Введение
Глава 1 Теория хаоса в контексте развития науки и культуры 7
§ 1.1. К вопросу о том, что представляет собой хаос как понятие 7
§ 1.2. Магия хаоса и научная парадигма 13
Глава 2 Магия хаоса: история развития и основные идеи 25
§ 2.1. Общий обзор теории и практики магии хаоса 25
§ 2.2. Основные принципы магии хаоса 32
Глава 3 Общая характеристика российского хаосизма 43
§ 3.1. Русский хаосизм: хаос и героическое сознание 43
§3 .2. Русский хаосизм: Хаос и Логос 48
Заключение 53
Список использованной литературы 56
Актуальность исследования обусловлена прежде всего контекстом развития науки как ведущей производительной силы в век развития информационных технологий и эволюции многочисленных способов хранения, передачи и обработки информации. С одной стороны, теория «магии хаоса» (которую вполне правомерно называют еще теорией «хаосмагии» или хаосизмом) вбирает в себя в качестве методологии и самообоснования теорию синергетики, модель строения фракталов и др, а с другой стороны органично использует метафоры мышления, выдвигаемые современной философией постмодернизма.
Объективно новую смену парадигмы можно связать с тем, что, начиная со второй половины ХХ века, в науке, как никогда ранее, стало проявляться стремление к интеграции знания, примером чего могут служить кибернетика Н. Винера, системный подход Л. Берталанфи, программа синтеза и анализа образов У. Гренандера, теория катастроф Р. Тома и К. Зимана, фрактальная теория Б. Мандельброта, теория самоорганизации "диссипативных" структур, известная по работам И. Пригожина, синергетика Г. Хакена. По существующим определениям, синергетика изучает процессы самоорганизации в открытых системах. Она исходит из термодинамики и предметом своего изучения имеет антиэнтропийные процессы в диссипативных структурах. Процессы самоорганизации оказались универсальными для целого ряда систем.
Кроме того, понятие «теория хаоса» стала часто встречаться в эпоху постмодернистского общества. Безответственный и игровой стиль постмодернистского мышления почти полностью совпадает с формулировкой особого «кредо» приверженца магии хаоса в том виде, в котором его выразил в свое время Рэй Шервин, основатель эзотерического общества иллюминатов: Я не верю ни во что. Я знаю то, что знаю, и
постулирую теории, которые, будучи подвергнуты проверке, могут войти, а могут и не войти в мою систему принятых убеждений. Нет ни богов, ни демонов, кроме тех, которые мое кондиционирование заставило меня признать, и тех, которых я создал сам. Я создаю и разрушаю свои убеждения, опираясь только на их полезность. Соглашаюсь со словами мудрых "Ничто не истинно, все разрешено" и действую соответственно -- при условии, что это никому не мешает. (Фил Хайн. Сжатый Хаос. Введение в Магию Хаоса)
На наш взгляд, подобное эзотерическое учение, объединяющее как синергетическую парадигму, так и методологию философии постмодернизма, представляет несомненный интерес и заслуживает детального рассмотрения, что и явилось основанием написания данного исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Данная тема является довольно мало изученной в контексте российских исследований эзотерических учений и потому мы в основном опираемся на работы зарубежных авторов, таких как: Фил Хайн, Розен Шервин, Стивен Келлерт и др.. Однако имеются переводы и исследования в данной области, дающие общее представление о магии хаоса: работы Патрика Данна, Ильи Пригожина, Питера Кэррола и др.
Объектом исследования является непосредственно теория «магии хаоса» как междисциплинарного явления на стыке науке, магии и культуры современного общества.
Предметом исследования - факторы, подтверждающих потенциальную возможность теории «магии хаоса» стать специфической метапарадигмой магических практик в эпоху постмодерна.
В связи с этим, мы ставим целью последовательный анализ как самой теории магии хаоса, так и контекста существования этой теории в современности. Исходя из поставленной цели, мы решаем следующие задачи:
1. Представить магию хаоса в контексте науки и культуры;
2. Изучить историю развития магии хаоса и ее основные идеи;
3. Изучить развитие теории хаоса в рамках русской традиции.
Основными методами исследования были традиционные для социально-гуманитарных работ общенаучные методы: феноменологический, герменевтический, метод единства исторического и логического в познании, системный подход, обобщения и анализа исследуемых источников, касающихся заявленной темы.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Теоретическая значимость складывается из актуальности поставленной в дипломной работе проблемы, поставленной цели и задач дипломной работы. Практическая значимость заключается в возможности изучения глав данной работы в рамках курсов философии, религиоведения, а также в контексте специального курса эзотерические и мистические учения.
Гипотезой работы является предположение о том, что на стыке таких различных сфер духовной жизни общества как магия, религия и наука становится возможным существование теории магии хаоса как метапарадигмы магических практик общества постмодерна.
Структура работы состоит из трех глав, в каждой из которых два параграфа, а также заключение и список литературы.
Первая глава «теория магии хаоса в контексте развития науки и культуры» начинается с параграфа «К вопросу о том, что представляет собой «хаос» как понятие». Он посвящен тому, что представляет собой понятие «хаос», почему нет возможности дать точное определения, почему с одной стороны, хаос - это нерегулярная и нелинейная форма сложного динамического движения, ведущая обратно к порядку. В ней также представлены исследования, производимые учеными, которые помогали представить некоторые теории, связанные с хаосом: понятие «хаосмос», введеное Делезом, «ризома» Гваттари, «лабиринт мироздания» Умберто Эко, концепции Пригожина, психологическая природа хаоса Тимоти Лири и многие другие. Также в нем приводится описание понятия «фрактал», геометрической фигуры, которая непосредственно связанна с теорией хаоса.
Второй параграф первой главы «Магия хаоса и научная парадигма» описывается магия хаоса в контексте научной парадигмы, об эпохе смены парадигмы, связанной с интеграцией научного знания, причина невозможности выявить законы поведения хаоса. Решение отказаться от таких моделей с целеполагающими системами возможно, переходя исключительно в рамки математической теории динамических систем, описывается отношение системы хаоса и науки. Описываются первые исследования в этой области, совершенные Лоренцом и Пуанкаре.
Во второй главе «Магия хаоса: история развития и основные идеи», в первом параграфе «Общий обзор теории и практики магии хаоса» описывается история происхождения магии хаоса, где выделяется личность Остина Османа Спейра, который разработал индивидуальную магическую систему, развитие коллективной системы постижения магии хаоса, классификацию «ордена Танатэроса» парадигм, обоснование идеи «ничто не истино, все дозволено», причины смены парадигм в магическом сообществе.
Второй параграф «основные принципы магии хаоса» посвящен раскрытию основных принципов магии хаоса. В нем описывается «стержневые принципы», выделенные Филом Хайном, Дискордиаская идея «пятерки» на примере эволюции общества, магия хаоса как «система без систем».
Третья глава, посвященная «общей характеристике русского хаосизма», раскрывает историю возникновения идей русского хаосизма, раскрывает основную проблему хаоса в западно-европейской традиции, теорию хаоса Дугина, а также основные концепции Пригожина. Первый параграф третьей главы «Русский хаосизм: хаос и героическое сознание» рассказывает о связи героического сознания. Третья глава «Русский хаосизм: Хаос и Логос» раскрывает отношение логоса и хаоса.
Смена парадигмы к началу XX в. не обошла стороной и сферу магии. Магия была настолько разнообразной, но в тоже время набирала популярность в обществе как способ иного видения мира. Начиная со времени деятельности известного английского оккультиста Алистера Кроули магическая сфера стала систематизироваться. Он стал одним из главных представителей «новой» магии, а вместе с тем одним из основателей крупнейшего течения в магии - магии хаоса. Магия хаоса легла в основу магического общества как метапарадигма магических практик. Ее специфика заключалась в доступности каждому желающему практику и желающему попрактиковаться, при этом не устанавливая на субъект никаких ограничений.
Современность не перестает удивлять нас новыми концептами в сфере сакрального бытия. Не секрет, что мы сами существуем в эпоху зарождения все новых магических практик. Магия хаоса представляет собой универсальную практику, объединяющую в себе все прочие магические концепции и объединяет в себе все формы магии. Магия хаоса актуальна для изучения, т.к. несет в себе огромный потенциал развития, связанного с научным знанием, культурой, искусством.
Мы выяснили, что из себя представляет магия хаоса в контексте науки и культуры. Само понятие «хаос» имеет неоднозначное значение. В науке совершались попытки обусловить понятие хаоса через теоретические модели. Проблема в том, что хаос не поддается никаким законам. Однозначно можно говорить о том, что хаос является нерегулярной и нелинейной формой сложного динамического движения, которая может привести к порядку , однако абсолютно не поддается структурированию. Поэтому, вместо того, чтобы пытаться систематизировать хаос, многие ученые пошли по пути феноменологическому пути, теоретизируя хаос в рамках его свойств. Это способствовало получению определенных знаний о системе хаоса, частью этой системы, к примеру, стала фрактология.
Смена парадигмы в эпоху постмодерна привела к интеграции научного знания. Происходит попытка объяснить хаос через существующие физические системы с учетом фрактализма и качественного предсказания, т.к. попытки обуздать теорию хаоса. Исследования Лоренца и Пуанкаре показали, что прогрессия в теории хаоса так или иначе приводит к непредсказуемым результатам, а построение теорий, касающихся системы хаоса, возможно только в области математики, что является только теоретической составляющей, на деле не имеющая ничего общего с реальностью.
Факт того, что наука оказалась не в состоянии теоретизировать хаос, открыл широкие возможности для работы магов в этой области. Первопроходцем в области магии хаоса принято считать Остина Спейра, который построил магическую систему, основанную на хаосе. Система получила широкое распространение, и уже вскоре появились целые группы «адептов» магии хаоса, провозглашающей полную свободу действий и принцип отказа от символизма.
Постепенно формируются новые принципы магии хаоса, однако главным, и, наверное, единственно стержневым остается принцип «ничто не истино, все дозволено». Формируются новые идеи в области познания хаоса: это и дискордианская «пятерка» и учение о хаогнозисе, которые провозглашают парадигму в области магических практик, смешиваясь, по идеям Алистера Кроули, с наукой, искусством и религией.
Отдельного изучения удостоилась отечественный хаосизм, в корне отличающийся от того, в каком виде он представлен в западно-европейской традиции. Современные отечественные представители хаосизма стараются вписать имена деятелей русской религиозной философии XIX- начала XX в.. Однако наиболее обширный вклад в систему хаоса принесли такие ученые как Александр Дугин и Гейдар Джемаль. Дугин, в частности, представил свою систему хаоса, основанную на критике логоцентризма, лежащего в основе западно-европейской традиции.
Обобщая главную мысль данной работы, можно сделать вывод, что изученная нами теория хаоса, магия хаоса, действительно стала метапарадигмой магических практик. Это связано с тем, что она смогла связать себя с наукой и культурой. Кроме того, магия хаоса смогла решить кризис синтеза магических систем, возникшем в начале XX в. .
Она открыта для всех, но хаос так и остается полным тайн и загадок, которые еще предстоит понять человечеству. Данная тема остатается актуальной для изучения, и несомненно, имеет перспективу изучения.
1. Дугин А. Русский Логос - русский Хаос. Социология русского общества / А. Дугин. - СПб.: Академический проект, 2017 - 584 с.
2. Дугин А. Русский Логос - В поисках темного Логоса / А. Дугин. - СПб.: Академический проект, 2014 - 640 с.
3. Дугин А. Мартин Хайдеггер. Метаполитика. Эсхатология бытия / А. Дугин. СПб.: Академический проект, 2016 - 386 с.
4. Делёз Ж. Лекции о Лейбнице. 1980, 1986/87 / В. А. Подороги [пер. с фр. Б. Скуратов]. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. — 376 с.
5. Делёз Ж. Складка. Лейбниц и барокко / В. А. Подороги. [пер. с франц. Б. М. Скуратов]. — М.: Логос, 1997. — 264 с
6. Джойс Д. Поминки по Финнигану /Д.Джойс [пер. с англ. А.Рене] Екб: Издательские решения, 2018. 214 с.
7. Евменов Л.Ф. Логика достоинства и свободы личности / Л.Ф. Евменов М.: Беларуская навука, 2016, 577 с.
8. Зоря Е. В. Хаос-магия: адаптация магии к эпохе постмодернизма / С. В.
Пахомова, Мистико-эзотерические движения в теории и практике. «Тайное и явное»: многообразие репрезентаций эзотеризма и
мистицизма. Сб. материалов Четвертой международной научной конференции (2-4 декабря 2010 г., Днепропетровск)— СПб.: РХГА, 2011, 207 с.
9. Земун Ю. Магия Хаоса, Фантастические Возможности/Ю. Земун. - М.: «Афина», 2007, -160 с.
10. Иванов В. Хаос и магия. Введение в хаотическое управление / В. Иванов. - М.: Клуб касталья, 2016, - 320 с.
11. Мырзин А. Том Хаоса /А. Мырзин. - П.: Ex Nord Lux DIGITAL, 2010, - 666 с.
12. Данн П. Азы волшебства. Принципы магического взаимодействия с миром / П. Данн [пер. с англ. В. Куприянова]. - Спб.: ИГ «Весь», 2014, - 336 с.
13. Данн П. Магия эпохи постмодерна. Искусство магии в информационном пространстве современной эпохи /П. Данн [пер. с англ. В. Куприянова]. - Спб.: ИГ «Весь», 2008,- 224 с.
14. Кроновер Р. Фракталы и хаос в динамических системах. Основы теории / Р.Кроновер [пер. с англ. Т.Э. Кренкель] М.: Постмаркет, 2000, - 348 с.
15. Лири Т. Семь языков бога / Т. Лири - М.: Пересвет, 2002, 224 с.
16. Пригожин И. Стингерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой / И. Стингерс [пер. с англ. Ю Данилов]. - М.: Едиториал УРСС, 2014, 304 с.
17. Пригожин И. Стингерс И. Время. Хаос. Квант. К решению парадокса времени / И. Стингерс [пер. с англ. Ю Данилов]. - М.: Едиториал УРСС, 2014, 240 с.
18. Саргсян А., Дюкетт Л., Данн П. Круг Года. Магика Алистера Кроули. Магия эпохи постмодерна/А. Саргсян [пер. с англ. О.Бурмакова, В. куприянова]. - Спб.: ИГ «Весь», 2017, - 784 с.
19. Хаген И., Данн П. Магия. Практическое руководство. /П. Данн [пер. с англ. В. Куприянова]. - Спб.: ИГ «Весь», 2017, - 1360 с.
20.Чипышев А.С. Магия хаоса и научная парадигма // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 13(33). URL:
https://sibac.info/joumal/student/33/n3425 (дата обращения: 18.06.2018).
21. Фратер В.Д., Роберт У, Практическая магия сигил. Тайный Храм, - М.: Клуб Касталия, 2016. 204 с.
22. Hellert S. In the Wake of Chaos: Unpredictable Order in Dynamical Systems / S. Hellert - University of Chicago Press, 1994 190 с.
Электронные ресурсы: