Анализ подходов к повышению уровня конкурентоспособности (на примере ООО «КМК-ОЦМ»)
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические подходы к повышению уровня конкурентоспособности организации 7
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности организации 7
1.2 Факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности организации....13
1.3 Методология и подходы оценки уровня конкурентоспособности организации 20
2 Оценка уровня конкурентоспособности ООО «КМК-ОЦМ» 27
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО
«КМК-ОЦМ» 27
2.2 Оценка конкурентной среды деятельности ООО «КМК-ОЦМ» 32
2.3 Анализ и оценка уровня конкурентоспособности ООО «КМК-ОЦМ» 40
3 Подходы и пути повышения уровня конкурентоспособности ООО «КМК-
ОЦМ» 50
3.1 Мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности ООО
«КМК-ОЦМ» 50
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Теоретические подходы к повышению уровня конкурентоспособности организации 7
1.1 Понятие и сущность конкурентоспособности организации 7
1.2 Факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности организации....13
1.3 Методология и подходы оценки уровня конкурентоспособности организации 20
2 Оценка уровня конкурентоспособности ООО «КМК-ОЦМ» 27
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО
«КМК-ОЦМ» 27
2.2 Оценка конкурентной среды деятельности ООО «КМК-ОЦМ» 32
2.3 Анализ и оценка уровня конкурентоспособности ООО «КМК-ОЦМ» 40
3 Подходы и пути повышения уровня конкурентоспособности ООО «КМК-
ОЦМ» 50
3.1 Мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности ООО
«КМК-ОЦМ» 50
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. В условиях развития современной рыночной среды функционирования российских предприятий особую роль играет эффективное решение задач повышения уровня их конкурентоспособности, что включает в себя поиск и реализацию всех конкурентных преимуществ. На сегодняшний день необходимость активного внимания руководства предприятия к формированию эффективных стратегий повышения конкурентоспособности компании все больше возрастает.
Реализуя конкурентные преимущества и эффективно оценивая их воздействие на конкурентоспособность, предприятие может непрерывно совершенствовать свою финансово-хозяйственную деятельность, своевременно реагировать на изменения внешней и внутренней среды функционирования, укреплять свои рыночные позиции и завоевывать новые рынки сбыта.Повышение конкурентоспособности организации способствует достижению стратегических целей развития компании.
Отечественным коммерческим организациям приходится вести свою деятельность в условиях постоянно ожесточающийся конкуренции на целевом и внешнем рынке. В современных условиях конкурентоспособность среди организаций является ключевой составляющей наряду с эффективностью, а проблема достижения конкурентных преимуществ - одной из основных в управленческой, экономической и деловой жизни. Никогда ранее так остро не стояла проблема обеспечения устойчивости конкурентного преимущества. Успех организации определяется степенью привлекательности отраслей, где компания конкурирует, и относительной позицией этой компании в этих отраслях. Следовательно, эффективное функционирование российских компаний невозможно без комплексного процесса поиска путей повышения их конкурентоспособности.
Степень разработанности проблемы. Постоянная актуальность и стратегическая важность повышения уровня конкурентоспособности организации
обуславливает появление многочисленных современных статей и научных работ по этой проблеме. Вопросы эффективности методов повышения конкурентоспособности организацииисследованы в работах таких современных авторов как: Г.Д. Антонов, А.М. Афонин, Е.А. Горбашко, Н.Н. Даниленко, О.В. Заводило, Л.Н. Качалина, И.М. Лифиц и др. Вместе с тем практика показывает, что многие российские организации нуждаются в повышении уровня конкурентоспособности. В связи с этим актуальность темы исследования обусловлена необходимостью критического анализа и систематизации существующих путей повышения уровня конкурентоспособности организации. Этими обстоятельствами обусловлен выбор темы исследования.
Объект исследования - ООО «КМК-ОЦМ».
Предмет исследования - уровень конкурентоспособность организации.
Цель выпускной квалификационной работы -исследовать теоретические и практические аспекты подходов к повышению уровня конкурентоспособности.
На основе цели сформулируем задачи выпускной квалификационной работы:
- рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности организации;
- изучить факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность организации;
- исследовать методологию и подходы оценки уровня конкурентоспособности организации;
- дать организационно-экономическую характеристику деятельности ООО «КМК-ОЦМ»;
- провести оценку конкурентной среды деятельности ООО «КМК-ОЦМ»;
- провести анализ и оценку уровня конкурентоспособности ООО «КМК- ОЦМ»;
- предложить мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности ООО «КМК-ОЦМ»и провести оценку их эффективности.
В процессе исследования использовались нормативные и законодательные акты Российской Федерации, материалы научно-практических конференций, периодические научные издания исследуемой отрасли, а также научные труды по исследуемой проблематике. Для решения вышеперечисленных задач были использованы данные ООО «КМК-ОЦМ», которые представляют собой информационную базу исследования.
При доказательстве теоретических положений и разработке практических рекомендаций, обработке и анализе материалов исследования использовался системный подход к изучению рассматриваемой проблемы. В работе использовались общенаучные методы и приемы, такие как научная абстракция, систематизация, группировка, обобщение, дедукция и индукция, экспертные оценки, графическая интерпретация и прочее.
Практическая значимость исследования заключается в постановке и решении задач по внедрению мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности ООО «КМК-ОЦМ».
Структура и содержание работы обусловлена целью и задачами, решенными в процессе исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Реализуя конкурентные преимущества и эффективно оценивая их воздействие на конкурентоспособность, предприятие может непрерывно совершенствовать свою финансово-хозяйственную деятельность, своевременно реагировать на изменения внешней и внутренней среды функционирования, укреплять свои рыночные позиции и завоевывать новые рынки сбыта.Повышение конкурентоспособности организации способствует достижению стратегических целей развития компании.
Отечественным коммерческим организациям приходится вести свою деятельность в условиях постоянно ожесточающийся конкуренции на целевом и внешнем рынке. В современных условиях конкурентоспособность среди организаций является ключевой составляющей наряду с эффективностью, а проблема достижения конкурентных преимуществ - одной из основных в управленческой, экономической и деловой жизни. Никогда ранее так остро не стояла проблема обеспечения устойчивости конкурентного преимущества. Успех организации определяется степенью привлекательности отраслей, где компания конкурирует, и относительной позицией этой компании в этих отраслях. Следовательно, эффективное функционирование российских компаний невозможно без комплексного процесса поиска путей повышения их конкурентоспособности.
Степень разработанности проблемы. Постоянная актуальность и стратегическая важность повышения уровня конкурентоспособности организации
обуславливает появление многочисленных современных статей и научных работ по этой проблеме. Вопросы эффективности методов повышения конкурентоспособности организацииисследованы в работах таких современных авторов как: Г.Д. Антонов, А.М. Афонин, Е.А. Горбашко, Н.Н. Даниленко, О.В. Заводило, Л.Н. Качалина, И.М. Лифиц и др. Вместе с тем практика показывает, что многие российские организации нуждаются в повышении уровня конкурентоспособности. В связи с этим актуальность темы исследования обусловлена необходимостью критического анализа и систематизации существующих путей повышения уровня конкурентоспособности организации. Этими обстоятельствами обусловлен выбор темы исследования.
Объект исследования - ООО «КМК-ОЦМ».
Предмет исследования - уровень конкурентоспособность организации.
Цель выпускной квалификационной работы -исследовать теоретические и практические аспекты подходов к повышению уровня конкурентоспособности.
На основе цели сформулируем задачи выпускной квалификационной работы:
- рассмотреть понятие и сущность конкурентоспособности организации;
- изучить факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность организации;
- исследовать методологию и подходы оценки уровня конкурентоспособности организации;
- дать организационно-экономическую характеристику деятельности ООО «КМК-ОЦМ»;
- провести оценку конкурентной среды деятельности ООО «КМК-ОЦМ»;
- провести анализ и оценку уровня конкурентоспособности ООО «КМК- ОЦМ»;
- предложить мероприятия по повышению уровня конкурентоспособности ООО «КМК-ОЦМ»и провести оценку их эффективности.
В процессе исследования использовались нормативные и законодательные акты Российской Федерации, материалы научно-практических конференций, периодические научные издания исследуемой отрасли, а также научные труды по исследуемой проблематике. Для решения вышеперечисленных задач были использованы данные ООО «КМК-ОЦМ», которые представляют собой информационную базу исследования.
При доказательстве теоретических положений и разработке практических рекомендаций, обработке и анализе материалов исследования использовался системный подход к изучению рассматриваемой проблемы. В работе использовались общенаучные методы и приемы, такие как научная абстракция, систематизация, группировка, обобщение, дедукция и индукция, экспертные оценки, графическая интерпретация и прочее.
Практическая значимость исследования заключается в постановке и решении задач по внедрению мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности ООО «КМК-ОЦМ».
Структура и содержание работы обусловлена целью и задачами, решенными в процессе исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Реализуя конкурентные преимущества и эффективно оценивая их воздействие на конкурентоспособность, предприятие может непрерывно совершенствовать свою финансово-хозяйственную деятельность, своевременно реагировать на изменения внешней и внутренней среды функционирования, укреплять
свои рыночные позиции и завоевывать новые рынки сбыта. Повышение конкурентоспособности организации способствует достижению стратегических целей развития компании.
Отечественным коммерческим организациям приходится вести свою деятельность в условиях постоянно ужесточающейся конкуренции на целевом и
внешнем рынке. Можно сделать вывод что конкурентоспособность среди организаций является ключевой составляющей наряду с эффективностью. В тоже
время проблема достижения конкурентных преимуществ – одной из основных в
управленческой, экономической и деловой жизни. Никогда ранее так остро не
стояла проблема обеспечения устойчивости конкурентного преимущества. Несомненно, успех организации определяется степенью привлекательности отраслей, где компания конкурирует, и относительной позицией этой компании в
этих отраслях. Следовательно, эффективное функционирование российских
компаний невозможно без комплексного процесса поиска путей повышения их
конкурентоспособности.
Предприятие ООО «КМК-ОЦМ» расположено по адресу: г. Набережные
Челны, Ахметшина, 123а.
Организационная структура ООО «КМК-ОЦМ» является линейной. В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство
нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности.
Выявлено, что основными конкурентами ООО «КМК-ОЦМ» являются
«ООО «Металл-М» и ООО «Металл-Про». ООО «КМК-ОЦМ» по показателю
конкурентоспособности уступает вышеперечисленным торговым предприяти62
ям. Основная конкурентная стратегия на рынке – борьба за потребителя. Для
выявления потребностей клиентов и определения новых ключевых факторов
успеха ООО «КМК-ОЦМ» было проведено маркетинговое исследование. На
основе проведенного исследования выявлены следующие проблемы в организации торговой деятельности в ООО «КМК-ОЦМ»: не достаточно широкий выбор товара; качество товара и качество обслуживание оценено как удовлетворительное, а, следовательно, нужно повышать качество товара и обслуживания
в соответствии с запросами покупателей; необходимо повысить скорость обслуживания покупателей. ООО «КМК-ОЦМ» необходимо решить данные проблемы для повышения уровня конкурентоспособности.
Для поддержания производственного процесса и роста качества продукции необходимо разрабатывать мероприятия направленные на его улучшение.
Одним из направлений является модернизация технологического оборудования.
Следует отметить, что производство ООО «КМК-ОЦМ» оснащено самым современным и высокопроизводительным оборудованием. По результатам инвентаризации оборудования выявлено, что имеющийся токарный станок (в количестве 1 шт.) морально устарел. Станок полностью изношен, в результате чего
имеют место быть частые поломки и простои работников. Также его состояние
сказывается на качестве продукции.
В целях решения поставленной задачи рост конкурентоспособности
предлагается за счет модернизации технологического оборудования ООО
«КМК-ОЦМ» предлагается приобретение токарного обрабатывающего центра.
Замена оборудования может считаться коммерчески привлекательной, так как
интегральный эффект, получаемый от реализации проекта, имеет положительное значение –51337.47 тыс. руб., индекс доходности 32,8 (больше 1), а окупаемость произойдет в течение 2 месяцев, гораздо меньше срока реализации проекта. Следует отметить, что предприятию необходимо обновить все основное
производственное оборудование, либо выполнить его модернизацию.63
В результате предложенных рекомендаций ООО «КМК-ОЦМ» приближается к основным конкурентам, следовательно, рекомендации эффективны и
могут быть внедрены.
свои рыночные позиции и завоевывать новые рынки сбыта. Повышение конкурентоспособности организации способствует достижению стратегических целей развития компании.
Отечественным коммерческим организациям приходится вести свою деятельность в условиях постоянно ужесточающейся конкуренции на целевом и
внешнем рынке. Можно сделать вывод что конкурентоспособность среди организаций является ключевой составляющей наряду с эффективностью. В тоже
время проблема достижения конкурентных преимуществ – одной из основных в
управленческой, экономической и деловой жизни. Никогда ранее так остро не
стояла проблема обеспечения устойчивости конкурентного преимущества. Несомненно, успех организации определяется степенью привлекательности отраслей, где компания конкурирует, и относительной позицией этой компании в
этих отраслях. Следовательно, эффективное функционирование российских
компаний невозможно без комплексного процесса поиска путей повышения их
конкурентоспособности.
Предприятие ООО «КМК-ОЦМ» расположено по адресу: г. Набережные
Челны, Ахметшина, 123а.
Организационная структура ООО «КМК-ОЦМ» является линейной. В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство
нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности.
Выявлено, что основными конкурентами ООО «КМК-ОЦМ» являются
«ООО «Металл-М» и ООО «Металл-Про». ООО «КМК-ОЦМ» по показателю
конкурентоспособности уступает вышеперечисленным торговым предприяти62
ям. Основная конкурентная стратегия на рынке – борьба за потребителя. Для
выявления потребностей клиентов и определения новых ключевых факторов
успеха ООО «КМК-ОЦМ» было проведено маркетинговое исследование. На
основе проведенного исследования выявлены следующие проблемы в организации торговой деятельности в ООО «КМК-ОЦМ»: не достаточно широкий выбор товара; качество товара и качество обслуживание оценено как удовлетворительное, а, следовательно, нужно повышать качество товара и обслуживания
в соответствии с запросами покупателей; необходимо повысить скорость обслуживания покупателей. ООО «КМК-ОЦМ» необходимо решить данные проблемы для повышения уровня конкурентоспособности.
Для поддержания производственного процесса и роста качества продукции необходимо разрабатывать мероприятия направленные на его улучшение.
Одним из направлений является модернизация технологического оборудования.
Следует отметить, что производство ООО «КМК-ОЦМ» оснащено самым современным и высокопроизводительным оборудованием. По результатам инвентаризации оборудования выявлено, что имеющийся токарный станок (в количестве 1 шт.) морально устарел. Станок полностью изношен, в результате чего
имеют место быть частые поломки и простои работников. Также его состояние
сказывается на качестве продукции.
В целях решения поставленной задачи рост конкурентоспособности
предлагается за счет модернизации технологического оборудования ООО
«КМК-ОЦМ» предлагается приобретение токарного обрабатывающего центра.
Замена оборудования может считаться коммерчески привлекательной, так как
интегральный эффект, получаемый от реализации проекта, имеет положительное значение –51337.47 тыс. руб., индекс доходности 32,8 (больше 1), а окупаемость произойдет в течение 2 месяцев, гораздо меньше срока реализации проекта. Следует отметить, что предприятию необходимо обновить все основное
производственное оборудование, либо выполнить его модернизацию.63
В результате предложенных рекомендаций ООО «КМК-ОЦМ» приближается к основным конкурентам, следовательно, рекомендации эффективны и
могут быть внедрены.



