Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль современной музыки в богослужении неопятидесятнических церквей России

Работа №41565

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

религиоведение

Объем работы86
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
331
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Богослужение харизматических (неопятидесятнических) церквей начала девяностых годов 8
§ 1.1 Протестантская теология о формах
богослужения 8
§1.2 Неопятидесятническая интерпретация Библии относительно церковного богослужения 18
§1.3 Сложившаяся форма богослужения в неопятидесятнических
церквях 26
Глава II. Современная музыка в богослужении Российских неопятидесятников 38
§2.1 Роль музыки в протестантском
богослужении 38
§2.2. Библейское обоснование использования современной музыки в неопятидесятническом богослужении 49
§2.3 Использование музыки в богослужении российских неопятидесятников начала 90-х годов в контексте современности 59
Заключение 78
Список литературы 81


Актуальность исследования. Начало девяностых годов для России характеризуется переходным моментом, когда окончательно распадается Советский союз, с его идеологией коммунизма и формой социалистического строя. Период СССР в нашей стране — это время главенствующей идеологии построения «светлого коммунистического будущего», где борьба с религией была одной из важнейших задач. Несмотря на всеобщую атмосферу «воинствующего атеизма», в стране все же существовали наряду с традиционной Православной церковью и церкви протестантских направлений, такие как лютеране, баптисты и пятидесятники.
Вместе с развалом Советского Союза была разрушена и основная идеология этого строя, которая объединяла в основном всех граждан большой страны. Вследствие этого в обществе образовался некий «духовный вакуум», подтолкнувший людей к поиску нового объекта веры. Этим объектам вновь становится религия. Россияне начинают проявлять свой духовный интерес к христианству, исламу, к восточным религиям и верованиям, в это время появляются новые религиозные течения, такие, как «Белое братство», «церковь Нового завета», вновь возрождаются языческие культы и т.д. На фоне сложившейся ситуации наблюдается массовый поток религиозных миссий, проповедников, служителей из стран Европы и Соединенных Штатов Америки, представляющих разные религии и религиозные течения. В их числе представители западных христианских деноминаций. По всей территории бывшего Советского Союза западные христианские миссии проводят массовые мероприятия с целью проповеди Евангелия и насаждения новых христианских общин и церквей. Таким образом, на территории страны в девяностые годы появилось большое количество новых христианских общин, основанных на западной христианской теологии и перенявших форму богослужения западных церквей.
Независимо от изначальной конфессиональной принадлежности, в России все эти церкви начали называть харизматическими или неопятидесятническими, в противоположность традиционным пятидесятникам, существовавшим на территории СССР с 20-х годов. Эти церкви были объединены в различные движения, такие как: «Новое Поколение», «Слово Жизни», «Христианская миссия «Глобальная стратегия» и т.д., а в 1997 году в связи с новым законом о регистрации религиозных групп, когда от общин требовалось доказать, что они существуют на территории страны не менее 15 лет, часть таких общин вошла в ассоциацию «Харизма» в РОСХВЕ, а другая часть в РЦ ХВЕ (в прошлом Союз Христиан Веры Евангельской-Пятидесятников). Таким образом, формально они считаются христианами веры евангельской, т.е. пятидесятниками.
Само явление «Неопятидесятнические церкви» в России сравнительно молодое, оно является продолжением западного харизматического пробуждения («третьей волны»), которое началось в 70-е годы прошлого столетия с «движения веры». Форма и характер богослужений этих церквей значительно отличается от традиционного христианства, существующего в России, которое представлено Православной и Католической церковью, а также протестантскими конфессиями, такими как, Лютеране, Баптисты и классические Пятидесятники, а именно, использование современной музыки и ее достижений в практике богослужения и поклонения. В этой связи, в христианской среде, между конфессиями и деноминациями не прекращаются дискуссии и споры о новых формах богослужения, используемых неопятидесятниками, а также, о легитимности применения средств современной музыки в церкви, с библейской точки зрения.
Данное исследование призвано проанализировать формы богослужений российских неопятидесятнических церквей и их подход к использованию современной музыки, рассмотрев истоки этого явления в Реформаторском движении, в учение современных западных харизматиков, учитывая исторические, социальные и культурные факторы. Поэтому, данное исследование можно считать актуальным.
Состояние научной разработанности исследования (темы): степень разработанности и изученности этой темы невелика в силу того, что неопятидесятничество, как явление, в нашей стране существует сравнительно недавно. Исследования на тему современных протестантских и неопятидесятнических движений в России проводили Р.Н. Лункин, О.В. Куропаткина, Ю.Т. Тулянская. Лункин Р. Н. в своей работе «Вероучение и социальная деятельность пятидесятников в России» исследовал исторический аспект и современную ситуацию, связанную с пятидесятничеством в России. О. Куропаткина, в своей диссертации «Религиозная и социокультурная самоидентификация «новых» пятидесятников в России» дает историческое описание неопятидесятничества и ссылаясь на исследования Р. Н. Лункина определяет «три волны» в развитии пятидесятнического движения на западе. А также подчеркивает важность обретения «новыми» пятидесятниками собственной идентичности, в современном российском социуме. Тулянская Ю.Т. посвящает свой труд углублению понимания специфики феномена отечественного протестантизма, путем вычленения влияния на российский протестантизм различных дискурсов (православия, российских исторических
-5
религиозных течений, западного мистицизма, кальвинизма и других) . Эти труды важны для данного исследования, т.к. их авторами, тем или иным образом рассматривается процесс формирования протестантской богослужебной практики, повлиявшей на пятидесятников России.
Что касается исследований в области духовной музыки, то можно отметить монографию отечественного автора, советского и российского музыковеда и педагога, доктора искусствоведения, профессора Московской консерватории, В.В. Медушевского, занимавшегося исследованием способов выражения духовной жизни человека в музыкальном искусстве. В работе, под названием «Духовный анализ музыки» В. Медушевский проводит глубокий анализ шедевров высокой мировой музыки, где говориться о ее духовных корнях и тесной связи с Церковью, а так же приводятся высказывания гениев мировой музыки, таких как И. С. Баха, Римского - Корсакова, Рахманинова и т. д. В дополнение к этому, неоднократно проводились исследования православной духовной музыки применяемых в литургии и на богослужениях, многое из этого стало культурным наследием и образцами высокого хорового искусства. В православной культуре, в исторически устоявшихся формах богослужений, придерживаются традиционной практики, в основном это хоровое сопровождение. К сожалению, во всех вышеупомянутых трудах мы не найдем материала, который хоть как-то касался объекта нашего исследования, находящегося на пересечении богослужебной практики неопятидесятников, современной музыки и социокультурного контекста.
Объект исследования: форма богослужения неопятидесятнических церквей начала девяностых годов.
Предмет исследования: современная музыка в богослужении
российских неопятидесятников.
Цель: выявить теологические основания музыкальных богослужений неопятидесятнических церквей.
Задачи исследовательской работы:
- изучить труды протестантских теологов о форме церковных богослужений;
- рассмотреть неопятидесятническою интерпретацию Библии относительно богослужений;
- описать сложившуюся форму богослужений в неопятидесятнических церквях;
- исследовать роль музыки в протестантском богослужении;
- выявить библейские снования использования современной музыки в неопятидесятническом богослужении;
- изучить использование музыки в богослужении российских неопятидесятников начала 90-х годов в контексте современности;
Гипотеза: использование современной музыки в богослужении
неопятидесятников имеет библейские основания.
Методология: в данной используются методы анализа,
классификации, аналогии, сравнения, наблюдения и описания, а также методов, применяемых в теологических дисциплинах, таких как, экзегетика и герменевтика. Эти методы помогают изучить тексты ветхого завета, относительно священных ритуалов и традиций, исследовать контекст их применения и связь с современной интерпретацией неопятидесятников относительно современных религиозных форм и традиций.
Научная новизна: в данной работе впервые произведено
теологическое исследование применения в богослужении неопятидесятнических церквей современной музыки и музыкальных средств, а также обращено внимание на то, что такая форма богослужения имеет библейские корни.
Теоретическая и практическая значимость: результаты этой работы могут использоваться в дальнейших научных исследованиях в области теологии, религиоведении, истории религии, а также в педагогике.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Применение неопятидесятниками на богослужениях современной музыки имеет библейские корни. Ветхозаветная практика служения, не смотря на жесткий регламент и правила, предписанные законом, относительно порядка проведения священнодействий не исключала развития и введения новых элементов в этот процесс. Музыка не была исключением, так как она являлась частью духовной жизни Израиля ветхозаветного периода. Царь Давид, был в полном смысле этого слова реформатором своего времени, внедрившим в храмовое богослужение новые музыкальные формы, такие как пение псалмов и музицирование на музыкальных инструментах, заимствованных у соседних восточных народов. В полной мере использовался весь арсенал музыкальных инструментов, такие как духовые, струнные, ударные инструменты. Богослужения при царе Давиде обрели более динамичный характер, чем это было до него, появился такой важный элемент, как спонтанность. Все это нашло свое отражение в современном неопятидесятничестве.
Так же в своем подходе к богослужению, неопятидесятники отталкиваются от протестантской формы, которая основывается на реформаторских доктринах М. Лютера, У. Цвингли и Ж. Кальвина, идеи которых в дальнейшем становятся общими для всего протестантизма. Стремление реформаторов к первоначальному состоянию евангельского христианства, где в центре богослужения стоит проповедь, имеющая целью донесение и разъяснение Писания, не могло не отразиться на изменениях в формах богослужения. Таким образом протестантское богослужение было сведено к простейшим формам, в котором важным элементом являлось пение гимнов, повторяющих основные положения проповеди.
Неопятидесятнический подход к богослужению, также восходит к начальным практикам реформатских, пресвитерианских церквей и к различным направлениям «аскетического протестантизма». Они базируются на пятидесятническом богословии и опыте богослужений, которые в свою очередь находят свои корни в почти 200-летней практике пробуждений («ривайвл») в Америке и Старом Свете, ценность которых была усвоена также и российскими пятидесятниками. Как для пятидесятников, так и для неопятидесятников, в богослужебной практике характерна специфическая роль Святого Духа и его сверхъестественных проявлений (пророчеств, исцелений, говорения на языках и истолкования иных языков), описанных в Послании к Коринфянам, где дается образец христианского богослужения первой церкви.
В российских неопятидесятнических церквах начала 90-х. гг., распространилось учение о прославлении, сформированное признанными в западном харизматическом движении учителями Библии, такими как, Д. Принс, Б. Сордж, М. Монро. Они учат, что музыкальная часть богослужения, состоящая из прославления, хвалы и поклонения, соответствует ветхозаветной трехчастной форме, описанной в Библии. Таким образом, музыкальная часть служения в большинстве церквей делится на три части, в соответствии с данным учением.
Использование музыки в религиозной практике обусловлено тем, что она обладает свойством психологического влияния на человека, на изменение его состояния и воздействия на мистические переживания. Поэтому музыка всегда играла важную роль в литургии традиционных христианских конфессий, но новый импульс к развитию получила с появлением протестантизма. В протестантское богослужение были включены, наряду с традиционным хоровым пением гимнов, общее пение гимнов на мотивы народных песен, затем - фольклорные мотивы (спиричуэлс и госпел), а в XX веке - современные стили музыки, что и отражается в богослужебной практике протестантских общин России.
Что касается современного учения о музыке в харизматических церквах, то оно основывается на ветхозаветных образцах, которые можно найти в описании богослужений в храме и скинии, где использовались псалмы с двухчастной формой, песни восклицания и хвалы, а также разнообразные инструменты, являющиеся древними прототипами современных инструментов, которые неопятидесятнические церкви используют на своих богослужениях.
Российскими неопятидесятниками, появившимися в начале 90-х гг. в результате миссионерской деятельности западных неохаризматических движений, перенимается не только теология и форма богослужения современного западного протестантизма, но и тенденция применять достижения современной культуры, в частности, рок и поп-музыки. Новообразовавшиеся церкви, в отличие от традиционных пятидесятников, занимают открытую позицию по отношению к современным тенденциям в культуре, отождествляя себя с частью российского социума, тем самым вписываясь в контекст современности.
Таким образом, мы можем утверждать, что использование современной музыки в неопятидесятнических церквях имеет библейские теологические основания. Неопятидесятники считают, что подобно ветхозаветному царю Давиду, который для прославления Бога использовал различные музыкальные инструменты, известные на то время в Древнем Востоке, сегодня, в современных неопятидесятнических церквях необходимо использовать современную музыку в богослужении. Такие музыкальные жанры, как Спиричуэлс, Госпел, являвшиеся в свое время нововведением в богослужебной практике, а затем ставшие основным музыкальным стилем, применяемым пятидесятниками для прославления, в дальнейшем дали толчок для появления новых направлений в музыке (рок-н-ролл, рок-музыка, поп-музыка), которые в свою очередь стали использоваться в современными христианскими движениями и деноминациями на богослужениях. Это является живым примером религиозно-культурной преемственности.



1. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. В русском переводе с параллельными местами. М.: РБО, 1995.
2. Тора. Издательство Керен Ахва Мешихид., Иерусалим, 2009. - 215 с.
Литература:
3. Бецольд Ф. История Реформации в Германии, 2 т. / пер. с нем., Изд- е Л. Ф. Пантелеева, СПб., 1900. - 231 с.
4. Блинова М. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности, Л., 1974. - 144 с.
5. Куропаткина О.В. Религиозная и социокультурная самоидентификация «новых» пятидесятников в России: дисс. ... к. культуролог. н. (24.00.0 1- теория и история культуры) №04.2.00 961945. М.: РГГУ, 2009. - 256 с.
6. Лосев А. Античная музыкальная эстетика. Москва, 1960 г. - 304 с.
7. Лункин Р.Н. Вероучение и социальная деятельность пятидесятников в России., Москва, 2005. - 196 с.
8. Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки, М., 1976. - 254 с.
9. Медушевский В.В. Духовный анализ музыки. М., 2014. — 632 с
10. Монро М. Сила и цель хвалы и поклонения. / пер. с англ., Киев, 2004 - с.5
11. Незайкинский Е. О психологии музыкального восприятия, М.,
1972. - 384 с.
12. Принс Дерек. Входя в Божье присутствие. / Международное Служение Дерека Принса на русском языке и в странах Ближнего Востока, 2009. - 133 с.
13. Рукописи Мертвого моря. / пер. с англ. СПБ, 2001 A. Sendrey, Music in Ancient Israel, London, 1969, p. 193.
14. Сордж Б. Исследование поклонения. / пер. с англ., Спб., 2001. - с.
48
15. Тернер С. Лестница в небо. / пер. с англ., М., 2001 - 288 с.
16. Тулянская Ю.Т. Дискурс кальвинизма в современном российском протестантизме. Дисс. на соиск. степ. к. филос.н. (09.00.14 - философия религии и религиоведение) Казань: КПФУ, 2018. - 214 с.
17. Уилсон-Диксон Э. История христианской музыки. / пер. с англ., Мирт, СПБ., 2001. - 428 с.
18. Хейгин К. Победоносная Церковь. / Пер. с англ., Издательство «Библейский взгляд», СПб. 2012. — 384 с.
19. Штокхаузен К., R. Duffalo, Trackings, Oxford, 1989, p. 213 (перевод с англ. 2001 г.)
Электронные ресурсы:
20. Вебер М. Избранные произведения [Электронный ресурс] URL: https://e-libra.ru/read/332658-izbrannve-proizvedeniva.html (дата обращения 29.05.2018)
21. В Москве состоялся фестиваль «Вифлеемская звезда» URL: http://www.invictorv.com/news/storv-49227.html (дата посещения
08.05.2018)
22. Г арден Д. А. Пятидесятнические церкви Америки / Г арден Д.А. - Мериленд, 1957. Цитируется по: Росин В. М. Просила Россия дождя. Эван Робертс и пробуждение в Уэльсе. [Электронный ресурс] URL: http://www.ipatievskv.ru/books/rosin-vm/evan-roberts-i- probuzhden (дата обращения 11.03.18)
23. Дмитрий Л. Пробуждение в Торонто [Электронный ресурс] URL: https://www.imbf.org/probuzhdenie/toronto-tri.html (дата обращения
04.05.2018)
24. Дронов И. Взгляды реформаторов на природу церкви. [Электронный ресурс] URL: http://mvkonspekts.ru/2-142847.html (дата обращения 11.04.18)
25.Зудов Ю. Пятидесятничество в ХХ веке: возникновение и эволюция URL: https://azbvka.ru/pvatidesvatnichestvo-v-xx-veke- vozniknovenie-i-
evolvuciva#glava ii ot pjatidesjatnichestva k kharizmatii (дата посещения 03.05.2018)
26. История британской рок-группы The Beatles URL: https://ria.ru/spravka/20121005/765342254.html (дата посещения
26.04.2018)
27. Каргина И.Г. Протестанты в России современные тенденции (по результатам социологических исследований). URL: http://www.krotov.info/lib sec/11 k/kar/gina 02.htm (дата обращения
05.05.2018)
28. Корнилов И., Погасий А., Тулянская Ю., Кульчитский А. Протестанты в России и Татарстане: история и современность. Казань, 2016. - 280 с.
29. Кун Н. Легенды и мифы древней Г реции «Орфей и Эвридика» [Электронный ресурс] URL: http: //www.sno.pro 1 .ru/lib/kun/108. htm (дата обращения 10.04.2018
30. Лопухин А. Толковая библия. [Электронный ресурс] URL: https://azbvka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaia biblija 22/150 (дата посещения 21.03.2018)
31. Лункин Р. Харизматическое движение в России URL: http://www.eastwestreport.org/86-russian/1-r-13-1/509-2013-12-02-07- 01-12 (дата посещения 06.05.2018)
32. Лютер М. Касательно порядка публичного богослужения [Электронный ресурс] URL:
http://www.gumer.info/bogoslov Buks/protestant/lvuter/11.php (дата обращения 29.05.2018)
33. Лютер М. О вавилонском пленении церкви [Электронный ресурс] URL: http://www.reformed.org.ua/2/206/ (дата обращения 28.05.2018)
34. Макарий Глухарев Опыт переложения на русский язык священных книг Ветхого Завета [Электронный ресурс] URL:
http: //biblia.russportal .ru/index.php?id=masor.macar.exod m3 8 (дата обращения 15.03.2018)
35. МакГ рат Алистер. Богословская мысль реформации. [Электронный ресурс] URL: https://religion.wikireading.ru/34049 (дата обращения
28.05.2018)
36. Максвелл Д. Борьба за изменение воскресного богослужения в период Реформации. [Электронный ресурс] URL: http://www.mirvboge.ru/2015/10/borba-za-izmenenie-voskresnogo- bogosluzheniva-v-period-reformacii/ (дата обращения 28.05.2018)
37.Ожегов С. Толковый словарь [Электронный ресурс] URL: http: //slovarozhe gova.ru/word.php?wordid=1744 (дата обращения
19.03.2018)
38. Росин В. М. Просила Россия дождя. Эван Робертс и пробуждение в Уэльсе. [Электронный ресурс] URL:
http://www.ipatievskv.ru/books/rosin-vm/evan-roberts-i-probuzhden (дата обращения 14.03.18)
39. Селивановский В. «Движение Веры» в современном протестантизме URL: http://diss.seluk.ru/di-istoriva/1676898-1- dvizhenie-veri-sovremennom-protestantizme-word-faith-movement.php (дата посещения 06.05.2018)
40. Троицкий А. Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е... URL:
https: //detectivebooks .ru/book/39097081/?page=1 (дата посещения
10.05.2018)
41. Универсальный англо-русский словарь URL: https://universal en ru.academic.ru/175148/Jesus People (дата посещения 03.05.2018)
42. Уолкенборо С. Эдвардс и Великое пробуждение. [Электронный ресурс] URL: http://www.proza.ru/2015/09/19/1780 (дата обращения
15.03.18)
43. Хлопова В. Феномен музыки. [Электронный ресурс] URL: http://www.
bookland.com/download/f/fe/fenomen_muzyki/sample.epub (дата обращения 10.04.2018)
44. Христианство против рок-н-ролла URL: https://cyberpedia.su/15xf6bc.html (дата посещения 03.05.2018)
45.Чебыкина Е. Русская рок-поэзия: прагматический, концептуальный и формо-содержательный аспекты, URL: http://www.dissercat.com/content/russkaya-rok-poeziya- pragmaticheskii-kontseptualnyi-i-formo-soderzhatelnyi-aspekty (дата посещения 03.05.2018)
46.Чижова И. А. Рок как явление западной культуры второй половины XX века [Электронный ресурс]
URL:http://www.bestreferat.ru/referat-179809.html (дата посещения
26.04.2018)
47.Элиаде М. Священное и мирское. [Электронный ресурс] URL: http://krotov.info/lib sec/26 ae/aeli/ade 01.htm (дата обращения
29.05.2018)
48. Randall J. Stevens. Assessing the roots of Pentecostalism. A historiographic essay. [Электронный ресурс]ШЕ:
http: //are.as .wvu.edu/pentroot.htm (дата обращения14.03.18)
49. Clement of Alexandria (about AD 150-215), Protrepticus 1:1-3, quoted in J. McKinon, Music in Erly Christian Literature, Cambridg, 1987, p.
30.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ