Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Удовлетворенность качеством жизни студентами в период экзаменационной сессии

Работа №41818

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
376
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Теоретико-методологические аспекты влияния
на качество жизни студентов ВУЗов
1.1. Системный анализ составляющих качества жизни
профессионально-популяционных групп
1.2. Теоретические аспекты профессиональной адаптации у
студентов ВУЗов
1.3. Основные направления педагогического сопровождения
адаптации студентов-первокурсников к образовательному процессу ВУЗов
2. Оценка удовлетворенности качества жизни студентов ВУЗов в период экзаменационной сессии
2.1. Описание выборки исследования
2.2. Методы исследования
2.3. Процедура исследования
2.4. Математико-статистические методы обработки данных
3. Исследование по подготовке и адаптации студентов в период экзаменационной сессии
3.1. Результаты исследования и их обсуждение
3.2. Связь удовлетворенности качеством жизни со здоровьем
студентов и физическими нагрузками
Заключение


Актуальность изучения качества жизни различных групп населения связана с социально-экономическими трансформациями, изменением политической ситуации в стране за последние два десятилетия, что привело к формированию нового образа жизни людей. Как следствие, изменилось психологическое состояние общества, изменились возможности удовлетворения потребностей, изменились ценности и ожидания людей. Начавшийся в 2014 году финансово - экономический кризис еще более актуализировал проблему качества жизни.
Как предмет научных исследований, имеющих практическую значимость, тема изучения качества жизни населения стала вызывать повышенный интерес экономистов (Дж. Гэлбрейт), социологов (П. Сорокин, P. Инглхарт) и психологов (A. Кэмпбелл, М. Аргайл) в 60-х годах ХХ века.
Важным вопросом является проблема оценки людьми своего самодостатка и материального благосостояния, социального статуса, укрепления здоровья, а также культурного развития общества и формирования отношений между разными слоями общества. Несмотря на значительное число исследований в данной области, проведенных за прошедшее время, психологические аспекты качества жизни и удовлетворенности им изучены недостаточно, сохраняются существенные различия между разными группами специалистов в структурировании самого понятия «качество жизни», в выборе его индикаторов.
Проблема качества жизни, имеетмировоззренческуюпредисторию в философии, так и не став собственно философской, впервые приобрела научный статус в обществознании, а точнее - в ученые и. Но в категориальном поле ученые и понятие “жизнь” отсутствует. Поэтому существующее понятие следует воспринимать как целостное.
Возможно, из-за его принципиальной «нерасчленимости» в ученые и до сих пор нет единого понятия жизни, хотя теории качества жизни существуют с 60-х годов ХХ века. На основе расширения понятия социальных индикаторов впервые появились в США. При этом методологической базой служили неоговоренные классические философские сюжеты, а идеи неопозитивизма, неомарксизма и экзистенциализма.
Большую роль сыграла в формировании этих теорий и концепция нормативно-мотивационной роли идеологии в формировании приоритетных целей социальной политики реформистского характера. Поскольку понятие “жизнь” не является ученическим, постольку сущность, структура и содержание понятия “качества жизни” в западной ученые и трактуется по- разному, причем, существуют прямо противоположные сентенции.
Так, одни ученые качество жизни отождествляют с образом жизни, стилем жизни, уровнем жизни. Другие говорят, что это нечто противоположное и образу, стилю, и тем более уровню.
Инвайронменталистская социология, впервые заговорила о качестве жизни и потому претендует на истину в последней инстанции, сводит качество жизни к качеству окружающей среды, уровню стрессовых реакций и т.д. В 70-е годы неопределенность понятия привела в изучении качества жизни к глобального моделирования, практически приближенному к эконометрике. Здесь выделяются работы А.Кэмпбела в США.
Ученные США в данный момент активно изучают социально-психологические механизмы, опосредующиереальноеудовлетворение потребностей людей - компенсаторные модели с широким кругом факторов социального, психологического и даже психиатрического характера, когнитивный и аффективный компоненты благополучия. Исследования, таким образом, перемещаются из индустриальной и инвайронментальной ученые и в интеракционистском направлении, захватывая биоэтическую проблематику и неизбежно выходя на медико-биологический уровень.
Проблему дефиниции это не решает, потому что в медицинской трактовке качества жизни существует определенная подмена тезиса в его определении, которая препятствует кросинговым исследованиям. Пока же отметим, что категория "качества жизни" ориентирована на оценку человеческих нужд, которые не поддаются количественному измерению.
Каждая наука, изучающая человека, вносит свой вклад в разработку проблемы качества жизни. Ученые включают в понятие "качество жизни" показатели содержательности труда и досуга, удовлетворенности ими, уровня комфорта в труде и быту, качества питания, одежды, предметов обихода, жилья, окружающей среды, качество функционирования социальных институтов, сферы обслуживания, уровень удовлетворения потребностей в общении, знаниях, творчестве и т.д.
Разработанность темы - информационно-аналитический обзор источников научных работ, электронных ресурсов, журналов, статей и опыта по исследованию «удовлетворенность качеством как отечественных, так и зарубежных ученых показал, что проблема является актуальной и изучаемой. При этом существует недостаточная систематичность данных исследований, отсутствие единого понимания специфики данного феномена и факторов влияющих на его возникновение и развитие.
Противоречия между формированием «удовлетворенности качеством жизни» у учащихся в период экзаменационной сессии и отсутствием комплексной системы, направленной на предупреждение и профилактику стресса у учащихся в период экзаменационной сессии.
Проблема исследования: отсутствие психологической поддержки учащихся в период экзаменационной сессии.
Объект исследования - удовлетворенность качеством жизни.
Предмет исследования - удовлетворенность качеством жизни учащегося в период экзаменационной сессии
Цель исследования - изучить особенности удовлетворенности качеством жизни учащихся в период экзаменационной сессии.
Гипотеза исследования: удовлетворенность качеством жизни у учащихся во время экзаменационной сессии ниже, чем во время обучения.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ исследований особенностей, влияющих на удовлетворенность качеством жизни учащихся.
2. Рассмотреть подходы к изучению «удовлетворенностью качеством жизни».
3. Провести эмпирическое исследование удовлетворенности качеством жизни учащихся.
4. Разработать методические рекомендации по повышению уровня удовлетворенности качеством жизни учащихся.
Методологические (теоретические) основы исследования составляет анализ и обобщение информации по проблеме исследования, представленной в научной психолого-педагогической литературе.
Методы и методики исследования анкетирование по опросникам «оценка уровня удовлетворенности качеством жизни (Н. E. Водопьянова)», «Диагностика факторов здорового образа жизни», «Шкала прокрастинации для учащихся (С.Лэй)», «Тест Лири».
Методы математико-статистической обработки данных: - t-критерий Стьюдента.
Экспериментальная база исследования:
Высшие образовательные учреждения г. Казани
Практическая значимость исследования. Практическая значимость заключается в форме работы со учащегося повышения у них удовлетворенности качеством жизни
Выборка: контингент - студенты очного и заочного отделения.
Общее количество исследуемых - 50 человек.
Возраст испытуемых - 18-30 лет.
Организация и проведение исследования: Все проведенные эксперименты были организованы на базах высших образовательных учреждений. Сбор эмпирических данных проводился пассивными методами, т.е. осуществлялась регистрация естественного процесса. Регистрация изучаемых свойств проводилась с помощью опросников. Сбор информации осуществлялся групповым методом, который позволяет создать наиболее полную картину исследуемого феномена. Обратная связь осуществлялась. В итоге были получены результаты по методикам и по этим результатам составлялись сводные протоколы.
Структура представленной работы:работа включает содержание, введение, три главы и 7 подразделов, заключение и список использованных источников.Выпускная квалификационная работа представлена на 124 страницах, включая приложения, рисунки,графики, таблицы, библиотечный список литературы -100 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью исследования было изучить особенности удовлетворенности качеством жизни учащихся в период экзаменационной сессии.
Задачами исследования были следующие:
1) проведение теоретического анализа исследований особенностей, влияющих на удовлетворенность качеством жизни учащихся;
2) рассмотрение подходов к изучению «удовлетворенностью качеством жизни»;
3) проведение эмпирических исследований удовлетворенностью качеством жизни учащихся;
4) разработка методических рекомендации по повышению уровня удовлетворенности качеством жизни учащихся.
В основе формирования феномена «качество жизни» лежат понятия «образ жизни» и «здоровый образ жизни», разрабатываемые на протяжении всех этапов исторического развития общества. Каждому этапу развития соответствуют свои стандарты «качества жизни», обусловленные уровнем развития общества, как технологическим, так и социально-нравственным. «Качество жизни» человека — это междисциплинарная категория, характеризующая эффективность всех сторон жизнедеятельности человека, фактический уровень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека, уровень его интеллектуального, культурного и физического развития личности, степень обеспечения комплексной безопасности жизни с учетом субъективной оценки индивида различных сторон жизни. Критериями качества жизни служат такие компоненты, как уровень физического, психического и духовного благополучия человека, определяющего образа жизни и поведение. Функционирование систем «образ жизни - здоровье», «образ жизни- качество жизни» и «качество жизни — поведение» происходит при непрерывном совокупном взаимодействии объективных условий и субъективных характеристик, заданных комплексом социальных, экономических, политических, экологических, культурных и других условий.
Выявлены взаимосвязи между физическим, психическим и социальными компонентами качества жизни учащихся, образом их жизни и образовательно-воспитательной средой вуза. Выявлена ведущая роль формирования физической культуры личности в структуре качества жизни учащихся. Уровень физической культуры личности учащегося отражает реальный уровень качества жизни общества и во многом определяет реализацию его качества жизни в повседневной преобразовательной, познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной деятельности.
Реализация разработанной модели формирования здорового образа жизни и качества жизни учащихся позволяет решить комплекс таких образовательно воспитательных задач, как обеспечение безопасности здоровья среды обучения и адаптации элементов учебного процесса к физическими и психологическими возможностями состоянием здоровья учащихся, содействие формированию физической культуры личности и здорового образа жизни учащихся.
Взаимосвязь образа жизни и здоровья выступает одной из сторон многогранной деятельности человека, является результатом длительной человеческой практики и накопления эмпирических знаний о здоровье.
Образ жизни современных учащихся, в целом, отражает уровень качества жизни всего населения страны, реагируя на все изменения социально-экономического характера, происходящие в обществе, влияя на социально-экономические показатели и тенденции развития общества.
Отношение к своему здоровью, выражающееся через различные формы жизнедеятельности, в значительной степени отражает приоритет здоровья в шкале жизненных ценностей учащихся, что, в свою очередь, имеет непосредственное отношение к формированию у них таких понятий, как благо, гуманизм, этика, мораль, нравственность и т.п.
Хорошее здоровье — это один из самых важных источников счастья и радости человека, неоценимое его богатство, которое медленно и с трудом накапливается, но которое можно быстро и легко растерять.
Объективные и субъективные характеристики образа жизни акцентирует внимание на роль развития личности учащегося, его духовной и телесной культуры, его нравственности, формирующие уровень качества его жизни.
Одним из решающих условий, обеспечивающих результативность и продуктивность труда человека, является наличие высокой общей работоспособности, базирующейся на крепком здоровье и нормальном физическом развитии.
Формирование физической культуры личности учащегося как категории качества жизни учащегося может стать действенным фактором в формировании здорового образа жизни молодежи, сформировать прогрессивные тенденции в развитии общественного мнения и потребностей в освоении ценностей физической культуры, как вида культуры будущего специалиста.
Физкультура и спорт помогают раскрыть свои силы, увидеть свои возможности. Это сильный могучий источник молодости и здоровья. Занятия физической культурой сказываются на всём облике человека, делают его гармонично развитым, красивым, стройным, укрепляют физические и духовные силы, вселяют бодрость и энергию. Конечно, не каждый человек может устанавливать рекорды, но всё равно все девушки, юноши, взрослые могут и должны ходить на лыжах, кататься на коньках, плавать, ездить на велосипеде, без труда пробегать кроссовую дистанцию, свободно проделывать несложные упражнения на гимнастических снарядах.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ