Введение 3
I Теоретические аспекты развития внимания у детей дошкольного
возраста 6
1.1 Сущность понятия «внимание». Свойства и виды внимания 6
1.2 Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста
ясельной группы 19
1.3 Анализ программ дошкольного образования по проблеме развития
внимания 27
Выводы по 1 главе 32
II Педагогический эксперимент по развитию внимания у детей ясельной
группы 34
2.1 Диагностика по выявлению уровня развития внимания у детей
ясельной группы 34
2.2 Комплекс занятий по развитию внимания у детей ясельной группы 43
2.3 Анализ результатов эксперимента 58
Вывод по 2 главе 64
Заключение 65
Список использованной литературы 67
Приложение
В последнее время все чаще от педагогов и родителей слышно, что дети стали невнимательны, не замечают интересных явлений в окружающем мире. Психолог Н.Ф. Гоноболин в своей книге «Внимание и его воспитание» говорит о том, что дети не видят того, что, кажется, не может остаться незамеченным [11, с. 47]. Следовательно, важно помочь ребенку направить внимание в нужное русло, способствовать развитию такого качества как внимательность. Развитие внимания в дошкольном возрасте дает возможность в полной мере ощущать и познавать окружающий мир.
Кроме того, слабое внимание отрицательно сказывается на процессе обучения. Внимание всегда выражалось в точном выполнении связанных с ним действий, при этом образы отличались ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают интенсивнее, а движения выполняются более четко и аккуратно. Недостаточное же развитие внимания влечет за собой непонимание учебного материала, ошибки при выполнении заданий. Многие школьники в начале обучения испытывают трудности в восприятии заданий на слух, что также является показателем слабости и неустойчивости внимания.
Проблема развития внимания давно волнует исследователей. Впервые в отечественной педагогике и психологии проблема развития внимания учащихся была затронута К.Д. Ушинским, который признавал исключительную роль внимания, развивающуюся в процессе обучения [72, с. 123]. Вопросы о генезисе и развитии внимания в детском возрасте изучались психологами Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, Н.Ф. Добрыниным, Д.Б. Эльконином, П.Я. Гальперином и другими.
Долгое время исследователи не могли найти механизмы воздействия на развитие внимания. Ученые пришли к выводу, что внимание можно и нужно развивать. П.Я. Гальперин выдвинул гипотезу, согласно которой внимание рассматривается как автоматизированное умственное действие контроля. Были проведены исследования развития внимания у школьников, подтверждающие эту гипотезу. Однако проблема развития внимания у детей дошкольного возраста является не менее актуальной.
Актуальность проблемы позволила нам выявить противоречие между необходимостью развития внимания у детей ясельной группы и недостаточным использованием развивающих игр в данном процессе.
На основании выявленного противоречия сформулирована проблема исследования: каково влияние развивающих игр на развитие внимания у детей ясельной группы?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность комплекса развивающих игр для развития внимания у детей ясельной группы.
Объект исследования: процесс развития внимания у детей ясельной группы.
Предмет исследования: комплекс развивающих игр для развития внимания у детей ясельной группы.
Гипотеза: если использовать комплекс развивающих игр на развитие внимания с учетом: устойчивости, объема, распределения, то процесс развития внимания у детей ясельной группы будет более эффективным.
Задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогических исследований раскрыть и охарактеризовать процесс развития внимания у детей ясельной группы.
2. Выявить уровни развития внимания у детей ясельной группы.
3. Экспериментально проверить эффективность комплекса развивающих игр на развитие внимания у детей ясельной группы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические-анализ психолого-педагогической литературы; эмпирические методы исследования-наблюдение, беседа с детьми, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; анализ и интерпретация эмпирических данных.
Теоретической основой явились положения: о потенциальных возможностях дошкольников (JI.C. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.), о внимании как ориентировочно-исследовательской деятельности (П.Я Гальперин, К.К. Платонов и др.); о развитии внимания в онтогенезе (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.); о развитии внимания у дошкольников (Н.Ф. Добрынин, Н.В. Лаврова и др.)
Новизна исследования: обоснованы потенциальные возможности использования развивающих игр в развитии внимания у детей ясельной группы; определены показатели и уровни развития внимания у детей ясельной группы.
Теоретическая значимость исследования: описаны содержательные характеристики уровней развития внимания у детей ясельной группы.
Практическая значимость исследования: результаты экспериментальной работы могут быть использованы педагогами для развития у детей ясельной группы посредством развивающих игр.
Экспериментальная база: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 22 комбинированного вида» Авиастроительного района г. Казани (возрастная группа 1 -3 года)
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Внимание - характеристика психической деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определённый объект. Под направленностью сознания понимается избирательный характер психической деятельности, осуществление в ней выбора данного объекта из некоторого поля возможных объектов.
Обычно внимание не рассматривают особенным психическим процессом, как память или мышление. Однако внимание направляет и обеспечивает благополучную и отчетливую работу сознания. Любой познавательный процесс - это целостность деятельности и образа. Внимание обнаруживается внутри мышления или восприятия. Анализируя особенность внимания Б.Д. Эльконин, полагает его частью любых познавательных процессов разума, и при этом той их стороной, в какой внимание играет существенную роль в деятельности, которая направлена на объект.
Невозможно быть внимательным всегда, внимание вообще выражается в обусловленных, определенных психических процессах: когда ребенок всматривается, принюхивается, решает задачу, вслушивается, пишет сочинение, т.е. когда увеличена активность познавательной деятельности в процессе отражения объективной реальности или познания. Внимание - это, прежде всего, подвижная часть прохождения познавательной деятельности, оно формулирует важнейшие взаимоотношения психической деятельности с конкретным объектом.
Проведенное исследование, позволило нам сделать следующий вывод: внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, распределением и т.д. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
В результате исследования раскрыли сущность понятия внимания и охарактеризовали его особенности у дошкольников, провели опытно-экспериментальную работу по определению уровня развития внимания у старших дошкольников, разработали методические рекомендации по развитию внимания.
Исследование осуществлялось в экспериментальной и контрольной группах.
Для выявления уровня развития внимания использовались следующие критерии: устойчивость внимания; объем внимания; распределение внимания.
Анализ полученных результатов констатирующего этапа исследования позволил сделать вывод о том, что большая часть детей имеет низкий и средний уровни развития внимания.
Для того, чтобы решить проблемы, выявленные в процессе исследования отдельных свойств внимания, была подобрана серия развивающих игр.
На контрольном этапе эксперимента обобщили и проанализировали результаты исследования уровня развития внимания у детей ясельной группы после проведения формирующего этапа экспериментального исследования, который показал, что у многих детей экспериментальной группы уровень развития повысился.
Таким образом, проведенное нами исследование позволяет утверждать, что работа по развитию внимания детей ясельной группы дело важное и необходимое и поддается корректировке посредством развивающих игр.
1. Аксенова М.Н., Некрасова К.А. Об уровне развития устойчивости
произвольного внимания у детей, поступающих из детского сада в школу // - №5. - Вопросы психологии. - 2004. С.25-32.
2. Безбородова Н.Я., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию: Сборник игр-коррекций / М.: Новая школа, 2005. 118 с.
3. Белых В.А. Полный курс развития дошкольника. Внимание, память, мышление / под ред. В.А. Белых. М.: ЭКСМО, 2015. 187 с.
4. Бондарев И.П., Вылежагин О.И. Новая методика оценки свойств внимания // Вопросы психологии. 2000. №5. С. 127-131.
5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / под ред. А.К. Бондаренко. Москва, 2000. 127 с.
6. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачева В.В. Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников. М.: «Гном-Пресс», 2000. 64 с.
7. Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольном учреждении / под ред. М.А. Васильевой. М.: Просвещение, 2006. 112 с.
8. Вейн А.М. Внимание человека / под ред. А.М. Вейн. СПб.: Питер, 2000. 238 с.
9. Волокитина М.Н., Т.А. Маркова Пособие для воспитателя дет. сада. М.: Просвещение, 2002. 128 с.
10. Вундт В. Память и внимание: В кн. избр. псих. произв. / под ред. В. Вундта. М.: Просвещение, 2004. 285 с.
11. Выготский Л.С. История развития высших психических функций / под ред. Л.С. Выготского. М.: Педагогика, 2000. 328 с.
12. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте / под ред. Л.С. Выготский. М.: Просвещение, 2006. 186 с.
13. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М.: МГУ, 2004. 102 с.
14. Гильбух Ю.З., Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М.: «Педагогика», 2002. 160 с.
15. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. М., 2004. 276 с.
16. Гальперин П.Я., Ляпидевский С.С. Расстройства внимания и методы их устранения. М.: Просвещение, 2005. 196 с.
17. Гонобилин Ф.Н. Внимание и его воспитание / под ред. Ф.Н. Гнобилина. М., 2002. 390 с.
18. Джемс У. Внимание: хрестоматия по вниманию / под ред. У. Джемс. М.: ЧеРо, 2009. 387 с.
19. Добрынин Н.Ф. Внимание и его воспитание / под ред. Н.Ф. Добрынина. М.: Просвещение, 2005. 256 с.
20. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания / под ред. Н.Ф Добрынина. М.: ЧеРо, 2001. 340 с.
21. Добрынин Н.Ф. Произвольное и непроизвольное внимание / под ред. Н.Ф. Добрынина. М.: Просвещение, 2008. 118 с.
22. Дормашев Ю.Б., Романов, В.Я. Психология внимания. М.:, 2001.215 с.
23. Дружин В.Н., Галкина, Т.В. Методы психологической диагностики. М.: Владос, 2000. 165 с.
24. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление нарушений внимания у дошкольников. Екатеринбург: издательство Литут, 2003. 320 с.
25. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре / под ред. Р.И. Жуковской. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 2003. 320 с.
26. Запорожец А.В., Усова, А.П. Психология и педагогика игры дошкольника. М., 2006. 180 с.
27. Иванова В.А., Лебедева М.А. Развитие внимания у детей младшего дошкольного возраста // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 12. С. 1704-1708.
28. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М.: Детствопресс, 2008. 332 с.
29. Коломенский Я.Л. Детская психология / под ред. Я.Л. Коломенского. Минск.: Университетское, 2008. 399 с.
30. Короткова Н.А., Михайленко Н.Я. Как играть с ребенком. М.: Просвещение, 2010. 211 с.
31. Лебедева С.А. Игра и её развитие у детей / под ред. С.А. Лебедевой. Шуя.: изд-во «Весть», 2007. 44 с.
32. Леонтьев А.Н. Развитие внимания / под ред. А.Н. Леонтьева. М.: Владос, 2008. 233 с.
33. Лурия А.Р. Хрестоматия по вниманию / под ред. А.Р. Лурия. М.: Академия, 2006. 261 с.
34. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология / под ред. Т.Д. Марцинковской. М: Гардарики, 2000. 255 с.
35. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей / под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Наука, 2007 176 с.
36. Мухина С.В. Возрастная психология / под ред. С.В. Мухиной. М.: Изд-во «Академия», 2000. 205 с.
37. Мухина С.В. Детская психология / под ред. С.В. Мухиной. М.: Просвещение, 2012. 389 с.
38. Наумова О. Логика, память, внимание. Развивающие задания для детей дошкольного возраста / под ред. О. Наумовой. М.: Доброе слово, 2011. 64 с.
39. Неймер Ю.Л. Психологический словарь / под ред. Ю.Л. Неймер. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 352 с.
40. Немов Р.С Психология. В 3-х кн. Кн.3.: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. / под ред. Р.С. Немова. 4-е изд. М.: Гуманитар. изд. центр «Владос», 2007. 631 с.
41. Никитин Б.Н. Как развивать внимание и память вашего ребенка / под ред. Б.Н. Никитина. М.: Просвещение, 2002. 199 с.
42. Обухова Л.Ф. Детская психология / под ред. Л.Ф. Обуховой. М.: Тривола, 2006. 360 с.
43. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебное пособие / под ред. Л.Ф. Обуховой. М.: Педагогическое общество России, 2000. 448 с.
44. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет. М.: ТЦ Сфера, 2004 104 с.
45. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учебное пособие для вузов / под ред. Н.Н. Палагиной. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. 234 с.
46. Петраков А.В., И.А. Девина Развиваем внимание. М.: Издательство Ось-89, 2001. 189 с.
47. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Краткий психологический словарь Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 347 с.
48. Петровский А.В, Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 345 с.
49. Путляева Л. Воспитание внимания // Дошкольное воспитание. 2005. № 8. С. 58-60.
50. Рибо Т. Психология внимания / под ред. Т. Рибо. СПб.: Изд-во Ф. Павленкова, 2000. 369 с.
51. Роговин М.С. Проблемы внимания / под ред. М.С. Роговина. Ярославль: Академия развития, 2006. 288 с.
52. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / под ред. С.Л. Рубинштейна. СПб: Издательство «Питер», 2000 712 с.
53. Смирнов А.А. Проблемы психологии внимания / под ред. А.А. Смирнова. М.: Просвещение, 2008. 168 с.
54. Смирнова Е.О. Детская психология / под ред. Е.О. Смирновой. Питер, 2016. 368 с.
55. Смирнова Т.С. Психология внимания / под ред. Т.С. Смирновой. М.: Просвещение, 2007. 376 с.
56. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду / под ред. А.И. Сорокиной. Москва, 2002. 187 с.
57. Тамбиев А.Э., Медведев С.Д. Исследование обобщенной оценки внимания: вопросы психологии. М.: Владос, 2007. 85 с.
58. Титченер Э. Б. Внимание: психология внимания / под ред. Э.Б. Титченера. М.: ЧеРо, 2001. 246 с.
59. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей у детей / под ред. Л.Ф. Тихомировой. Ярославль, 2006. 153 с.
60. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников. Популярное пособие для родителей и педагогов / под ред. Л.Ф. Тихомировой. Ярославль: Академия развития, 2000. 98 с.
61. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология / под ред. Г.А. Урунтаевой. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 336 с.
62. Урунтаева Г.А. Практикум по психологии дошкольника / под ред. Г.А. Урунтаевой. М.: «Академия», 2008. 368 с.
63. Ухтомский А.А. Развитие внимания детей / под ред. А.А. Ухтомского. М.: Сфера, 2007. 122 с.
64. Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей: пособие для
родителей и педагогов / под ред. Л.В. Черемошкиной. Ярославль, 2001. 176 с.
65. Чупров Л.Ф. Исследования особенностей внимания / под ред. Л.Ф. Чупрова. М.: АРТ-ПРЕСС, 2003. 87 с.
66. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (психология развития и возрастная психология): учебник для студентов вузов / под ред. И.В. Шаповаленко. М.: Гардарики, 2007. 267 с.
67. Шашина В.П. Методика игрового общения / под ред. В.П. Шашиной. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 104 с.
68. Эльконин Д.Б. Детская психология / под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 384 с.