Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности формирования у старших дошкольников со стёртой дизартрией звукопроизношения (Омский Государственный Педагогический Университет)

Работа №41830

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

логопедия

Объем работы39
Год сдачи2019
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
417
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: БДОУ г. Омска «Детский сад компенсирующего типа №22».
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 10 детей старшего дошкольного возраста (от 5 лет 3 месяцев до 6 лет 9 месяцев). По заключению логопеда в данной группе все дети имеют речевые нарушения – стертую форму дизартрии.
В приложениях результаты исследования в табличном виде.
Если поменять название базы исследования на нужное, то данная работа подойдет для любого города или вуза.
Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические основы изучения формирования у старших дошкольников со стёртой дизартрией звукопроизношения
5
1.1. Трактовка понятия «звукопроизношение» в лингводидактической литературе
5
1.2. Закономерности формирования у старших дошкольников звукопроизношения в онтогенезе 8
1.3. Дизартрия как речевое нарушение. Особенности формирования у старших дошкольников со стёртой дизартрией звукопроизношения
14
Выводы по Главе 1 21
Глава 2. Организация, содержание и результаты экспериментальной работы по выявлению уровня сформированности у старших дошкольников со стёртой дизартрией звукопроизношения 22
2.1. Организация экспериментального исследования 22
2.2. Изучение особенностей и выявления уровня сформированности у старших дошкольников со стёртой дизартрией звукопроизношения 25
2.3. Количественный и качественный анализ результатов 29
Выводы по Главе 2 32
Заключение 32
Список использованных источников и литературы 35
Приложение 37


Актуальность исследования. Нарушения звукопроизношения – одно из распространенных явлений на данном этапе развития общества. У большинства детей дошкольного возраста наблюдаются нарушения фонематических процессов, а также звукопроизношения, что отражается на их деятельности, на сформированности произносительной стороны речи, так как центральное место в процессе развития психики ребенка занимает речь.
За последние десятилетия значительно увеличился рост детей старшего дошкольного возраста, у которых наблюдается нарушение речевого развития. В основном это дети со стертой формой дизартрии, которые не овладели звукопроизношением.
Изучением состояния звукопроизношения у детей дошкольного возраста занимались А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, Н.Х. Швачкин и др. Процесс формирования звукопроизношения в онтогенезе описан в научных трудах Е.Н. Винарской, Н.И. Жинкиным, Н.С. Жуковой и др. Особенности звукопроизношения у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии проанализированы в исследованиях Е.Л. Морозовой, Н.Г. Якимовой и др.
Важность и значимость исследований в этом направлении подтверждается наукой и практикой, в связи с этим тема данной курсовой работы всегда актуальна.
Объект исследования – звукопроизношение детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – специфика формирования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
Цель исследования – изучить процесс формирования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
В ходе написания работы были поставлены и решались следующие задачи:
1. На основе анализа литературных источников описать процесс формирования звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
2. Определить закономерности формирования звукопроизношения в онтогенезе
3. Выявить в экспериментальном исследовании специфику звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
Гипотеза исследования: особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии имеют различную степень выраженности, в связи с недостаточной сформированностью артикуляционной моторики; проявляется это в отсутствии, в искажении и в замене звуков, в нарушениях развития интонационной стороны речи.
Методы исследования: изучение и анализ научно–методической литературы по проблеме исследования, констатирующий эксперимент.
В системе коррекционной работы с дошкольниками 5-6 лет со стертой формой дизартрии формирование звукопроизношения выступает в качестве наиважнейших задач. Можно согласиться с тем, что данная проблема широко освещена в логопедии, но вместе с тем вопрос о наилучшем применении методов и приемов, обеспечивающих высокие результаты коррекционной работы, всегда остается и открытым и довольно острым.
База исследования – БДОУ г. Омска «Детский сад компенсирующего типа №22».
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Формирование звукопроизношения у детей дошкольного возраста осуществляется последовательно, со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. В онтогенезе звукопроизношения встречаются замены, смешения, исключением являются искажения, пропуски.
При дизартрии в любом возрасте происходит нарушение речевой деятельности, вызванное ослаблением связи клеток и тканей речевого аппарата с нервными окончаниями. Это, в свою очередь, изменяет ритм дыхания в момент речи, делая его прерывистым и учащенным. Речь дошкольника с дизартрией отличается нечеткостью и непонятностью. В зависимости от стадии дизартрии наблюдаются нарушения речи разной степени тяжести. Так, стертая дизартрия у детей дошкольного возраста и у взрослых характеризуется малозаметными нарушениями в произношении тех или иных звуков. Дальнейшие этапы развития заболевания отличаются более явными дефектами речи (пропуски звуков, замедленность речи). Наиболее тяжелая стадия дизартрии характеризуется параличом мышц речевого аппарата и как следствие неспособностью пациента к речи.
Экспериментальное исследование показало, что у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии звукопроизношение характеризуется нарушениями в развитии звукового облика слов в структуре предложения, нарушениями в понимании изменения силы голоса восприятие изолированных звуков, звукоподражаний, произносимых различной силой голоса; интонационными нарушениями.
В ходе проведенного исследования был сформулирован вывод о том, что у старших дошкольников со стертой формой дизартрии со средним уровнем сформированности звукопроизношения нарушения носят вторичный характер. Они выражаются в ошибках опознания фонем на материале звуков и слогов (так как в данных случаях отсутствует опора на семантическое значение предлагаемых для слухового восприятия языковых единиц. У старших дошкольников со стертой формой дизартрии с низким уровнем сформированности звукопроизношения не сформированы навыки произношения слов. Дошкольники данной группы затрудняются в выполнении предложенного задания даже по образцу и с помощью подсказки педагога, в основном отказывались выполнять предложенное задание. У детей данной группы наблюдаются грубые нарушения в опознании фонем близких и далеких по акустическим и артикуляционным признакам. Также у старших дошкольников данной группы наблюдаются сильно выраженные нарушения звукопроизношения, преимущественно выраженные на уровне слов, серий из двух, и, в особенности из трех слогов, включающих близкие по артикуляторно-акустическим признакам звуки.
Формирование произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. С детьми данной группы необходимо проводить специальную коррекционно-логопедическую работу по устранению нарушений в развитии произносительной стороны речи.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия: Учебное пособие / Е.Ф. Архипова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 256 c.
2. Викжанович, С.Н. Характеристика системного недоразвития речи при расстройствах аутистического спектра / С.Н. Викжанович // Современные исследования социальных проблем. – 2015. – № 8 (52). – С. 294–305.
3. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е.Н. Винарская. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2017. – 165 с.
4. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2012. – 874 с.
5. Гвоздев, А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка / А.Н. Гвоздев. – СПб.: Питер, 2015. – 541 с.
6. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: метод. пособие / Г.Г. Голубева. – СПб.: Изд-во РГПУ: Союз, 2015. – 60 с.
7. Жукова, Н.С. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2013. – 320 с.
8. Лаврова, Е.В. Логопедия. Основы фонопедии / Е.В. Лаврова. – М.: Академия, 2017. – 463 с.
9. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей / Р.Е. Левина. – СПб.: Речь, 2015. – 241 с.
10. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной // Репринтное воспроизведение издания 1967 г. – М.: Альянс, 2018. – 368 с.
11. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические исследования / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия. 2015. – 658 с.
12. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи дошкольников / А.И. Максаков. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 64 с.
13. Морозова, Е.Л. Произносительная сторона речи в онтогенезе / Е.Л. Морозова // Логопед. – 2016. – №4. – С. 74-77.
14. Соботович, Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления / Е.Ф. Собботович. – М.: Инфра-М, 2013. – 456 с.
15. Трошин, О.В. Логопсихология: Учебное пособие / О.В. Трошин. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 256 с.
16. Тушканова, Г.Е. Особенности речи детей старшего дошкольного возраста / Г.Е. Тушканова // Дефектология. – 2013. – №3. – С. 23-25.
17. Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет / О.С. Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 272 c.
18. Халилова, Л.Б. Детская речь: особенности речевых расстройств / Л.Б. Халилова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 410 с.
19. Хватцев, М.Е. Логопедия / М.Е. Хватцев. – М. : Эксмо, 2016. – 548 с.
20. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения / М.Ф. Фомичева. – СПб.: Речь, 2015. – 471 с.
21. Фрадкина, Ф.И. Состояние звукопроизношения у детей со стертой дизартрией / Ф.И. Фрадкина // Молодой ученый. – 2017. – №4. – С. 315-319.
22. Шахнарович, А.М. Общая психолингвистика: учебное пособие / А.М. Шахнарович.‐ М.: Инфра-М, 2015. – 123 с.
23. Швачкин, Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте [Электронный ресурс] / Н.Х. Швачкин.. – Режим доступа: http://elibrary.ru. (Дата обращения: 08.04.2019 г.).
24. Швачкин, Н.Х. Развитие произносительной стороны речи у дошкольников / Сборник статей. – М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 2015. – 901 с.
25. Якимова, Н.Г. Воспитание у детей правильного произношения / Н.Г. Якимова // Дефектология. – 2017. – №4. – С. 28-34.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ