. Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей от 9 декабря 1994 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1901127.
16. Постановление ВС РСФСР от 22.11.1991 №1920-1 «О декларации прав и свобод человека и гражданина» [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3788/.
17. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://base.garant.ru/171640/#ixzz526pONeBW.
18. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон О противодействии терроризму и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» от 06.07.2016 N 374-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_201078/.
19. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3031.
20. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 18.04.2018) "О средствах массовой информации" [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/.
21. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических
Республик (утверждена Постановлением Чрезвычайного VIII съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 г.) (в ред. от 29 октября 1976 г.) // Режим доступа:
http://constitution.garant.ru/DOC_85479.htm#sub_para_N_1010.
22. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических
Республик 1977 г. // Режим доступа:
http: //constitution. garant.ru/DOC_1491566.htm#sub_para_N_700.
Общая и специальная литература
23. Градировский С., Малахова Е. Вступление // Преодолевая государственноконфессиональные отношения. Сборник статей / под ред. С.Н. Градировского. Н.Новгород: Волго-Вятская академия государственной службы, 2003. С. 2-5.
24. Декрет Совета Народных Комиссаров от 23 января 1918 г. об отделении Церкви от государства и школы от Церкви // Русская Православная Церковь в советское время (1917 - 1991 гг.) / сост. Г. Штриккер. М.: Изд- во ПРОПИЛЕИ, 1995. Книга 1. С. 113 - 114.
25. Пашенцев Д.А. Роль религии в формировании российской правовой традиции // Известия высших учебных заведений. Правоведение. 2010. С.23-28.
26. Постановление Временного правительства о свободе совести от 14 июля 1917 г. // Вестник Временного правительства. 1917. С. 20 - 24.
27. Постановление ЦК КПСС "О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения" // Законодательство о религиозных культах. М., 1971. С. 83 - 97.
28. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М., 2001г.
29. Белоножкин В.И. Права человека, общество и государство: информационно-правовые аспекты отношений. СПС «КонсультантПлюс».
30. Бурьянов С.А. Свобода убеждений, совести и религии в современной России: специализир. информ.-аналит. доклад. М., 2007. С. 7. СПС «КонсультантПлюс».
31. Государственная дума. II созыв. Обзор деятельности комиссий и комитетов. СПб., 1907. 548 с.
32. Государственно-церковные отношения в России. Опыт прошлого и современное состояние. М., 1996. 328 с.
33. Гимгина М.Е. Содержание и правовое регулирование свободы религии: опыт европейских государств // Российский юридический журнал. 2013. N 6. С. 54 - 59.
34. Декларация «О религиозной свободе» Римско-католической церкви, принятая на Втором Ватиканском Соборе в 1965 г. // Документы Второго Ватиканского Собора. М., 1998. С. 283-295.
35. Иванюк О.А. Свобода совести и свобода вероисповедания: соотношение понятий и границы законодательного регулирования // Журнал российского права. 2010. N 9. С. 46 - 58.
36. Исаева А.А. Правовое регулирование миссионерской деятельности: российские реалии и опыт стран содружества независимых государств. СПС «КонсультантПлюс».
37. Кипарисов В.Ф. О свободе совести. Опыт критического исследования вопроса в области церкви и государства с I по IX в. М., 1883. Вып. 1. 386 с.
38. Костюков А.Н. Реализация прав человека и гражданина в конституционном праве России: год 2017-й // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 2. С. 17 - 23.
39. Клюева В.П. Свобода совести в СССР: от декларации до попыток реализации. СПС «КонсультантПлюс».
40. Кузьминых Н.В. Защита конституционных прав субъектов оппозиционной деятельности в судебном порядке в России и за рубежом // Современное право. 2016. N 7. С. 28 - 35.
41. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики: принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г. // Очерк истории Советской Конституции. М.: Политиздат, 1987. С. 244.
42. Лебединец И.Н. Свобода совести - абсолютное право каждого индивида (как свобода совести подменяется свободой манипуляции сознанием) // Актуальные проблемы российского права. 2017. N 10. С. 168 - 174.
43. Маасен Ф. Девять глав о свободной церкви и свободе совести / пер. с нем. Н.С. Суворова. Ярославль, 1882. 324 с.
44. Машаров Е.И. Закрепление свободы совести и вероисповедания в конституциях стран Европы. СПС «КонсультантПлюс».
45. Погасий А.К. Религия и право. Учебное пособие. Казань, 2008. 307 с.
46. Основные государственные законы от 23 апреля 1906 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание III. СПб., 1909. Т. XXVI. Отделение I. N 27805.
47. Познышев С.В. Религиозные преступления с точки зрения религиозной свободы. К реформе нашего законодательства о религиозных преступлениях. М., 1906. С. 104 - 105.
48. Пчелинцев А. В. Свобода совести и вероисповедания как правовой институт // Религия, политика и права человека. Материалы конференции. М., 2002. С. 251-252.
49. Рейснер М.А. Право свободного исповедания // Вестник права. Журнал юридического общества Санкт-Петербургского университета. 1899. Ноябрь. С. 85 - 102.
50. Рейснер М.А. Государство и верующая личность: сборник статей. СПб., 1905. С. 14 - 16.
51. Сафонов А.А. Свобода совести и правовое государство в контексте реформ государственно-конфессиональных отношений в позднеимперской России. СПС «КонсультантПлюс».
52. Фроловцева А. Свобода совести в современных условиях // Общество. 1999. N 11.С.18-23.
53. Шахов М. Правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации. СПС «КонсультантПлюс».
54. Шибанова М.А. Конституционное право человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания в современной России: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2009. 265 с.
55. Шилин Д.В. Уголовная и административная ответственность за нарушение права на свободу совести и вероисповедания: проблемы разграничения // Журнал российского права. 2016. N 5. С. 81 - 89.
56. Пчелинцев Анатолий. Распространение религиозных убеждений или
миссионерская деятельность: разграничение понятий [Электронный
ресурс] Режим доступа: http://www.afmedia.ru/obshchestvo/rasprostranenie- religioznyh-ubezhdeniy-ili-missionerskaya-deyatelnost-razgranichenie.
57. Новые религии в России: двадцать лет спустя. Материалы Международной научно-практической конференции. Москва, Центральный дом журналиста, 14 декабря 2012 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://religiophobia.appspot.com/jw/nrvrdls. html.
58. Каневский К. Правовой и фактический статус традиционных конфессий в Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //atheism. ru/library/Kanevsky_3. phtml.
59. Колесникова К.И. Государственно-конфессиональные отношения в России: социологический анализ [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.dslib.net/soc-struktura/go sudarstvenno-konfessionalnye- otnoshenija-v-rossii-sociologicheskij-analiz.html.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ