Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы развития познавательной деятельности учащихся в пропедевтическом курсе во внеурочное время по математике с использованием программы GeoGebra 13
1.1 Сущностно-содержательная характеристика познавательной
деятельности и ее организация во внеурочное время 13
1.2 Пропедевтика и ее значение в школьном курсе математики 29
1.3 Обучающий потенциал программы GeoGebra для развития
познавательной деятельности учащихся 37
Выводы по 1 главе 42
Глава 2. Педагогическое обеспечение развития познавательной деятельности учащихся 5-6-х классов в пропедевтическом курсе математики с использованием программы GeoGebra 44
2.1 Организация и методика исследования 44
2.2. Исследование уровня развития познавательной деятельности учащихся 5-6-х классов (констатирующий этап эксперимента) 45
2.3 Реализация пропедевтического курса внеурочной деятельности по
математике с использованием программы GeoGebra для развития познавательной деятельности учащихся 5-6-х классов (формирующий этап эксперимента) 53
2.4 Анализ и обобщение результатов контрольного этапа эксперимента 67
Выводы по 2 главе 70
Заключение 72
Список литературы 75
Приложение 85
Актуальность исследования. Вопросы познавательной компетентности школьников относились к одному из наиболее актуальных направлений исследований в отечественной педагогике. Они интенсивно разрабатывались психологами и дидактами в связи с утверждающимися в указанный период деятельностным подходом в обучении. Одновременно с теоретическим обоснованием принципа активности в обучении происходил поворот предметных методик к развитию самостоятельной познавательной деятельности школьников. Появилось значительное количество прикладных методических разработок, и, что особенно важно, в учебные программы всех предметов включили (в середине 1980-х гг.) требования к деятельным компонентам обучения - развитию умений школьников.
В современном школьном образовании общепризнанно решающее значение деятельностных аспектов подготовки школьников, им отводится важнейшее место на всех стадиях образовательного процесса - от целеполагания до аттестации. В стандарты и базовые программы входят требования, как к базовому содержанию школьных курсов, так и к уровню подготовки школьников, их умениям приобретать и применять знания. При создании и экспертизе учебников все большее внимание уделяется познавательному инструментарию, в особенности вопросам и заданиям. Разнообразнее стали формы проведения занятий, а значит, и учебной работы школьников.
Все отмеченные факты дают основание для признания возрастающей актуальности в образовательном процессе вопросов о путях развития учебно-познавательной деятельности школьников.
Преобразования в системе общего образования, происходящие в стране в настоящее время, вызывают необходимость серьезных изменений в подготовке учащихся к изучению систематических курсов средней школы. Высокий темп развития современного естествознания, его возрастающая роль в научно-техническом прогрессе, заставляют педагогов, как в нашей стране, так и за рубежом, пересмотреть роль школьного естественнонаучного образования; осознать необходимость приведения его содержания в соответствие с уровнем развития естествознания.
Формированием познавательной деятельности занимались Леонтьев A. Н. , Щукина Г.И. Дрозина В.В. [89], Фадина Г.В. [80], Сластёнин B. А.
В развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. При формировании познавательной деятельности школьников особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как внеурочные занятия по предмету.
Чтобы уроки были новыми - и по форме, и по содержанию, необходимо умело организовать свой труд и труд школьников, воспитывать интерес к своему предмету и любовь к интересной, но сложной науке - математике.
Большое количество работ по развитию познавательной деятельности во внеурочное время разработано Байбородова Л.В. [3], Барышников Е.Н. [4], Григорьев Д.В. [16], Евладова Е. Б. [30].
Во внеурочной деятельности в 5-6 классах возможна пропедевтика математических знаний.
Пропедевтику можно отнести к определенному необходимому дидактическому условию, способствующему повышению эффективности учебно-воспитательного процесса. Она предполагает подготовку к изучению нового путем включения элементов знаний, полученных ранее, в новое содержание, а также усложнение видов учебно-познавательной деятельности в условиях личностно-ориентированного обучения. Вышеизложенное позволяет определить пропедевтику как необходимое дидактическое условие, обеспечивающее непрерывность образования на основе принципов преемственности и персонализации.
Разработкой пропедевтического курса по математике занимались Ходот А.Ю. [84] Ходот Т.Г. [85], Тятюшкина А.А. [79], Филоненко Е.Н. [81].
Особенно у учащихся вызывает трудности при изучении геометрии. Причинами этих трудностей могут быть недостаток наглядности и визуализации, отсутствие мотивации, интереса к предмету.
В настоящее время количество интерактивных математических программ, позволяющих выполнять геометрические построения, моделировать какие-либо объекты, явления, изменить параметры объектов сохраняя при этом алгоритм построения чертежа, достаточно много. GeoGebra отличается от остальных программ универсальностью и легкостью применения.
Внесли свой вклад в применение программы GeoGebra в урочное и внеурочное время Зиатдинов Р.А. [33], Ларин С.В. [49], Чеботарева Э.В. [86].
В ходе нашего исследования мы не нашли достаточно научных работ по развитию познавательной деятельности учащихся 5-6-х классов в пропедевтическом курсе математики с использованием программы GeoGebra. Данный факт еще раз подчеркивает актуальность выбранной нами темы исследования.
Анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы, изучение нормативных документов, данные педагогического наблюдения позволили выявить противоречия между:
1) возрастающими требованиями современного общества к уровню математических знаний обучающихся и фактическим качеством математических знаний обучающихся общеобразовательных учреждений;
2) необходимостью воспитания всесторонне развитой и творческой личности и пассивной ролью обучающегося в образовательном процессе;
3) необходимостью развития у обучающихся умений и навыков применения полученных знаний к решению вопросов повседневной жизни и сложностью формирования мотивированного отношения к получению знаний.
На основе выявленных противоречий нами была определена проблема диссертационного исследования: каково содержание, формы и методы развития познавательной деятельности учащихся 5-6-х классов по математике?
Все вышесказанное и определило актуальность избранной нами темы исследования «Познавательная деятельность учащихся 5-6-х классов в пропедевтическом курсе математики с использованием программы GeoGebra».
Цель исследования - разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность пропедевтического курса внеурочной деятельности по математике с использованием программы GeoGebra для развития познавательной деятельности учащихся 5-6-х классов.
Объект исследования - процесс развития познавательной деятельности учащихся 5-6 классов при обучении математики.
Предмет исследования - содержание пропедевтического курса по математике с использованием программы GeoGebra для развития познавательной деятельности учащихся 5-6-х классов.
Гипотеза исследования: эффективность процесса формирования познавательной деятельности учащихся 5-6-х классов при обучении математики может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики познавательной деятельности;
- учитывать обучающий потенциал программы GeoGebra для развития познавательной деятельности учащихся;
- разработать и реализовать во внеурочное время пропедевтический курс по математике «Динамическая геометрия» с использованием программы GeoGebra.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Раскрыть сущность и содержание познавательной деятельности и ее организацию во внеурочное время.
2. Определить особенности развития познавательной деятельности учащихся в пропедевтическом курсе математики с использованием программы GeoGebra.
3. Разработать пропедевтический курс внеурочной деятельности по математике с использованием программы GeoGebra для учащихся 5-6-х классов.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность пропедевтического курса внеурочной деятельности по математике с использованием программы GeoGebra для учащихся 5-6-х классов, способствующий развитию познавательной деятельности.
Теоретико-методологическая основа исследования -концепция информатизации образования (Ваграменко Я.А. [8], Ершов А.П. [32], Кузнецов А.А. [45], Роберт И.В. [71] и др.);
-деятельностный подход в образовании и его применение к обучению математике (Выготский Л.С. [12], Давыдов В.В. [19], Епишева О.Б. [31] и др.);
-личностно-ориентированный подход к процессу обучения (Леонтьев А.Н. [50], Сериков В.В. [75], Якиманская ИЛ. [90] и др.);
-теория проблемного обучения (Лернер И.Л. [51], Матюшкин A.M. [58], Махмутов М.И. [59], Оконь В. [64] и др.);
-теория уровневой дифференциации обучения (Фирсов В.В. [83], Монахов В.М. [60], Орлов В.А. [65] и др.);
-научно-педагогические концепции организации исследовательского обучения школьников (Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф и др.) [1];
-теория и методика обучения геометрии (Гусев В.А., Орлов В.В., Панчищина В.А и др.) [18];
-когнитивно-визуальный подход к обучению геометрии и его психологические основы (Далингер В.А. [20], Гильберт Д., Конн-Фоссен С. [14], Резник Н.А. [70] и др.);
-концептуальные основы использования DGS в обучении математике (Далингер В.А. [20], Дубровский В.Н. [25], Иванов С.Г. [39], Майер В.Р. [52], Рыжик В.И. [73], Шабанова М.В. [87], Шабат Г.Б. [88] и др.);
-теория педагогического эксперимента и статистической обработки результатов (Наследов А.Д. [63], Сидоренко Е.В. [76] и др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• теоретические: анализ зарубежной и отечественной научнометодической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, нормативных документов, изучение и обобщение педагогического опыта, классификация и систематизация полученных данных, теоретическое моделирование учебного процесса, методическое проектирование экспериментального обучения;
• эмпирические: проведение педагогического эксперимента, наблюдение, тестирование;
• статистические: методы статистического анализа данных педагогического эксперимента
Опытно-экспериментальная база исследования
Исследование проводилось в период с 2016 по 2018 годы в ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет». Экспериментальной площадкой являлась МБОУ «Школа №117» г. Казани. В эксперименте приняли участие 67 учащихся 5-6-х классов.
Научная новизна исследования состоит в следующем: апробирован на практике разработанный пропедевтический курс внеурочной деятельности по математике с использованием программы GeoGebra для развития познавательной деятельности учащихся 5-6-х классов включающий в себя:
- пояснительную записку, в которой сформированы цели и задачи курса, характеристика возраста детей и ведущих видов деятельности, планируемые результаты обучающихся по данной программе с учетом нормативно-правовой базы;
- содержание тем курса на 2 года;
- учебно-тематическое планирование курса, рассчитанное на 2 года по 34 часа в год, всего 68 часов;
- учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся.
Теоретическая значимость исследования. Основные теоретические результаты исследования могут стать концептуальной основой для дальнейшего изучения познавательной деятельности, внеурочной деятельности, пропедевтики. Отдельные результаты работы могут быть использованы в целях совершенствования содержания, структуры и методики преподавания математики в урочное и внеурочное время.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный пропедевтический курс внеурочной деятельности по математике с использованием программы GeoGebra может использоваться в практике образовательных учреждений педагогами с целью развития познавательной деятельности учащихся 5-6-х классов.
Достоверность результатов исследования достигается благодаря опоре на фундаментальные методологические, педагогические и психологические исследования, а также на работы в области теории и методики обучения информационным технологиям; непротиворечивости использованных положений в области теории и методики обучения математики, которые адекватны целям и задачам исследования; экспериментальной проверкой полученных результатов исследования, а также использованием для обработки экспериментальных данных.
Апробация результатов исследования осуществлялась:
• через применение результатов исследования в практике работы МБОУ «Школа № 117»;
• через выступления с сообщениями:
- на школьном методическом объединении учителей естественно-математического направления МБОУ «Школа № 117» (октябрь, 2016 г., Казань);
- на семинаре «Профессиональная адаптация молодого учителя» (10 ноября 2016 г., Отдел Управления образования ИКМО г. Казани - сертификат);
- на заседании педагогического совета МБОУ «Школа № 117» (11 ноября 2016 г., Казань);
- на Международной научно-практической конференции «Одаренность и ее развитие» (14 апреля 2017 г., Министерство образования и науки РФ, Министерство образования и науки РТ, Управления образования ИКМО г. Казани, КФУ ИПО - сертификат);
- на XXI Международной научно-практической конференции «Одаренность и ее развитие в условиях трансформации педагогического образования» (31 января 2018 г., Министерство образования и науки РФ, Российская академия образования, КФУ ИПО - сетртификат);
• через участие:
- в работе семинара «Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по математике» (21 сентября 2016 г., МБОУ «Лицей № 177» г. Казани);
- в работе семинара «Сайт молодого учителя» (30 сентября 2016 г., УО ИКМО г. Казани);
- в работе семинара «Современные методы повышения мотивации обучающихся на уроках математики» (5 декабря 2016 г., Отдел Управления образования ИКМО г. Казани);
- в работе I Республиканской научно-методической конференции педагогов ОУ «Инновации и традиции в современном образовании» (24 марта 2017 г., Министерство образования и науки РТ, Буинск - свидетельство);
- в работе X Республиканской научно-методической конференции «Система «взращивания» одаренности школьников: методологический аспект и практика» (с 20 февраля по 22 мая 2017 г., ФГБОУ ВО КНИТУ, Казань - сертификат);
- на курсах повышения квалификации по программе «Межпредметные технологии в организации образовательного процесса» (август 2017 г., ГАОУ ДПО Институт развития и образования РТ, Казань - удостоверение);
- в проведении и проверке всероссийских проверочных работ по математике (2017 г., Московский Центр непрерывного математического образования, Москва - благодарственное письмо);
- в работе семинара «Формирование метапрдметных компетенций в условиях введения ФГОС» (7 декабря 2017 г., Информационно-методический отдел Управления образования Исполнительного комитета г. Казани);
- в Республиканском научно-практическом семинаре учителей математики по теме: «Интегрированный подход к формированию у школьников метапредметных навыков в практике работы учителей математики» (6 февраля 2018 г., Министерство образования и науки РТ, ГАОУ ДНО «Институт развития и образования РТ, Казань - сертификат);
• через участие учащихся:
- во II Городской математической командной игре-соревновании «АБАКА» (7 сентября 2017 г., МБУ ДО «Городской центр творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей г. Казани - сертификат);
- в Республиканской олимпиаде школьников по математике призер Муниципального этапа (23 декабря 2017 г., Управления образования ИКМО г. Казани - диплом);
• через публикации статей:
- Мухамбеталиева Д.Д. Развитие познавательной деятельности на уроках математики // Материалы международной научно-практической конференции. - Казань: Отечество, 2017. - С.61-63.
- Мухамбеталиева Д.Д. Программа GeoGebra. Ее возможности для математического моделирования // Материалы I республиканской научнометодической конференции. - Буинск: Часть 2, 2017. - С.65-65.
- Мухамбеталиева Д.Д. О пропедевтической подготовке на уроках математики // Материалы XXI международной научно-практической конференции. - Казань: Печать-Сервис- XXI век, 2018. - С.245-248.
Принята к публикации:
Мухамбеталиева Д.Д. Развитие познавательной деятельности учащихся 5-6 классов в пропедевтическом курсе математики // Материалы X Республиканской научно-методической конференции «Система «взращивания» одаренности школьников: методологический аспект и практика».
Структура и объем работы
Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, выводов по главам, заключения, библиографического списка и приложений.
В связи с тем, что в современном обществе стоит актуальная проблема, связанная с модернизацией содержания образования, проблема выбора наилучших способов и технологий организации образовательного процесса и проблема развития познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время представляет особую значимость для методики преподавания математики.
Таким образом, можно сделать вывод что:
1. При формировании познавательных интересов школьников особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как внеурочные занятия по предмету.
Основными требованиями к организации внеурочной работы по математике с учащимися являются:
-единство урочной и внеурочной деятельности;
-увлекательность внеурочных занятий.
Организация различных форм работы дает школьникам возможность проявить свои индивидуальные склонности, обнаружить и развить способности.
Раскрыты сущность и содержание познавательной деятельности. Проведенное нами психолого-педагогическое, методическое исследование по проблеме развития познавательной деятельности учащихся 5-6-х классов во внеурочное время по математике представляет собой особую значимость для методики преподавания математики.
2. Пропедевтика математических знаний возможна во внеурочной деятельности в 5-6 классах. Уделив особое внимание этому вопросу, возможно адаптировать материал по геометрии согласно возрастным особенностям учащихся, что позволит углубить и расширить знания.
Пропедевтический курс внеурочной деятельности по математике предусматривает ознакомление в доступной форме с рядом геометрических понятий, решение разнообразных задач на вычисление, построения без рассуждений и доказательств.
Также, как и при изучении любой научной дисциплины, при изучении математики важна наглядность. На сегодняшний день существует множество программных продуктов, которые помогают учителю математики в создании иллюстраций к изучению материала. Примером такой программы является GeoGebra.
Определена особенность развития познавательной деятельности учащихся 5-6-х классов в пропедевтическом курсе математики с использованием программы GeoGebra.
3. Разработан пропедевтический курс внеурочной деятельности по математике с использованием программы GeoGebra для учащихся 5-6-х классов. Пропедевтика - качество основного обучения, поэтому завершенная дедуктивно построенная математическая теория может служить теоретической основой начального обучения геометрии. В пропедевтическом курсе уроки должны быть организованы так, чтобы они способствовали развитию познавательной деятельности по математике. Поэтому форма организации занятий не должна быть однородной. Обучение в пропедевтическом курсе внеурочной деятельности по математике «Динамическая геометрия» с использованием программы GeoGebra для 5-6-х классов предусматривает различные виды уроков: традиционные (с использованием мультимедийного оборудования) и компьютерные (проводимые в компьютерном классе). Пропедевтический курс, углубляя и расширяя представления детей об известных им геометрических фигурах, готовя учащихся к систематическому изучению геометрии в 7-9 классах, развивает познавательную деятельность учащихся.
4. Опытно-экспериментальным путем проверена эффективность пропедевтического курса внеурочной деятельности по математике с использованием программы GeoGebra для учащихся 5-6-х классов, способствующий развитию познавательной деятельности.
Экспериментальная апробация представленной методики подтвердила возможность введения и реализацию пропедевтического курса внеурочной деятельности по математике с использованием программы GeoGebra для учащихся 5-6-х классов в методику и технологию обучения математики.
1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.С., Фомина Л.Ф.
Концепция развития исследовательской деятельности учащихся //
Исследовательская работа школьников. — 2002. — № 1. — С. 24-33.
2. Атанасян Л.С. Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. - М.: Просвещение, 2010. - 384 с.
3. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л. В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2013. - 177 с.
4. Барышников Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования. - М.: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции
5. Белоусова А.Г. Материалы в помощь учителю математики для 56 классов (с авторским курсом наглядно-практической геометрии), изд. дополненное и переработанное. Уч. пособие / А.Г. Белоусова. - Воронеж: ВОИПКРО, 2000. - 214 с.
6. Белякин Н.В., Черепанов Е.М. // Об основных критериях убедительности доказательства [Текст]/ Философия науки. №3(46), 2010, с.31 - 44.
7. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciva-formirovanie- issledovatelskih-umeniv-uchaschihsva-osnovnov-shkolv-v-protsesse-obucheniva- geometrii#ixzz5BDbPlla8
8. Ваграменко Я.А., Каракозов С.Д. Материалы к Концепции информатизации образования (общее и педагогическое образование). М., «Педагогическая информатика», № 3, 1997, с. 67-84.
9. Википедия [Электронный ресурс] URL:
http: //ru.wikipedia.org/wiki/GeoGebra (дата обращения: 12.10.16).
10. Виленкин Н.Я., Жохов В.И. и др. Математика. 5,6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2014.
11. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. - М.: НМУ СПО, 1999. - С. 172.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика- Пресс. 1996
13. Галицких Е.О. Литературные салоны в школе: методическое пособие / Е.О. Галицких. - Киров: Изд-во «ЛОНА», 2008. - 104 с.
14. Гильберт Д., Конн-Фоссен С. Наглядная геометрия / Пер. с нем.
С.А. Коменского. 3-е изд. М.: Наука, 1981. 44 с.
15. Гончарова Е.Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков. // Вопросы психологии, №6 - 2000. - С 132-135.
16. Григорьев Д.В., Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2014. - 223с.
17. Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике [Текст]/ -М.: ООО «Вербум-М», «Академия», 2003- 432с.
18. Гусев В.А., Орлов В.В., Панчищина В.А. Методика обучения геометрии // Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений Под ред. В.
А. Гусева. — М.: Издательский центр «Академия». — 368 с.
19. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования. // Журнал «Вопросы психологии». - 2005 год - №5.
20. Далингер В.А. Теоретические основы когнитивно-визуального подхода к обучению математике: монография. Омск: Изд-во, ОмГПУ, 2006. 144 с.
21. Далингер В.А. Компьютерные технологии в обучении геометрии [Текст] // Информатика и образование.- 2002.- №8, с.71-77.
22. Дрозина В.В. Теория и практика формирования и развития
самостоятельной познавательной деятельности учащихся
общеобразовательной школы : дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2002. - 495 с.
23. Дубовицкая Т.Д. Диагностика значимости учебного предмета для развития личности учащегося // Вестн. Оренбургского университета 2004. № 2. С. 75-79.
24. Дубовицкая Т. Д. Психологическая диагностика в контекстном обучении. М.: РИЦ МГОПУ Им. М. А. Шолохова, 2003.
25. Дубровский В.Н., Поздняков С.Н. Динамическая геометрия в школе: Занятие 1-6. [Текст] / Компьютерные инструменты в школе. -2008.- №1-6.
26. Евладова Е.Б. «Погружение» в культуру / Е.Б. Евладова //
Воспитательная система школы: проблемы управления (Очерки
26 прагматической теории) // под ред. В.А. Караковского. - М.: Сентябрь, 1997. - С. 65-71.
27. Евладова Е. Б. Дополнительное образование в школе: в поисках смыслов и ценностей: практико-ориентированная монография / Е.Б. Евладова. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского,
2013. - 186 с.
28. Евладова Е.Б. Организационные модели и способы реализации внеурочной деятельности // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования. - М.: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции
29. Евладова Е.Б. Программно-методическое обеспечения внеурочной деятельности классного руководителя / Е.Б. Евладова // Воспитание школьников. - 2013. - № 6. - С. 22-29.
30. Евладова Е.Б. Путешествие к истокам: Комплексная
программа воспитания и дополнительного образования учащихся на уроках и во внеурочной деятельности / Е.Б. Евладова, Т.И. Петракова. - М.: Прогресс,1994. - 64 с.
31. Епишева О.Б. Формирование приемов учебной деятельности // Математика в школе, 1995. №6. С. 26 - 29.
32. Ершов А.П. Концепция использования средств вычислительной техники в сфере образования (информатизация образования). — Новосибирск, 1990. — 58 с. — (Препр. /АН СССР. Сиб. отд-ние. ВЦ; № 888).
33. Зиатдинов Р.А. О возможностях использования интерактивной геометрической среды Geogebra 3.0 в учебном процессе /Р.А.Зиатдинов. - М.: 10-я Международная конференция «Системы компьютерной математики и их приложения» (СКМП-2009), СмолГУ, г. Смоленск, 2009. - 39-40 с.
34. Зиатдинов Р.А. Системы динамической геометрии как средство компьютерного моделирования в системе современного математического образования / Р.А. Зиатдинов, В.М. Ракута. - М.: Europ ean Journal of Contemp orary Education, 2012. - 93-100 с.
35. Зимина О.В. Проблема убедительности как философская проблема образования. [Текст] // Тезисы докладов 3-й международной конференции «Функциональные пространства. Дифференциальные операторы. Общая топология. Проблемы математического образования», посв. 85-летию Л.Д. Кудрявцева./ М.: МФТИ, 2008 - 816 с., с.447
36. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. - М. : АСТ; Прайм-Еврознак; СПб., 2008. - 777 с.
37. Золоторева А. В. Реализация вариативных моделей сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования в рамках организации внеурочной деятельности: метод. рекомендации - Ярославль: ЯГПУ, 2011. - 312 с.
38. Ибрагимова Р.Д. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочное время // Открытый урок http://xn--i 1 abbnckbmcl9fb.xn--
p 1 ai/%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D0%B8/653092/
39. Иванов С.Г., Рыжик В.И. Исследовательские и проектные задания по планиметрии с использованием среды «Живая математика» [Текст] / Иванов С.Г., Рыжик В.И. - М.: Просвещение,2013. - 144 с.: ил. - (Работаем по новым стандартам).
40. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы // СПб.: ПИТЕР, 2000 - 508 с.
41. Каченовский М.И. Математический практикум по моделированию. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1959. - 192с.
42. Кисляков А.В., Щербаков А.В., Внеурочная деятельность
обучающихся: от идеи до воплощения // Внеурочная деятельность
обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования. - М.: Материалы II Всероссийской научно-практической конференции
43. Кошкин И.Г. Геометрическое моделирование дробно-линейных отображений в компьютерной среде «Живая геометрия». Материалы Всероссийской конференции «Алгебра, логика и методика обучения математике», посвященной 100-летию со дня рождения С.Л. Эдельмана. Красноярск, 5-6 ноября 2010. с. 45-48.
44. Ксензова Г.Ю. Шкала выраженности учебно-познавательного интереса / Сайт
45. Кузнецов А.А. О проекте концепции образовательной области «Информатика и информационные технологии» // Информатика и образование. 1994.- №1.- С.27-36.
46. Кулько В.А. Формирование у учащихся умений учиться. Пособие для учителей / В. А. Кулько, Т. Д. Цехмистрова. - М.: Просвещение, 1983. - 80 с.
47. Кульментьева Д.Д., Динамическая визуализация построения точки по ее координатам на проективной прямой в СКМ Maple и GeoGebra. Выпускная квалификационная работа - Казань: Казанский ун-т, 2016. - 51 с.
48. Лаборатория инновационных образовательных технологий [Электронный ресурс] URL: http://kmkkliot.blogspot.rU/p/blog-page 9110.html (дата обращения: 5.10.16).
49. Ларин С.В. Компьютерная анимация в среде GeoGebra на уроках математики / С.В.Ларин. - М.: Легион, г. Ростов-на-Дону, 2015. - 192 с.
50. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М. : Наука, 1982. - 304 с.
51. Лернер И. Я. Проблемное обучение. — М., 1974.
52. Майер В.Р. Методическая система геометрической подготовки учителя математики на основе новых информационных технологий [Текст]: дис. д-ра.пед. наук 13.00.02 / Красноярск, 2001. - 351 с.
53. Майерс Д. Социальная психология: Интенсивный курс [Текст]: пер. c англ. / Д. Майерс. -- 4-е междунар. изд. - СПб.; М.:Прайм- Еврознак;Олма-Пресс,2004. - 510 с. ил.
54. Макаренко, А.С. О воспитании [Текст] / А. С. Макаренко. - М., 1988.
55. Мартинович Д., Карадаг З., Макдугалл Д. (ред.). // Материалы второй СевероАмериканской конференции GeoGebra, Университет Торонто, Канада, 2011, (PDF, 2.18 Mb).
56. Массен П., Конджер Дж., Кача Дж., Хьютон А. Развитие личности ребенка /Под ред. А.М.Фонарева. Прогресс, 1987. - 269 с.
57. Матюхина М.В. Изучение мотивационной сферы учащихся / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004, С. 139-141.
58. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1972.
59. Махмутов М.И, Проблемное обучение: Основные вопросы теории. — М., 1975.
60. Монахов В.М. Концепция дифференциации обучения в средней общеобразовательной школе / Под ред. В.М.Монахова. М.:Просвещение, 1990. 104 с.
61. Мухамбеталиева Д.Д. Развитие познавательной деятельности на уроках математики. Одаренность и ее развитие. // Сборник статей и методических материалов международной научно-практической конференции. 14 апреля 2017 г. / Под ред. проф. В. Ф. Габдулхакова. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт психологии и образования, 2017. 407 с.
62. Мухамбеталиева Д.Д. Развитие познавательной деятельности
учащихся 5 - 6 классов в пропедевтическом курсе математики. Система «взращивания» одаренности школьников: методологический аспект и практика. // Сборник статей и методических материалов X республиканской научно - методической конференции. С 20 февраля по 22 мая 2017 г. - Казань: ФГБОУ ВО КНИТУ, 2017.
63. Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных / А.Д. Наследов. - СПб.: Речь, 2004.
64. Оконь В. Основы проблемного обучения: Пер. с польск. — М.,1968.
65. Орлов В.А. Дифференциация обучения в средней школе / В.А. Орлов, В.М. Монахов, В.В. Фирсов // Советская педагогика. — 1990. — № 8.
66. Официальный сайт программы GeoGebra [Электронный ресурс] - URL: http://www.geogebra.org (дата обращения: 12.10.16).
67. Парфенова Л.В. Познавательная деятельность как важнейшая основа образовательного процесса // Открытый урок http://xn-- i 1 abbnckbmcl9fb.xn-- p 1 ai/%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D0%B8/411010/
68. Познавательная деятельность человека [Электронный ресурс]. -
URL: http://www.bibHofond.ru/view.aspx?id=465628 дата обращения:
10.12.16).
69. Прохоров А.М. ред. Большой энциклопедический словарь - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. - 1456 с.
70. Резник Н.А. Технология визуального мышления / Сб.
Информационная среда обучения, автор-составитель М.И. Башмаков. СПб.: Свет, 1997. С. 68-83.
71. Роберт И.В., Козлов О.А. Концепция комлексной многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования. - М.: ИИО РАО, 2005, 4 п.л.
72. Рослова Л.О. Методика преподавания наглядной геометрии
учащихся 5-6 классов. М.: Издательский дом «Первое сентября».
Еженедельная газета «Математика», №19-24, 2009.
73. Рыжик В.И. Геометрия и компьютер [Текст] // СПб:
Компьютерные инструменты в образовании, 2000. - № 6. - С. 7-11
74. Самарский А.А. Математическое моделирование: Идеи. Методы. При меры / А.А.Самарский, А.П.Михайлов. - М.: Физматлит, 2005. - 2 - е изд., испр. - 320 с.
75. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование - поиск новой парадигмы - М., 1998. — 180 c.
76. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. [Текст] /СПб.: Речь, 2010. -350 с., ил.
77. Сластёнин В.А. и др. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. — 3-е изд. — М. : Школа-Пресс, 2000. - 512 с.
78. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям [Текст] / В.А. Сухомлинский. - Киев, 1974.
79. Тятюшкина А.А. Живая геометрия 6 класс. М.: МОУ «СОШ №11», Братск. Программа спец. курса по математике, 2009 год.
80. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста : учебно-методическое пособие. — Балашов : Николаев, 2004. — 68 с.
81. Филоненко Е.Н. Наглядная геометрия 6класс. М.: МБОУ «Гимназия Перспектива», Самара. Рабочая программа курса внеурочной деятельности, 2016 год.
82. Философия в вопросах и ответах: учебное пособие для подго товки к экзаменам /под ред. проф. В.И.Курашова и доц. Г.Э.Галано вой - Казань, 2014.
83. Фирсов В.В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения. - М., 1994.
84. Ходот Т.Г. Наглядная геометрия 5-6 классы. М.: Издательство ООО «Школьная пресса». Журнал «Математика в школе», №7, 2006.
85. Ходот Т.Г., Ходот А.Ю., Дмитриева О.А. Наглядная геометрия 56 классы. М.: Издательство «Просвещение», 2008г.
86. Чеботарева Э.В. Компьютерный эксперимент с GeoGebra / Э.В. Чеботарева - Казань: Казанский ун-т, 2015. - 61 с.
87. Шабанова М.В., Ерилова Е.Н., Ширикова Т.С. Компьютерный эксперимент в системе методов обучения математике. [Текст] // Математика. Образование: материалы 21-й Междунар. конф. Чебоксары: Изд-во Чуваш. Ун-та, 2013.- 420
88. Шабат Г.Б. «Живая Математика» и математический эксперимент [Текст] // Вопросы образования. - 2005. - Вып. 4. - С. 156-165
89. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.
90. Якиманская, И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 2002. - 96 с.
91. NovaInfo // рецензируемый научный журнал, содержащий 10067 статей по направлениям фундаментальных и прикладных наук; 7186 авторов, в том числе 256 докторов наук, 1177 кандидатов наук; международный статус; зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.; размещается на портале elibrary.ru.
92. Victoria.antipova // Солнечная система - программа в GeoGebra.