Введение
Раздел 1. Концепция труда в авраамических религиях: формирование
трудовой этики на основании содержания священных текстов.
1.1. Эволюция труда как социально- философской категории.
1.2. Формирование идейных истоков концепции труда в авраамических
религиях: иудаизм и христианство.
2. Коран и Сунна: предпосылки формирования основных принципов
концепции трудовой этики в исламе.
2.1. Формирование идейных истоков трудовой концепции в исламе на
основании содержания Корана и Сунны.
2.2. Социальная составляющая в формировании трудовой этики ислама.
2.3. Соотношение светского законодательства и исламского права на
примере Российской Федерации.
Заключение
Список использованных источников и литературы
Вопрос трудовых отношений всегда занимал одну из важных позиций в
обществе. Проблемы труда, так или иначе, затрагиваются исследователями и в
области социальных и философских дисциплин. Бытие человека, как научный
феномен, неразрывно связано с темой труда в жизни человека. Ведь путем труда
человек обеспечивает себе удовлетворение материальных потребностей, свое
существование. Степень развития трудовых отношений является
основополагающим фактором развития цивилизации. Социально –
гуманитарные науки отмечают показательную роль труда в общественном
устройстве, так как именно развитие трудовых отношений и труда могут
демонстрировать традиции, историческое развитие, экономические,
политические и социальные перспективы данного общества.
Актуальность темы исследования обусловлена рядом причин. Во - первых,
несмотря на то, что мы привыкли считать, что человек трудится, в первую
очередь, чтобы обеспечить себе существование, труд тем временем еще является
значительным показателем духовной жизни человека, отражая его
миропонимание и ценности. Религия всегда уделяет внимание понятию труда и
формам трудовых отношений в обществе. Прописанные в священных книгах
правила и рекомендации практической деятельности формируют у людей этику
трудовых отношений и дают представление о труде. Заложенные в человека
ценности той или иной религии тем самым формируют у человека и данной
общественности образец экономического поведения.
Во- вторых, религиозный фактор в определенном историческом контексте
играет одну из решающих ролей в формировании мировоззрения общества и его
нравственной составляющей. Исходя из этого, важно понимать
конфессиональные предпосылки отношения к труду и влияние религиозной
идеологии на ценностные установки и мировосприятие человека.
В- третьих, ислам предстает перед нами как динамично развивающаяся
религия. Мы можем наблюдать, данная религия охватывает современный мир.
Крупные державы все более могут ощутить влияние исламского феномена наполитику, экономику, и соответственно, на социо - культурные процессы. Не
мало западных ученых, в частности, политологов, выделяют исламский мир как
весьма значительную силу в международных отношениях.
Усиление роли данной конфессии объясняется несколькими причинами, к
которым, в первую очередь, нужно отнести масштабы исламского мира и его
значимость в стратегии развития всех стран. В данном случае нужно отметить,
что более 50 стран Европы, Азии и Африки относятся к государствам, где ислам,
по численности своих последователей, играет роль преобладающей религии.
Около 125 стран всего мира имеют многочисленные мусульманские общины,
большинство из которых принимают активное участие в политических и
социальных вопросах. Исследования показывают, что происходит
миграционный рост мусульман в страны Европы и Северной Америки.
В исламе шариат регулирует практически все стороны жизни человека.
Семья, здоровье, работа, отношения с родителями, еда, поклонение богу и т.д. –
все это регламентируется сводом законов, единым сборником всех канонов и
правил. Шариат регламентирует отношения не только в мирской жизни, но и
отношения с богом. Этот свод законов не разделяет мораль и право, как мы
привыкли в нашем светском государстве. Наоборот, эта единая система правил,
регулирующая жизнь мусульманина, начиная от этики и заканчивая ведением
хозяйства в доме.
Экономическое, социальное и политическое развитие государства всегда
подразумевало и подразумевает придание труду высокой нравственной
значимости. К сожалению, в постиндустриальное общество имеет место быть
нездоровое отношение людей к понятию богатства. Мы можем наблюдать, как в
погоне за богатством многие люди утрачивают в себе нравственность, а
некоторые предприниматели и крупные корпорации смело обманывают людей в
целях скорейшего обогащения. О чем это говорит? В первую очередь – это
показатель фундаментальных представлений о трудовой деятельности человека
и его нравственном воспитании.Отсюда проистекает потребность в здоровом и мотивированном отношении
к труду. Это говорит о необходимости в ценностно – нравственном воспитании
общественности и адекватного восприятия таких понятий, как богатство и
деньги.
Ислам не несет в себе полной информации касательно фиксированных
денежных выплат, четко обозначенных физических действий во время труда и
трудового распорядка дня. Это и не является обязательными критериями в
формировании идеологии труда и трудовых отношений. В Коране и хадисах
обозначаются нравственные императивы, которые устанавливают трудовые
взаимоотношения между людьми, между человеком и богом. Из века в век эти
предписания привносили духовное развитие в развитие экономической
деятельности человека и государства.
Таким образом, мы можем наблюдать, что религиозно – идеологическое
начало имеет важное значение в социальной, экономической и политической
областях общества. Оно способно нравственно исцелить и стабилизировать
положение дел в мире и позитивно трансформировать миропонимание человека.
В связи с вышеизложенной информацией, мы ставим перед собой цель:
выявить предпосылки формирования концепции труда в исламе на основании
содержания Корана и Сунны.
Объектом нашего исследования выступает труд как ценностная категория в
исламе. Предметом же является концепция трудовой этики в священном Коране
и Сунне.
Для достижения поставленной цели нам необходимо выполнить ряд задач.
Итак, ниже мы обозначим задачи, которые помогут нам в нашем исследовании:
Проанализировать содержание Корана и Сунны на предмет выявления
духовных канонических основ труда;
Интерпретировать положения Корана и Сунны применительно к
трудовым отношениям как к таковым;
Выявить основные категории в представлении труда в исламе; Выявить соотношение светского законодательства и исламского права
на примере Российской Федерации.
Отголоски первых форм религиозного верования жизни могут встречаться и
по сей день, даже в постиндустриальном обществе. Вместе с этим, давно
прошедшее, трансформируясь, обретает новые формы. Многие ученые
утверждают, что, несмотря на большой промежуток времени, который
образовался между современным человеком и архаичным, мы несем в себе
архаичное наследие, которое никогда не будет вытеснено из человека. Исходя из
этого, нам важно понять принципы становления труда в жизни человека и
взглянуть на эволюцию этого процесса. Для данной цели мы будем использовать
исторический метод. Данный метод поможет нам в изучении и интерпретации
первоисточников и также частичного анализа исторических событий.
Далее, нам необходимо применить метод филологического анализа. А
именно мы будем использовать сравнительно- сопоставительный анализ текстов.
Этот метод поможет нам провести смысловую интерпретацию текста, а именно,
священных писаний, и сравнить их еще другими документами. В большей
степени мы будем пользоваться филологическим методом общенаучных
исследований. Внешнее филологическое сходство того или иного вероучения в
разных религиях может нести совсем разные значения и трактоваться иначе.
«Внешне тождественное не всегда является таковым на глубине, по скрытой
своей сути»1, — по этому поводу считает В.Н. Топоров.
Собственно, метод самого анализа, без которого никак не обойтись в нашей
работе. Метод анализа позволит нам изучить полное содержание Корана, Сунны,
Библии, Торы, Талмуда и проанализировать смысловую нагрузку данных
текстов.
Метод сравнения – метод, позволяющий сравнить и сопоставить уже
известные факты и исследуемым предметом. Конкретизируя, сравнение нам
необходимо для выявления соотношения светского законодательства России и
исламского права.
1 Чувствование бедного. Христианское чтение. 1836. Ч. 2. С. 232-234.И, в завершение нашего исследования мы применим, объединив, два метода
– обобщение и систематизация. Рассмотрев все положения аятов Корана и
содержание хадисов касательно темы труда, нам будет необходимо
систематизировать полученные знания. Также два этих метода необходимы для
выявления основных категорий труда в исламской религии.
Степень научной разработанности проблемы. Трудовая деятельность
человека вызывает активный интерес ученых во второй половине XX в. Труд в
этот период привлекает внимание экономистов, философов и социологов в
границах марксистского учения. Темы, которым уделялось особое внимание
нашими соотечественниками, были следующие: прогноз экономического
будущего труда, анализ трудовых отношений в историческом контексте,
изучение социалистического строя трудовой этики, труд как способ
преумножение материальных благ, закономерности развития труда как
категории и трудовых отношений. Все данные вопросы были особенно важны в
связи с трансформацией общественного строя из социалистического в
коммунистический.
В связи с неприятным положением дел в обществе, а именно социальный и
экономический кризис нанесли свой отпечаток в изучении данной проблемы.
Изменилась методология подхода к этому вопросу. Ю. Л. Наймер, Р. В. Рывкина,
И. И. Чангли, Т. И. Заславская2 и другие исследователи в данный период усердно
стали изучать идеологию и предпосылки формирование идейных истоков труда
в обществе. Этот период ознаменовался также выходом в свет таких известных
ученых, как Э. Дюркгейм3, Г. Зиммель, В. Парето. Их труды дали большой
объем информации касательно экономической и социальной сторон труда. Но на
данный момент эти материалы не могут в полной мере помочь в поисках
решения проблем труда.
2 Социология экономической жизни. - Новосибирск, 1991
3 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М., 1991Так как мы исследуем ислам, то необходимо отметить наших
исследователей- соотечественников, которые внесли значительный вклад в
изучение труда в мусульманской мысли. Г. М. Керимов4, М. П. Мамедов5, Д. Е.
Еремеев6, Д. Малышева, А. М. Ермаков.7 Во многом, в работах данных
исследователей, рассмотрен социальный фактор исламского вероучения. Но тем
не менее, были заимствованы подходы в ходе написания данной научной
работы.
Приведенные выше работы говорят о том, что проблема человеческого
отношения к труду является фундаментальной в наше время в научной среде.
Заключая вышесказанное, наш историографический анализ продемонстрировал
односторонний подход к изучению нашего вопроса. В работах исследователей
освещены какие- то определенные аспекты концепции труда, в частности, в
исламе, что говорит о необходимости более глубокого и детального анализа
этого вопроса. Наше исследование поможет дополнить пробелы в
рассмотренных выше трудах. А именно, мы попытаемся внести социальнофилософский духовный аспект в решении проблемы.
Научная новизна нашего исследования заключена в нижеизложенных
аспектах:
Изучен феномен труда как социально значимого явления в
жизни человека;
Рассмотрен феномен труда как предпосылка формирования
практической деятельности человека на основе исламского
вероучения;
Проанализированы предпосылки формирования концепции
трудовой этики в исламе, позволяющие спрогнозировать
будущее социальной и экономической сфер общества.
4
Керимов Г. М. Шариат и его социальная сущность. - М., 1978
5
Мамедов А. М. Об отношении ислама к труду // Актуальные проблемы современного
ислама. - Баку, 1990
6
Еремеев Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. — М., 1990
7
Ермаков И. А. Исламская этика труда : Ислам в культуре России в очерках и образах. -
М., 2001Теоретическая и практическая значимость исследования. Материалы
нашего исследования могут быть полезны в изучении вопросов
конфессионального отношения к труду, религиозной составляющей в трудовой
этике. Также наша работа может быть полезной в разработке методических
материалов по религиоведению, социологии религии.
Структура магистерской диссертации. Данная научно- исследовательская
работа состоит из введения, двух разделов, включающих в себя по три части,
заключения и списка использованных источников и литературы.
Экономическое, социальное и политическое развитие государства всегда
подразумевало и подразумевает придание труду высокой нравственной
значимости. В постиндустриальном обществе имеет место быть проявление
нездорового отношения людей к понятию богатства.
Изучив этот вопрос, мы сумели разглядеть, как религия в ходе развития
человечества во многом определяла этику труда, обозначала вопросы
социального неравенства, объясняла отношение к богатству и имуществу.
Мы уже говорили, что труд является основополагающим фактором
формирования общественного строя, социальной среды. Труд формирует
отношения между людьми, между институтами и государством и социальными
группами. Поэтому нам было важно выяснить предпосылки формирования форм
тех или иных трудовых отношений.
Конечно, ислам опирается не только на принципы духовности и
нравственности в мире духовном, здесь большое значение отводится и миру
материальному. Коран через суры и аяты доносит до людей принципы
социальной, человеческой нравственности и мироустройства. Центральное место
здесь занимает понятие «Шариат». Это связано с тем, что божественные законы
для людей в мирской жизни являются практическим руководством. Исходя из
этого, мы и наблюдаем специфику исламской религии, в которой божьи законы
сведены в единую земную социальную систему под названием «шариат».
Проведя исследование, мы детально проанализировали содержание Корана
и Сунны. В результате этого, мы выявили духовные канонические основы труда.
Мы поняли основополагающие каноны ислама, которые формируют
направляющие принципы трудовой этики. А именно: труд как поклонение, а не
наказание. Опираясь на полученный анализ Корана и Сунны, мы можем
выделить следующие условия выполнения честного и благоразумного труда:
Деятельность человека не должна базироваться на чужом или
украденном имуществе; Человек должен заниматься своим делом не ради богатства, а ради
морального удовлетворения и ради пропитания;
Свою деятельность надо воспринимать как источник всех благ, а а все
блага исходят из божественного начала;
Не иметь деловых отношений с теми, кто обманным путем
приобретает материальные блага;
Выполняя трудовые обязательства не совершать греховных
поступков.
Мы интерпретировали положения Корана и Сунны применительно к
трудовым отношениям как к таковым. Все учение Корана направлено на
регулирование действий человека. Человек обязательно должен подкреплять
свою веру и намерения делом. Обратная сторона – отсутствие плодотворной
деятельности, безделье, занятие ерундой являются факторами отсутствия веры.
Каждому человеку отведен определенный отрезок времени в мирской
жизни, и он должен провести его достойно, на растрачивая подаренное ему
время попусту. Очень важным моментом считается мнение ученых, что поиск
пропитания дозволенным путем и добросовестное занятие ремеслом являются
предписанием господа.
Проанализировав содержание священного писания мусульман и изречений
пророка Мухаммеда, мы сделали вывод, что понятие труда в исламе является
одной из фундаментальных категорий. Труд – это способ существовать на земле,
обеспечивать себя, близких и общество достойным существованием. Труд –
продолжение божественных дел человеческими руками, своего замысла. Умение
трудиться – значит дисциплинировать себя, научить себя благоразумно думать.
Это воспитание для человека. Когда человек думает, он способен отличить
запретное от дозволенного, ему проще избежать ошибки, проще отказаться от
совершения ненравственных дел.
Мы ставили перед собой задачу определить основные категории трудовой
этики ислама. Вот что получили:Во- первых, работа для пропитания стала положена человеку после
грехопадения. Многие склонны считать, и в нашем обществе в том числе, что
работа – это зло. Как мы уже говорили, еще со времен анимистического
мировоззрения, когда труд воспринимался как средство выживания,
человечество полностью не сумело отойти от данной позиции.
Во- вторых, изначально, когда человек пребывал в райском саду, по учению
ислама, труд полагался ему не для выживания. Труд расценивался как подобие
бога и человека. Вселенная была сотворена богом, это тоже акт труда. Так как
человек создан по образу и подобию божьему, подразумевалось, что человек так
же будет трудиться, в целях поклонения богу и благоустройства окружающего
мира.
В- третьих, работа является средством достижения материального
благополучия и богатства. Эта точка зрения отражает больше экономическую
сферу жизни человека.
В- четвертых, работа мыслится как инструмент достижения духовных
целей, выполнения духовных обязательств. Работа только для достатка – дело
порицаемое в исламе. Мы не противопоставляем духовное материальному, как
принято считать в обществе. Труд – подтверждение своей веры в аллаха в
учении ислама.
И, наконец, в- пятых, дозволен только халяльный труд. Запретный способ
обогащения и заработка денег ведет к приобретению запретных вещей, в том
числе одежды и пищи, и дома и т.д. Это ведет к употреблению запретной пищи,
ношения недозволенной одежды, пребывание в недозволенном доме и т.п. То
есть, одно действие может повлечь за собой постоянное пребывание в греховном
состоянии.
Труд как категория имеет две стороны по исламским меркам – личностную
и социальную, общественную. Логично, что труд должен иметь какой – то
конечный результат в виде готового продукта, ценности. Но мы прекрасно
осознаем, что все люди совершенно отличаются по своему потенциалу,
физическим и умственным способностям. В вязи с этим, ислам придумал, содной стороны, очень грамотное решение. Если человек накопил более чем
достаточное количество материальных ценностей, то ему этим необходимо
делиться, а именно – жертвовать. Жертва должна нести пользу обществу, в
котором живет человек. Это проявление заботы как об отдельных людях, так и о
социуме.
Коранистические предпосылки формирования трудовой этики запрещают
взваливать на сотрудника объем работы, превышающей его способности. При
определении размера вознаграждения за труд следует принимать во внимание то,
чтобы уровень заработной платы мог удовлетворять такие насущные
потребности человека, как обеспечение жильем, питанием, одеждой и
образованием, как самого работника, так и его иждивенцев.
В ходе данного исследования мы также затронули вопрос соотношения
исламского права и светского законодательства на примере Российской
Федерации.
Если говорить о видах деятельности, то есть ряд работ, которые не могут
выполнять мусульманами в наших условиях. А именно: могут возникнуть
противоречия в выполнении пятикратного намаза и соблюдения рабочего
графика. Перед совершением молитвы, мусульманину необходимо провести
обряд омовения. К сожалению, в нашей стране далеко не везде предусмотрены
условия, позволяющие человеку совершить данный обряд.
Если верующий выполняет тяжелую физическую работу, то ему сложно
соблюдать пост в месяц Рамадан. Да, в хадисах есть оговорки по данному
вопросу. Но тем не менее, светское восприятие положения дел не всегда
позволяет мусульманину сохранить работу и выполнить свои духовные
обязательства.
Остро стоит вопрос стереотипов в нашем обществе. Исламские верующие
внешне отличаются от обычных светских граждан, а именно: на девушках мы
видим платок и длинные платья, мужчины же не сбривают бороду. Данное
явление может вызывать определенные сложности при принятии на работупоследователей религии ислам. Где- то формат учреждения не позволяет
сотрудничать с мусульманами в качестве работодателя.
Специфика проявления социальных функций Ислама, их непосредственная
связь с потребностями человека позволяет говорить о важности участия
мусульманских организаций в решении многих актуальных проблем
российского общества. Мусульманские религиозные организации, имеющие
исторически сложившийся опыт в работе с населением и имеющие богатый
духовный потенциал, берут на себя и функцию поддержки незащищенных,
обездоленных, участвуют в духовно-нравственном воспитание молодежи, в
укреплении института семьи.
Участие мусульманских организаций в решении социальных проблем не
ограничивается помощью лишь в пределах мусульманской общины. Являясь
социально активной частью российского общества, мусульмане ведут работу с
различными категориями граждан, нуждающихся в социальной поддержке не
зависимо от их национальности и вероисповедания.
На территории России ведут свою работу множество благотворительных
фондов, созданных при участии мусульман. Прежде всего, они ведут работу в
таких направлениях как помощь детям, оказавшимся без попечения родителей,
помощь пожилым людям, инвалидам, лицам, страдающим тяжелыми
заболеваниями.
Активно развивается волонтерское движение, как отдельное направление, в
котором молодые мусульмане принимают активное участие. Волонтеры не
только принимают участие в благотворительных проектах, но и оказывают
неоценимый вклад в развитие относительно новых для российского ислама
направлений общественной деятельности.
Работа в пенитенциарных учреждениях и помощь осужденным ведется
повсеместно, так как оказание помощи людям, совершившим ошибку, является
религиозным долгом. Мусульмане знают, что социальные пороки и личные
жизненные трудности не могут быть преодолены, если сам человек не готов
изменить свое положение.Мечети и общины мусульман выполняют немаловажную роль по
социальной адаптации трудовых мигрантов-мусульман.
Антонов, В. В. Основы этики ислама / В. В. Антонов. СПб. : б. и., 1993.-
13 с.
2. Аль-Али Насер Абдель Рахим. Универсализм и исламская концепция
прав и свобод человека : дис. . канд. юрид. наук : защищена 12.00.10 / Аль-Али
Насер Абдель Рахим. М., 1999. - 187 с.
3. Асп, Э. Социология трудовой жизни : учеб. пособие / Э. Асп ; пер. с фин.
О. Калягиной. СПб. : Интерсоцис, 2006.- 136 с.
4. Ахмедов, Алим. Ислам в современной идейно-политической борьбе /
Алим Ахмедов М. : Политиздат, 1985. - 240 с.
5. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. М. : Рос.
библейское общество, 2002. — 1371 с.
6. Блинов, Н. М.Трудовая деятельность как основа социалистического
образа жизни / Н. М. Блинов. М. : Наука, 1979. - 43 с.
7. Богословское творчество русских святителей. Келейный летописец.
Творения святителя Димитрия, митрополита Ростовского / отв. ред. Е.А.
Лукьянов. М. : Паломник, 2000. - 704 с.
8. Булгаков, С. Н. Два града. Исследования о природе общественных
идеалов / С. Н. Булгаков. СПб. : Изд-во РХГИ, 1997. - 589 с. - (Русская
социология XX века).
9. Булгаков, С. Н. Христианский социализм : Споры о судьбах России / С. Н.
Булгаков. Новосибирск : Наука. Сиб. отд-ние, 1991. - 350 с.
10. Ваарденбург, Ж. Христиане, мусульмане, иудеи и их религии / Ж.
Ваарденбург // Страницы. 2004. - Т. 9, вып. 1. - С.44-73.
11. Вагабов, М. В. Ислам, женщина, семья / М. В. Вагабов. Махачкала : Даг.
кн. изд-во, 1994. — 191 с.
11. Вагабов, М. В. Ислам: история и современность / М. В. Вагабов. -
Махачкала : Даг. кн. изд-во, 2002. — 414 с.
13. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. М. : Прогресс, 1990. —
804 с. — (Социологическая мысль запада).14. Вебер, М. Хозяйственная этика мировых религий / М. Вебер // Избр.
Образ общества : пер. с нем. / М. Вебер.- М., 1994. С. 43-73.
15. Вестминстерское исповедание веры, 1647-1648 гг. : пер. — М. :
Протестант, [1995?]. 54 с.- 24. Волков, В. Коран и Сунна / В. Волков //
Отечественные записки. -2003.-№5.-С. 166-168.
16. Гайнутдин, Р. Ислам в современной России / Р. Гайнутдин. М. : Гранд :
ФАИР-пресс, 2004. - 320 с.
17. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм //
Фундаментальная социология. В 15 т. Т. 4. Общество: статистика и динамика
/ Добреньков В. И., Кравченко А. И. -М., 2004. С. 573-579.
18. Еремеев, Д. Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления / Д. Е. Еремеев. М.
: Политиздат, 1990. - 288 с.
19. Ермаков, И. А. Исламская этика труда : Ислам в культуре России в
очерках и образах / И. А. Ермаков М.: Сервис, 2001. — 512 с.
20. Жданов, Н. В. Ислам на пороге XXI века / Н. В. Жданов, А.
А. Игнатенко. М.: Политиздат, 1989. - 351 с.: ил.
21. Жданов, Н. В. Исламская концепция миропорядка : Международноправовые, экономические и гуманитарные аспекты / Н. В. Жданов. — М. :
Международные отношения, 1991. 216 с.
22. Журавлев, А. Финансисты, чтущие Коран / А Журавлев //
Отечественные записки. 2003. - № 5. - С. 382-390.
23. Заславская, Т. И. К проблеме институализации неправовых социальных
практик в России : сфера труда / Т. И. Заславская, М. А. Шабанова // Мир
России. 2002. - Т. 11, № 2. - С. 21-36.
24. Заславская, Т. И. Неправовые трудовые практики и социальные
трансформации в России / Т. И. Заславская, М. А. Шабанова // Социологические
исследования. — 2002. № 6. — С. 3-18.
25. Заславская, Т. И. Социология экономической жизни : очерки теории / Т.
И. Заславская, Р. В. Рывкина ; отв. ред.А. Г. Агангебян ; АН СССР, Сиб. Отдние, Ин-тут экономики и орг. пром. производства. Новосибирск : Наука, Сиб.
отд-ние, 1991. - 442 с.
26. Здравомыслов, А. Г. Опыт конкретного исследования отношения к труду
/ А. Г. Здравомыслов // Вопросы философии. 1964. - № 4. - С. 19-28.
27. Здравомыслов, А. Г. Человек и его работа в СССР и после / А. Г.
Здравомыслов, В. А. Ядов. М. : Аспект-пресс, 2003. - 485 с.
28. Зиммель, Георг. Избранное. В. 2 т. Т 2. Созерцание жизни / Георг
Зиммель. — М. : Юрист, 1996.- 607 с.
29. Зомбарт, В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития
современного экономического человека пер. с нем. / В. Зомбарт ; изд. Подгот.
Ю. Н. Давыдов, В. В. Сапов М. : Наука, 1994. - 443 с. - (Социологическое
наследие СН).
30. Иванов, А. В. Об аскетическом идеале хозяйствования у С.Н. Булгакова /
Иванов А. Н. // Философия хозяйства : Альманах центра общественных наук и
экономического факультета МГУ им М.В. Ломоносова. -№4.-2001.-С. 48-58.
31. Иванова, Р. К. Научно-техническая революция и развитие
общественного труда в СССР / Р. К. Иванова ; АН СССР, Ин-т экономики. М. :
Наука, 1976.-189 с.
32. Иоан Павел II "Laborem Exercens" // Искупитель человека. Бог, богатый
милосердием. Совершая труд. Идите по всему миру : сб. энцикл. . Париж :
Simvol, 1991.-С. 107-163.
33. Ионова, А. И. Современный ислам, человек и общество / А. И. Ионова,
А. К. Султангалиева, П. С. Юсупов. М. : Знание, 1991. - 63 с. - (Новое в жизни,
науке. Культура и религия ; № 7/1991).
34. Исаак, Фарид. Быть мусульманином / Фарид Исаак. М. : Гранд : Фаирпресс, 2002. - 344 с.
35. Ислам / сост. В. В. Юрчук — М. : Современное слово, 2004. — 288 с.
36. Ислам и женщины Востока : (История и современность) / М.В. Вагабов
и др.. Ташкент : Фан, 1990. - 250 с.37. Ислам классический : энциклопедия / сост., общ. ред. и предисл. К.
Королева. М.: Эксмо ; СПб. : Мидгард, 2005. - 416 с.
38. Кардави, Ш. Ю. Дозволенное и запретное в Исламе / Ш. Ю. Кардави. М.
: Андалус, 2004. - 335 с.
39. Карташев, А. В. Очерки по истории Русской церкви : в 2 т. / А. В.
Карташев. М. : Терра, 1993. — 2 т.
40. Каширский, Е. Апологетические этюды / Евгений Каширский. 3-е изд. -
Тверь : Реформация, 1997. - 57 с.
41. Керимов, Г. М. Шариат и его социальная сущность / Г. М. Керимов.- М.
: Наука, Гл. ред. вост. лит., 1978. 223 с.
42. Коваль, Т. Б. Христианское понимание собственности / Т. Б. Коваль.
Электрон, дан. - Б. М. : б. и., 2002. - Режим доступа: http: // www. sobor.ru,
свободный.
43. Малышева, Д. Ислам в современном мире / Д. Малышева // Новый мир.
2002. - № 2. - С. 115-128.
44. Мамедов, А. М Об отношении ислама к труду / А. М. Мамедов //
Актуальные проблемы современного ислама. Баку : б. и., 1990. С. 23-51.
45. Маркс, К. Сочинения : в 30 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. Изд. 2-е. -М. :
Госполитиздат, 1954-1974 - Т. 1, 20, 23, 25, 26, 46, 49.
46. Маркс, К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта / К. Маркс. М. :
Госполитиздат, 1952. - 128 с.
47. Милославский, Г. В. Возможна ли экономика по Шариату? / Г. В.
Милославский // Независимая газ. 1998. - № 1(13). - С. 14.
49. Мировой опыт государственно-церковных отношений : учеб. пособие :
сб. статей. / Рос. акад. Гос. службы при Президенте Рос. Федерации ; под общ.
ред. Н. А. Торфинчука. М. : РАГС, 1998. - 305 с.
50. Митрохин, JI. Н. Философия религии / JI. Н. Митрохин. М. : Республика,
1993. -416 с.51. Михайлов, Н. Т. Протестанская вера. Философский анализ : дис. .
канд. филос. наук : защищенна 09.00.06 ; 09.00.11 / Михайлов Николай
Трофимович. М., 1994. - 139 с.
52. Михайлова, Т. М. Труд как историко-философская проблема / Т. М.
Михайлова. М. : Academia, 1998. - 96 с.
53. Михайлова, Т. М. Труд: опыт социально-философского изучения / Т. М.
Михайлова. М. : Academia, 1999. - 184 с.
54. Молевич, Е. Ф. Труд как объект и предмет исследований общей
социологии / Е. Ф. Молевич // Социологические исследования. 2001. - № 7. -С.
38-41.
55. Монашеское делание : сб. поучений святых отцов и подвижников
благочестия / сост. Священник В. Емеличев. М. : Свято-Данилов монастырь :
Квадрат, 1991.-206 с.
56. Мунье, Э. Манифест персонализма / Э. Мунье ; пер. с фр., вступ. ст. И.
С. Вдовиной. М. : Республика, 1999. - 559 с. - (Мыслители XX века).
57. Мунье, Э. Персонализм / Э. Мунье. М. : Искусство, 1992. - 144с.
58. Муртазин, М. Основные положения социальной программы российских
мусульман / М. Муртазин, В. Али Полосин, С. А. Мельников ; под рук. Р.
Гайнутдина // Безопасность Евразии. 2001. - № 3. - С. 201-223.
59. Мчедлов, М. П. Религия и экономика / М. П. Мчедлов, Э.
Г. Филимонов // Религии народов современной России : словарь : А — Я / Рос.
60. Независимый институт социал. и нац. пробл., исслед. центр «Религия в
соврем, обществе». М. : Республика, 2002. — 624 с.
61. Мюллер, А. История Ислама: от доисламской истории арабов до падения
династии Аббасидов / А. Мюллер. М. : Астрель : ACT, 2004. - 911 с.
62. Никольский, Н. М. История Русской церкви / Н. М. Никольский ;
предисл. А. А. Круглова. Минск : Беларусь, 1990. - 541 с. : ил.
63. Одинцов, М. И. Государство и церковь в России, 1917-1937 / М. И.
Одинцов. М. : Знание, 1991. - 630 с.