Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС: ОРГАНИЗАЦИЯ И МАРКЕТИНГ (08.00.05)

Работа №4166

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

экономика

Объем работы384стр.
Год сдачи2002
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1407
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
Глава 1. Теоретические основы организации инновационной деятельности ,14
1. 1. Сущность, формы разделения и кооперации труда е инновационной сфере 14
1.2, Исторические этапы развития кооперации и разделения
труда в инновационной сфере 24
1.3.Отношения собственности в области научно-технической деятельности 34
1.4. Отношения обмена в инновационной сфере 54
Глава 2. Организация инновационой деятельности в России: современное состояние и перспективы 64
2.1. Развитие теории и практики управления инновационным процессом 64
2.2. Анализ динамики инновационного потенциала Российской Федерации(РФ) в 1992-1994 годах 76
2.3. Прогнозный сценарий развития инновационного потенциала РФ на период до 2000 года 83
2.4. Проблема конверсии в инновационной сфере РФ 91
Глава 3. Научно-технические парки - современная модель организации инновационного процесса.
103
3.1. Зарождение первых технопарков: опыт Селиконовой долины.
104
3. 2. Особенности технопарков Японии 121
3.3. Опыт функционирования научно-технических парков в странах Европы 133
3.4. Перспективы формирования научно-технических парков в Российской федерации 137
Глава 4. Маркетинговые исследования рынка наукоемкой и науч- но-технической продукции 150
4.1. Особенности маркетинга в наукоемких отрастях 150
4.2. Структура маркетингового исследования и источники вторичной маркетинговой информации, используемой при анализе рынка наукоемкой продукции 156
4.3. Полевые исследования - важнейший источники информации в наукоемкой продукции 164
4.4. Организация и анализ собранной информации 176
4.5. Результаты маркетингового исследования рынка научного приборостроения в Российской Федерации 184
Глава 5. Оценка конкурентоспособности наукоемкой продукции. 197
5.1. Роль нововведений в конкурентной борьбе 197
5.2. Понятие и метод оценки конкурентоспосбности нововведений .201

- 4 -
Глава 6. Ценообразование на наукоемкую и научно-техническую продукцию 217
8.1. Параметрические методы ценообразования на наукоемкую продукцию 217
6.2. Расчет базовой цены нововведения на основе оценок конкурентоспособности и ее оптимизации по максимому текущей прибыли 225
6.3. Принципы определния цены уникального нововведения,
233
5.4. Стоимость лицензии и модели цен на инжиниринговые услуги 239
Глава 7. Маркетинг технологий при продаже лицензий 256
7.1. Особенности маркетинга технологических нововведений. 256
7.2. Структура маркетингового исследования при продаже лицензии на технологию 253
^.З. Типовая структура лицензионного контракта .,..230.
7.4. Маркетинг новых технологий нз примере продукции КБ "Арсенал" им.М.Е.Фрунзе и ФТИ им.А,Ф.Иоффе 289
Глава 8, Коммуникационная политика при реализации наукоемкой продукции 299
8.1. Соотношение элементов системы продвижения наукоемкой продукции .299

8.2. Использование волнового подхода при планировании компаний продвижения (рекламы) наукоемкой продукции 314
Заключение... 333
Список использованной литературы 338
Приложения 357
Приложение 1 357
Приложение 2 368
Приложение 3 369
Приложение 4 371
Приложение 5 375
Приложение 6 377



Актуальность исследования. Данная работа появилась как отклик на наиболее злободневные вопросы, связанные с организацией и управлением инновационной деятельностью. Сегодня, когда старый экономический механизм практически перестал существовать, а новый находиться в стадии становления, перед практиками - организаторами науки, предпринимателями, занимающимися инновационным бизнесом, встает множество трудных вопросов. Их никто никогда не учил организовывать научные исследования в рыночной среде, создавать венчурные фирмы. Сейчас в стране публикуется достаточно много зарубежной литературы по основам рыночной экономики. Одна¬ко число изданий, посвященных экономике инновационной деятельности сравнительно невелико.Содержащиеся в этих работах схемы экономического управления далеко не всегда могут быть применены на российской почве без существенных доработок и переосмысления. Наконец, ни одна западная фирма не будет публиковать положения экономических методик, которые реально использует.
Наиболее актуальны вопросы организации и маркетинга инноваций для фирм военно - промышленного комплекса (ВПК) Российской Федерации, проводящих конверсию своих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ(НИОКР) и производства. Обладая мощным научно - техническим потенциалом, значительным научным заде¬лом, эти фирмы в условиях рынка не умеют грамотно распорядиться тем богатством, которым располагают, из-за отсутствия квалифицированных маркетинговых служб. В результате фирмы ВПК за бесценок распродают за рубеж ценнейшие научно-технические разработки или

даже находятся на грани банкротства. Решению этих проблем и посвящена данная работа.
При выполнении работы автор опирался на результаты исследований отечественных и зарубежных ученых по проблемам экономики инновационной деятельности.
При разработке теоретических вопросов автор опирался на труды таких ученых как: Бернал Д., Добров Г.М., Ельмеев В.Я., Завлин П.Н., Кондратьев Н.Д., Ленин (Ульянов) В.И., Маркс К., Шумпетер И., Щербаков А.И., Энгельс Ф., Юделевич М.А.
По общей теории маркетинга использовались работы:
Баркана Д.И., Бергмана Б., Демидова В.Е., Завьялова П.С., Котлера Ф..Портера М., Пунина Е.И., Третьяк О.А., Эванса Д.
При анализе управления инновационным процессом использовались работы: Бляхмана Л.С., Когута А.Е.Драюхина Г.А., Медведева
А.Г., Пузыни К.Ф., Рюгемера В., Тацуно Ш.
В части маркетинга инноваций автор использовал работы Вал- дайцева С.В., Медведкова С.Ю., Мухопада В.И. Сергеева Ю.А., Твисса Б.и др.
Дель исследования включала в себя три основные момента.Во-первых, исследовать систему глобальных экономических отношений в инновационной сфере(таких как отношения разделения и кооперации труда, собственности, обмена). Во-вторых, проанализировать организацию исследований и разработок и научно-технический потенциал России в период перехода к новой экономической модели развития страны и составить прогноз их развития. Б-третьих, по¬пытаться сформировать теоретико - методологические и организационные основы маркетинга наукоемкой промышленной и научно - технической продукции. Конкретными задачами исследования являются:

- 8 -
- разработка концептуальной модели кооперации в инновационной сфере и исследование ее исторической динамики;
- выявление характера отношений собственности в инновационной сфере и влияния инновационной сферы на отношения собственности;
- систематизация форм обмена в инновационной сфере и исследование их исторической динамики;
- исследование современных форм организации инновационного процесса в России и выработка рекомендаций по их совершенствованию;
- разработка прогноза развития научно-технического потенциала РФ до 2000 года;
- анализ процесса конверсии результатов оборонных НИОКР в РФ и исследование "гребешковой" кривой жизненного цикла результатов военных НИОКР;
- исследование зарубежного опыта развития научно-технических парков и анализ перспектив научно-технических парков в России;
- определение особенностей инновационного маркетинга;
- разработка методических указаний по прогнозированию объемов сбыта качественно нового товара (товара субститута);
- разработка методики оценки конкурентоспособности наукоемкой продукции на стадии технического задания;
- анализ методов ценообразования на наукоемкую продукцию;
- разработка методики оптимизации цены на наукоемкую продукцию по максимуму текущей прибыли фирмы-продуцента;
- анализ практики маркетинга технологий при продаже лицензий в современной России и выработка рекомендаций по ее совершенствованию с точки зрения мирового опыта;

- 9 -
- проведение маркетинговых исследований наукоемкой продукции и технологий по заданию ряда фирм Санкт - Петербурга,
- анализ соотношения роли различных инструментов продвижения наукоемкой продукции на рынке на различных стадиях процесса принятия решения о ее покупке;
- разработка "волнового" подхода к планированию кампании по продвижению наукоемкой продукции потребительского назначения на рынке.
Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются организационные формы инновационного процесса, а также методическая, информационная и организационная составляющие процедуры маркетинга промышленной наукоемкой и научно - технической продукции.
Объектом исследования явились результаты научных исследований в области высоких технологий опто - электронного профиля, технологий в области экструзионной техники, наукоемкой продукции (аппаратуры для научных исследований, ЭВМ, научной литературы как полиграфической продукции).
Методологической основой работы является диалектический метод. Из специальных методов исследования в работе использовались методы технико - экономического анализа, информационно - логического моделирования, экспертных оценок и статистического моделирования.
Научная новизна работы заключается в систематизации общих форм экономических отношений в инновационной сфере на новых принципах, составлении прогнозного сценария развития научнотехнического потенциала РФ на ближайшую перспективу, в разработке теоретической концепции и методики маркетинга нововведений. Новымн научными результатами являются следующие:
- разработана концептуальная модель кооперации в инновационной сфере(с.15-25);
- исследованы исторические этапы развития кооперации в инновационной сфере(с.26-31);
- сформулирован и обоснован тезис о диалектическом взаимовлиянии инновационной сферы и отношений собственности(с.40-56);
- систематизированы формы обмена в инновационной сфере (с.57-65);
- разработан прогнозный сценарий развития научнотехничес¬кого потециала РФ до 2000 года(с.85-93);
- исследована "гребешковая" кривая жизненного цикла результатов военных НИОКР в России(с.94-100);
- сформулированы основные направления развития технопарков в Российской Федерации(с.146-154);
- определены особенности инновационного маркетинга и рынков инноваций(с.152-15?);
- разработана методика исследования рынка наукоемкой продукции (с .158-188) ;
- разработана методика оценки конкурентоспособности нововведений (с. 205-216) ;
- разработана методика оптимизации цены наукоемкой продукции по максимуму текущей прибыли фирмы-продуцентам.230-238);
- обобщен современный опыт маркетинга технологий при продаже лицензий в России(с.295-301);
- исследована роль различных инструментов продвижения наукоемкой продукции на стадиях процесса принятия решения о ее покупке (с. 304-318) ;
- разработаны основы "волнового" подхода к планированию

- 11 -
кампании по продвижению наукоемкой продукции потребительского назначения(с.319-327).
Практическая значимость и апробация результатов исследования.
Практическая значимость результатов исследования состоит прежде всего в том, что были созданы и реализованы математические модели и методики в области инновационного маркетинга, которые были успешно применены в практике ряда организаций и фирм различных отраслей . Результаты конкретных исследований проведенных автором также успешно используются фирмами, по заказу которых они проводились. Методический инструментарий, разработанный автором, выводы и рекомендации были использованы в практике следующих предприятий: "Международное акционерное объединение "Научные приборы", Физико-технический институт им. А.Ф.Иоффе РАН, Конструкторское бюро производственного объединения(ПО)
"Авангард" им. М.В. Фрунзе, маркетинговая фирма "Экро". Методические разработки автора использовались при обосновании создания инновационного центра в городе Тюмени. Материалы по прогнозу развития инновационного потенциала РФ вошли в отчет по международной исследовательской программе, посвященной перспективам экономического развития стран СНГ на период до 2010 года, проводившейся по заказу Комиссии Европейских сообществ. Материалы диссертации были использованы в комплексной программе Министерства науки и образования РФ "Конверсия НИОКР НИИ и КБ военно-промышленного комплекса РФ", в отчетах по программе "Возрождение народов России", в отчетах по хозяйственным договорам кафедры экономики исследований и разработок СПбГУ.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проделанная в ходе проведения диссертационного исследования работа позволяет придти к следующим обобщающим выводам.
Во-первых, уровень развития инновационной сферы общества определяет характер так называемых традиционных экономических отношений (отношений собственности, обмена, распределения и т.п.). В свою очередь инновационная сфера испытывает диалектическое взаимовлияние со стороны сложившихся экономических отношений.
Во-вторых, скорость прогресса общества ( в т.ч. и экономического) зависит от того, насколько эффективно данное общество способно организовать инновационный процесс, разделение и кооперацию труда внутри науки, освоение нового знания Е практике. В работе выдвигается положение о необходимости наличия "критической массы умов" для осуществления серьезных научно-технических прорывов. Особое внимание в работе уделяется междисциплинарной кооперации и кооперации в рамках инновационного цикла. Отмечается, что к серьезному торможению научно-технического прогресса в бывшем СССР при¬вел монополизм, который мешал появлению малых специализированных межотраслевых научно-технических комплексов, более активному участию в международном разделении труда. Выход видится в создании экономической модели, основанной на управляемой конкуренции в инновационной сфере.

- -334-
В-третьих, наиболее эффективной формой организации инновационного процесса на сегодняшний день является научно-технические парки, обеспечивающие интеграцию учебного процесса, междисциплинарную кооперацию в теоретических областях, быстрое освоение научных результатов в практике. Основной формой инновационного предприятия должны стать финансово-промышленные группы, основанные на акционерной собственности. Этим группам должны быть по силам достаточно крупные межотраслевые научно-технические проекты. ФПГ должны обеспечивать производство основного объема товаров массового спроса. Развитие малого инновационного бизнеса должно обеспечить необходимую гибкость, восприимчивость к радикальным нововведениям, которые впоследствии будут тиражироваться опять же ФПГ. Реализацию проектов национального масштаба должно организовать государство, частично их финансируя, но главное - беря на себя роль координатора подобных проектов.
Решение глобальных проблем (экология, атомная и альтернативная энергетика, освоение космического пространства) должны обеспечивать проекты, основанные на межгосударственной кооперации.
К описанной выше структуре организации инновационного процессса Россия после начала реформ идет методом проб и ошибок. Основными причинами трудностей, с которыми столкнулась инновационная сфера России сегодня являются:
- уникальный уровень технологического монополизма, который сложился в РФ за последние семьдесят лет;
- ориентация научно-технического потенциала преимущественно на военные НИОКР;
- политическая нестабильность;

-335--
тактические ошиоки и просчеты правительства [отсутствие приоритетов в научно-технической политике, уравниловка в распределении резко сократившегося финансирования инновационной сферы, неразумная налоговая политика по отношению к инновационной сфере);
- непоследовательная политика индустриально-развитых стран по отношению к экономическим реформам в России (временные финансовые выгоды отодвигают на задний план стабилизацию экономического положения в РФ, что выражается в попытках вытеснить РФ с мировых рынков наукоемкой продукции).
Автор прогнозирует начало выхода инновационной сферы из кризиса к 2000 году.
Важнейшей причиной провалов программы конверсии результатов военных НИОКР автор считает недостаточную маркетинговую проработку конверсионных проектов. В большинстве случаев жизненный цикл результатов военных НИОКР может быть описан гребешковой кривой, но чтобы продлить жизнь военной технологии в гражданских отраслях, нужно тщательно исследовать рынок: потребителя, конкуренцию и т.п.



1. Гражданский Кодекс РФ часть 1.СПб.,НИЦ "Равен", КИФ "Альфа", 1994. 304 с.
2. Закон Российской Федерации "О конверсии оборонной промышленности в РФ". Экономика и жизнь, 1992, N18. с.20
3. Инкотермс (Международные правила инерпретации ком¬мерческих терминов). СПб, ТЕН-информ, 1992. 45с.
4. Методические рекомендации по определению экономичес¬кого эффекта от продажи лицензии. М., 1977. 43с.
5. "О защите потребителей от недобросовестной рекламы", Указ Президента РФ N 1183 от 10.06.94 // Экономика и жизнь. 1994. N 29. с.15
6. "Патентный закон РФ" N 3517-1 от 23.09.92. Интеллек¬туальная собственность. 1992. NN 1-2. с.3-6
7. Постановление Еерховного Совета РФ N 3518-1 от 23.09.92 "О введении в действие Патентного закона Российской Федерации// Интеллектуальная собственность.1992. N 12. с.З
8. Рекомендуемая методика расчета стоимости документа¬ции, содержащей изобретения и "ноу-хау". М., ВО Лицензин- торг.1991. 36с.
9. Сообщения Госкомстата: Социально-экономическое поло¬жение и развитие экономических реформ в РФ в 1992 году. Экономика и жизнь. 1993. N 4. с.13-15

-339-
10. Сообщения Госкомстата: О социально-экономическом по¬ложении в России в 1993 году.// Экономика и жизнь.
1994. N 5. с.7-8
Книги
11. Абрамошвили Г.Г. Проблемы международного маркетин¬га. М., Международные отношения, 1984. 125с.
12. Аксенов М.А., Булатова В.А., Мухопад В.И. Организа¬ция внешнеэкономических связей. М., Международные отношения.
1993. 223с.
13. Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для ме¬неджеров. Л., Наука. 1991. 163с.
14. Баркан Д. И. Маркетинг для всех.//Человек.1991.256с.
15. Баркан Д.И. Практический маркетинг. Вып.1 Л.Аквилон
1991. 48с.
16. Баркан Д.И., Ходяченко В.Б. Как сегментировать ры¬нок и изучать потребителя. Л. Аквилон. 1991, 80с.
17. Баркан Д.И., Валдайцев С.В. и др. Как создаются коммерчески успешные товары и услуги: маркетинг и нововведе¬ния. Л. Аквилон. 1991. 94с.
18. Бернал Д. Наука в истории общества. М., Иностранная литература. 1956. 735с.
19. Благов Ю.Е., Демин В.А. Наука и космос: стратегия ГМК. Л. ЛГУ. 1991. 143с.
20. Бромберг Г.В., Хан В.Ю. Рекомендации по определению

-340-
НТП. Л.,ЛГУ, 1984. 176с.
22. Валдайцев С.В., Горланов Г.В. Эффективность ускоре¬ния НТП. Л., ЛГУ, 1990. 304с.
23. Валдайцев С.В. Организационно-экономические формы МНТС. Л., ЛГУ, 1986. 95с.
24. Валдайцев С.В., Григорьев И.Н., Молчанов Н.Н.,Эйзен- бах Г. Валютные средства в инновационных фирмах. СПб,
СП5ДНТП. 1992. 34с.
25. Валдайцев С.В. Анализ безубыточности и платежеспо¬собности при освоении новых продуктов. СПб. МЦЭНТ. 1993. 39с.
26. Валдайцев С.В. Риски в экономике и методы их стра¬хования. СПб. СПбДНТП. 1992. 54с.
27. Вадайцев С,В., Григорьев И.Н., Молчанов Н.Н., Мото- вилов О.В. Основы предпринимательства. СПб,СПбДНТП.1992.92с.
23. Валдайцев С.В. Коммерческая подготовка хозяйствен¬ных договоров. СПб. СПбДНТП. 1993. 46с.
29. Галкин А.А. Германский фашизм. М.,Наука. 1989. 301с.
30. Голубков Е.П., Голубкова Е.Н., Сенерен Б.Д. Марке¬тинг: выбор лучшего решения. М., Экономика. 1993. 222с.
31. Горбовский А.А. В круге вечного возхвращения? М., Знание. 1989. 48с.
32. Грейсон Д., О'Дейл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М., Экономика. 1991. 319с.
33. Грэхэм Л. Естествознание, философия и наука о чело¬веческом поведении в СССР. М., Политиздат. 1991. 480с.
34. Дейян А. Реклама. М., Прогресс, 1993. 176с.
35. Ельмеев В.Я. Основы экономики науки., Л.ЛГУ. 1977,
144с.
36. Ельмеев В.Я. Воспроизводство общества и человека.

-341-
М. , Мысль, 1988, 235с.
3?. Жих Е.М., Понкрухин А.П., Соловьев Б.А. Маркетинг: как завоевать рынок. Л., Лениздат. 1991. 139с.
38. Завьялов Л.С., Демидов В.Е. Формула успеха: марке¬тинг. М., Международные отношения, 1988. 304с.
39. Заставский А.И., Молчанов Н.Н. и др. Научно-техни¬ческая деятельность в условиях рынка. Л., ЛДНТП. 1991. 43с.
40. Исакиява К. Управление качеством в системе марке¬тинга. М., Экономика. 1988. 202с.
41. Как работают японские предприятия / под ред. Монде- на Я./ М., Экономика. 1989. 262с.
42. Карлофф Б. Деловая стратегия: концепция, содержа¬ние, символы. М., Экономика. 1991. 239с.
43. Капустина Н.Е. Теория и практика маркетинга в США. М., Экономика. 1981. 138с.
44. Карганов С.А. Создание и внедрение научно-техничес¬кой продукции. Л., Судостроение. 1993. 224с.
45. Картер Г. Эффективная реклама. М., Прогресс. 1992,
•154с.
46. Каневский Е.М. Эффекты рекламы. М., Экономика. 1980.
201с.
47. Когут А.Е. Методические рекомендации по формирова¬нию регионального центра ускорения внедрения научно-техни¬ческих разработок. Л., ИСЭП, 1988. 18 с.
48. Когут А.Е. Научно-технический прогресс и повышение качества продукции. Л., Знание, 1988. 20 с.
49. Когут А.Е., Рохчин В.Е. Конверсия и экономическая реформа: региональный аспект. СПб, ИСЭП, 1993. 177 с.
50. Котлер Ф. Управление маркетингом. М., Экономика,

-342-
1980. 702с.
51. Котлер Ф. Основы маркетинга. М., Прогресс, 1990.
734с.
52. Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. М., Прогресс, 1987. 384с.
53. Курс для высшего управленческого персонала /под ред. Терещенко В.П./ М., Экономика, 1971. 988с.
54. Лавров С.П. Основы маркетинга промышленных объек¬тов. М., Экономика, 1990. 155с.
55. Левшин Ф.М., Мухин С.Е., Соловьев В.Н. Мировые рын¬ки: конъюнктура и цены. М., Международные отношения. 1987. 257с.
56. Ленин В.И. Империализм, как высшая стадия капита¬лизма. Полн.соб.соч. т.27
57. Лучшие психологические тесты./ под ред.Кудряшова А.Ф./ Петрозаводск, Петроком, 1992. 318с.
58. Маркс К. Капитал, т.1 - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. т.23
59. Маркс К. Экономические рукописи 1861-1863 г.г. Про¬цесс производства капитала - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд., т.47.
60. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. т.З
61. Маркс К. Капитал т.З, ч.1 - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. т.25 ч. 1
62. Маркс К. Капитал т.З, ч.2 - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. т.25 ч. II
53. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 г.г.(Пер¬воначальный вариант "Капитала") - Маркс К., Энгельс Ф. Соч.

-343-
2 изд. т.46, ч. I
64. Маркс К. Экономические рукописи 1857- 1859 г.г.(Первоначальный вариант "Капитала") - Маркс К., Энгельс
35. Соч. 2 изд. т. 46 ч. II
65. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1861 гг М., Политиздат, 1980 ,ч.1,2.
66. Маркетинг: теория, методология, практика. Выпуск 14. М., ТПП СССР. 1987. 212с.
67. Маркетинг: теория, методология, практика. Выпуск 9.
М. , ТШ СССР, 1935. 209с.
68. Маджаро С. Международный маркетинг. М., Международ¬ные отношения, 1979. 181с.
69. Макмиллан Я. Японская промышленная система. М., Прогресс. 1988. 195с.
70. Мате Э.- Послепродажное обслуживание. М., Прогресс,
1993. 155с.
71. Медведев А.Г. Новая продукция и новая технология в стратегии технического развития машиностроения. Л.Машиност¬роение, 1988. 20 с.
72. Медведев А.Г. Методология планирования НТП (70-80 гг). М., МНИОН, 1989. 44 с.
73. Медведев А.Г. Международная передача технологии. СПб, СПбИЭИ, 1992. 39 с.
74. Медведев А.Г. Технико-экономическое обоснование вне¬шнеэкономических операций и международных проектов.
СПб, СПбИЭИ, 1992. 39 с.
75. Meдведков С.Ю., Сергеев Ю.А. Международный мерке- тинг американской технологии. М., Наука, 1985. 191с.
i?5. Мескон М., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмен¬

-344-
та. М., Дело, 1992. 702с.
77. Молчанов Н.Н. Инновационный процесс: организация и маркетинг. СПб, СПбГУ, 1995. 175с.
78. Мотовилов О.В., Кальварский Г.В. Новые условия хо¬зяйствования в отраслевой и академической науке. Л., ЛГУ,
1992. 100с.
79. Мотовилов О.В. Кредитование и финансирование инно¬ваций. СПб, СПбГУ, 1994. 110с.
30. Мухспад В.И. Сквозь барьеры протекционизма. М., Мысль, 1988. 144 с.
81. Научный потенциал республики /под ред.Несветайлсва Г.А./ Минск, Наука и техника. 1991. 176с.
82. Наука и техника современного капитализма /под ред. Седова В.И./ М., Мысль. 1987. 348с,
83. Научно-технический прогресс: экономика и управление /под ред.Яковца Ю.В,/ М,, Экономика. 1988. 223с.
84. Назаревский В.А. Управление научно-техническим прогрессом в промышленности США. М., Экономика. 1988. 157с.
85. Научна-технический прогресс в Японии./под ред.Дени¬сова Ю. Д./ М., Наука. 1983. 169с.
86. Наука в системе экономических категорий./'под ред.Ельмеева В.Я./ Л., ЛГУ. 1977, 126с.
87. Несветайлов Г.А. Наука и ее эффективность. Минск, Наука и техника, 1979. 111с.
88. Несветайлов Г. А. Интенсификация академической науки. Минск, Наука и техника, 1986. 214с.
89. Новые формы финансирования, организации и экономи¬ко-правовой защиты инновационной деятельности /под ред.Каль- варского Г.В./ Л., ЛДНТП. 1991. 68с.

-345—
90. Ноздрева Р.В., Цыгичко Л.И. Маркетинг: как побеж¬дать на рынке. М., Финансы и статистика. 1991. 304с.
91. Новая технология и организационные структуры /под ред. И.Пеннингса и А.Бьюитендама/ М.Экономика. 1990. 269с.
92. Портер М. Международная конференция. М. ..Международ¬ные отношения. 1993. 896с.
93. Поппель Г., Голдстайн Е. Информационная технология. М., Машиностроение. 1980. 240с.
94. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. М.,Политиздат, 1989. 271с.
95. ПронникоЕ В.А., Ладанов И.Д. Управление персоналом в Японии. М., Наука, 1989. 207с.
96. Проблемы деятельности научных организаций в услови¬ях перехода к рыночной экономике /под ред.И.И.Дрогомирецко- го/ Л.,ЛДНТП, 1990. 84с.
97. Пузыня К.Ф. Планирование в НТО машиностроения. Л., Машиностроение. 1980. 311с.
98. Пунин Е.И. Научно-техническая революция и мировые цены. М., Международные отношения. 1977. 224с.
99. Рабочая книга социолога./ под ред.Осипова Г.В./ М., Наука. 1977. 224с.
100. Рюгемер В. Новая техника - старое общество: Рфем- невая долина. М.. Политиздат. 1988. 253с.
101. Рябов В.А. Международный обмен технологическими знаниями. М., Международные отношения. 1981. 80с.
102. Рябов В.А. Патентно-лицензионная работа на предп¬риятии. Л., Лениздат, 1984. 153с.
103. Синецкий В.И. Внешнеэкономические операции: орга¬низация и техника. М.. Международные отношения. 1989. 235с.

-346-
104. Сергеев Е.Ф. Ступени эволюции интеллекта. Д., Нау¬ка. 1985. 192с.
105. Сергеев А.Ю. США: международный технологический бизнес. М., Прогресс. 1989. 171с.
106. Современный маркетинг /под ред.Хрупкого В.Е./ М., Финансы и статистика/, 1991. 256с.
107. Современный менеджмент /под ред.В.И.Данилова-Да- нильянца/ М., НКЦП, 1992. 225с.
103. Сэндидж И., Фрайбургер В., Ротцол К. Реклама: тео¬рия и практика. М., Экономика, 1989. 359с.
109. Тацуно Ш. Стратегия - технополисы. М., Прогресс.
1989. 340с.
110. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведе¬ниями. М., Экономика, 1989. 271с.
111. Третьяк О.А. Маркетинг. СПб, СПбГУ. 1991. 104с.
112. Третьяк О.А. Маркетинг: взаимосвязи производства, торговли и потребления. СПб, СПбГУ, 1992.
113. Третьяк 0.А., Третьяк В.П., Шевандин В.А. Основы маркетинга. СПб, СПбГУ, 1993. 115с.
114. Третьяк О.А. и др. Практический маркетинг. СПб, СПбГУ, 1992. 57 с.
115. Уайт П. Управление исследованиями и разработками. М., Экономика, 1982. 160с.
116. Управленческие нововведения в США /под ред.Ушакова Ю.А./ М., Наука. 1986. 246с.
117. Управление исследованиями, разработками и иннова¬ционными проектами /под ред.Валдайцева С.В./.СПб, СПбГУ.
1995. 198с,
118. Ускорение научно-технического прогресса - основа

-34 7-;
интенсификации /под ред.Краюхина Г.А./ М., Экономика. 1987. 303с.
119. Финансирование и кредитование инновационной дея¬тельности /под ред.Валдайцева С.Е./ СПб, СПбГУ. 1993. 135с.
120. Хойер В. Как делать бизнес в Европе. М., Прогресс.
1991. 253с.
121. Ценовая политика, в системе маркетинга (сборник).
М.,ТНП СССР. 1980. 294с.
122. Цены и экономика капитализма /под ред.Пунина Е.И./ М.,Экономика, 1989. 219с.
123. Шандезон Ж., Лансестр А. Методы продажи. М., Прог¬ресс. 1993. 158с.
124. Шмелев Н.П.,Попов В.В. На переломе: экономическая перестройка в СССР. М., АПН. 1989. 399с.
125. Эванс Д., Бергман Б. Маркетинг. М., Экономика,
1993. 335с.
126. Экономика и управление в отраслевых НТО ''под ред.Завлина П.Н., Казанцева А.К/. М., Экономика. 1990. 447с.
127. Экономическая школа. Выпуск 1, 1991. 239с.
128. Япония /под ред.Войтоловского Г.К./. М., Междуна¬родные отношения. 1990. 159с.
Статьи
129. Абалкин Л. Будет ли востребован научный потенциал? // Экономика и жизнь. 1994. N 16. С.2
130. Агеев А., Воробьев А. Конкурентные преимущества России.//Экономика и жизнь. 1993. N 20. С.13
131. Алешин Г.й. "Ноу-хау" на рынке технологий.Па-

-348-
тенты и лицензии. 1992. N 3-4. С.12-20
132. Аоки М. Экономическая модель японской фирмы.// Вестник СПбГУ. 1992. N 1. С.59-71
133. Афонов М.В. Утечка умов из России: проблемы, перс¬пективы и пути регулирования, (выдержки из доклада). Минис¬терство науки и технической политики РФ //Общество и эконо¬мика. 1993. N 11-12.
134. Баталова Е.В. Корпорация "Ксерокс": современная инновационная стратегия. // Еестник СПбГУ. 1994. N 2.0.59-64
135. Белиловский Е.Я. Инновационная политика в условиях рынка. // Патенты и лицензии. 1993. N 7-8. С. 21-27
136. Бляхман Л.С. Предпринимательство- основа социаль¬но-экономического развития общества.// Вестник СПбГУ. 1992. N 3. С.41-47
137. Бляхман Л.С., Рыбаков Ф.Ф. Этапы развития контак¬тов экономической науки с деловым миром. //Вестник СПбГУ.
1994. N 4, С.18-25
138. Богданович Д. Оборонщики сплели для биржевиков сеть.// Коммерсант. 1992. N 8. С.18
139. Валдайцев С.В. Менеджмент инноваций.//Вестник СПбГУ. 1993. N2. С.88-92
140. Валдайцев С.В. ,’Эйзенбах Г. Инновационные стратегии фирм на российском рынке.//Вестник СПбГУ. 1992. N 3. С.89-94
141. Валдайцев С.В. Динамика технологических возможнос¬тей и инвестиционная конъюнктура//Вестник СПбГУ. 1992. N 4. С.22-27
142. Валдайцев С.В. Альтернативные направления иннова¬ционной стратегии фирмы и минимизация инновационных рис¬ков. // Вестник СПбГУ. 1994. N 2. С.40-47

-349-
143. Велихов Е.П. К политике промышленного развития России. // Экономика и жизнь. 1994. N 4. С.5
144. Власов М.А. В новых экономических условиях // Па¬тенты и лицензии. 1990. N 4. С.31-35
145. Волынец-Руссет Э.Я. Закупка лицензий - кардиналь¬ный путь ускорения НТП //Патенты и лицензии. 1991.N 2. С.3-8
145. Волынец-Руссет Э.Я. Лицензии и "ноу-хау" при пере¬ходе к рыночным отношениям.// Патенты и лицензии. 1991. N 1.
147. Волынец-Руссет Э.Я. Роль лицензионной торговли в ускорении НТП // Патенты и лицензии. 1990. N 8. С,11-18
148. Выборнов В.Г. Что нужно помнить при продаже лицен¬зии, //Патенты и лицензии. 1992. N 3-4. С.13-20
149. Вязниковцева О., Демин В. "Алхимия финансов" и российская наука// Санкт-Петербургские ведомости. 1995. N 39, С. 5
150. Вязниковцева 0., Демин В. Интеллектуальная собс¬твенность России: экономический ущерб (утечка умов и техно¬логий)// Вестник СПбГУ. 1994. N 1. С.45-54
151. Гатовский Л.В. О преодолении экономических пре¬пятствий реформе в России // Вопросы экономики. 1994. N 1.
С.3-10
152. Глео А.К. Пути развития коммерческой деятельности академического института // Патентно-лицензионна работа. 1989 N 2, С.3-12
153. Головачев В. Крах оборонного комплекса может при¬вести экономику страны к развалу //Экономика и жизнь. 1992. N18. С.1
154. Гроссбарт С., Третьяк О.А. Торговля и рэспределе-

-350-
ние при переходе к рынку. //Вестник СПбГУ.1994.N 3. С.64-69
155. Дахно И. И. К вопросу об определении цены лицензии Патенты и лицензии. 1983. N 3. С.21-30
156. Дежнев С.В. Технологические парки // За рубежом.
1990. N 42. С.11
157. Демин А. А. Мировой патентно-лицензионный обмен; поучительные сравнения // Вестник СПбГУ. 1993. N 2. С.11-17
158. Запорожцева А.И. Как рассчитать базовые роялти? // Патентно-лицензионная работа. 1989. N 3. С.12-19
159. Золотых Е.А. Сколько стоит технология // Патенты и лицензии. 1994. N 7-8. С.13-22
150. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Вопросы изучения эко¬номических аспектов конкурентоспособности товара (на примере машино-технической продукции) // ВИКИ Приложение N 12. 1984. С.3-33
161. Караваев А.А. Что может помешать продаже лицензии // Патенты к лицензии. 1992. N 5. С.10-16
162. Калин А. Финансово-промышленные группы; за ними будущее // Экономика и жизнь. 1994. N 33. С,1
153. Клейнер Г. Как учесть интеллектуальный вклад ;> Экономика и жизнь. 1993. N 37. С.15
154. Кандратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры // Воп¬росы конъюнктуры. 1925. Вып.1. С.10-29
155. Коннауэй А. Государство не сможет спасти науку, если наука не спасет себя сама // Финансовые известия. 1995, N7. С.5
156. Коротков А.Я. Использование прав на использование объектов промышленной собственности // Патенты и лицензии.
1992, N 3-4. С.9-15

-351-
167. Косов В.Д. Лицензионная торговля на современном этапе // Патенты и лицензии. 1990. N 7. С.10-18
168. Курносов А.М. Проблемы определения цены в междуна¬родной торговле лицензиями // Вопросы изобретательства. 1988.
М *
1ч X .
169. Лахтин Г.А. Предмет экономики науки // Вопросы экономики. 1973. N 5. С.95-102
170. Леонтьев Б.В. Оценка интеллектуальной собственнос¬ти // Экономика и жизнь. 1994. N 33. С.17
171. Лившиц А. Куда идем? Экономика России в 2000 го¬ду.// Известия. 1994. N217-218. С.4
172. Лицензионные соглашения // Интеллектуальная собс¬твенность. 1993. N9-10. С.3-12
173. Ловцов С.В. Как определить прибыль от использова¬ния изобретений.// Вопросы изобретательства.1991. N5.С.18-25
174. Малин Б.А. Перед выходом на рынок лицензий // Па¬тенты и лицензии. 1991. N2. С.24-30
175. Мамаев Б. Финансово-промышленные группы от госу¬дарственной помощи к самофинансированию.// Экономика и жизнь. 1994. N4. С.18
176. Маури Д. Международные предприятия и стратегии коммерциализации технологий фирм США.//Вестник СПбГУ. 1993.
N1. С.74-85
177. Межанова Н.В., Соколенко Т.К. К вопросу о формиро¬вании рынков "высоких технологий#.//Вестник ЛГУ. 1991. N2.
С.107-109
178. Молчанов Н.Н. Особенности инновационного маркетин¬га. //Элита русского предпринимательства. 1994. N2. С.8
179. Молчанов Н.Н., Заставский А.И. Маркетинг интеелекту-

-352-
альной собственности.//Вестник СПбГУ. 1995. N1. С.85-91
180. Молчанов Н.Н., Лиман И.А. Инновационные центры - перспективные формы организации научно-технической деятель¬ности в регионе.//Сб. Формирование рыночных отношений в ус¬ловиях суверинитета республики: проблемы и пути решения. Минск. 1990. С.136-140
181. Молчанов Н.Н., КорнеЕ Б.Ф. Методы исследования рынка наукоемкой продукции.//Вестник СПбГУ.1992.N3. С.99-102
182. Молчанов Н.Н., Попов А.В. Использование волнового подхода к рынкам наукоемкой продукции.//Сб. Российский путь в экономике, ч.II. СПбГУ. 1995. С.88-89
182. Мотовилов О.В. Роль коммерческого банка в финансирова¬нии инновационных проектов.//Вестник СПбГУ.1994. N2. С.51-56
184. Навруа-Зода Б.Н, Маркетинг научно-технических но¬вовведений. //Вестник ЛГУ. 1991. N1. С.87-93
185. Николаев А.В. Предмет научных исследований как то¬вар. //МЭиМО. 1989. N6. С.54-61
186. Осипов С.В., Осипчук Н.С. Форш и методы передачи технологий как элемент управления фирмой.//Вестник СПбГУ.
1994. N2. С.118-120
187. Павлов С.А. Новое в международной торговле лицен¬зиями.// Патенты и лицензии. 1990. N9. С.11-18
188. Панова М. Научно-технический потенциал в стратеги¬ях конверсионных процессов.//Экономика и жизнь. 1993.N18.С.1
189. Пашкус Ю.В., Лукашевич И.В. Кондратьевские волны и информационное общество.//Вестник СПбГУ. 1992. N2. С.50-57
190. Пиранц Ф.К. Лицензионные платежи: расчеты, налого¬обложение, перевод.//Патенты и лицензии. 1990. N6. С.10-19
191. Пирогов С., Еванченко В., Лихтенштейн В. Науч¬

-353--
но-технический потенциал России: состояние и проблемы разви¬тия. //Экономист. 1994. N1. С.55-71
192. Платонов В.В, Акционерное и кредитное финансирова¬ние в стратегии инвестирования в нововведения.//Вестник СПбГУ. 1994. N2. С.47-51
193. Попов И.Е. Расчет цены лицензии. Что позаимство¬вать из зарубежного опыта.//Патентно-лицензионная работа. 1989. N1. С.11-15
194. Прохоров А. А нужен ли я своей стране?//Известия.
1994. N171. С.4
195. Пусенкова Н.Н. Государственная политика в наукоем¬ких отраслях.//Сб. Научно-технический прогресс в промышлен¬ности США. М., ГПСИ ИМЭМО АН СССР. 1987.
196. Родионенков П.А. Современные организационно-эконо¬мические формы реализации научно-технических достиже¬ний. //Вестник СПбГУ. 1992. N1. С.26-31
197. Розов B.C. О функциях патентной службы.//Патенты и лицензии. 1990. N11.
198. Рыбаков Ф.Ф., Коростышевская Е.М. Научно-произ¬водственная интеграция: новые тенденции и противоречия. //Вестник ЛГУ. 1991. N1. С.59-67
199. Сборник докладов с конференции по проблемам лицен- зионной торговли.//Патенты и лицензии. 1992. N9. С.52
200. Соколенко Т.Г. Инновационная экспортная стратегия: выживание в условиях кризиса.//Вестник СПбГУ.1994.N4.С.71-75
201. Соколов В.Г. Социалистическая собственность: об¬щественная или частная?// Вестник ЛГУ. 1990. N4. С.103-107
202. Соколов С.А. Беседы о лицензионной торговле.//Па¬тенты и лицензии. 1992. N9. С.3-15

-354-
203. Табеев Э.Ф., Володин Е.А. Экспорт продукции или лицензия?//Патенты и лицензии. 1991. N5. С.11-19
204. Табеев Э.Ф. Основные принципы определения цены ли¬цензии. //Патенты и лицензии. 1991. N8.
205. Третьяк О.А., Третьяк Е.П. Маркетинг: построение регулируемого рынка././Вестник ЛГУ. 1990. N4. С. 18-25
206. Третьяк О.А., Третьяк В.П. Место рыночной инфраст¬руктуры в преобразовании современной экономики.//Вестник ЛГУ. 1991. N2. 0.94-99
207. Тютюкин С.В. Первый русский марксист.//Аргументы и факты. 1989. N5. С.1
208. Ульянов А. Отраслевая наука: разорванное единс¬тво. //Экономика и жизнь. 1993. N25. С.1
209. Фролова Н. Формы интеграции науки и производства в развитой рыночной экономике.//Экономика и жизнь.1994.N9,С.15
210. Чуйкина С.Л. Передача технологии: выгоды и риск.//Патентно-лицензионная работа. 1989. N4. С.21-30
211. Шулунов А. Конверсия: новые подходы.//Экономика и жизнь. 1994. N15. С.1
212. Яковлева И. Приватизация ВПК.//Экономика и жизнь.
1993. N21. С.1-2
Литература на иностранных языках
213. Bowelens, Payments for technology. NY 1979
214. Champ E.W. Technology parks and Interreginal comprtltion in FRG. Ed. by Wepnen.Fv-
215. Consumer market research./Ed. Robert М/ NY 1985
215. Eto H. Matsuik. Ki-E Management Systems in Japanese

-355- -
Industry. Amsterdam North Holland, 1983
217. Finnegan M. Determination of reasonable royalty in negotiation licence agreement. NY, 1978
218. Hanan M. Effective Coordination of Marketing with Research and Development. NY. 1979
219. Hand book of marketing research. Ed. Ferber T. NY.
1979
220. Industrial Research and Development. 1982. Vol. 25
Ng.
221. Jons A.D. Dockson K.E. Science parks in Europe. United Kindom Experience. Ed. by Gibb JM. Amsterdam 1985
222. Kwist H. Innovation centres as an element of strategies for rigional development. Ed. Gibb JM. Amsterdam 1985
223. Kudrov V.M. On Assessment of the Contemporary Scientific and Technological Progress in Russia. 1994
224. Pride W., Ferrello. Marketing. Houghton Company. Boston. 1983
225. Progress Technique. 1983 N1
226. Roth R. International Marketing Communication. Chicago. 1982
227. Salomon D. Les politiques d'innovation en Europe. Futuribles, 1989
228. Schumpeter S. Business cycle. A theoretical, historical and statistical analysis of the capitalist progress. NY. 1939
229. Science parks and innovation centres: their economic and social Impact. Amsterdam. 1985
230. Super computers. Hearing before the committee on

-356-
Science and Technology. Wash. 1984
231. Science . 1982. December 24
232. Science parks and growth of technology-based enterprises. Ed. by Lunman T. Amsterdam. 1987
233. World sources of market information. Cowor company. 1982



Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ