Введение 3
ГЛАВА I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА «ИНТЕРЕСОВ РЕБЁНКА» В СЕМЕЙНОМ И ИНОМ ОТРАСЛЕВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
§ 1. Понятие и виды интересов ребенка в современном семейном
законодательстве 7
§ 2. Определение интересов ребенка в нормативных правовых актах
иных отраслей права 12
ГЛАВА II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ 20
§ 1. Понятие, содержание и классификация родительских прав 20
§ 2. Пределы и принципы осуществления родительских прав 25
§ 3. Общее положение о формах и способах осуществления
родительских прав 31
ГЛАВА III. ИНТЕРЕСЫ РЕБЕНКА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
РОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ 37
§ 1. Учет мнения ребенка как способ выявления и обеспечения его
интересов 37
§ 2. Особенности обеспечения интересов ребенка в современных
имущественных правоотношениях 41
§ 3. Обеспечение интересов ребенка при рассмотрении судами
семейно-правовых споров 47
§ 4. Исполнение решений суда по делам, связанным с защитой прав и
интересов детей 51
Заключение
Список использованной литературы
Современная социальная ситуация в мире характеризуется тем, что традиционная модель семьи, которую мы все привыкли наблюдать, уходит в прошлое. Это происходит под давлением постоянно увеличивающегося количества незарегистрированных браков, предпочтения замужеству сожительства. Из этого вытекает большое количество детей, рожденных вне брака.
Все вышеотмеченное является непосредственным основанием возникновения как новых форм и видов, так и новых моделей, при помощи которых осуществляется связь и взаимодействие родителей как между собой, так и непосредственно с ребенком.
Особое место в правах и свободах человека и гражданина в государстве выделяется детям, а именно принципу соблюдения их прав, свобод и законных интересов, и признания права на тот уровень жизни, который требуется им для полноценного и всестороннего развития. Данный принцип должен обеспечиваться в соответствии с международными нормами, и нормами российского права, как со стороны государства, так и со стороны родителей, опекунов и попечителей, частных учреждений, которые занимаются вопросами социального обеспечения данной категории лиц, судебными, административными, законодательными и другими органами.
Нормами Семейного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - СК РФ) отношения, которые возникают между родителями и детьми при решении того или же иного вопроса, могут регулироваться по разному в зависимости от конкретной ситуации.
К примеру, те вопросы, которые касаются непосредственно детей, в том числе их воспитания и предоставления образования, должны решаться родителями при обоюдном согласии, а также с учетом всех интересов ребенка, а также с учетом непосредственно его мнения. В случае, если между родителями возникли разногласия, помочь их решить могут уполномоченные на то органы (опека и попечительство или суд) также с учетом всех интересов ребенка, а также с учетом непосредственно его мнения.
Тем самым, на законодательном уровне предполагается наличие разных правовых режимов, в рамках которых между родителями будут разрешаться возникшие споры, а также разногласия. Для этого требуется изучать, формировать, а также классифицировать интересы, которые могут выступать как объект семейных правоотношений, ведь данные интересы детей напрямую влияют на качество и эффективность разрешения тех или иных конфликтных ситуаций.
Актуальность, а так же практическая значимость исследования темы заключается в том, с каждым днем все более и более расширяется сфера обеспечения интересов несовершеннолетних при рассмотрении споров, вытекающих из брачно-семейных отношений.
Интересы детей кроме прочего могут выступать в качестве объекта во многих отношениях правового характера, в том числе в случае осуществления родителями несовершеннолетнего ребенка раздела их общего имущества, при признании брака родителей несовершеннолетнего лица недействительным и т.д.
В качестве субъектов спорных правоотношений, затрагивающих детские интересы, могут быть не только родители, но и другие лица. К ним, например, можно отнести лиц, которые временно исполняют обязанности родителей (опекуны или же попечители). Как в отношении родителей, так и в отношении лиц, которые заменяют родителей по тем или иным причинам, действует правило, которое, как уже было отмечено, состоит в том, что прежде всего следует принимать во внимание интересы ребенка.
С точки зрения применения знаний, полученных в ходе раскрытия вопроса об интересах ребенка как критериях качества осуществления родительских прав на практике, хочется отметить, что при его изучении требуется понимание того, в каком состоянии находятся уполномоченные на рассмотрение вопросов, связанных с интересами несовершеннолетних, органы, разрешались ли ранее подобные вопросы, какие правовые последствия могут возникнуть, а также какие механизмы можно усилить или же, наоборот, перестать применять для того, чтобы еще более качественно обеспечивать охрану законных интересов несовершеннолетних в нашей стране.
Цель данной работы формирование комплексного представления об интересах ребенка как критерий качества осуществления родительских прав.
В соответствии с поставленной целью квалификационной работы, следует обозначить следующие задачи:
- изучить понятие и виды интересов ребенка в современном семейном законодательстве;
- раскрыть определение интересов ребенка в нормативных правовых актах иных отраслей права;
- рассмотреть понятие, содержание и классификация родительских прав;
- проанализировать пределы и принципы осуществления родительских прав;
- выявить формы и способы осуществления родительских прав;
- изучить вопрос об учете мнения ребенка как способе выявления и обеспечения его интересов;
- рассмотреть обеспечение интересов ребенка при рассмотрении судами семейно-правовых споров;
- проанализировать исполнение решений суда по делам, связанным с защитой прав и интересов детей.
Объект настоящей работы - это общественные отношения, возникающие в ходе реализации интересов ребенка в нашем государстве.
Предмет работы включает в себя нормативно-правовые акты, которые содержат в себе основные правила, которые регулируют взаимоотношения,возникающие как между детьми и их родителями, так и между детьми и иными лицами, а также разрешают разногласия и споры, которые затрагивают права, свободы, а также законные интересы несовершеннолетних.
Теоретико-методологическую базу магистерской работы составляют общенаучный диалектический метод познания, а кроме этого еще и специальные методы: системно-структурный метод, формально юридический метод, сравнительно-правовой метод, социологический метод, а также другие методы научного познания.
В качестве научно-теоретической основы работы нами были использованы труды Нечаевой А.М., Савельевой Н.М., Тарусиной Н.Н., Шумиловой Т.А., Алиевой З.З., Асланова Х.Г., Ахмедхановой А.М., Батовой О.В., Батуриной Н.И., Беспалова Ю.Ф., Богдановой Г.В., Буяновой Е.В., Вавильченковой Г,И., Вершининой Г.И, Громоздиной М.В., Дзугаевой
А.З. Долгова Ю.Г., Зеленцова А.Б., Левушкина А.Н., Лысовой А.З, Малиновой А.Г., Мардахаевой П.Н., Смирновской С.И., Смолиной Л.А., Старосельцевой М.М., Тарусиной Н.Н., Урумовой Т.О., Фоминой Е.А., Худоярова Б.Т., Шершень Т.В., Штыкова Д.В., Батовой О.С., Беспалова
А.Ю., Беспалова Ю.Ф., Громоздиной М.В., Диковой И.А., ИльинойО.Ю., Косовой О.Ю., Кузьминой А.В., Максимович Л.Б, Малько А.В., Миролюбовой О.Г., Михайловой И.А., Нечаевой А.М, а также других известных учёных-правоведов.
Данная работа состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения, а также списка использованной литературы и нормативных правовых актов.
В данной работе мы раскрыли тему «Интересы ребенка как критерий качества осуществления родительских прав».
В результате исследования мы пришли к следующим выводам.
«Интересы ребенка» являются понятием, в теории права, а также в его практическом применении, имеющим различное структуру и значение. Крайне важно выделить сущность, а также особенности интересов несовершеннолетних в связи с тем, что в данном конкретно случае «интерес ребенка» как правовая категория подразумевает под собой основу правового регулирования, выражает его направление, определяет цели и задачи, для достижения коих и вводится та или иная правовая норма. способствующая наилучшему соблюдению всех интересов, свобод и достоинств, и становлению его как личности.
Ребенок как субъект права полномочен удовлетворять имеющиеся у него требования и интересы, закрепленные на законодательном уровне, и получать определенные социальные блага. За счет закрепления в ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» законных интересов, становится возможным гарантировать надлежащий статус ребенка в государстве, а также не только на бумаге, но и на деле осуществлять права, свободы и законные интересы данной категории лиц.
В Российской Федерации в соответствии защита законных интересов ребенка осуществляется в первую очередь его родителями. Однако, к большому сожалению, многочисленные выявленные факты нарушения прав детей дают основание полагать, что далеко не все родители осуществляют требуемую заботу, внимание и воспитание.
У несовершеннолетних детей имеется право на защиту от злоупотреблений, исходящих от их же собственных родителей, а в некоторых установленных законом случаях, от лиц, которые их заменяют. Так, ребенок может самостоятельно обратиться в соответствующие территориальные органы опеки и попечительства за защитой. Помимо прочего, по достижению несовершеннолетним возраста 14 лет, он вправе обратиться в суд, а также в органы прокуратуры за защитой своих нарушенных прав.
Однако на практике довольно трудно осуществить указанные права, так как с юридической стороны ребенок не всегда может правильно и четко сформулировать свои требования.
В связи с этим предлагается дополнить действующее законодательство положением о том, что в случае обращения в суд несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет за защитой своих прав и законных интересов против обоих родителей или единственного родителя в соответствии суд обязан назначить ему в качестве представителя адвоката. Представителю же органа опеки и попечительства будет предоставлена возможность дать объективное заключение по делу.
Одним из шагов, который позволит сократить количество нарушений в сфере интересов детей, является развитие системы информационного и правового обучения детей их правам и обязанностям, особенно внутри семьи, потому как именно институт семьи осуществляет базовое формирование ребенка как личности. Дети через средства массовой информации, объявления в школах, медицинских, социальных и в иных организациях должны быть оповещены об адресах, режиме работы, номерах телефонов, адресе электронной почты, куда они могут обратиться за помощью. Конечно же, дети смогут обращаться в такие центры и по всем другим вопросам, касающимся их законных интересов, в том числе по административным и уголовным делам. Помощь должна оказываться также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Понятие «интересы ребенка» гораздо более глубокое и сложное, чем кажется на первый взгляд, и выходит за рамки семейного права как в Российской Федерации, так и на международном уровне.
Цель учета интересов ребенка состоит в том, чтобы обеспечить ему физическую, психологическую, моральную и духовную целостность и неприкосновенность ребенка и содействовать утверждению его человеческого достоинства. Однако какие конкретно «интересов ребенка» должны соблюдаться, к сожалению, не раскрывается.
В каждом конкретном случае интересы ребёнка должны определяться отдельно, основываясь на тех или иных жизненных обстоятельствах.
Хочется заметить, что в большинстве своём в работах, раскрывающих некоторые аспекты данного вопроса, содержатся ни сами интересы ребенка, а то, какие действия совершаются государством и уполномоченными органами в интересах ребенка, или же наоборот, в нарушение этих интересов.
Требуется понимать, что помимо интересов ребенка, существуют и наилучшие интересы.
При решении любых вопросов, касающихся как государственной, так и частной сферы в отношении ребенка, всегда должны приниматься во внимание и использоваться именно наилучшие интересы. В случае же возникновение каких-либо спорных или же конфликтных ситуаций, первоочередными считаются именно интересы несовершеннолетнего лица.
Однако в российском законодательстве все построено совершенно по- другому. В рамках основ законодательства, раскрывающих вопросы семьи, интересы ребенка учитываются крайне редко, причем обосновывается с теоретической точки зрения тем, что Российское законодательство ставит в приоритет интересы семьи как единого целого, члены семьи, являясь субъектами семейных правоотношений, должны подстраиваться под интересы друг друга.
Позиция, когда права и наилучшие интересы ребенка конкурируют с государственными интересами и проигрывают им, нашла свое отражение и в других нормативных правовых актах. К примеру, Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 г. закрепляет такие принципы осуществления государством семейной политики, как самостоятельность семьи в принятии решений относительно своей внутренней жизни, презумпция добросовестности родителей в осуществлении родительских прав и повышение авторитета родительства в семье и обществе. Принцип защиты интересов ребенка в ней отсутствует.
Отсутствие приоритета учета наилучших интересов ребенка среди принципов семейного законодательства посылает ложный сигнал органам, уполномоченным на защиту детей. Суд, не имеющий в своем арсенале алгоритма оценки действий органов, изымающих детей, и основывающий свое решение на формальном соответствии действий закону без учета их пропорциональности, не может быть гарантом соблюдения интересов ребенка. Эффективность текущей реформы семейного законодательства во многом будет зависеть от того, будет ли скорректирован этот подход. Внесение положения, закрепляющего «необходимость учета наилучших интересов ребенка» в число основ семейного законодательства, позволит учитывать его при толковании и применении всех положений закона, касающихся изъятия ребенка из семьи (в том числе приемной), лишения и ограничения родительских прав, что, на наш взгляд, будет способствовать сокращению количества необдуманных изъятий детей из семейного окружения.
Ключевыми целями развития национальной политики в области защиты интересов детей требует условий, при которых одной из приоритетных задач будет являться достижение благосостояния детей и с каждым годом будет улучшаться их положение внутри нашего государства, перейдет на новую ступень воспитание и обучение детей, а также появятся благоприятные условия для их жизни и деятельности во всех имеющихся сферах жизни современного общества. Именно при достижении этих условий, а также дальнейшим совершенствованием правового статуса ребенка, можно будет говорить о том, что в данной сфере Россия является истинно демократическим обществом.
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. - 1998. - 10 декабря.
2. О правах ребенка: конвенция ООН от 20 ноября 1989 г.
(одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // Сборник
международных договоров СССР. - 1993. - Выпуск XLVI.
3. Конституция Российской Федерации: Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.: [в ред. от 21.07.2014 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 137.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51- ФЗ: [в ред. от 23.05.2018 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
5. Семейный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ [в ред. от 20.06.2018 г.] // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 1. - Ст. 16.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ: [в ред. от 23.05.2018 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от
13 июня 1996 г. № 63-ФЗ: [в ред. от 03.07.2018 г.] // Собрание
законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья): федеральный закон от 26 ноября 2001 г. № 146- ФЗ: [в ред. от 28.03.2017 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 49. - Ст. 4552.
9. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ [в ред. от
27.06.2018 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - №1. - Ст. 1.
10. Трудовой кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ [в ред. от 05.02.2018 г.] // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (часть 1). - Ст. 3.
11. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ [в ред. от 27.06.2018 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 46 - Ст. 4532.
12. Жилищный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ [в ред. от 04.06.2018 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 1. - Ст. 14.
13. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: федеральный закон от 08 марта 2015 г. № 21-ФЗ [в ред. от
28.12.2017 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - № 10. - Ст. 1391.
14. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ [в ред. От 07.03.2018 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 52. - Ст. 5880.
15. Об актах гражданского состояния: федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ [в ред. от 01.01.2018 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 47. - Ст. 5340.
16. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ [в ред. от 04.06.2018 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3802.
17. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: федеральный закон от 24 июня 1999
г. № 120-ФЗ [в ред. от 27.06.2018 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 26. - Ст. 3177.
18. Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ [в ред. от 04.06.2018 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 42. - Ст. 5005.
19. О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей: федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ [в ред. от 08.03.2015 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. -
2001. - № 17. - Ст. 1643.
20. О гражданстве Российской Федерации: федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ [в ред. от 29.07.2018 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 22. - Ст. 2031.
21. Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации: федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ [в ред. от 03.07.2018 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.
22. Об опеке и попечительстве: федеральный закон от 24 апреля 2008
г. № 48-ФЗ [в ред. от 31.12.2017 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 17. - Ст. 1755.
23. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ [в ред. от 07.03.2018 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 48. - Ст. 6724.
24. О занятости населения в Российской Федерации: закон РФ от 19 апреля 1996 г. № 1032-1 [в ред. от 03.07.2018 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 17. - Ст. 1915.
25. Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью: постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2003 г. № 117 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 36. - Ст. 4577.
26. Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан: постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423 [в ред. от 30.12.2017 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. - № 21. - Ст. 2572.
27. Об утверждении Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством): Приказ Минобразования Российской Федерации от 19 августа 1999 г. № 199 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 36. - Ст. 4577.
28. Об утверждении Порядка медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также формы заключения о результатах медицинского освидетельствования таких граждан: приказ Минздрава Российской Федерации от 18 июня 2014 г. № 290н // Российская газета. - 2014. - №185.
29. О применении законодательства по опеке и попечительству в
отношении несовершеннолетних: письмо Минобрнауки Российской
Федерации от 31 августа 2010 г. № 06-364// Вестник образования. - 2010. - №19.
30. Об утверждении Концепции государственной семейной политики
в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение
Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 № 1618-р // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 35. - Ст. 4811.
31. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского
законодательства от 07.10.2009 г.) // Вестник ВАС РФ. - 2009. - №11. - ноябрь.
II. Материалы юридической практики
1. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27 мая 1998 г. №10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 1998. - № 7.
2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 ноября 2017 г. № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2018. - № 1.
3. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2012. - № 7.
4. Решение Черемшанского районного суда Республики Татарстан от 11 июля 2017 г. по делу № 2-134/2017 // Режим доступа: http://sudact.ru/regular/doc, свободный. - Проверено : 17.07.2018 г.
5. Решение Ютазинского районного суда Республики Татарстан от 1
августа 2017 г. по делу № 2-730/2017 // Режим доступа:
http://sudact.ru/regular/doc, свободный. - Проверено : 17.07.2018 г.
6. Решение Бавлинского городского суда Республики Татарстан 24
августа 2017 г. по делу № 2-617/2017// Режим доступа:
http://sudact.ru/regular/doc, свободный. - Проверено : 17.07.2018 г.
7. Решение Рыбно-Слободского районного суда Республики
Татарстан от 13 сентября 2017 г. по делу № 2-506/2017 // Режим доступа: http://sudact.ru/regular/doc, свободный. - Проверено : 17.07.2018 г.
8. Решение Авиастроительного районного суда г. Казань
Республики Татарстан от 7 ноября 2017 г. по делу № 12-606/2017// Режим доступа: http://sudact.ru/regular/doc, свободный. - Проверено : 17.07.2018 г.
9. Решение Лаишевского районного суда Республики Татарстан от
28 ноября 2017 г. по делу № 2-1137/2017 // Режим доступа:
http://sudact.ru/regular/doc, свободный. - Проверено : 17.07.2018 г.
10. Приговор мирового судьи судебного участка № 13 Санчурского судебного района Кировской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 36 Санчурского судебного района Кировской области от 27 декабря 2017 г. // Режим доступа : https://rospravosudie.com/court-sudebnyj-uchastok-36-sanchurskogo-rajona-s/act- 241011189, свободный. - Проверено : 17.07.2018 г.
11. Приговор мирового судьи судебного участка № 57 Советского
судебного района г. Самары Самарской области от 23 января 2018 г. // Режим доступа: https://rospravosudie.com/court-sudebnyj -uchastok-57-samarskoj -
oblasti-s/act-241133272, свободный. - Проверено : 17.07.2018 г.
12. Приговор Кировского районного суда г. Саратов Саратовской области от 01 февраля 2018 г. // Режим доступа: https: //ro spravo sudie. com/court-kirovskij -raj onnyj - sud-g-saratova-saratovskaya- oblast-s/act-100230406, свободный. - Проверено : 17.07.2018 г.
13. Решение Кировского районного суда г. Казань Республики Татарстан от 27 февраля 2018 г. по делу № 2-634/2018 // // Режим доступа: http://sudact.ru/regular/doc, свободный. - Проверено : 17.07.2018 г.
14. Решение Приволжского районного суда г. Казань Республики
Татарстан от 3 мая 2018 г. по делу № 2-2882/2018 // Режим доступа:
http://sudact.ru/regular/doc, свободный. - Проверено : 17.07.2018 г.
III. Специальная литература
1. Абрамова Е.Н. Гражданское право / Е.Н. Абрамова // М.: Проспект. - 2018. - 752 с.
2. Алиева З.А. Проблемы законодательной защиты прав ребенка в современной России // Юридический вестник ДГУ. - 2013. - № 1.
3. Анбрехт Т.А. Социальная защита отдельных категорий граждан : учеб. Пособие для академического бакалавриата / Т.А.Анбрехт- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 448 с.
4. Анисимов А.П. Гражданское право: практикум / А.П. Анисимов, М.Ю. Козлова, (под общ.ред. А.Я. Рыженкова) // М.: Юрайт. - 2016. - 230 с.
5. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник./ М.В.
Антокольская // Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2002. - 336 с.
6. Бакаева И.В. Гражданское право: Общая часть: учебник / И.В. Бакаева // М.: Феникс. - 2018. - 573 с.
7. Беспалов Ю. Ф. Некоторые вопросы реализации семейных прав ребенка (теория и практика) / Ю. Ф. Беспалов. - Владимир : Владимир.гос.пед. ун-т. - 2001. - 123 с.
8. Бондаренко О.А. Интересы ребенка как правовая категория // Правовая парадигма. - 2017. - № 1.
9. Буянова М. О. Право социального обеспечения : учебник для академического бакалавриата / М. О. Буянова [и др.] ; под.ред. Ю. П. Орловского. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2016. - 524 с.
10. Григорьев И.В. Право социального обеспечения : учебник и практикум для ПСО // И.В. Григорьев, В.Ш. Шайхатдинов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М : Издательство Юрайт, 2017. - 383 с.
11. Гулидов П.В. ФЗ «Об опеке и попечительстве»: основные проблемы и пути их развития // Юридическая наука и практика: история и современность. - 2015. - № 2.
12. Додонова А.Д. Проблемы и основные тенденции развития конституционно-правового обеспечения прав, свобод и законных интересов детей в современной России // Среднерусский вестник общественных наук. -
2014. -№ 1.
13. Долинская В.В. Гражданское право. Юридические факты // В.В. Долинская, В.Л. Слесарев // М.: Проспект. - 2017. - 176 с.
14. Доржиева С.В. К вопросу о защите прав ребенка от злоупотреблений со стороны родителей // Евразийская адвокатура. - 2017. - № 4 (29).
15. Дубровская И. А. Права ребенка / И. А. Дубровская. - М. : Гросс Медиа. - 2008. - 176 с.
16. Ершов В.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. //
В.А. Ершов, И.А. Толмачев. - М.: ГроссМедиа , 2017. - 312 с.
17. Ильина, О. Ю. Интересы ребенка в семейном праве Российской Федерации / О. Ю. Ильина. - М. : Городец, 2006. - 192 с.
18. Кабатов В.А. Гражданское право Российской Федерации / В.А. Кабатов, Иванчак А.И., С.В. Водолагин // М.: МГИМО-Университет. - 2016. - 588 с.
19. Комарницкий А.В. Научная мысль о ювенальной юстиции в россии: концепция, принципы, содержание // Криминология: вчера, сегодня, завтра. - 2011. - № 2 (21).
20. Корякин В.М Гражданское право. Учебное пособие / В.М Корякин // М.: Проспект. - 2018. - 184 с.
21. Кострова Н.М. Процессуальные правила разбирательства семейных дел в Семейном кодексе РФ // Журнал российского права. - 2000. - № 3.
22. Кравчук Н. В. «Наилучшие интересы ребенка»: содержание понятия и его место в семейном законодательстве России // Актуальные проблемы российского права. - 2017. - № 5 (78).
23. Кутафин О.Е. Гражданское право: учебник для бакалавров / О.Е. Кутафин, В.Л. Слесарев // М.: Проспект. - 2016. - 768 с.
24. Лушников А.М.Теория права социального обеспечения: прошлое и настоящее. Учебное пособие для вузов / А.М. Лушников, М.В Лушникова,
Т.Ю. Барышникова. - М. :ЯрГУ, 2016. - 287 с.
25. Малькевич М.С. Воспитание ребенка как право и обязанность родителя // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2014. - № 3 (98).
26. Матвеев П.А. Особенности реализации воспитательной функции семейного права в замещающей семье // Семейное и жилищное право. - 2014. - № 5.
27. Миронова Т. К. Право социального обеспечения. Учебное пособие / Т. К. Миронова. - М. : КНОРУС, 2015. - 312 с.
28. Мозолин В.П. Г ражданское право / В.П. Мозолин // М.: Проспект,
2016. - 976 с.
29. Молева Г.В. Проблемы реализации права на воспитание детей отдельно проживающим родителем // Концепт. - 2014. -№ 27.
30. Нечаева А.М. О Федеральном законе «Об опеке и попечительстве» // Законы России. - 2009. - № 7.
31. Сунцова Е.А. Ювенализация государственной политики и российского законодательства в интересах детей // Вестник Московского университета МВД России. - 2016. - № 7.
32. Такмазян К. Р. Некоторые актуальные проблемы опеки и попечительства в Российской Федерации // Молодой ученый. - 2016. - № 29.
33. Такмазян К.Р. Некоторые аспекты установления опеки и попечительства в отношении детей, оставшихся без попечения родителей // Наука через призму времени. - 2017. - № 3.
34. Тарусина Н.Н. Семейное право: очерки из классики и модерна / Н.Н. Тарусина // Ярославль. : ЯрГУ, 2009. - 615 с
35. Тасеев В.Б. Развитие региональной модели социальной политики в интересах семьи и детей // Вестник Самарского государственного университета. - 2014. - № 4 (115).
36. Теплякова О. А. Правовой статус и функции органов опеки и попечительства // Русский закон. - 2016. - №. 10
37. Худойкина Т.В. Система защиты прав, свобод и законных интересов детей в Российской Федерации // Социально-политические науки. - 2014. - № 1.