ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ НАУЧНО - МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. ...6
1.1 Физиологические особенности возрастного периода пловцов 10 - 12 лет 6
1.2 Сущность процесса спортивной тренировки пловцов 10-12 лет 11
1.3 Методика тренировочного процесса пловцов 10 - 12 лет в
современных условиях 13
Вывод по первой главе 23
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЛОВЦОВ 10 - 12 ЛЕТ 24
2.1 Организация исследования 24
2.2. Методы исследования развития скоростно-силовых способностей пловцов 10 - 12 лет 25
2.3 Результаты исследования экспериментальной работы по проблеме
развития скоростно-силовых способностей пловцов 10 - 12 лет 37
Вывод по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Актуальность. Процесс формирования и развития конкретных физических качеств играет значимую роль в любом виде спорта, поэтому на становление фундамента для их высокой результативности следует обращать внимание еще в раннем детском возрасте.
Следуя результатам статистических измерений, большая часть занимающихся различными видами спорта не показывает успешные результаты, причиной является недостаточное развитие таких качеств как: быстрота, сила и выносливость [23].
Целью данного исследования представляется определение и обоснование эффективности разработанной методики, направленной на развитие скоростно-силовых способностей с помощью выполнения конкретных физических упражнений преимущественно на суше, либо преимущественно на воде.
Задачами данного исследования являются:
- рассмотрение развития, формирования и воспитания скоростно-силовых способностей с помощью специализированной литературы;
- способности пловцов 10-12 лет и анализ данных тестирований;
- создание методик, опираясь на научную литературу, с применением на суше и на воде специальных физических упражнений;
- синтез и экспериментальное подтверждение положительной, либо отрицательной динамики сдвигов признаков скоростно-силовых способностей.
Объектом исследования представлена, ориентированная на процесс полноценного развития скоростно-силовых способностей, учебно-тренировочная деятельность.
Предметом исследования представлена разработанная методика, направленной на развитие скоростно-силовых способностей с помощью выполнения конкретных физических упражнений преимущественно на суше, либо преимущественно на воде.
Опираясь на опыт спортивной практики прошлых лет, то было замечено, когда в тренировочном процессе воспитания и развития спортсменов, достигших уже наивысших показателей и результатов, высокой степени спортивной подготовки, то последующий ее рост и развитие начинает базироваться на надлежащем выявлении неизученных методических средств (целесообразных, эффективных и рациональных) [18].
В процессе спортивно-тренировочной деятельности требуется ответственное, углубленное отношение, от спортсменов и от тренера, в современных условиях тренировочного процесса. Спортсмен проявляет силовые способности, действуя с преодолением спортивного снаряда. Работоспособность пловцов охарактеризована совокупностью двигательных действий (специфических и неспецифических), их целостность выражена уровнем спортивной подготовленности спортсмена. Применение специальной физической подготовки, включающее постоянное, рациональное и систематическое использование силовых физических нагрузок на суше, следует ввести в учебно-тренировочную деятельность [41].
Гипотеза данного исследования исходит из соображения использования специально-подготовительных физических нагрузок, преимущественно на воде или на суше, оказывает благоприятное влияние на показатели скоростно-силовой подготовленности. А динамика положительного развития данного исследования содействует определению качества, эффективности и рациональности разработанной методики, направленной на развитие скоростно-силовых способностей.
Практическая значимость данного исследования заключается в использовании результатов предложенной экспериментальной работы тренерами при разработке собственной методики развития и совершенствования разнообразных физических способностей пловцов 10 - 12 лет.
Нами были изучены и проанализированы научно-методические пособия и литературные источники по проблеме развития скоростно-силовых способностей пловцов, на суше и на воде, согласно их физическому и биологическому формированию.
Рост результатов в возрасте 10-12 лет связан с увеличением мощности сердечной мышцы. Опыт тренировочной деятельности повышает максимальное потребление кислорода, что способствует получению мышцами большего количества кислорода, это увеличивает работоспособность.
Также важную роль в результативности играет технически правильное плавание. В вольном стиле необходимо следить за длиной гребка. Происходит вход руки и выдвижение плечевого сустава вперед, гребок выполняется опорой на кисть и предплечье, во время проноса руки над водой необходимо расслабить руку, для экономичности и способности к выполнению длительной нагрузки, при дыхании голова находится на минимальной высоте над водой, для постоянного обтекающего положения тела, работа ног производится безостановочно. В плавании вольным стилем на спине рука вытягивается как можно сильнее вперед и вкладывается мизинцами, важным аспектом является выполнение технически правильных поворотов на уровне интуиции и расчетов. При плавании баттом выполняется два удара ногами, между гребками, выполняемое круговое движение руками начинается и заканчивается положением оптимальной обтекаемости. Плавание брассом отличается от других стилей, так как, используется сила толчка и скольжение, частота гребков не улучшит результат.
В следствии анализа полученных тестов, мы пришли к выводу, что, в экспериментальной и контрольной группах, уровень скоростно-силовых способностей статистически не различим.
Выработаны методики, согласно которым происходит развитие скоростно-силовых способностей у экспериментальной группы в основном на суше, у контрольной на воде. Тренировочная деятельность соответствовала основным требованиям и задачам для каждого из периодов.
Развитие основных физических качеств происходит преимущественно на воде, они дают технически правильную основу для работы руками и ногами, что является неотъемлемой частью плавания. Занятия в спортивном зале вносят разнообразие и дополняют тренировочный процесс.
Данное исследование показало, что результаты нормативов экспериментальной и контрольной группы улучшились. У экспериментальной группы наибольший прирост результатов заметен в контрольных нормативах на суше, у контрольной группы прирост результатов наблюдается на воде. Из проведенного нами исследования мы можем сделать следующий вывод, что рекомендуется воспитание скоростно-силовых способностей прежде всего на воде так, как двигательные действия на воде отличаются от нагрузок на суше, задействованием разных групп мышц. Также для пловцов 10-12 лет необходим опыт практики на воде, для ощущения чувства воды. Исследование является доказательством того, что методика развития скоростно-силовых способностей преимущественно на воде более эффективна, чем развитие скоростно-силовых способностей на суше.
1. Басик Т. В. Способ оценки выносливости. // Теория и практика физической культуры. - 2000. - №1. - С. 28.
2. Белоусов С. Н. Скоростно-силовые способности. // ТиПФК. - 2000. - №4. - С33.
3. Близнюк Ю. В., Ярёменко Т. В. Психофизиологические особенности квалифицированных пловцов, специализирующихся в способе кроль на груди. - 2013. - № 3 (36). - С. 53-57.
4. Близнюк Ю. В., Ярёменко Т. В. Психофизиологические особенности квалифицированных пловцов, специализирующихся в способе кроль на груди. - 2013. - № 3 (36). - С. 53-57.
5. Булгаков Н. Ж. Плавание. - М. : Физкультура и спорт, 1999. - С. 46.
6. Булгакова Н. Ж. Игры у воды, на воде, под водой. - М. : Физкультура и спорт, 2000. - С. 48.
7. Булгакова Н. Ж. Плавание: Учебник для вузов. - М., Физкультура и спорт, 2001. - 156.
8. Булгакова Н. Ж., Попов О. И., Распопова Е. А. Теория и методика
плавания: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования, 2014.
9. Вайцеховский С. М. Быстрая вода. - М. : Мол. гвардия, 1983. - С. 175.
10. Викулов А. Д. Плавание. - М. : Владос-пресс, 2003. - С. 84.
11. Волков Н. И.; Олейников В. И. Биологически активные пищевые добавки в специализированном питании спортсменов. - М. : Спортакадемпресс, 2001. - С. 80.
12. Гапон Г. И. Исследование эффективности средств и методов воспитания физических качеств у детей. // Теория и практика физической культуры. - 1971. - № 3. - С. 8-10.
13. Губа В. П. Морфобиомеханические исследования в спорте. - М. :
Серия «Наука и спорт», 2000. - С. 89.
14. Гузман P. Плавание. Упражнения для обучения и совершенствования техники всех стилей, 2013.
15. Дрегер Д. И., Антонов А. В., Новиков А. И. Плавание в ластах как способ совершенствования физических качеств у воспитанников общеобразовательных организаций МО РФ // Актуальные проблемы реализации образовательного процесса в вузах и общеобразовательных организациях - 2018. - С. 51-55.
16. Дубровский В. И. Спортивная медицина: Учебник для вузов. - М. : Владос, 2002. - С. 75.
17. Егорова Н. Г. // силовые упражнения на тренажерах специального типа. // ТиПФК. - 2002. - №2. - С. 18.
18.Захаров Е. Н. Развитие быстроты. Энциклопедия // ФП. - М., 1994. гл.
6. - С. 218-231.
19.Зенов Б. Д., Кошкин И. М., Вайцеховский С. М. Специальная физическая подготовка пловца на суше и в воде. - М. : Физкультура и спорт, 1986. - С. 80.
20. Ивченко Е. В. Основные направления силовой подготовки в плавании // Международный сборник научно-методических трудов. Санкт-Петербург, - 2004. - С. 71-73.
21. Карпеев А. Г. Развитие скоростных циклических движений. // ТиПФК. - 2000. - №10. - С. 12.
22. Карпенко Е. Н., Коротнова Т. П. Плавание. Игровой метод обучения, 2009.
23. Кашкин А. А. Программа по плаванию. - М., 2009. - С. 58-74.
24. Кашкин А. А., Попов О. И., Смирнов В. В. Плавание: Примерная программа спортивной подготовки для детских-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, 2009.
25. Коновалова И. В. Эффективность игрового метода в занятиях пловцов групп начальной подготовки: Автореф. Дис. канд. пед. наук. - М., 2000. - С. 22.
26. Кузнецов В. В. Проблемы скоростно-силовой подготовки квалифицированных спортсменов. - М. : физкультура и спорт, 1981. - С. 87.
27. Кузнецова Ж. В. Развитие физических качеств у старших дошкольников на основе занятий плаванием // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. - 2014. - № 10. -С. 121-124.
28. Лафлин Т. Как рыба в воде. Эффективные техники плавания, доступные каждому, 2012.
29. Лафлин Т., Делвз Д. Полное погружение. Как плавать лучше, быстрее и легче. Второе издание, 2011.
30. Макаренко Л. П. Юный пловец. - М. : Физкультура и спорт, 1983. - С. 91-96.
31. Маклауд Й. Анатомия плавания, 2013.
32. Матвеев А. Л., Мельников С. Б. Методика Физического воспитания с основами теории. - М. : физкультура и спорт, 1991. - С. 33-34.
33. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Учебное пособие для студентов институтов ФК. - М. : физкультура и спорт, 1991. - С. 91-118.
34. Микитчик О. С. Эффективность использования поддерживающих средств при начальном обучении плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста // Прикладная спортивная наука. - 2016. - № 2 (4). - С. 68-73.
35. Миронов П. П., Духовская Е. Е. Система средств формирование специальной подготовки. // ТиПФК. - 2001. - №1. - С. 12.
36. Нечунаев И. П. «Плавание» Книга - тренер: - 2012.
37.Озолин Н. Г. Молодому коллеге. - М. : Физкультура и спорт, 1998. - С. 8-12.
38.Озолин Н. Г. Настольная книга тренера. - М. : Астрель, 2003. - С. 58.
39. Плавание: Справочник. - М. : Физкультура и спорт, 2003. - С. 383.
40. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - С. 107.
41. Платонов В. Н. Физическая подготовка пловцов высокого класса. - Киев, 1983. - С. 58-59.
42. Платонов В. Н. Спортивное плавание: путь к успеху. Книга 1, 2012.
43. Платонов В. Н. Спортивное плавание: путь к успеху. Книга 2, 2012.
44. Платонова В. Н. Плавание: Учебник - Киев: Олимпийская литература, 2000. - С. 107.
45. Поликарпочкин А. Н., Левшин И. В., Поварещенкова Ю. А., Поликарпочкина Н. В. Медико-биологический контроль функционального состояния и работоспособности пловцов в тренировочном и соревновательном процессах, 2014.
46. Приказ Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму от 28 июня 2001 г. №2 390 «Об утверждении Типового плана-проспекта учебной программы для спортивных школ (ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ И УОР).
47. Проскурина И. К. Биохимия. - М. : Владос - Пресс, 2001. - С. 194.
48. Саблин А. Б., Костиков А. В. Особенности специальной подготовки спортсмена. // ТиПФК. - 2002. -№2. - С. 36.
49. Смирнов В. М., Дубровский В. И. Физиология ФВиС: Учебник для вузов. - М. : физкультура и спорт, 2002. - С. 54-62.
50. Сокунова С. Ф. Контроль за уровнем развития выносливости спортсмена. // ТиПФК. - 2002. - №8. - С. 51.
51. Талага Ежи. Энциклопедия физических упражнений. - М. : Физкультура и спорт, 1998. - С. 96-108.
52. Таормина Ш. Секреты быстрого плавания для пловцов и триатлетов, 2013
53. Холодов Ж. К. Теория и методика спорта. Учебное пособие для училищ олимпийского резерва. - М., 1997. - С. 67-122.
54. Широковец Е. А. Система оперативного управления и корректирующие воздействия при тренировке в циклических видах спорта: Автореф. дис. д-ра пед. наук. - М., 2001. - С. 47.
55. Шиян Б. М. Теория и методика физического воспитания. - М., 1998. - гл. У1. 1. - С. 66-73.
56. Яскевич Е. Е. Модель специальной силовой подготовки. // ТиПФК. - 2000. - №1. - С. 33.