Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СВЯЗЬ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА И ОСОБЕННОСТЕЙ ОТНОШЕНИЙ СО ЗНАЧИМЫМ ВЗРОСЛЫМ

Работа №41672

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы97
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
439
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы взаимосвязи мотивации достижения успеха младших школьников и отношений со значимым взрослым 9
1.1 Изучение «мотивации достижения успеха» в зарубежной психолого-педагогической литературе 9
1.2 Изучение «мотивации достижения успеха» в отечественной психолого-педагогической литературе 16
1.3 Проблема изучения взаимосвязи мотивации достижения успеха младших
школьников и отношений со значимым взрослым 23
Выводы по I главе 27
Глава II. Организация и методы эмпирического исследования взаимосвязи
мотивации достижения успеха младшего школьника и особенностей отношений со значимым взрослым 28
2.1 Организация и методы исследования 28
2.2. Методика изучения уровня и содержания мотивации достижения успеха
младших школьников 30
2.3. Методика изучения взаимоотношений младшего школьника с
окружающими 31
2.4. Методика изучения взаимоотношения в семье 32
Вывод по II главе 34
Глава III. Эмпирическое исследование взаимосвязи мотивации достижения успеха младших школьников и отношений со значимым взрослым 35
3.1 Анализ результатов изучения уровня и содержания мотивации достижения
успеха младших школьников 35
3.2 Анализ результатов изучения межличностных отношений 41
3.3 Анализ результатов изучения взаимоотношений в семье 47
3.4 Выявление характера и степени взаимосвязи мотивации достижения успеха младших школьников с особенностями отношений со значимым взрослым .... 53
Выводы по III главе 60
Заключение 62
Литература 64
Приложение

Актуальность исследования. Актуальность проблемы изучения взаимосвязи мотивации достижения успеха младших школьников и отношений со значимым взрослым, обусловлена, прежде всего, тем, что именно в этот период у детей появляются новые мотивы, происходят перестановки в мотивационной системе. Ведущей деятельностью становится учебная. Ребенок учится разбираться в своем внутреннем мире, а примером действия становятся отношения взрослого по отношению к нему.
В наше время вопрос активности человека занимает особенное место. Развитие субъекта, который может поставить перед собой цель и достичь ее, определяется поведением, формирующимся в процессе социализации человека.
Такое поведение, на наш взгляд, обеспечивает мотивация достижения, которая отражает отношение индивида к себе как личности, как субъекту какой-либо деятельности.
Мотивация достижения - одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успехов и избегать неудач; стремление к успехам в различных видах деятельности. В его основе лежат переживания, связанные с социальным принятием успехов, достигаемым индивидом.
Актуальность вопроса вдобавок состоит в том, что огромное количество авторов изучавших проблему мотивации достижения успеха проводили свои исследования преимущественно со студентами, взрослыми или же старшеклассниками. Многие авторы работ уделяют внимание исследованию действия мотивации достижения на результат работы и при осуществлении какой-либо деятельности, роль влияния социально-психологической среды на становление мотивации достижений младших школьников, воздействие разнообразных образовательных программ, а также изучалась связь с личными особенностями школьников: самооценкой, тревожностью, уровнем притязаний.
Относительно младшего школьного возраста, проблема формирования мотивации достижения представлена в работах следующих авторов: (Н. В. Афанасьева, 2000г, Т. А. Евграфова, 2001г, И.Ю. Кулагин, М.В. Матюхина, Ю. П. Поваренков, 2004г., Т. А. Саблина, М. А. Юферова, 2004г., Амбросова, 2006г.). Следует заметить, что данной проблеме уделяется внимание не только в отечественной психологии. По мнению, X. Хекхаузена, Э Эриксона, И.В. Миллера, оценочное воздействие значимого взрослого влияет на эмоциональное состояние ребенка, которое в свою очередь влияет на мотивационную сферу ребенка.
Однако проблема влияния отношений со значимым взрослым на мотивационную тенденцию младших школьников остается актуальной, по сей день, так как недостаточно изучена. В ходе изучения работ мы установили, что на формирование адекватной самооценки, развитие личности младшего школьника влияет система отношений со взрослым. При благоприятных условиях у младшего школьника формируется трудолюбие, вера в себя - при неблагоприятных - чувство не полноценности, желание избегать неудачу. Мы считаем, что взаимоотношения со значимым взрослым играют немаловажную роль в формировании мотивации успеха младших школьников. В ожидании успеха младший школьник стремиться получить одобрение взрослых.
Выше сказанное, обусловило изучение взаимосвязи мотивации достижения успеха младших школьников и особенностей отношений со значимым взрослым. Изучение психолого-педагогической литературы, позволило сформулировать следующее противоречие: между необходимостью проводить психолого-педагогическую работу по изучению взаимосвязи мотивации достижения успеха младших школьников и отношений со значимым взрослым с одной стороны, и несуществующей единой структуры и методов изучения с другой стороны.
Следует отметить, что, несмотря на многочисленные исследования по проблеме мотивации достижения успеха, результаты многих изысканий зачастую противоречивы, вследствие того, что имеют различия в методологических подходах, целях исследований, возраста испытуемых. Также авторы, изучающие мотивационную сферу в младшем школьном возрасте, зачастую рассматривают ее во взаимосвязи с типом семейного воспитания и используют опросники для родителей.
Мы полагаем, что изучение проблемы влияния окружения на развитие мотивации достижения ребенка младшего школьного возраста должно происходить, именно с учетом отношений со значимым взрослым.
В связи с утратой семейных ценностей мы наблюдаем частые разводы. Идет изменение роли женщины в семье. Растет количество неполных, неблагополучных семей, а также семьи, где дети воспитываются опекунами.
Это все осложняет процесс воспитания личности и развитие мотивации достижения младших школьников. В дошкольном возрасте референтной группой для ребенка, является семья, но поступив в школу зачастую авторитетом для ребенка становиться учитель. Однако авторами отмечается, что на протяжении с первого по второй класс учитель - это центральная фигура в классе, но к 3-4 классам начинает занимать в жизни детей иное место.
В связи с этим мы полагаем, что формированию и развитию мотивации достижения в этом возрасте способствует влияние близкого для ребенка взрослого.
Поэтому мы считаем, что изучение мотивационной сферы младших школьников должно происходить, именно с учетом отношений со значимым взрослым.
Следует заметить, что при кажущихся многочисленных исследованиях по данной проблеме существует еще некоторые аспекты данного вопроса, которые требуют дополнительного рассмотрения, например, изучение связи между характером отношений со значимым взрослым и уровнем выраженности основных мотивационных тенденций в структуре мотивации достижения младших школьников, через проективные методики, что и составляет теоретическую значимость нашего исследования.
С учетом выявленного противоречия была сформулирована проблема исследования: каким образом взаимоотношения со значимым взрослым влияют на мотивацию достижения успеха младшего школьника?
Цель: исследование специфики мотивации достижения успеха младших школьников во взаимосвязи с отношениями значимых взрослых.
Актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы исследования: «Связь мотивации достижения успеха младших школьников и отношений со значимым взрослым».
Объект исследования: мотивация достижения успеха ребёнка младшего школьного возраста.
Предмет: взаимосвязь мотивации достижения успеха младшего школьника с отношениями значимых взрослых.
Гипотеза: существует связь между характером отношений со значимым взрослым и уровнем выраженности основных мотивационных тенденций в структуре мотивации достижения младших школьников. Мы предполагаем, что уровень мотивации достижения успеха зависит от оценочного воздействия значимого взрослого.
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Анализ зарубежной и отечественной литературы по предмету исследования младших школьников;
2. Выявить уровень и содержание мотивации достижения успеха младших школьников;
3. Определить значимого взрослого и рассмотреть особенности отношений с ним младших школьников;
4. Изучить уровень и характер взаимосвязи между мотивацией достижения успеха и отношениями со значимым взрослым;
5. Анализ и интерпретация результатов.
Теоретико-методологическую основу нашего исследования составили основные положения теории мотивации достижения Д. Макклелланда X. Хекхаузена, Дж. Аткинсона; мотивационной концепции Г. Мюррея; теории Х. Д. Шмальта; теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера; учение о каузальной атрибуции В. Вайнера; теории самодетерминации Деси и Райан;; концептуальные положения по проблемам мотивации, изложенные в научных трудах А. Н. Леонтьева; о влиянии отметок на учебную мотивацию А. И. Липкина, И. Ю. Кулагина Б. Г. Ананьев, М. И. Алексеева; положения, содержащиеся в работах ведущих специалистов по психологии мотивации: Л. И. Божович, М. В. Матюхиной, Е. Е. Лушниковой, Н. И. Гуткиной, В. А. Кручинина А. К. Марковой, Е. П. Ильина, М. Ш. Магомед-Эминова;
При анализе отношений со значимым взрослым мы опирались, на теории отношений В. Н. Мясищева, на идеи и положения Л.С. Выготского о социальной ситуации развития, а также изысканий А. Ф. Лазурского, М. И. Лисиной, Я.Л. Коломенского в области отношений.
Для реализации поставленных задач в ходе работы были использованы следующие методы исследования:
• теоретические: анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, систематизация;
• эмпирические: психодиагностика с помощью следующих методик:
- полупроективный тест «МД-решетка», автор Х. Д. Шмальт;
- фильм - тест Р. Жиля;
- «Кинетический рисунок семьи», авторы Р. Бернс и С. Кауфман. анализ продуктов деятельности;
• математические методы обработки данных: корреляционный анализ при помощи корреляции Пирсона;
• метод интерпретации данных: интерпретация собранного материала.
База исследования: Исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ№171» Советского района города Казани. В исследовании приняли участие 100 учеников 4 классов, в возрасте 10-11 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе мы изучили особенности мотивации достижения успеха в младшем школьном возрасте, рассмотрели межличностные отношения с окружающими и проанализировали особенности отношения со значимым взрослым. Результаты нашего исследования могут использоваться социальными педагогами, психологами, классными руководителями при консультировании с родителями, а так же психологическом сопровождении младших школьников.
Структура дипломной работы. Данная работа состоит из титульного листа, реферата, оглавления, введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В завершении нашей работы нужно сказать, что мы достигли цели и выполнили задачи, которые стояли перед нами.
Целью нашей работы было исследование специфики мотивации достижения успеха младших школьников во взаимосвязи с отношениями значимых взрослых. Перед нами стоял вопрос, каким образом взаимоотношения со значимым взрослым влияют на мотивацию достижения успеха младшего школьника?
Нужно заметить, что итоги проведенного нами исследования позволяют утверждать, что изучение данной проблемы является актуальной в психологической науке.
В результате анализа литературы мы выявили, что как в отечественной, так и зарубежной литературе мотивация как психическое явление трактуется по-разному. Рассматривая основные теории мотивации достижения, мы сделали вывод, что мотивация достижения является особым видом мотивации, которая проявляется в деятельности и показывает направленность человека на успех или избегание неудачи. Также выяснили, что межличностные отношения развиваются с учетом характера взаимосвязи ребенка с близким для него взрослым. Взаимоотношения со значимым взрослым играют главную роль при выстраивании связи между эмоциональным подкреплением и уровнем мотивации достижения младшего школьника.
В практической части нашей работы мы подобрали методики для исследования по данной проблеме. Получив результаты, провели количественный и качественный анализ данных. Корреляционный анализ провели с помощью корреляции Пирсона при помощи компьютерной программы «SPSS Statistics».
В результате:
Выявлено, что большинство учащихся нашей выборки проявляют незначительную активность стремления к успеху, такие дети имеют адекватную самооценку, не имеют проблем в общении, уверены в своих силах и в среднем справляются с трудностями. Не боятся столкнуться с неудачей при выполнении деятельности. Но испытывают незначительный страх социальных последствий неудачи. В основном значимым взрослым для учащихся нашей выборки является мама. Так как в большинстве случаев она выполняет основные функции в семье, большую часть времени бывает с ребенком, уделяет внимание.
Обнаружено, что многие наши испытуемые воспитываются в семье со средним уровнем благополучия, то есть наряду со средним показателем «благополучия в семье» у детей проявляются такие комплексы, как «тревожность» или «конфликтность в семье».
Определена зависимость личностных качеств младших школьников от эмоционального контакта с окружающими. Учащиеся, воспитывающиеся в благоприятных условиях, очень любознательны, общительны, а также адекватно себя оценивают.
Выявлены связи между отношениями со значимым взрослым и мотивационной тенденцией младших школьников.
Установлено, что чем теснее связь младшего школьника со значимым взрослым, тем активнее проявляется его стремление к успеху, а страх неудачи с ощущением собственной неспособности незначителен.
Ребенок в этом возрасте находится в тесном эмоциональном контакте с окружающими и его развитие, а также мотивационная тенденция зависит от взаимоотношений со значимым взрослым.
Подводя итог вышесказанному, нужно отметить, что результаты нашего исследования дают возможность говорить о подтверждении вынесенной нами гипотезы.



1. Абросимова В. И. Развитие мотивации достижения в младшем школьном возрасте: дис. ... канд. психол. наук. Хабаровск,2006.- 160 с.
2. Амержанова Ш.К. Познание // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики.- Петропавловск, № 03 .- 2017.
3. Аристова И.Л. Электронные образовательные ресурсы к теме « Общая
психология. Мотивация, эмоции, воля» [Электронный ресурс]/ И.Л. Аристова. - Владивосток.: ДВГУ. - Режим доступа:
http: //txtb .ru/13 2/index .html.
4. Афанасьева Н.В. Руководство к тесту мотивации достижения детей 9-11 лет. МД-решетка Шмальта /Н. В. Афанасьева. - М.: Когито-Центр,2008.— 39 c.
5. Бернс Р., Кауфман С. Кинетический рисунок семьи/Р. Бернс, С. Кауфман.- Режим доступа: // http://testoteka.narod.ru/pm/1/07.html.
6. Бодалев А. А. Электронные образовательные ресурсы к теме «В. Н.
Мясищев и психология отношений» [Электронный ресурс]/ А. А. Бодалев. - М.: «Независимая пресса». - Режим доступа: https://free-
press.ru/2202-2202-v-n-miasishchev-i-psihologiia-otnoshenii/page-2.html.
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. - 398 с. - (Мастера психологии). - Библиогр.: с. 386-389.
8. Виндекер О.С. Структура и психологические корреляты мотивации достижения: дис. ... канди. психол. наук. Екатеринбург.,2010.-203 с.
9. Горбунова Н. Е. Изучение и оптимизация мотивации деятельности у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. // Специальное образование.- Екатеринбург, 2014. №1.- С.44-51.
10. Гордеева, Т.О. Психология мотивации достижения / Т.О. Гордеева. М.: Смысл, 2006. - 336 с.
11. Давыдова А.Ю. Социально-психологический подход к проблеме мотивации достижения личности в психологической науке // Научные ведомости.- М., 2013.№27.- С. 269-272.
12. Долгова В. И., Рокицкая Ю. А., Антипина Я. А. Исследование учебной мотивации младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 31. - С. 1-5. - Режим доступа: http://e- koncept.ru/2015/95507. html.
13. Кондратьева М. В. Электронные образовательные ресурсы к теме «Исследования в области развития мотивации достижения в зарубежной и отечественной психологии» [Электронный ресурс]/ М. В. Кондратьева,
2011. - Режим доступа: http://coolreferat.com.
14. Кручинин В.А. Формирование мотивации достижения успеха в подростковом возрасте: монография / В.А. Кручинин, Е.А. Булатова. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2010. - 155 с.
15. Кулагина И.Ю. Доминирующая мотивация школьников: возрастные тенденции и условия развития // Культурноис торическая психология.
2015. Т. 11. № 3. С. 100 - 109. Режим доступа: 10.17759/chp.2015110309
16. Лебедева Л.А. Мотивация учебной деятельности младших школьников: дипломная работа. Ярославль.,2012.
17. Лысиченкова С.А. Влияние особенностей современных школьников на их познавательную мотивацию //Молодой ученый. - 2012. - № 4. - С. 428431.
18. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер,2016. - 583 с.
19. Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Питер, 2008.
20. Матюхина М.В., Иванова Т. Ф. Мотивация достижения и настойчивость младших школьников// [Электронный ресурс]/ М.В. Матюхина, Т. Ф. Иванова.- М., «Мир психологии», 2014.- Режим доступа: http://psychology.net.ru/articles/content/1089228754.html.
21. Мерзлякова В.П., Рау Е.Н. Развитие мотивационной сферы заикающихся в процессе логопсихокоррекции. - М: В. Секачев, 2017.
22. Москалева Т. В., Яшкова А. Н. Развитие мотивации достижения в младшем школьном возрасте // Огарёв-Online ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н.П. Огарева». - Саранск, 2015. - С.2-5.
23. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. - 2-е изд. - Спб.: Питер; М.: Смысл, 2003. - 860 с
24. Мотивация человека / Д. Макклелланд; науч. ред. пер. Е. П. Ильина; [пер. с англ. А. Богачев и др.]. - М. : РГБ, 2008
25. Николаева А.И. Взаимосвязь межличностных отношений и учебной мотивации детей младшего школьного возраста: дипломная работа. Уфа, 2015. - 68с.
26. Поваренков Ю.П., Юферова М.А. Мотивация достижения школьников как результат семейного воспитания. //Ярославский психологический вестник. Вып. 13. М.: 2004.
27. Психологические тесты / сост. С. Касьянов. - М. : Эксмо, 2006. - 608 с.
28. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. А. Головей, И. Б. Дерманова ; под общ. ред. Л. А. Головей. - М. : Издательство Юрайт, 2016. — 000 с. - Серия : Бакалавр. Академический курс.
29. Рожков Е.М. Мотивация достижения успеха и избегания неудач в работах отечественных и зарубежных ученых// Психологические науки.-2014.- №3.- С. 44-45 Режим доступа: bttps://cyberlemnka.ru/article/v/motivatsiya- dostizheniya-uspeha-i-izbeganiya-neudach-v-rabotah-otechestvennyh-i- zarubezhnyh-uchenyh
30. Симонова П. С. Взаимосвязь учебной мотивации и успеваемости детей младшего школьного возраста // Молодой ученый. - 2016.- №25.- С. 591593.
31. Словарь практического психолога: АСТ/ сост. С.Ю.Головин. - Минск: Харвест. - Режим доступа: https://psychology.academic.ru/1247
32. Фельдштейн Д. И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы // Вопросы психологии. 2010. № 3. С. 50
ЗЗ.Чуканова Т.В., Черная Е.В. Проблема мотивации в исследованиях отечественных и зарубежных психологов в конце xx века // Международный студенческий научный вестник. - 2015. - № 5-2.; Режим доступа: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13329
34. Шитова. Е.О., Солобутина М.М. Анализ и обработка эмпирических данных психологических и педагогических исследований (Microsoft Excel, Statistica, SPSS) // Учебное пособие. / Под ред. д.п.н., проф. А.Н. Хузиахметова.- Москва: Издательство «Школьная пресса», 2012. - 224 с.
35. Юденкова И.В., Воронцова Н.И. Влияние внутрисемейных отношений на личностное развитие ребенка // Материалы II Международной научно-практической конференции «Семья в контексте педагогических, психологических и социологических исследований». Пенза: «Социосфера», 2011 (5-6 октября 2011г.).- С.135-138.
36. Deci, E.L., Ryan, R.M. Self-determination theory: a macrotheory of human motivation, development, and health. Canadian Psychology, 2008. 49 (3), 182185.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ