ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО_СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 6
1.1. Возрастные особенности развития физических качеств у юных
спортсменов 12-14 лет 6
1.2. Структура силовых способностей 7
1.3. Методические основы развития силовых качеств у легкоатлетов 13
1.4. Особенности проявления скоростных способностей 17
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 23
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СКОРОСТНО_СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ НА РАННИХ ЭТАПАХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ- СПРИНТЕРОВ 12-14 ЛЕТ 24
2.1. Организация исследования скоростно-силовой подготовки
легкоатлетов-спринтеров 12-14 лет 24
2.2. Результаты скоростно-силовой подготовки у легкоатлетов-спринтеров
12- 14 до эксперимента 30
2.3. Динамика результатов скоростно-силовой подготовки легкоатлетов-
спринтеров 12-14 лет в экспериментальный период 33
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
Легкая атлетика благоприятствует всестороннему развитию физических качеств - это гибкость, выносливость, сила, координация, быстрота и т.д. Но для того, чтобы их максимально развить, необходимы на тренировках использовать специальные упражнения, учитывая как возрастные, так и физические, психологических особенности бегуна.
К отбору спортсменов необходимо подходить тщательно. В первую очередь рассматриваются многофункциональные показатели, в которые входят антропометрические признаки и биологический возраст, следует обратить внимание на уровень морально-волевых физических качеств: силы, быстроты, выносливости и тд., немаловажную роль играют и генетические, социальные факторы. Отбор хоть и является важным этапом становления спортсмена, но наиболее важным и самым проблематичным на данный момент является умение максимально развить качества спортсмена и удержать их на высоком уровне, при этом не навредив организму. Особенно это опасно для еще не сформировавшегося организма ребенка.
С развитием интернета, появлением различных исследований в физиологических, биологических сферах, способствующих увеличению доступности информации, работа выше названном аспекте увеличивается, но следует отметить, что очень медленно. Для тренеров наиболее трудоемким и затруднительным является формирование и развитие скоростно-силовых способностей у подростков. Несмотря на существенные исследования в этой области таких ученых как П.Ф.Лесгафта, Л.П.Матвеева, В.К.Бальсевича, В.И.Ляха, Ж.К.Холодова, информации недостаточно.
Из вышеназванной проблемы вытекает актуальность нашего исследования - скоростно-силовая подготовка на ранних этапах многолетнего тренировочного процесса легкоатлетов-спринтеров
Для достижения наивысших результатов, тренеру помимо отбора спортсменов необходимо выбрать методы тренировок, а в идеале, разработать для каждого свой «пакет» упражнений, учитывая его физические и психические особенности.
Учеными доказано, что чередование упражнений способствуют лучшему развитию тех или иных качеств и рациональному использованию ресурсов, что благотворно влияет на общую переносимость физической нагрузки организмом. Среди упражнений развивающие силу и скорость самыми популярными и не требующими специальных средств являются бег и прыжковые упражнения. Также важную роль в тренировочном процессе играют психолого-педагогические, медико-биологические средства, которые создают положительные эмоциональные условия тренировки, способствуют быстрому восстановлению нервной системы [15,с.45].
Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать эффективность методики скоростно-силовой подготовки легкоатлетов- спринтеров 12-14 лет.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Анализ уровня скоростно-силовой подготовки легкоатлетов- спринтеров 12-14 лет.
3. Разработать и экспериментально обосновать методику повышения уровня скоростно-силовой подготовки легкоатлетов-спринтеров 12-14 лет.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс легкоатлетов-спринтеров.
Предмет исследования - скоростно-силовая подготовка легкоатлетов-спринтеров на ранних этапах специализации.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы; тестирование физической подготовленности; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Гипотеза исследования. Предполагается, что разработанная методика будет способствовать наиболее эффективному повышению уровня скоростно-силовой подготовки легкоатлетов-спринтеров 12-14 лет.
Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы в работе тренеров в спортивных школах по легкой атлетике.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, в которой отражается актуальность исследования, из теоретического анализа по проблеме исследования, цели работы, задач, методов, экспериментальной методики, организации исследования, результатов проведенного исследования и их обсуждения, выводов, практических рекомендаций. Работа иллюстрирована 3 таблицами, 9 рисунками и изложена на 50 страницах.
В данной работе мы рассмотрели особенности развития скоростно-силовых способностей легкоатлетов-спринтеров 12-14 лет. Проанализированная методическая литература и результаты нашего эксперимента подтверждают мнение ученых о том, что упражнения на развитие вышеназванных способностей способствуют повышению результативности по многим показателям.
Самыми эффективными средствами развития скоростно-силовых способностей у спортсменов в возрасте 12-14 лет является работа в преодолевающем режиме, чем больше мощность развиваемая мышцами, тем действеннее воздействие. В тренировочном процессе следует использовать такие дополнительные средства, например, мячи, амортизаторы, утяжелители, игры, беговые и прыжковые упражнения, бег на скорость из различных стартовых положений. Развитие скоростносиловых способностей у молодых спортсменов следует осуществлять с применением скоростно-силовых упражнений, выполняя которые возрастает скорость сокращения мышц. Упражнения развивающие данные способности: бег на короткие отрезки, различные виды прыжков, упражнения с отягощением и без отягощения, упражнения выполняемые в быстром темпе и тд.
1. Апанасенко Г.Л. Физическое развитие детей и подростков. - Киев, 2005. - 135 с.
2. Ашмарин Б.А. Методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Ф и С, 2008. - 222 с.
3. Белорусова В.В. Воспитание в спорте. - М: ФиС, 1994. - 34 с.
4. Белякова Н.Т., Юровский С.Ю. Дневник самоконтроля для юношей.М.: Наука 1989. - 164 с.
5. Баршай В.М., Бобкин А.И. Физическое развитие, физическая подготовленность и работоспособность учащихся и молодежи., Р-н-Д, 1997. - 160 с.
6. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания // Теория и практика физической культуры, 1999. - № 4. - С. 121-123.
7. Вайцеховский С.М. Книга тренера. М., 2001. - 35 с.
8. Васильев Е.П. Физические качества спортсмена. М.: ФиС, 2003. -47 с.
9. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. М.: ФиС, 1998. - 265 с.
10. Волков В. Тренеру о подростке. М., 2003. - 29 с.
11. Выдрин В.М. Спорт и личность. // Спорт в России№8,2001. - 19 с.
12. Высочина Ю.В. Л., Пути повышения эффективности подготовки юных и взрослых спортсменов.-М.: 2005.-54с.
13. Гончаров Н.Н. Физические качества спортсменов. Киров, 2002.-39 с.
14. Гремецкий Б.С., Щербаков В.С. Физическое воспитание как предмет высшей школы // Теория и практика физической культуры, 1991. - №5. - 93 с.
15. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. Минск, 1995. - 45 с.
16. Донской ДД. Биомеханика с основами спортивной техники. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 288 с.
17. Жилкин А И., Кузьмин В.С.Легкая атлетика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений.М.: 2009. - 135 с.
18. Зайцев Н.А. Бег на 400 метров .М.: 1955.-15-28.
19.Захаров Е.Н. Энциклопедия физической подготовки. М., 1994. - 91 с.
20. Зацировский В.М Осовы спортивной метрологии. М.:1979. - 120 с.
21. Зелинченок В.Б., Никитушкин В.Г. Критерии отбора в легкой атлетике М.: 2000. - 19 с.
22. Зимкина Н.В.Физиология человека. Физкультура и спорт,-М., 1975. - С. 94-113.
23. Казлаускас В.А.Модель подготовки бегунов на сверхдлинные дистанции.М.:1986. - 82 с.
24. Кобринский М. Е. Учебник легкая атлетика .М.: 2005. - 67 с.
25. Колодий О.В., Лутковский Е.М. Ухова В.В. Оздоровительный бег. Легкая атлетика и методика преподавания. - М., 1985. - 125 с.
26. Козловский Ю.И. Скоростно-силовая подготовка бегунов на средние и длинные дистанции. - М., 1980. - 98 с.
27. Кайорова В.С. Книга учителя физической культуры М., 2008. - 73 с.
28. Кожин В.И. Методика исследований физического развития и физической подготовки молодежи. Р-н-Д., 2005. - 205 с.
29. Коренберг В.Б. Проблемы физических и двигательных качеств// Теория и практика физической культуры, 1996. - №7. - С. 4-9.
30. Кривенцов А.Л. Основы моделирования подготовленности спортсменов: Уч. пос. Алма-Ата, 1999. - 103 с.
31. Коца Я.М. Физиология мышечной деятельности. Физкультура и спорт. М., 1982. - 74 с.
32. Кривоносова М.П., Юшкевича Т.П.Методика обучения легкоатлетическим упражнениям: Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры и фак. физ. воспитания. М.: 1986. - 96 с.
33. Курамшина Ю.Ф.Теория и методика физической культуры.- М., 2004. - 205 с.
34. Лубышева Л.И. Современные подходы к формированию физкультурного знания у студентов // Теория практика физической культуры №3,- 1993. - 93с.
35. Макарова А.Н., Сирис Т.Н., Теннов В.П.Легкая атлетика: Физическое воспитание. М.: 1987. - 165 с.
36. Масальгина Н. А. Физиологические особенности спортивных упражнений скоростно-силового характера: М., изд. С.Г. И. Ф.К.,1979. - 89с.
37. Михайлов В.А.Дыхание спортсмена.М.:1983. - 91 с.
38. Матвеев Л.П., Новиков А.Д.Теория и методика физического воспитании. М.Физкультура и спорт,1976. - 134с.
39. Матвеев Л.П.Общая теория спорта. М.: 1997. - 187 с.
40. Матвеев Л.П.Основы общей теории спорта с системы подготовки спортсменов. К.:1999. - 135 с.
41. Назаренко Л.Д. Стимулируемое развитие двигательных и координационных качеств / / Теория и практика физической культуры, М., 2001. - 119с.
42. Новиков А.Д. Возрастные особенности развития физических качеств. М.:, 2002. - 112 с.
43. Озолина Н.Г. ,. Маркова Д.П.Техника упражнений по легкой атлетики. М.: 2000. - 125 с.
44. Озолин Н.Г.Настольная книга тренера: Наука
побеждать.М.:2002.-82с.
45. Попов В.Б. и др. Пособие для тренеров ДЮСШ .М.: 1984.-56с.
46. Попов В.Б.555 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов. М.: 2002. - 130 с.
47. Полунин А.И. Школа бега Вячеслава Евстратова. М.: 1967. - 99 с.
48. Сахновский К.П. Подготовка спортивного резерва. К.: 1990. - 93 с.
49. Селуянов В.Н. Подготовка бегуна на средние дистанции. - М.:, 2001. - 63 с.
50. Селуянов В.Н., Сарсания С.К. Пути повышения спортивной работоспособности / М.: 1995. - 124 с.