ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5 - 6 ЛЕТ
1.1. Проблема формирования грамматического строя речи детей в
отечественных педагогических и лингвистических исследования 9
1.2. Особенности усвоения детьми грамматического строя родного
языка 16
1.3. Задачи и содержание формирования грамматически правильной речи
детей 25
1.4. Педагогические методы и приемы формирования грамматического строя
речи 5 - 6 лет 28
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 50
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
2.1. Изучение уровня сформированности грамматического строя речи детей 5
- 6 лет 52
2.2. Система работы и методические рекомендации по развитию грамматического строя речи детей дошкольников 5 - 6 лет 59
2.3. Подведение итогов проведенной работы 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРЫ 74
ПРИЛОЖЕНИЕ
Из актуальных проблем в теории и практике логопедии остается развитие речи детей, потому что она, является средством общения, возникает и развивается в процессе общения и орудием мышления.
Как говорили А.В. Запорожец и М.И. Лисинец, общение возникает раньше других психических процессов и она есть во многих видах деятельности. Грамматический строй речи - это умение изменять слова и образовывать новые слова. умение правильно произносить окончание слов, согласовывать слова в предложениях, пользоваться в речи предлогами. Правильно формированная грамматическая сторона речи дает детям полноценного речевого и общего психического развития. На основе познавательного развития происходит овладение грамматическим строем языка в связи с освоением игр, труда и других видов детской деятельности.
Детьми грамматический строй речи усваивается самостоятельно благодаря образцу речи окружающих. Важную роль играют благоприятные условия воспитания, уровень словарного запаса, состояния нервной системы ребенка.
Дети не смогут понять речь окружающих, выражать свои мысли, если не овладеет грамматическим строем речи.
Огромный интерес исследователи проявили к развитии речи дошкольников на современном этапе развития педагогики. Грамматический строй речи детей, играет огромную роль в становлении полноценной языковой личности. Рост интереса к этой проблеме обусловлен как изменившейся законодательной базой системы образования Российской Федерации (с 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в РФ», утвержден ФГОС), так и различными социальными
Согласно взглядам отечественных психологов Л.С. Выготский [9], А.В. Запорожец [40], М.И. Лисина [27], А.Н. Леонтьев [25], С.Я. Рубинштейн [42], А.Г. Рузская [43], Д.Б. Эльконин [47], общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, ведущего вида человеческой осятельности, направленного на познание и оценку самого себя. С помощью речи не только общаемся, но и выражаем свои мысли. Чем правильнее речь, тем точнее мысль. Мышление способствует развитию речи и, наоборот, развитие речи влечёт за собой развитие мышления. Если у ребенка хорошо развита речь, он лучше понимает и воспринимает изучаемый материал и чётко излагает мысли.
Часто мы становимся свидетелями того, что при общении многие люди не находят слов ясно выразить свои мысли, так как в детстве мало внимания уделялось развитию их речи.
Обследуя формирование мыслительных операций в развитии речевых навыков, ученые подчеркнули значение работы над грамматикой родного языка (К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, Л.И.Божович, С.Ф.Жуйков, Н.И.Жинкин, Н.С.Рождественский, А.А.Люблинская, А.Менчинская, Д.Б.Эльконин). Формирование грамматических операций в тесной связи с развитием мыслительных процессов рассматривал С.Ф. Жуйков. А.Н. Гвоздев фиксировал внимания на понимании ребенком слова, его грамматической формы, осознании неправильности в своей речи и чужой речи.
Формирование грамматического строя речи у ребёнка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развития мышление и речевого общения в планировании и организации деятельности
Формирование грамматически правильной речи происходит в обучении на занятиях и в воспитании грамматических навыков в общении. В жизни создаются условия для практики речевого общения.
Детская речь хорошо развивается в игровой деятельности. Ведь упражнения и дидактические игры - это отличное формы для формирования грамматически правильной речи. Игры, дают возможность много раз упражнять и повторять нужные словоформы. В последнее время особую популярность имеют дидактическая игры грамматического строя речи. Это эффективное средство для закрепления имеющихся навыков.
Проблема в том, что уровень формирования грамматического строя речи у детей не всегда соответствует норме. Противоречие в том, что педагоги не в полном объеме используют средства развития грамматического строя речи в условиях организационной деятельности по ФГОС в образовательном процессе ДОУ, не смотря на содержательное ориентированность основной образовательной программы на речевое развитие и коммуникацию. Таким образом, выявляется противоречие между: актуальностью проблемы и недостаточного использования эффективных средств развития грамматического строя речи в условиях реализации ФГОС в ОД.
Выявленное противоречие определило проблему исследования: каковы педагогические условия формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста? Исходя из проблемы исследования, я сформулировала тему дипломной работы.
Актуальность моего исследования вытекает из:
- целевых установок ФГОС, связанных с обеспечением для всех детей равных возможностей освоения содержания образования на дошкольном уровне, в том числе в образовательной области «речевое развитие», прежде всего в дошкольных образовательных учреждениях массового типа;
- возможностей формирования грамматического строя речи у детей.
- разработанностью теоретическими основами формирования грамматического строя речи детей 5-6 летнего возраста в ДОУ и недостаточным вниманием к этой проблеме,
Таким образом, актуальность этой работы направлена необходимостью повышения эффективности методики развития грамматического строя речи детей 5-6 лет.
Цель исследования: выявить наиболее эффективные педагогические условия формирования грамматического строя речи детей данного возраста.
Объект исследования: формирование грамматического строя речи детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования грамматического строя речи детей пятого и шестого года.
Гипотеза исследования: Эффективное формирования грамматического строя речи детей дошкольного возраста будет наиболее эффективным, если будут соблюдаться следующие педагогические условия:
- обогащение речи дошкольника грамматическими средствами (морфологическими, словообразовательными) на основе активной ориентировочной деятельности в окружающем мире и звучащей речи
- целенаправленную организация учебно-познавательной, грамотной речевой среды в игровой и коммуникативной деятельности дошкольников в рамках ОД
- расширение использования грамматических средств языка в различных формах речи: диалогах, монологах и речевого общения - познавательное эмоциональное, деловое, личностное.
Задачи исследования:
1. Изучить научную и методическую литературу по этой проблеме;
2. Подобрать диагностический материал по диагностированию уровня сформированное™ грамматического строя речи дошкольников 5 - 6 лет;
3. Организовать и провести педагогический эксперимент по теме исследования.
4. Составить и апробировать систему работы и методические рекомендации по развитию грамматического строя речи дошкольников 5 - 6 лет.
В процессе решения задач использовала следующие методы:
- теоретические - сравнение и обобщение полученных сведений, анализ литературы, сравнительный анализ, систематизация;
- эмпирические - наблюдение, диагностирование, беседа;
- математические - методы статистической обработки результатов исследования.
Основу теоретико-методологического исследования составили работы отечественных ученых, которые посвящены: теории речевой деятельности Л. Выготский, М. Р. Львов, Н, А, Леонтьев и теоретическим аспектам организации коммуникативной деятельности у дошкольников Л. И. Божович, М. И. Лисина, Л. Выготский, А. В. Запорожец, Т. А. Маркова, В. Г. Нечаева, Т. А. Репина, А. Г. Рузская.
Практическая значимость: составлена и апробирована система работы и методические рекомендации по развитию грамматического строя речи детей
Исследования организовывалось и проводилось с определенными этапами работы:
теоретическое обоснование проблемы на основании изучения литературных источников, подбор материалов - диагностических и методических материалов, для экспериментальной работы, организация и проведение эксперимента, анализ результатов и подведение итогов исследования.
База исследования: МБДОУ Карабашский детский сад №2 «Ляйсан» Бугульминского района Республики Татарстан. В исследовании участвовало 11 детей
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Мы все умеем говорить, а говорить правильно - лишь немногие. Речевое общение -это главное потребность и функций человека. Разговаривая людьми, мы пользуемся речью для передачи своих мыслей, соображений, настроений. Общаясь с близкими знакомыми, даже не задумываясь над тем, о чем и как мы говорим, или попросту говоря, «болтая о жизни», человек реализует себя как личность. Событий человеческой жизни всегда было и есть слово, маленькая часть речи.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. Развитая личность обладает высоким уровнем речевой культуры:
умеет пользоваться богатым и постоянно расширяющимся словарным запасом, владеет умениями правильно выражать свои мысли и строить предложения, размышлять вслух, доказывать свою правоту, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать собеседника, поддерживать разговор с другими людьми, управлять своими эмоциями, умеет вступать в контакт со взрослыми, сверстниками, возражать, объяснять, спорить спрашивать, отвечать на вопросы, возражать.
Очень актуальна проблема формирования грамматически правильной речи у дошкольников. Дидактическая игра - основной вид познавательной деятельности ребенка, она помогает решить важные задачи по усвоению грамматических категорий.
Если грамотно и систематически использовать метод дидактической игры в работе по формированию грамматического строя речи, то исправляются отклонения в речевом развитии, расширяется словарный запас, обогащается жизненный опыт детей. С помощью дидактических игр можно решить широкий спектр образовательно-воспитательных задач. Они помогают способствовать разнообразию учебной деятельности, повысить результативность в усвоении грамматических категорий.
В дошкольный период очень важно проведение с детьми разнообразной по содержанию, форме и методам работы по формированию грамматического строя речи. Ядро лексики ребенка формируется именно в этом возрасте. Необходимо осуществлять комплексно-тематический метод работы в сочетании с наглядными и игровыми приемами. Это поможет повышению интереса к учебной деятельности, поддержит положительного эмоционального состояния детей.
В ходе проведённого исследования была достигнута цель, поставлены и решены задачи, доказана гипотеза, что педагогические условия формирования грамматического строя речи детей 5 - 6 возраста включают в себя:
- целенаправленную организацию учебно-познавательной, игровой и коммуникативной деятельности дошкольников в рамках ОД и грамотную речевую среду.
- обогащение речи дошкольника грамматическими средствами, морфологическими, словообразовательными, синтаксическими.
-расширение использования грамматических средств языка в различных формах речи - диалог, монолог, и речевого общения - личностное, эмоциональное, познавательное, деловое.
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. Высш. И сред. пед. учеб. заведений. - 3е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
2. Актуальные проблемы психической речи и обучение языку. //Под ред. А.А. Леонтьева, М., 1998.
3. Нищева, Н.В. Играйка: Восемь игр для развития речи
дошкольников: Формирование лексического состава языка, грамматического строя речи; Совершенствование звукопроизношения: Учебно-методическое пособие [Текст] / Н.В. Нищева. С-Пб.Союз, 2003. - 87 с.
4. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с
5. Арушанова А. Г. Формирование грамматического строя речи: Речь и речевое общение детей. Методическое пособие для воспитателей. - 2е изд., испр. и доп. - М.: МозаикаСинтез, 2008.
6. Арушанова, А. Развитие речи дошкольника (грамматика) [Текст] /А. Арушанова /: метод. пособие для восп. д/с. - М.: Просвещение, 1997. - 123 с.
7. Беспалов Б. И. Действие. Психологические механизмы визуального мышления [Текст].- М., 1984. (Основные понятия теории действия (цель, действие, операция) 10-45). - 124 с
8. Белобрыкина, О.А. Речь и общение. [Текст] /Белобрыкина О.А. - Ярославль, - 1998. - 156 с.
9. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения [Текст] / П.П. Блонский. В 2-х т. Т. 2 / Под ред. А. В. Петровского. - М.: Педагогика, 1999.
10. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1991. - 160с.
11. Бондаренко, А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателей дет. сада [Текст] / А.К. Бондаренко - М.: Владос, 1987. - 125 с.
12. Борисова Е.А. Играя, звуки исправляем - играя, звуки закрепляем. - Биробиджан: ОблИУУ, 2005. -36
13. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1990. - 255 с.
14. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - СП: Детство. Год издания 2004, стр 130 Гербова, В.В. Учусь говорить [Текст] / В.В.Гербова. - М.: Просвещение, 2001. - 159 с.
15. Воспитание и обучение детей пятого года жизни // Под ред. В.В. Холмовской, М., 1986
16. Выготский, Л.С. Развитие устной речи [Текст] / Л.С. Выготский / Собр. соч.: в 6-ти т. - М.: Просвещение. 1982. —Т. 3. - 234 с.
17. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. - М.: Просвещение, 1991.- 123 с.
18. Генинг М.Г., Герман Н.А. Воспитание у дошкольников правильной речи. Чебоксары, Чувашское изд-во, 2-е изд., 1991.
19. Лалаева РМ., Серебрякова ПМ. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольнвков (формирование лексики и грамматического строя). -- СП6,: СОЮЗ. 1999. - 160.
20. Леонтьев, А.А. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации [Текст] / А.А. Леонтьев //Синтаксис текста. - 1979. —С. 18—36.
21. Леонтьев, А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания [Текст] / А.А. Леонтьев. - М.: Наука, 1989. - 397 с.
22. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
23. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. - М.: Академия, 2002
24. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985
25. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников. [Текст] /Ефименкова Л.Н. - М., 1985. - 154 с.
26. Жуйков, С.Ф. Психология усвоения грамматики [Текст] /
С.Ф.Жуйков. - М.: Просвещение, 1984. - 98 с.
27. Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. - М.: Соц.-полит. журн., 1994. - 96 с.
28. Зарубина, Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты [Текст] / Н.Д.Зарубина. - М.: Русский язык, 1991. - 112с.
29. Звегинцев, В.А. Язык и его лингвистическая теория [Текст] /
В.А.Звягинцев. - М.: Изд-во МГУ, 1993.- 247 с.
30. Михайленко Н. Дошкольное образование: ориентиры и
требования к обнов-лению содержания [Текст] / Н.Михайленко, Н. Короткова // Дошкольное воспитание. -1992. -№ 5-6. -С. 17.
31. Михайленко, Н. Модель организации образовательного процесса в старшей группе детского сада [Текст] / Н.Михайленко, Н. Короткова //Дошкольное воспитание. -1995.- № 9.- С.59.
32. Михайленко, Н. Новые программы для детских садов [Текст] / Н.Михайленко, Н. Короткова // Дошкольное воспитание. -1995.- №8.- С.4.
33. Михайленко, Н. Проектирование образовательного процесса: Из опыта со-вместной работы практических педагогов и научных сотрудников [Текст]/ Н.Михайленко// Дошкольное воспитание.- 1997.- № 12. - С.7.
34. Протасова, Е.Ю. Роль порядка слов в организации детского высказывания [Текст] / Е.Ю.Протасова //Становление речи и усвоение языка ребенком: Сб. статей. М.: Изд-во МГУ, 1985.- С 56-76.
35. Прохорова, Л. Развиваем творческую активность дошкольников [Текст] / Л.Прохорова // Дошкольное воспитание. - 1996.- № 8. - С14-15.
36. Синицина, Е. Игры и упражнения со словами. [Текст] /Синицина Е. - М., 2000. - 127 с.
37. Смоленцева, А.А. Сюжетно-дидактические игры. [Текст] / А.А. Смоленцева М.: "Просвещение", 1987.- 96 с.
38. Современный толковый словарь русского языка [Текст] - Санкт -Петербург Норинт, 2004. - С. 756
39. Соловейчик, М.А. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. -М.: ЛИНКА- ПРЕСС, 1994. -С. 191-219.
40. Соловьева, О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду [Текст] / О.И.Соловьева. - М.: Просвещение, 1990. - 123 с.
41. Сорокина А. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.Сорокина. М.: «Просвещение», 1982. - 123 с.
42. Сохин, Ф.А. Осознание речи старшими дошкольниками. Подготовка детей к школе в детском саду [Текст] /Ф.А.Сохин . - М.: Просвещение, 1988 - 156 с.
43. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста [Текст] / Ф.А.Сохин. - М.: Просвещение, 1984.- 204 с.
44. Спирова Л.Ф., Ястребова А. В. Обследование лексического запаса и грамматического строя речи. // Методы обследования нарушений речи у детей. - М., 1990
45. Талызина, Н.Ф. Практикум по педагогической психологии: учеб. пособие для студентов [Текст] / Н.Ф. Талызина.- М.: Изд.центр «Академия». 2002. - 123 с.
46. Ткаченко, Т.А. Логические упражнения для развития речи. [Текст] /Ткаченко Т.А. - М.: НОРМА-М, 2001.- 234 с.
47. Тюрикова И. Роль дидактических игр и упражнений в формировании грамматического строя речи [Текст] / И.Тюрикова // Дошкольное воспитание, 1988. №2. - С.16-17.
II
48. Уварова Т. Формирование навыков образования прилагательных от существительных с использованием наглядно-игровых средств [Текст] / Уварова Т. // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 2. - С. 50.
49. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пед.институтов, учащихся пед.училищ и колледжей, воспитателей детского сада [Текст] / Г. А.Урунтаева. - М.: Владос, 1995. - 291 с.
50. Урунтаева, Г.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст]: пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Изд. центр «Академия», 1998. - 304с.
51. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О. С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - С. 36.
52. Ушакова, О.С. Проблема изучения речи дошкольника [Текст] /
О.С. Ушакова. - М.: РАО, 1994. - 129 с.
53. Ушакова, О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду [Текст] / О.С.Ушакова.- М.: Сфера, 2001. - 187 с.
54. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников [Текст] /
О.С.Ушакова. -М.: изд. института психотерапии, 2001. - 134 с.
55. Ушинский К.Д. Об изучении грамматики... М., 1994
56. Эльконин Д.Б. детская психология: учеб.пособие для
студ. высш. учеб. заведений / д.Б. Эльконин ; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.
57. Эльконин Д.Б. Психология игры. [Текст] / Д.Б. Эльконин - М.: ВЛАДОС, 2003. - 360 с.