Введение 3
Глава 1 Зарубежный и отечественный опыт оценки стоимости бизнеса
и управления ею 14
1.1. Обобщение мирового опыта использования систем управления стоимостью бизнеса 14
1.2. Проблемные вопросы внедрения системы оценки стоимости биз¬неса 22
1.3. Предприятие как объект стоимостной оценки 35
1.4. Содержание процесса оценки бизнеса 39
Выводы 41
Глава 2 Теоретические основы формирования системы
оценки стоимости бизнеса 43
2.1. Классификация субъектов и объектов оценки стоимости бизнеса... 43
2.2. Классификация целей оценки стоимости бизнеса 48
2.3. Формирование инфраструктуры системы оценки стоимости биз¬неса на предприятии 55
2.4. Формулирование этапов оценки стоимости предприятия 61
2.5. Основные принципы формирования системы оценки стоимости бизнеса 65
2.6. Разработка иерархической системы взаимосвязей основных клю¬чевых показателей (факторов) стоимости бизнеса 78
Выводы 83
Глава 3 Разработка методических основ по оценке стоимости бизнеса
85
3.1. Разработка алгоритма обоснования выбора наиболее целесообразного метода оценки стоимости бизнеса 85
3.2. Разработка методики оценки совокупной и относительной силы бизнеса 96
3.3. Аналитическая оценка доходного, затратного, рыночного подхо¬дов и в его составе методов определения стоимости бизнеса 104
3.4. Обоснование выбора типичного предприятия-аналога на основе многоцелевого подхода 153
3.5. Формулирование научных и методических рекомендаций по обеспечению эффективного управления стоимостью компании 166 (бизнеса)
3.6 Экспериментальный расчет, связанный с оценкой реального
бизнеса 177
Выводы 183
Заключение 185
Библиографический список литературы 187
Приложения 195
Утверждение в России рыночных форм хозяйствования, продолжающийся процесс приватизации государственной собственности, становление рынка имущества, более масштабное использование систем страхования в различных сферах предпринимательской деятельности, расширение практики выдачи коммерческими банками кредитов под залог (ипотечное кредитование), применение систем доверительного (трастового) управления имуществом обусловливают актуальность решения проблемы, связанной с получением достоверной оценки стоимости предприятия (бизнеса), различных видов имущества, а также нематериальных активов.
Наличие в российской экономике достаточно большого количества предприятий, находящихся в кризисном или предкризисном состоянии и нуждающихся в финансовом оздоровлении, вызывают необходимость по-лучения достоверной оценки рынком ценности предприятия как имущественного комплекса и его частей. На основе этой стоимостной оценки ста¬нет возможным разработать комплекс антикризисных мероприятий и предусмотреть реализацию необходимых инвестиционных проектов, обеспечивающих финансовое оздоровление предприятия (например, посредством реструктуризации собственности) и эффективное функционирование в перспективе.
Потребность в определении рыночной стоимости предприятия возникает при решении многочисленных задач имущественного характера, которые имеют важное экономическое значение как для субъектов оценки, так и для будущего существования объектов собственности на рынке. Среди них необходимо выделить такие основные задачи, как осуществление купли-продажи предприятия в целом или его долей, обоснование суммы
4
кредита под залог имущества, определение дополнительного объема под-лежащих выпуску акций, расчет страховых сумм для страхователей и вы¬плат при наступлении страхового случая, исчисление рациональных сумм налогов, проведение переоценке основных производственных фондов, принятие решения о банкротстве предприятия и др.
В России наблюдается постепенный процесс формирования класса собственников бизнеса, недвижимости, что также обусловливает необходимость наиболее эффективного их использования. В связи с достаточно высокой востребованностью услуг в области профессиональной оценки бизнеса они на официальном уровне признаются самостоятельным видом предпринимательской деятельности.
С учетом изложенных выше соображений можно с достаточно высокой достоверностью утверждать, что одной из главных целей функционирования предприятий в рыночной экономике является достижение наивысшей его стоимости (стоимости бизнеса). От величины этой стоимости во многом зависит благосостояние акционеров, а также объемы налогов поступающих в федеральный и местный бюджеты. Эта цель в полной мере соответствует современным тенденциям, реализуемым в зарубежных и отечественных системах корпоративного управления. При этом рыночная стоимость бизнеса определяется не столько стоимостью активов, которыми располагает предприятие (компания), сколько возможностью обеспечения наиболее эффективного их использования в будущем и обеспечение все возрастающих во времени денежных потоков. Благодаря этому становится реальным достижение устойчивого и длительного присутствия компании (предприятия) на целевом рынке. Практикой подтверждается, что предприятия с динамично возрастающей стоимостью являются более конкурентоспособными по сравнению с другими предприятиями, у которых эти темпы роста незначительные. Вследствие быстрого роста стоимости бизнеса обеспечивается и возрастание курсовой стоимости акций, которые
5
котируются на фондовом рынке. Результатом роста котировок акций пред-приятия является адекватный им рост благосостояния акционеров. В результате создается благоприятная ситуация, когда капитал начинает перетекать из менее эффективно функционирующих предприятий в более эффективно работающие предприятия (компании). Вследствие доверия со стороны финансово-кредитных институтов существенно упрощаются условия, связанные с привлечением дополнительных кредитных ресурсов, которые используются для дальнейшего развития производства и сбыта готовой продукции или оказания услуг и повышения на этой основе уровня конкурентоспособности предприятия, оцениваемой с помощью показателя силы бизнеса.
Отечественная практика, предусматривающая использование современных подходов и в их составе методов оценки стоимости предприятий (бизнеса), связана с реализацией в последующем крупномасштабного процесса приватизации. Достоверная оценка стоимости предприятий, подлежащих приватизации, проводимой в рамках акции разгосударствления собственности, представляется исключительно важной с точки зрения пополнения федерального бюджета. В итоге большинство хозяйствующих субъектов стало перед необходимостью получения объективной оценки собственных активов и определения рыночной их стоимости, а, значит, и возможного потенциала роста, а также достигнутого уровня конкурентоспособности.
Вследствие сравнительно небольшого отрезка времени, на протяжении которого отечественная наука и практика стали заниматься разработкой теоретических и методических вопросов оценки стоимости бизнеса, удалось накопить сравнительно скромный задел по сравнению с тем, который имеется, например, в США и странах Западной Европы.
Зарубежная практика использования этого вида предпринимательской деятельности более солидная, и насчитывает много десятков лет. Так,
6
в середине 80-х годов прошлого столетия в США возникла и получила впоследствии достаточно широкое распространение в мире концепция «Управление стоимостью компании» (Value based management). Ее содержание состоит в том, что все управленческие решения должны быть направлены преимущественно на обеспечение максимального роста стоимости компании. В 1990-х годах эта концепция получила распространение и на предприятиях Европы и Азии.
Суть этой системы научных взглядов и методических решений со¬стоит в том, что главная цель функционирования любого предприятия заключается в достижении наиболее высокой его стоимости.
Таким образом, важнейшим комплексным показателем (критерием) финансовой оценкщ адекватно отражающей экономическую эффективность функционирования предприятия, характеристикой надежности и устойчивости присутствия на целевом рынке хозяйствующего субъекта признается в зарубежной практике стоимость предприятия (бизнеса).
Руководители ряда крупных российских предприятий и ведущие менеджеры также начинают разделять эту концепцию и применять на практике. Для более широкого применения на отечественных предприятиях концепции «управления стоимостью компании» требуется решение ряда важных научных и методических задач, связанных с адаптацией накопленного зарубежного опыта к особенностям российской экономики.
Проблемы оценки стоимости бизнеса и управления этой стоимостью получили достаточно широкое освещение в трудах многих зарубежных ав-торов: Десмонд Гленн М., Келли Ричард Э. Р. Линг, Ф. Модильяни, М. Миллер, Марк К. Скотт, Фишмен Джей, Пратт Шэннон, Гриффит Клиф¬форд, Уитсон Кейт, Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж., У.Ф. Шарп, Александер Г. Дж., Бэйли Дж. и др.
Значительный вклад в решение актуальных теоретических и методических проблем в области оценки стоимости бизнеса внесли и отечественные ученые: С.Э. Базаев, Г.В. Булычева, А.Г. Грязнова, В.В. Демшин, П.А. Ватник, С.В. Валдайцев, В.В. Григорьев, П.Г. Гулькин, И.А. Егерев, В. Е. Есипов, А.П., Ковалев, Р.В. Кащеев, Ю.В. Козырь, В.И. Кошкин, Г. А. Ма- ховникова, В.П. Попков, В.П. Семенов, В.Н. Соколов, Е.И. Тарасевич, Т.А. Теребынькина, В. В. Терехова, М.А. Федотова, В.В. Царев, В.З. Черняки др.
Вместе с тем на сегодняшний день нуждаются в разработке следующие концептуальные вопросы в области оценки стоимости бизнеса и управления этой стоимостью:
• унификация понятийного аппарата;
• достаточно полное формулирование состава основных принципов, подлежащих учету при формировании системы оценки стоимости бизнеса;
• разработка более удачной инфраструктуры, характерной для системы оценки стоимости бизнеса;
• получение достаточно полной классификации целей, возникающих в процессе осуществления оценочной деятельности и определяющих выбор методов оценки стоимости бизнеса;
• систематизация групп главных (ключевых) факторов (показателей), которые обусловливают выбор наиболее целесообразного метода для оценки стоимости исследуемого объекта;
• составление общего алгоритма и частных алгоритмов, позволяющих автоматизированным путем определить состав наиболее целесообразных подходов и методов оценки стоимости исследуемого объекта;
• разработка методики определения интегрального показателя - силы бизнеса, а также относительной его оценки;
• получение достаточно полной классификация субъектов и объектов оценки стоимости бизнеса;
8
• выявление и систематизация достоинств, недостатков и сфер наиболее целесообразного применения различных подходов и методов оценки стоимости предприятия (бизнеса);
• выбор на научной (многоцелевой) основе ранее проданных на рынке предприятий-аналогов, которые характеризуются наибольшим сходством основных числовых оценок ключевых факторов стоимости бизнеса относительно выставленного на продажу предприятия.
Наличие значительного количества недостаточно глубоко исследованных и полно разработанных теоретических и методических проблем, встречающихся на этапе формирования системы, предназначенной для оценки стоимости бизнеса и управления этой стоимостью, дают основание полагать, что принятая к разработке тема диссертация является актуальной.
На основании проведенной аналитической оценки различных подходов, применяемых для оценки стоимости бизнеса, можно с большой до¬лей достоверности утверждать следующее. Ни один из известных методов, представленных в рамках трех известных подходов, не гарантирует получение достаточно достоверной рыночной оценки стоимости бизнеса. Подтверждением этого вывода служат, во-первых, выявленные нами и не представленные в литературе по оценочной деятельности многочисленные недостатки, свойственные основным подходам, а в их составе методам, применяемых для оценки стоимости предприятий. Во-вторых, результаты расчетов стоимости бизнеса, получаемые по различным методам, обычно весьма существенно различаются. Отдать предпочтение одному из полученных результатов расчетов представляется ни научно, ни методически не обоснованным. Поэтому с целью нивелирования (балансирования) различий рекомендуется оценку стоимости предприятия (компании) осуществлять с помощью не одного, а нескольких методов расчета одновременно, что означает на практике реализацию идеи многокритериального подхода. Применив к полученным результатам расчетов процедуру взвешивания, можно определить в итоге более или менее обоснованную рыночную стоимость предприятия. Таким образом, получение абсолютно достоверных результатов оценки рыночной стоимости бизнеса с помощью какого- либо одного известного метода или даже группы методов представляется нереальным делом.
Конкретными научными и методическими результатами, полученными в третьей главе диссертации, являются следующие.
1. Систематизированы ключевые факторы (показатели) стоимости бизнеса, подлежащие учету при выборе наиболее целесообразного метода обоснования стоимости предприятия.
184
2. Разработан алгоритм, посредством использования которого обеспечивается обоснование выбора наиболее целесообразного состава методов, необходимых для оценки бизнеса в конкретных условиях деятельности компании.
3. Разработана методика оценки совокупной и относительной силы бизнеса, по числовым оценкам которых становится возможным определение перспективных направлений, связанных со значительным повышением стоимости бизнеса.
4. Определены и систематизированы главные достоинства и недостатки, а также установлены сферы рационального применения методов оценки стоимости бизнеса, фигурирующих в составе доходного, затратно¬го и рыночного подходов.
5. Сформулированы необходимые теоретические и методические ре-комендации, целью которых является обеспечение эффективного функционирование системы управления стоимостью компании. Результатом их выполнения явится значительное повышение стоимости компании.
6. На реальном статистическом материале ОАО «ВымпелКом» про¬веден эксперимент, связанный с оценкой стоимости бизнеса на основе многоцелевого подхода. Получена близкая к реальным рыночная оценка стоимости исследуемой компании.
Разработанный на основе использования системного подхода ряд теоретических и методических вопросов можно квалифицировать как раз-работку современной системы взглядов, обеспечивающей получение наиболее вероятной рыночной стоимости бизнеса и управление этой стоимостью.
1. Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЭ от 29 июля 1998 г.
2. «Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности», утвержденные Постановлением Правительства РФ № 519 от 6 июля 2001 г.
3. Государственный стандарт Российской Федерации. Единая система оценки имущества. Термины и определения. ГОСТ Р 51195.0.02-98. Введен в действие 1999-01-01.
4. Стандарт российского общества оценщиков «Стоимость действующего предприятия как база оценки». Основные положения СТО РОО 24-01-96. Принят и введен в действие постановлением Правления Российского общества оценщиков 11 сентября 1996 года, протокол № 16, г. Москва.
5. ГОСТ Р 51195.0.02-98 Единая система оценки имущества. Термины и определения ГОССТАНДАРТ РОССИИ
6. Абдулаев Н.А., Колайко Н.А. Оценка стоимости предприятия (бизнеса). Учебное пособие. - М.: Экмос, 2003. - 352 с.
7. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов: Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1997. — 1120 с.
8. Булычева Г.В., Демшин В.В. Практические аспекты применения доходного подхода к оценке российских предприятий. - М.: ГФА, 1999.
9. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 720 с.
10. Ватник П.А. Корректировка учетных данных, компенсирующая инфляционные искажения // Моделирование рыночных структур и процессов: Сборник научных трудов/- СПб.: СП6ГИЭА,1997.
188
11. Владимирова И. Г. Слияния и поглощения компаний // Финансовый менеджмент http://www.dis.rU/manag/arhiv/1999/l/5.html.
12. Герасимов Н. Применение модели Ольсона в оценке стоимости компании // Корпоративный менеджмент http://www.cfin.ru/finanalysis/value_ohlson.shtml.
13. Гленн М. Келли Д., Келли Э. Руководство по оценке бизнеса. — М.: Российское Общество Оценщиков. Академия оценки, 1996. - 120 с.
14. Гранова И.В. Оценка недвижимости: [Тесты. Задачи. Практические ситуации]: Учеб. пособие/И.В. Гранова..- СПб.: Пи¬тер, 2001.- 205 с.
15. Григорьев В.В, Федотова М.А. Оценка предприятия: теория и практика. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 320 с.
16. Григорьев В., Островкин И. Оценка предприятий. Имуществен¬ный подход. - М.: Дело, 1998. - 230 с.
17. Гулькин П. Г. Введение в венчурный бизнес в России. — М.:РАВИ, 1999.
18. Гулькин П. Г., Теребынькина Т. А.. Оценка стоимости и ценооб-разование в венчурном инвестировании и при выходе на рынок IPO. Аналитический центр «Альпари» СПб, 2002. - 190 с.
19. Демшин В.В. Практические аспекты расчета ставки дисконта (метод кумулятивного построения) в процессе оценки бизнеса. — Вопросы оценки, 1999. № 2. С. 34- 37.
20. Джеймс М., Коллер Т. Формирующиеся рынки: особенности оценки компаний //Тне McKinsey Quarterly, 2000. № 4.
21. Егерев И. А. Стоимость бизнеса: Искусство управления: Учеб. пособие. - М.: Дело, 2003. - 480 с.
22. Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Терехова В.В. Оценка бизнеса. — СПб.: Питер, 2001.-416 с.
189
23. Инвентаризация и стоимостная оценка интеллектуальной собст-венности // Интеллектуальная собственность: промышленная собствен¬ность № 1,2001, с. 34-39.
24. Интеллектуальный капитал: новая парадигма оценки бизнеса и нематериальных активов // Аналитический вестник №1, ВНТИЦ, 2001, с.З-
10.
25. Карцева В.В., Карцев П.В. Учет рисков при оценке стоимости промышленных предприятий. - Тверь, 2000. - 54 с.
26. Карцева BJ3. Независимая оценка в системе управления государ-ственным и муниципальным имуществом: Учебное пособие. — Тверь: ТГТУ, 2002.-160 с.
27. Кащеев Р.В., Базоев С.З. Управление акционерной стоимостью. - М.: ДМК Пресс, 2002. - 224 с.
28. Князева Е.Н. Синергетика как новое мировоззрение: диалог с И. Пригожиным//Вопросы философии. № 12, 1992.
29. Козырь Ю. Применение теории опционов в практике оценки // Рынок ценных бумаг, 1999. № 11. С. 57-61.
30. Козырь Ю. Применение теории опционов для оценки стоимости компании // Рынок ценных бумаг, 2000. № 12,13.
31. Коупленд Том, Коллер Тим, Муррин Джек. Стоимость компаний: оценка и управление. - 2-е изд., стер. / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп- Бизнес», 2002. — 576 с.
32. Кэхилл Дж. А., Снайдер Дж. П. Подходы к определению рыноч¬ной цены частных компаний//Проблемы теории и практики управления. — 1998.-№5.-С. 92-95.
33. Линг Р. Основы анализа и оценки бизнеса: Учебные материалы. — М.: Valuation Center for Central & Eastern Europe. 1997. 190 c.
34. Лысенко К. Методы оценки компаний-«целей» в процессе враж-дебных захватов. Российская практика // Рынок ценных бумаг. 2001, №11.
190
35. Модильяни Ф., Миллер М. Сколько стоит фирма: Теорема ММ / Акад. народ, хоз. при Правительстве РФ .- М.: Дело, 1999. - с 271.
36. Новиков Б. Д. Рынок и оценка недвижимости в России. -М.: Эк¬замен, 2000. - 512 с.
37. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН; Российский фонд культуры; - 2-е изд., испр. и доп. - М.:АЗЪ, 1995. С.836.
38. Организация и методы оценки предприятия (бизнеса): Учебник / Под ред. В.И. Кошкина. — М.: ИКФ «ЭКМОС», 2002. - 944 с.
39. Оценка бизнеса: Учебник/Под ред А.Г. Грязновой, М.А. Федото¬вой. - М: Финансы и статистика, 2003. - 512 с.
40. Павловец В. Введение в оценку стоимости бизнеса // Корпора¬тивный менеджмент http://www.cfin.ru/finanalysis/value.shtml.
41. Пасс К., Лоуз Б., Дэвис Л. Словарь по экономике. СПБ.: Эконо¬мическая школа, 1998. С. 353.
42. Пиронова А.Н. Оценка слияний и поглощений российских ком¬паний // Аналитическая лаборатория Веди. http://www.vedi.ru/o_cr/cr0043 .htm.
43. Покровский В., Савицкий К. Мир слияний и поглощений // Рынок Ценных Бумаг. 2000. № 19.
44. Попков В.П., Семенов В.П. Экономика и организация инвести¬ций: Учеб. пособие. - СПб.: СПБГИЭУ, 2001. - 124 с.
45. Практические аспекты использования ноу-хау в хозяйственном обороте // Аналитический вестник №1, ВНТИЦ, 2001, с.16-28.
46. Пратт Ш.П. Оценка бизнеса / Пер. с англ. — 2-е изд. М.: Институт экономического развития Всемирного банка, 1994. — 320 с.
47. Ревуцкий Л.Д. Потенциал и стоимость предприятия. М.: Пер¬спектива, 1997. - 128 с.
48. Риис Р.П. Введение в оценку бизнеса. - М.: РОО, 1993. - 380 с.
191
49. Саати Т., Кернс К. Аналитическое планирование. Организация систем: Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1991.
50. Салун B.C. Использование оценки стоимости бизнеса в принятии управленческих решений // Электронная библиотека http://www.gaap.ru/biblio/corpfin39.htrn.
51. Семенов В.П. Управление инновационно-инвестиционным про-цессом в предпринимательстве: теория и методология. - СПб.: СПБГИЭУ, 2003.-184 с.
52. Скотт М. Факторы стоимости: Руководство для менеджеров по выявлению рычагов создания стоимости / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп- Бизнес», 2000. - 432 с.
53. Слияние инвестиционных компаний. Оценочный аспект // Рос¬сийский клуб оценщиков http://www.appraiser.ru/info/articles/art38.htm.
54. Словарь русского языка: В 4-х Т./АН СССР. Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. - 2-е изд, испр., и доп. - М.: Русский язык, 1981- 1984. Т. 2. К-О. 1982. С. 97.
55. Соколов В.Н. Методы оценки предприятия. - СПб.: СПБГИЭУ, 1998.-144 с.
56. Соловьев В. Общие принципы оценки стоимости износа // Фи-нансовый директор. 2001. № 1. С.58-60.
57. Соловьев М.М. Оценочная деятельность: Учебное пособие. - М.: ГУ ВШЭ, 2002.-224 с.
58. Станиславчик Е. Методы оценки предприятий: эмпирический анализ применения / Компьютер в бухгалтерском учете и аудите 1998. №
4.
59. Сычева Г.И., Колбачев Е.Б., Сычев В.А. Оценка стоимости пред-приятия (бизнеса). Серия «Учебники и учебные пособия». — Ростов н/Д.: Феникс, 2003. —384.
192
60. Тришин В.Н., Шатров М.В. Метод экспресс-оценки для крупного предприятия. //Журнал «Имущественные отношения в Российской Феде¬рации», №10(15), 2002, С. 77-85.
61. Федотова М. А. Сколько стоит бизнес? - М.: РОО Перспектива, 1996.-160 с.
62. Федотова М.А., Уткин Э.А. Оценка недвижимости и бизнеса: Учебник. - М.: «ЭКМОС», 2002. - 352 с.
63. Фишмен Джей, Пратт Шэннон, Гриффит Клиффорд, Уилсон Кейт/ Пер. с англ. Л.И. Лопантикова. - М.: ЗАО «КВИНТО- КОНСАЛТИНГ», 2000. - 370.
64. Фридман Дж., Ордуэй Н. Анализ и оценка приносящей доход не-движимости. - М.: Дело, 1995. С. 12.
65. Хадсон-Уилсон. С. Количественные методы финансового анали¬за: ИНФРА-М, 1996
66. Царев В.В. Кантарович А.А. Управление стоимостью бизнеса — главная цель предприятия// Журнал «Мост», № 44 май, 2000. С. 39 -41.
67. Царев В.В. Внутрифирменное планирование. — СПб.: Питер, 2002.-496 с.
68. Царев В.В., Кантарович А.А. Электронная коммерция. - СПб.: Питер, 2002. - 320.
69. Черняк В.З. Оценка бизнеса. — М.: Финансы и статистика, 1996. —
176 с.
70. Шарп У.Ф., Александер Г.Дж., Бэйли Дж. Инвестиции. — М.: ИНФРА-М, 1998.-291 с.
71.. Шим Джей К., Сигл Джоэл Т. Методы управления стоимостью и анализ затрат. — М.: Филинъ, 1996. — 360 с.
72. Шипов В. Некоторые особенности оценки стоимости отечествен¬ных предприятий в условиях переходной экономики // Рынок ценных бу¬маг 2000, № 18.
193
73. . Школьников Ю. Особенности оценки российских компаний // Рынок ценных бумаг, 1998. № 4.
74. Экономическая политика. № 44 (564) от 21 июня 2001.
75. Mark Cameron «The Valuation of newly-formed technology compa-nies», p.3., www.whiteandlee.com.
76. Mark Cameron «The Valuation of newly-formed technology compa-nies», www.whiteandlee.com.
77. Dawn Kawamoto «Private companies wrestle with new valuation cli-mate», CNET News.com November 9,2000
78. Mark Cameron «The valuation of the newly-formed technology com-panies», pp. 5-6, www.whiteandlee.com
79. Tom McDowell «Valuing your business», Houston Business Journal, October 16,1998
80. Alexander Wilmerding «Term Sheets And Valuation», Aspatore Books, Inc., 2001, pp. 48-49
81. Clinton Richardson «Complete Guide to Venture Capital», 1987, pp. 163 -164.
82. Getting Yours. McDonald, K.S. Fortune March 3, 1997. - P. 203.
83. How to Value Growth Stocks, The Motley Fool Investment Guide. — Simon&Schuster, 1996.-P.165.
84. Palepu K.G., Bernard V.L. and Healy P.M. in: Introduction to Busi¬ness Analysis and Valuation. - International Thomson Publishing, 1997. — P. 4-
11.
85. Copeland T. Koller T. and Murrin J. in: Valuation, Measuring and Managing the Value of Companies. — John Wiley and Sons Inc. — New York, 1995.
86. Alfred Marchal. Principles of Economics. Vol. 1. New York: MacMil¬lan & Co., 1890. P. 142.
194
87. Black F. and Scholes V. The Pricing of Options and Corporate Liabili¬ties // Journal of Politikal Economy, 81: 637-654. May-June. 1973.