НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И НАЛОГОВЫЕ РИСКИ ОРГАНИЗАЦИЙ МЕДИЦИНЫ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
|
Введение 3
1. Теоретические аспекты налогообложения организаций медицины и
здравоохранения 7
1.1 Медицина и здравоохранение в экономической и социальной политике
государства 7
1.2 Организации медицины и здравоохранения как субъект налоговых
отношений 18
1.3 Налоговые преференции для организаций медицина и здравоохранения в
России и особенности их применения 28
2. Анализ налоговых рисков и оценка эффективности применения налоговых
преференций организациями медицины и здравоохранения 34
2.1 Анализ налоговых рисков по косвенным налогам организаций медицины и
здравоохранения 34
2.2. Анализ налоговых рисков по прямым налогам организаций медицины и
здравоохранения 43
2.3 Оценка эффективности применения налоговых преференций организациями
медицины и здравоохранения 48
3. Развитие условий налогообложения и управления налоговыми рисками
организаций медицины и здравоохранения 52
3.1 Совершенствование условий налогообложения организаций медицины и
здравоохранения в России 52
3.2. Пути минимизации налоговых рисков организации медицины и
здравоохранения 62
Заключение 68
Список использованных источников 72
Приложения
1. Теоретические аспекты налогообложения организаций медицины и
здравоохранения 7
1.1 Медицина и здравоохранение в экономической и социальной политике
государства 7
1.2 Организации медицины и здравоохранения как субъект налоговых
отношений 18
1.3 Налоговые преференции для организаций медицина и здравоохранения в
России и особенности их применения 28
2. Анализ налоговых рисков и оценка эффективности применения налоговых
преференций организациями медицины и здравоохранения 34
2.1 Анализ налоговых рисков по косвенным налогам организаций медицины и
здравоохранения 34
2.2. Анализ налоговых рисков по прямым налогам организаций медицины и
здравоохранения 43
2.3 Оценка эффективности применения налоговых преференций организациями
медицины и здравоохранения 48
3. Развитие условий налогообложения и управления налоговыми рисками
организаций медицины и здравоохранения 52
3.1 Совершенствование условий налогообложения организаций медицины и
здравоохранения в России 52
3.2. Пути минимизации налоговых рисков организации медицины и
здравоохранения 62
Заключение 68
Список использованных источников 72
Приложения
Сегодня, одной из важнейших задач в социально-экономическом развитии Российской Федерации является сохранение и приумножение человеческого капитала, одним из условий которого выступает обеспечение физического и нравственного воспитания здоровой нации. Для достижения этой цели главным направлением является развитие и организация медицины и здравоохранения. В современном развитом обществе, организация медицины и здравоохранения играет очень важную роль. Организация медицины и здравоохранения представляют собой важнейшую составляющую социальной сферы, а также являются одним из определяющих условий жизнедеятельности человеческого общества. Во многом, организация медицины и здравоохранения обеспечивают качество жизни населения. Поэтому для любой страны важно развитие таких организаций.
Актуальность темы. В Российской Федерации одним из основных государственных инструментов, способствующих росту количества
организации медицины и здравоохранения, является налоговое льготирование и освобождение от налогообложения. Однако эффективность такого инструмента ставится под сомнение, так как организация медицины и здравоохранения подвержены множеству налоговых рисков, что создает для них
«напряженность» при ведении своей деятельности, и, как следствие из этого, наблюдается незначительный рост таких организаций. Поэтому проблема налогообложения организации медицины и здравоохранения является одной из самых актуальных в современной экономике.
Степень разработанности темы. Различные аспекты теории и практики налогообложения организации медицины и здравоохранения достаточно широко исследуются в отечественной и зарубежной научной литературе. Так, теоретические подходы к раскрытию налогообложения и его особенностей для медицинских организаций и организаций здравоохранения нашли отражение в
работах таких ученых, как В.В. Авдеев, Н.Г. Шамшурина, Г.Р. Нугуманова, Н.Х. Сабитов, Н. В. Скрыпник, Н.Б. Островская и др.
Особенности налогообложения организации медицины и здравоохранения всегда будут связаны с исключениями из общих правил налогообложения, сами организации требуют особых процедур бухгалтерского и управленческого учета. Это приводит к тому, что в отношении таких организаций применяются более сложные правила налоговой политики и налогового администрирования, чем к большинству других налогоплательщиков. Наличие спорных вопросов в условиях налогообложения организации медицины и здравоохранения подтверждает актуальность данной темы исследования.
Несмотря на широкий спектр исследований, некоторые вопросы налогообложения организации медицины и здравоохранения не получили должного внимания со стороны ученых. Наличие множества налоговых рисков у организации медицины и здравоохранения и отсутствие обоснованного подхода к их оценке и последующей минимизации, отсутствие закрепленного на нормативном уровне порядка системы раздельного учета доходов (расходов) по предпринимательской и уставной деятельности обусловили выбор темы, цели и задачи исследования.
Цель диссертационного исследования - заключается в анализе налоговых рисков и оценке эффективности применения налоговых преференций на основе изучения условий налогообложения организаций медицины и здравоохранения, поиск путей совершенствования условий налогообложения и управления налоговыми рисками организаций медицины и здравоохранения.
Исходя из намеченной цели, поставлены следующие основные задачи:
- исследовать налоговые риски по косвенным налогам организаций медицины и здравоохранения
- исследовать налоговые риски по прямым налогам организаций медицины и здравоохранения
- оценить эффективность применения налоговых преференций в организациях медицины и здравоохранения.
- определить пути совершенствования условий налогообложения организаций медицины и здравоохранения в России;
- определить пути минимизации налоговых рисков организации медицины и здравоохранения.
Объектом исследования являются условия налогообложения организаций медицины и здравоохранения, управление налоговыми рисками.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования является применение научных принципов и методов научного познания, использование положений теории финансов и методики налогообложения. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы познания, как анализ и синтез, системность и комплексность, абстракция, сравнение и логическое обобщение. Для получения и обоснования основных положений диссертационной работы применялись системный, комплексный и абстрактно-логический подходы. Методика исследования основывалась на изучении, обобщении, систематизации и критической оценке полученных знаний в области отечественной теории и практики налогообложения организаций медицины и здравоохранения. Практическая значимость заключается в разработке механизма оценки налоговых рисков и их минимизации. Указанная комплексная проблематика в ее определенных аспектах является объектом активного внимания со стороны значительной группы специалистов.
Научная новизна и значимость диссертационного исследования состоит в следующем:
- Проведено сопоставление динамики изменения налоговых льгот по организациям медицины и здравоохранения и индекса человеческого развития в Российской Федерации.
- Уточнена группировка налоговых преференций по учреждениям медицины и здравоохранения.
- Рекомендованы мероприятия по минимизации налоговых рисков здравоохранения в разрезе конкретных налогов.
Как основной результат по исследованиям, проведенным в данной диссертационной работе, следует считать выявление проблемы неверного ведения раздельного учета доходов (расходов) по предпринимательской и уставной деятельности в организациях медицины и здравоохранения.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Актуальность темы. В Российской Федерации одним из основных государственных инструментов, способствующих росту количества
организации медицины и здравоохранения, является налоговое льготирование и освобождение от налогообложения. Однако эффективность такого инструмента ставится под сомнение, так как организация медицины и здравоохранения подвержены множеству налоговых рисков, что создает для них
«напряженность» при ведении своей деятельности, и, как следствие из этого, наблюдается незначительный рост таких организаций. Поэтому проблема налогообложения организации медицины и здравоохранения является одной из самых актуальных в современной экономике.
Степень разработанности темы. Различные аспекты теории и практики налогообложения организации медицины и здравоохранения достаточно широко исследуются в отечественной и зарубежной научной литературе. Так, теоретические подходы к раскрытию налогообложения и его особенностей для медицинских организаций и организаций здравоохранения нашли отражение в
работах таких ученых, как В.В. Авдеев, Н.Г. Шамшурина, Г.Р. Нугуманова, Н.Х. Сабитов, Н. В. Скрыпник, Н.Б. Островская и др.
Особенности налогообложения организации медицины и здравоохранения всегда будут связаны с исключениями из общих правил налогообложения, сами организации требуют особых процедур бухгалтерского и управленческого учета. Это приводит к тому, что в отношении таких организаций применяются более сложные правила налоговой политики и налогового администрирования, чем к большинству других налогоплательщиков. Наличие спорных вопросов в условиях налогообложения организации медицины и здравоохранения подтверждает актуальность данной темы исследования.
Несмотря на широкий спектр исследований, некоторые вопросы налогообложения организации медицины и здравоохранения не получили должного внимания со стороны ученых. Наличие множества налоговых рисков у организации медицины и здравоохранения и отсутствие обоснованного подхода к их оценке и последующей минимизации, отсутствие закрепленного на нормативном уровне порядка системы раздельного учета доходов (расходов) по предпринимательской и уставной деятельности обусловили выбор темы, цели и задачи исследования.
Цель диссертационного исследования - заключается в анализе налоговых рисков и оценке эффективности применения налоговых преференций на основе изучения условий налогообложения организаций медицины и здравоохранения, поиск путей совершенствования условий налогообложения и управления налоговыми рисками организаций медицины и здравоохранения.
Исходя из намеченной цели, поставлены следующие основные задачи:
- исследовать налоговые риски по косвенным налогам организаций медицины и здравоохранения
- исследовать налоговые риски по прямым налогам организаций медицины и здравоохранения
- оценить эффективность применения налоговых преференций в организациях медицины и здравоохранения.
- определить пути совершенствования условий налогообложения организаций медицины и здравоохранения в России;
- определить пути минимизации налоговых рисков организации медицины и здравоохранения.
Объектом исследования являются условия налогообложения организаций медицины и здравоохранения, управление налоговыми рисками.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования является применение научных принципов и методов научного познания, использование положений теории финансов и методики налогообложения. В процессе исследования использовались такие общенаучные методы познания, как анализ и синтез, системность и комплексность, абстракция, сравнение и логическое обобщение. Для получения и обоснования основных положений диссертационной работы применялись системный, комплексный и абстрактно-логический подходы. Методика исследования основывалась на изучении, обобщении, систематизации и критической оценке полученных знаний в области отечественной теории и практики налогообложения организаций медицины и здравоохранения. Практическая значимость заключается в разработке механизма оценки налоговых рисков и их минимизации. Указанная комплексная проблематика в ее определенных аспектах является объектом активного внимания со стороны значительной группы специалистов.
Научная новизна и значимость диссертационного исследования состоит в следующем:
- Проведено сопоставление динамики изменения налоговых льгот по организациям медицины и здравоохранения и индекса человеческого развития в Российской Федерации.
- Уточнена группировка налоговых преференций по учреждениям медицины и здравоохранения.
- Рекомендованы мероприятия по минимизации налоговых рисков здравоохранения в разрезе конкретных налогов.
Как основной результат по исследованиям, проведенным в данной диссертационной работе, следует считать выявление проблемы неверного ведения раздельного учета доходов (расходов) по предпринимательской и уставной деятельности в организациях медицины и здравоохранения.
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В результате проведенного исследования можно сделать следующий вывод, что налогообложение прямыми и косвенными налогами в организациях медицины и здравоохранения имеет особенности, которые должны учитываться при управлении налоговыми рисками.
Деятельность организаций медицины и здравоохранения сопровождается налоговыми рисками, являющимися результатом несоблюдения налогового законодательства. При этом риски могут возникнуть и вследствие: неосведомленности положений законодательства или их изменений; недостатка информации о контрагентах; технических ошибок.
В качестве научной новизны была уточнена группировка налоговых преференций по учреждениям медицины и здравоохранения. Доказана взаимосвязь индекса человеческого развития и налоговых льгот для медицинских организаций, а значите и возможность его применения при оценке эффективности налоговых льгот. Рекомендованы мероприятия по минимизации налоговых рисков здравоохранения в разрезе конкретных налогов.
Деятельность организаций медицины и здравоохранения сопровождается налоговыми рисками, являющимися результатом несоблюдения налогового законодательства. При этом риски могут возникнуть и вследствие: неосведомленности положений законодательства или их изменений; недостатка информации о контрагентах; технических ошибок.
Основными из них являются риски налогового контроля, налогового бремени и уголовного преследования. В свою очередь, риски налогового контроля можно снизить путем налаженного налогового планирования, раздельного учета операций, облагаемых и не облагаемых косвенными налогами, а также в разрезе разных ставок налогообложения.
Необходимо также четко соблюдать законодательство и правильно определять операции, подлежащие и не подлежащие налогообложению косвенными налогами. Рисками можно управлять, в т. ч. снижать их путем подачи в налоговый орган уточненной налоговой отчетности.
Для эффективного управления налоговыми рисками организаций медицины и здравоохранения при налогообложении прямыми и косвенными налогами необходимо риски идентифицировать, оценить их величину и уровень последствий после их проявления, а затем принять соответствующие меры по минимизации потерь от налоговых рисков и, при необходимости, внести корректировки в финансово-хозяйственную деятельность.
Руководитель организации медицины и здравоохранения может самостоятельно проводить профилактику возникновения налоговых рисков следующим образом:
- постоянно изучать поправки, вносимые в законодательство, связанные с налоговой и финансовой деятельностью;
- планировать и учитывать минимизацию налоговых рисков при формировании плана деятельности;
- разработать и установить оптимальный порядок учета рисков;
- проводить анализ и коррекцию ошибок в осуществлении налоговых выплат.
В системе здравоохранения необходимо построение налогового механизма с учетом особенностей функционирования сферы медицинских услуг, которые состоят в оказании социально значимых благ.
В настоящее время на уровне высшего руководства страны остро поставлен вопрос о пересмотре политики в отношении налоговых льгот, о повышении их эффективности и увеличении доходов бюджета за счет снижения доли платежей, выпадающих в силу использования плательщиками законодательно установленных преференций.
И это не случайно, ибо из-за налоговых льгот за последние годы наблюдается существенный рост бюджетных потерь.
Существующая практика принятия законов о налоговых льготах и преференциях не сопровождается определением целевых показателей, которые должны достигаться в результате их использования, а также критериев, по которым можно было бы определить экономический или бюджетный эффект от их действия.
В настоящее время в Минфине РФ обсуждается вопрос эффективности налоговых преференций, в том числе и организациям здравоохранения и медицины. Предмет обсуждения состоит в том, что выпадающие из-за преференций доходы бюджета фактически превращаются в его расходы, при этом, при формировании бюджета, эти дополнительные расходы не подлежат оценке.
В связи с этим налоговые льготы предлагается просто отменить, но включить их объем в государственные программы и субсидирование по отраслям. Предварительно необходима оценка их размера и эффективности
Методика оценки эффективности налоговых расходов запланирована для оценки до 1 июля 2019 года, а само постановление должно вступить в силу с 1 января 2019 года.
В итоге, учитывая социальную направленность налоговых преференций организаций медицины и здравоохранения, необходимо тщательно подходить к оценке эффективности налоговых льгот. Отмена льгот по налогообложению организаций медицины и здравоохранения нецелесообразна, напротив, данным организациям необходимо разрешить использование льготных режимов налогообложения и установить такой налоговый режим, который позволит обеспечить налоговую нагрузку на уровне 10-12%.
Анализ мнений и рекомендаций специалистов и экспертов по вопросам налогообложения медицинских организаций, а так же результаты собственного исследования позволили сделать следующие рекомендации:
-Необходима постоянная методологическая
и организационная поддержка со стороны юридических, финансовых и бухгалтерской служб Министерства здравоохранения России в области применения налоговых преференций для организаций медицины и здравоохранения.
- Необходимо ввести систему отчетности организаций здравоохранения для оценки эффективности налоговых льгот.
Рекомендуется использовать социальные признаки
оценки эффективности налоговых льгот: прирост стоимости
оборудования медицинской организации; прирост показателей
оказания высоко-технологической медицинской помощи; показателей оказания медицинской помощи по нозологиям.
Целесообразно ввести налоговые каникулы. По НДС прибыль для компаний, осуществляющих новые разработки для медицины. По НДС и налогу на прибыль для компаний, разработки новых лекарственных препаратов.
Деятельность организаций медицины и здравоохранения сопровождается налоговыми рисками, являющимися результатом несоблюдения налогового законодательства. При этом риски могут возникнуть и вследствие: неосведомленности положений законодательства или их изменений; недостатка информации о контрагентах; технических ошибок.
В качестве научной новизны была уточнена группировка налоговых преференций по учреждениям медицины и здравоохранения. Доказана взаимосвязь индекса человеческого развития и налоговых льгот для медицинских организаций, а значите и возможность его применения при оценке эффективности налоговых льгот. Рекомендованы мероприятия по минимизации налоговых рисков здравоохранения в разрезе конкретных налогов.
Деятельность организаций медицины и здравоохранения сопровождается налоговыми рисками, являющимися результатом несоблюдения налогового законодательства. При этом риски могут возникнуть и вследствие: неосведомленности положений законодательства или их изменений; недостатка информации о контрагентах; технических ошибок.
Основными из них являются риски налогового контроля, налогового бремени и уголовного преследования. В свою очередь, риски налогового контроля можно снизить путем налаженного налогового планирования, раздельного учета операций, облагаемых и не облагаемых косвенными налогами, а также в разрезе разных ставок налогообложения.
Необходимо также четко соблюдать законодательство и правильно определять операции, подлежащие и не подлежащие налогообложению косвенными налогами. Рисками можно управлять, в т. ч. снижать их путем подачи в налоговый орган уточненной налоговой отчетности.
Для эффективного управления налоговыми рисками организаций медицины и здравоохранения при налогообложении прямыми и косвенными налогами необходимо риски идентифицировать, оценить их величину и уровень последствий после их проявления, а затем принять соответствующие меры по минимизации потерь от налоговых рисков и, при необходимости, внести корректировки в финансово-хозяйственную деятельность.
Руководитель организации медицины и здравоохранения может самостоятельно проводить профилактику возникновения налоговых рисков следующим образом:
- постоянно изучать поправки, вносимые в законодательство, связанные с налоговой и финансовой деятельностью;
- планировать и учитывать минимизацию налоговых рисков при формировании плана деятельности;
- разработать и установить оптимальный порядок учета рисков;
- проводить анализ и коррекцию ошибок в осуществлении налоговых выплат.
В системе здравоохранения необходимо построение налогового механизма с учетом особенностей функционирования сферы медицинских услуг, которые состоят в оказании социально значимых благ.
В настоящее время на уровне высшего руководства страны остро поставлен вопрос о пересмотре политики в отношении налоговых льгот, о повышении их эффективности и увеличении доходов бюджета за счет снижения доли платежей, выпадающих в силу использования плательщиками законодательно установленных преференций.
И это не случайно, ибо из-за налоговых льгот за последние годы наблюдается существенный рост бюджетных потерь.
Существующая практика принятия законов о налоговых льготах и преференциях не сопровождается определением целевых показателей, которые должны достигаться в результате их использования, а также критериев, по которым можно было бы определить экономический или бюджетный эффект от их действия.
В настоящее время в Минфине РФ обсуждается вопрос эффективности налоговых преференций, в том числе и организациям здравоохранения и медицины. Предмет обсуждения состоит в том, что выпадающие из-за преференций доходы бюджета фактически превращаются в его расходы, при этом, при формировании бюджета, эти дополнительные расходы не подлежат оценке.
В связи с этим налоговые льготы предлагается просто отменить, но включить их объем в государственные программы и субсидирование по отраслям. Предварительно необходима оценка их размера и эффективности
Методика оценки эффективности налоговых расходов запланирована для оценки до 1 июля 2019 года, а само постановление должно вступить в силу с 1 января 2019 года.
В итоге, учитывая социальную направленность налоговых преференций организаций медицины и здравоохранения, необходимо тщательно подходить к оценке эффективности налоговых льгот. Отмена льгот по налогообложению организаций медицины и здравоохранения нецелесообразна, напротив, данным организациям необходимо разрешить использование льготных режимов налогообложения и установить такой налоговый режим, который позволит обеспечить налоговую нагрузку на уровне 10-12%.
Анализ мнений и рекомендаций специалистов и экспертов по вопросам налогообложения медицинских организаций, а так же результаты собственного исследования позволили сделать следующие рекомендации:
-Необходима постоянная методологическая
и организационная поддержка со стороны юридических, финансовых и бухгалтерской служб Министерства здравоохранения России в области применения налоговых преференций для организаций медицины и здравоохранения.
- Необходимо ввести систему отчетности организаций здравоохранения для оценки эффективности налоговых льгот.
Рекомендуется использовать социальные признаки
оценки эффективности налоговых льгот: прирост стоимости
оборудования медицинской организации; прирост показателей
оказания высоко-технологической медицинской помощи; показателей оказания медицинской помощи по нозологиям.
Целесообразно ввести налоговые каникулы. По НДС прибыль для компаний, осуществляющих новые разработки для медицины. По НДС и налогу на прибыль для компаний, разработки новых лекарственных препаратов.
Подобные работы
- НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ И НАЛОГОВЫЕ РИСКИ ОРГАНИЗАЦИЙ МЕДИЦИНЫ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Особенности налогообложения и финансирования образовательных и научных организаций Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2025 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Управление налоговой нагрузкой для повышения эффективности предприятия (Санкт-Петербургский Государственный Университет Аэрокосмического Приборостроения)
Дипломные работы, ВКР, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Разработка бизнес-плана по созданию стоматологической клиники в городе
Красноярске
Бакалаврская работа, бизнес планирование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Планирование хозяйственной деятельности фирмы
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Разработка проекта по открытию частной стоматологической клиники
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



