Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Русская религиозно-философская сказка XIX века в свете явления сказкотерапии (М.Н.Муравьев, В.А. Жуковский, А.О. Ишимова)

Работа №41580

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы80
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
328
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Религиозно-философская сказка в русской литературе XIX века и сказкотерапия: к вопросу о соотношении явлений 7
1.1. Сказкотерапия: истоки явления, теория, типология,
художественные методы 7
1.2. Русская литературная религиозно-философская сказка как
феномен: общая характеристика 17
Глава 2. Отечественная религиозно-философская сказка в контексте мировоззрения русских писателей-просветителей 25
2.1. М.Н. Муравьёв, В.А. Жуковский и А.О. Ишимова как
просветители-педагоги 25
2.2. «Сказочки» М.Н. Муравьёва - зарождение русской сказкотерапии
(образы и мотивы) 35
Глава 3. Сказкотерапевтические установки русской литературной религиозно-философской сказки в творчестве В.А. Жуковского и А.О. Ишимовой 47
3.1. Сказкотерапия и аксиология сказок В.А. Жуковского 47
3.2. Принципы сказкотерапии в «Истории России в рассказах для
детей» А.О. Ишимовой 62
Заключение 69
Список используемых источников и литературы

В русской литературе жанр сказки во все времена имел особое значение, выделялся на фоне других жанров: прежде всего тем, что содержание сказок, их нравственный и этический посыл передавался достаточно своеобразно. Распространено, но в значительной степени ошибочно суждение о том, что сказка - литературный жанр, направленный исключительно на детскую аудиторию. Это кажущееся аксиоматическим утверждение опровергается как раз в свете интересующего нас явления сказкотерапии, ведущие задачи которой - достижение нравственного идеала и духовное исцеление через мир аксиологии сказки не только при работе с детьми (хотя эта целевая аудитория и весьма значительна), но и при обращении с психотерапевтическими целями в принципе к любому человеку без каких-либо возрастных ограничений.
В настоящей работе нас будут интересовать аспекты соотношения и взаимодействия такого самобытного явления отечественной литературной культуры, как русская религиозно-философская сказка, возникшего в системе русского предромантизма и романтизма - и такой достаточно новой области современного гуманитарного знания, как сказкотерапия.
Именно религиозно-философская сказка рассматриваемой нами эпохи во многом стала средоточием нравственной программы всей русской словесности Золотого века, оказав затем очень существенное влияние на многие процессы в литературе и культуре.
Исследования в области сказкотерапии в настоящее время становятся все более частотными: в первую очередь, говоря об их типологии, стоит сказать об их многоплановости, так как сама методика сказкотерапии достаточно обширна и этим не только вызывает интерес филологов, но и активно привлекает к себе педагогов и психологов. Мы можем предположить, что наше исследование будет полезным в практике как дошкольного, так и школьного образования, а также в сфере профессиональной деятельности психологов и педагогов. Как видим, рассмотрение сказкотерапии в литературных произведениях предполагает синтез нескольких наук.
Все эти факторы обуславливают общую актуальность выбранного нами направления исследования.
В своей работе мы обращаемся к сопоставительному анализу, в фокусе явления сказкотерапии, литературного наследия трех выдающихся писателей-просветителей русской литературы конца XVIII - XIX веков - М.Н. Муравьёва, В.А. Жуковского и А.О. Ишимовой. Каждый из выбранных нами авторов - представитель определённого нового этапа в процессе зарождения и эволюции явления религиозно-философской сказки в России. В творческом наследии М.Н. Муравьёва жанр религиозно-философской сказки раскрывается в таком своеобразном виде, как явление «сказочки». Сказочное наследие В.А. Жуковского наиболее полно вобрало в себя те представления о структуре и основных идеях религиозно-философской сказки, которые сложились на сегодняшний день. Литературная деятельность А.О. Ишимовой с религиозно-философской сказкой находит пересечение не в структурном и содержательном планах, как у её предшественников, а в самом посыле сказки как таковой, который направлен на нравственное очищение и улучшение людей.
Цель нашего исследования - рассмотреть проблематику и типологию русской религиозно-философской сказки 1780-1880-х годов в её развитии с точки зрения теории и практики такого явления современного гуманитарного знания, как сказкотерапия.
Цель определяет следующие задачи:
1) рассмотреть общую теорию сказкотерапии, развитие и становление этого явления в России как самостоятельной научной дисциплины;
2) на материале биографии М.Н. Муравьёва, В.А. Жуковского и А.О. Ишимовой выявить систему их педагогических взглядов, проанализировать нравственные стороны мировоззрения авторов-просветителей в контексте последующих особенностей теории сказкотерапии.
3) исследовать аксиологию и жанровые особенности русской религиозно-философской сказки в творчестве М.Н. Муравьёва, В.А. Жуковского и А.О. Ишимовой.
Несмотря на то, что в настоящее время сказкотерапия привлекает к себе внимание многих исследователей, стоит отметить, что русская литература XIX века фактически еще не была рассмотрена на базе этого явления. Мы можем предположить, что такое упущение связано с тем, что сама теория сказкотерапии возникла относительно недавно - в конце XX столетия, и, исходя из этого, многими воспринимается как наука, применимая только к современным текстам, создающимся параллельно с развитием самой сказкотерапии. В этом, заключим, подводя итоги, - новизна нашего подхода.
Материалом нашего исследования стали «сказочки» М.Н. Муравьёва «Костёр-надежда» (1790-е годы) и «Зила» (1776), произведения В.А. Жуковского: «Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марьи-Царевны, Кощеевой дочери»(1831) и «Сказка о Иване-царевиче и Сером волке»(1845), а также «История России в рассказах для детей» (1841) А.О. Ишимовой.
Объект исследования - русская литературная религиозно-философская сказка конца XVIII - XIX веков в основных этапах и типологии её развития.
Предмет исследования - своеобразие реализации приемов и принципов прогностического по отношению к этому явления сказкотерапии на избранном материале.
Наша работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка используемых источников и литературы.
Касательно методов исследования, к которым мы обращались при написании данной работы, стоит заметить, что мы применяли их комплекс. Нами использовались:
- генетический метод (его основная функция - помочь в ходе анализа развития определённого явления в его стадиях, этапах),
- биографический метод (биографии писателей были изучены нами с целью выявления предпосылок к их педагогической и творческой деятельности),
- сравнительно-типологический метод (мы проводили анализ произведений выбранных нами писателей в сопоставлении, как друг с другом, так и с общими постулатами теории и типологии литературной религиоз-но-философской сказки; существенно при этом, что все избранные нами авторы - писатели-просветители одной национальной культуры),
- историко-типологический метод (главная цель - проследить жанрово-тематическую специфику литературных религиозно-философских сказок Муравьёва, Жуковского и Ишимовой «под знаменателем» теории сказкотерапии);
-историко-функциональный (для нас было важным рассмотреть, каким образом творчество писателей оказало влияние на современников. В особенности интерес представляло творчество А.О. Ишимовой, которая всю свою литературную деятельность посвятила детской аудитории).
- элементы системного подхода (мы рассматриваем явление сказкотерапии как систему, в её взаимодействии с литературно-этической программой писателя).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наше исследование, проводившееся в течение ряда лет, дает нам основание подвести некоторые итоги. Нами на большом историко - литературном материале была рассмотрена общая теория сказкотерапии, ее основные функции, методы и принципы. В своей работе мы постарались показать, что сказкотерапия - это явление широкого профиля, включающая в себя как работа с авторскими сказками, так и создание нового литературного полотна. Таким образом, была выполнена первая поставленная задача исследования. Для выполнения следующей задачи исследования нами был широко использован биографический метод с целью изложения мировоззрения писателей, творчество которых лежит в основе нашей работы. При подробном рассмотрении биографии всех трех литературных деятелей мы смогли установить, что Муравьёв, Жуковский и Ишимова - звенья единой цепи, главным основанием для построения которой служит тот факт, что они все являются в той или иной мере просветителями общества, людьми, близкими к образовательной сфере, что для сказкотерапии играет немаловажную роль. Наконец, в центре заключительной задачи нашего исследования стала сама русская религиозно-философская сказка, ее генезис и эволюция. На материале «сказочек» Муравьёва, непосредственно религиозно-философских сказок Жуковского и рассказов Ишимовой, вбирающих в себя многие черты сказочного жанра, мы сумели доказать, что русская религиозно-философская сказка начала формироваться еще в последнюю четверть XVIII века в лоне позднего сентиментализма. Она стала энциклопедией представлений русской классической литературы и своеобразным нравственным рефреном русской словесности.
Ключевые итоги нашего исследования можно представить следующим образом:
Особенности структуры жанра «сказочки»: мелодичность - Ронсарова строфа в «Костре-надежде»
нравственные уроки «сказочек» как следствие просветительской деятельности М.Н. Муравьёва
Терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта
Саму структуру русской религиозно-философской сказки мы определили следующим образом (опираясь на просветительские взгляды всех трёх исследователей):
На протяжении нескольких лет научной деятельности по сказкотерапии, наша работа прошла многопрофильную апробацию:
Научные конференции: XII Всероссийская научно-практическая конференция «Державинские чтения». Круглый стол «Державин и диалог культур». Сроки проведения: 17-19 октября 2016 года. Тема доклада: «Явление сказкотерапии на примере «Сказочки» «Костер-надежда» М.Н. Муравьева. Место проведения: музей им. Г.Р. Державина, г. Лаишево, Ежегодная научно-практическая конференция среди студентов КФУ (тема доклада: «Некоторые аспекты сказкотерапии в творчестве А.О. Ишимовой»), Седьмая международная научно-практическая конференция «Духовно-нравственные основы русской литературы» 20-21 апреля 2019 год. Место проведения: Костромской государственный университет имени Н.А.
Некрасова. Тема доклада: «Духовно-нравственная проблематика в творчестве А.О. Ишимовой через призму современного явления сказкотерапии», Седьмая Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «М.Н. Муравьев и его время: Лира, Честь и добрые чувства (К 250-летию Ивана Крылова, 220-летию Александра Пушкина и грядущему 290-летию Александра Суворова)» 11-12 мая 2019 года. Тема доклада: «Творчество А.О. Ишимовой сквозь призму явления сказкотерапии», участие в конкурсе на лучшую научную работу студентов Казанского Федерального университета 2019.
Публикации: Золотухина Ю.А. Явление сказкотерапии в фокусе проблемы «маленького человека» (на примере баллады Н.М. Карамзина «Раиса» и «сказочек» М.Н. Муравьева) / Ю.А. Золотухина // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2017 года: сб. тезисов: в 4 т. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - Т. 1: Институт международных отношений, истории и
востоковедения. Институт филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого. - С.212-213., Золотухина Ю.А. Некоторые аспекты сказкотерапии в творчестве А.О. Ишимовой / Ю.А. Золотухина // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2019 года: сб. статей (в печати), Золотухина Ю.А. Духовно - нравственная проблематика в творчестве А.О. Ишимовой через призму современного явления сказкотерапии / Ю.А. Золотухина // Седьмая международная научно-практическая конференция «Духовно-нравственные основы русской литературы» 20-21 апреля 2019 год. (в печати), Золотухина Ю.А. Творчество А.О. Ишимовой сквозь призму явления сказкотерапии / Ю.А. Золотухина // Седьмая Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «М.Н. Муравьёв и его время: Лира, Честь и добрые чувства» 11-12 мая 2019 года (в печати).
Перспективой дальнейшей работы со сказкотерапией нам видится, в первую очередь, изучение в свете этого явления творчества писателей второй половины XIX - нач. XX века. Одним из возможных материалов для исследования мы рассматриваем сказовую литературу П.П. Бажова, вбирающую в себя реально-бытовое и фантастические элементы, а также прозу Л.А. Чарской и детские стихотворения А.Л. Барто.



1. Жуковский В.А. Стихотворения. Баллады. Сказки / В.А. Жуковский. - М.: Эксмо, 2014. - 321 с.
2. Жуковский В.А. Собрание сочинений в 4 т. / В.А. Жуковский. - М.; Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1959-1960. - 1920 с.
3. Ишимова А.О. История России в рассказах для детей / А.О. Ишимова. - СПб.: Научно-издательский центр «Альфа», 1993. - 368 с.
4. Муравьев М.Н. Костер-надежда / М.Н. Муравьев // РГБ. Архив В.А. Жуковского. Ф. № 286, оп. №11, ед. хр. №299. Л. 1-3, об.
5. Муравьев М.Н. Стихотворения / М.Н.Муравьев. - Л.: Сов.писатель, 1967. - 167с.
6. Муравьев М.Н. Полн. собр. соч.: в 3 т. / М.Н. Муравьев. - СПб., 1819 - 1821.
7. Письма В. А. Жуковского к Александру Ивановичу Тургеневу. - М.: / Изд. «Рус. архива» по подлинникам, хранящимся в Имп. Публич. б-ке., 1895. - 322 с.
8. Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: В 10-ти тт. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом); Т. 10. Письма / текст проверен и примечания составлены проф. Л. Б. Модзалевским и И. М. Семенко под ред. проф. Б. В. Томашевского / А. С. Пушкин. - Л.: «Наука» Ленинградское отд. 1979. - 713 с.
II. Научно-теоретическая литература
9. Антонова М.В. На неведомых дорожках сказки: (кн. для учителя) / М.В.Антонова, Л.Н.Фомичева. — Орел: Орловский гос. ун-т, 1997. — 66 с.
10. Афанасьев В.В. Жизнь замечательных людей / В.В. Афанасьев. - М.: Молодая гвардия, 1986. - 399 с.
11. Берн Э. Игры, в которые играют люди / Э.Берн. - М.: Эксмо, 2016. - 576 с.
12. Бессараб М. Жуковский / М. Бессараб. - М.: Современник, 1983. - 272 с.
13. Бодрова Н.А. Жизнь и творчество В.А. Жуковского / В.А. Бодрова. - Самара: ГОУ СИПКРО, 2006. - 88 с.
14. Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через
психологическую сказку / И.В. Вачков. - М.: Просвещение, 1997. - 178 с.
15. Вольпе Ц.С. Жуковский / Ц.С. Вольпе // История русской литературы: в 10 т. - М.: Изд-во АН СССР, 1941: T.V. Ч.1. - с. 355-391.
16. Гинзбург Л.Я. О лирике / Л.Я. Гинзбург. - Ленинград: Советский писатель, 1974. - 409 с.
17. Гнездилов А.В. Авторская сказкотерапия / А.В. Гнездилов. - СПб.: Речь, 2002. - 292 с.
18. Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2003. - 400 с.
19. Защиринская О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия / О.В.Защиринская. - М.: Владос, 2003. - 123 с.
20. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич- Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2010. - 172 с.
21. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2000. - 310 с.
22. Леонова Т.Г. Русская литературная сказка XIX века в её отношении к народной сказке: поэтическая система жанра в историческом развитии / Т.Г. Леонова. - Томск: Изд. Томского университета, 1982. - 196 с.
23. Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского / И.М. Семенко. - М.: Художественная литература, 1975. - 256 с.
24. Соколов Д.Ю. Сказки и сказкотерапия / Д.Ю. Соколов. - М.: Эксмо- Пресс, 2001. - 304 с.
25. Файнштейн М.Ш. Писательницы пушкинской поры (историколитературные очерки) / М.Ш. Файнштейн. - Л.:Наука, 1989. - 175 с.
26. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой / Л.Б. Фесюкова. - М.: Фолио, 1996. - 464 с.
27. Хеллман Бел. Сказка и быль. История русской детской литературы / Бел Хеллман. - М.: Новое литературное обозрение, 2016. - 378 с.
28. Юнг К.Г. Аналитическая психология / К.Г.Юнг. - СПБ.: Кентавр, 1994. - 218 с.
III. Научно-критическая литература
29. Аксенова Е.Ю. Русская писательница А.О. Ишимова (1804-1881 гг.) / Е. Ю. Аксенова // Наука и культура России. - 2008. - №5. - С. 9-11.
30. Аношкина-Касаткина В.Н. Православные основы русской литературы XIX века / В.Н. Аношкина-Касаткина. - М.: Пашков дом, 2011. - 384 с.
31. Арпентьева М.Р. Сказкотерапия: интенции человечности / М.Р.
Арпентьева // От Года литературы — к веку чтения: коллектив. моногр. / [науч. ред.-сост. В. Я. Аскарова]. — Челябинск: ЧГИК, 2016. - С. 90-126.
32. Арпентьева М.Р. Сказкотерапия: кризисы и выборы развития / М.Р. Арпентьева // Наука. Культура. Искусство. Актуальные проблемы теории и практики: сб. докл. Всероссийской научно-практической конференции: в 4т. / отв. ред. С.Н. Борисов. - Белгород: ИПК БГИИК, 2016 с. - Т.2. - С. 129-135.
33. Бегак Борис. Сложная простота / Борис Бегак. - М.: Советский писатель, 1980. - 296 с.
34. Белинский В.Г., Чернышевский Н.Г., Добролюбов Н.А. О детской литературе / В.Г. Белинский. - М.: Детская литература, 1983. - 429 с.
35. Волошко Александра. Религиозная составляющая сказок В.А. Жуковского: функциональный аспект / Александра Волошко // Филол. науки. - 2013. - №15. - С. 53-59.
36. Гавриченко О.В. Сказкотерапия как особый метод психотерапевтической и диагностической работы / О.В. Гавриченко // Акмеология. - 2003 - №3. - С. 59-63.
37. Готовкина М.С. Сказкотерапия как метод воспитания и социализации детей / М.С. Готовкина // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов. - 2014. - С. 290-293.
38. Жинкин Н. М.Н.Муравьев / Н. Жинкин // Изв. Отд. русского языка и словесности. - 1913. - Т.18, Кн.1. - С. 273-352.
39. Канунова Ф.З. Вопросы мировоззрения и эстетики В.А. Жуковского / Ф.З. Канунова. - Томск: Издательство Томского университета, 1990. - 184 с.
40. Кулакова Л.И. Поэзия М.Н. Муравьева / Л.И. Кулакова // Муравьев М.Н. Стихотворения / Л.И. Кулакова. - Л., 1967. - С. 5-49.
41. Лопутько О.П. Стилистическая реформа М.Н. Муравьёва - Н.М. Карамзина в гносеологическом аспекте. / О.П. Лопутько -М.: Филол. науки, 1994. - №5-6. - 70 с.
42. Мирошниченко Е.А. Сказкотерапия как инновационный метод в современном образовательном пространстве / Е.А. Мирошниченко, Н.Н. Капустянская, Д.А. Морозова // Прорывные научные исследования как двигатель науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2017. - С. 174-178.
43. Неёлов Е.М. Сказка, фантастика, современность / Е.М. Неёлов. - Петрозаводск: Карелия, 1987. - 126 с.
44. Пашкуров А.Н. Категория возвышенного в поэзии русского сентиментализма и предромантизма: Эволюция и типология. / А.Н. Пашкуров. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2004. - 212 с.
45. Пашкуров А.Н. М.Н. Муравьев: Вопросы поэтики мировоззрения и творчества: Учебно-методическое пособие / А.Н. Пашкуров, О.В. Мясников.
- Казань: Казан. гос. ун-т, 2003. - 128 с.
46. Померанцева Э.В. Писатели и сказочники / Э.В. Померанцева. - М.: Советский писатель, 1988. - 360 с.
47. Померанцева Э.В. Судьбы русской сказки / Э.В. Померанцева. - М.: Наука, 1965. - 219 с.
48. Пономарева В.И. Там, на неведомых дорожках... Из практики сказкотерапии / В.И. Пономарева. - М.: Академический проект, 2008. - 244 с.
49. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии / Н.А. Сакович. - СПб.: Речь, 2004.
- 224 с.
50. Топоров В.Н. Из истории русской литературы. Т. II: Русская литература второй половины XVIII века: Исследования, материалы, публикации. М.Н. Муравьев: Введение в творческое наследие. Кн. III. / В.Н. Топоров - М.: Языки славянской культуры, 2007. - 684 с.
51. Фоменко И.Ю. М.Н. Муравьёв и проблема индивидуального стиля. // На путях к романтизму. / И.Ю. Фоменко - Л.: Наука, 1984. - С. 52-70.
52. Холодова М.В. Сказкотерапия: история и теория направления / М.В. Холодова, О.Ю. Колпецкая // Сборник трудов конференции. - 2016. - С. 49-51.
53. Чистов К.В. К вопросу о принципах классификации жанров устной народной прозы / К.В. Чистов. - М.: Наука, 1964. - 10 с. - (VII Международный конгресс антропологических и этнографических наук, Москва, август 1964 г.: Доклады)
54. Шевелева Н.В. Сказкотерапия как метод воспитательной деятельности
(на примере русских народных сказок) / Н.В. Шевелева // Психологические и педагогические аспекты научного становления личности: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: ОМЕГА
САЙНС, 2017. - С. 108-114.
55. Янушкевич А.С. В мире Жуковского / А.С. Янушкевич А.С. - М.: Наука, 2006. - 524 с.
IV. Справочная литература
56. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика / С.Ю. Головин. - М.: АСТ,
2001. - 345 с.
57. Неёлов Е.М. Натурфилософия русской волшебной сказки: учебное пособие / Е.М. Неёлов. - Петрозаводск, 1989. - 88 с.
58. Опарина Н. Л. Литературные игры в детской библиотеке: учебно - методическое пособие / Н. Л. Опарина. - М.: Либерея-Бибинформ, 2007. - С. 13 - 17.
59. Пашкуров А.Н. История русской литературы XVIII века: учебник: в 2 ч.
Ч.2 / А.Н. Пашкуров, А.И. Разживин. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2017. - 536 с.
60. Сетин Ф.И. История русской детской литературы, конец X - 1-я половина XIX века / Ф.И. Сетин. - М.: Просвещение, 1990. - 303 с.
V. Интернет-источники
61. Гришина И.И. Сказкотерапия как один из способов формирования самодостаточной личности у детей / И.И. Гришина, А.М. Дальхеева. URL: https:// cyberleninka.ru. - Доступ свободный. Проверено 8.05.2019.
62. Логинова О.И. Сказкотерапия / О.И. Логинова. URL: http://olga2901l.narod.ru/skazkoterap.html. - Доступ свободный. Проверено 1.05.2019.
63. Овсянникова Е.А. Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми и взрослыми / Е.А. Овсянникова, Е.Д. Третьякова // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - С. 109-112. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=25307385. - Доступ свободный. Проверено
8.05.2019.
64. Шалышкин С.Ю. Сказкотерапия / С.Ю. Шалышкин // Междунар. науч. -
исслед. журн. - 2013. - № 11-3. - С. 39-40. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/skazkoterapiya. - Доступ свободный. Проверено
8.05.2019.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ