Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ

Работа №41839

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы68
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
329
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретическое исследование показателей психологической
безопасности личности подростков в условиях интернет-коммуникации 7
1.1. Психологическая безопасность личности 7
1.2. Психологические особенности подросткового возраста 13
1.3. Психологическое обоснование выделения личностных особенностей
подростков как показателей устойчивости личности к интернет влиянию 19
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Эмпирическое исследование показателей психологической
безопасности личности подростков в условиях интернет-коммуникации 29
2.1. Организация и проведение исследования 29
2.2. Статистический анализ результатов исследования 37
Выводы по второй главе 59
Заключение 61
Список литературы 64



Актуальность исследования. Интернет давно стал неотъемлемой частью жизни современного общества. Средства массовой информации (СМИ) постоянно освещают события в мире, миллионы сайтов в момент предоставляют практически любую информацию, можно найти круг общения по интересам, практически любая услуга доступна здесь и сейчас. Дети с первого года жизни знакомятся с возможностями интернета, доступна любая игра, любой мультфильм 24 часа в сутки.
Это и восхищает, и пугает одновременно. Из-за постоянного вебсерфинга дети находятся в полутрансовом состоянии, что в свою очередь снижает критичность их мышления. Они становятся незащищенными, беспомощными и легко попадаются на уловки людей, завлекающих их в разного рода сообщества. Формы психологического воздействия, которые в них используются носят деструктивный характер и обладают высокой степенью эффективного влияния на массовое сознание в условиях интернетсреды.
Понятие нормы пребывание в интернет-пространстве изменилось. Большинству подростков легче взаимодействовать со сверстниками в интернете, чем непосредственно, вживую.
Таким образом, актуальность исследования определяется существующими и развивающимися на данный момент времени условиями, способствующими вовлечению участников интернет-коммуникаций в деструктивный формат общения, оказывающий воздействие не только на мировоззрение в общем, но и на моделирование поведения в частности. Следовательно, мы можем подойти к решению проблемы необходимости поиска психологических качеств личности, как потенциальных ресурсов, обеспечивающих ее психологическую безопасность в интернет пространстве, как гаранта ее психического и психологического здоровья в целом.
Объект исследования: психологическая безопасность личности.
подростков, являющиеся показателями устойчивости личности к деструктивному воздействию в условиях интернет-коммуникации.
Цель исследования: определить показатели психологической безопасности подростков в условиях интернет-коммуникации.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Теоретически раскрыть проблему психологической
безопасности личности.
2. Выделить психологические особенности, соответствующие
нормам развития подросткового возраста.
3. Обосновать выделение личностных особенностей
подростков как показателей устойчивости личности к интернет влиянию.
4. Эмпирически выявить показатели психологической
безопасности личности подростков в условиях интернеткоммуникации.
Теоретико-методологическая основа исследования:
Для выделения особенностей подросткового возраста мы опирались на представления А.А. Реан. Для разработки авторской анкеты была использована концепция «Триада психопатий» Ганнушкина П.Б. и Кербикова
О.В. Также основой для исследования послужила классификация и представления о сторонах общения по Г.М. Андреевой.
Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ научной литературы по проблеме исследования; эмпирические - тестирование; методы статистического анализа эмпирических данных.
В исследовании использованы следующие методики:
1. Тест двадцати высказываний "Кто Я?". (М. Кун, Т. Макпартленд;
модификация Т.В. Румянцевой);
2. Методика "Способность к самоуправлению" (тест ССУ) Н. М. Пейсахова;
3. «Диагностика коммуникативной толерантности В. В. Бойко»;
4. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко;
5. Авторский опросник «Уровень вовлеченности в интернеткоммуникацию» .
Эмпирическую базу исследования составили результаты диагностики школьников, в возрасте 15-16 лет, ученики десятого класса.
Достоверность результатов исследования обеспечивалась научной обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических позиций; опорой на фундаментальные теории зарубежной и отечественной психологии; применением обоснованных, валидных, надежных, апробированных методик психодиагностического исследования; репрезентативностью выборки исследования; комплексным использованием стандартных методов математической статистики с использованием компьютерных технологий.
Научная новизна исследования:
1. Теоретически доказана важность выявления факторов способствующих профилактике уровня вовлеченности в интернеткоммуникацию.
2. Впервые выявлены критерии, по которым можно избежать повышенного уровня вовлеченности в интернет-коммуникацию у подростков.
3. Впервые эмпирически доказано, что развитие общего уровня самоуправления, коммуникативной толерантности и эмпатии влияет на снижение уровня вовлеченности в интернет-коммуникацию.
4. Впервые эмпирически подтверждено, что компоненты цикла самоуправления, а также составляющие коммуникативной толерантности и эмпатии являются показателями психологической безопасность подростков.
Теоретическая значимость заключается в том, что результаты вносят вклад в ту часть психологии безопасности личности, где рассматривается проблема негативного влияния интернет-коммуникации: полученные данные раскрывает новый инструментарий для повышения уровня психологической безопасности личности подростков через понижения уровня вовлеченности в интернет-коммуникации.
Практическая значимость результатов исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в работе психологов в рамках психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии для целенаправленного влияния на повышение психологической безопасности личности подростков. Проведенное исследование расширяет список существующих рекомендаций для обеспечения понижения уровня вовлеченности в интернет-коммуникацию.
Структура дипломной работы отражает логику исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило первоначальную гипотезу, правильность постановки задач исследования, дало возможность сформулировать следующие научно-практические рекомендации:
- Определенные в результате исследования выводы целесообразно использовать в психологической службе образовательных организаций, центрах социально-психологической помощи населению для углубления и развития знаний о психологической безопасности личности подростков.
- Психологи, занятые в психологической службе образовательных учреждений, центрах социально-психологической помощи населению имеют возможность использовать предложенную батарею методик для проведения диагностики уровня вовлеченности подростков в интернеткоммуникацию.
- На основе полученных в результате исследования результатов психодиагностики можно определить уровень вовлеченности подростков в интернет-коммуникацию.
- На основании выделенных по результатам статистического анализа показателей психологической безопасности подростков, можно оценить возможность снижения уровня вовлеченности в интернеткоммуникацию.
Полученные в исследование результаты позволяют сделать следующие выводы:
1. В понятие психологическая безопасность личности входит несколько факторов. Некоторые особенности интернет-коммуникации ставят под угрозу психологическую безопасность личности. Психологическая безопасность личности особенно важна в подростковом возрасте из-за наибольшей уязвимости психики.
2. Теоретически установлено, что в подростковом возрасте
наиболее уязвимая и в то же время важная сфера, присутствующая во всех остальных - это сфера межличностного общения. Активный процесс формирования психики и выход на первый план эмоциональной составляющей, делает подростков наиболее уязвимыми к деструктивному влиянию группы, к различного рода аддикциям и зависимостям.
3. На основе теоретического анализа доказано, что высокий уровень самоуправления, высокий уровень контроля за собственными действиями, планирование, целеполагание, четкие критерии оценки собственных действий, а также выраженность коммуникативной толерантности выступают в качестве показателей психологической устойчивости личности к воздействию на нее интернет пространства.
4. В процессе эмпиричского исследования раскрыто, что непонимание или неприятие индивидуальности другого человека, неумение прощать ошибки - являются факторами, которые влияют на развитие уровня вовлеченности в интернет-коммуникацию.
5. Корреляционный анализ для общей выборки испытуемых показал, что с уровнем вовлеченности в интернет-коммуникацию обратно взаимосвязаны следующие показатели: анализ противоречий; критерий оценки качества; способность к самоуправлению; использования себя в качестве эталона; самоконтроль.
6. На основе сравнительного, корреляционного и дисперсионного анализа установлено, что показателями психологической безопасности подростков в условиях интернет-коммуникации являются:
• способность к самоуправлению;
• способность к принятию решений;
• способность к планированию;
• способность анализировать противоречия;
• самоконтроль.
Предметом дальнейшего исследования может стать разработка и апробация способов психологического сопровождения подростков с целью снижения уровня вовлеченности в интернет-коммуникацию. Дальнейшие перспективы определяются необходимостью изучения показателей психологической безопасности личности на представителях различных возрастов и сфер детальности. Для психологии безопасности важно выявление закономерностей формирования и профилактики уровня вовлеченности в интернет-коммуникацию.



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамова. - Академический проект; Альма Матер, 2006 - 702 с.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология: учеб. для вузов / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 376 с.
3. Андреенко, Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. пед вузов / Е.В. Андреенко; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 264 с.
4. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании, 2002.
5. Битянова, М.Р. Социальная психология / М.Р. Битянова. - М.: ЭКСМОПресс, 2004. - 576 с.
6. Болотова, А.К. Психология развития и возрастная психология: Учебное пособие / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. - М.: ИД ГУ ВШЭ, 2012. - 526 с.
7. Быховский, Я.С., Коровко, А.В., Патаракин, Е.Д. Учим и учимся с Веб
2.0. Быстрый старт. Руководство к действию [Текст] - М.:Интуит.ру,
2007. - 95 с.:ил.-(Учебно-методическое пособие).
8. Введение в психологию: учеб. / под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 496 с.
9. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Черо, 1996. - 336 с.
10. Дарвиш, О.В. Возрастная психология: учеб. пособие / О.В. Дарвиш; под ред. В. Клочко. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 264 с.
11. Джеймс, У. Психология / У. Джеймс; под ред. Л.А. Петровской. - М.: Педагогика, 1991. - 386 с.
12. «Использование социальных сервисов Web 2.0 для организации сетевого сообщества учителей в Советско-Г аванском районе Хабаровского края», Материал из Khabawiki, Линник Людмила Михайловна, 2007
13. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2013. - 576 с.
14. Казаков, В.Г. Психология / В.Г. Казаков, Л.П. Кандратьева. - М.: Высшая школа, 1989. - 381 с.
15. Кон, И.С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности: учеб. пособие для пед. ин-тов / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1979. - 175 с.
16.Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2013. - 460 с.
17. Психология управления - Машанов 2014 / Кабаченко Т.С. - Психология управления. Учебное пособие. - М., 2000. - 384 с.
18. Практикум по общей психологии / под общ. ред. М.А Дыгуна. - Минск: Жасскон, 2007. - 240 с.
19. Практикум по психологии развития / под общ. ред. М.А. Дыгуна. - Минск: Экоперспектива, 2008. - 152 с.
20. Практикум по педагогической психологии: пособие для студентов пед. специальностей вузов / Сост. М. А Дыгун [и др.]; под общ ред. М. А. Дыгуна. - Минск : Экоперспектива, 2009. - 144 с.
21. Психология личности: учеб. пособие: в 2 т. Зарубежная психология. - 3е изд., доп. - Самара: ИД «БАХРАХ-М», 2002. - Т.1. - 512 с.
22. Реан, А.А. Социальная педагогическая психология: учеб. пособие для студ. и асп. психол. фак-тов / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - СПб.: ЗАО «Питер», 1999. - 416 с.
23. Рогов, Е.И. Общая психология: курс лекций / Рогов Е.И. - М.: ВЛАДОС,
1995. - 448 с.
24. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С.Л. Рубинштейн.
- М.: Педагогика, 1989. - Т.1. - 486 с.
25. Рудемский, Е.В. Социальная психология: курс лекций / Е.В. Рудемский.
- М.: Новосибирск: ИНФА, 1997. - 224 с.
26. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие / Е.Е. Сапогова. - М: Аспект Пресс, 2001. - 460 с.
27. «Сервисы и теории социальных сетей», Леонид Черняк, 2007
28. Сидоренков, А.В. Социальная психология малых групп: Учебное пособие / А.В. Сидоренков. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 381 с.
29. Соснин, В.А. Социальная психология: Учебник / В.А. Соснин, Е.А. Красникова. - М.: Форум, 2013. - 336 с.
30. Социальная психология: учеб. пособие / под ред. А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 543 с.
31. Социальная психология: учеб. пособие для студ. пед ин-тов / А.В. Петровский [и др.]; под ред. А.В. Петровского. - М: Просвещение, 1987
- 224 с.
32. «Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю», Е. Д. Патаракин, Москва, 2007
33. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: учеб. пособие / Л.Д. Столяренко.
- 5-е изд., перераб. и дополнено. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 672 с.
34. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология: учеб. пособие для студ. вузов / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 544
35. Столяренко, Л.Д. Социальная психология: Краткий курс лекций / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2012. - 219 с.
36. Сухов, А.Н. Социальная психология: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / А.Н. Сухов. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 240 с.
37. Цветкова, Л.А. Социальная психология наркотизма в студенческой среде / Л.А. Цветкова. - СПб.: СПбГУ, 2012. - 256 с.
38. Шуванов, В.И. Социальная психология управления: Учебник для студентов вузов / В.И. Шуванов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 463 с.
39. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 368 с.
40. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. - М.: МПСИ, Флинта, 1999.
41. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности.- М.: Воронеж,
1996.
42. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989.
43. Франкль, В.Э. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия / В.Э. Франкль; Пер. с С.С. Панков. - Новосиб.: Сиб. унив. изд., 2013. - 95 с.
44. Хозиев М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию: для вузов. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
45. Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
46. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для вузов. - М.: Академия, 2002.
47. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс. - М.: Владос, 2001.
48. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. - СПб.: Ювента, 1999.
49.Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1971. - №4. - С.6-20.
50.Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. вузов. - М., 2001.
51. Ялом, И.Д. Дар психотерапии / И.Д. Ялом; Пер. с англ. Ф. Прокофьев. - М.: Эксмо, 2012. - 352 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ